Есенин о родина анализ кратко

Обновлено: 04.07.2024

Анализ стихотворения Сергея Александровича Есенина "О родина!"

С. Есенин качественным образом выделялся среди других писателей тем, что он не стремился писать в духе символизма или импрессионизма. Он писал о том, что его волновало, поэтому с уверенностью можно сказать, что он шел в ногу со временем. В литературу он вошел как поэт-крестьянин, а что самое главное для крестьянина? Правильно, – родина и земля.

Таким образом, поэт-крестьянин, как его называли в кругах писателей, единственный, кто смог на бумаге описать свои чувства к родине. Мало кто с поэтов был способен так естественно описать свою любовь к родине. А приравнивание родины к образу мамы говорит о том, что любовь к родным землям поэта настолько сильная, что приравнивается, к любви, к самому родному человеку на этой земле – к маме.

О родина, о новый
С златою крышей кров,
Труби, мычи коровой,
Реви телком громов.

Брожу по синим селам,
Такая благодать.
Отчаянный, веселый,
Но весь в тебя я, мать.

В училище разгула
Крепил я плоть и ум.
С березового гула
Растет твой вешний шум.

Люблю твои пороки,
И пьянство, и разбой,
И утром на востоке
Терять себя звездой.

И всю тебя, как знаю,
Хочу измять и взять,
И горько проклинаю
За то, что ты мне мать.

Любовь к Родине сам С. Есенин считал движущей силой своей поэзии, источником вдохновения и боли.

К вершинам мировой поэзии Сергей Александрович Есенин поднялся из глубины народной жизни. Рязанская земля стала колыбелью его поэзии, русские песни, грустные и раздольные, отразились в его стихах. Тема Родины— ведущая тема в творчестве Есенина. Сам Есенин говорил: “Моя лирика жива одной большой любовью — любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве”. Для него вне России не было ничего: ни стихов, ни жизни, ни любви, ни славы. Вне России Есенин просто не мыслил себя. Но тема Родины в творчестве поэта имеет свою эволюцию. Сначала она была почти несознательной, детской, безмятежной.

Родина в поэзии С. А. Есенина

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким “Русы.

Имя Сергея Есенина хорошо известно в нашей стране. Его лирика никого не оставляет равнодушным. Она проникнута горячей любовью к Родине, к русской природе. Поэт говорит: “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве”. Искренняя любовь к родной земле, выраженная в своеобразных переживаниях и настроениях, придала его произведениям особое, есенинское, неповторимое звучание, которое можно всегда различить в русской лирике.

Лучшие свои произведения Есенин посвятил России. Мы видим, слышим и чувствуем в его стихах краски, звуки, запахи лесов, полей и лугов. В поэзии Есенина подлинно отражены русские образы и картины, живая народная речь, поистине здесь “русский дух” и “Русью пахнет”. Нет ни единого стихотворения о России, в котором он не воспевал бы ее природу.

Образ Родины появляется у Есенина уже в первых его стихах. Поэт воспевает неброскую красоту и удивительную прелесть природы средней полосы России. Радостный и многоцветный мир буквально завораживает нас, когда мы читаем стихи Есенина о природе и родном крае. Я вижу, как “роса блестит на траве”, как “сыплет черемуха снегом”.

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Клененочек маленький матки

Зеленое вымя сосет.

Я вижу, как, “отражаясь, березы ломались в пруду”, как “ели, словно копья, уперлись в небо”. Просторы полей, синь родного неба с плывущими облаками, гладь озер и рек, “плакучие ивы”, “зеленоволосые красавицы березы”, “топи да болота”, “алый свет зари” — во всем этом Есенин видел красоту родной стороны. В ранней поэзии Есенина запечатлен образ крестьянской Руси кануна Великой Октябрьской революции. Поэт видел Русь кроткой, печальной, и тяжелая жизнь Родины отразилась в его творчестве:

Край ты мой заброшенный.

Край ты мой, пустырь,

Лес да монастырь.

Но чем печальнее были эти картины, тем сильнее в стихах поэта звучала беспредельная привязанность к Родине:

Холодной скорби не измерить.

Ты на туманном берегу,

Но не любить тебя, не верить

Я научиться не могу.

К вершинам поэзии Есенин поднялся из глубины народной жизни. Рязанская земля, “где мужики косили, где сеяли свой хлеб”, была его домом, где прошло детство маленького Есенина. Мир народно-поэтических образов окружает Есенина с первых дней его жизни. И костер зари, и плеск волн, и голубая гладь озера — вся красота родного края с годами превращается в стихи, полные любви к родной земле.

Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

Лишь к тебе я любовь берегу.

Весела твоя радость короткая

С громкой песней весной на лугу.

В сердце Есенина с юных лет запали “ветровые слезы России”, ее грустные песни, светлая печаль — картина родной стороны создана в стихотворении “Гой ты, Русь, моя родная”. Родина, которой не видать конца и края — “только синь сосет глаза”,— вызывает у поэта необычайную по силе сыновнюю любовь. Ему приятно слышать “звонкий, как сережки, девичий смех”, видеть, как у низеньких хат “звонко чахнут тополя”, а “на лугах веселый пляс”. Радостно ощущать, как “пахнет яблоком и медом”, и поэтому поэт признается в любви Родине.

Если крикнет рать святая:

“Кинь ты Русь, живи в раю!”

Я скажу: “Не надо рая.

Дайте Родину мою”.

Есенин, как он писал сам, воспринял революцию по-своему, “с крестьянским уклоном”, больше стихийно, чем сознательно. Есенин колебался в оценке нового советского уклада жизни. Он знал и любил старую Русь, ее печальный образ по-прежнему владел его поэтическим воображением:

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой, свежести полынь.

Никакая Родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы.

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

Поэт чувствовал, как в лучшую сторону меняется жизнь его Родины.

Мне теперь по душе иное,

И чахоточном свете луны

Через каменное и стальное

Вижу мощь я родной стороны.

Но поэт был далек от реального понимания социализма и революций. Отсюда почти неизбежный для него переход от восторга к разочарованию, от радости к отчаянию, от приветствия к обвинению. Есенин начинает проклинать “железного гостя”, несущего гибель патриархальной деревне и оплакивать старую уходящую Русь. Поэту казалось, что “железный город” враждебен, что он угрожает разрушением крестьянскому миру, овеянному патриархальной романтикой. Есенинская лирика этого времени окрашена в печальные тона.

Есенин был на Кавказе, где написал цикл лирических стихотворений. Пленительна красота восточной природы, ласков ветер, легко сердцу поэта с любимой, но думы о Родине и здесь не покидают его. Они все время влекут его домой. Поэт вспоминает тоску бесконечных равнин, знакомую ему с юношеских лет, песню железных колес, вербы вдоль дорог, бесплодные поля и жалкие лачуги. Так возникает картина старой деревни, которая не радует взгляда, теперь она вызывает у поэта; горячее чувство протеста и жажду обновления Родины:

Полевая Россия! Довольно

Волочиться сохой по полям!

Нищету твою видеть больно

И березам, и тополям.

Сила и обаяние лирики Есенина в ее правдивости, искренности и Задушевности. В его проникновенных стихах запечатлелись картины родной природы, его русская душа и глубокая любовь к Родине.

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.

Например, Есенин употребляет слово “гой” — старинное славянское междометие, равное по значению современному “эй”. Это показывает любовь поэта к фольклорному наследию.

Примечательно, что поэт использует слово “Русь”, а не “Россия”. “Русь” звучало во времена Есенина уже несколько старомодно, так что Есенин шел наперекор модным литературным течениям, подчеркивая свою приверженность старине и вековым традициям своего народа.

Встречаются разговорные и просторечные слова: “захожий” (мимоходом зашедший из чужих мест), “чахнут” (теряют силы), “стежка” (тропинка). Это делает стихотворение более близким простому читателю.

Есть даже областные слова: “корогод” (хоровод), “леха” (борозда, грядка). Выразительность стихотворению придают также окказионализмы, или, другими словами, авторские неологизмы: “звонно” (звонко), “приволь” (приволье).

Стихотворение вызывает зрительные (“Не видать конца и края”), обонятельные (“Пахнет яблоком и медом”), слуховые (“И гудит за корогодом / На лугах веселый пляс”), осязательные (“Побегу по мятой стежке”) ощущения.

Стихотворение завершается признанием в любви родине и отказом от райской жизни, потому что родной деревенский пейзаж кажется не хуже райского. Если где-то и есть рай, то он находится здесь, в сельской русской глубинке, еще не испорченной цивилизацией и сумевшей сохранить свою привлекательность.

Я иду долиной. На затылке кепи,

В лайковой перчатке смуглая рука.

Далеко сияют розовые степи,

Широко синеет тихая река.

Я — беспечный парень. Ничего не надо.

Только б слушать песни — сердцем подпевать,

Только бы струилась легкая прохлада,

Только б не сгибалась молодая стать.

Выйду за дорогу, выйду под откосы,-

Сколько там нарядных мужиков и баб!

Что-то шепчут грабли, что-то свищут косы.

«Эй, поэт, послушай, слаб ты иль не слаб?

На земле милее. Полно плавать в небо.

Как ты любишь долы, так бы труд любил.

Ты ли деревенским, ты ль крестьянским не был?

Ах, перо не грабли, ах, коса не ручка —

Но косой выводят строчки хоть куда.

Под весенним солнцем, под весенней тучкой

Их читают люди всякие года.

К черту я снимаю свой костюм английский.

Что же, дайте косу, я вам покажу —

Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий,

Памятью деревни я ль не дорожу?

Нипочем мне ямы, нипочем мне кочки.

Хорошо косою в утренний туман

Выводить по долам травяные строчки,

Чтобы их читали лошадь и баран.

В этих строчках — песня, в этих строчках — слово.

Потому и рад я в думах ни о ком,

Что читать их может каждая корова,

Отдавая плату теплым молоком.

В ночь с девятого на десятое июля 1925 года Есенин уехал из Москвы на родину – в село Константиново. Пробыл он там меньше недели. Погода стояла сухая и тихая. Деревенские жители занимались сенокосом. Согласно воспоминаниям младшей сестры Сергея Александровича, большую часть времени поэт предпочел провести вне стен дома. Он успел помочь отцу с заготовкой сена, уехать на пару дней вместе с рыбачьей артелью.

…Полно плавать в небо.

Как ты любишь долы, так бы труд любил.

Сергей Александрович довольно рано покинул родной дом – в четырнадцать лет он начал обучение в церковно-приходской школе, расположенной в Спас-Клепиках. После ее окончания поэт отправился в Москву. Тем не менее, на протяжении всей жизни Есенин не забывал о своих корнях – ему часто вспоминалось Константиново.

Нередко он приезжал домой, чтобы повидаться с родственниками, старыми друзьями. Эти визиты часто оказывались спасением для Сергея Александровича. Пребывание в любимом селе помогало ему отдохнуть от города, прикоснуться к истокам, вновь почувствовать себя живым.

Цветы мне говорят — прощай,

Головками склоняясь ниже,

Что я навеки не увижу

Ее лицо и отчий край.

Любимая, ну, что ж! Ну, что ж!

Я видел их и видел землю,

И эту гробовую дрожь

Как ласку новую приемлю.

И потому, что я постиг

Всю жизнь, пройдя с улыбкой мимо, —

Я говорю на каждый миг,

Что все на свете повторимо.

Не все ль равно — придет другой,

Печаль ушедшего не сгложет,

Оставленной и дорогой

Пришедший лучше песню сложит.

И, песне внемля в тишине,

Любимая с другим любимым,

Быть может, вспомнит обо мне

Как о цветке неповторимом.

Поэма “Цветы” (1924). Жанр определен самим Есениным. Перед нами лирическая поэма, в которой развито элегическое начало и которую автор создавал с мыслью “о том, что ты такое в пространстве”, как писал он П. Чагину.

Характерно, что в ней, как и в “Двенадцати” А. Блока, двенадцать глав; эта цифра была знаковой для поэта, являлась символом итога земной жизни, пограничного между жизнью и смертью состояния. В главе “Цветы мне говорят прощай… ”жизнь и смерть представлены как естественный процесс, проявление вечных, общих законов

бытия: “Любимые! Ну, что ж, ну, что ж! Я видел вас и видел землю, И эту гробовую дрожь Как ласку новую приемлю”. В поэме использован прием уподобления: разнообразие цветов, их образы соотносимы с человеческой природой.

Размышления о смерти выражены в стихотворении в контексте образов родного поля, шума левкоев и резеды, вечной природы; так мыслям лирического героя Пушкина о неизбежной смерти соответствовал образ пережившего век отцов “дуба уединенного”. И как в лирике Пушкина тема смерти соединена с темой радости земного бытия, так и меланхолическим настроениям лирического героя Есенина, его грусти

о “васильках очей любимых”, о неповторимости чувств сопутствует ликование по поводу того, что мир — “не монашья схима”, что “все на свете повторимо”, что он готов вновь отдаться любви. Философская и интимная темы “Цветов” дополнены социальной (“Октябрь! Октябрь! Мне страшно жаль Те красные цветы, что пали”), это создает образ полнокровного, полифонического существования.

Образ Родины в лирике С. Есенина

С алым соком ягоды на коже,

Нежная, красивая была

На закат ты розовый похожа

И, как снег, лучиста и светла.

Также стихи раннего творчества связаны, прежде всего, с традициями устного народного творчества. Вообще, свой творческий путь он и начал с подражания фольклору, особенно ярки его параллели с частушками. Отсюда особая мелодичность стихов, строфы-двустишия. К середине 1910‑х годов в творчестве Есенина намечается интересная тенденция: он начинает активно использовать цвет для передачи оттенков настроений лирического героя, к тому же активно работает над строением стиха. Вот характерное для этого периода стихотворение:

О красном вечере задумалась дорога,

Кусты рябин туманней глубины,

Изба-старуха челюстью порога

Жуёт пахучий мякиш тишины…

…Сквозь синь стекла желтоволосый отрок

Лучит глаза на галочью игру.

Но с течением времени поэт начинает выходить за пределы интимной лирики. Теперь Есенин рисует не только личные переживания, но и судьбу всей России. Случилось это во времена великих бурь революции. Как поэт своей родины, он не мог оставаться в стороне от этих событий. Когда Есенин убедился, что революция ускорит переход России с патриархального строя на лад современной машинной техники, он болезненно воспринял это.

Реальные революционные события, резкие перемены в деревне, даже машинизация села – всё это в представлении Есенина говорило о гибели кроткой, созданной воображением поэта, патриархальной Руси. Крушение этого иллюзорного представления о деревенской России было закономерно, но при этом поэту казалось, что исчезла целая область жизни, а значит, и область чувств.

На тропу голубого поля

Скоро выйдет железный гость.

Злак овсяный, зарёю пролитый,

Соберёт его черная горсть.

Не живые, чужие ладони

Этим песням при вас не жить!

Я человек не новый!

Остался в прошлом я одной ногою,

Стремясь догнать стальную рать,

Скольжу и падаю другою.

Образ Родины и чувство Есенина к ней были многогранны. Для него Россия – это и природа, одухотворённая одним дыханием и памятью поэта, и деревня, как символ прошлого и благодати на земле, и город, страшный и железный, но всё же родной, так как является частью Родины, и народное творчество, как вместилище мудрости предков, и молитва, неотъемлемая от деревни. Всё это Есенин пережил и осознал, поэтому, читая его произведения, мы можем воскресить в нашей памяти точно такие же образы.

Не вернусь я в отчий дом,

Вечно странствующий странник.

Об ушедшем над прудом

Пусть тоскует конопляник.

Пусть неровные луга

Обо мне поют крапивой, —

Брызжет полночью дуга,

Высоко стоит луна,

Даже шапки не докинуть.

Песне тайна не дана,

Где ей жить и где погинуть.

Но на склоне наших лет

В отчий дом ведут дороги.

Повезут глухие дроги

Ведь недаром с давних пор

Поговорка есть в народе:

Даже пес в хозяйский двор

Издыхать всегда приходит.

Ворочусь я в отчий дом —

Жил и не жил бедный странник…

В синий вечер над прудом

Лирический герой все-таки решает приехать в родные пенаты. И тут возникает тема смерти. В произведении утверждается, что каждому человеку свойственно стремится перед кончиной в отчий дом. Впрочем, не только людей это касается. Не зря в народе принять говорить:

Даже пес в хозяйский двор

Издыхать всегда приходит.

Об ушедшем над прудом

Пусть тоскует коноплянник.

Мелколесье. Степь и дали.

Свет луны во все концы.

Вот опять вдруг зарыдали

Да любимая навек,

По которой ездил много

Всякий русский человек.

Эх вы, сани! Что за сани!

Звоны мерзлые осин.

У меня отец — крестьянин,

Ну, а я — крестьянский сын.

Наплевать мне на известность

И на то, что я поэт.

Эту чахленькую местность

Не видал я много лет.

Тот, кто видел хоть однажды

Этот край и эту гладь,

Тот почти березке каждой

Ножку рад поцеловать.

Как же мне не прослезиться,

Если с венкой в стынь и звень

Будет рядом веселиться

Юность русских деревень.

Эх, гармошка, смерть-отрава,

Знать, с того под этот вой

Не одна лихая слава

Мечтая стать поэтом, Сергей Есенин очень рано покинул родное село Константиново и отправился покорять Москву, не подозревая о том, что будет тосковать по родному краю. Столичная жизнь с ее соблазнами очень скоро наскучила восходящей звезде русской литературы, однако Есенин понимал, что никогда не сможет стать знаменитым, если всю свою жизнь проведет в сельской глуши.

Тем не менее, добившись успеха на поэтическом поприще, он остался обычным крестьянским парнем и подавляющее большинство своих стихов посвятил родной природе, которая являлась для него неиссякаемым источником вдохновения.

В лирике Есенина тема родины занимает особое место. Именно ей посвящены многие произведения Сергея Александровича. Любовь к родному селу и России, бесконечный поиск смысла бытия всегда проглядывается в творчестве поэта. Сегодня сочинения на эту тематику пишут ученики выпускных классов по всей стране.

Тема любви к родине в лирике Сергея Есенина

Краткая биография поэта

Сергей Александрович Есенин появился на свет осенью 1895 года в селе Константиново под Рязанью. Биография поэта яркая, печальная и насыщенная, но очень короткая. Мужчина стал популярным при жизни. Его персона вызывала неподдельный интерес современников.

Воспитанием мальчика занималась преимущественно бабушка. Благодаря последней у Сережи и проявился талант. Мать будущего поэта против ее воли выдали замуж за крестьянина, однако женщина не смогла жить с нелюбимым мужчиной. Вскоре она с маленьким сыном вернулась к родителям.

Сергей Александрович Есенин в детстве

Спустя время женщина оставила ребенка на попечении матери и отправилась на заработки в Рязань. Вспоминая о своем детстве, Сергей говорил, что начал писать стихи благодаря бабушке, которая читала ему сказки. Мальчик же в шуточной форме переделывал их.

В 1904 году Сергея отправили в четырехгодичное сельское училище, а затем в церковную школу. Так Есенин оказался вдали от родного дома и близких. Его творческие задатки проявлялись во время посиделок с друзьями. На таких мероприятиях подростки читали стихи, но творчество Сергея особенно выделялось на фоне остальных.

Начиная с 1915 года произведения Есенина стали часто публиковаться рядом с работами популярных поэтов того периода. Его творчество стало общеизвестным.

Во время службы в госпитале царского села Есенин читал свои произведения раненым военным. Это выступление услышала императрица. Мероприятие вызвало негодование петербургских литераторов, которые были враждебно настроены к семье царя.

В 1921 году Есенин познакомился с танцовщицей Айседорой Дункан. Вскоре они сыграли свадьбу. Затем влюбленные отправились в путешествие по Америке и Европе. Сначала Сергей Александрович восторгался всем заграничным, но очень скоро затосковал по дому. Ему не хватало тепла и душевности родной страны. Летом 1923 года поэт развелся.

Особое место в творчестве Есенина занимает тема родины. В его поэзии прослеживается любовь к природе родного края, гордость и надежда. Сергей Александрович погиб 28 декабря 1925 года. Обстоятельства его смерти так и неизвестны.

Стихи поэта нравились не всем современникам. После гибели мужчину неоднократно поливали грязью, поэтому его произведения практически не издавались до Оттепели. Нередко его творчество распространялось в рукописях.

Родина в лирике Есенина

В ранней лирике Есенина образ родины формируется на основании пейзажей в средней полосе России — живописные озера, бескрайние поля. У поэта было трепетное отношение к крестьянам, что находит отражение в его творчестве. Героями стихов Сергея Александровича становятся:

Девушка, ждущая парня с войны

  • девушка, ждущая парня с войны;
  • одинокие матери;
  • ребенок, просящий милостыню.

Такая жизнь была в то время. Революция 1917 года не сделала людей счастливее, а привела лишь к разочарованиям.

Сергей Александрович неоднократно говорил, что любовь к своей земле — ведущая тема в его творчестве. Самые первые произведения о родном крае наполнены звуками, яркими оттенками, запахами. Скорее всего, при жизни Есенин заслужил популярность благодаря простоте и понятности своих стихов для обычных людей.

Есенин был поэтом русского космоса, культуры. Его произведения отличаются цельностью. В них речь идет о России. В начале своей творческой деятельности мужчина создал образ крестьянской Руси, мира и благодати, где людские жизни тесно переплетаются с природой, сменой сезонов года.

Сначала Есенин описывает красоту Руси, которая чарует и одновременно пугает. Природа обступает деревню, замыкает ее в кольцо, стараясь уберечь крестьянский мир. Поэт использует много одушевленных метафор. В его творчестве неодушевленный мир может жить, дышать. Из чащи на героя стихотворения смотрят таинственные огоньки, поземка окутана снежной шалью.

Русская природа кажется Есенину такой, какой ее изображают в народных сказках. Тяжелые условия крестьянской жизни ассоциируются у поэта со сказочными, поэтому все невзгоды преодолеваются без труда. Даже в суровых пейзажах Сергей Александрович видел необычайную красоту, парадность.

Во второй строфе лирический герой позиционирует себя единым целым с крестьянами, работает и отдыхает вместе с ними. Важный аспект: при описании природы в первой строфе Есенин применяет одушевленные метафоры. Однако, описывая девушек, поэт, напротив, использует природные сравнения. Поэтому образы природы и окружающих людей тесно переплетаются, гармонично дополняя друг друга.

Местные жители отправляются на фронт, как на работу, без слез и печали. Горе наступает на село. Сам герой произведения остается с женщинами ждать вестей от родных и близких. Образы молодой супруги и седой матери становятся символами России в лирике поэта.

Сергей Есенин написал это стихотворение в 1924 году. Его с уверенностью можно отнести к пейзажной и философской лирике. Жанр приближен к элегии. Главная тема произведения — быстротечность времени, единство людей и природы, прошлое и будущее.

Человеческая жизнь в творчестве поэта тесно переплетается с природой. Сначала он рассказывает о наступлении осени. Первая строфа стихотворения больше звуковая. Там как будто чувствуются эти явления:

  • шелест листьев;
  • дуновение ветерка;
  • курлыканье журавлей.

В следующей части произведения поэт делает акцент на том, что человеческая жизнь быстротечна: на смену детству приходит юность, затем зрелость, а после — старость.

Центральный образ второй строфы — странник, конопляник и дом. Смертный человек и вечная природа противопоставляются друг другу в этой части. Месяц и пруд помнят обо всех, кто навечно покинул дом.

Пруд и луна одухотворяются, обретая возможность мечтать и помнить. Так у Есенина начинается общение человека с природой. Далее в произведении возникает лирический герой, который чувствует себя одиноким во всем мире. Он тоскует о юности. Эта грусть постоянно нарастает.

В последних строчках поэт проводит параллель между жизнью человека и природой. В подтексте произведения прослеживается мысль о бессилии героя перед временем. Однако по достижении апогея эмоции персонаж неожиданно принимает ход жизни, осознавая разумность законов природы.

Дети читают стихи Есенина

В стихотворении постепенно развивается тема, затем наступает кульминация и развязка. Кольцевая композиция формируется образом рощи, который присутствует в начале и в конце произведения. Человек в творчестве Есенина выступает частью природы, растворяясь в ней, сливаясь с деревьями, стихиями, цветами.

Сергей Есенин — талантливый поэт, вышедший из народа. Его произведения знают во всем мире. Ведущая тема его творчества — любовь к родному краю. Как видно из его произведений, особый акцент он делал на красоте природы Руси.


Тема Родины – одна из главных в лирике поэта. Перелистывая томик Есенина, убеждаешься вновь и вновь, что каждая строчка его стихов – это признание в любви родным полям, березам, перелескам. Отними у Есенина все это – и поэт погибнет, ведь Есенин живет и дышит родиной:

О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку, —
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.

Немногие поэты так видят, чувствуют красоту родной природы, как Есенин. Она мила и дорога сердцу поэта, хоть и неярки, незатейливы ее краски. Есенин сумел передать в своих стихах всю бескрайность деревенской России:

Гой, ты, Русь моя родная,
Хаты, в ризах образа…
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.

Милый, милый, смешной дуралей,
Ну, куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?

Город, город! Ты в схватке жестокой
Окрестил нас как падаль и мразь.

Не ругайтесь, такое дело!
Не торговец я на слова.
Запрокинулась и отяжелела
Золотая моя голова.

Я усталым таким еще не был
В эту серую морось и слизь.
Мне приснилось рязанское небо
И моя непутевая жизнь.

Я человек не новый!
Что скрывать?
Остался в прошлом я одной ногою,
Стремясь догнать стальную рать,
Скольжу и падаю другою.

Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.

Эти же мотивы явственно звучат в других строках:

Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящим
Я не в силах скрыть моей тоски.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне,
Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Читайте также: