Эстетические и педагогические требования к иллюстрации в доу

Обновлено: 17.05.2024

Проблема эстетического воспитания детей, на мой взгляд, является одной из самых актуальных в наше время. Это связано с тем, что далеко не все в окружающем мире имеет эстетически правильный вид и не всякое созданное художественное произведение достойно внимания.

Важнейшим средством эстетического воспитания ребенка является изобразительное искусство. С ним ребенок растет, учится, обогащает свой сенсорный опыт и сенсорную культуру. Искусство стимулирует познавательную активность, развитие речи и психических процессов детей, побуждает их к творчеству. Именно искусство развивает у ребенка дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. С помощью произведений живописи дети учатся понимать гармонию окружающего их мира и природы. Ознакомление дошкольников с живописью и искусством в целом позволяет обогатить представления о жанрах и видах произведений, учит запоминать их названия, давать сравнительную характеристику и высказывать свое личное мнение о том или ином произведении будь то картина или скульптура. Дети дошкольного возраста вполне способны высказать свое мнение о понравившейся картине, к изображенным на ней предметам, людям или природе. Могут дать сравнительную оценку явлению, изображенному на картине. Не случайно темой своей работы я выбрала ознакомление дошкольников с картинами известных художников. Именно они являются своеобразной книгой, научившись читать которую, дети могут узнать об истории своего народа, его традициях. Причиной же выбора данного направления стали наблюдения за деятельностью родителей педагогов в области эстетического развития.

Целью моей работы было-познакомить детей разного возраста с произведениями искусства, создать развивающую среду для их полноценной творческой деятельности, стимулировать деятельность педагогов и родителей в совместной деятельности по формированию у детей знаний и представлений об искусстве как величайшем достоянии человека.

Все содержание моей работы было направлено на формирование познавательного интереса к эстетической стороне окружающего детей мира. Проблема состоит в том, что родители мало посещают музеи и художественные выставки, не знакомят детей с картинами или другими произведениями искусства. Многие дети не знают фамилий художников и их работы, не могут различить пейзаж или натюрморт.

На основании этого я выделила три основных направления работы по данной теме:

- знакомство с жанрами изобразительного искусства;

- формирование эстетического вкуса, любознательности, наблюдательности и воображения детей;

- совершенствование умений и навыков детей в рисовании для создания собственных творческих произведений.

Поэтому я поставила перед собой следующие задачи:

1. Познакомить детей с разными видами живописи и искусства.

2. Развить у детей желание заниматься продуктивной деятельностью.

3. Развивать у детей индивидуальные творческие способности.

4. Способствовать развитию речи, речевому общению в совместной деятельности детей, педагогов и родителей.

5. Воспитывать бережное и уважительное отношение к детскому творчеству.

Вся деятельность по данной теме была организована с детьми, начиная со второй младшей группы детского сада и до выпуска детей в школу и строилась поэтапно, согласно требованиям, к произведениям искусства для детей дошкольного возраста.

Требования к отбору произведений искусства:

1. Произведения должны иметь познавательный характер.

2. Должны быть понятными и доступными детям.

3. В произведениях должно быть четко выделено главное и основное.

Все это необходимо для того, чтобы пробудить у детей нравственные чувства, которые в дальнейшем помогут сформировать их отношение к окружающему.

Методы и приемы ознакомления детей с искусством усложняются в связи с возрастом детей по мере их взросления.

В младшем возрасте это:

1. Знакомство с книжной графикой (книжные иллюстрации).

2. Знакомство с народной игрушкой (дымковской, каргопольской, филимоновской).

В средней группе:

1. При знакомстве с книжной графикой детей учат выделять изобразительные средства (сочетание красок, выразительность формы, детали костюмов и интерьера, обращают внимание на декор и украшения).

3. При знакомстве со скульптурами малых форм особое значение уделяется определению материалов, из которых они изготовлены, сюжетному содержанию, особенностям внешнего вида скульптуры. В данном случае дети могут составлять описательные рассказы по скульптуре малых форм, что способствует развитию речи.

В старшей группе:

Занятия по ознакомлению с искусством проводятся 1 раз в месяц. Детей учат понимать содержание художественного произведения, замысел автора и видеть средства выразительности. Детей знакомят с такими видами искусства, как графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптуры малой формы и архитектура.

1. Знакомство с книжной графикой идет и на занятии, и в свободное время.

Важно обратить внимание на творческую манеру художника- графика. В конце учебного года можно организовать выставку работ знакомых художников. Знакомство с графическими иллюстрациями идет в 2 этапа:

- учим замечать главное;

- обращаем внимание на детали.

2. Знакомство с декоративно-прикладным искусством в старшей группе основано на рассказах о русских народных промыслах: где возник, где сделан, технология промысла. На данном этапе продолжается знакомство детей с произведениями Гжельской, Хохломской, Богородской игрушкой, а также с произведениями Жостово. В данном случае используется метод сравнения 2 видов игрушек. Просмотр иллюстраций, диафильмов, слайдов, презентаций, открыток будет являться приемом работы с детьми.

В старшем возрасте детей знакомят с произведениями художников И.И.Шишкина, И.Левитана.

В подготовительной группе:

Идет более глубокая работа по ознакомлению детей с искусством на основе уже имеющегося ими опыта и психологической готовности к восприятию более сложного по содержанию и замыслу произведения искусства.

1. Книжная иллюстрация знакомит с тем, как именно художник добивается выразительности образа, использует цвет и форму. Детей учат сравнивать иллюстрации художников, отличных по творческой манере (Рачев, Чарушин). Кроме традиционных вопросов детям задают вопросы иного характера:

- о чем тебе думается или вспоминается, глядя на картину;

- какое настроение возникает у тебя, когда ты смотришь на картину.

2. Знакомство детей с жанрами изобразительного искусства проводится в 3 направлениях.

- знакомство с автором картины, ее названием. Рассматриваются портреты детей и известных людей (Пушкин, Мика Морозов, Мухина).

- обращается внимание детей на цвет, колорит, время дня, тон, композицию. Возможен прием использования музыки и художественного произведения при рассматривании картины.

- обращается внимание детей на цвет, форму, композицию, колорит и предметы быта. В работе используется фланелеграф для более точного разъяснения композиции натюрморта.

3. Знакомство с декоративно-прикладным искусством в подготовительной группе проводится с более глубоким изучением 2-3 видов народных промыслов. Приемом работы является искусствоведческий рассказ. Детей знакомят с искусством вологодских кружевниц, Павлово-Пасадским искусством платков и Палехскими миниатюрами, а также местными промыслами и Урало-Сибирской росписью.

4. Знакомство со скульптурами малых форм строится на основе работы с детьми старшей группы.

5. При работе с жанрами изобразительного искусства в работу с детьми добавляются новые темы: бытовой, мифологический сюжеты. Проводится работа по знакомству детей с художниками-анималистами и маринистами (Чарушин, Айвазовский).

Таким образом, можно сделать вывод: вид изобразительного искусства-это способ изображения реальной жизни на плоскости или в объеме того или иного объекта, с использованием приемов, которые использовал художник или скульптор.

Для достижения цели своей работы я использовала различные виды дидактических игр для детей по жанрам:

- скульптуры малых форм и архитектура (альбомы по видам архитектуры разных стран, рассматривание альбомов скульптур и статуэток).

Кроме того, в своей работе я использовала гимнастику для глаз, физминутки, слушание релаксационной музыки при просмотре картины и беседы, в ходе которых использовала метод пояснения и сравнения. А также литературные и песенные образы для оживления детских эмоций.

После изучения каждой темы и проведения занятий, организовывала выставку детских работ по теме для ознакомления родителей и с результатами работы.

В своей работе использовала информационные материалы для родителей и педагогов:

- папки-передвижки с темами консультаций;

Свою работу начала с детьми 2 младшей группы, распределив задачи работы на каждый учебный месяц года и запланировав виды деятельности. Планирование работы занесла в соответствующие таблицы по каждой возрастной группе.

Месяц Тема Цель Задачи программного содержания Формы и методы проведения занятий Используемые средства Работа с родителями и педагогами

Кроме того, в старшей и подготовительной группах с детьми проводилась кружковая работа по декоративно-прикладному искусству с использованием нетрадиционных художественно-графических техник в старшей и подготовительной группах. Обследование детей в конце учебного года проводилось с использованием диагностического материала и заносилось в таблицу.

Вопрос,
задание
Используемый стимульный материал Знания, умения, навыки
Сформированы На стадии формирования Не сформированы

- создание условий для художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников;

- повышение уровня педагогического мастерства педагогов для четкого планирования работы педагогов ДОУ по ознакомлению старших дошкольников с живописью:

- отслеживание динамики показателей художественно- эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, можно сделать выводы, что систематическая работа по теме, организованная предметно-развивающая среда, координация усилий педагогов, родителей, социума позволили повысить уровень художественно-эстетического восприятия у дошкольников.

2. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. Москва, Мозаика-Синтез, 2001.

3. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Москва. Просвещение, 2000.

4. Скоролупова О.А. Радость творчества. Москва. Скрипторий,2003.

5. Соломенникова О.А. Радость творчества. Москва. Мозаика-Синтез, 2005.

6. Федотов Г.Я. Послушная глина. Москва. АСТ-Пресс,1997.

7. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. Москва, Просвещение, 1999.

С детской книгой малыш встречается уже в первые годы своей жизни. Книга – одно из первых произведений искусства, с которыми он знакомится.

Книга представляет собой сложный комплекс искусства слова, техники печати иизображения (иллюстрации). Отечественная иллюстрация к детской книге имеет богатые традиции. Несколько поколений художников посвятили этому благородному делу всю жизнь и создали книги, ставшие своеобразными эталонами. Е. Д. Поленова,И. Я. Билибин, А. Н. Бенуа, Г. Н. Нарбут, В. А. Милашевский, В. В. Лебедев,В. М. Конашевич, Е. Н. Чарушин, Е. М. Рачев и др. иллюстировали книги, на которыхвоспитывалось не одно поколение.

Художник приходит к ребенку, когда тот ещё не умеет говорить, и наряду с родителями, савтором детской книги, становится первым воспитателем и учителем. Он формирует в детях любовь к прекрасному, высокие эстетические чувства, художественный вкус, любовь к Родине. Е. А. Флерина писала, что картинка, особенно для детей младшего возраста, является чрезвычайно важным педагогическим материалом, более убедительным и острым, чем слово, благодаря своей реальной зримости.

В дошкольныхучреждениях детей знакомят с художественной литературой, но пока мало внимания обращается на художественную иллюстрацию. Она используется в основном как дидактический материал, в то время как иллюстрация несет в себе высокие художественные образы, дающие ребенку ценностные ориентиры в понятиях добра и зла, правды и лжи и т. д.

Образы,созданные хорошим художником – иллюстратором, — это прекрасные образцы самобытного творчества. Вглядываясь в них, ребенок получает истинную радость и удовольствие от творческих открытий художника, от внутреннего созвучия литературных и художественных образов, дающих простор воображению и собственному творчеству.

Изобразительное искусство — составная часть, играющая важную роль в становлении личности. К изобразительному искусству относятся живопись, графика, архитектура, скульптура и декоративно-прикладное искусство. Самым распространенным видом изобразительного искусства в детском саду является иллюстрация, которая принадлежит графике. Иллюстрации, по определениюКурочкиной Н. А. — это рисунки, образно раскрывающие текст, подчиненные содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающие книгу и обогащающие ее декоративный строй. С помощью графических средств они выявляют и передают социальную и художественную суть иллюстрируемого произведения (Н. М. Сокольникова). Книжная графика помогает детям глубже и полнее понять текст, дает знания об окружающем мире (это доказано в исследованиях В. А. Езикеевой,Р. И. Жуковской, В. Я. Кионовой, Т. А. Кондратович, И. О. Котовой, Т. А. Репиной, Е. А. Флериной, А. Ф. Яковличевой и др.). Понимание детьми изобразительного искусства, их личностное развитие, в полной мере будет зависеть от общего культурного уровня и мастерства педагога. Исследования О. А. Абдуллиной, Ю. К. Бабанского, В. Г. Боброва, И. В. Кузьминой,В. А. Сластенина, Л. Ф. Спирина, А. И. Щербакова и других доказывают, что от уровня сформированности у педагога знаний, умений и навыков зависят знания, умения и навыки детей, а также результативность детской деятельности и развитиедетского творчества (Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова идр.)

Книжная графика (иллюстрация, как вид искусства, её выразительные средства

ФГОС ДО одной их приоритетных задач художественно-эстетического

направления считает формирование общей культуры дошкольников, в том числе формирование ценностных ориентаций, а также развития нравственных, эстетических качеств личности детей. В дошкольном возрасте развивается интерес к эстетической стороне действительности, потребность в воплощении художественного замысла. Эстетическое развитие способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность.

Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству. Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей. Способствует развитию интереса к эстетической стороне действительности, потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла.

Художественно-эстетическое развитие предполагает

• Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия

и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного).

• Становление эстетического отношения к окружающему миру

• Формирование элементарных представлений о видах искусства

Искусство – это специфическая форма познания действительности и воздействия на нее. Жизненные факты, отдельные события, воплощенные художником в образе и истолкованные им, помогают глубже разбираться в реальных жизненных процессах, более пристально всматриваться в окружающий нас мир. Через искусство познается действительность, и посредством художественных образов мы получаем необычайно многообразные и многоплановые впечатления и знания, которые обогащают человека.

Изобразительное искусство – вид простых видов искусств, который предполагает отражение действительности художественных образов с помощью средств выразительности (форма, цвет, композиция, твердость материалов и др.)

К изобразительному искусству относятся живопись, графика, архитектура, скульптура и декоративно-прикладное искусство

Графика – это вид изобразительного искусства, который предполагает условную передачу окружающей действительности на плоскости с помощью штрихов, точек, линий, пятен. Окружающий мир передается условно, без прорисовки деталей, с минимальным использованием цвета.

Линия, штрих и тон стали основными изобразительными и выразительными средствами графики. С помощью этих средств можно не только передать внешние проявления объемного, пространственного, материального мира, но и отразить его внутренние качества и состояния, а равно и отвлеченные понятия. Умело распоряжаясь этими средствами, художник создает графический образ.

Графика – действенный инструмент познания и отражения жизни, воспитания широких народных масс и приобщения их к достижениям искусства и культуры. В силу доступности материально-изобразительных средств, быстроты выполнения, ясности изобразительного языка произведения графики получили массовое распространение.

Книга – одно из первых произведений искусства, с которым встречается ребенок. Происходит эта встреча в самые ранние годы его жизни: детям читают книги и в семье, и в дошкольном учреждении. Книжная иллюстрация дает ребенку ценностные ориентиры не только в понятиях добра и зла, но и в средствах выразительности изобразительного искусства, особым видом которого оно является.

Типы книжек для маленьких детей различны: книжка-игрушка, книжка- образ, книжка-ширма и др.

Книжная графика — иллюстрация (от лат. — прояснять) — это рисунки, образно поясняющие литературный текст, одновременно украшающие книгу, обогащающие ее декоративный строй. Особенность иллюстрации состоит в том, что ее образный строй опирается на данную литературную канву и подчинен определенной задаче — освещению и объяснению текста. Как средство наглядности иллюстрация находится в тесной зависимости от идейно-образной структуры литературного произведения, выступает в синтезе со всеми элементами книги, и главное – с текстом произведения, его сюжетом, жанром и стилем. Подлинно художественная иллюстрация всегда тесно сливается с текстом книги, составляя с ним неразрывное единство.

Образ героя — один из самых важных моментов в иллюстрации для детей. В книге для маленьких художественный образ несет ребенку самые разнообразные понятия об окружающем его мире, служит первым мерилом жизненных явлений.

Одним из средств эстетического развития ребенка, является детская иллюстрированная книга - синтез литературных текстов и иллюстрации. Художественная иллюстрация - важнейший элемент книги для детей, во многом определяющий ее художественную ценность, характер эмоционального воздействия, возможности использования ее в процессе эстетического воспитания читателей.

Характерные особенности Графика

Главное средство выразительности Однотонный рисунок (линия, штрих, пятно)

Основные красящие вещества Карандаш, уголь, сангина, тушь и т. д.

Основа для изображения Бумага, дерево, металл, камень и пр.

Техника создания Рисунок и печать

Разновидности По технике выполнения:

• Ксилография – гравюра на дереве

• Офорт – гравюра на металле

• Литография – гравюра на камне

• Эстамп – самостоятельная гравюра,

• Книжная иллюстрация,

Сюжетно-тематическая картина (историческая, батальная, бытовая, сказочная)

Создание художественного образа в иллюстрации для детей осуществляется с помощью комплекса специфических средств художественной выразительности графики — рисунка, цвета, композиции книжной страницы. Рассмотрим их.

Средства

выразительности Книжная иллюстрация

Цвет Цвет в детской книге — главный помощник художника.

Цвет – это не только способ украшения книги, но и средство передачи настроения героев, их состояния, отношения автора к изображаемому. Способы макетирования различны. Мастерски реализованная динамика книжной структуры рождает оригинальный пространственный и цветовой ритм книги.

Рисунок Рисунок в детской книге существует на равных с цветом правах. Следует говорить о синтетическом воздействии этих средств художественной выразительности. В. Лебедев писал о том, что рисунок в детской книге должен быть рисунком прежде всего понятным, и называл основные его признаки: предметность, конкретность, точность и четкость. Развивая эту мысль, автор приходит к выводу, что в рисунке предмета (его формы) должна быть выявлена функция этого предмета.

Такой общий признак есть у каждой группы предметов, но, отталкиваясь от него, художник наделяет предмет еще и конкретностью существования в определенной среде.

В книге постоянным и близким ребенку способом изображения и выражения проявлений душевной жизни, психологического состояния является жест, запечатленный момент движения.

Жест несет богатую смысловую нагрузку, но только жест наблюденный, острый и обобщенный до известного предела: в нем ценное живое зерно движения.

Рисунок — это средство художественной выразительности, восприятие которого для детей — новая ступень в развитии. Именно рисунок делает книгу книгой, одновременно он является тем ограничением, которое накладывается на цвет законами книги и которое вводит цвет в систему книжного построения — макет.

Особенностью рисунков для детей является их тесная связь с текстом, размещение их рядом с соответствующими строками. Особое внимание уделяется художественной доступности рисунка (необходимость тактичного применения светотени, перспективы, ракурсов, что вызывается особенностями детского восприятия.

Художественная доступность подразумевает учет трудности понимания для ребенка перспективы.

Особый характер оформления — его наглядность, стройность, занимательность — отличает книжную графику для детей.

Основными средствами выразительности иллюстрации как вида графики являются: линейный рисунок, штрихи, точки, и т. д. При помощи этих средств книжная иллюстрация передает особенности характера и состояния изображаемого объекта.

Композиция Специфической чертой является выделение в иллюстрации самого основного, особая цельность и четкость ее композиции. Общие законы композиционного построения выражаются при этом более остро, подчиняясь особенностям детского восприятия, задачам детской книги.

В книге для маленьких детей специфично внешнее и внутреннее оформление, требующее продуманности, стройности, занимательности решения, способного увлечь ребенка. Композиция в книге играет большую роль. Важна не только композиция отдельных страниц, но и всего макета книги. Рисунки в детской книге тесно связаны с текстом, размещаются рядом с соответствующими строками. Художники избегают сложных ракурсов, тактично применяют перспективу, светотень, выделяют в иллюстрации самое основное, четко строят композицию.

Художественно исполненная иллюстрация воздействует на ребенка, прежде всего, эстетически, дает ему познание жизни и познание искусства, иллюстрация одновременно является произведением графического искусства, имеющим самостоятельную художественную ценность, и ключом к раскрытию и пониманию идейно-художественного своеобразия самого литературного произведения. Таким образом, влияние иллюстрации на эстетические чувства осуществляется двумя взаимосвязанными путями, что значительно увеличивает силу ее эмоционально-эстетического воздействия.

Специфика средств художественной выразительности в работах художниках иллюстраторах в иллюстрациях к детской книге

Основным художественным средством искусства иллюстрации для детей является образное реалистическое раскрытие идей литературы и явлений жизни, смысла всего, что нас окружает. Оно опирается на образность детского мышления. Художник приходит к ребенку тогда, когда тот ещё не умеет говорить, и понять содержание книги ему помогает художник.

Сначала ребенок с радостью узнает на картинке свои игрушки, котенка или собачку. Потом книжка рассказывает ему о том, как выглядят африканский слон, море, самолет,спутник, ракета. О том, что такое хорошо и что такое плохо, ребенок не простоуслышит: иллюстрации сделают эти понятия наглядными, олицетворенными.

Рисунки в книге являются одними из первых произведений изобразительного искусства, с которыми встречается ребенок в дошкольном детстве. Мы по праву гордимся работами таких мастеров книжной графики, как Ю. А. Васнецов, В. В. Лебедев, Е. И. Чарушин, А. Ф. Пахомов, В. М. Конашевич, Т. А. Маврина и др., вошедшими в золотой фонд иллюстраций к произведениям детской художественной литературы. Творчество этих замечательных художников отличают высокое профессиональное мастерство, трепетное отношение к жанру книжной иллюстрации для детей, знание возрастных особенностей ребенка-дошкольника. Каждый художник по - своему видит мир, его красоту, каждый по - своему видит героев, о которых рассказывает писатель.

Таким образом, иллюстрация является художественным средством, помогающим полнее воспринимать литературный образ благодаря умению художника наглядно, выразительно, доступно, эмоционально передать идею произведения. Художественный образ в иллюстрации воспринимается детьми активно, эмоционально. Чтобы художественный образ был понятен, интересен, занимателен для ребенка, художник подбирает соответствующие средства выразительности, характеризующие персонажи, — рисунок, цвет, композицию, своеобразное использование которых определяет его индивидуальную творческую манеру.

От того, насколько сам педагог знает творчество художников-иллюстраторов, умеет различать их индивидуальную манеру, разбирается в средствах художественной выразительности, понимает язык книжной графики, а самое главное, от его способности к эстетическому восприятию иллюстрации, будет зависеть уровень понимания искусства иллюстрации детьми, а значит и уровень их эстетического развития.

3. Методика ознакомления дошкольников с иллюстрацией

Как знакомить детей с иллюстрациями? Важно помнить, что книжная иллюстрация - произведение изобразительного искусства, и поэтому методика работы с детьми должна быть иной, чем методика работы по сюжетной картинке. Вначале надо постараться вызвать эмоциональный отклик на рисунок художника, а затем прислушаться к их реакции. Подробней ознакомится с методикой вы сможете книге Н. А. Курочкиной Детям о книжной графике.

Знакомясь с множеством книг, проиллюстрированных лучшими художниками, ребенок начинает относиться к книге как к эстетическому объекту. Хорошие иллюстрации формируют вкус, способствуют художественному развитию, дают простор воображению, побуждают к творчеству. Рассматривание иллюстраций – косвенный метод обучения детей изобразительной деятельности, который позволяет обогатить изобразительный опыт детей новыми графическими образами и способами изображения, помогает преодолеть стереотипность в рисовании.

Таким образом, книжная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражающуюся, прежде всего, в стремлении к красоте во всех ее проявлениях.

Рисование песком как средство художественно-эстетического развития дошкольника В одном мгновении видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка, Единой горсти - бесконечность И небо - в чашечке цветка. Уильям Блейк.

Создание условий для художественно-эстетического развития ребёнка в ДОУ

Создание условий для художественно-эстетического развития ребёнка в ДОУ В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического развития как средству формирования всесторонне.

Особенности художественно-эстетического развития дошкольников 5–6 лет Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 Приморского района Санкт-Петербурга «Особенности.

Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями по вопросам художественно-эстетического развития и воспитания детей По мнению отечественных и зарубежных педагогов и психологов дошкольный возраст является особым периодом в развитии детского творчества.

Информация. Стиль Ю. Васнецова – это слияние элементов декоративно-прикладного искусства и детского творчества.

Информация. Творчество многих художников-иллюстраторов не ограничивалось только работой в детской книге. Например, В. Конашевич писал пейзажи и натюрморты, работал над портретами.

а) хорошо знает животных, их повадки и характер;

б) изображает животных натуралистично, как в жизни;

в) использует минимальное количество красок.

На иллюстрации Васнецова мы видим два месяца – большой, над поляной, и маленький, в окне норки мышонка. Как вы объясните детям замысел художника?

4. Домашнее задание

- Педагоги рассказывают о любимой, нужной, умной книгах.

5. Итоги пед. совета

Предварительный просмотр:

по итогам тематического контроля

Дата проведения: с 25.01.2016 г. по 29.01.2016 г.

Кто проводил: заведующий …., старший воспитатель …….

Цель: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в формировании художественно-эстетического вкуса дошкольников при использовании книжной иллюстрации

1.Наблюдение и анализ проведения совместной деятельности воспитателя и детей.

2.Анализ условий, созданных в группах для изобразительной деятельности детей.

3.Планирование работы с детьми.

4.Взаимодействие с родителями по вопросу художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста

Методы :
Наблюдение и анализ

Тематический контроль был проведен в соответствии с годовым планом работы дошкольного учреждения, его задачами, с целью изучения системы работы педагогов по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста.

В ходе контроля были выявлены следующие результаты.

1. Практически все дети проявляют интерес к книжной иллюстрации. Наблюдается высокая активность и увлеченность на занятиях с использованием книжной иллюстрации. плане).
Знания и умения воспитателей проверялись в ходе наблюдения педпроцесса (просмотр и анализ занятий), а также в ходе собеседования с воспитателем.

Педагоги знают программные задачи по данному разделу. У педагогов творческий подход к организации занятий: различные методы и приемы обучения, в работу включаются игровые приемы и ситуации. Продумывают педагоги и варианты занятий. Много внимания уделяют анализу детских работ.

2. В детском саду созданы условия для развития художественно-творческих способностей детей с использованием книжной иллюстрации. В книжных уголках подобраны книги с интересными, понятными детям иллюстрациями, накапливается иллюстративный материал с использованием Интернет-ресурсов.

3. В календарных планах воспитателей планируются занятия, совместная деятельность, индивидуальная работа с детьми с использованием книжной иллюстрации

4. Анализ документации и наглядного материала на группах показал, что работе с родителями по развитию художественно-творческих способностей детей воспитатели уделяют достаточно внимания. Проводятся выставки книг с которыми необходимо знакомить детей данного возраста, проводятся консультации по данной теме.

С произведениями книжной графики ребенок начинается знакомиться уже с детства, поскольку взрослые ему показывают различные иллюстрации. Еще не умея читать, малыш прекрасно запоминает те или иные сказки, рассказы, потешки именно благодаря интересным картинкам. Вполне очевидно, что творчество таких мастеров книжной графики, как В.В. Лебедев, Ю.А. Васнецов, А.Ф. Пахомов, ребенку пока не известно, но их иллюстрации он любит.

Задачи работы: на основе анализа литературных источников определить:

Специфику книжной графики.

Особенности восприятия и эстетических суждений дошкольников о произведениях книжной графики

Принципы отбора книжной графики для детей дошкольного возраста.

Цели, задачи и методику ознакомления детей дошкольного возраста с иллюстрациями.

Проанализировать опыт работы педагогов дошкольных учреждений по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной графикой.

Представить конспекты проведенных занятий по ознакомлению детей старшей группы с произведениями книжной графики, а также образцы записей и рисунков детей.

Сделать выписки из календарного плана, в котором отражена работа воспитателю по ознакомлению детей с книжной графикой.

Практическая значимость. Знакомство с настоящей работой будет полезно воспитателям и методистам образовательных учреждений.

Структура. Работа состоит из введения, шести разделов, заключения, списка литературы и пяти приложений.

1. Графика как средство разностороннего развития детей

Цель художественного развития детей – создание условий для наиболее полного проявления их творческих задатков в различных видах деятельности. Одним из таких является графика, которая, как мы полагаем, может стать средством разностороннего развития. В толковом словаре С.И. Ожегова поясняется, что графика представляет собой «искусство изображения предметов линиями и штрихами, без красок, а также произведения этого искусства [16, 124]. Если сформулировать проще, это контрастное изображение.

Как указывает Ю.А. Молок, Книжная графика включает а) иллюстрации, б) плакат, в) рисунок шрифта, г) оформление книги [4, 421].

Другой отечественный ученый, Т.Г. Казакова, опираясь на результаты исследования своих коллег, высказала мнение о том, что некоторые выразительные средства, которые художник применяет в графике, в какой-то мере доступны и дошкольнику [9,46] .

Рассматривая рисунки, гравюры, афиши, литографию, картины и проч., ребенок, направляемый педагогом, учится мыслить, наблюдать, сопоставлять простейшие явления, анализировать.

Изображение побуждает вступать дошкольника в диалог, пусть даже отсроченного характера. Ведь не всегда бывает так, что ребенок сразу реагирует на увиденное, порой, проходит длительное время, прежде чем он захочет выразить эмоции. И пусковым механизмом, тем самым катализатором может стать всё что угодно – поход с родителями в зоопарк, кино, просмотр мультфильмов, да и просто рассматривание конфетного фантика, картинка которого неожиданно вызовет ассоциации с графикой. Отсюда можно сделать вывод о том, что графика способна стать одним из средств разностороннего развития дошкольника.

1.1 Специфика книжной графики

В этой же книге есть отступления, в которых описывается святая святых – творческий процесс. Переведя на язык обыденности, иллюстрирование книги можно разделить на этапы. На первом – знакомство с текстом произведения. Уяснив авторскую мысль, неповторимый стиль и творческий почерк, художник может переходить на следующую ступень. От того, насколько рисунок окажется созвучным замыслу писателя, будет зависеть общий успех.

Созвучные мысли можно найти в работе Е.Ю. Часовской. В качестве главной особенности детской книжной графики она отметила доступность, наличие ярких зрительных образов, занимательность, проявление которых также состоит в организации сюжета и его направленности на фантастическое [19,5].

1.2 Особенности восприятия и эстетических суждений дошкольников о произведениях книжной графики

Анализируя специфику восприятия детьми-дошкольниками иллюстраций в литературных произведениях, такие ученые, как В.А. Езикеева, Р.И. Жуковская, Р.И. Чудинова, отмечали, что оно осуществляется в единстве. Это означает, что понимание содержания текста происходит при взаимодействии зрительного и речевого восприятия.

Подводя итог сказанному, отметим следующее. В целом, при разнице подходов ученых к данному вопросу, все сходятся во мнении о том, процесс развития эстетического восприятия детей-дошкольников носит ярко выраженный характер. Для него характерно деятельное участие и такое же активное сопереживание герою. В старшем дошкольном возрасте появляется способность мысленно ставить себя на место персонажа, подтверждением чему могут быть различные чувства, которые испытывает ребенок, – страха или, напротив, восторга.

1.3 Принципы отбора книжной графики

Знакомство с книгой Н.А. Курочкиной помогло нам сформулировать принципы отбора книжной графики для детей дошкольного возраста. Как считает автор, при подборе иллюстрированных книг педагоги должны 1) учитывать возраст ребенка, 2) специфику восприятия, 3) наличествующий опыт, 4) интересы.

В основу следующего принципа положен эстетический подход. Говоря иначе, книга должна быть высокохудожественной не только с точки зрения формы, но и содержания. Кроме прочего, она должна быть доступной для детского понимания.

Четвертый принцип – принцип разнообразия. Речь идет об оформлении, организации внутреннего пространства и творческой манере. Это могут быть книжки-сцены, книжки-картинки, книжки-игрушки, книжки-ширмы, книжки-альбомы, книжки-панорамы и проч.

Также сформулируем требования к отбору иллюстративного материала. Опираясь на текст работы И.А. Кадулиной, отметим: а) актуальность социального явления, выраженного в наглядном представлении; б) сезонную обусловленность; 3) единство содержания и средств выразительности; 4) цветовое и композиционное решение; 5) возврат к ранее показанным иллюстрациям; 6) эмоциональность [8] .

1.4 Цели, задачи и методика ознакомления дошкольников с иллюстрациями

В представлении О.В. Горбовой, магистральной задачей для педагога должно быть обучение ребенка пониманию художественного произведения. В дальнейшем, отрываясь от наглядных средств, он должен на слух воспринимать текст. Эффективность проводимой работы,обеспечит наличие у специалиста определенных знаний, к числу которых относятся искусствоведческие, общепедагогические и специальные [6,17].

В педагогической литературе также есть немало отдельных публикаций, где перечислены менее масштабные задачи. То есть, задачи по ознакомлению дошкольников с иллюстрациями сводятся к 1) обучению выделять в картине самое важное; 2) постепенному овладению умением связно выражать свою мысль. Например, И.А. Кадулина выделяет четыре группы задач: 1) содержательная, включающая понимание изображенного на картине; 2) изобразительно-выразительная, заключающаяся в умении оценивания изобразительных средств; 3) эмоционально-личностная, предполагающая овладение умением с эстетических позиций оценивать иллюстрацию; 4) воспитательная [8, 34] .

Или же, к примеру, вот задачи, которые сформулировала Ф.А. Сохина. Автор пишет, что ознакомление дошкольников с иллюстрациями будет зависеть от содержания самих картин. Отсюда задачи могут быть сведены к следующему: 1) обучение правильному пониманию изображенного; 2) воспитание любви к природе, уважение к профессиям и проч.; 3) обучение связному изложению мыслей; 4) расширению словарного запаса [18,5].

Говоря о методике ознакомления дошкольников с иллюстрациями, остановимся не некоторых работах. В частности, в работе Ф.А. Сохина пишет, что методика ознакомления с картинами может быть разбита на несколько этапов. На начальном это будет рассматривание картины и беседа по вопросам; на завершающем – образцовый рассказ педагога. Сохина указывает, что для детей младшей группы необходимо использовать игровые приемы, например, с куклой. В средней группе детей нужно подводить к связному объяснению увиденного. В старшем дошкольном возрасте воспитатель должен побуждать ребят к самостоятельному составлению рассказов [18,27].

И.А. Кадулина среди методов и приемов ознакомления дошкольников с иллюстрациями выделяет следующие: 1) пояснение; 2) сравнение 3) акцентирование деталей;метод вызывания адекватных эмоций ; 4) метод оживления эмоций с помощью музыки и литературы; 5)игровые приёмы [8, 34] .

1.5 Анализ опыта работы педагогов дошкольных учреждений

Анализ опыта работы педагогов дошкольных учреждений мы начали с рассмотрения вариативных программ. Вариативная часть образовательной программы – это та часть, которая формируется участниками образовательного процесса. Она должна составлять не более 20% времени.

Что касается парциальных программ, то там занятия по ИЗО проводятся раз в неделю.

Так же нами были проанализированы вариативные образовательные программы педагогов двадцати ДОУ. Мы обратили внимание на ряд проблем:

1. не всегда разработанные программы содержат необходимый методический материал;

2. в содержании и методах работы нередко отсутствует разрыв между требованиями дошкольного образовательного учреждения и школой (преемственность);

3. выбор некоторых программ предполагает дополнительное финансирование (на приобретение наглядных материалов, игрушек, специального оборудования и проч.), что не всегда предусматривается;

4. в работе педагогических коллективов наблюдается крен, что ущербно для других направлений;

5. неоправданное количество нововведений (для поднятия рейтинга ДОУ);

6. недостаточное представление об отечественном и зарубежном опыте коллег (дает возможность перенять опыт).

Отходя от констатации проблем, далее остановимся на описании опыта работы практикующих педагогов (Приложение 5).

Свое решение обосновываем тем, что в данном образовательном учреждении разработана отдельная программа по ознакомлению дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством книжной графики – рукописными книгами Гуслиц [13].

Стоит отметить, что в образовательном учреждении создана развивающая среда, представленная пространством музея, деревянными изделиями, росписью в группах, рукописными книгами. А в целом у детей « вырос познавательный интерес к истории родного края, своей страны, развилась любовь к книге, к чтению, и как следствие, улучшились художественно-графические навыки, расширились знания о культуре, быте, традициях народа [13, 11].

Педагогом были разработаны : 1) план-программа, в которой, помимо прочего, описаны методы и приемы детей с книжной графикой; 2) конспекты занятий; 3) оснащена предметная среда (дидактические игры, книги, репродукции); 4) проводились специальные занятия по знакомству дошкольников с художниками графиками; 5) проводились занятия по отработке нанесения штрихов, цветовых пятен, линий, точек.

По истечении некоторого времени,педагогом были подведены итоги и сделан вывод о сформированности у дошкольников эмоционального отношения к произведениям книжной графики.

Таким образом,педагогическое руководство, направленное на ознакомление детей не только с содержанием, но и с художественно-выразительными средствами книжной графики, значительно повышает уровень художественного восприятия детей, способствует появлению интереса и желания рассматривать иллюстрации, вызывает эмоциональный отклик на них.

В настоящей работе была предпринята попытка обобщения теоретического и практического материала по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной графикой. А также был осуществлен направленный анализ литературе, благодаря чему сделаны следующие выводы:

Книжная графика – это искусство изображения предметов линиями и штрихами, без красок, а также произведения этого искусства. По своей сути, это рисунки, которые при помощи средств образной выразительности поясняют текст, делая его зримым, наглядным. Она также служит средством украшения и декорирования. Графика переводит изображаемое в некие обобщенные, символические образы.

Специфика книжной графики заключается в: а) связи с полиграфией, ее зависимости от уровня и культуры труда полиграфического производства; б) выделении в иллюстрации самого основного, цельности и четкости ее композиции; в) доступности, наличии ярких зрительных образов, занимательности.

Процесс развития эстетического восприятия детей-дошкольников носит ярко выраженный характер. Для него характерно деятельное участие и такое же активное сопереживание герою.

Принципы отбора книжной графики для детей дошкольного возраста: 1) учет возраста ребенка, 2) специфики восприятия, 3) наличествующего опыта, 4) интересов.

Требования к отбору иллюстративного материала для детей дошкольного возраста должен подчиняться: а) актуальности социального явления, выраженного в наглядном представлении; б) сезонной обусловленности; 3) единству содержания и средств выразительности; 4) цветовому и композиционному решению.

Ознакомление дошкольников с иллюстративным материалом предполагает достижение конкретных целей: 1) овладение ребенком материалом и средствами творческого выражения; 2) обучение ребенка пониманию художественного произведения; 3) воспитание способности восприятия-созерцания; 4) воспитание любви к природе, уважение к профессиям; 5) обучение связному изложению мыслей; 6) расширение словарного запаса.

Ознакомление детей дошкольного возраста с книжной графикой должно отражаться в календарно-тематических планах (20% времени) воспитателей, а в целом – общеобразовательной программе, по которому работает конкретное ДОУ.

Список использованной литературы:

Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств. Переизд. М.: Новая Москва, 2008. 482 с.

Бесчастный Н.П. Графика пейзажа. М.: Владос, 2008. 372 с.

Бим-БадБ.М.Педагогический энциклопедический словарь. М.: Теис, 2002. 602 с.

Большая советская энциклопедия : В 30 т., т 6. М.: Советская энциклопедия, 1969-1978.

Борев Ю.Б. Эстетика. В 2-х т. Т. 1. Смоленск: Русич, 1997. 576 с.

Горбова О.В. Подготовка студентов дошкольного факультета ВУЗа к работе по ознакомлению детей с изобразительным искусством .Дисс..канд.пед.н. М.: МГОПУ, 1999. 198 с.

Ершова Л.В., Носова Е.П. Искусство книжной графики в художественном воспитании детей .Международный журнал экспериментального образования №8. 2011.

Кадулина И.А. Задачи, формы, этапы ознакомления детей дошкольного возраста с живописью .Фестиваль педагогических идей.

Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М.: Педагогика, 1983. 253 с.

Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. М.: Владос, 2006.256 с.

Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. СПб.: Петер, 2004. 178 с.

Лаврентьева И.А. Приобщение дошкольников к народной культуре средствами Гуслицкой книжной росписи .Педагогика искусства. Электронный научный журнал РАН. 2011. № 4.

Лещинский А.А. Основы графики. Гродно: ГРГУ, 2003. 194 с.

Мирошкина Р.А. Формирование выразительности образа в детских рисунках. Дошкольное воспитание. 1988. №7.

Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 тыс. слов . Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. 17-е изд., стереотип. М.: Русский язык, 1985. 797 с.

Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет.сада. Под ред. Ф.А. Сохина . 2-е изд., испр. М.: Просвещение, 1979. 223 с.

Часовская Е.Ю. Использование иллюстраций в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой . Социальная сеть работников образования. 05.01.2013

Яковлев С.М. Развитие эстетических суждений у дошкольников Диссертация… кандидата психологических наук. Москва, 1991. 196 с.

Читайте также: