План кружка умелые ручки в детском саду вторая младшая группа

Обновлено: 30.06.2024

Оценить 1578 0

Цели и задачи программы.

Целью программы “Умелые ручки” является развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

Развивать детское творчество и творческое воображение путём создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности;

Учить детей самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения;

Знакомить детей с художественными качествами и образной выразительностью цвета;

Воспитывать эмоционально-личностное отношение к изображаемому;

Учить детей технически грамотно применять нетрадиционные и традиционные способы рисования;

Воспитывать у детей эстетическое отношение к родной природе посредством умения понимать и создавать художественные образы;

Учить детей экспериментировать с красками, получая новые цвета и оттенки;

Создавать в группе благоприятные психолого-педагогические условия для творческой самореализации каждого ребёнка.

Способствовать развитию речи и мелкой мускулатуры рук детей.

Поощрять и поддерживать детские творческие находки.

Организация образовательного процесса

Основной формой организации образовательного процесса является кружковая деятельность. В отличие от фронтальных занятий, ограниченных программным содержанием и временем, на которых иногда трудно осуществлять индивидуальный подход, отмечать творческие проявления дошкольников, кружковые занятия можно построить так, чтобы было интересно и детям, и педагогу.

Для того чтобы изобразительная деятельность на занятиях проходила наиболее эффективно, программа придерживается основных принципов и условий стимулирования детского творчества.

Принцип интегральности.

Он заключается в том, что детям предлагаются темы занятий, которые могут совместить разные области науки, искусства.

Наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними.

Психологические условия.

Формирование у ребёнка чувства собственной безопасности, раскованности и свободы за счёт поддержки взрослыми их творческих начинаний.

Интеллектуальные условия

создаются путём создания творческих задач.

Обязательное использование игровых приёмов, сказочных образов, эффекта неожиданности.

Всё это помогает заинтересовать ребёнка, настроить его на творчество.

Организационно-методические пояснения
по проведению занятий с детьми 3-5 лет

Занятия с детьми проводятся в группе или в специально отведённом помещении. Педагог учитывает возможность вариативности в организации обстановки, в которой протекает работа с детьми. Продумывается расстановка рабочих столов (они могут быть расположены и полукругом, и буквой “П”, и составлены в ряд).

Все необходимые материалы (подбор которых педагог тщательно продумывает заранее, ещё до начала занятия) рационально размещены на столах и доступны каждому ребёнку. Предусматривается и некоторый запас материалов, на случай, если что-то будет испорчено, который располагается на одном из рабочих столов взрослого. Второй стол педагога, как и мольберт, используется для демонстрации наглядности, для показа приёмов изображения.

Дети рассаживаются за столы свободно.

Примерная структура занятий.

Педагог заинтересовывает детей, используя художественное слово, пение песенок, игровые приёмы.

Привлекает детей к обследованию самого предмета, либо рассматриванию иллюстраций данного объекта или явления, сопровождает показ словами.

Активизирует опыт детей. Предлагает вспомнить, как они это уже делали, приглашает к мольберту желающего показать знакомый приём.

Во время процесса работы педагог следит за позой детей, поправляет в случае необходимости положение тела, руки, полотно бумаги.

Педагог оказывает помощь детям, испытывающим затруднение и неуверенность: на отдельном листе бумаги показывает нужное движение, приём, взяв руку ребёнка в свою.

По окончании работы детские рисунки выставляются на стенде или на свободном столе для рассматривания. Дети обмениваются впечатлениями. Педагог помогает обратить внимание детей на выразительность образов, отмечает наиболее интересные детали созданных изображений.

Курс занятий по программе рассчитан на 1 раз в неделю . Занятия проводятся во второй половине дня, по подгруппам из 6-8 человек. Продолжительность занятий: с детьми 3-4 лет составляет 10-15 минут, с детьми 4-5 лет — 15-20 минут. Общее количество занятий в год составляет: 36 занятий с детьми 3-4 лет и такое же количество занятий — с детьми 4-5 лет.

Тематический план занятий с детьми 3-4 лет

Мой любимый дождик

Знакомство с нетрадиционной техникой рисования пальчиком. Показ приёма получения точек и коротких линий (мелкий дождик, капельками и сильный, как ливень).

Продолжать знакомство с пальчиковой техникой рисования. Упражнять в ровном закрашивании шляпки гриба краской; учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность шляпки.

Нарядный мухоморчик в травке

Упражнять в аккуратном наклеивании силуэта гриба на лист бумаги и рисовании травки пальчиками.

Упражнять в рисовании ладошкой (крона дерева), развивать умение рисовать прямые вертикальные линии (ствол) кистью.

Листопад, листопад листья желтые летят.

Опята- дружные ребята

Подводить детей к созданию несложной композиции.

Упражнять в рисовании грибов пальчиком: всем пальчиком выполнять широкие мазки (шляпки опят) и концом пальца — прямые линии (ножки грибов).

Упражнять детей в надрывании полосы зелёной бумаги (травка) и наклеивание ее на фон в определённой части листа (опята в травке).

Знакомство с техникой тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного). Наклеивание фигурок котят на тонированный лист ватмана (ковёр).

Варим , варим мы компот

Знакомство с техникой печатания пробкой, картофельной матрицей, показать приём получения отпечатка (ягоды вишни). Рисование ягод на силуэте банки.

Вызвать интерес к сочетанию разных изоматериалов: воздушные шарики изображать при помощи пластилинографии, а ниточки прикрепить к ним .

Рукавички для Снегурочки

Упражнять в технике печатания пробкой, в рисовании пальчиками. Учить рисовать элементарный узор, нанося рисунок равномерно в определённых местах.

Поиграем мы в снежки

Упражнять в изображении предметов округлой формы и аккуратном закрашивании их тычком жёсткой кистью. Учить повторять изображение, заполняя всё пространство листа.

Упражнять в рисовании пальчиками, ватными палочками, в нанесении рисунка по всей поверхности листа (снежинки в воздухе и на веточках дерева). Познакомить с новым нетрадиционным изоматериалом — губкой, и способом рисования ею (тампонирование сугробов на земле).

Пушистое платье для ёлочки

Упражнять в технике тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация фактуры колючей хвои дерева).

Наряды для елочки

(планируется 2 занятия)

1. Упражнять в технике тычкования жёсткой кистью (раскрашивание силуэта снеговика).

2. Учить дополнять рисунок простыми деталями, дорисовывая их фломастерами (глазки, нос-морковка, пуговки на шубке).

Знакомство с техникой рисования свечой (морозные узоры на окне). Учить аккуратно закрашивать жидкой краской лист с уже нанесенным свечой рисунком.

Снег кружится, летает, летает.

Упражнять детей в технике рисования ватными палочками: изображение снежка в воздухе.

Развивать чувство ритма, самостоятельность.

Продолжать знакомство с техникой рисования свечой. Закрашивание жидкой краской листа бумаги с уже нанесённым свечой рисунком.

Снегири на веточке рябины

Упражнять в комкании и скатывании в шарики полосок от бумажных салфеток (техника бумагопластики). Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных шариков на силуэт хвоста).

Чашечка для папы

Закреплять умение украшать предметы печаткой из пробки (чашка в горошек). Развивать чувство ритма.

Красивые бусы для мамы

Упражнять в технике печатания различными печатками (пробками, картофельными матрицами в виде цветочков, кружков). Формировать умение создавать элементарный узор из простых элементов, чередуя его по цвету.

Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство — делать ею отпечаток. Закреплять умение дополнять изображение деталями (дорисовывать фломастерами чешуйки на туловище рыбки, глаза).

Продолжать развивать интерес к бумагопластике. Закреплять навык наклеивания (заполнение бумажными шариками контурного изображения личика колобка).

Продолжать учить сочетать различные нетрадиционные техники рисования: пальчиком изображать сосульки, ватными палочками — падающие с них капли.

Упражнять в рисовании ладошкой: изображение ладошками солнечных лучиков.

(планируется 2 занятия)

2. Изготовление в технике бумагопластики мячей для клоуна-жонглёра; наклеивание их, опираясь на зрительный ориентир.

Упражнять в технике печатания пробками (лепестки и серединка цветка). Учить рисовать цветок в центре листа. Закреплять умение пользоваться фломастерами, дорисовывать простые детали (стебелёк, листочки, травка)

Упражнять в технике бумагопластики. Наклеивание бумажных шариков на подготовленный тёмный фон (разноцветные огоньки салюта в небе). Развивать чувство ритма.

Совершенствовать технику пальчикового рисования (туловище гусеницы), не оставляя просветов между мазками. Дорисовывание недостающих деталей фломастерами (лапки, травка, солнышко).

Одуванчики в травке

Отрабатывать приём рисования кистью и красками, упражнять в тычковании жёсткой кистью (головки одуванчиков). Развивать эстетическое восприятие.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Бельское дошкольная группа муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан

РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

на заседании зам. директора по УВР директор МОБУ СОШ с. Бельское

педагогического совета МОБУ СОШ с. Бельское ________________Харсева Э.Х

Протокол №________ __________Зорова И.С.

Ожидаемые результаты:
Дети должны знать:
-правила техники безопасности;
-основные формы штриховки;
-основные правила склеивания;
-некоторые приёмы лепки.

Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год (первичная в сентябре, итоговая в мае).
Цель проведения диагностики: выявление исходного уровня сформированности мелкой моторики рук у детей четвертого года жизни.
Для выявления у детей среднего дошкольного возраста уровня развития мелкой моторики рук я использовала критерии, разработанные А.С. Галановым :
- объем движений пальцев рук;
- переключаемость движений пальцев рук;
- точность выполнения движений пальцами руки.
В соответствии с данными критериями мною были выделены и определены уровни развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Высокий уровень:
Ребенок данного уровня демонстрирует достаточную амплитуду движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отводит в полном объеме; имеет достаточную переключаемость: безошибочно выполняет команды тестирующего.

Ребенок владеет умением управлять мышцами-сгибателями: в ходе обследования он удерживает заданную позу, не разжимая пальцев.
Ребенок уверенно демонстрирует точность выполнения движений пальцами: соединяет пальцы колечками ловко, не сби¬ваясь, не нарушая последовательности; точно повторяет за тестирующим все линии и заданные фигуры.
Средний уровень:
Ребенок данного уровня демонстрирует недостаточную амплитуду движений отводящих мышц паль¬цев рук: во время разжимания кулаков пальцы отводит не в пол¬ном объеме.
Переключаемость сформирована недостаточно: в ходе тестирования наблюдаются единичные нарушения переключаемости движений руки, харак¬тер действия тестируемого не соответствует командам тестиру¬ющего. При этом могут быть нарушены переключение с одного вида движений на другое, а также последовательность движений.
Ребенок не в полной степени владеет умением управлять мышцами-сгибателями: пальцы непроизволь¬но начинают разгибаться.
В ходе обследования демонстрирует недостаточную точность выполнения движений пальцами: имеют место нарушения точности, ловкости, последовательности соединения пальцев в колечки, а также ловкости в прорисовывании линий и заданных фигур.
Низкий уровень:
Ребенок данного уровня демонстрирует недостаточную амплитуду движений отводящих мышц паль¬цев рук: во время разжимания кулаков пальцы практически не отводит.
Переключаемость не сформирована: в ходе тестирования наблюдаются нарушения переключаемости движений руки, харак¬тер действия тестируемого абсолютно не соответствует командам тестиру¬ющего. При этом совершенно нарушены переключение с одного вида движений на другое, а также последовательность движений.
Ребенок не в полной степени владеет умением управлять мышцами-сгибателями: пальцы непроизволь¬но начинают разгибаться.
В ходе обследования демонстрирует полную неточность выполнения движений пальцами: совершенно неточно соединяет пальцы в колечки, проявляет полную неспособность и бессилие в прорисовывании линий и заданных фигур.

Для исследования мелкой моторики рук я использовала методику, разработанную О.В. Бачиной и Н.Ф. Коробовой .

Тест на определение полноты объема движений пальцев рук доминантной руки.
Цель: диагностирование полноты объема движений пальцев рук при разжимании кулаков по полноте амплитуды движений отводящих мышц.
Ход тестирования:
Тестирующий дает установку ребенку положить на стол кисти обеих рук ладонями вверх.
Последовательность выполнения задания:
1. Крепко сжать пальчики в кулачки, не поворачивая ладоней.
2. Удерживать сжатые кулачки под счет от 1 до 5.
3. Под счет раз-два сжимать и разжимать ладони (повторить 5-6 раз).
Тестирующий фиксирует полноту амплитуды отведения пальцев.
Интерпретация результатов тестирования:
Недостаточная амплитуда движений отводящих мышц паль¬цев рук: во время разжимания кулаков пальцы отведены не в пол¬ном объеме.
Достаточная амплитуда движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отведены в полном объеме.

Тест на определение уровня сформированности умения удерживать заданную позу пальцев доминантной руки.
Цель: определение уровня сформированности умения ребенка управлять мышцами-сгибателями при удержании пальцев рук в заданной позе.
Ход тестирования:
Тестирующий предлагает ребенку (по образцу: педагог показывает – ребенок за ним повторяет) сделать крючки большим, указательным и средним пальцами. Остальные пальцы нужно при¬жать к ладони и удержать их в этом положении, не меняя позы, под счет от 1 до 10.
Интерпретация результатов тестирования:
Ребенок владеет умением управлять мышцами-сгибателями, если он удерживает заданную позу, не разжимая пальцев.
Ребенок владеет умением управлять мышцами-сгибателями недостаточно (или не владеет совсем), если пальцы непроизволь¬но начинают разгибаться.

Тест на определение уровня точности выполнения движений пальцами доминантной руки.
Цель: определение уровня умения ребенка совершать движе¬ния пальцами рук с заданной точностью.
Ход тестирования:
Тестирующий предлагает ребенку (по образцу: педагог показывает – ребенок за ним повторяет) последовательно делать колечки двумя пальцами доминантной руки: большим и указа¬тельным; большим и средним; большим и безымянным; большим и мизинцем. Тестирование рекомендуется повторить 3 раза, слегка убыстряя темп движений.
Интерпретация результатов тестирования:
Точность выполнения движений пальцами считается доста¬точной, если ребенок соединяет пальцы колечками ловко, не сби¬ваясь, не нарушая последовательности.
Точность выполнения движений пальцами считается недоста¬точной при нарушении точности, ловкости, последовательности соединения пальцев в колечки.

Тест на определение уровня мелкой моторики рук.
Цель: определение уровня умения ребенка совершать движе¬ния пальцами рук с заданной точностью.
Ход тестирования:
Тестирующий дает ребенку карандаш и бумагу и предлагает ему повторить по показу рисунок вертикальной, горизонтальной линии, нарисовать вслед за педагогом круг и точку.
Если ребенок проявляет разносторонние способности, можно попросить его скопировать изображение с образца (в этом случае ребенок не должен видеть, как это было нарисовано).
Интерпретация результатов тестирования:
Точность выполнения движений пальцами считается доста¬точной, если ребенок точно повторил за тестирующим все линии и заданные фигуры.
Точность выполнения движений пальцами считается недоста¬точной при нарушении точности и ловкости в прорисовывании линий и заданных фигур.
В ходе проведения практического обследования на основе представленных выше критериев, я смогла выявить уровни развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста. Результаты, полученные в ходе проведения первичного обследования, я обобщила в Таблице 2.

Условия реализации программы
Материально-техническая база:
- групповая комната (столы);
- образцы поделок;
- рабочий материал.
Внешние условия:
- организация выставок.

Перечень используемого рабочего материала:
1. Пластилин.
2. Доски для лепки.
3. Цветной картон.
4. Цветная бумага.
5. Клей.
6. Краски – гуашь.
7. Альбомы для рисования.
8. Пуговицы.
9. Карандаши цветные.
10. Ножницы.
11. Крупы.
12. Текстильный материал.
13. Ватные палочки, диски.

4 Диагностика
Итоговая выставка работ.


Проблема: низкий уровень речевого развития, а так же мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

Некоторые родители считают: ребенок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, что тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются независимо от общей мышечной координации! И очень ловкий ребенок может испытывать затруднения при письме - именно потому, что это совершенно другой навык.

Моторные центры речи находятся рядом с моторными центрами пальцев рук, поэтому, стимулируя моторику, мы развиваем речь.

В младшем дошкольном возрасте наилучший эффект даёт тренировка пальцев рук. Наиболее интересным, занимательным и любимым мною способом для развития мелкой моторики рук, считаю применение пальчиковых игр во всём их разнообразии, так как они интересны детям, соответствуют возрасту, позволяют в короткий срок улучшить моторику рук. Так же хороший результат даёт применение нетрадиционных техник изобразительного искусства.

Цель: развитие речи и мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр и средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства.


Педсовет

perspektivnyj-plan-raboty-kruzhka-ruchnogo-truda-och-umelye-ruchki9

Творчество — особый вид деятельности,
оно в самом себе несет удовлетворение.

perspektivnyj-plan-raboty-kruzhka-ruchnogo-truda-och-umelye-ruchki7

Художественный ручной труд – это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетичные значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда и отдыха). Такой труд является декоративной, художественно –прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетичные качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности и на художественных занятиях в детском саду.

perspektivnyj-plan-raboty-kruzhka-ruchnogo-truda-och-umelye-ruchki2

В работе кружка необходимые задачи для занятий детей конструированию из бумаги, природного и бросового материала, ткани, бумаги, круп. Поощрять интерес изобразительной деятельности; обращать внимание на образную выразительность разных объектов в искусстве природном и бытовом окружении (вещи, созданные руками народных умельцев, архитектурные сооружения); учить замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор. Знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги. Создавать условия для самостоятельного художественного творчества.

perspektivnyj-plan-raboty-kruzhka-ruchnogo-truda-och-umelye-ruchki3

Еще одна из главных задач, поставленная мною, это развитие мелкой моторики. Так как развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем, так как слабость и неловкость движения пальцев и кистей рук являются факторами, затрудняющими овладение простейшими, необходимыми в жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того, развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь.

perspektivnyj-plan-raboty-kruzhka-ruchnogo-truda-och-umelye-ruchki10

Занятия в кружке заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом, Ребята овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся постигать технику, секреты народных мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию дошкольников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.
Темы моих занятий совпадали с лексическими темами детского сада. Для занятий в кружке использовались различные материалы: вата, крупы, поролон, СД диски, ватные диски, салфетки и т.д.

perspektivnyj-plan-raboty-kruzhka-ruchnogo-truda-och-umelye-ruchki4

Кружок рассчитан для детей от 4 до 7 лет.

Цель:

perspektivnyj-plan-raboty-kruzhka-ruchnogo-truda-och-umelye-ruchki5

Создать благоприятные условия для развития у детей творческих способностей
Помочь ребёнку ощутить себя мастером и творцом.

Задачи кружка:

1. Развить художественно-творческие способности дошкольников посредством изобразительной деятельности;
2. Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.
3. Развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
4. Развивать у детей мелкую моторику пальцев рук, воображение, творческое мышление, координацию движений, глазомер.
5. Приучить к терпению и упорству.

Средняя группа.
Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

4 неделя: Диагностика. Выставка работ.

Старшая группа.

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

4 неделя: Тема: «Подкова для дома
Задачи: Формировать умение детей работать с разным материалом. Закрепить умение выполнять работу аккуратно, доводить начатое дело до конца. Воспитывать желание делать поделки своими руками.
Материал: соленое тесто, стека.

Март

Апрель

Май

3 — 4 неделя Диагностика Выставка работ.

Подготовительная группа.

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

3 неделя: Выставка работ. Диагностика.

Используемая литература:

Читайте также: