Самообразование как источник индивидуального роста педагога доу

Обновлено: 04.05.2024

Автор: Гельверт Оксана Константиновна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР – детский сад "Теремок"
Населённый пункт: Томская область, село Александровское
Наименование материала: Выступление на районном методическом объединении дошкольных работников
Тема: "Самообразование, как источник профессионального роста современного педагога"
Раздел: дошкольное образование

«Самообразование как источник профессионального роста

«..Я чувствую себя вправе сказать: Да здравствует самообразование во

всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли

сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть

Корней Иванович Чуковский

Русский и советский поэт, публицист, литературный критик,

переводчик и литературовед, детский писатель, журналист.

«Научить чему-то новому, полезному и интересному может только тот

Василий Александрович Сухомлинский

Выдающийся советский педагог-новатор, писатель. Член-корреспондент Академии

педагогических наук СССР, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель школы

Украинской ССР, Герой Социалистического Труда

Развитие образования делает сегодня все более актуальным решение

проблемы профессионализма педагога, уровня его компетентности.

Меняющаяся ситуация в системе образования формирует и новые

образовательные потребности педагогов. Она волнует любого

педагогического работника, сознательно стремящегося к повышению

своей профессиональной компетенции, желающего быть способным и

готовым к действиям в новых условиях. В этом проявляется тенденция

формирования нового образа педагога. Она связана с четким различием

понятий о педагоге как хорошо обученном специалисте, профессионале,

не только виртуозно владеющим педагогической технологией, но и

способным к самооценке собственной деятельности.

Одним из показателей профессиональной компетентности педагога

является его способность к самообразованию, которое проявляется в

неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения

образовательного процесса и стремлении

Если педагог понимает как позитивные, так и негативные стороны своей

профессиональной деятельности, то он признает в определенной степени

свое несовершенство и, следовательно, является открытым для изменения

Если педагог не может дать адекватную оценку своей профессиональной

деятельности, то такая практика может привести к профессиональной

стагнации педагога (выгоранию), поэтому каждый педагог должен

работать над пониманием негативных и позитивных сторон своей

деятельности (рефлексия – путь к самообразованию)

Самообразование расширяет и углубляет знания, способствует

осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне.

Это первая ступень к совершенствованию профессионального мастерства.

Поэтому самообразование каждого педагога должно стать его

В процессе самообразования педагог может использовать различные

просмотр видеороликов, телепередач;

получение информации из интернет ресурсов;

прохождение курсов повышения квалификации;

посещение семинаров и конференций;

посещение занятий коллег с последующим обменом опытом;

виртуальное общение педагогов (электронная почта, сотовая связь,

Самообразование педагога будет эффективным, когда:

готов к изменениям;

реализуется потребность личности в саморазвитии;

педагог умеет оценить себя;

владеет способами самопознания и самоанализа;

владеет способностью к рефлексии, направленной на осознание

собственных действий, чувств, на анализ своей деятельности.

В самообразовании педагога должны быть следующие результаты:

повышение качества образовательной деятельности;

написание пособий, программ, проведение исследований, разработка

и внедрение новых форм, методов и приемов в образовательной

материалов, методических рекомендаций, и др.

Соединение личностных знаний и умений с профессиональными

навыками – есть способ определения компетентности педагога,

возможности и желания прогнозирования творчества и карьерного роста.

Существуют различные этапы профессионального роста и

этих этапов соответствуют специфические черты педагога:

1 стадия: "Выживание" (первый год работы); отмечен личными

2 стадия: "Адаптация" (2 – 5 лет работы); характеризуется особым

вниманием к своей профессиональной деятельности.

3 стадия: "Зрелость" (6 – 8 лет работы, стремление переосмыслить

свой опыт и желание самостоятельного педагогического исследования).

Если учитывать на каком этапе профессионального роста в данный

момент находится педагог, то можно порекомендовать для

самообразования следующую тематику:

Для молодых специалистов (первая стадия "Выживание" и вторая

стадия "Адаптация"):

Осознание ценностей модели воспитания, обучения и развития;

Формирование основ педагогического мастерства;

Развитие умений и конструктивных способностей;

Овладение методикой работы с детьми;

Адаптация к педагогической деятельности.

Для воспитателей, работающих свыше 5 лет (третья стадия

Овладение способами проектирования воспитательно-

образовательного процесса с целью повышения его эффективности и

качества в условиях вариативного образования;

Формирование умения анализировать научно-методическую

литературу, применение полученных знаний на практике,

активизация творческих способностей.

Развитие способностей к перепроектированию собственной

деятельности в контексте тенденций развития психолого-

педагогической науки и социального заказа общества;

Проявление творческого потенциала педагога;

Пропаганда своих достижений;

Развитие исследовательской деятельности;

Одна из годовых задач ДОУ;

Проблема, которая вызывает у педагога затруднение;

Пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;

Направления, в рамках которых педагог должен заниматься

Профессиональное (методика образовательной деятельности);

Психологическое (индивидуальные особенности дошкольника);

Методическое (инновационные технологии, методики);

Информационное (компьютерные технологии, интернет - ресурсы);

Коммуникативное (взаимодействие между субъектами

Личные компетентности (имидж, искусство общения, лидерские

качества, педагогический такт).

Формы самообразования можно условно разделить на две группы

– индивидуальную и групповую.

Индивидуальная форма - инициатором является сам педагог, он читает,

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Консультация для педагогов ДОУ

Самообразование и саморазвитие как источник индивидуального роста

Учитель живет до тех пор, пока он учится,
как только он перестает учиться,
в нем умирает учитель.

В современном мире качество дошкольного образования определяется множеством факторов, одним из которых является непрерывное повышение уровня теоретической подготовки и профессионального мастерства педагогов.

Одним из факторов повышения уровня профессионального мастерства является самообразование.

• Что заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять свои знания, занимаясь самообразованием?

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.

• Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Основные направления, в которых педагогу ДОУ рекомендуется заниматься самообразованием:

• психолого-педагогическое (ориентированное на детей и родителей);

• психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);

• методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения);

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность данной темы обусловлена спецификой профессиональной педагогической деятельности, которая проявляется в постоянном рефлексировании педагога относительно усвоенных образцов деятельности, ценностных эталонов, профессиональных норм поведения. Целью данной работы является определение роли самовоспитания и самообразования в профессиональном становлении педагога. Объект исследования – современный педагог. Предмет исследования –самообразование в профессиональном становлении педагога.

Понятие и сущность самовоспитания и саморазвитя личности

Понятие и сущность самовоспитания и саморазвитя личности

  • Самовоспитание- это систематическая деятельность человека, направленная на выработку или совершенствование моральных, физических, эстетических качеств, привычек поведения в соответствии с определённым социально обусловленным идеалом.
  • Саморазвитие педагогов -это целенаправленный процесс повышения уровня своей профессиональной компетентности, педагогической техники и развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями профессиональной деятельности и собственной программой

Самообразование характеризуется:

особая форма самостоятельной познавательной деятельности

путь самосовершенствования личности

компонент системы непрерывного профессионального образования

Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования

Посещений занятий коллег Дистанционное обучение Изучение литературы САМООБРАЗОВАНИЕ Курсы повышения квалификации Посещений конференций, семинаров Интернет-сайты

Посещений занятий коллег

САМООБРАЗОВАНИЕ

Курсы повышения квалификации

Посещений конференций, семинаров

Повышать свою квалификацию с помощью интернет - ресурсов и технологий

Повышать свою квалификацию с помощью интернет - ресурсов и технологий

Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов

  • 1 этап – установочный (выбор цели работы, исходя из научно-методической темы школы; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий)
  • 2 этап – обучающий (знакомится с психолого-педагогической и методической литературой)
  • 3 этап – практический (накопление фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов)
  • 4 этап – теоретический (осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов)
  • 5 этап – итогово-контрольный (подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты)

Формы самообразования

Ежедневная работа с информацией

Желание творчества

Материальное стимулирование

Рост современной науки

Общественное мнение

Конкуренция

качество преподавания взаимодействие с дошкольниками подготовка докладов, выступлений РЕЗУЛЬТАТЫ САМООБРАЗОВАНИЯ разработка и внедрение новых форм, методов и приёмов обучения написание пособий, статей, программ проведение исследований

качество преподавания

взаимодействие с дошкольниками

подготовка докладов, выступлений

РЕЗУЛЬТАТЫ САМООБРАЗОВАНИЯ

разработка и внедрение новых форм, методов и приёмов обучения

написание пособий, статей, программ

проведение исследований

Основные принципы самообразования непрерывность целенаправленность интегративность единство общей и профессиональной культуры взаимосвязь и преемственность доступность опережающий характер перманентность перехода от низкой ступени к высшей вариативность и др.

Основные принципы самообразования

  • непрерывность
  • целенаправленность
  • интегративность
  • единство общей и профессиональной культуры
  • взаимосвязь и преемственность
  • доступность
  • опережающий характер
  • перманентность перехода от низкой ступени к высшей
  • вариативность и др.

Основные направления , в которых педагогу необходимо заниматься самообразованием

Основные направления , в которых педагогу необходимо заниматься самообразованием

  • профессиональное
  • психолого-педагогическое (ориентированное на дошкольников и родителей)
  • психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.)
  • методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения)
  • правовое
  • эстетическое (гуманитарное)
  • историческое
  • политическое
  • информационно-компьютерные технологии
  • охрана здоровья
  • интересы и хобби

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

  • процесс самообразования реализуется потребностью педагога к собственному развитию
  • педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта
  • педагог обладает развитой способностью к рефлексии
  • программа профессионального развития воспитателя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности
  • педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству
  • осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития

Выбираем тему самообразования, которая фиксируется в планах методического объединения

Алгоритм работы педагога над индивидуальной научно-методической темой (проблемой)

  • 1. Выбор темы (проблемы) индивидуальной научно-методической работы:

ознакомление с литературой, ознакомление с нормативно-правовыми документами, изучение прогрессивного педагогического опыта по проблеме исследования.

  • 2. Детальное ознакомление с проблемой посредством литературных источников:

составление картотеки литературных источников, выписки из литературных источников.

  • 3. Уточнение темы и разработка предварительного варианта плана индивидуальной научно-методической работы:

обоснование выбора темы, актуальность и новизна, выбор адекватных методов и средств поисковой деятельности, формулирование цели и задач работы, разработка календарного плана индивидуальной работы.


В деле воспитания процессу саморазвития должно быть отведено самое широкое место. Человечество всего успешнее развивалось только путем самообразования.

Развитие личности педагога неразрывно связано с его стремлением к самостоятельному обогащению своих знаний. Более того, сегодня самообразование — одна из важных форм системы непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ.Работа по самообразованию — одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь достижения серьезных результатов, самореализации в профессии.Самообразование — это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Самообразование — это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контекст происходящего. Общество постоянно предъявляет требования к системе образования. Меняются приоритетные направления, принципы, формы и методы организации дошкольного воспитания. Разрабатываются новые программы, технологии с обновленным содержанием, вариативностью форм проведения познавательных занятий, режимных моментов. Воспитатель обязан своевременно знакомиться с новациями, пополнять профессиональный потенциал, совершенствовать педагогическое мастерство, применяя на практике новые образовательные технологии. В течение учебного года углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Воспитатель 21 века — это:

  1. Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
  2. Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
  3. Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог, который постоянно совершенствует свои знания и умения, занимается самообразованием, обладает многогранностью интересов.

Методические рекомендации по самообразованию:

  1. Изучать специализированную профессиональную литературу.
  2. Анализируя прочитанное, нужно сравнить его с ранее изученным материалом, выявить сходство и различие систем.
  3. Следует обсудить изученное с коллегами на педагогическом совещании. В ходе обсуждения могут выявиться неточности в осмыслении прочитанного, значит, следует скорректировать знания.
  4. При использовании новаций необходимо приобрести или изготовить дидактические пособия согласно рекомендациям автора, продумать, отвечают ли условия детского сада данным требованиям, а также уровню развития и потребностям детей данной возрастной группы и смогут ли педагоги реализовать предложения той или иной методики.

Несколько советов занимающимся самообразованием.

 ВАЖНО, чтобы знания по какому-либо вопросу, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого документа. Это заставляет занимающегося сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать свое собственное мнение по данному вопросу.

 ВАЖНО научиться пользоваться библиотечными каталогами. Это сократит время поиска нужной литературы, так как многие карточки содержат краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге.

 ВАЖНО уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы. Они пригодятся для выступления на семинарах, педагогических советах, участия в дискуссиях и т. д.

Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.

Для молодых специалистов:

 Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;

 Формирование основ педагогического мастерства;

 Развитие умений и конструктивных способностей.

Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:

 Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;

 Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.

Для опытных, творчески-работающих воспитателей:

 Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;

 Пропаганда своих достижений;

 Развитие исследовательской деятельности.

Для педагогов без специального образования:

 Овладение методикой работы с детьми;

 Адаптация к педагогической деятельности.

Тематикой самообразования также может быть:

 одна из годовых задач ДОУ;

 проблема, которая вызывает у педагога затруднение;

 пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;

Самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью. Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал. Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. Каковыми могут быть результаты самообразования?

 Разработка конспектов. Программ, сценариев, пособий

 Разработка дидактических материалов, наглядности

 Разработка и проведение открытых занятий по собственным технологиям

 Проведение семинаров, консультаций, мастер-классов

 Обобщение опыта работы по исследуемой проблеме (теме) и др.

Также результатами самообразования является профессиональная компетентность, высокий общекультурный уровень педагога.

Основные термины (генерируются автоматически): знание, самообразование, воспитательно-образовательный процесс, исследовательская деятельность, педагог, педагогическое мастерство, профессиональная компетентность, результат самообразования, тематика самообразования.

Похожие статьи

Самообразование как фактор устойчивого профессионального.

педагогическая деятельность, самообразование, знание, педагог, профессиональная компетентность, курс повышения квалификации, индивидуальная самообразовательная работа, проблема самообразования.

Самообразование педагога как условие профессионального.

Педагогическое самообразование — это процесс творческой реализации в профессии и связано с развитием осознания, а также определенных внутренних качеств и черт личности педагога, требует от личности самостоятельных познавательных сил.

Организация процесса самообразования педагога

Показатели эффективности педагогического самообразования — это, прежде всего, качество организованного педагогом учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.

Проблема самообразования педагога | Статья в сборнике.

Проблема самообразования педагога. Авторы: Жигулина Ольга Владимировна, Миналиева Минзифа Абубикеровна, Рачителева Надежда Анатольевна.

Педагогический процесс, нацеленный на развитие и формирование самообразовательной деятельности педагогов.

Профессиональное самообразование педагога

Профессиональное самообразование педагога. Автор: Клименко Любовь Нардаевна.

Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет.

Исследовательская деятельность как одна из форм.

педагогическая деятельность, педагогическая рефлексия, профессиональная компетентность

исследовательская деятельность, умение, образовательный процесс, развитие умений, гипотеза, исследовательская работа, навык, знание, подход.

Самообразовательная деятельность современного учителя

педагогическое самообразование, самообразовательная деятельность, самообразование, педагогическая деятельность, профессиональное педагогическое самообразование, самообразование педагога.

Исследовательская компетентность как. | Молодой ученый

умение, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, компетентность, знание, способность, педагогический процесс.

Самообразование как фактор, способствующий духовному.

педагогическая деятельность, самообразование, знание, педагог, профессиональная компетентность, курс повышения квалификации, индивидуальная самообразовательная работа, проблема самообразования.

Читайте также: