Врач и ученый основоположник русской школы физиологов доказал что психическая жизнь
Обновлено: 05.07.2024
СЕЧЕНОВ, ИВАН МИХАЙЛОВИЧ (1829–1905), русский физиолог, создатель первой в России физиологической школы, основоположник учения о психической регуляции поведения и новой психологии. Член-корреспондент Петербургской академии наук (1869).
Родился 1 (13) августа 1829 в селе Теплый Стан Симбирской губернии (ныне Сеченово, Нижегородской обл.). Младший ребенок в семье дворянина, его мать была из крестьянок. Получил домашнее начальное образование.
Серьезная учеба в студенческие годы не истощала всего запаса кипучей энергии молодого Сеченова. Он сблизился с литературным кружком Аполлона Григорьева, который, кроме поэтических чтений, славился своими веселыми кутежами. В конечном счете для Сеченова участие в этих пирушках не прошло даром, он заинтересовался проблемой воздействия алкоголя на человеческих организм и уже на младших курсах написал исследовательскую работу о физиологии алкогольного опьянения и роли водки в жизни русских людей. Впоследствии эта тема была разработана в его докторской диссертации. Окончив университет в 1856, он на четыре года за свой счет уехал в Германию, где тогда была самая прогрессивная физико-химическая школа в физиологии, и там подготовил докторскую диссертацию Материалы для будущей физиологии алкогольного опьянения. Защитил ее в 1860 в Медико-хирургической (впоследствии Военно-медицинской) академии.
С 1860 работал на кафедре физиологии Медико-хирургической академии в Петербурге, организовал там одну из первых в России физиологических лабораторий, где проводились не только физиологические исследования, но также работы в области фармакологии, токсикологии и клинической медицины. Его экспериментальная деятельность охватывала широкий круг проблем, в частности он исследовал закономерности растворения, связывания и переноса углекислого газа кровью; изучение газообмена позволило ему объяснить гибель аэронавтов на воздушном шаре и положить начало авиационной физиологии. Ввел в практику метод демонстрации эксперимента.
В 1871–1876 заведовал кафедрой физиологии в Новороссийском университете (Одесса). В 1876 вернулся в Санкт-Петербург, где также организовал лабораторию. Был одним из основателей Бестужевских высших женских курсов.
В 1888 переехал из Санкт-Петербурга в Москву, где обвенчался со своей гражданской женой М.А.Боковой. С 1889 приват-доцент, с 1891 профессор физиологии Московского университета вплоть до отставки в 1901.
В 1889 был избран одним из почетных председателей I Международного психологического конгресса в Париже.
Читал лекции в клубе врачей на Большой Дмитровке, в Физиологическом институте и публичные лекции на Пречистенских курсах для рабочих.
Его экспериментальные исследования положили начало современному учению о рефлекторной природе психических процессов. В своей ставшей классической работе Рефлексы головного мозга (1866) обосновал рефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности. Сеченов показал, что, поскольку рефлексы невозможны без внешнего раздражителя, то психическая деятельность стимулируется раздражителями, воздействующими на органы чувств. При этом Сеченов пополнил учение о рефлексах существенным дополнением, рассмотрев влияние прежних воздействий, а не только непосредственно действующих.
К 1863–1868 относится окончательное формирование физиологической школы Сеченова. Ряд лет он со своими учениками занимался физиологией межцентральных отношений. Наиболее существенные результаты этих исследований опубликованы в его работе Физиология нервной системы (1866).
В 1871–1872 под его редакцией в России был опубликован перевод труда Ч.Дарвина Происхождение человека, что послужило развитию эволюционной физиологии в России.
В 1904 Сеченов закончил свои Автобиографические записки.
Умер 2 (15) ноября 1905 в Москве.
Другие сочинения: Избранные труды, М., 1935; Избранные философские и психологические произведения. М., 1947; Физиология нервных центров. Из лекций, читанных в Собрании врачей в Москве в 1889–1990 гг. М., 1952.
На уроке обучающиеся знакомятся с историей становления и развития наук о человека.
Содержимое разработки
Интерес человека к собственному телу, его строению появился очень давно. Первые опыты лечения существовали еще до появления человека разумного. По данным археологов уже у неандертальцев присутствовала забота о больных и раненых. Врачебный опыт, передаваемый из поколения в поколение, способствовал накоплению медицинских знаний.
Неандерталец из Ла-Шапеля. Находки его останков были сделаны в 1908 г. Анри и Жаком Байсони и Л. Бардоном, в местечке Ла-Шапель-о-Сен. Был найден, прекрасно сохранившийся череп, бедренная кость и другие фрагменты скелета. Возраст останков около 50 000 лет. Как показали археологические исследования, неандерталец из Ла Шапеля был глубоким стариком к тому же больным артритом.
Гераклит Эфесский
(конец IV – начало V в. до н. э.)
Глаза – свидетели более точные, нежели уши. Краткая мудрость, в которой заключается истинное восприятие человека. Не зная анатомии человека, не владея научными знаниями об органах чувств, философ тонко и точно отметил приоритеты в восприятии информации
Аристотель
(384 – 322 до н. э.)
1. Сравнение органов животных и человека.
3. Утверждал, что душеная деятельность человека существует пока живет тело.
Гиппократ
(ок. 460 – ок. 377 до н. э.)
- Описание костей тела.
- Описание органов по аналогии с животными.
- Сочинение по травматологии (о перевязках, лечении ран, переломах).
- Трактаты по гигиене (о здоровом образе жизни, о влиянии воды, воздуха и местности на здоровье).
- Отвергал божественное происхождение человека).
Клавдий Гален
(130 – 200 н. э.)
- Проводил опыты на животных.
- Испытывал действие лек. веществ.
- Доказал, что при жизни у животных течет по артериям кровь (до этого считали, что воздух).
- Подробно изучил строение органов обезьяны и делал ошибочные выводы, что человек устроен сходным образом.
- В течение 14 столетий его работы были основой мед. знаний в Европе и Ср. Востоке.
Леонардо да Винчи
(1452 – 1519)
- Впервые изображал на своих рисунках различные органы.
- Описал строение скелета человека.
Рафаэль Санти
(1483 – 1520)
Изучал, описывал и зарисовывал строение тела человека.
Андреас Везалий
(1514 – 1564)
- Основатель современной анатомии.
- На лекциях производил рассечение трупов.
- Выявил ошибки Галена.
- Точно описал и и изобразил внутренние органы человеческого тела и скелет.
- Описал клапаны сердца.
- Впервые привел все знания в систему.
Уильям Гарвей
(1587 – 1657)
- Основатель рождения и развития современной физиологии.
- Открытие двух кругов кровообращения.
- Исследование физиологических функций при помощи экспериментальных методов.
Английский врач. Доказал движение крови по замкнутому кругу, а также –то, что сердце – центральная точка в кровообращении.
Рене Декарт (1596-1650)
(дуга Декарта).
- Рефлекторный принцип взаимодействия организма и окружающей среды.
Много времени Рене Декарт уделял изучению законов функционирования животных организмов. Он считал их тонкими машинами, способными самостоятельно адаптироваться к окружающей среде и адекватно реагировать на внешние воздействия. Животные лишены душ и не нуждаются в них.
Декарт говорил, что его больше удивляет наличие души у человека, чем ее отсутствие у животных. Наличие души у человека, однако, не бесполезно, так как душа может корректировать естественные реакции тела.
Развитие анатомии, физиологии и гигиены
с начала XIX века до наших дней.
Изобретение оптического и электронного микроскопа позволило изучить строение клеток.
Создание электроприборов дало возможность установить природу нервного импульса и работу мозга.
Великий французский химик, основоположник науки микробиологии. Доказал, что болезни вызываются микробами, попавшими в организм. Разработал методы предупредительных прививок.
Луи Пастер
(1822 – 1895)
Пирогов
Николай Иванович
(1810-1881)
Русский хирург и анатом, естествоиспытатель и педагог, создатель первого атласа топографической анатомии, основоположник русской военно-полевой хирургии, основатель русской школы анестезии.
Впервые применил гипсовые повязки, эфир для наркоза в полевых условиях, использовал йод и спирт при обработке ран.
Сеченов
Иван Михайлович
(1829-1905)
Врач и ученый, основоположник русской школы физиологов. Доказал, что психическая жизнь человека – результат деятельности клеток головного мозга. Его имя носит Московская медицинская академия.
Могила И. М. Сеченова
на Новодевичьем кладбище
Мечников
Илья Ильич
(1845-1916)
Биолог и патолог, один из основоположников сравнительной патологии, эволюционной эмбриологии и отечественной микробиологии, иммунологии.
Павлов
Иван Перович
(1849-1936)
Выдающийся русский ученый. Изучал физиологию пищеварения, ВНД животных и человека. Выявил механизмы возникновения условных рефлексов. Доказал, что сознание и способность к мышлению связаны с развитием мозга и второй сигнальной системы.
Боткин
Сергей Петрович
(1832 – 1889)
Российский терапевт, один из основоположников клиники внутренних болезней как научной дисциплины в России, основатель крупнейшей школы русских клиницистов, выдающийся врач.
Бурденко
Николай Нилович
(1876 – 1946)
Русский хирург, академик. Один из основоположников нейрохирургии. Создатель хирургический школы экспериментального направления. Разработал операции на спинном мозге.
-75%
№ слайда 1
История развития анатомии, физиологии и медицины
№ слайда 2
№ слайда 3
№ слайда 4
№ слайда 5
№ слайда 6
Парацельс (Филип Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм (Гогенгейм)) (1499 – 1541гг) - Врач эпохи Возрождения. Считал, что болезнь вызывается возбудителем. Применял в лечении простые лекарственные средства. Рекомендовал естественные средства лечения: свежий воздух, покой, диету, минеральные воды.
№ слайда 8
№ слайда 10
Луиджи Гальвани ( 1787 – 1796гг) – Итальянский физик. Анатом и физиолог. Один из создателей учения об электричестве. Выявил наличие электрических явлений в тканях животных. Основоположник электрофизиологии.
№ слайда 11
Луи Пастер (1822 – 1895гг) – Великий французский химик, основоположник науки микробиологии. Доказал, что болезни вызываются микробами, попавшими в организм. Разработал методы предупредительных прививок.
№ слайда 12
Пирогов Николай Иванович (1810-1881гг) – Русский ученый и хирург. Основоположник экспериментальной анатомии и военно-плевой хирургии. Впервые применил гипсовые повязки, эфир для наркоза в полевых условиях, использовал йод и спирт при обработке ран. Его имя носит 2-1 Московский медицинский институт.
№ слайда 13
Сеченов Иван Михайлович Врач и ученый, основоположник русской школы физиологов. Доказал, что психическая жизнь человека – результат деятельности клеток головного мозга. Его имя носит Московская медицинская академия.
№ слайда 14
Мечников Илья Ильич (1845-1916гг) – Русский врач и ученый, академик, работал в Пастеровском институте в париже. Показал, какими защитными силами обладает организм. Автор фагоцитарной теории иммунитета.
№ слайда 15
Павлов Иван Петрович (1849-1936гг) – Выдающийся русский ученый. Изучал физиологию пищеварения, ВНД животных и человека. Выявил механизмы возникновения условных рефлексов. Доказал, что сознание и способность к мышлению связаны с развитием мозга и второй сигнальной системы.
№ слайда 16
Боткин Сергей Петрович ( 1832-1889гг) - Русский врач-терапевт. Создал учение о том, что организм – единое целое, а ведущую роль играет нервная ситема.
№ слайда 17
Ухтомский Алексей Алексеевич ( 11875-1942гг) – Известный физиолог, академик. Создал учение о доминанте, одном из общефизиологических принципов, определяющих деятельность нервной системы.
№ слайда 18
Бурденко Николай Нилович ( 1876-1946гг) – Русский хирург, академик. Один из основоположников нейрохирургии. Создатель хирургический школы экспериментального направления. Разработал операции на спинном мозге.
Ива́н Миха́йлович Се́ченов (1 августа 1829 — 2 ноября 1905) — выдающийся русский физиолог и мыслитель-материалист, создатель физиологической школы, член-корреспондент (1869 г.), почётный член (1904 г.) Петербургской Академии Наук.
Открыл явления центрального торможения, суммации в нервной системе, установил наличие ритмических биоэлектрических процессов в центральной нервной системе, обосновал значение процессов обмена веществ в осуществлении возбуждения. Исследовал дыхательную функцию крови.
Создатель объективной теории поведения, заложил основы физиологии труда, возрастной, сравнительной и эволюционной физиологии. Труды Сеченова оказали большое влияние на развитие естествознания и теории познания. Кроме того, он установил закон растворимости газов в водных растворах электролитов
Содержание
Биография
Родился 1 августа 1829 г. в селе Теплый Стан Симбирской губернии (ныне село Сеченово Нижегородской области).
Окончил Главное инженерное училище в Петербурге в 1848 г. и медицинский факультет Московского университета (1856 г.). В 1856—1859 г. работал в лабораториях Иоганна Мюллера, Э. Дюбуа-Реймона и Ф. Хоппе-Зейлера в Берлине, О. Функе в Лейпциге, К. Людвига (Вена), Германа Гельмгольца в Гейдельберге.
Покинув в 1870 г. академию, в 1871—1876 гг. заведовал кафедрой физиологии в Новороссийском университете в Одессе; в 1876—1888 гг. был профессором физиологии Петербургского университета, где также организовал физиологическую лабораторию. Одновременно читал лекции на Бестужевских высших женских курсах, одним из основателей которых он был.
С 1889 г. приват-доцент, с 1891 г. профессор физиологии Московского университета. В 1901 вышел в отставку, но продолжал экспериментальную работу, а также преподавательскую деятельность на Пречистенских курсах для рабочих в 1903—1904 гг..
Труды учёного
Развитие физиологии
С именем Сеченова связано создание первой в России физиологической научной школы, которая формировалась и развивалась в Медико-хирургической академии, Новороссийском, Петербургском и Московском университетах. В Медико-хирургической Академии Иван Михайлович ввёл в лекционную практику метод демонстрации эксперимента. Это способствовало возникновению тесной связи педагогического процесса с исследовательской работой и в значительной степени предопределило успех Сеченов на пути создания научной школы.
Организованная учёным в Медико-хирургической академии физиологическая лаборатория была центром исследований в области не только физиологии, но также фармакологии, токсикологии и клинической медицины.
Исследования головного мозга. Феномен центрального торможения
В Париже, в лаборатории Клода Бернара (1862 г.), Иван Михайлович экспериментально проверил гипотезу о влиянии центров головного мозга на двигательную активность. Он обнаружил, что химическое раздражение продолговатого мозга и зрительных бугров кристалликами поваренной соли задерживало рефлекторную двигательную реакцию конечности лягушки.
Сеченов и психология
Опираясь на достижения физиологии органов чувств и исследования функций двигательного аппарата, Иван Михайлович подвергает критике агностицизм и развивает идеи о мышце как органе достоверного познания пространственно-временных отношений вещей. Согласно Сеченову, чувственные сигналы, посылаемые работающей мышцей, позволяют строить образы внешних предметов, а также соотносить предметы между собой и тем самым служить телесной основой элементарных форм мышления.
Эти идеи о мышечной чувствительности стимулировали разработку современного учения о механизме чувственного восприятия.
Сеченов отстаивает материалистическую трактовку всех нервно-психических проявлений (включая сознание и волю) и тот подход к организму как целому, который был воспринят современной физиологией и психологией.
Память
На родине Сеченова ему воздвигнут памятник; его имя присвоено в 1955 1-му Московскому медицинскому институту, который теперь называется Московской медицинской академией им. И. М. Сеченова. Также его именем назван институт эволюционной физиологии и биохимии АН СССР (1956).
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Наука о человеке: анатомия, физиология,
гигиена. Вклад ученых
в становление наук о знании строения и функции человеческого организма
для поддерживания своего
здоровья и здоровья окружающих людей.
Выполнила: :Каширова Е.Е
Биология человека-это наука о
происхождении, эволюции,
строении, функционировании и
развитии его организма.
Луиджи Гальвани
( 1787 – 1796гг) – Итальянский физик. Анатом и физиолог. Один из создателей учения об электричестве. Выявил наличие электрических явлений в тканях животных. Основоположник электрофизиологии.
Луи Пастер
(1822 – 1895гг) – Великий французский химик, основоположник науки микробиологии. Доказал, что болезни вызываются микробами, попавшими в организм. Разработал методы предупредительных прививок.
Пирогов
Николай Иванович
(1810-1881гг) – Русский ученый и хирург. Основоположник экспериментальной анатомии и военно-плевой хирургии. Впервые применил гипсовые повязки, эфир для наркоза в полевых условиях, использовал йод и спирт при обработке ран. Его имя носит 2-1 Московский медицинский институт.
Сеченов
Иван Михайлович
Врач и ученый, основоположник русской школы физиологов. Доказал, что психическая жизнь человека – результат деятельности клеток головного мозга. Его имя носит Московская медицинская академия.
Ухтомский
Алексей Алексеевич
( 11875-1942гг) – Известный физиолог, академик. Создал учение о доминанте, одном из общефизиологических принципов, определяющих деятельность нервной системы.
Читайте также:
- Проектная деятельность в школе 10 11 класс обязательна или нет
- Какие материалы используют для плетения в технике макраме ответ кратко
- Какой процесс можно наблюдать рассматривая клетки дрожжей ответ запишите в тетрадь кратко
- Управленческая деятельность заведующего детским садом
- Чем близка литература древней руси мифологии и фольклорным произведениям 5 класс кратко и понятно