Что такое дискуссия кратко

Обновлено: 04.07.2024

Политическая наука: Словарь-справочник

(от лат. discussio рассмотрение, исследование)

обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы на собрании, в печати, в беседе.

Педагогическое речеведение. Словарь-Справочник

(лат. discussio — исследование, обсуждение) — устная (реже письменная) форма организации публичной речи, в процессе которой сталкиваются различные, как правило, противоположные точки зрения.

Д. можно понимать и как процесс, и как результат, речевое произведение.

Существует несколько типов Д., различающихся по их целям:

1) императивный тип Д., в процессе которой ведущий подводит участников к общему согласию;

2) конфронтационный тип Д. — предполагает четкую формулировку противоположных точек зрения;

3) информационный тип Д., в процессе которой участники Д. получают материал, позволяющий проникнуть в суть спорного вопроса.

По конечному результату Д. их можно разделить на:

1) результативные Д. (когда одна точка зрения принимается как доказанная или как убедительная практически для всех участников Д.);

3) неопределенные Д. (когда спорный вопрос остался нерешенным, а иногда еще более сложным, чем до Д:).

Успех Д. во многом определяется:

2) умением ведущего вести Д., создавать и поддерживать дискуссионную атмосферу;

3) умением участников дискуссии аргументировать высказанные положения.

В речи ведущего Д. можно выделить:

а) вступительное слово, в котором четко формулируются дискуссионная тема, тезис и антитезис, мотивируется постановка темы; определяются цели и задачи Д.; соответственно коммуникативному намерению намечается тональность общения;

б) реплики, корректирующие и стимулирующие дискуссионный разговор. Стремясь вовлечь в активный спор как можно больше участников, ведущий следит за тем, чтобы участники Д. не нарушали ее правил; способствует разрядке возникающих и возможных конфликтных ситуаций; поддерживает намеченную во вступительном слове тональность общения. Интеграционная сила речевого поведения ведущего способствует целостности создаваемого дискуссионного текста; в) заключительное слово, в котором, исходя из задач Д., кратко подводятся ее итоги, отмечается результат Д. Ведущий оценивает выступления участников Д. в соответствии с их вкладом, внесенным в ход Д., отмечает наиболее аргументированные высказывания.

Лит.: Быков Г. В. Типология научных дискуссий // Вопросы философии. — 1978. — № 3; Урсул А.Д. Гносеологические особенности научной дискуссии // Там же; Федосюк М.Ю., Ладыженская Т. А., Михайлова О.М., Николша Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов.— М., 1997.

Н. И. Махновская

Педагогический терминологический словарь

(от лат. discussio - рассмотрение, исследование)

1. спор, обсуждение к.-л. вопроса в беседе, на собрании, в печати и т.п.

2. Способ организации совместной деятельности, помогающий выработать общее решение проблемы.

3. Метод обучения, повышающий эффективность учебного процесса за счёт включения учащихся в коллективный поиск истины.

Д. как метод психологических исследований разработан в 30-х гг. 20 в. Ж. Пиаже. Наиболее распространённые области применения Д.: активные методы обучения, социально-психологический тренинг, методы выявления лидера и оценки компетентности руководителя, способы разрешения конфликтов; терапия пограничных психических состояний и т.д. Конкретные формы и приёмы Д. обусловлены задачами групповой деятельности и обычно подразделяются на методы анализа конкретных ситуаций и методы группового самоанализа (от различных собраний и совещания до специально подготовленных Д. типа мозгового штурма).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 72)

Словарь лингвистических терминов

Справочный Коммерческий Словарь (1926)

всестороннее обсуждение какого-либо вопроса.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Юрген Хабермас (род. в 1929 г.) – немецкий социолог, последователь франкфуртской школы. Возглавлял Институт М. Планка по исследованию жизненных условий представителей научно-технического мира.

Поль Эмиль Аппель (1855–1930) – французский математик, автор трудов по механике, геометрии, теории функций.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Спор, обсуждение какого-н. вопроса на собрании, в печати, беседе.

* Дискуссия по вопросам современной политики. *

|| прил. дискуссионный, -ая, -ое.

* Дискуссионны и клуб *

Тезаурус русской деловой лексики

Syn: обсуждение, прения, дебаты, спор, полемика, рассмотрение, слушание, диспут

Энциклопедический словарь

(от лат. discussio - рассмотрение, исследование), обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы на собрании, в печати, в беседе.

Словарь Ожегова

ДИСКУССИЯ, и, ж. Спор, обсуждение какогон. вопроса на собрании, в печати, в беседе. Научная д. Вступить в дискуссию.

| прил. дискуссионный, ая, ое.

Словарь Ефремовой

Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию.

Под дискуссией также может подразумеваться публичное обсуждение каких-либо проблем, спорных вопросов на собрании, в печати, в беседе. Отличительной чертой дискуссии выступает отсутствие тезиса, но наличие в качестве объединяющего начала темы. К дискуссиям, организуемым, например, на научных конференциях, нельзя предъявлять тех же требований, что и к спорам, организующим началом которых является тезис. Дискуссия часто рассматривается как метод, активизирующий процесс обучения, изучения сложной темы, теоретической проблемы.

Содержание

Групповая дискуссия

В психологии метод групповой дискуссии (групповая дискуссия) используется как метод групповой психотерапии. Члены терапевтической группы общаются между собой (ведут спор) и в ходе этого особым образом организованного общения разрешают свои психологические проблемы.

В социологии метод групповой дискуссии (групповая дискуссия) используется как метод сбора данных, которых сочетает элементы методов группового и глубинного интервью и социологического наблюдения. Суть метода — организация в малой группе целенаправленного разговора по проблемам, интересующим исследователя.

Аргументированность дискуссии

В логической теории и теории аргументации дискуссия исследуется не со стороны её психологической или социологической функции, а по содержанию, по аргументационному арсеналу. В соответствии с классификацией аргументации, предложенной ещё Аристотелем, различают четыре разновидности дискуссии: [1]

  • Аподиктическая дискуссия — дискуссия с целью достижения истины. Такая дискуссия соблюдает логические правила вывода.
  • Диалектическая дискуссия — дискуссия, которая претендует лишь на достижение правдоподобия.
  • Эристическая дискуссия — дискуссия с целью склонить оппонента к своему мнению (либо спор ради спора).
  • Софистическая дискуссия (софистический спор) — дискуссия с целью победить любым путем. В такой дискуссии используются логические уловки — софизмы (в том числе основанные на манипулировании смыслом слова), введение собеседника в заблуждение и т. д.

Примечания

См. также

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 13 мая 2011.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Дискуссия" в других словарях:

Дискуссия — Дискуссия ♦ Discussion Обмен противоречивыми аргументами между двумя или более собеседниками. Участие в дискуссии предполагает наличие общего образа мыслей, благодаря которому возможен спор. Тем самым дискуссия напоминает диалог; мало того,… … Философский словарь Спонвиля

ДИСКУССИЯ — (лат., от discutere делать выводы). Прение, рассуждение. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДИСКУССИЯ лат., от discutere, выводить одно из другого. Прение, рассуждение. Объяснение 25000 иностранных… … Словарь иностранных слов русского языка

дискуссия — обсуждение, прения, дебаты, спор, полемика, рассмотрение, слушание, диспут; брехаловка, дискутирование Словарь русских синонимов. дискуссия 1. см. обсуждение. 2. см. спор … Словарь синонимов

ДИСКУССИЯ — (от лат. discussio рассмотрение исследование), обсуждение какого либо спорного вопроса, проблемы на собрании, в печати, в беседе … Большой Энциклопедический словарь

ДИСКУССИЯ — ДИСКУССИЯ, и, жен. Спор, обсуждение какого н. вопроса на собрании, в печати, в беседе. Научная д. Вступить в дискуссию. | прил. дискуссионный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ДИСКУССИЯ — (лат. discussio рассмотрение, исследование) спор, направленный на достижение истины и использующий только корректные приемы убеждения. Д. одна из важнейших форм коммуникации, метод решения проблем описания реальности и своеобразный способ… … Философская энциклопедия

Дискуссия — (от лат. discussio рассмотрение, исследование) обсуждение какого либо спорного вопроса, проблемы на собрании, в печати, в беседе. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.

дискуссия — Бескомпромиссная, бесплодная, беспощадная, бурная, горячая, длительная, долгая, жаркая, жестокая, живая, зажигательная, кипучая, короткая, мирная, многословная, напряженная, непредвзятая, объективная, ожесточенная, оживленная, острая, открытая,… … Словарь эпитетов

Но в отличие от них, это наиболее продуктивная форма спора, обмен мнениями, направленный на поиск истины или компромиссного решения. Узнаем подробнее, что такое дискуссия, каковы её характерные черты и области применения.

Оживленная дискуссия

Дискуссия – что это?

В толковом словаре под редакцией Ушакова приведено следующее определение понятия:

Дискуссия – это обсуждение спорного вопроса с целью выяснения разных точек зрения; прения сторон. Например, дискуссия учёных-биологов о влиянии сахара на организм человека.

Что такое дискуссия

Участники дискуссии – лица, обладающие теоретическими и практическими знаниями по обсуждаемым вопросам и имеющие компетенцию принимать или рекомендовать какое-либо решение.

Участники дискуссии

В отличие от других видов споров (диспута или полемики), цель дискуссии – достигнуть согласия её участников по спорному вопросу, найти определённый компромисс, ориентированность на поиск истины или оптимального решения.

Истина обычно рождается из различных точек зрения и мнений участников.

Переговоры

Дискуссии могут проводиться публично или в тесном семейном кругу. Простейший жизненный пример – помощь ребёнку в решении сложной задачи по математике: родители, бабушки и дедушки предлагают разные варианты решения для поиска единственно правильного ответа.

Характерные черты публичной дискуссии

Публичная дискуссия представляет собой последовательные выступления участников относительно спорного общественно значимого вопроса или проблемы.

Например, учёные могут обсуждать теории происхождения человека, а историки – неоднозначное влияние татаро-монгольского ига на судьбу и развитие России.

Публичная дискуссия имеет следующие характерные признаки:

  1. место и время мероприятия обговариваются заранее;
  2. в процесс обсуждения включены ведущий и несколько участников;
  3. аргументированность позиции: обсуждая вопрос, каждая сторона, доказывает и обосновывает свою точку зрения общеизвестными аргументами, фактами, тезисами (что это такое?);
  4. общение участников протекает как взаимодействие партнёров, а не как противников в споре;
  5. обсуждение включает в себя выслушивание всех участников сторон, высказывание собственного мнения, а также применение методов невербального общения (жесты, мимика);
  6. при решении проблемы применяется анализ, совместная деятельность, направленные на поиск наилучшего решения по обсуждаемому вопросу.

Если в какой-либо ситуации возникают различные точки зрения и необходимо определиться с выбором верного пути решения – это повод организовать дискуссию.

Обсуждать можно также новые кинофильмы, ролики, книги, текущую ситуацию в стране, мире.

За круглым столом

Альтернативный подход к решению проблемы создает условия для столкновений различных мнений участников обсуждения дискуссионных вопросов, но цели навязать своё мнение нет, как нет и агрессивных методов ведения спора.

Дискуссия предполагает высокую культуру ведения спора и свободу мнений. В её процессе очень важно в совершенстве овладеть искусством говорить и слушать своего собеседника.

Дискуссия как инструмент педагогики

В педагогике дискуссия рассматривается как одна из форм образовательной деятельности, побуждающая к развитию осмысленного мышления и проявлению инициативы обучающихся.

Представляет собой равноправное обсуждение педагогом и учениками прочитанных книг, последствий тех или иных исторических событий, проблем различного характера, ситуации в школе. Результатом совместных обсуждений является лучшее понимание учебного материала и новый взгляд на изучаемые или происходящие события.

Общение

Учебная дискуссия строится на равноправном сотрудничестве обучающихся и преподавателя с целью углубленного и разностороннего обсуждения идей, точек зрения.

Краткое резюме

Таким образом, дискуссия, как и полемика или диспут – это спор. Но спор продуктивный, направленный на поиск верного ответа на вопрос.

Часто в городах создаются специальные дискуссионные клубы, где каждый желающий, имеющий определённую точку зрения на какую-либо проблему или ситуацию, может прийти, высказаться и узнать мнения других людей.

Проводить дискуссии полезно, особенно для подрастающего поколения. Вот почему эта форма обучения набирает всё большую популярность в педагогике.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Дискуссия конечно вещь хорошая, но нельзя же всё время только дискутировать, нужно ведь и какие-то действия предпринимать. В любом случае, одним красноречием ничего доказать невозможно, необходимо ещё и опытным путем подтверждать свою правоту.

В дискуссии важно не только уметь грамотно и корректно озвучивать собственные мысли, но и слушать собеседника. Часто можно наблюдать противоположное явление. Тогда ни о каком достижении истины речь не идет, каждый оратор просто пытается самоутвердиться и навязать свою точку зрения.

Дискуссия действительно могла бы стать отличным инструментом в педагогике, но большинство учителей вообще не приемлют равноправного обсуждения.

Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) , обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы; спор. Важной характеристикой дискуссии, отличающими её от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, в которой каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию.

Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) , обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы; спор. Важной характеристикой дискуссии, отличающими её от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, в которой каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию.

Это обмен мнениями на какую то тему, чтобы показать свою точку зрения, или выяснение таким образом истины дела!

Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) , обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы; спор. Важной характеристикой дискуссии, отличающими её от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, в которой каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию.

Это обмен мнениями на какую то тему, чтобы показать свою точку зрения, или выяснение таким образом истины дела!

Читайте также: