Литература как вид искусства кратко для детей

Обновлено: 17.05.2024

Художественная литература — вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка.

Содержание

Художественная литература — вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка. Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении, с одной стороны, с видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового (музыка, изобразительное искусство) или наряду с ним (театр, кино, песня, визуальная поэзия), с другой стороны — с иными типами словесного текста: философским, публицистическим, научным и др. Кроме того, художественная литература, как и другие виды искусства, объединяет авторские (включая анонимные) произведения в отличие от принципиально не имеющих автора произведений фольклора.

Литература по родам

Эпические жанры: басня, былина, баллада, миф, новелла, повесть, рассказ, роман, роман-эпопея, сказка, эпопея, художественный очерк.

Лирические жанры: ода, послание, стансы, элегия, эпиграмма, мадригал, эклога, эпитафия.

Драма — род литературы, воспроизводящий прежде всего внешний для автора мир — поступки, взаимоотношения людей, конфликты, но в отличие от эпоса имеющий не повествовательную, а диалогическую форму. В драматических произведениях текст от лица автора носит эпизодический характер, большей частью ограничивается ремарками и пояснениями к сюжету. Большинство драматических произведений пишется для последующей постановки в театре.

Драматические жанры: драма, комедия, трагедия, трагикомедия, водевиль, фарс, мелодрама.

Типы текста по структуре

Проза широко используется в беллетристике — при создании романов, коротких историй и т. д. Отдельные примеры таких произведений известны уже много веков, однако в самостоятельную форму литературных произведений они развились относительно недавно.

В Европе ранние романы не рассматривались в качестве серьёзной литературы, их создание казалось совсем не трудным. Позже, однако, стало ясным, что и проза может обеспечивать эстетическое удовольствие без привлечения поэтических техник. Вдобавок, отсутствие жёстких рамок поэзии позволяет авторам глубже сосредоточиться на содержании произведения, полнее работать с деталями сюжета, по сути, полнее, чем это можно ожидать даже от повествований в стихотворной форме. Такая свобода также позволяет авторам экспериментировать с различными стилями в рамках одного произведения.

В общем случае, стихотворение — это литературное произведение, обладающее особой ритмической структурой, не вытекающей из естественного ритма языка. Характер этого ритма может быть различным в зависимости от свойств самого языка: так, для языков, в которых большое значение имеет различие гласных звуков по долготе (таков, например, древнегреческий язык), естественно возникновение стихотворного ритма, построенного на упорядочении слогов по признаку долготы/краткости, а для языков, в которых гласные различаются не долготой, а силой выдоха (подавляющее большинство современных европейских языков устроено именно так), естественно использование такого стихотворного ритма, который упорядочивает слоги по признаку ударности/безударности. Так возникают разные системы стихосложения.

Для русского слуха привычный облик стихотворения связан с силлабо-тоническим ритмом и наличием в стихотворении рифмы, но ни то, ни другое не является в действительности необходимой чертой поэзии, отличающей её от прозы. В целом роль ритма в стихотворении состоит не только в придании тексту своеобразной музыкальности, но и в том воздействии, которое этот ритм оказывает на смысл: благодаря ритму некоторые слова и выражения (например, оказавшиеся в конце стихотворной строки, зарифмованные) оказываются в стихотворной речи выделенными, акцентированными.

Художественные методы и направления

Художественный образ

Говоря о знаковом процессе в составе жизни человечества (семиотике), специалисты выявляют три аспекта знаковых систем: 1) синтактика (отношение знаков друг к другу); 2) семантика (отношение знака к тому, что то обозначает: означающего к означаемому); 3) прагматика (отношение знаков к тем, кто ими оперирует и их воспринимает).

Знаки определенным образом классифицируются. Они объединяются в три большие группы:

  1. индексальный знак (знак-индекс) указывает на предмет, но не характеризует его, он опирается на метонимический принцип смежности (дым как свидетельство о пожаре, череп как предупреждение об опасности для жизни);
  2. знак-символ является условным, здесь означающее не имеет ни сходства, ни связи с означаемым, каковы слова естественного языка (кроме звукоподражательных) или компоненты математических формул;
  3. иконические знаки воспроизводят определенные качества означаемого либо его целостный облик и, как правило, обладают наглядностью. В ряду иконических знаков различаются, во-первых, диаграммы — схематические воссоздания предметности не вполне конкретной (графическое обозначение развития промышленности или эволюции рождаемости) и, во-вторых, образы, которые адекватно воссоздают чувственно воспринимаемые свойства обозначаемого единичного предмета (фотографии, репортажи, а также запечатление плодов наблюдения и вымысла в произведениях искусства).

Художественный вымысел

На протяжении ряда столетий вымысел выступал в литературных произведениях как всеобщее достояние, как наследуемый писателями у предшественников. Чаще всего это были традиционные персонажи и сюжеты, которые каждый раз как-то трансформировались (так дело обстояло, в частности, в драматургии Возрождения и классицизма, широко использовавшей античные и средневековые сюжеты).

Гораздо более, чем это бывало раньше, вымысел проявил себя как индивидуальное достояние автора в эпоху романтизма, когда воображение и фантазия были осознаны в качестве важнейшей грани человеческого бытия.

Посредством вымысла автор обобщает факты реальности, воплощает свой взгляд на мир, демонстрирует свою творческую энергию.

При этом имеют место две тенденции художественной образности, которые обозначаются терминами условность (акцентирование автором нетождественности, а то и противоположности между изображаемым и формами реальности) и жизнеподобие(нивелирование подобных различий, создание иллюзии тождества искусства и жизни).

Литература как искусство слова

Литература и синтетические искусства

По мере упрочения художественного творчества как такового все большую роль обретали искусства односоставные. Безраздельное господство синтетических произведений не удовлетворило человечество, так как оно не создавало предпосылок для свободного и широкого проявления индивидуально-творческого импульса художника: каждый отдельный вид искусства в составе синтетических произведений оставался стесненным в своих возможностях. Не удивительно поэтому, что многовековая история культуры сопряжена с неуклонной дифференциацией форм художественной деятельности.

Литература имеет две формы бытования: она существует и как односоставное искусство (в виде произведений читаемых), и в качестве неоценимо важного компонента синтетических искусств. В наибольшей мере это относится к драматическим произведениям, которые по своей сути предназначены для театра. Но и другие роды литературы причастны синтезам искусств: лирика вступает в контакт с музыкой (песня, романс), выходя за рамки книжного бытования. Лирические произведения охотно интерпретируются актерами-чтецами и режиссерами (при создании сценических композиций). Повествовательная проза тоже находит себе дорогу на сцену и на экран. Да и сами книги нередко предстают как синтетические художественные произведения: в их составе значимы и написание букв (особенно в старых рукописных текстах, и орнаменты, и иллюстрации. Участвуя в художественных синтезах, литература дает иным видам искусства (прежде всего театру и кино) богатую пищу, оказываясь наиболее щедрым из них и выступая в роли дирижера искусств.

Литература и средства массовой коммуникации

XX век (особенно в его второй половине) ознаменовался серьезными и сдвигами в соотношениях между видами искусства. Возникли, упрочились и обрели влиятельность художественные формы, опирающиеся на новые средства массовой коммуникации: с письменным и печатным словом стали успешно соперничать устная речь, звучащая по радио и, главное, визуальная образность кинематографа и телеэкрана.

В противовес крайностям традиционного литературоцентризма и современного телецентризма правомерно сказать, что художественная словесность в наше время является первым среди равных друг другу искусств.

Ни в коей мере не притязая на то, чтобы встать над иными видами искусства и тем более их заменить, художественная литература, таким образом, занимает в культуре общества и человечества особое место как некое единство собственно искусства и интеллектуальной деятельности, сродной трудам философов, ученых-гуманитариев, публицистов.


05.03.2016, 97033 просмотра.

Одной из задач, которую ставит общество перед современной системой образования, является воспитание культурной личности, формирование у нее не только материальных, но и духовных потребностей. Эта задача стала актуальной в связи с пересмотром системы ценностей в современном обществе. Формирование культурных потребностей у нового поколения осуществляется путем ознакомления с лучшими образцами, с художественными ценностями, накопленными человеческой цивилизацией на протяжении всего ее существования. Кроме этого, детей необходимо знакомить с историей культуры.

Ценность произведения искусства человек сможет осознать, только если овладеет системой категорий и понятий.

Искусство – это творческое воспроизведение окружающей действительности посредством художественных образов. Оно существует как система видов, связанных между собой. Бесконечное многообразие существующих видов искусства объясняется сложностью и разнообразием мира. Основные виды сложились исторически и имеют различные способы творческого воплощения. В музыке – звуки, в танце и балете – пластика, цвет в изобразительных искусствах, объем в скульптуре, слово в литературе и т.д.

Наиболее распространенной является классификация видов искусства путем деления его на три группы. Первая группа включает пространственно-пластические виды искусства: изобразительное, декоративно-прикладное, искусство архитектуры и фотографии. Ко второй группе относятся такие динамико-временные виды, как литература и музыка. А к третьей группе классификация искусства относит такие пространственно-временные виды, как хореографическое, театральное и киноискусство.

Картину нашей сложной, постоянно меняющейся реальности не может отобразить самостоятельно ни один из видов искусства, только все их разнообразие благодаря системе выразительных форм способно приблизиться к созданию более или менее полного и всеобъемлющего изображения мира.

Литература как вид искусства использует для создания художественных образов слово. Это универсальный инструмент создания, отображения и пересоздания реальности. Слова дают возможность воплощения целостного художественного образа или картины мира, получаемой при помощи воздействия на все человеческие органы восприятия: осязание, слух, обоняние, зрение и вкус. Слово является универсальным инструментом, литература как вид искусства приобретает свою специфику благодаря использованию именно этого средства создания художественного произведения.

Литературу интересуют явления природы и общества, социальные вопросы, психологические и духовные проблемы личности и многое другое, что существует в реальном мире. Система литературных родов и жанров отражает те или иные аспекты реальности путем драматизации, эпического повествования или лирического погружения.

Классификация литературы может быть проведена путем разделения на художественную, научную, учебную, историческую и справочную. Кроме перечисленных, существует еще много других видов литературы и постоянно возникают новые.

В свою очередь, художественная литература как вид искусства подразделяется на следующие роды: эпос, лирику и драму. Эпос включает такие жанры, как эпопея, роман, новелла, повесть, рассказ и т.д. Лирика включает поэму, балладу, стихотворение и т.д. Драма – трагедию, комедию и т.д.

Эпос – один из трех основных литературных родов, отражающий реальную жизнь через повествование, описание и рассуждение.

Лирика – основной род художественной литературы, отражающий реальность через разнообразные переживания личности. Основная форма лирики - поэтическая.

Драма, наряду с эпосом и лирикой, - основной род литературы, который представлен произведениями, созданными в форме диалогов и предназначенными, как правило, для постановки на сцене.

Литература как вид искусства - феномен исторический, все ее составляющие и отдельные элементы литературного процесса находятся в перманентном взаимодействии. Литература – живой и подвижный процесс, художественная система образов, которая чутко отзывается на все, даже малейшие изменения, происходящие в реальной жизни.


Творение человека, сделанное с любовью, превращается в волшебный мир образов. Люди с древних времен стали замечать, как меняется самочувствие в лучшую сторону, когда он слышит красивую музыку, наблюдает за интересными танцами, рассматривает привлекательные скульптуры или изображения.

Кропотливая работа над образами, будь то картина, музыкальное произведение, театральное представление или художественная литература нас побуждает ощущать этот мир по-новому — удивляться, созерцать, восхищаться и думать. Эту работу можно охарактеризовать одним словом – искусство.

Люди искусства выражают свои чувства и мысли необычным и непривычным языком. Художники могут рассказать нам о событии, не проронив ни слова. Для этого они используют язык живописи — краски. Инструмент музыканта, который передает нам свое настроение – это его голос, дыхание, руки и ноги. Все мы наблюдали как раздувает щеки трубач, или проворно перебирает пальцами пианист, как зажимает аккорды гитарист.

Об искусстве хочется говорить и писать вечно.

Люди, посвящающие себя искусству, безусловно любят свое занятие, оно затягивает их полностью. Только при такой огромной любви к своему делу создаются шедевры, вызывающие при помощи языка искусства эмоции, переживания у наблюдателей.

Мы восприимчивы ко тому, что нас окружает. Приобщаясь к искусству человек становится другим – культурным, добрым и отзывчивым. Его кругозор расширяется.


Веяние моды, развитие технологий – все это влияет на развитие искусства в целом. Сегодня приобщиться к искусству может каждый, это вполне доступно. Главное желание и упорство.

Конечно, среди людей есть ценители искусства, есть критики, а есть и безразличные. Однако, даже в самые тяжелые военные годы писали стихи, сочиняли песни, рисовали картины. Потому что без духовной пищи человеку прожить также сложно, как и без естественных потребностей.

В ролике ниже вы узнаете еще больше интересных фактов из мира изобразительного искусства, а также увлекательный рассказ о гении — Леонардо да Винчи.

Смотрите еще по теме:

Арт-терапия, как искусство, которое исцеляет

Цените искусство! Ведь это основная составляющая культурной деятельности человека и отражение нашей души.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Литература как вид искусства Презентация подготовлена учителем русского языка.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Литература как вид искусства Презентация подготовлена учителем русского языка.

Литература как вид искусства Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МАОУ СОШ № 32 г. Екатеринбурга Ролик О.А.

Что такое искусство? Для чего существует искусство? Почему художественную лит.

Что такое искусство? Для чего существует искусство? Почему художественную литературу называют искусством? Какие виды искусства существуют? Почему не каждую литературу можно назвать искусством? Вопросы урока:

Толковый словарь русского языка Ожегова ИСКУССТВО, а, ср. Творческое отражени.

Толковый словарь русского языка Ожегова ИСКУССТВО, а, ср. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. И. музыки. И. кино. Изобразительные искусства. Декоративно-прикладное и. Умение, мастерство, знание дела. Владеть искусством шитья. Самое дело, требующее такого умения, мастерства. Военное и. • Из любви к искусству (разг. шутл.) из любви к самому процессу дела, не с корыстной целью.

ВИДЫ ИСКУССТВА тонические (поэзия, музыка) образные (архитектура, скульптура.

ВИДЫ ИСКУССТВА тонические (поэзия, музыка) образные (архитектура, скульптура, живопись с его областями). Каждый вид искусства моделирует мир в художественных образах присущими лишь ему средствами Какой вид искусства, по вашему мнению, можно назвать самым совершенным? Почему? К какому виду искусства можно отнести литературу?

ЛИТЕРАТУРА - это все произведения письменности, которые имеют определенное об.

ЛИТЕРАТУРА - это все произведения письменности, которые имеют определенное общественное значение. Литература может быть научной, художественной, эпистолярной. Разделы литературы

ЛИТЕРАТУРА – это вид искусства, где жизнь отражается с помощью слова через ху.

ЛИТЕРАТУРА – это вид искусства, где жизнь отражается с помощью слова через художественный образ. ХУДОЖЕСТВЕННО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЛИТЕРАТУРЫ: Эпитеты (жадный взгляд, крылатые качели) Метафоры (ледяной взгляд, золотые руки) Олицетворение (отговорила роща золотая) Сравнения (нахмурился, словно туча)

Золотой век русской литературы

Золотой век русской литературы

ЗНАЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ Источник знаний Расширение кругозора Развитие речи Влиян.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 613 265 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Художественная литература и история

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 02.09.2020 1890
  • PPTX 6.3 мбайт
  • 33 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Ролик Ольга Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: