Экспертная деятельность в доу

Обновлено: 08.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Одним из актуальных направлений современного этапа развития российской системы образования является проведение процедуры оценки качества дошкольного образования и повышение его уровня с целью соответствия мировым образовательным стандартам. Это необходимо для того, чтобы образовательные организации имели возможность обеспечить конкурентоспособность на рынке образовательных услуг, что позволит законным представителям осуществлять выбор относительно той или иной дошкольной образовательной организации в соответствии с предъявляемым качеством. В связи с этим, основной миссией государственной образовательной политики РФ является проведение оценки качества образования, направления которой прописаны в нормативно-правовых документах: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017)

Ю.Б. Рубин рассматривает качество образования как сбалансированное соответствие образования установленным потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам), которые определяются отдельными гражданами, предприятиями и организациями, обществом и государством в целом [4, с. 65].

С.Е. Шишов и В.А. Кальней рассматривают качество образования как социальную категорию, которая определяет состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям различных социальных групп и общества в целом в развитии гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности.

В связи с этим можем сделать вывод, что они имеют ряд общих характеристик. Качество образования есть реализация поставленных целей и создание необходимых условий в образовательном пространстве для достижения запланированных образовательных результатов. А заказчиками качественной образовательной услуги являются государство и общество, включая родителей детей как законных представителей.

Позиции авторов относительно понятия качества образования полностью отражают содержание, которое приводится в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации. Исходя из данного положения, ключевым является качество образования, которое отвечает требованиям стандарта.

Следовательно, нам необходимо рассмотреть, требования, представленные в ФГОС ДО [2, с. 4]: к структуре программ или содержательная группа требований; к условиям реализации этих программ или ресурсная группа; к результатам освоения или системообразующая группа требований, так как подходы к определению результатов определяют и образовательные программы и условия образования.

Исходя из рассмотрения нормативно-правовых документов, можно сделать вывод, что основная образовательная задача государства – это соответствие требованиям ФГОС и потребностям как юридических, так и физически лиц, а также достижения определенных результатов в освоении образовательной программы. Следовательно, экспертиза качества образования — определение соответствия фактического состояния (программы, условий и достигнутых результатов) тому, что установлено в стандарте. Данное положение распространяется и на уровень дошкольного образования. Качество дошкольного образования определяется мерой его соответствия требованиям ФГОС ДО и потребностям человека, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность.

Структурные компоненты стандарта (1 и 2 группы требований) и удовлетворенность потребителя образовательной услуги могут рассматриваться как параметры качества дошкольного образования.

Следовательно, оценке и развитию подлежат: качество основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО), качество обеспечения условий реализации ООП ДО, удовлетворенность родителей (как законных представителей ребенка) качеством образовательной услуги [2].

На основе требований стандарта проводятся процедуры как внешней, так и внутренней экспертизы качества дошкольного образования. Они, в свою очередь, могут быть как государственными, так и негосударственными. В рамках государственного подхода осуществляется: государственный контроль (надзор) в сфере образования, общественная аккредитация, мониторинг системы образования.

Государственный подход является формализованным, и оценка качества образования напрямую будет зависеть от цели, объекта, и предмета экспертизы. В данном подходе нет единой процедуры, которая смогла бы сделать замеры одним комплексным инструментом все аспекты деятельности в образовательной организации. Это делает процедуру оценки качества образования не мобильной. В связи с этим, в настоящий момент активно развивается система негосударственной оценки качества образования. Здесь оценивается качество образования по 4 показателям, которые представлены в Приказе Министерства образования и науки РФ от 5 декабря 2014 г. N 1547 "Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность": открытость и доступность информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность; комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; доброжелательность, вежливость, компетентность работников; удовлетворенность качеством образовательной деятельности организации[3].

Данные показатели раскрывают содержание критериев, по которым происходит непосредственная оценка качества образовательного процесса.

ЛИТЕРАТУРА:

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 декабря 2014 г. N 1547 "Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность":

4. Кузьмин С.В. Эволюция взглядов на качество дошкольного образования//

Светлана Тюлякова
Проверка в ДОУ. Экспертиза деятельности ОУ.

В этой статье вы найдете материал который поможет Вам подготовить свое ОУ к проверке.

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОУ

1. Организационный (10 минут)

В рамках данного этапа проходит представление экспертной группы администрации ОУ с обозначением имен и должностей экспертов и перечисление тех показателей, за которые они ответственны.

2. Знакомство с учреждением (30 минут)

В процессе знакомства администрация ОУ представляет экспертной группе кабинеты, требующие специального оснащения:

• для общеобразовательных учреждений начального, основного, среднего (полного) образования: кабинеты химии, физики, информатики, истории, географии, биологии, мастерские, кабинет обслуживающего труда, актовый зал, спортивный зал, столовая, библиотека;

• для специальных (коррекционных) образовательных учреждений: кабинет СБО, зал ритмики и ЛФК, кабинет логопеда, кабинет психолога, музыкальный зал, сурдокабинет, столовая, библиотека, помещение интерната, санузлы;

• для детских домов: спальни, комнаты для самоподготовки, игровые, комната гигиены для девочек, санузлы, медицинский блок, изолятор

• для дошкольных учреждений: группы, спальни, санузлы, спортивный зал, актовый зал, медицинский кабинет, методический кабинет

В рамках знакомства особое внимание обращается на значительные изменения, которые произошли в материально-техническом оснащении ОУ за последние 5 лет.

3. Работа с документами (1 - 2 часа)

После знакомства с учреждением экспертная группа собирается в одном кабинете, где организованы рабочие места для всех экспертов согласно озвученным показателям и собраны все документы, которые представляет ОУ в рамках процедуры аккредитации:

• Сохранение контингента. Экспертизе подлежат: статистические отчеты за последние 4 года; справки, подтверждающие продолжение обучения выбывших обучающихся за последние 3 года; заявления родителей (законных представителей) обучающихся.

• Результаты выступления обучающихся в олимпиадах. Экспертизе подлежат документы, подтверждающие участие и (или) наличие призеров на различных уровнях олимпиад, проводимых департаментом образования Нижегородской области и министерством образования РФ.

• Результативность профилактической работы по предупреждению асоциального поведения обучающихся. Экспертизе подлежит организационно-правовая документация по профилактике асоциального поведения обучающихся (положения, должностные инструкции, планы работ, программы, а так же справки из ПДН и КДН (информация представляется за 3 последних года).

• Результативность участия в конкурсах, соревнованиях, смотрах. Экспертизе подлежат документы, подтверждающие участие и (или) наличие призеров в мероприятиях, проводимых на различных уровнях. (К рассмотрению принимаются достижения обучающихся, к которым они пришли в рамках образовательного учреждения)

• Мониторинг воспитательного процесса. Экспертизе подлежат анкеты, графики, текстовые справки, отчеты за 3 последних года.

• Охват обучающихся дополнительным образованием. Экспертиза рассматривает количество направленностей, кружков и процент охвата обучающихся.

• Содержание образовательной деятельности. Экспертизе подлежит Учебный план ОУ.

• Учебно-методическое обеспечение. При проведении экспертизы рассматриваются: учебные программы по предметам и соответствующие им УМК (года издания – не более чем 5-ти летнего срока давности); демонстрационное оборудование и реактивы для проведения обязательных практических работ по предметам естественно-научного цикла; использование информационных технологий в образовательном процессе (для школ повышенного статуса); библиотечный фонд.

• Содержание воспитательной деятельности. Экспертизе подлежат: организационно-правовое обеспечение воспитательной деятельности (локальные акты, определяющие принципы воспитательной деятельности с обучающимися); планирование воспитательной деятельности (программы воспитания, дополнительные образовательные программы, планы работ, направленные на социально-нравственное, общеинтеллектуальное и общекультурное развитие); полнота реализации планов и программ.

• Инновационная образовательная деятельность. Приказы, локальные акты, должностные инструкции, программы, планы работ (за последние 3 года).

• Кадровое обеспечение. Тарификация на 1сентября текущего учебного года; план-график направления педагогов на курсы повышения квалификации и его выполнение; итоги аттестации педагогических и руководящих работников; образовательный ценз педагогов; удостоверения о прохождении курсовой подготовки.

• Организационно-правовая база деятельности ОУ. Устав ОУ, локальные акты, должностные инструкции, договор с Учредителем, договор с родителями.

• Материально-техническое оснащение образовательного процесса (в процессе знакомства с учреждением).

• Результативность коррекционно-развивающей работы

- Уровень реализации учебного плана. Учебный план, программно-методическое обеспечение коррекционных курсов: учебный план составлен на основе требований федеральных нормативных документов к учебному плану данного вида С (к)ОУ; выполняются ли установленные федеральными нормативными документами нормы учебной нагрузки по предметам (с учетом обязательных индивидуальных и групповых занятий); общеобразовательные и коррекционные курсы, обязательные групповые и индивидуальные занятия подкрепляют и дополняют друг друга, обеспечивая оптимальные условия для всестороннего развития личности учащихся (по сведениям, содержащимся в журналах).

- Уровень коррекционной работы в рамках учебной деятельности. Работа педагога, психолога, дефектолога (планирование, диагностические карты, отражающие динамику развития учащихся в рамках реально-проводимой образовательной деятельности. (за 3 года).

- Уровень сформированности трудовых навыков. Планово-программная документация по направлениям профессионально-трудовой подготовки составленная в соответствии с требованиями государственных нормативных документов для ОУ данного вида; соблюдается ли планирование занятий по направлениям профессионально-трудовой подготовки в ходе реально осуществляемой учебно-воспитательной работы (по сведениям, содержащимся в отчетной документации); содержание трудовой подготовки с одной стороны и содержание общеобразовательной подготовки, коррекционной и лечебно-профилактической работы с другой подкрепляют друг друга, обеспечивая оптимальные условия для всестороннего развития личности учащихся (по сведениям содержащимся в планово-программной документации); мониторинг профессионально-трудовой подготовки (диагностические материалы педагога по трудовому обучению, которая проводится на основе программных требований (методики, анализ, выводы, рекомендации).

- Уровень психолого-педагогической реабилитации. Планирование работы психолога, содержащее этапы взаимодействия с педагогами, воспитателями, медицинским персоналом и социальными педагогами; диагностические карты с динамикой развития обучающегося в ходе реально проводимой психолого-педагогической работы (цели, задачи, методики, анализ, выводы, причины, рекомендации, прогнозы, сроки реализации); мониторинг психолого-педагогической деятельности 3 последних года.

Дошкольные образовательные учреждения

Взаимодействие сотрудников с детьми. В процессе экспертизы оценивается: характер общего эмоционального фона, сопровождающего взаимоотношения как детей между собой, так и взрослых с детьми; характер отношения к личности ребенка со стороны сотрудников ДОУ; комплексное использование в процессе взаимодействия вербальных и невербальных проявлений; отражение в планировании воспитательно-образовательных задач, направленных на формирование коммуникативных умений и развитие коммуникативных способностей детей.

Создание условий для развития детей. В процессе экспертизы оценивается: психологическая комфортность программно-развивающего пространства; направленность программно-развивающего пространства на комплексное развитие детей; учет при организации предметно-развивающего пространства общедидактических принципов и нормативных требований.

Содержание и методы обучения и воспитания детей в различных видах деятельности и областях знаний. В процессе проведения экспертизы оценивается: уровень и качество планирования работы с детьми; направленность используемых методов воспитания и обучения на комплексное развитие детей; качество (технические умения и навыки, проявления креативности, самостоятельности, вариативность представленных работ и т. д.) продуктов детской деятельности и их использование в образовательном процессе.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения

Результаты коррекционно-развивающей работы

Уровень коррекционной работы в рамках учебной деятельности. Работа педагога, психолога, дефектолога (планирование, диагностические карты, отражающие динамику развития учащихся в рамках реально-проводимой образовательной деятельности. (за 3 года).

Уровень психолого-педагогической реабилитации. Планирование работы психолога, содержащее этапы взаимодействия с педагогами, воспитателями, медицинским персоналом и социальными педагогами; диагностические карты с динамикой развития обучающегося в ходе реально проводимой психолого-педагогической работы (цели, задачи, методики, анализ, выводы, причины, рекомендации, прогнозы, сроки реализации); мониторинг психолого-педагогической деятельности 3 последних года.

Состояние трудовой и начальной профессиональной подготовки

Планово-программная документация по направлениям профессионально-трудовой подготовки составленная в соответствии с требованиями государственных нормативных документов для ОУ данного вида; соблюдается ли планирование занятий по направлениям профессионально-трудовой подготовки в ходе реально осуществляемой учебно-воспитательной работы (по сведениям, содержащимся в отчетной документации); содержание трудовой подготовки с одной стороны и содержание общеобразовательной подготовки, коррекционной и лечебно-профилактической работы с другой подкрепляют друг друга, обеспечивая оптимальные условия для всестороннего развития личности учащихся (по сведениям содержащимся в планово-программной документации); мониторинг профессионально-трудовой подготовки (диагностические материалы педагога по трудовому обучению, которая проводится на основе программных требований (методики, анализ, выводы, рекомендации).

Результаты лечебно-профилактической работы

При проведении экспертизы рассматриваются: списки учащихся по группам здоровья; анализ лечебно-профилактической работы с динамикой; план медицинских мероприятий (обследований, профилактики, лечения) составленный на основе требований федеральных нормативных документов для данного вида ОУ; соблюдается ли план медицинских мероприятий в ходе реально проводимой лечебно-профилактической работы (по сведениям, содержащимся в отчетной документации); стороны лечебно-профилактической работы подкрепляют друг друга, обеспечивая оптимальные условия для сохранения и укрепления здоровья воспитанников (по сведениям, содержащимся в плановой документации).

Учебный план

Учебный план, программно-методическое обеспечение коррекционных курсов: учебный план составлен на основе требований федеральных нормативных документов к учебному плану данного вида С (к)ОУ; выполняются ли установленные федеральными нормативными документами нормы учебной нагрузки по предметам (с учетом обязательных индивидуальных и групповых занятий); общеобразовательные и коррекционные курсы, обязательные групповые и индивидуальные занятия подкрепляют и дополняют друг друга, обеспечивая оптимальные условия для всестороннего развития личности учащихся (по сведениям, содержащимся в журналах).

Для образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся

без попечения родителей

Обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников

При проведении экспертизы рассматриваются: списки учащихся по группам здоровья; анализ лечебно-профилактической работы с динамикой; план медицинских мероприятий (обследований, профилактики, лечения) составленный на основе требований федеральных нормативных документов для данного вида ОУ; соблюдается ли план медицинских мероприятий в ходе реально проводимой лечебно-профилактической работы (по сведениям, содержащимся в отчетной документации); стороны лечебно-профилактической работы подкрепляют друг друга, обеспечивая оптимальные условия для сохранения и укрепления здоровья воспитанников (по сведениям, содержащимся в плановой документации).

Обеспечение защиты прав и интересов воспитанников

Экспертизе подлежат: личные дела воспитанников; арматурные карты; отчеты, планы работы социального педагога.

4. Подведение итогов, объявление результатов. (15 минут)

Экспертная группа объявляет результаты по каждому из показателей с пояснениями, подводит общий итог работы в данном ОУ.

Previous
Next
Play
Pause

Эксперт — специалист, дающий заключение при рассмотрении какого-нибудь вопроса.

Экспе́рт (от лат. expertus — опытный) — специалист, приглашаемый для выдачи квалифицированного заключения или суждения по вопросу, рассматриваемому или решаемому другими людьми.

Где именно педагог может выполнять роль эксперта?

Эксперт необходим на следующих мероприятиях:

- экспертиза работ учащихся на ГИА и ЕГЭ;

- конкурсы профессионального мастерства, конференции, фестивали и т.д.;

- конкурсы работ учащихся, предметных олимпиад, конференций исследовательских работ и т.д;

- экспертные комиссии, проводящие экспертизу учебных программ, учебных пособий;

- экспертные комиссии при аккредитации и лицензировании ОУ;

Какими качествами должен обладать педагог, чтобы стать экспертом?

Такими качествами должны быть:

- высокая профессиональная квалификация в вопросах, по которым будет проводиться экспертиза;

- широкий общий профессиональный кругозор;

- приятие критериев экспертизы, четкое следование процедуре экспертной деятельности;

- высокая культура общения;

- умение аргументировано отстаивать свою позицию;

- умение разрешать конфликтные ситуации.

В чем сущность экспертной деятельности педагога?

Экспертиза – это оценка материала в соответствии с определенными заранее критериями оценки. Эти критерии разрабатываются самими экспертами перед экспертизой или предлагаются им уже готовыми.

Критерии оценки экзаменационных работ разрабатываются заранее ФИПИ и предлагаются экспертам. Что касается экспертизы конкурсных работ, то она проводится несколько иначе. Уже определенные критерии оценки не обсуждаются и принимаются как данность. Представляется или разрабатывается и шкала оценок (обычно в баллах) критериев.

Эксперт оценивает материал (экзаменационные работы, конкурсные работы, статьи, ЦОРы или ЭОРы и т.д) в соответствии с определенными критериями и их разбалловкой и выставляет общий балл за материал.

Один материал оценивается не менее чем тремя экспертами (для объективности экспертной оценки), и по результатам их экспертной оценки выставляется итоговый балл за конкурсную работу.

Какой именно балл будет выставлен, зависит от уровня профессионализма эксперта.

После проведения экспертизы экспертом пишется экспертное заключение или рецензия – особый документ, отражающий качество материала по отношению к критериям экспертной оценки.

Если вы решаетесь стать экспертом, то принимаете все условия реализации этой деятельности:

- объективность оценки,

- беспристрастность,

- глубокое понимание критериев оценки и их приятие.

Что дает самому педагогу экспертная работа?

  1. Четкое понимание целей и задач любой деятельности.
  2. Качественное и количественное отражение деятельности и ее результатов в предложенном материале.
  3. Представление о качестве подготовки своего потенциального материала к различным конкурсным мероприятиям.
  4. Точное понимание требований к методической, дидактической, научной подготовке самого учителя.

Поэтому, на наш взгляд, экспертная работа – отличная школа для педагога. Это не только показатель его профессионального роста, но и показатель уровня его профессионального развития и мышления.

Сама экспертная деятельность не дает останавливаться на месте, постоянно толкает к дальнейшему развитию и совершенствованию, развитию коммуникации в профессиональной среде и взаимодействию в команде, расширяет круг профессионального общения и взаимодействия.

С самого начала надо очень четко понимать, что экспертная деятельность– это деятельность особого рода. Она требует не только профессионализма, но и особой ответственности, объективности и подготовки педагога.

Экспертная оценка образовательной деятельности – это выявление уровня развития учащихся в психофизическом плане, а также определение уровня психологической готовности детей к обучению.

Экспертная оценка – это процедура получения детализированной информации о рассматриваемой проблеме на основании мнения специалистов (в данном случае экспертов образования).

Экспертная оценка позволяет ответить на вопросы о том, каково состояние образовательной деятельности, требуются ли коррективы, новые разработки и новые направления деятельности.

Рисунок 1. Экспертная оценка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

На этапе дошкольного образования, оценивание работы дошкольной образовательной организации имеет особенно важное значение. Она позволяет оценить деятельность дошкольных образовательных заведений, качество и эффективность работы. При этом, актуально использование именно экспертной оценки, поскольку, она дает специальную информацию о педагогических процессах, объектах и явлениях.

Актуальность применения экспертной оценки в системе дошкольного образования

Экспертная оценка позволяет оценить уровень развития каждого учащегося, степень освоения ими образовательной программы.

Актуальность использования именно экспертной оценки при диагностировании развития дошкольного образования, обусловлено следующими параметрами:

  1. Необходимость реализации в образовании личностно-ориентированного подхода, учитывающего индивидуальность каждого воспитанника.
  2. Требования ФГОС обуславливают необходимость работы педагога в направлении индивидуального развития каждого воспитанника на основании планирования деятельности педагога и составления прогнозов развития каждого учащегося.
  3. Необходимость повышения качества методического обеспечения образовательного процесса ДОУ.
  4. Необходимость оценки учебно-воспитательного процесса ДОУ с целью повышения его качества и создания условий оптимального развития.
  5. Предоставление руководству ДОУ возможностей принятия адекватных, рациональных и целесообразных управленческих решений при построении педагогического процесса.

Готовые работы на аналогичную тему

Проведение научно-педагогической экспертизы деятельности ДОУ

Научно-педагогическая экспертиза является одной из форм экспертного оценивания функционирования образовательного процесса, позволяющая проанализировать деятельность образовательной организации, разные ее аспекты и принять соответствующее решения управленческого характера в данной области.

Научно-педагогическая экспертиза деятельности ДОУ имеет следующее целевое назначение:

  1. Определение особенностей и динамики развития конкретного воспитательного направления деятельности при планировании и прогнозировании работы педагога и реализации образовательной деятельности.
  2. Определение отрицательных моментов, негативных тенденций развития отдельных аспектов образования и фактор, отрицательно сказывающихся на образовательной деятельности ДОУ для их дальнейшего углубленного изучения. Такое экспертное оценивание носит диагностический характер и, часто, используется в ДОУ.
  3. Определение уровня развития дошкольников на конкретном этапе усвоения образовательной программы. Это дает информацию о качестве и продуктивности образовательного процесса ДОУ.

Научно-педагогическая экспертиза опирается на проведение диагностики. Диагностика бывает педагогической, психологической, медицинской и управленческой направленности. Она проводится всеми участниками образовательного процесса ДОУ по следующим направлениям:

  1. Диагностика уровня развития – психического, физического, интеллектуального, дошкольников;
  2. Диагностическая работа с родителями;
  3. Диагностическая работа с сотрудниками дошкольной образовательной организации.

Данная диагностика позволяет рассмотреть педагогический процесс ДОУ с разных сторон, выявить проблемные моменты и скорректировать их, определить качество работы всех сотрудников ДОУ и разработать пути дальнейшего развития дошкольной образовательной организации.

Выбор экспертов для проведения экспертных оценок в дошкольном образовании

Эффективность экспертизы деятельности дошкольной образовательной организации, во многом, зависит от выбора экспертов.

Эксперт – это специалист в конкретной области знаний имеющий научно-теоретическую базу и практический опыт работы в исследуемом направлении деятельности.

Выбор экспертов осуществляется на основании различных критериев. Все зависит от конкретного вопроса, направления исследования и ожидаемых результатов экспертизы.

Эксперты дошкольного образования должны обладать следующими характеристиками:

  1. Соответствующая профессиональная подготовка. Здесь, предполагается наличие образования, знание педагогической реальности, инновационных аспектов деятельности, актуальных подходов, применяемых в организации учебно-воспитательного процесса ДОУ, тенденции и проблемы развития системы дошкольного образования, психологическая компетентность, ориентация в экспертизе, экспертных оценках, методах ее проведения, условиях и актуальности использования для рассмотрения конкретных аспектов педагогического процесса ДОУ;
  2. Методическая грамотность. Она связана с знанием методов исследования и методических основ образовательной деятельности на дошкольном уровне, а также отражает наличие способностей к проведению адекватной, качественной экспертной оценки;
  3. Практический опыт деятельности. Сюда относится опыт педагогической деятельности и экспертного оценивания в разных исследованиях образовательного процесса;
  4. Коммуникативная компетентность. Она выражается в умении взаимодействовать со всеми участниками экспертной деятельности и оцениваемыми работниками ДОУ, работать в команде, учитывать мнения разных исследователей при принятии собственного решения, устанавливать контакты и уважать чужую точку зрения;
  5. Личностные качества. Эксперт должен владеть нравственной культурой, быть сдержанным и принципиальным, независимым и деликатным. Также, для эксперта хорошо владеть креативным мышлением, быть наблюдательным и инициативным, тактичным и выносливым. Здесь, также, не помешает наличие деловых качеств и способность к самокритике.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 12.08.2021

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Читайте также: