В чем романтики были не согласны с классицистами кратко

Обновлено: 05.07.2024

Подготовьте известие о спорах романтиков с классиками в среде русских писателей и литературных критиков первой половины XIX века. Покажите, как в этих спорах определялись
национальные черты российского реализма.

  • Виталий Азерьянц
  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
  • 2019-11-05 17:26:44
  • 0
  • 1

Классицисты с их очень четкими принципами и правилами привнесли в литературный процесс такие важнейшие качества героя, как честь, достоинство, патриотизм, не размывая место и время, тем самым приблизив героя к действительности. Проявили языком честным, передающим возвышенное гражданское содержание. Эти особенности останутся в литературе 19 века невзирая на то, что сам классицизм уйдет со сцены литературной жизни. Когда будете читать Горе от разума А.С. Грибоедова, удостоверьтесь в этом сами.
Недалёкие классицистам просветители, для которых политическая и философская тема, непременно, была водящей, чаше всего обращались к жанру хвалы. Но под их пером хвала из классицистического жанра преобразовывалась в лирический, Потому что наиглавнейшая задача стихотворца-просветителя - показать свою штатскую позицию, выразить чувства, овладевающие им. В 19 веке поэзия декабристов-романтиков будет неразрывно связана с просветительскими мыслями.
Казалось, была некоторая близость просветителей и сентименталистов. Однако это было не так. Просветители так же упрекают сентименталистов в притворной чувствительности, ложном сострадании, любовных вздохах, страстных восклицаниях, как это делали классицисты.
Сентименталисты, невзирая на излишнюю (с современной точки Зрения) меланхолию и чувствительность, проявляют чистосердечный энтузиазм к личности человека, его нраву. Их начинает заинтересовывать обыкновенный, простой человек, его внутренний мир.
Возникает новый герой - - реальный человек, занимательный иным. А с ним на странички художественных творений приходит повседневная, ежедневная жизнь. Конкретно Карамзин первым делает попытку раскрьггия этой темы. Его роман quot;Рыцарь нашего медлиquot; открывает галерею таких героев.
Романтическая лирика это в главном лирика настроений. Романтики опровергают вульгарную обыденность, их интересует искренно-чувственная природа личности, ее устремленность к загадочной бесконечности смутного эталона. Новшество романтиков в художественном зании действительности содержалось в полемике с основополагающими мыслями просветительской эстетики, утверждением, что искусство есть подражание природе. Романтики отстаивали тезис о модифицирующей роли искусства. Поэт-романтик думает себя творцом, созидающим собственный новый мир, ибо ветхий уклад жизни его не устраивает. Действительность, полная неразрешимых противоречий, подвергалась романтиками жесточайшей критике. Мир искренних волнений видится стихотворцам неясным и таинственным, выражающим мечту об идеале великолепного, о нравственно-этической гармонии.

Классицизм и романтизм – направления в литературе и искусстве. Каждому из них присущи свои принципы и средства художественной выразительности. Выясним, чем отличается классицизм от романтизма, сравнив их характерные особенности.

Общие сведения

Классицизм исторически пришел на смену барокко. Его эпоха охватывает больше чем 150 лет. Своим рождением в XVII веке классицизм обязан французским писателям и поэтам. Ведущими представителями этого направления стали Франсуа де Малерб, Пьер Корнель, Мольер и другие. В России классицизм развился поздней – в XVIII веке. М. Ломоносов, Д. Фонвизин, А. Кантемир – имена знаменитых русских классицистов.

Российский и западноевропейский классицизм базировались на одних и тех же принципах, но в произведениях отчетливо прослеживается определенная специфика. В частности, западноевропейские классицисты опирались на искусство античности, считая его идеальным эстетическим образцом, русские же писатели чаще обращались к национальной истории.

Первые объединения представителей другого направления – романтизма (предвестником в этом случае был сентиментализм) – стали создаваться в Германии в XVIII веке. Вскоре романтизм начал распространяться в других европейских странах (Англии, Франции), а затем дошел до США и России.

Среди знаменитых романтиков следует назвать Г. Гейне, В. Гюго, Дж. Байрона, В. Жуковского, К. Рылеева. Доминирующая роль романтизма в литературе длилась недолго – порядка тридцати лет, но его значение для мировой культуры огромно.


Сравнение

Прежде всего следует сравнить идейные установки каждого из направлений. Так, в основе классицизма лежит принцип рационализма. Разум главенствует и в общественной, и в личной жизни. Гражданский и нравственный долг стоит превыше эгоистических чувств и страстей. В произведениях классицизма разум и чувства составляют основной конфликт, и разум непременно одерживает победу.

Чтобы лучше понять, в чем разница между классицизмом и романтизмом, перечислим признаки того и другого направления, которые совершенно несхожи между собой. Для классицизма характерно следующее:

Яркие представители романтизма: Каспар Давид Фридрих, Карл Фридрих Лессинг, Карл Шпицвег, Карл Блехен, Альберт Бирштадт.

Романтизм развивался параллельно с классицизмом и остро с ним конфликтовал. Основные претензии к представителям классического течения состояли в строгой последовательности академизму, безоговорочному соответствию всем канонам живописи, в которых не возможно разглядеть душу художника, и отсутствие поступательного движения человеческой души и жизни в целом. Работы многих художников-романтистов отличались полетом фантазии, нежной чувственностью, нервом повседневной жизни. В этих картинах можно было увидеть и первое хрупкое чувство влюбленности и мужественность мужского характера в экстремальных условиях.

Основной задачей романтизма было изображение внутреннего мира, душевной жизни. Классицисты же обращались к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону. Классицизм все делит по прямой, на плохое и хорошее, на черное и белое, романтизм по прямой ничего не делит. В своем воображении романтики преображали неприглядную действительность или же уходили в мир своих переживаний.

Разрыв между мечтой и действительностью, противопоставление прекрасного вымысла объективной реальности лежали в основе всего

романтического движения. В основе классицизма лежат идеи рационализма (т. е. основа познаний и действий – разум). Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания.

Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное – в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки.

Романтический герой – это индивидуалист. Сверхчеловек, проживший две стадии: до столкновения с реальностью и после

столкновения с реальностью (он продолжает считать этот мир и пошлым, и скучным, но он становится скептиком, пессимистом). При четком понимании, что ничего изменить нельзя, стремление к подвигу перерождается в стремление к опасностям.

Классицистический образ тяготеет к образцу, в котором жизнь остановлена в своем идеально вечном облике, он – особое зеркало, где индивидуальное превращается в родовое, временное в вечное, реальное в идеальное, история в миф, он изображает то, что есть везде и чего нет нигде в реальности; он – торжество разума и порядка над хаосом и текучей эмпирией жизни.

Все романтические произведения отличают характерные признаки:

В каждом романтическом произведении нет дистанции между героем и автором. автор героя не судит, но даже если о нем говорится что-то плохое, сюжет так выстроен, что герой как бы не виноват.

Признаки классицистической литературы:

Единство времени. единство места. единство тона (не смешивать комическое и трагическое).

Сюжет в романтическом произведении, как правило, романтический. Так же романтики выстраивают особое отношение с природой, им по душе бури, грозы, катаклизмы. Сюжеты в классицистическом произведении брали из античной литературы или из древней истории.

Романтизм – явление, порожденное буржуазным строем. Как мировоззрение и стиль художественного творчества он отражает его противоречия: разрыв между должным и сущим, идеалом и действительностью. Осознание нереализуемости гуманистических идеалов и ценностей Просвещения породило две альтернативные мировоззренческие позиции. Суть первой – презреть низменную действительность и замкнуться в скорлупе чистых идеалов.

Суть второй – признать эмпирическую реальность, отбросить все рассуждения об идеальном. Исходным пунктом романтического мировоззрения является открытое неприятие действительности, признание непреодолимой пропасти между идеалами и реальным бытием, неразумности мира вещей.

Для него характерны негативное отношение к действительности, пессимизм, трактовка исторических сил как находящихся вне реальной повседневной действительности, мистификация и мифологизация. Все это побуждало к поискам разрешения противоречий не в реальном мире, а в мире фантазий. Романтическое миропонимание охватило все сферы духовной жизни – науку, философию, искусство, религию. Оно выразилось в двух вариантах:

Первый – в нем мир представал бесконечной, безликой, космической субъективностью. Творческая энергия духа выступает здесь началом, созидающим мировую гармонию. Для этого варианта романтического миропонимания характерен оптимизм, возвышенные чувства.

Второй – в нем человеческая субъективность рассматривается индивидуально-личностно, понимается как внутренний самоуглубленный мир человека, находящегося в конфликте с внешним миром. Такому мироощущению свойственен пессимизм, лирически-грустное отношение к миру. Исходным принципом романтизма было “двоемирие”: сопоставление и противопоставление реального и воображаемого миров. Способом выражения этого двоемирия был символизм.

Романтический символизм представлял органическое соединение мира иллюзорного и реального, что проявилось в появлении метафоры, гиперболы, поэтических сравнений.

Читайте также: