Что проверяет специалист по охране труда в школе

Обновлено: 04.07.2024

Хотелось бы сегодня поговорить об охране труда в бюджетных организациях, в частности в общеобразовательной школе.

охрана труда в учебном заведении

С самого начала вы должны четко дать понять директору школы, что охрана труда в школе распространяется только на работников. Что на детей распространяется только понятие безопасность . Дети должны выжить и уйти здоровыми с уроков, а работники должны выжить и уйти здоровыми с работы. Хоть и уходят они домой с одного и того же места. 🙂 При этом конечно стоит дать понять директору, что вы вроде бы как бы и не отказываетесь содействовать безопасности учебного процесса школьников, но в первую очередь это обязанность преподавательского состава. Учитель должен обеспечить безопасность ученика!

В книгах, посвященных охране труда в школах видел примеры инструкций по охране труда для учителя. Не пишите и не утверждайте такую инструкцию у себя, она ни о чем. И кстати поменьше читайте таких книг, они тоже мало полезного несут в себе. 🙂

А вообще, советую разработать положение об инструктажах, где четко пропишите как процесс инструктирования детей, так и работников.

Ну с обучением и проверкой знаний работников все просто: обучите 3-5 человек в учебном центре, создайте свою комиссию и проведите проверку знаний у всех работников, по разработанным вопросникам. Это как везде. Если есть деньги у директора, то всех учителей загоняйте на обучение и проверку знаний в учебный центр.

Особое внимание по вопросам безопасности как трудового процесса, так и учебного уделите кабинетам информатики, физики, химии, трудового обучения, спортзалам . Именно там велика вероятность травмирования как детей, так и работников. Кабинет труда вообще можно сравнить с маленьким производственным цехом.

По пожарной безопасность ничего нового в школе не придумали, единственное — это регулярные плановые эвакуации работников и обучающихся. Всё остальное — как у всех, разве что еще инструкций по пожарной безопасности будет побольше.

Департамент то требует много, а денег на это даёт крайне неохотно. С финансированием в школах, как и в любых других бюджетных организациях, крайне туго. Лишнего рубля на реализацию мероприятий по охране труда не выпросишь.

Не забываем о несчастных случаях и их расследовании. Да да, теперь вам придется еще и расследовать несчастные случаи с детьми. А их, поверьте мне, гораздо больше, чем с работниками. Порядок расследования несчастных случаев с детьми, схож с процедурой расследования несчастных случаев на производстве. Этот порядок регламентирован в Приказе Государственного комитета СССР по народному образованию №639 от 01.10.1990г. Действующий документ кстати.

Ну вот, пока что всё. Задавайте свои вопросы по организации охраны труда в школе, обязательно отвечу. Так всего сразу и не вспомню, много интересного тогда было. Там всё так же, просто еще есть дети, и с этим инженеру по охране труда тоже приходиться считаться.


Охрана труда в школе - скачать документацию 2021 года может понадобиться многим образовательным учреждениям. Изучим перечень необходимых документов по охране труда в школе в нашей статье.

Какие документы по охране труда должны быть в образовательном учреждении

Охрана труда — подотрасль трудового права, характеризующаяся большой емкостью и регулируемая огромным количеством нормативных актов. Администрации образовательных учреждений, школ и ДОУ должны в обязательном порядке следовать положениям следующих НПА по охране труда:

Перечень НПА, положения которых обязательны для исполнения администрациями школ и ДОУ, может расширяться и дополняться:

  • иными федеральными НПА (в том числе содержащими рекомендации);
  • региональными и муниципальными НПА.

Перечень дополнительных НПА, юрисдикция которых может распространяться на школу или ДОУ, зависит от профиля образовательного учреждения, а также специфики используемой в учебном процессе инфраструктуры.

Так, в большинстве школ и ДОУ есть хотя бы самое элементарное электрооборудование (например, лампы и розетки), поэтому в состав кадровых документов должны входить те, которые предусмотрены приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6.

В соответствии с рассмотренным перечнем НПА в образовательном учреждении предполагается составление таких документов, как:

  • инструкции;
  • программы;
  • журналы;
  • положения;
  • планы;
  • договоры и соглашения;
  • приказы.

Можно отметить, что основные программы в сфере охраны труда, которые должны утверждаться в школе, будут такими же, как и в ДОУ. Перечни журналов, положений, планов, договоров и приказов по охране труда в школе и ДОУ в целом тоже будут совпадать.

Принципиально в школах и ДОУ будут различаться только перечни инструкций. Рассмотрим их специфику в образовательных учреждениях обоих типов подробнее.

Документы по охране труда в школе: инструкции

Администрации и кадровой службе школы предстоит разработать инструкции по охране труда:

  • для директора;
  • заместителей директора;
  • главы профкома;
  • завучей;
  • преподавателей;
  • классных руководителей;
  • спортивных инструкторов;
  • мастеров производственного обучения;
  • сотрудников, проводящих с учащимися или самостоятельно опыты в кабинетах физики, химии;
  • сотрудников, занимающихся с учащимися или самостоятельно в кабинете информатики;
  • учителей, проводящих уроки в кабинетах, адаптированных к математическим, гуманитарным предметам, астрономии, биологии;
  • учителей физкультуры, проводящих занятия по отдельным видам спорта (лыжам, гимнастике, игровым дисциплинам, танцам);
  • сотрудников, занимающихся организацией дискотек, конкурсов, спортивных, культурных и иных массовых мероприятий);
  • сотрудников, отвечающих за перевозку учащихся и сотрудников школы автомобильным транспортом;
  • сотрудников, занимающихся приготовлением пищи в школе;
  • сотрудников, использующих в работе электроустановки;
  • сотрудников, использующих в работе ПК и иные виды вычислительной техники;
  • учителей, применяющих на уроках устройства, использование которых требует специальных навыков (например, это могут быть проекторы, сетевые маршрутизаторы, серверы);
  • дворника;
  • уборщика помещений;
  • рабочего по обслуживанию зданий;
  • электрика.

Документы по охране труда в ДОУ: инструкции

Кадровой службе ДОУ необходимо оформить инструкции по охране труда:

  • для заведующего;
  • воспитателей;
  • помощников воспитателей;
  • логопеда;
  • психолога;
  • музыкального руководителя;
  • инструктора по физкультуре;
  • бухгалтера;
  • дворника;
  • уборщика помещений;
  • водителя;
  • завхоза;
  • рабочего по обслуживанию зданий;
  • кастелянши;
  • медсестры;
  • дворника;
  • повара;
  • электрика;
  • сотрудников, выполняющих работу на ПК и иной вычислительной технике;
  • сотрудников, которые проводят массовые и спортивные мероприятия;
  • сотрудников, отвечающих за перевозку детей и сотрудников ДОУ автомобильным транспортом;
  • сотрудников, осуществляющих стирку белья;
  • сотрудников, осуществляющих приготовление пищи;
  • сотрудников, работающих с электроустановками;
  • сотрудников, которые производят погрузочные и разгрузочные работы.

Указанные перечни инструкций могут корректироваться в зависимости от специфики штатного расписания в конкретном образовательном учреждении. В обоих типах учреждений должны быть также утверждены инструкции по пожарной безопасности.

Документы по охране труда в школе: программы

Руководством школы должны быть утверждены программы:

  • проведения вводного, первичного, повторного, внепланового, целевого, противопожарного инструктажа по охране труда;
  • обучения сотрудников охране труда.

В соответствии с п. 3.3 Порядка обучения по охране труда, утвержденного постановлением Минтруда, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29, работодатели обязаны организовывать обучение и проверку знаний в области новых требований по охране труда в случае, если законодатель изменил соответствующие требования. Как известно, с 1 января вступили в силу порядка 40 нормативных актов Минтруда, которыми такие изменения утверждены. Следует отметить, что напрямую ни один из них не затрагивает виды деятельности, основные для образовательных организаций (в том числе средних школ). Вместе с тем в школе могут производиться нижеследующие работы, по которым установлены новые ПОТ:

  • погрузочно-разгрузочные, связанные с размещением грузов (они должны соответствовать требованиям приказа Минтруда от 28.10.2020 № 753н);
  • с инструментом и приспособлениями (приказ от 27.11.2020 № 835н);
  • с полиграфическими работами (приказ от 27.11.2020 № 832н);
  • с охраной объектов или имущества (приказ от 19.11.2020 № 815н);
  • с эксплуатацией объектов теплоснабжения (приказ от 17.12.2020 № 924н);
  • с выполнение окрасочных работ (приказ от 02.12.2020 № 849н);
  • со строительством, реконструкцией и ремонтом (приказ № 11.12.2020 № 883н).

Указанными работами могут заниматься те или иные структурные подразделения школы (столовые, мастерские, осуществляющие хозяйственное обслуживание). Руководство школы должно, таким образом, провести в отношении работников таких подразделений внеплановые инструктажи и проверку. Решение данной задачи потребует:

  • издания новой (обновления действующей) программы инструктажа по охране труда;
  • утверждения новых (обновления действующих) инструкций по охране труда.

Проверка знаний по охране труда может быть осуществлена внутренней комиссией (должна быть утверждена отдельным приказом директора школы), которые сами прошли обучение в специализированных учебных центрах (письмо Минтруда от 14.01.2021 № 15-2/10/В-167).

Документы в школе: журналы

В состав кадрового документооборота школы должны входить журналы:

  • учета инструкций по охране труда, а также выдачи соответствующих инструкций;
  • регистрации инструктажей по охране труда;
  • регистрации несчастных случаев.

Результаты проверки знаний сотрудников школы в области охраны труда фиксируются в протоколе заседания комиссии по проверке знаний, по правовой природе идентичном журналам регистрации инструктажей. В ГОСТ 12.0.004-2015 приведены рекомендуемые формы фиксации результатов обучения (формы А.1-А.6). Например, протокол заседания комиссии по проверке знаний по безопасности труда рекомендуется заполнять по форме А.1.

Документы в школе: положения

Руководство школы, а также компетентные сотрудники образовательного учреждения должны будут оформить положения:

  • о службе охраны труда;
  • спецоценке условий труда;
  • комиссии по проверке знаний в области охраны труда;
  • расследовании и учете несчастных случаев;
  • разработке, учете и использовании инструкций по охране труда;
  • проведении инструктажей в области охраны труда.

См. дополнительно:

Документы в школе: планы

Кадровой службе школы потребуется составить ряд планов:

  • мероприятий по охране труда;
  • противопожарных мероприятий.

Документы в школе: договоры и соглашения

  • иметь коллективный договор (соглашение) по охране труда в школе с профсоюзом;
  • быть участником соглашения по охране труда, разработанного при участии органов власти.

Документы в школе: приказы

Довольно объемным может быть список приказов в сфере охраны труда, которые должны быть утверждены руководителем школы. В числе таковых приказы:

  • об организации службы по охране труда или назначении ответственного за охрану труда в школе;
  • создании комиссии по проверке знаний в сфере охраны труда;
  • проведении спецоценки условий труда;
  • проведении обучения по охране труда;
  • назначении ответственных за пожарную безопасность;
  • назначении ответственных за электробезопасность.

Перечень возможных приказов может быть значительно более широким. Это зависит от структуры управления конкретной школой и специфики должностей, предусмотренных штатным расписанием.

Где скачать документацию по охране труда 2021 года для использования в школе

Наши специалисты подготовили для вас перечень документов по охране труда в школе в 2021 году (его можно использовать и в ДОУ), которые необходимо использовать администрациям этих учреждений.


Итоги

Выполнение требований законодательства РФ в области охраны труда для школ и ДОУ предполагает составление ряда важнейших документов. Они могут быть представлены в виде инструкций, программ, журналов, положений, планов, договоров, а также приказов руководства учреждений.

Подробнее об иных задачах, решаемых работодателями в сфере охраны труда, вы узнаете из статей:

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Герасименко Н. С.

Закон не говорит, кто должен организовывать медицинские осмотры. Этот вопрос каждый руководитель решает с учетом своих потребностей и структуры организации. Чаще организовать обязательные медицинские осмотры для сотрудников поручают специалисту по охране труда, но и кадровик в стороне не остается.

Ключевые задачи специалиста по охране труда

  • Задача 1. Участвует совместно, например, с заместителем директора по общим вопросам в заключении договора с медицинской организацией, в которой соискатели и сотрудники будут проходить обязательные медосмотры. У медорганизации должна быть лицензия на проведение медосмотров и экспертизу профессиональной пригодности (п. 4 приложения № 3 к Приказу Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н).
  • Задача 2. Составляет список работников, которые обязаны проходить обязательный медосмотр. В списке перечисляет профессии или должности по штатному расписанию и вредные производственные факторы по Перечню (приложение № 1 Приказу № 302н). Утвержденный список специалист по охране труда направляет в Роспотребнадзор в 10-дневный срок. Не направит — компанию оштрафуют на сумму до 20 000 рублей или приостановят ее деятельность на срок до 90 суток (ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ).
  • Задача 3. Составляет поименный список сотрудников, которые обязаны проходить обязательный медосмотр. При необходимости обращается за помощью к специалисту по кадрам. Направляет его в медорганизацию, с которой организация заключила договор на проведение медосмотров. Крайний срок — 2 месяца до периодического медосмотра (п. 23 приложения № 3 к Приказу № 302н).
  • Задача 4. Согласовывает с медорганизацией и утверждает у руководителя календарный план проведения периодических медосмотров — не позднее чем через 10 дней со дня получения медорганизацией поименного списка работников, которые подлежат медосмотру, и не позднее чем за 14 дней до согласованной даты начала медосмотра. Ознакомить сотрудников с графиком должен не позднее чем за 10 дней до начала медосмотра (п. 25, 26 приложения № 3 к Приказу № 302н).
  • Задача 5. Ведет учет прохождения работниками медосмотров.

Ключевые задачи кадровика

  • Задача 1. Оформляет на работу или отказывает в трудоустройстве по результатам предварительного медосмотра.

Прием на работу оформляют, если на медосмотре у кандидата не обнаружили медицинских противопоказаний. С таким кандидатом заключают трудовой договор, издают приказ на работу, вносят запись в трудовую книжку, если сотрудник не отказался от бумажного бланка, заполняют личную карточку.

Если по результатам предварительного медосмотра у кандидата выявляют противопоказания к работе, ему отказывают в трудоустройстве. Если соискатель требует письменный отказ, в нем ссылаются на результаты медосмотра.

  • Задача 2. Отстраняет от работы сотрудника, который отказался пройти медосмотр или не успел пройти его вовремя по вине компании. Если сотрудник отказался пройти медосмотр, то период отстранения не оплачивают.

Если допустите к работе сотрудника, который не прошел периодический медосмотр, компании грозит штраф до 130 000 руб. (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ). Если сотрудник не смог вовремя пройти медосмотр по вине компании, период отстранения оплачивают в размере 2/3 среднего заработка (ч. 1 ст. 157 ТК РФ).

  • Задача 3. Привлекает к дисциплинарной ответственности сотрудника, который отказался от обязательного медосмотра. Для этого кадровик фиксирует отказ сотрудника пройти медосмотр письменно и запрашивает объяснения (ч. 1 ст. 193 ТК РФ). Если организация признает причины отказа неуважительными, сотруднику объявляют замечание или выговор.
  • Задача 4. Оформляет перевод на другую работу или увольнение сотрудника, у которого по результатам медосмотра выявили противопоказания к работе.

Если в организации есть работа, которая не противопоказана сотруднику по состоянию здоровья, кадровик предлагает перейти на другую работу. Если сотрудник соглашается, с ним заключают дополнительное соглашение к трудовому договору о временном или постоянном переводе. На основании дополнительного соглашения кадровик издает приказ о временном или постоянном переводе. Если сотрудник отказывается перейти на другую работу, его сначала отстраняют от работы, а потом увольняют. Все зависит от срока перевода и самого сотрудника.

Если допустите к работе сотрудника, у которого есть медицинские противопоказания, ГИТ оштрафует компанию на 130 000 рублей (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП).

  • Задача 5. Направляет соискателей и сотрудников на обязательные медосмотры. Направление регистрирует в журнале и выдает их под подпись.

Как ознакомить с результатами специальной оценки условий труда

Обычно эту работу закрепляют за специалистом по охране труда, поскольку она напрямую не связана с кадровой работой.

С результатами СОУТ специалист по охране труда знакомит сотрудников под подпись. Сотрудники ставят свою подпись и дату на листе ознакомления. Срок ознакомления — 30 календарных дней со дня, когда утвердили отчет о результатах СОУТ (ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). В этот срок не входят периоды временной нетрудоспособности, отпуска, командировки и междувахтового отдыха сотрудника (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

Если сотрудник попросит карту СОУТ и оформит запрос в письменном виде, специалист по охране труда должен подготовить ему копию этого документа (ч. 1 ст. 62 ТК РФ). Без письменного запроса копию карты сотрудникам не выдают.

Как внести изменения в трудовой договор, если по результатам СОУТ изменились условия труда

Павлова

Комментирует Ирина Павлова , эксперт в области трудового законодательства:

«Изменения в трудовой договор, если по результатам СОУТ меняются условия труда на рабочем месте, вносит кадровик. Кадровик составляет проект дополнительного соглашения к трудовому договору, в котором указывает новый класс, подкласс условий труда, полагающиеся сотруднику гарантии и компенсации, а также сведения о профессиональных рисках на рабочем месте.

Если риски расписали в карте оценки профессиональных рисков, то в дополнительном соглашении к трудовому договору кадровик указывает, что оценку рисков провели, и делает ссылку на карту оценки профессиональных рисков.

В дополнительном соглашении кадровик указывает дату, с которой организация предоставляет сотруднику льготы. Это дата подписания отчета о проведении СОУТ (п. 3 Письма Минтруда от 26.04.2014 № 17–3/10/В-1579).

Если условия труда по результатам СОУТ улучшились и это произошло вследствие изменений, которые провел работодатель, кадровик действует в порядке ст. 74 Трудового кодекса.

Кто информирует об условиях труда

Работодатель обязан проинформировать сотрудников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых гарантиях, полагающихся компенсациях и средствах индивидуальной защиты (ст. 212 Трудового кодекса, п. 41, 42 Типового положения, утв. Приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н).

Информирование об условиях и охране труда на рабочих местах работодатель обеспечивает:

  • на стадии заключения трудового договора с работником;
  • при ознакомлении с результатами специальной оценки условий труда.

Информирование при заключении трудового договора

Статья 57 Трудового кодекса устанавливает, что в трудовом договоре необходимо указывать в том числе условия труда работника и гарантии и компенсации за работу с вредными или опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях.

Укажете эти сведения в трудовом договоре — проинформируете об условиях труда, полагающихся гарантиях и компенсациях работника. Подпись работником трудового договора с информацией о классе условий труда, который установлен по результатам СОУТ, подтверждает факт ознакомления с результатами СОУТ.

Информирование при ознакомлении с результатами СОУТ

Чтобы избежать ошибок и проблем с инспекторами ГИТ при проверках, помните, что работодатель обязан ознакомить письменно работника с результатами СОУТ на рабочем месте.

Если СОУТ на рабочем месте проводилась во время работы сотрудника в организации, ознакомьте его с картой СОУТ не позже 30 календарных дней со дня, когда утвердите отчет о СОУТ.

Собирать ли подписи работников в картах СОУТ, если сотрудников приняли на работу после проведения спецоценки?

Елагина

  • делать записи на обороте последнего листа карты СОУТ; либо
  • завести дополнительный лист ознакомления с указанием номера (№) карты СОУТ.

Кто собирает данные для расследования несчастных случаев

Расследованием несчастного случая занимается комиссия, которую создает руководитель организации. В состав комиссии включают не менее трех человек. В нее, как правило, входят: специалист по охране труда, представители работодателя, представители профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа, уполномоченный по охране труда. Возглавляет комиссию руководитель организации или уполномоченный им представитель (ч. 1 ст. 229 Трудового кодекса).

Документы по расследованию несчастных случаев на производстве остаются на хранении в службе охраны труда (п. 7.10 Рекомендации по организации службы охраны труда в организации, утв. Постановлением Минтруда от 08.02.2000 № 14).

Кто организовывает обучение по охране труда и гражданской обороне

Специалист по охране труда:

  • выявляет потребность в обучении и планирует обучение работников по охране труда;
  • проводит вводный инструктаж по охране труда;
  • координирует проведение первичного, периодического, внепланового и целевого инструктажей;
  • координирует обеспечение обучения руководителей и специалистов по охране труда, обучения работников методам и приемам оказания первой помощи пострадавшим на производстве;
  • оказывает методическую помощь руководителям структурных подразделений в разработке программ обучения работников безопасным методам и приемам труда, инструкций по охране труда;
  • контролирует проведение обучения работников безопасным методам и приемам труда, инструктажей по охране труда и стажировок в соответствии с нормативными требованиями.

Без обучения по охране труда допускать сотрудников к работе нельзя (абз. 9 ч. 2 ст. 212, абз. 4 ст. 214 Трудового кодекса).

Новые сотрудники проходят обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в течение месяца с даты приема на работу. В дальнейшем обучение по охране труда сотрудники проходят по мере необходимости, но не реже одного раза в три года (абз. 8 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса).

Обучение специалист по охране труда организовывает:

  • по месту работы, если в организации создана комиссия по проверке знаний требований охраны труда;
  • в обучающей организации, у которой есть лицензия на образовательную деятельность и аккредитация Минтруда России на право проведения обучения работников и работодателей по охране труда.

Если сотрудник после обучения не пройдет проверку знаний по охране труда с первого раза, повторную проверку назначают не позднее чем через месяц.

Если в организации нет специалиста по гражданской обороне, специалисту по охране труда могут поручить организацию курсового обучения по гражданской обороне.

Кадровик принимает участие в организации обучения по охране труда и гражданской обороне в своей части:

Если обучение по охране труда работник не прошел по вине работодателя, за сотрудником сохраняют 2/3 среднего заработка. После того как сотрудник пройдет обучение и проверку знаний, кадровик оформляет приказ о допуске сотрудника к работе.

Если сотрудник отказывается проходить обучение по охране труда без уважительной причины, кадровик готовит документы, чтобы привлечь его к дисциплинарной ответственности. Если сотрудник отказывается пройти обучение неоднократно без уважительной причины, кадровик оформляет увольнение.

  • Письменно уведомляет специалиста по гражданской обороне, а если его нет, то специалиста по охране труда о приеме на работу нового сотрудника или прибытии командированного лица. Срок — семь календарных дней со дня, когда новый сотрудник приступил к работе либо командированный сотрудник прибыл в организацию (п. 1.7 Рекомендаций по организации и проведению вводного инструктажа по гражданской обороне, утв. МЧС 05.06.2018 № 2-4-71-13-8).

Как распределить обязанности между службой охраны труда и кадровой службой, чтобы эффективно взаимодействовать

Шелемякина

«Эффективность взаимодействия службы охраны труда и кадровой службы — ключевой показатель внедрения трудовых норм на предприятии и организации социально-трудовых отношений в коллективе. Рациональное распределение обязанностей между данными службами во многом определяет полноту воплощения законодательных норм.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Образцы. Приказ и Дополнительное соглашение к трудовому договору о совмещении должностей 458.9 КБ

Личная безопасность, а также здоровье учеников и сотрудников школы зависят от безопасной среды, основанной на соблюдении правил охраны труда. Данная статья подробно расскажет о том, что такое охрана труда (ОТ), зачем она нужна в школе (ООУ), кто отвечает за нее, какие нужны документы, и как проводится инструктаж.

Зачем нужна охрана труда в школе

Соблюдение охраны труда в учебном процессе гарантирует принцип сохранения жизни и здоровья сотрудников, а также школьников на основе разработанных правил.


ОТ в ООУ основана на соблюдении правил

Безопасность учебного процесса имеет значение на уроках труда, биологии, химии, информатики, физики, в спортивном зале, внешкольных субботниках и школьной генеральной уборки.

В учебном заведении ОТ — это обучение аккуратному обращению с электричеством, противопожарные, санитарные, гигиенические мероприятия, предупреждение травм и несчастных случаев, создание благоприятного психоэмоционального климата в коллективе и классах. Для этого используют инструктаж, а для школьников, помимо инструкций, введена специальная дисциплина ОБЖД.

Кто отвечает за охрану труда в школе

Нормы законов РФ четко определяют, что контролирует соблюдение правил ОТ с рабочим коллективом более 50 человек, лицо с профильной подготовкой и опытом работы.

Важно! На практике в школах крайне редко вводят штатную единицу специалиста, поэтому за охрану труда отвечает директор школы или преподаватель, совмещающий основную деятельность и дополнительную нагрузку по ОТ.

Специалист всегда проходит обучение. Кадровая переподготовка проводится 1 раз в 3 года. После обучения, получения квалификации и сдачи экзамена, специалист получает удостоверение о праве заниматься деятельностью в области охраны труда.


Инструктаж по ОТ для сотрудников ООУ

Учеба проходит в учреждениях профессионального образования либо на месте, если организация имеет лицензию, материально-техническую базу и квалифицированный преподавательский состав.

По должностной инструкции специалист имеет ряд обязанностей по контролю за ОТ и составлению инструкций. Так, например, при приеме новых лиц на работу он проводит ознакомление с должностью, где включены положения по безопасности на рабочем месте.

Важно! При увольнении специалиста по ОТ его обязанности возлагаются на директора.

Инструкции по охране труда в школе

Данное понятие включает в себя обязательные нормативные положения. Инструкции по охране труда в школе состоят из перечня правил по противопожарной, электрической, лабораторной безопасности и ряда других мероприятий, обязательных к соблюдению.

Документы утверждаются приказами ООУ с подписью руководителя. Перечень требований по технике безопасности касается работы в помещениях, мастерских, на территории школы.

Важно! Образец любого инструктажа в ворд можно скачать на сайте Министерства труда РФ.

Пожарная безопасность в школе

Инструкции включают в себя положение о:

  • установке противопожарной автоматической сигнализации с громким сигналом;
  • выполнении требований по содержанию помещений здания и прилегающей территории;
  • наличии необходимых первичных средств и приспособлений для тушения пожара;
  • правилах поведения при пожаре, периодических тренировочных проверках,стендах и плакатах по профилактике возгораний;
  • схематическом плане мероприятий и эвакуации во время пожара, которое прикрепляется на каждом этаже.

Такие меры позволяют предупредить возгорание, а если оно произойдет — быстро эвакуироваться и сохранить материальную базу школы.


Учитель в начальной школе проводит занятия по ОБЖД

Инструкции для учителей начальной школы

Педагоги, осуществляя свою деятельность, придерживаются следующих нормативных положений:

  • требования к специалисту начальной школы (образование, возраст больше 18 лет, прохождение медосмотра, подчинение внутреннему распорядку);
  • соблюдение положений и приказов по противопожарной и электрической безопасности;
  • организация безопасного процесса для учебы и воспитания;
  • обучение учеников правилам поведения;
  • сверка количества учащихся;
  • наблюдение заздоровьем учеников — если ребенок заболел (признаки отравления, высокая температура, сыпь и т.д.), оказать помощь и сообщить родителям и директору школы.

Обратите внимание! Учитель начальной школы должен следить за санитарно-гигиеническим состоянием аудитории (проветривать, сообщать о поломках отопления, водоснабжения, электрических сетей, мебели), чтобы предупредить травматизм среди учеников.

Инструкции по охране труда для кабинета информатики

Перечень для педагогов компьютерного класса включает в себя следующие требования:

  • Проверка качества электричества и компьютерной техники.
  • Допуск к занятиям учеников, ознакомленных с инструкциями по работе в кабинете информатики.
  • Соблюдение микроклимата, электрической и пожарной безопасности в помещении.
  • Соблюдение за сроками нахождения учащихся за компьютерной техникой, санитарных и гигиенических норм.
  • Наличие укомплектованной медицинской аптечки.

Преподаватель должен проследить за тем, чтобы уходя из кабинета были выключены все видеотерминалы и было приведено в порядок рабочее место.

Инструкции, техника безопасности и охрана труда в кабинете физики

Список требований для учителя состоит из следующих положений:

  • Инструктаж учащихся, посещающих кабинет физики.
  • Предупреждение травмирующих факторов при лабораторных работах.
  • Соблюдение электрической и противопожарной безопасности.
  • Использование спецодежды: халатов, перчаток, диэлектрических приборов.
  • Соблюдение микроклимата помещения.
  • Наблюдение затем, чтобы учащиеся находились в аудитории в присутствии педагога или лаборанта.
  • Запрет на использование разбитой посуды и бензина для горелок.
  • Наличие аптечки с перевязочным материалом и препаратами доврачебной помощи.

Учитель физики обязан следить за тем, чтобы электроприборы были отключены, а все оборудование находилось в лаборантской. После работы в кабинете учащиеся должны снять спецодежду и вымыть руки с мылом.


Инструктаж учащихся перед уроком физики

Инструкции по технике безопасности учебно-вспомогательного персонала

Положения для работников (лаборант, уборщик, техник), состоят в следующем:

  • Инструктаж по охране труда.
  • Наличие медицинского осмотра.
  • Соблюдение пожарной, аварийной и электрической безопасности.
  • Уборка реактивов, помещений, соблюдение микроклимата.
  • Своевременное устранение неполадок и неисправностей.
  • Соблюдение санитарных и гигиенических норм.
  • Недопущение взаимодействия учащихся с химическим и механическим инструментарием.
  • Оказание медицинской помощи пострадавшим из-за неправильных действий персонала (например: уборщик разрешил пройти помытому полу, а ребенок упал и получил травму).
  • Постоянное повышение квалификации и соблюдение всех пунктов инструкции.

Должностные инструкции работников лагеря с дневным пребыванием детей

Сотрудник в школьном лагере обязан строго соблюдать должностные правила. Инструкция основывается на таких пунктах:

  • Соблюдение ОТ, противопожарной и электрической безопасности.
  • Своевременный медицинский осмотр.
  • Контроль за безопасными условиями пребывания детей в лагере.
  • Соблюдение правил санитарии и гигиены.


  • Проведение профилактических бесед с детьми о травмах, неправильных действиях, безопасности жизнедеятельности.
  • Наблюдение за количеством прибывших и убывших учеников.
  • Проведение игр, конкурсов, походов, экскурсий, спортивных мероприятий.
  • Оказание первой помощи при травмах и заболеваниях.
  • Наблюдение за техническим состоянием окружающих ребенка предметов, отсутствие опасных предметов в месте прогулки.

Обратите внимание! Сотрудники лагеря имеют право не отпускать ребенка с родителем, который забирает его в невменяемом состоянии (нервно-психическом возбуждении, алкогольном или наркотическом опьянении).

Инструкция по охране труда для специалиста по охране труда

Сотрудник ОТ строго соблюдает предписания, утвержденные приказом и подписью директора школы, а также нормативные документы РФ.

Специалист по охране труда обязан:

  • Иметь квалификационную категорию, удостоверение, опыт и допуск к деятельности.
  • Не иметь противопоказаний к труду (медосмотр).
  • Соблюдать нормы законов в области ОТ.
  • Разрабатывать инструкции.
  • Осуществлять контроль за безопасностью.
  • Давать методические консультации.
  • Информировать руководителя о всех опасных случаях, угрожающих жизни и здоровью сотрудников.
  • Способствовать улучшению трудовых условий.
  • Беспрепятственно осматривать все служебные помещения.
  • Отстранять от работы работников при нарушении ими ОТ.
  • Персонально отвечать за организацию и соблюдение условий по охране труда.

Важно! По законам РФ, специалист ОТ может быть привлечен к ответственности, в зависимости от тяжести проступка и несоблюдении своих полномочий (материальной, административной, дисциплинарной, уголовной).

Порядок проведения инструктажей

Ознакомление педагогического коллектива с необходимыми действиями по охране труда касаются сотрудников одноименной должности. Для некоторых штатных единиц разрабатываются собственные инструкции. Различают такие группы инструктажей:

  • вводные;
  • первичные;
  • повторные;
  • внеплановые.

Прочтение каждого перечня положений закрепляется проверкой знаний и регистрацией в специальном журнале с подписью проверяющего и проверяемого.

Инструктаж проводится при приеме на работу, в связи с переводом на новую должность, а также для ежегодного закрепления знаний.

Важно! Утверждаются инструкции специалистом по ОТ и директором ООУ. Результаты каждой проверки закрепляются в протоколе созданной комиссии.


Стенд по пожарной безопасности в школе

Журналы регистрации инструктажей

К кадровому школьному документообороту для сотрудников относятся такие основные регистрационные журналы:

  • по выдаче инструкций;
  • по учету инструктажей;
  • инструктажи по ОТ;
  • о несчастных случаях;

Для учеников существуют учетные тетради в виде журналов по технике безопасности перед началом занятий в химической и физической лабораториях, кабинете труда, спортзале, компьютерном классе. После ознакомления с инструкциями по работе журналы закрепляются подписью.

ВАЖНО! В каждом инструктаже преподавателя присутствует пункт об ответственности за жизнь и здоровье школьников. Документационный пакет дополняется по требованиям.

Какие документы по охране труда должны быть в школе

Основная законодательная документация по охране труда в ООУ — это:


Урок по электрической безопасности

  1. Приказ Минэнерго РФ от 13.01.2003 г. № 6.
  2. Инструкции.
  3. Программы.
  4. Журналы.
  5. Планы.
  6. Договора.
  7. Приказы.

Обратите внимание! Папка нормативных документов дополняется, расширяется, внедряет рекомендации региональной и муниципальной власти, в зависимости от профиля и инфраструктуры ООУ.

Типичные нарушения по охране труда в образовательных учреждениях

Главные проблемы начинаются с того, что не все заведения имеют штатную единицу специалиста по ОТ, поэтому происходит много нарушений и недоработок. Обязанности специалиста, которые выполняет директор школы или завхоз, недостаточны в объеме.

Госиспенкция труда при проверках находит следующие нарушения:

  • отсутствие средств индивидуальной защиты;
  • недостаточное количество моющих обезвреживающих средств;
  • руководители и уполномоченные лица не прошли обучение;
  • существуют нарушения правил в кабинетах физики и химии.

При имеющейся документации школам необходимы практические навыки. Рекомендуется отрабатывать их на специальных занятиях и внешкольных мероприятиях.


Соблюдение правил по ОТ — залог безопасной работы и учебы

Специалисты из числа педагогов при грамотном повышении квалификации способны стать отличными специалистами по ОТ, так как хорошо знают особенности учебного процесса и рабочей обстановки в школе.

Соблюдение правил охраны труда является необходимым условием безопасной жизнедеятельности на рабочем месте и во время учебного процесса.

Читайте также: