Экспериментальная деятельность в работе логопеда доу

Обновлено: 02.07.2024

Опыты, экспериментирование и другие формы познавательно-исследовательской деятельности в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи

Опыты, экспериментирование и другие формы познавательно-исследовательской деятельности в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР).

Никаким количеством экспериментов нельзя доказать теорию;
но достаточно одного эксперимента, чтобы ее опровергнуть.
Альберт Эйнштейн

Самое лучшее — все проверять экспериментальным путем:
тогда действительно можно приобрести знания,
в то время как строя догадки и делая умозаключения,
никогда не станешь по настоящему образованным человеком.
Марк Твен

Ещё до введения ФГОС, где выделена познавательно-исследовательская деятельность детей как новое самостоятельное направление.

Я всегда интересовалась данной темой, изучала имеющуюся литературу, проводила с детьми опытно-экспериментальную работу.

Если педагог избирает метод самостоятельных исследований детьми, он ничего не объясняет. Он подсказывает, какие опыты можно произвести, но что при этом получится, что происходит, какие выводы можно сделать, дети видят и формулируют сами.

Что такое опыт и эксперимент?

Эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт), также о́пыт, в научном методе — метод исследования некоторого явления в управляемых наблюдателем условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом.

Обычно эксперимент проводится в рамках исследования и служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами.

Опыт – основной метод исследования, научный процесс, целенаправленное действие, при успешной реализации которого подтверждается или опровергается гипотеза. Для реализации задач может использоваться специальное оборудование.

Разница между опытом и экспериментом

Различия между указанными категориями незначительны. Эксперимент проводится впервые, он призван подтвердить гипотезу, а опыт выполняется с заранее определённым результатом. И тот, и другой процесс протекает в управляемых условиях, при активном взаимодействии с объектом исследования.

Данные категории могут использоваться в качестве синонимов. Их главная цель – активное участие в процессе, не простое наблюдение, а взаимодействие с объектом, его направление в определённое русло.

Обобщая собственный богатый фактический материал, Н.Н.Поддъяков (1997) сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Для обосно¬вания данного вывода приводятся многие доказательства.

В ДОУ дошкольникам могут быть предложены разные формы познавательно исследовательской деятельности, например:

  1. Постановка экспериментов, опытов – дети находят причинно-следственные связи и отношения.
  2. Классифицирование предметов, например, дети осваивают родовидовые отношения .

Виды познавательно-исследовательской деятельности

Можно выделить два вида такого рода деятельности:

1. Ребенок сам является источником деятельности, ставит цель и различными способами ее достигает. Он удовлетворяет свое любопытство, потребность в познании

2. Взрослый организует исследовательский процесс, в результате которого ребенок учится, как нужно действовать.

Задачи исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте, в том числе для детей с ОНР:

- формировать у дошкольника предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развивать у ребёнка умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формировать умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развивать желание пользоваться специальной терминологией, новой лексикой , побуждать к ведению конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности;
-формировать у детей способность выдвигать гипотезы и самостоятельно формулировать выводы, а как итог- развивать связную речь.

Перед учителем-логопедом стоят следующие задачи по развитию познавательной активности у детей с ОНР :

1. Моделировать ситуации, которые будут побуждать детей применять все свои знания и умения, будут вызывать речевую активность, живой интерес, желание экспериментировать.

3. Побуждать детей сопоставлять, совмещать имеющиеся факты, обобщать информацию в словесном высказывании.

4. При помощи познавательных коллективных игр побуждать детей к общению, поощрять инициативу по самостоятельной организации детьми опытов и поисков рациональных решений, оказывать помощь.

Методика организации познавательной деятельности с исследовательской направленностью на коррекционных занятиях учителя-логопеда

Для того чтобы поддерживать заинтересованность ребенка, необходимо выполнить следующие условия:

1. Создать проблемную ситуацию. Начинать нужно с простых заданий и переходить к более сложным.

2. Провести анализ ситуации вместе с детьми. Учитель-логопед внимательно выслушивает и помогает принять правильное решение.

3. Придумав несколько вариантов, необходимо выбрать один, который нужно будет проверить.

4. Это может быть наблюдение, сравнение, проведение опыта, показ модели, экспериментирование со словом, предложением, звуками.

5. В заключение экспериментально- познавательной деятельности необходимо правильно сделать вывод, дети должны попытаться это сделать сами .

Чем больше и разнообразней организовывать таких занятий, побуждая ребенка к исследованиям, тем ему будет легче самому создавать интересные задачи для опытов, находить пути их решения, искать закономерности, видеть происхождение различных явлений, взаимозависимости. Активная, заинтересованная деятельность способствует активизации и пополнению словаря детей с ОНР, развитию связной речи, пониманию особенностей грамматического строя речи родного языка.

Далее я остановлюсь на некоторых направлениях исследовательской деятельности, которые можно использовать в ДОО на занятиях с детьми с нарушениями речи.

В целях профилактики акустической формы дисграфиимы с детьми экспериментируем с различным занимательным речевым материалом. Детям нравится экспериментировать со словами, различающимися только одним звуком (квазиомонимами). Квазиомонимы-это слова различающиеся только одним звуком в одной и той же позиции.

Случайным образом в процессе работы у нас возникали целые цепочки слов-квазиомонимов:

Дом, дым, дам, там, так, лак, мак, рак, …

В данной цепочке слова, различающиеся только одним элементом.

Задания в творческой лаборатории по производству новых слов;

Учитель-логопед умышленно допускает смысловую ошибку:

• (П-Б) По морю плывут почки, на дереве распустились бочки
• (Д-Т)Удочка крякает, уточка ныряет.
• (Т-Д) Девятиэтажный Том, развесёлый дом.
• (Ш-С) Зубастая крыша, железная крыса.

На доске слово с измененным порядком букв (при этом может получиться не одно слово, а несколько, например: сон — нос, ров – вор, сосна – насос, терка – актер).

С детьми, уже умеющими хорошо читать в подготовительной к школе группе, можно поэкспериментировать с метаграммами (игры-метаграммы) Участник игры должен несколькими шагами, меняя только одну букву, получить в итоге из начального слова конечное. При этом промежуточные слова должны различаться между собой всего на одну букву и быть равными по количеству символов данным.

Кто быстрее остальных и при этом правильно преобразует словесной цепочкой одно слово в другое, тот и выиграл в этой игре.

Приведу примеры таких задач. Например, надо превратить кита в сома. Правильной будет такая цепочка: кит — кот — ком — сом. Я обычно даю карточку с заданием из слов и с картинками:

Ещё одна из разновидностей шарады — нужно разгадать слово по подсказкам в загадке. Чаще всего для этого дается готовым или подразумевается другое слово, в котором нужно заменить одну или несколько букв, чтобы получить искомое. Второй вариант- путем цепочки замены букв нужно превратить одно слово в иное, используя только заданное количество шагов.

Например, я давала детям задание: превратить чайку в гайку, отгадывая загадку:

В работе над текстом выборочно экспериментируем над отдельными предложениями. Сказать с различной интонацией фразу:

Он совершил хороший поступок.
Он совершил хороший поступок!
Он совершил хороший поступок?
(Детям показываются смайлики с соответствующей эмоцией)

Данное задание направлено на экспериментирование с эмоциями и формирование интонационной выразительностью речи

Поэтому при прохождении лексических тем я включаю задания, например, на разные агрегатные состояния одного и того же вещества, так как детям, особенно с ОНР, могут казаться различные состояния одного объекта абсолютно разными объектами.

К тому же для детей с ОНР самым сложным типом речи является рассуждение. Ребенок должен знать, о чем говорит. Этому способствуют задания типа:

- Чем самолёты отличаются от птицы?

Ребенок, высказывая свою мысль, доказывая правильность или неправильность своего предположения (на основе опыта, из прошлого опыта), учится рассуждать, обобщать .

При прохождении очередных лексических тем я использую в работе синквейн, мною был разработан вот такой универсальный зрительный план . Опираясь на этот план дети экспериментируют с подбором подходящих по смыслу слов к заданному. В подготовительной к школе группе дошкольники могут самостоятельно по-своему записывать слова.
В итоге составляется описательный рассказ по пяти пунктам.

Опираясь на зрительный план, дети экспериментируют с подбором подходящих слов ,составляют рассказ.

Например. Ответ Максима М.

Космонавт.
Сильный, смелый.
Изучает, тренируется, летает.
Я хочу тоже стать космонавтом, космонавты –это открыватели нового.
Космос, планеты, звёзды.

Интересна для детей экспериментальная работа с изографами. Изографы-это картинки, на которых слова записаны буквами. Ребенок должен найти все буквы, составить из них слово. В своей логопедической практике я использую изографы для решения разных задач: для предупреждения нарушений письменной речи у детей с ОНР, для чёткого создания и запоминания образа буквы, для исправления дисграфии, для формирования у детей способности выдвигать гипотезы, для развития анализа и синтеза речи.

И вот уже ребенок сам является источником деятельности, ставит цель и различные способы ее достижения. В процессе достижения цели дошкольнику с ОНР приходится активно сопоставлять, совмещать имеющиеся факты, обобщать информацию в словесном высказывании, я только поощряю, одобряю поисковые действия.

В рамках игр-опытов по составлению предложений я ставила подгруппе детей и иную цель: экспериментирование с оттенками значения одного и того же слова. Решались задачи: развить чутьё к слову, побудить к ведению конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ СО ЗВУКАМИ, ОКРУЖАЮЩИМИ НАС

Для усвоения фонетической стороны языка необходимо умение хорошо слушать, слышать и различать правильное и неправильное произношение звуков в чужой и собственной речи, а также контролировать собственное произношение.

Развитый фонематический слух ребенка является непременным условием успешного обучения грамоте. Различение звуков речи – фонематический слух — является основой для понимания смысла сказанного.

Развитие фонематического слуха начинается с самых первых этапов логопедической работы и является составной частью коррекционного воздействия на фронтальной, подгрупповой и индивидуальной форме непосредственно образовательной деятельности.

В логопедии и нейропсихологии разработаны и успешно применяются на практике специальные упражнения для формирования неречевого звукоразличения. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха. Важно отнестись к этим упражнениям серьезно, уделить им столько времени и внимания, сколько понадобится и при этом не забывать, что занятия должны стать привлекательными и интересными для ребенка.

Игровые эксперименты для развития фонематического слуха

Взрослый показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Дети называют эти предметы. Предлагается послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, взрослый воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети узнают звуки и называют предметы, их издающие.

Нужно взять два комплекта небольших коробочек – для себя и ребенка, наполнить их различными материалами, которые при встряхивании издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д. Вы берете коробочку из своего набора, трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность разных звучаний. Не забывайте меняться ролями и обязательно иногда ошибайтесь.

Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, оказавшихся под рукой. Изменяйте громкость, темп звучания. Можно стучать, топать, бросать, переливать, рвать, хлопать.

Вы стучите (шелестите, гремите, трубите, звените, играете на пианино), а ребенок угадывает, что Вы делали, что звучало и подбирает соответствующую картинку, игрушку.

Предложите ребенку проговаривать по слогам любой стихотворный текст и одновременно отстукивать его ритм по правилам: отстукиваются слоги (каждый слог – один удар), на каждом слове, включая предлоги, рука или нога меняется.

ЭКСПЕРИМЕНТЫ В ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

Важным разделом логопедической работы является развитие дыхания и коррекция его нарушений. Коррекция нарушений дыхания начинается с общих дыхательных упражнений, целью которых является увеличение объема, силы и глубины вдыхаемого и выдыхаемого воздуха и нормализация ритма дыхания.

Разработка дыхания проводится в различных положениях ребенка: лежа на спине, сидя, стоя. Все упражнения логопед выполняет вместе с ребенком. При проведении дыхательной гимнастики нельзя переутомлять ребенка. Необходимо следить за тем, чтобы он не напрягал шею, плечи, не принимал неверную позу. Нужно следить за плавностью и ритмичностью дыхательных движений. Дыхательная гимнастика должна проводиться до еды, в хорошо проветренном помещении.

Для работы по овладению произвольным дыханием (умением произвольно менять ритм, удерживать вдох и удлинять выдох) требуется длительная тренировка, основанная на непроизвольных дыхательных движениях. Эти упражнения являются необходимой подготовкой для дальнейшей работы над постановкой и развитием речевого дыхания. При развитии речевого дыхания логопед проводит работу, направленную на дифференциацию носового и ротового вдоха и выдоха. Необходимо сделать ротовой выдох по возможности более произвольным, длительным, ритмичным.

Буль-бульки

Пробуя дуть в стаканчики по-разному, ребенок делает вывод — в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды — нужно дуть сильно.

При этом наблюдаем, что произойдет, если в стаканчик, где много воды, подуть сильно. Обязательно обращаем внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало.

Три свечи

Для игры понадобятся большие разноцветные свечи.

Необходимо поставить перед ребенком на столе три свечи разных цветов на разном расстоянии от него и попросить его задуть их по очереди: ближнюю, среднюю и дальнюю.

Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки.

В ходе игры наблюдаем и делаем вывод – чтобы задуть ближнюю свечу достаточно подуть слабо, чтобы задуть дальнюю – необходимо дунуть как можно сильнее.

Футбол

Ребенку предлагается загнать ватный шарик в ворота.

При этом ворота ставятся на разном расстоянии от ребенка.

Выполняя данное упражнение, ребенок делает вывод о необходимой силе и направлении выдоха.

Вариант игры — загони машину в гараж.

Фокусник

Ребенку предлагается показать фокус: положить кусочек ваты на кончик носа, улыбнуться, приоткрыть рот, с силой подуть на язык, стараясь сдуть ватку с носа.

Выполняя это упражнение по-разному, делаем вывод: для того, чтобы сдуть ватку вверх – нужно загнуть язык кверху и дунуть посильнее.

А для того, чтобы удержать ватку наверху подольше – выдох должен быть не только сильным, но и длительным.

Поймай воздушную струю

Ребенку предлагается подуть на маленькую вертушку, которая закрутится только в том случае, если на нее попадет выдыхаемый воздух.

Там, где вертушка закрутилась, и выходит воздух.

Это упражнение полезно при боковом сигматизме.

Две вертушки

Для игры понадобятся две вертушки – одна с маленькими лопастями, другая – с большими.

Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки и наблюдает: чтобы закружились лопасти у маленькой вертушки, можно дуть слабо, а чтобы закружились у большой вертушки – необходимо дуть посильнее.

Аналогично предлагается подуть на вертушку с одним цветком и на вертушку с несколькими цветками: для того, чтобы закружились все цветки, нужно дуть гораздо сильнее.

Греем руки

В этом упражнении учим сравнивать выдыхаемую воздушную струю.

Для этого ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки.

Это же упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков.

Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего произношения.

Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой.

Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии в детском саду наряду с другими видами работ рекомендуется использовать и экспериментальную деятельность детей.

Наиболее полно и отчетливо воспринимается, и запоминается ребенком то, что было ему интересно. Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное и в изучении русского языка. Нужно только найти это и подать детям так, чтобы побудить их самих к подобным находкам и открытиям.

В ходе детского экспериментирования, дошкольники учатся активно всту

пать в спор со своими сверстниками, доказывать свою точку зрения, оперируя в своей речи сложноподчиненными предложениями (развивается доказательная речь).

Алгоритм организации детского экспериментирования сформирован так - ребенок совместно со взрослым:

1-выделяет и ставит проблему, которую хочет решить (т. е. учится правильно задавать вопрос, ставить перед собой познавательные задачи);

2- предлагает различные варианты ее решения; проверяет эти возможные решение (т. е. рассуждает, приводит различные аргументы, причем предложения должны быть построены правильно, понятно для других детей);

3-подводит итоги (т. е анализирует полученную информацию, систематизирует ее).

Таким образом, на каждом этапе своей работы воспитанник активно развивает свою речь.

На логопедических занятиях дети могут не просто учиться чему-либо, а самостоятельно пробовать, экспериментировать, добывая знания. Я хочу предложить те задания и упражнения, которые использую в своей работе.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ

В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

(из опыта работы)

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ СО ЗВУКАМИ, ОКРУЖАЮЩИМИ НАС

Для успешной реализации новых Федеральных государственных стандартов мы должны обеспечить разностороннее развитие ребенка с учетом его возраста и индивидуальных особенностей. А для достижения этих целей важно сформировать умение красиво и правильно говорить.

Для усвоения фонетической стороны языка необходимо умение хорошо слушать, слышать и различать правильное и неправильное произношение звуков в чужой и собственной речи, а также контролировать собственное произношение.

Развитый фонематический слух ребенка является непременным условием успешного обучения грамоте. Различение звуков речи – фонематический слух - является основой для понимания смысла сказанного.

Развитие фонематического слуха начинается с самых первых этапов логопедической работы и является составной частью коррекционного воздействия на фронтальной, подгрупповой и индивидуальной форме непосредственно образовательной деятельности.

В логопедии и нейропсихологии разработаны и успешно применяются на практике специальные упражнения для формирования неречевого звукоразличения. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха. Важно отнестись к этим упражнениям серьезно, уделить им столько времени и внимания, сколько понадобится и при этом не забывать, что занятия должны стать привлекательными и интересными для ребенка.

hello_html_m50137be9.jpg

Игровые эксперименты для развития фонематического слуха

hello_html_m31b9b493.jpg

hello_html_15b5a709.jpg

Взрослый показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Дети называют эти предметы. Предлагается послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, взрослый воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети узнают звуки и называют предметы, их издающие.

hello_html_26d9913e.jpg

Нужно взять два комплекта небольших коробочек – для себя и ребенка, наполнить их различными материалами, которые при встряхивании издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д. Вы берете коробочку из своего набора, трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность разных звучаний. Не забывайте меняться ролями и обязательно иногда ошибайтесь.

hello_html_m7cad4f74.jpg

Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, оказавшихся под рукой. Изменяйте громкость, темп звучания. Можно стучать, топать, бросать, переливать, рвать, хлопать.

hello_html_40ab6852.jpg

hello_html_m33bc19f.jpg

Вы стучите (шелестите, гремите, трубите, звените, играете на пианино), а ребенок угадывает, что Вы делали, что звучало и подбирает соответствующую картинку, игрушку.

hello_html_f105bd1.jpg

hello_html_m3596ef2a.jpg

Предложите ребенку проговаривать по слогам любой стихотворный текст и одновременно отстукивать его ритм по правилам: отстукиваются слоги (каждый слог – один удар), на каждом слове, включая предлоги, рука или нога меняется.

hello_html_m318ee42f.jpg

ЭКСПЕРИМЕНТЫ В ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

Важным разделом логопедической работы является развитие дыхания и коррекция его нарушений. Коррекция нарушений дыхания начинается с общих дыхательных упражнений, целью которых является увеличение объема, силы и глубины вдыхаемого и выдыхаемого воздуха и нормализация ритма дыхания.

Разработка дыхания проводится в различных положениях ребенка: лежа на спине, сидя, стоя. Все упражнения логопед выполняет вместе с ребенком. При проведении дыхательной гимнастики нельзя переутомлять ребенка. Необходимо следить за тем, чтобы он не напрягал шею, плечи, не принимал неверную позу. Нужно следить за плавностью и ритмичностью дыхательных движений. Дыхательная гимнастика должна проводиться до еды, в хорошо проветренном помещении.

Для работы по овладению произвольным дыханием (умением произвольно менять ритм, удерживать вдох и удлинять выдох) требуется длительная тренировка, основанная на непроизвольных дыхательных движениях. Эти упражнения являются необходимой подготовкой для дальнейшей работы над постановкой и развитием речевого дыхания. При развитии речевого дыхания логопед проводит работу, направленную на дифференциацию носового и ротового вдоха и выдоха. Необходимо сделать ротовой выдох по возможности более произвольным, длительным, ритмичным .

Необходимо взять два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один наливаем много воды, почти до краев, а в другой - чуть-чуть. Ребенку предлагается поиграть в "буль-бульки" с помощью трубочек для коктейля. Задача ребенка так играть в "Буль-бульки", чтобы не пролить воду. Пробуя дуть в стаканчики по-разному, ребенок делает вывод - в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - нужно дуть сильно. При этом наблюдаем, что произойдет, если в стаканчик, где много воды, подуть сильно. Обязательно обращаем внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало .

hello_html_481b520f.jpg

hello_html_m784743c1.jpg

Для игры понадобятся большие разноцветные свечи. Необходимо поставить перед ребенком на столе три свечи разных цветов на разном расстоянии от него и попросить его задуть их по очереди: ближнюю, среднюю и дальнюю. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. В ходе игры наблюдаем и делаем вывод – чтобы задуть ближнюю свечу достаточно подуть слабо, чтобы задуть дальнюю – необходимо дунуть как можно сильнее.

hello_html_m6200756f.jpg

hello_html_3186cd33.jpg

hello_html_m7206cd60.jpg

hello_html_m11316bc6.jpg

Ребенку предлагается показать фокус: положить кусочек ваты на кончик носа, улыбнуться, приоткрыть рот, с силой подуть на язык, стараясь сдуть ватку с носа. Выполняя это упражнение по-разному, делаем вывод: для того, чтобы сдуть ватку вверх – нужно загнуть язык кверху и дунуть посильнее. А для того, чтобы удержать ватку наверху подольше – выдох должен быть не только сильным, но и длительным.

hello_html_m3dad07ed.jpg

hello_html_m59ac9067.jpg

Поймай воздушную струю

hello_html_m7b34ceff.jpg

hello_html_2cc326b4.jpg

Две вертушки

Для игры понадобятся две вертушки – одна с маленькими лопастями, другая – с большими. Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки и наблюдает: чтобы закружились лопасти у маленькой вертушки, можно дуть слабо, а чтобы закружились у большой вертушки – необходимо дуть посильнее. Аналогично предлагается подуть на вертушку с одним цветком и на вертушку с несколькими цветками: для того, чтобы закружились все цветки, нужно дуть гораздо сильнее.

hello_html_m192c118a.jpg

hello_html_b9a4c44.jpg

Автор: Дащенко Ольга Мироновна
Практика показывает, что экспериментальная деятельность с использованием наглядно-практического материала на логопедических занятиях способствует развитию у детей навыков фонематического слуха, речевого дыхания, языкового анализа и синтеза. Помогает понять ребёнку, что не всякий набор звуков или букв является словом, что слово имеет значение.

Автор: Дащенко Ольга Мироновна

Дащенко Ольга Мироновна

Применение опытно-экспериментальной деятельности в работе с детьми с речевыми напушениями помогает решить ряд проблем в данном направлении. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний об окружающем мире способствует развитию речи.

В ходе детского экспериментирования активно развивается коммуникативная функция речи . Д ошкольники учатся активно вступать в спор со своими сверстниками, доказывать свою точку зрения, оперируя в своей речи сложноподчиненными предложениями (развивается доказательная речь). На логопедических занятиях дети могут не просто учиться чему-либо, а самостоятельно пробовать, экспериментировать, добывая знания.

Цель ю применения учителем-логопедом детского экспериментирования является
п овышение эффект ивности коррекционной работы.
Активизация речевого развития через выполнение следующих задач:

- активизация работы тактильного, зрите льного и слухового анализаторов , способствующих речевому развитию ;
- ф ормирование способности у детей понять образовательно-развивающую задачу и ре шить её;
- в оспитывать самостоятельность, самоконтроль, интерес к ориентировочно -исследовательской деятельности;

- развивать у детей мыслительные операции - анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

- обучение их вопросительно й форме речевого взаимодействия.

По своей сути э ксперимент (от лат . experimentum – проба, опыт) – метод чувственно-эмпирического познания действительности, единство знаний и умений, проба, опыт вообще; попытка осуществить что-либо.

Я хочу предложить Вашему вниманию те задания и упражнения, к оторые использую в своей работе , используя метод эксперимента.

Игровые эксперименты для развития фонематического слуха

Для усвоения фонетической стороны языка необходимо умение хорошо слушать, слышать и различать правильное и неправильное произношение звуков в чужой и собственной речи, а также контролировать собственное произношение.

Развитие фонематического слуха начинается с самых первых этапов логопедической работы и является составной частью коррекционного воздействия на фронтальной, подгрупповой и индивидуальной форме непосредственно образовательной деятельности.

Развитый фонематический слух ребенка является непременным условием успешного обучения грамоте. Различение звуков речи – фонематический слух - является основой для понимания смысла сказанного. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха. Важно отнестись к этим упражнениям серьезно, уделить им столько времени и внимания, сколько понадобится и при этом не забывать, что занятия должны стать привлекательными и интересными для ребенка.

Нужно взять два комплекта небольших коробочек – для себя и ребенка, наполнить их различными материалами, которые при встряхивании издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д. Вы берете коробочку из своего набора, трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность разных звучаний. Не забывайте меняться ролями и обязательно иногда ошибайтесь .

Вы стучите, шелестите, гремите, труби те, звените, играете на пианино , а р ебенок угадыв ает, что Вы делали , ч то звучало и под бирает соответствующую картинку или игрушку.

Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, оказавшихся под рукой. Изменяйте громкость, темп звучания. Можно стучать, топать, бросать, переливать, рвать, хлопать.

При этом выполняется речевая работа: формирование пространственных представлений, усвоение предложно-падежных конструкций, составление предложений с союзом а.

Игры - эксперименты при развитии анализа и синтеза .

Своё развитие экспериментальная деятельность в области анализа и синтеза получает на втором году обучения детей с общим недоразвитием речи. Появляется больше возможностей включать их в занимательную деятельность, поскольку к этому времени у детей возрастает уровень представлений о звуках, словах и предложении, формируется комплекс буквенных образов-представлений, позволяющих совершать переход от звуков к их графическому изображению. Кроме того, на 7 году жизни у детей формируются такие качества, как целеполагание, стремление довести начатое дело до конца (А что же получится?), желание испытать свои возможности, то есть начинают формироваться волевые установки, как ведущая форма мотивации, определяющая деятельность детей 7 года жизни.

На логопедических занятиях необходимо подавать детям не только готовый материал, но и побудить самих детей к находкам, к открытиям в усвоении родного языка.

Из авторских методик Голубевой Г. Г., Ткаченко Т. А, научно-методического пособия Гаркуши Ю. Ф., и други х авторов, отобрала и использую тот материал, который может вызвать естественный интерес к экспериментальной деятельности, создаёт базу к развитию языкового чутья.

Особое внимание в организации экспериментальной деятельности детей нужно уделять работе по индивидуальным карточкам с заданиями возрастающей сложности, направленными на предупреждение ошибок чтения и письма на уровне буквы, слог а, слова и предложения.

Работу по карточкам можно проводить на индивидуальных занятиях - как один из видов контроля фронтальных занятий, во второй половине дня - в коррекционной работе с воспитателем и дома Выполнение заданий по индивидуальным карточкам имеет большое значение , ка к для детей,

так и для педагога

Для детей обеспечивается минимальный уровень фонематических, звукобуквенных, графических, познавательных средств, которые дают возможность перейти к сле дующему этапу обучения – чтению. С оздают ся условия для ориентировочно-иссле довательской деятельности детей.
Р азвивают ся различные стороны психической деятельности - вним ание, мышление, п амять, речь.
Закрепляе т ся запас имеющихся представлений о звукобуквенной стороне слова, степень подготовленности руки к выполнению графических навыков;
Для педагога: снимают трудности подбора дидактического материала при ин дивидуальной работе с детьми, позволяют контролировать уровень усвоения программного материала.
Все задания на карточках сопровождаются яркими иллюстрациями и защищены пленкой, что дает возможность детям пользоваться фломастерами при выполнении заданий и использовать многократно.

Игры-эксперименты в развитии речевого дыхания

Важным разделом логопедической работы является развитие речевого дыхания и коррекция его нарушений. Коррекция нарушений дыхания начинается с общих дыхательных упражнений, целью которых является увеличение объема, силы и глубины вдыхаемого и выдыхаемого воздуха и нормализация ритма дыхания.

Для игры понадобятся большие разноцветные свечи. Необходимо поставить перед ребенком на столе три свечи разных цветов на разном расстоянии от него и попросить его задуть их по очереди: ближнюю, среднюю и дальнюю. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. В ходе игры наблюдаем и делаем вывод – чтобы задуть ближнюю свечу достаточно подуть слабо, чтобы задуть дальнюю – необходимо дунуть как можно сильнее.

Ребенку предлагается показать фокус: положить кусочек ваты на кончик носа, улыбнуться, приоткрыть рот, с силой подуть на язык, стараясь сдуть ватку с носа. Выполняя это упражнение по-разному, делаем вывод: для того, чтобы сдуть ватку вверх – нужно загнуть язык кверху и дунуть посильнее. А для того, чтобы сдуть ватк у– выдох должен быть не только сильным, но и длительным

Необходимо взять два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один наливаем много воды, почти до краев, а в другой - чуть-чуть. Ребенку предлагается поиграть в " буль - буль " с помощью трубочек для коктейля. Задача ребенка так играть в "Буль-буль ", чтобы не пролить воду. Пробуя дуть в стаканчики по-разному, ребенок делает вывод - в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. При этом наблюдаем, что произойдет, если в стаканчик, где много воды, подуть сильно .( вода прольется из стакана) Обязательно обращаем внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало .

Применение игр-экспериментов для развития лексико- грамматического строя.

В процессе игр-экспериментов происходит накопление активного и пассивного словаря.

Ребенок усваивает качественные прилагательные, обозначающие цвет, температ уру (холодный, горячий, теплый). О тносительные прилагательные, обозначающие тип поверхности (гладкий, шершавый, ребристый, выпуклый). М атериал (деревянный, стеклянный, металлический, пластмассовый. ). Практически усваивает глаголы - шуршит, гр емит, шипит, звенит, тоне т, так же однокоренные глаголы с разными приставками. Н аречия: громко, тихо, холод но, тепло, быстро, медленно. Ребенок усваивает антонимы: холодный и горячий, толс тый и тонкий, короткий – д линный , высокий –низкий и т.д.

Так-же происходит более быстрое формирование навыков словоизменения, в том числе : согласование прилагательных с существительными в числе, роде и падеже, согласование и управление в сочетаниях числительных с существительными, усвоение форм сравнительной степени прилагательных и наречий, предложно-падежных конструкций, усвоение причастия как одной из глагольных форм, например, шуршащий, плавающий.

Во время игры ребенок учится строить предложения различных типов: простые распространенные, сложносочиненные, сложноподчиненные с придаточными причины, следствия, с придаточными изъяснительными . а ктивного и пассивного словаря. Во время игры ребенок учится строить предложения различных типов: простые распространенные, сложносочиненные, сложноподчиненные с придаточными причины, следствия .

Игры с магнитами позволяют ребенку за ключить, что магнит притягивает , например, железный шуруп и железную гайку и не притягивает деревянный шарик и фарфоровое блюдце, что к магниту прицепились две железные (стальные) шайбочки , два железных винтика и не прицепились пять пластмассовых (или алюминиевых) гаек. О результатах эксперимента ребенок рассказывает с помощью логопеда, усваивая при этом согласование числительных и прилагательных с существительными и относительные прилаг ательные со значением материала .

Эксперименты со светом

Для них нам нужны электрический фонарик, разноцветные прозрачные предметы, зеркала. С помощью пускаемых нами солнечных зайчиков мы учим ребенка употреблять предложно-падежные конструкции, учим согласованию прилагательных с существительными, ребенок усваивает также и приставочные глаголы: солнечный зайчик к Машиной кукле подбежал, от Машиной куклы убежал, между красным мячиком и синим кубиком пробежал и так далее. Развивается пространственн ое восприятие : Солнечный зайчик в комнате слева, справа, вверху справа и т.д.

Практика показывает, что экспериментальная деятельность с использованием наглядно-практического материала на логопедических занятиях способствует развитию у детей навыков фонематического слуха, речевого дыхания, языкового анализа и синтеза.
Помогает понять ребёнку, что не всякий набор звуков или букв является словом, что слово имеет значение . Делает привлекательным овладение чтением .
Развивает познавательный интерес к изучению родного языка.
Воспитывает у детей стремление к поисковой, мыслительной деятельности .

Читайте также: