Электростатика план урока 10 класс

Обновлено: 04.07.2024

Оборудование: таблицы, плакаты, изготовленные детьми.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Постановка цели урока.

Вступительное слово учителя.

Ребята, мы с вами прошли тему “Электрическое поле” и должны сдать зачет. Поэтому нам необходимо с Вами сегодня повторить основные вопросы, формулы и определения физических величин.

3. Проверка домашнего задания.

- Что является источником электростатического поля?

- Дайте определение электрического поля?

- Перечислите основное, главное свойство электростатического поля.

По заданным формулам найти величины, входящие в формулу.

Написать единицы измерения физических величин и назвать величину.

Написать названия физических величин согласно представленным единицам измерения.

- Какие факты подтверждают реальность существования электрического поля?

- Как взаимодействуют между собой заряды?

- Как графически можно представить электрическое поле?

- Какие поля являются однородными? Неоднородными?

- Сформулировать закон Кулона.

- Для каких зарядов он выполняется?

- Физический смысл коэффициента пропорциональности?

Сравнить напряженность поля в точках 1, 2, 3 и 4

Чему равна напряженность в точках 2, 3, 4.

- Что характеризует напряженность?

- Величина напряженности поля?

- В чем смысл принципа суперпозиции полей?

Какие поля называются потенциальными?

Чему равна работа электрического поля?

- Что характеризует потенциал?

- Дайте определения потенциала. Формула для его расчета. Чему равна разность потенциалов?

- Что означает утверждение: Потенциал в данной точке равен 30 В; 500В.

- Что означает, что U=220В;

- Как связаны между собой E и U?

- Что понимаем под эквипотенциальной поверхностью?

Указать линии напряженности.

- В какой точке потенциал больше. Почему?

- Какая величина характеризует способность проводников накапливать электрический заряд?

- Дать определение электроемкости.

- Записать формулу для ее расчета. Единицы измерения.

- Что означает утверждение, электроемкость равна 3Ф.

Мы провели разминку. Группа учащихся работает с кроссвордами.

Пока 6 человек разгадывают кроссворд, у доски работают 2 человека по формулам:

Затем кроссворды передаются группе детей, которые их проверяют и поставят оценку. Два человека проверяют формулы у доски. После выполнения работы переходим к аукциону формул. Работа на “бирже”. Кто “купит” большее количество формул, тот и окажется победителем.

Назвать формулу, единицу измерения величин.

  • Отрицательный заряд,
  • Положительный заряд
  • Электрическое поле
  • Напряженность поля
  • Потенциал
  • Работа поля

Для закрепления материала, послушаем выступление ребят.

Мы наш урок посвятили электростатике родной
Итак, мы поле представляли,
А это главный наш герой!

Нет ничего приятней роли:
Ведь я таинственно и всемогуще
Я, как вы догадались, электрическое поле
В уроке – я ведущий.
Отрицательный заряд:
Не понимаю в чем ваша таинственность?

В чем? А в том, что.
Мы ничего про то не знаем,
Из чего состоит это поле
И откуда оно взялось
Но зато мы все понимаем
То, что изучаем в школе
То, есть ряд необычных, новых
Целый ряд дивных поля свойств.

Я существую денно и нощно,
Тела, заряженные, я окружаю.
На каждое тело я действую точно
И в действии этом себя проявляю.
Положительный заряд:
Свойство второе.

Я. Материально, хоть не тело,
Не вещество и не частица
Я существую, хоть глазами
Меня увидеть Вам нельзя.
Но как только что пропела
Могу я ясно проявиться.
Когда подействую на тело
И этим покажу себя.
Положительный заряд:
Свойство третье.

Поле: Позвольте, прежде чем перейти к третьему свойству познакомить вас с одной знакомой.

Я - Напряженность,
Силовая характеристика его:
С которой действует оно
На единичный. На зарядик
Что в точку данную внесен
И я сегодня очень рада,
Что мой визит к вам нанесен.

Поле: Ну вот! Теперь можно перейти к следующему свойству.

  • Если во всех точках пространства напряженность электрического поля одинакова, то тогда поле однородно.
    Если же во всех точках пространства напряженность электрического поля неодинакова, то тогда поле неоднородно.

Себе заряженное тело представьте,
Которое перемещается где-то от формы его траектории, кстати
Поле работы не зависит при этом,
Когда ж траектория замкнута эта,
То поля работу к нулю приравняли
И поле такое мы в случаях этих
Потенциальным всегда называем.

Позвольте же, куда вы так торопитесь?
Сейчас выход другого героя.

Поле всегда характеризовал
Я – очень важный потенциал!
Кстати характеристика я
Поля энергетическая.

Я просто отношение потенциальности энергии заряда в поле к этому заряду. Ясно?

Вот есть у нас дивная точка пространства
Частицы, допустим, здесь две заряженные
Поле создают в этой точке. Представьте.
И есть у полей этих две напряженности,
А напряженность вообще в результате
У поля у этого в точке пространства
Их геометрической сумме равняется.
И принцип такой суперпозицией называется.

Все – Поле – это пространство, в котором, поверьте нам, друзья, проявляется действие сил электрических на заряженные тела.

Подведем итог урока.

Мы с вами рассмотрели основные свойства электрического поля, много узнали о величинах, характеризующих это поле.

Оборудование: электроскоп, электрометры, султаны электрические на изолирующей подставке, стеклянная и эбонитовая палочки, кусок меха и щелка.

Изучение нового материала

Подготовка к работе

Изучение нового материала

Сведение воедино полученной информации

Применение полученных знаний

Осознание полученных знаний

Р. Миллекена (по желанию)

§84-85( для всех), составить проверочный тест по теме.

Изучая законы Ньютона, вы убедились, что структура Вселенной формируется гравитационным взаимодействиям. Каков характер этого взаимодействия? Чем должно обладать тело, участвующее в гравитационных взаимодействиях

Что бы могло произойти

если бы в природе существовало только гравитационное притяжение?

Однако этого не происходит, как вы думаете почему?

Таким образом, чем предстоит нам заняться на сегодняшнем уроке

Демонстрация: Берем эбонитовую палочку и подносим ее к султанчику. Изменений не происходит. (Оба этих тела обладают массой, но мы не наблюдаем их взаимодействия) Если потереть палочку о шерсть наблюдаем притяжение. Следовательно эти тела приобрели новые свойства. Что произошло?

Электростатика – раздел электродинамики, изучающий взаимодействие неподвижных (статических) зарядов.

Чтобы мы хотели узнать о новом явлении?

Предлагает осуществить исследования и сделать выводы.

Чтобы количественно описать происходящие явления, нужно ввести физическую величину, характеризующую эти процессы. Что это за величина?

Как бы вы дали определение заряда?

Электрический заряд – это физическая величина, характеризующая свойство частиц или тел вступать в электромагнитные силовые взаимодействия.

Демонстрация взаимодействия двух одноименных и разноименных зарядов

Чтобы сформулировать свойства заряда, давайте обратимся к учебнику (стр 156)

Электрический заряд в отличии от массы не является знакоопределенной величиной.

Электрический заряд – величина инвариантная.

Электрический заряд – величина аддитивная qсист= q1 + q2+…+ qn

Электрический заряд дискретен q = ne

(демонстрация) существование элементарного заряда 1,6.10-19Кл

Закон сохранения заряда.

В изолированной системе алгебраическая сумма зарядов всех тел остается постоянной

Выдвигают гипотезы: вселенная сжалась бы, подобно черной дыре

Существуют взаимодействия другой природы

Формулируют цель урока

Составляют план дальнейшей работы

Электризуются ли при трении оба тела?

Зависит ли взаимодействие наэлектризованных тел от расстояния?

Зависит ли электризация от внешних факторов?( например от влажности)?

Какие способы электризации существуют?

Какой физической величиной определяется?

Предлагают варианты определения заряда

Каковы свойства заряда?

Каков механизм электризации?

Читают учебник и формулируют свойства заряда

Наблюдают, делают выводы

Выяснили, какой вид взаимодействий существует, кроме гравитационных и чем должны обладать тела, чтобы участвовать в этих взаимодействиях

Осмысливают и углубляют знания.

Научились составлять план изучения физического явления.

Научились ставить эксперименты по электризации

Сформулировали определение заряда, как главного участника электростатических взаимодействий

Сформулировали свойства заряда, существование которых доказывается демонстрационным экспериментом

Закрепили полученные знания

посредством решения задач

оценили уровень своих знаний

Материал к уроку.

История развития электричества начинается в Древней Греции. В красивом городе Милете жил философ Фалес. И, вот, однажды вечером к нему подходит его любимая дочь.

-Объясни, почему у меня путаются нити, когда я работаю с янтарным веретеном, к пряже прилипают пыль, соломинки? Это очень неудобно.

Фалес начал искать ответ на этот вопрос. Таким образом, сформировался новый раздел физики – электростатика.

С электростатическими явлениями мы достаточно часто встречаемся, более того на электризации основаны многие технологические процессы.

Приведите примеры таких процессов.

На птицефабриках с целью уменьшения запыленности воздуха устанавливают электрофильтры. Частицы пыли осаждаются на пластинчатые электроды, которые по мере накопления на них пыли, освобождаются от нее. Ионизация воздуха увеличивает яйценоскость кур, лучше развивается молодняк.

Трубы газовых котельных снабжают также электрофильтрами, уменьшающими выброс в атмосферу продуктов сгорания.

Частицы дыма не только придают продуктам особый вкус, но и предохраняют их от порчи. При электрокопчении частицы коптильного дыма заряжают положительно, а к отрицательным электродам подсоединяют, например, тушки рыбы. Заряженные частицы дыма оседают на поверхности тушки и частично поглощаются. Весь процесс электрокопчения продолжается несколько минут.

Движущиеся на конвейере, окрашиваемые детали, например, корпус автомобиля, заряжают положительно, а частицам краски придают отрицательный заряд и они устремляются к положительно заряженной детали. Слой краски на ней получается тонкий, равномерный и плотный.

Действительно, одноименно заряженные частицы красителя отталкиваются друг от друга – отсюда равномерность окрашиваемого слоя.

На хлебозаводе теперь не приходится совершать большую механическую работу, чтобы замесить тесто. Заряженные положительно крупинки муки воздушным потоком подаются в камеру, где они встречаются с отрицательно заряженными капельками воды, содержащими дрожжи. Крупинки муки и капельки воды, притягиваясь, друг к другу, очень быстро образуют однородное тесто, что также повышает производительность труда и выход хлебобулочной продукции.

Мелкие частички шерсти и хлопка продувают через заряженную металлическую сетку. Двигаясь к тканевой основе, обработанной клеем и заряженной противоположно, равномерно распределяются по ней и после просушки создают ворс. Аналогично можно наносить на любую поверхность волокна звукоизолирующих и теплоизолирующих веществ, делать толь, рубероид, линолеум, шифер, наждачную бумагу.

Но не всегда электризация тел приносит пользу.

В типографских машинах электризация бумаги вызывает ее свертывание и брак при печати. При этом могут возникнуть искры, которые вызывают пожар.

Водители бензовозов страдают от электризации ежесекундно: во время накачивания горючего в автоцистерну образуются электрические заряды; во время перевозки горючее взаимодействует с поверхностью автоцистерны – заряды продолжают накапливаться. Переливая бензин по трубам, например в баки самолета, они подвергают себя опасности взрыва.

В текстильной промышленности нити прилипают к гребням чесальных машин, при этом путаются и часто рвутся. В процессе обработки отдельных тканей ворс на них может подвергаться стрижке. Лезвия ножей работают с большой скоростью, и при этом ткань и ножи сильно электризуются. Также, если ссыпать сахарный песок, муку, порох, порошкообразные химические реактивы – возникают заряды.

На предприятиях резиновой промышленности при вальцовке каучук пропускают между двумя вращающимися валами. Если поднести руку к такому каучуку, то появится искра. Недалеко и до пожара. Такой же эффект можно получить на клеепромазочной машине, которая смазывает резиновым клеем тканевые материалы.

Однако от электризации существует очень эффективная защита – заземление.

1.Руководство к эксперименту

Различные способы электризации тел.

1. Потрите эбонитовую палочку о шерсть и поднесите ее к электрометру.

Ответьте на вопрос: фиксирует ли электрометр изменения?

2.Снимите заряд с электрометра, коснувшись его рукой.

3. Ударьте стеклянной палочкой по резине и понесите ее к электрометру.

Ответьте на вопрос: фиксирует ли электрометр изменения?

Сделайте общий вывод .

Рассмотрим более подробно электризацию трением.

2. Руководство к эксперименту

Заряжаются ли в процессе электризации оба тела?

  1. Потрите эбонитовую палочку о шерсть и поднесите ее к электрометру.

Ответьте на вопрос: фиксирует ли электрометр изменения?

2.Снимите заряд с электрометра, коснувшись его рукой.

3. Поднесите к электрометру шерсть.

Ответьте на вопрос: фиксирует ли электрометр изменения?

Сделайте общий вывод.

3.Руководство к эксперименту

Какие заряды получают тела при электризации трением?

1.Потрите эбонитовую палочку о шерсть и поднесите ее к электрометру.

2. Поднесите к электрометру шерсть.

Ответьте на вопрос: Какой заряд показывает электрометр? Почему?

Сделайте общий вывод.

4. Руководство к эксперименту

Как взаимодействуют заряженные тела?

Оборудование: бумажные и полиэтиленовые полоски.

1. Положите на бумажную полоску полиэтиленовую пленку и потрите полоски рукой. Разведите полоски, а затем приблизьте их друг к другу.

Ответьте на вопрос: как взаимодействуют разноименно заряженные тела?

2.Проделайте то же и с другой парой и приблизьте друг к другу полиэтиленовые полоски.

Ответьте на вопрос: как взаимодействуют одноименно заряженные тела?

Сделайте общий вывод.

5. Руководство к эксперименту

Как зависит электромагнитное взаимодействие от расстояния.

1.Наэлектризуйте эбонитовую палочку, потерев ее о шерсть.

2. Поднесите палочку близко к мелко нарезанным листочкам бумаги.

Ответьте на вопрос: что происходит с листочками?

3.Снимите заряд с палочки и вновь ее наэлектризуйте.

4. Поднесите палочку к мелко нарезанным листочкам бумаги на некотором расстоянии.

Ответьте на вопрос: как зависит сила взаимодействия от расстояния между взаимодействующими телами?

Сделайте общий вывод.

Заключительное слово учителя: На сегодняшнем занятии мы лишь соприкоснулись с одной из областей физики микромира, но, думаю, это соприкосновение сделает вас более “зрячими”, ибо вы научились извлекать информацию из несложных экспериментов. Теперь вы можете оценить силу человеческого ума, его изобретательность и гениальную простоту найденных решений, в основе которых лежит самоотверженный труд многих поколений учёных.

Электризация эбонита и шерсти при трении их друг о друга объясняется так:

1. Атомы эбонита слабее удерживают входящие в их состав электроны, чем атомы шерсти и поэтому электроны переходят .
а) с эбонита на шерсть;
б) с шерсти на эбонит.

2. В результате электризации на эбоните образуется ……. электронов, а на шерсти -.

а) …. избыток, …. недостаток,
б) …… недостаток, …….. избыток.

3. При электризации трением на взаимодействующих телах появляются заряды . по абсолютному значению и . по знаку.

а) …. равные, …. одинаковые;
б) . разные, . одинаковые;
в) . равные, . противоположные;
г) . разные, . противоположные.

Если к легкому шарику, подвешенному на нити, поднести положительно заряженную палочку, не касаясь шарика, то:
4. На ближайшей к палочке стороне образуется …. электронов, и эта сторона зарядится .

а) …. избыток, …. положительно;
б) …. избыток, . отрицательно;
в) …. недостаток, ……положительно;
г) …. недостаток, …… отрицательно.

5. На противоположной стороне шарика образуется …….. электронов, и она зарядится .

а) …. избыток, . положительно;
б) …… избыток, . отрицательно;
в) . недостаток, . положительно,
г) . недостаток, . отрицательно.

6. Так как на палочке и на той стороне шарика, которая ближе к палочке, будут ……. заряды, то шарик …….

а).. …….одноименные, …. .. притянется к палочке;
б)……. .одноименные, …… оттолкнется от палочки;
в) . разноименные, . притянется к палочке,
г) ……. разноименные, …..оттолкнется от палочки.

7. Стекло при трении о шелк заряжается . а шелк .

а) …..положительно, …….отрицательно,
б) …. отрицательно, . положительно.

8. Если наэлектризованное тело отталкивается от эбонитовой палочки, натертой о мех, то оно заряжено .

а) положительно;
б) отрицательно.

9. Три пары шариков подвешены на нитях (см. рис. 1). Какая пара шари-ков не заряжена?

а) первая,
б) вторая;
в) третья.

10. Какая пара шариков имеет одноименные заряды (рис. 1)?

а) первая,
б) вторая;
в) третья.

11. Какая пара шариков имеет разноименные заряды (рис. 1)?

а) первая;
б) вторая,
в) третья.

12. Два электроскопа, один из которых заряжен, соединили стержнем (см. рис. 2). Из какого материала изготовлен стержень?


Конспект урока для дистанционного обучения, когда доступ к Интернету осуществляется с различных домашних устройств.

Содержимое разработки

I. Эл. заряд. Строение атома. Электризация тел.

Эл.магн. взаимодействие определяет процессы движения и взаимодействия эл. заряженных частиц.
Электростатика – раздел электродинамики, изучающий взаимодействие покоящихся в выбранной системе отсчёта эл. зарядов.
Эл заряд характеризует свойство некоторых элементарный частиц создавать эл.магн. поле и осуществлять с его помощью взаимодействие с другими частицами, обладающими такими же свойствами.
q (Кл)
1 Кулон – это заряд, проходящий через поперечное сечение проводника при силе тока 1 А за 1с.



! Бывают частицы без заряда, но не существует заряда без частицы. Заряд частицы является одной из её характеристик, подобных массе, и поэтому неотделим от неё.
В природе есть частицы с эл. зарядами противоположных знаков: если частицы заряжены одноимённо, то они отталкиваются, если частицы заряжены разноимённо, то частицы притягиваются.
! Носителем отрицательного элементарного заряда является электрон, положительного протон, нейтрон является нейтральной частицей, т.е. не имеет никакого заряда.
! Увеличить, уменьшить или лишить электрон его заряда невозможно.
! Модуль элементарного заряда равен e = 1,6 10 -19 Кл. Частиц в свободном состоянии, обладающим зарядом меньше элементарного, пока не обнаружено.
Атомы состоят из положительного ядра, в котором находятся протоны и нейтроны, вокруг которого вращаются электроны. Число электронов в нейтральном атоме равно количеству протонов в его ядре.
Одно и то же тело при соприкосновении с телами, изготовленными из разных веществ, может как отдавать электроны, так и присоединять их.
! Разные вещества по-разному передают эл. заряды, и по способности передавать заряды делятся на три группы:

Проводники – вещества, имеющие свободные носители заряда.

Диэлектрики (непроводники или изоляторы) – вещества, в которых нет свободных носителей заряда.

Полупроводники

хорошо проводят эл. заряды (металлы, почва, вода, растворы кислот, щелочей и солей, графит, биоорганизмы).

в обычных условиях плохо проводят эл. заряды (эбонит, янтарь, фарфор, резина, пластмасса, шёлк, капрон, масло, газы).

Тела и вещества, проводимость которых увеличивается при повышении температуры (кремний, германий, индий, селен, осмий).

Для обнаружения эл. зарядов существуют приборы: электроскоп, электрометр.
Для получения заряженного макроскопического тела, необходимо его наэлектризовать.
Электризация – процесс накопления на теле эл. заряда в результате трения или соприкосновения.
! Передаются при электризации только электроны. Если тело имеет отрицательный заряд, то у него избыток электронов по сравнению с нейтральным состоянием, если тело заряжено положительно, то у него недостаток электронов. При электризации заряд получают оба соприкасающихся тела, причём заряды этих тел противоположного знака.
! При электризации тел соблюдается закон сохранения эл. заряда: алгебраическая сумма эл. зарядов системы тел остаётся неизменным, если в неё не поступают заряды извне и не уходят из неё.
, где
, , … - эл. заряды всех тел системы.

! Закон сохранения эл. заряда выполняется всегда. Полный эл. заряд Вселенной равен 0.

II. Закон Кулона.

Закон Кулона – основной закон электростатики – был экспериментально установлен Шарлем Кулоном в 1785 году.
Точечными называют заряды, формой и размерами которых можно пренебречь по сравнению с расстоянием между ними.
! Закон Кулона для тел и зарядов, находящихся в какой-либо среде, определяется по формуле:


Закон Кулона.

k = 9 10 9 Н м 2 /Кл 2 – постоянная Кулона; = 8,85 10 -12 А 2 с 4 /кг м 3 – эл. постоянная.
(Кл) - модули зарядов;
– диэлектрическая проницаемость среды, в которой находятся заряды, для вакуума и воздуха = 1; r (м) – расстояние между зарядами.
! Силы взаимодействия 2-ух точечных зарядов направлены вдоль одной прямой, соединяющей эти заряды. Если заряды имеют одинаковые знаки, то эти силы являются силами отталкивания, если разные знаки – силами притяжения.


-80%


Электрический заряд – это физическая величина, характеризующая свойство частиц или тел вступать в электромагнитные силовые взаимодействия. Существует два рода электрических зарядов, условно названных положительными и отрицательными. Одноименные заряды отталкиваются, разноименные – притягиваются. Обозначение - q или Q Единица измерения ― 1Кл (Кулон) = 1A∙1c


одноименные - отталкиваются, разноименные - притягиваются


Взаимодействие точечных зарядов


Элементарный электрический заряд Кл заряд электрона -e, заряд протона +e Электрический заряд дискретен (квантован) где n- целое число.


Существует в природе qmin= е =1,6∙10-19 Кл. Больший заряд является целым кратным e: q=ze, где z=1,2,3… Сколько электронов нужно удалить с поверхности незаряженного тела, чтобы его заряд стал равным 3,2·10-18 Кл? Опыт Милликена Ответ: 20



Закон сохранения заряда В изолированной системе алгебраическая сумма зарядов всех тел остается постоянной q1 + q2 + q3 + . +qn = const Следовательно - в замкнутой системе тел не могут наблюдаться процессы рождения или исчезновения зарядов только одного знака.


Дискретность означает что заряд любого тела принимает строго определенные значения, (кратные заряду электрона). А инвариантность означает что в любой системе отсчета заряд тела имеет одно и тоже значение.


В замкнутой системе алгебраическая сумма зарядов сохраняется Закон сохранения электрического заряда q1+ q2+ q3 +… + qn = const В замкнутой системе алгебраическая сумма зарядов сохраняется


Электризуются все тела Электризуются все тела Электризуются оба тела (контакт, трение, деформация, нагрев, облучение, индукция) Электризация обусловлена разной плотностью заряда и разной работой выхода (энергией связи) Электризация тел



электрон протон нейтрон




При электризации электроны переходят от одних тел к другим При электризации электроны переходят от одних тел к другим




Что происходит с массой небольшого куска металла, если его зарядить отрицательно? А. Уменьшается на величину массы отводимых положительных зарядов. Б. Уменьшается на величину массы отводимых отрицательных зарядов. В. Остается неизменной. Г. Увеличивается на величину массы сообщенных отрицательных зарядов. Г. Увеличивается на величину массы сообщенных отрицательных зарядов.



Два точечных заряда отталкиваются друг от друга, если заряды: Два точечных заряда отталкиваются друг от друга, если заряды: одинаковы по знаку и любые по модулю одинаковые по знаку и модулю различны по знаку и модулю различны по знаку и одинаковы по модулю


Как взаимодействуют заряженные тела? Как взаимодействуют заряженные тела? А) две стеклянные палочки, потертые о шелк Б) стеклянная палочка, потертая о шелк, и эбонитовая палочка, потертая о мех В) две эбонитовые палочки, потертые о мех притяжение отталкивание взаимодействие отсутствует


Незаряженная капля жидкости разделилась на две части. Заряд первой +q, а заряд второй Незаряженная капля жидкости разделилась на две части. Заряд первой +q, а заряд второй 0 +q +2q - q


Частица, обладающая наименьшим отрицательным зарядом — . Частица, обладающая наименьшим отрицательным зарядом — . 1) Нейтрон 2) Электрон 3) Ион 4) Протон


Заряд электрона равен. Заряд электрона равен. 1) 3,2*10-19 Кл 2) 1 Кл 3) 1,6*10-19 Кл 4) 1,6*1019 Кл


Если у тела число протонов меньше числа электронов, то оно.. Если у тела число протонов меньше числа электронов, то оно.. 1) Не имеет заряда 2) Положительно заряжено 3) Отрицательно заряжено 4) Может быть как положительно, так и отрицательно заряжено


Как взаимодействуют заряженные тела? Как взаимодействуют заряженные тела? А) две стеклянные палочки, потертые о шелк Б) стеклянная палочка, потертая о шелк, и эбонитовая палочка, потертая о мех В) две эбонитовые палочки, потертые о мех притяжение отталкивание взаимодействие отсутствует



Закон Кулона Сила взаимодействия между двумя неподвижными точечными зарядами, находящимися в вакууме, прямо пропорциональна произведению модулей зарядов, обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними


Величину каждого заряда увеличить в 2 раза? Как изменится сила Кулона, если: Расстояние между зарядами уменьшить в 3 раза? Величину каждого заряда увеличить в 4 раза, а расстояние между ними уменьшить в 2 раза? Какова диэлектрическая проницаемость среды, если сила взаимодействия зарядов в ней уменьшилась в 4 раза по сравнению с вакуумом? Закон Кулона


– произведение модулей зарядов – расстояние между зарядами – диэлектрическая проницаемость среды (диэлектрика) + Закон Кулона




Определить расстояние между двумя одинаковыми точечными зарядами по 3 мкКл каждый, находящимися в вакууме, если модуль силы взаимодействия между ними равен 100 мН. Дано: F=100 мН q1=q2=q=3 мкКл =1


Во сколько раз электрическое притяжение протона и электрона в атоме водорода больше гравитационного? + Частицы взаимодействуют друг с другом силами, имеющими электрическую природу. Гравитационное взаимодействие между частицами пренебрежимо мало. Дано: me=9,1·10 -31кг mр=1,67·10 -27кг qе=qр=е=1,6·10 -19Кл


Величина одного из зарядов уменьшилась в 2 раза, при этом сила их взаимодействия Величина одного из зарядов уменьшилась в 2 раза, при этом сила их взаимодействия увеличилась в 2 раза увеличилась в 4 раза уменьшилась в 2 раза уменьшилась в 4 раза


Расстояние между зарядами увеличилось в 2 раза, при этом сила их взаимодействия Расстояние между зарядами увеличилось в 2 раза, при этом сила их взаимодействия увеличилась в 2 раза увеличилась в 4 раза уменьшилась в 2 раза уменьшилась в 4 раза


Сила взаимодействия двух точечных зарядов при увеличении величины одного их них в 2 раза и уменьшении расстояния между ними в 2 раза Сила взаимодействия двух точечных зарядов при увеличении величины одного их них в 2 раза и уменьшении расстояния между ними в 2 раза не изменится уменьшится в 2 раза уменьшится в 8 раз увеличится в 8 раз


Во сколько раз уменьшится сила кулоновского отталкивания двух маленьких бусинок с равными зарядами, если, не изменяя расстояния между ними, перенести две трети заряда с первой бусинки на вторую бусинку? Дано: q1=q2=q


Два одинаковых металлических шарика, заряд одного из которых первоначально равен -5 мкКл, соприкасаются и затем снова разводятся. Заряд одного из шариков после разведения равен 3 мкКл. Определить в микрокулонах заряд второго шарика до соприкосновения. Ответ:11мкКл q1+ q2 = q′1+ q′2 = 2 q′ -5+ q2=2·3 q2= 11мкКл


Два одинаковых шарика, имеющих заряды +15·10-8 Кл и –5·10-8 Кл, привели в соприкосновение, а затем раздвинули на расстояние 10 см. Определите силу взаимодействия между шариками. Дано: q1=+15 ·10-8 Кл q1= –5 ·10-8 Кл r=10см F – ? По закону сохранения электрического заряда Ответ: F=2,25·10-3Н


На концах отрезка длиной 4 см расположены точечные заряды +6 и +3 мкКл. Найти модуль силы, действующей на заряд 2 мкКл, помещенный в середине отрезка. Дано: r=4 см q1= 6 мкКл q2= 3 мкКл q3= 2 мкКл + + +


+ + Заряды 90 и 10 нКл расположены на расстоянии 24 см друг от друга. Где надо поместить третий заряд, чтобы он находился в равновесии? +


Два маленьких шарика с одинаковыми массами m висят на нитях равной длины ℓ. Какой заряд нужно сообщить шарикам, чтобы натяжение нитей стало равным Т? + +


+ + Два одинаковых маленьких заряженных шарика, подвешенных на нитях равной длины, опускают в керосин. Какова должна быть плотность материала шариков, чтобы угол расхождения нитей в в воздухе и керосине был одинаков?


Два одинаковых маленьких заряженных шарика, подвешенных на нитях равной длины, опускают в керосин. Какова должна быть плотность материала шариков, чтобы угол расхождения нитей в в воздухе и керосине был одинаков? + + + +


Плотность заряда — это количество заряда, приходящееся на единицу длины, площади или объёма, таким образом определяются линейная, поверхностная и объемная плотности заряда, которые измеряются в системе СИ: в Кулонах на метр [Кл/м], в Кулонах на квадратный метр [Кл/м²] и в Кулонах на кубический метр [Кл/м³], соответственно. В отличие от плотности вещества, плотность заряда может иметь как положительные, так и отрицательные значения, это связано с тем, что существуют положительные и отрицательные заряд


Типы взаимодействий Гравитационное 6·10-39 Электромагнитное Слабое 10-6 Сильное (ядерное) 1


Действие электрического поля на электрические заряды Электрическое поле — особая форма материи, существующая вокруг тел или частиц, обладающих электрическим зарядом, а также в свободном виде в электромагнитных волнах.


Электрическое поле непосредственно невидимо, но может наблюдаться по его действию и с помощью приборов. Основным действием электрического поля является ускорение тел или частиц, обладающих электрическим зарядом


Заряженный шарик в электрическом поле


Свойства электрического поля Электрическое поле материально, т.е. существует независимо от наших знаний о нем. Порождается электрическим зарядом: вокруг любого заряженного тела существует электрическое поле.


Свойства электрического поля Электрическое поле распространяется в пространстве с конечной скоростью, равной скорости света в вакууме. с ≈ 3 · 108 м/с Поле, созданное неподвижными электрическими зарядами, называется электростатическим.


Электрическим полем называют вид материи, посредством которой происходит взаимодействие электрических зарядов У поля есть две характеристики: напряженность и потенциал


Действие электрического поля на электрические заряды Электрическое поле можно рассматривать как математическую модель, описывающую значение величины напряженности электрического поля в данной точке пространства. Электрическое поле является одной из составляющих единого электромагнитного поля и проявлением электромагнитного взаимодействия


Силовые линии однородного электрического поля


Силовые линии неоднородного электрического поля


Напряженность- силовая характеристика электрического поля Напряженность- силовая характеристика электрического поля Напряженность электрического поля в данной точке численно равна силе, с которой поле действует на единичный положительный заряд, помещенный в эту точку Единица измерения: Напряженность поля точечного заряда:



Если в точке А заряд q > 0, то векторы напряженности и силы направлены в одну и ту же сторону; Напряженность – силовая характеристика электрического поля Если в точке А заряд q > 0, то векторы напряженности и силы направлены в одну и ту же сторону; при q

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

14.03.2013

Описание презентации по отдельным слайдам:

14.03.2013

это раздел физики, в котором изучают электромагнитное взаимодействие между эл.

это раздел физики, в котором изучают электромагнитное взаимодействие между электрически заряженными телами и частицами. 2. Электромагнитным называют взаимодействие( притяжение и отталкивание), возникающее между заряженными телами.

-это раздел электродинамики, изучающий взаимодействие неподвижных (статически.

-это раздел электродинамики, изучающий взаимодействие неподвижных (статических) зарядов.

К созданию науки электродинамики привела длинная цепь планомерных исследовани.

Максвелл Джеймс Клерк (1831 – 1879) – великий английский физик, создатель тео.

Максвелл Джеймс Клерк (1831 – 1879) – великий английский физик, создатель теории электромагнитного поля. Уравнения Максвелла для электромагнитного поля лежат в основе всей электродинамики, подобно тому как законы Ньютона составляют основу классической механики. Он впервые ввёл в физику представления о статических законах, использующих математическое понятие вероятности. Куллон Шарль Огюстен (1736 – 1806) – французский физик, известный своими работами по электричеству и магнетизму. Наряду с изучением взаимодействия заряженных тел Куллон исследовал взаимодействие полюсов длинных магнитов. Фарадей Майкл (1791—1867) — великий английский ученый, творец общего учения об электромагнитных явлениях, в котором все явления рассматриваются с единой точки зрения. Фарадей впервые ввел представление об электрическом и магнитном полях.

- свойство элементарных частиц характеризующее электромагнитное взаимодействи.

- свойство элементарных частиц характеризующее электромагнитное взаимодействие и являющееся мерой этого взаимодействия.

Существует в природе qmin= е =1,6∙10-19 Кл. Больший заряд является целым крат.

Существует в природе qmin= е =1,6∙10-19 Кл. Больший заряд является целым кратным e: q=ze, где z=1,2,3… Сколько электронов нужно удалить с поверхности незаряженного тела, чтобы его заряд стал равным 3,2·10-18 Кл? Ответ: 20

Электризуются все тела Электризуются оба тела (контакт, трение, деформация, н.

Электризуются все тела Электризуются оба тела (контакт, трение, деформация, нагрев, облучение, индукция) Электризация обусловлена разной плотностью заряда и разной работой выхода (энергией связи)

Читайте также: