Какие проблемы существуют в практической психологии образования в настоящее время кратко

Обновлено: 07.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Однако, реализация данное цели на практике включает в себя множество проблем и противоречий:

Проблема соединения теории с практикой.

С одной стороны, представители академической психологии озабочены бездумным использованием плохо адаптированных и порой недостаточно научно обоснованных методик, смелостью практических психологов в постановке диагнозов и составлении прогнозов. С другой стороны, психологи, занятые в той или иной области социальной практики, при столкновении со сложными ситуациями нередко испытывают профессиональную беспомощность. При этом они обычно не выходят за рамки привычной деятельности и обращаются либо к популярным источникам, либо к более опытным коллегам. Недостаточность профессиональных знаний мешает им осознать истинную причину неудач и по сути дела обрекает на промахи и ошибки. Таким образом, мы наблюдаем как бы самостоятельное относительно независимое существование теории и практики.

Сегодня ситуация меняться в лучшую сторону, и студенты знакомятся не только с теоретической, но и с практической психологией. При этом следует отметить, что владение набором методик не тождественно владению психологией в целом, как, по образному выражению Г.Айзенка, термометр в руках фельдшера не делает его врачом.

Отсутствие единой концепции психологической службы образования.

У практического психолога образования есть обязанности, но нет прав.

Психолог по результатам индивидуального обследования может рекомендовать родителям ребенка получить консультацию у невропатолога, логопеда, окулиста и т.п. или пройти нейропсихологическое обследование, но он не имеет права организовать подобную консультацию самостоятельно без согласия родителей, например, пригласив одного из названных специалистов в школу или детский сад. Мало кому придет в голову полностью игнорировать медицинские предписания, но как бы само собой разумеется, что с мнением психолога можно не считаться.

Однако, не смотря на все проблемы, служба практической психологии доказала свою эффективность в решении широкого спектра проблем: проектирование развивающего образа жизни личности, составление психологического портрета индивидуальности, оказание психологической помощи при работе с семьей ребенка, обеспечение психологической поддержки при выборе жизненного пути и профессиональной карьеры, в том числе в процессе профессиональной адаптации, а также при выявлении причин отклонений в развитии личности, профилактике и коррекции подобных отклонений. Практический психолог содействует гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях.

Таким образом, просматриваются перспективы развития практической психологии образования направленные на решение вышеперечисленных проблем и дальнейший рост психологии, как науки.

Литературные источники:

Барановская Н . Психическая атака // Известия. 15 января 2003 г. № 5(26322). С.10.

Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1998.

Выготский Л.С . Исторический смысл психологического кризиса // Собр.соч.: В 6 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1981. С.291–436.

Запорожец А.В . Значение ранних периодов детства для формирования детской личности // Принцип развития в психологии / Отв. ред. Л.И. Анцыферова. М.: Наука. С. 243–267.

Зинченко В.П . Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова). М.: Гардарики, 2002.

Пахальян В.Э . Каким должен быть психолог, работающий в системе образования? // Вопр. психол. 2002. № 6. С.103–112.

Пахальян В.Э . Психопрофилактика в образовании // Вопр.психол. 2002. № 1. С.38–44.

Степанова М.А . Психология в образовании: психолого-педагогическое взаимодействие // Вопр. психол. 2003. № 4. С. 76–83.

Шувалов А.В . Проблемы развития службы психологического здоровья в системе дополнительного образования детей // Вопр.психол. 2001. № 6. С. 66–79.

Необходимость научного анализа процесса реформирования системы образования. Дезориентированность в психологическом знании.

Выбор адекватных современной культурно-исторической ситуации технологических решений в образовании.

Проблема отрыва обучающихся от информационных ресурсов, накопленных в мировой культуре.

Проблема повышения степени связанности знаний, умений и навыков с непосредственным практическим опытом обучаемых, сложность переноса на другие классы задач. Развитие универсальных учебных действий и метапредметное обучение. Разновременное наступление социальной и образовательной зрелости. Изменение жизненных приоритетов, связанное в том числе и с обретением опыта профессиональной деятельности.

Перегруженность обучаемых всевозрастающими объемами подлежащей усвоению информации.

Отсутствие обучающей помощи.

Проблема формирования и развития образовательной культуры.

Проблема оценки качества образования.

Проектирование в образовании. Психологическое моделирование образовательных сред. Технологичность образовательных сред. Проблема психологической безопасности образовательной среды учебных заведений.

Актуальные проблемы деятельности практического психолога системы образования как отражение методологических проблем образования.

Теоретико-методологические основы психологии образования

Психологические основания образовательной инноватики. Детерминанты эффективности реализации образовательной инноватики: методологические основания; образовательные технологии; квалиметрия и мониторинг; личностный фактор (В.А. Янчук).От субъектной к субъект-субъектной парадигме; от универсализма к интегративной эклектике.От стимульно-реактивной модели к интерактивной; от операционального вооружения к операциональной генерализации; от монообразования к полиобразованию; от образования фиксирующего к образованию упреждающему; от пассивного усвоения к активному поиску с использованием информационных технологий.

Сформированность образовательной культуры как показатель качества образования. Овладение учебным модулем как локальный показатель качества образования. Основные образовательные траектории учебного модуля.

Критерии и показатели качества образования. Проблема образовательного тестирования. Возможности и ограничения систем оценки знаний.

Экологическая перспектива развития образования. Особенности экологического подхода к образованию. Обеспечение экологичности бытия-в-мире.

Экологическая теория знания (S.A. Barab, W.-M. Roth).

Гуманизация и гуманитаризация образования.

Мыследеятельностная педагогика. Парадигма мысле­деятельностной педагогики, развивающая идеи российского психолога В. В. Давы­дова и мыследеятельностный подход методолога Г. П. Щедровицкоro. Назначение метапредметов. Обучение базисным мыслительным способностям.

Концепция универсальных учебных действий (Г.А. Асмолов и др.). Мета-учебные умения.

Проблемы реформирования образования. Идеологии современного образования. Постмодернистский конструктивизм. Социокультурно-интердетерминистский диалогический подход как методологические основания образования (В.А. Янчук). Личностные, ситуативные и активностные (поведенческие, деятельностные и т.п.) факторы образования.

Перспектива развития психологии образования. Развитие технологий формирования активной, ориентированной на социально значимые ценности личности, способной и обладающей необходимыми ресурсами и средствами самостоятельного поиска и развития. Перспективы и оценка образовательных инноваций.Риск, оценки их потенциальной эффективности и как социальной, так и физической безопасности результатов их внедрения.

Развитие субъекта образования: проблемы. Подходы, методы исследования.

Интегративные модели организационной эффективности. Психологические индикаторы эффективности деятельности образовательного учреждения.

Психология обучения – наиболее разработанная область педагогической психологии. Поскольку главной целью обучения традиционно считается приобретение учеником знаний, умений и навыков, в педагогической психологии в первую очередь изучаются особенности усвоения знаний детьми – общие закономерности и индивидуально-типические различия. Усвоение знаний связано, с одной стороны, с содержанием и методами обучения, с другой – с умственным развитием обучаемого. Изучение этих взаимосвязей является одним из главных направлений исследования в психологии обучения.

Эффективность усвоения знаний определяется отбором организацией учебного взаимодействия детей, выполнением обучаемым определенных познавательных действий.

В связи с этим для анализа основных закономерностей усвоения знаний используются ключевые термины: обучение, учение, учебная деятельность.

Обучение – это процесс целенаправленной, последовательной передачи общественно-исторического, социокультурного опыта другому человеку ( людям ) в специально организованных условиях семьи, дошкольного учреждения, школы, вуза, сообщества.

Обучение начинается с самого рождения и продолжается на протяжении всей жизни человека в различных видах деятельности: общении, игре, труде.

Ребенок впервые начинает осуществлять общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность. Меняется положение ребенка в обществе, он занимает новую позицию по отношению ко всем окружающим. Обучение формирует определенные свойства и черты личности.

Современное образование переживает период реформирования, что отражается и на дошкольном обучении.

В соответствии с обозначенными выше характеристиками обучения в педагогической психологии определяются его основные проблемы. Проблемой называется содержащий противоречие и, как следствие, трудноразрешимый в науке вопрос, на который невозможно в настоящее время получить однозначный и бесспорный ответ. В истории педагогической психологии многие традиционные вопросы исследования так и остались не до конца понятыми, сохранили статус проблемы.

Одной из таких проблем является индивидуализация и дифференциация обучения. Разные авторы выделяют в качестве главных различные психологические особенности обучающихся, которые необходимо учитывать при индивидуализации учебной работы: умственные способности, учебные умения, познавательные интересы, индивидуально-типологические особенности.

Вторая традиционная проблема – наглядность в обучении. Широко бытует представление, что наглядность прямо и непосредственно связана с чувствительностью, с наблюдаемостью предметов, явлений. Такое понимание наглядности идет от Я.А. Коменского, который считается родоначальником принципа наглядности в обучении. Новый подход к проблеме наглядности обучения разрабатывался В.В. Давыдовым . Наглядность – показатель простоты и понятности для данного человека того психического образа, который он создает в процессе восприятия, памяти, мышления и воображения ..

Особую роль в создании у обучаемых наглядных образов изучаемых явлений играет создание модели (муляжа, макета, чертежа, схемы, графика, и т. д.) в результате анализа, выявления в объекте главных существенных свойств.

При использовании наглядных пособий педагогу следует учитывать два момента: 1) какие действия вызовут у обучающихся предъявляемые им средства наглядности; 2) какие действия должны выполнять обучающиеся, чтобы сознательно овладеть учебным материалом. Если эти группы действий соответствуют друг другу, то наглядные пособия и средства наглядности нужны, полезны; если же такого соответствия нет, то эти пособия или не нужны, или даже вредны. Например, если при обучении счету используются яркие картинки или игрушки, то внимание детей направлено не к объекту изучения – количественным отношениям, а к содержанию предметов.

Третья проблема – развитие теоретического мышления обучающихся. В.В. Давыдов разработал теорию новой системы обучения с направлением от общего к частному, от абстрактного к конкретному, от системного к единичному. Развивающееся в процессе такого обучения мышление было названо В.В. Давыдовым теоретическим, а само обучение развивающим.

Четвертая проблема – управление процессом усвоения знаний учащихся. Разработка этой проблемы в отечественной психологии связана в первую очередь с именами П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной. П.Я. Гальперин подробно описал закономерности поэтапного формирования умственных действий на основе их предметных аналогов. Н.Ф. Талызина, опираясь на труды А.Н. Леонтьева и П.Я. Гальперина, подробно описала основные условия, обеспечивающие управление процессом усвоения действий и понятий, а также пути формирования у школьников различных приемов познавательной деятельности.

Помимо вышеперечисленных, в педагогической психологии дискутируются и другие проблемы: психологическая готовность ребенка к школьному обучению, формирование у дошкольников положительной мотивации к учению, гуманизация и демократизация обучения, преемственность в обучении и др.

В последние годы в педагогической психологии появились новые актуальные проблемы исследования: сохранение психологического или личностного здоровья участников образовательного процесса; здоровьесберегающие технологии обучения; безопасность образовательной среды; личностная зрелость и компетентность субъектов образовательного процесса и др.


О. С. Зубова,
Педагог-психолог МБДОУ №12
пгт Никель, Печенгский район, Мурманская область

O.S. Zubova,
educator-psychologist №12 settlement
Village of Nikel, Pechenga district, Murmansk region

Аннотация

В данной статье речь идет о современных проблемах психологии в образовании, решение которых необходимо осуществить в самое ближайшее время. Автор дает краткую характеристику наиболее актуальных проблем психологии в рамках современного образования, а также предлагает возможные направления их решения.

Ключевые слова: образование, ценностные ориентации, психология в образовании, психологическая подготовка педагогических кадров.

ACTUAL PROBLEMS OF PSYCHOLOGY IN EDUCATION

Abstract

In this article we are talking about modern problems of psychology in education, the solution of which must be implemented in the nearest future. The author gives a brief description of the most actual problems of psychology in the framework of modern education, as well as offers their possible solutions.

Key words: education, value orientations, psychology in education, psychological training of pedagogical personnel.

Актуальность исследования по данной теме обусловлена тем, что те изменения, которые происходят в современном обществе в настоящий момент времени, начинают приобретать все более глобальное значение. Образование, представляя собой немаловажную часть социальной системы, не может обходиться без изменений. В Российской Федерации стремительно формируется информационное общество, в рамках которого в качестве стратегических факторов развития общества, а также предметов и результатов труда, начинают выступать такие составляющие, как информация и научные знания. Это связано с тем, что именно с грамотным и эффективным использованием информации исследователи связывают надежды на решение глобальных проблем энергетики и экологии, развитие науки и культуры, достижение принципиально нового уровня интеллектуального и духовного развития человека и социума, а также их переход на путь безопасного и устойчивого развития [1].

В это же время возрастает интерес гуманитарных наук к проблемам ценностей и ценностных ориентаций. В психолого-педагогическом направлении этот интерес имеет социально-практический вектор, поскольку определяется необходимостью ориентации современного образовательного процесса на формирование у всех субъектов образования социально позитивных ценностей как важнейшей, неотъемлемой составляющей результата образования и воспитания любого уровня.

Практическое решение этой сложной образовательной задачи порождает множество вопросов и проблем, требующих глубокого научного осмысления.

— определиться в категориях проблем психологии в образовании;

— выделить такие аспекты в развитии образования, которые находятся в прямой взаимосвязи с природой человека (генетика, психофизиология и т.д.);

— оказывать максимальное содействие профессионально-личностному развитию педагогических кадров в рамках концепции непрерывного образования [2] .

Та система обучения, которая ориентирована на развитие разнообразных видов социальной деятельности, в качестве своей основы имеет компетентностный подход. Дидактами и исследователями в области психологии образования выделяются три варианта формирования системы современного образования в рамках компетентностного подхода, а именно:

— обыденный способ, представляющий собой приобретение опыта на основании проб и ошибок;

— алгоритмический способ, который связан с освоением ориентировочной базы и последующего выполнения заданий в соответствии с основными параметрами и процедурами;

— метапредметный подход, который представляет собой самостоятельное нахождение алгоритмов и процедур, а также последующее осознанное и творческое их использование с целью решения повседневных, образовательных и иных задач [3] .

В контексте вышесказанного особое место занимает ряд исследований, которые посвящены проблемам формирования доступной образовательной среды, в которой бы присутствовали функции и возможности учета особенностей обучающихся (причем как физического, так и психологического характера); а также исследований, которые посвящены проблемам возможности формирования процесса совместного обучения учащихся, имеющих разные возможности. Иными словами, ситуация личностного развития применительно к образовательному пространству, представляет собой одну из координат создания такого образовательного пространства, в рамках которого отношения, события и поступки направлены на актуализацию процесса смыслообразования и сдвигания мотивов в направлении целей деятельности, вызывая, таким образом, трансформацию образа мыслей и поведения [4] .

Важно отметить, что при этом содержание образования приобретает ситуативно-контекстную форму. Носителями такого образования становятся события, возникающие в межсубъектных отношениях взаимодействия участников образовательной среды, а способом создания нового содержания образования — изменение траектории и технологии обучения самого педагога, его подготовки к профессиональной деятельности нового вида, становления ее как субъекта, доминанты своей жизненной активности [5] .

Таким образом, на основании исследования по данной теме можно сделать общий вывод о том, что в качестве цели современного образования выступает воспитание и социально-педагого-психологическая поддержка становления и дальнейшего развития компетентного и творческого гражданина Российской Федерации, обладающего, помимо перечисленного, инициативностью и высокими нравственными качествами. Вектор ориентации идеологии системы современного образования должен лежать в направлении высшей ценности, под которой понимается человек, реализующий свой творческий потенциал во взаимодействии с окружающим миром, природой и обществом. Та ситуация, которая к настоящему моменту сложилась в психолого-педагогической науке, требует разработки современных концепций, а также расширения исследований закономерностей психического, личностного, социального и творческого развития человека в условиях современной действительности. Те изменения, которые протекают в политической, национальной и общественной сферах, определяют основные целевые ориентиры в области подготовки будущих специалистов, которые будут способны вести свою профессиональную деятельность в рамках современных социокультурных условий.

Актуальным становится формирование через систему российского образования социальных отношений, наиболее благоприятных для каждого человека и общества в целом. Под современной образовательной средой понимаются образовательные учреждения разного типа и взаимодействующие с ними общественные и государственные организации, которые создают условия для развития и социализации человека. Перед высшей школой стоит проблема совершенствования психолого-педагогической подготовки педагогических кадров


АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современный мир изменился, и как следствие, изменились современные дети. Изменения психологических особенностей современных детей определили проблемы обучения и воспитания, необходимые для теоретического и практического исследования.

Д.И. Фельдштейн определил реальные измене­ния современного ребенка и подростка, среди которых особую тревогу вызывают следующие:

- снизился уровень социальной компетентности;

- обедняется общение детей, отмечается низкий уровень комму­никативной компетентности;

- у подростков фиксируются регрессивные изменения в мозговом обеспечении познавательной деятельности, ухудшаются меха­низмы произвольного регулирования, избиратель­ного внимания, избирательной оценки информации, уменьшается объем рабочей памяти;

Ф. И. Гиренок считал, что понятийное мышление молодого человека перестало играть важную роль в современном мире, что происходит замена линейного, бинарного мышления нелинейным мышлением [1].

ускорение темпов жизни и напрямую связанное с ним возрастание объема информационного потока, что порождает проблематику отбора и сокращения информации, выделения главного и фильтрации лишнего;

потребность в большей актуальности информации и скорости ее поступления;

увеличение разнообразия поступающей информации;

увеличение количества дел, которыми человек занимается одновременно и др. [4].

Клиповое мышление предполагает упрощение усвоения материала, игнорируя его глубину. Теряется способность к анализу и выстраиванию длинных логических цепочек. В тоже время клиповое мышление можно рассматривать как защитную реакцию организма на информационную перегрузку и способ получения большего объема информации.

1. Клиповое мышление предполагает быструю реакцию на информацию: быстро думать, быстро понимать, быстро говорить, быстро принимать решение. Все, что мешает этому, должно быть оставлено без внимания. Быстро говорить ученику мешает биологическая особенность речевого аппарата. При клиповом мышлении школьники сводят к минимуму речь, заменяя ее схемами, рисунками, символами. Поэтому первый признак клипового мышления – это языковой минимализм, речевая бедность.

2. Визуальное мышление - способность видеть не только глазами, но и воображением. У современных школьников клиповое мышление и визуальное мышление тесно связаны между собой.

3. Рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания и предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст.

4. Преобладание конкретного мышления над абстрактным [4].

Увеличение роли знаний, информации и информационных технологий привели к новому этапу развития общества - информационному. Основную роль в формировании клипового мышления выполняют средства массовой информации, телевидение, Интернет, мобильная связь, разнообразные социальные сети, которые используют приемы клиповой подачи информации.

Клиповое мышление стало неотъемлемой частью современного школьника и необходимо найти пути и возможности грамотного его применения как в образовательном процессе, так во всех жизненных аспектах [1].

Поэтому, как пишет Фельдштейн: «Преподаватели и аспиранты, докторанты, соискатели кафедр и сотрудники лабораторий должны быть ориентированы на изучение:

во-первых, общих закономерностей познавательных процессов растущего человека на всех этапах детства;

во-вторых, на выявление сензитивных возможностей психического раз­вития в каждом возрастном периоде;

в-третьих, на установление пре­дельных возрастных возможностей в усвоении знаний, формировании на­выков, умений;

в-четвертых, на выявление педаго­гических, методических принципов подачи знаний, выработку у детей лич­ного отношения к ним;

в-пятых, на определение условий развития творческих способностей, то есть потенциальных возможностей растущего человека, что позволит обо­снованно решить проблемы иннова­ционного образования, нацеленного на повышение, углубление культуры каждого ребенка;

в-седьмых, на выяснение условий, способствующих формированию со­циальной зрелости и ответственности;

в-восьмых, на определение психоло­гических факторов, влияющих на фор­мирование убеждений и социальных ценностей у подростков и юношей;

". Есть два рода сострадания. Одно - малодушное и сентиментальное, оно, в сущности, не что иное, как нетерпение сердца, спешащего поскорее избавиться от тягостного ощущения при виде чужого несчастья; это не сострадание, а лишь инстинктивное желание оградить свой покой от страданий ближнего. Но есть и другое сострадание - истинное, которое требует действий, а не сантиментов, оно знает, чего хочет, и полно решимости, страдая и сострадая, сделать все, что в человеческих силах и даже свыше их" [5].

Сопереживание - это способность к пониманию другого, к состраданию. Сопереживание позволяет проникнуться чувствами и эмоциями других людей, помогает налаживать контакты с окружающими, определяет коммуникативный потенциал развивающейся личности.

Гиренок, Ф.И. Клиповое сознание/ Ф.И. Гиренок

Панфилова, Т.В. "Информационный человек": личность в эпоху глобализации/ Т.В. Панфилова

Фельдштейн, Д. И. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы новой школы // Национальный психологический журнал / Д.И, Фельдштейн. - 2010. №2(4). с.6-11

Цвейг, С. Нетерпение сердца / перевод Н. Бунина/ С. Цвейг. – Азбука-Аттикус, 2016. 460 с.

Читайте также: