Предупреждение педагогической запущенности учащихся в школе

Обновлено: 04.07.2024

Всеобщими силами, проникая в сердца и души людей добром и любовью можно и необходимо изменить ситуацию к лучшему на самых ранних этапах, лучше с утробы матери. Данная статья яркий пример желания сплотиться и помогать.

Доброго времени суток! Благодарю, что затронута очень актуальная, к сожалению, тема. Бич нашего времени- недостаток любви и не умение её проявлять, передаётся из поколения в поколения, а всю боль этого конечно терпит самый беззащитный. В итоге зачастую, развиваясь физически, внутри человек сломлен и подавлен, а мы все ежедневно сталкиваемся с плачевными, иногда трагическими результатами происходящего.

Здравствуйте! К традиционно маскулинным чертам обычно относят независимость, самостоятельность, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, а к типично феминным чертам—пассивность, отзывчивость, мягкость, заботливость, эмоциональность, уступчивость, чувствительность, нежность, застенчивость, способность к сопереживанию.

Актуальная статья, мне понравилась

Во время тренировки пейте воду, но не слишком много. Если мучает жажда — стоит сделать всего несколько глотков. Также важно, чтобы в комнате было свежо. Откройте форточку или окно, чтобы воздух поступал в комнату.

Доброе утро, Юлия! Конечно, такие ограничения имеются. Не стоит выполнять упражнения, если у вас есть какие-либо симптомы простуды. Нужно прислушиваться к своему телу, чтобы понимать, когда сделать паузу. Обязательно проводите разминку и заминку. Во время тренировки ограничьте себя от употребления еды в любом виде - будь-то легкие перекусы или обычная жвачка. В момент физической тренировки ничто не должно стимулировать ваш желудок.

Здравствуйте! Спасибо за статью, она оказалась очень полезной.я открыла ля себя много нового и интересного.Обязательно применю это при организации учебного процесса!

Добрый вечер! Данная статья очень актуальна в образовательном процессе нашего времени, поскольку применение интерактивных заданий для сопровождения процесса обучения математике очень важно, это дает ученикам не просто учиться, а учиться с интересом!









Социально-педагогическая профилактика педагогической запущенности детей в подростковом возрасте

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Эта проблема современного общества все более тормозит его прогрессивное развитие, так как дети – будущее нашей страны. Педагоги с первых лет своей профессиональной деятельности сталкиваются с подобными трудноразрешимыми проблемами. Поэтому важно понимать причинно-следственные связи, методику выявления и способы преодоления педагогической запущенности.

По мнению Пурина В.Д., педагогическая запущенность – это интегративное понятие. С одной стороны, оно включает в себя ребенка, физически и психически здорового, который, однако, не обладает необходимыми знаниями, навыками, умениями, а с другой стороны – недостатки, издержки, отклонения и ошибки, характерные для профессиональной деятельности педагогов, психологов и медиков, а также для родителей или родственников в окружении ребенка [5].

Педагогическая запущенность возникает там, где не создаются условия для полноценного введения ребенка в общество. Она противоположна воспитанности и является базой трудновоспитуемости и социальной дезадаптации. Адаптация в обществе связана с постижением ребенком особенностей взаимоотношения с социальной средой на микро- и макроуровнях.

Макросреда для ребенка это интегративное понятие, включающее географическое местоположение, где он живет, это культурные традиции данного региона; это улица, где находится его дом. Это общество в целом, которое призвано оберегать детство, способствовать гармоничному развитию личности.

Многие социальные институты и десятки тысяч специалистов призваны заниматься проблемами развития, воспитания детей. Однако возрастает количество детей с различного рода отклонениями, патологиями на социальном уровне (аутизм, депривация, девиантное поведение, жестокость). Именно поэтому статистика по образованию на сегодняшний день чрезвычайно тревожная.

Основными проявлениями социальной запущенности являются:

– неразвитость социально-коммуникативных качеств;

– низкая способность к социальному взаимодействию;

– трудности в овладении социальными ролями.

Социально-педагогическая запущенность берет начало в раннем детстве (примерно с 3 лет) и при неблагоприятной ситуации развития проявления запущенности накапливаются и переходят в устойчивые признаки. Затем в развитии социальной запущенности важную роль играют такие школьные факторы, как непосильность требований, наказания, перегрузка учебными заданиями. В таком случае, если в семье царит неблагоприятная обстановка, затрагиваются все личностные структуры ребенка и нарушаются процессы его самосознания. В конечном итоге ребенок оказывается социально незащищенным.

При определении степени социально-педагогической запущенности можно ориентироваться на следующие критерии: характер динамики запущенности (количественная, качественная, интегративная), выраженность признаков запущенности (неразвитость социально-коммуникативных качеств, низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями, общая необразованность (необученность, неразвитость), уровень средовой адаптации (семья, школа, детский сад, неформальная группа сверстников) и уровень овладения социально значимой деятельностью (ролевая игра, учение).

Ее цель – раннее выявление признаков педагогической запущенности подростков на основе определения уровня деформации и характера дисгармоний различных сторон и качеств личности, выявление путей и способов их профилактики и коррекции; прогнозирование дальнейшего развития ребенка.

На основе полученных данных мы выявили 1 педагогически
запущенного ребенка. Его среднее значение по всем шкалам составляет 46%. Это позволяет сделать вывод, что ребенок обладает выраженной степенью педагогической запущенности.

В числе мер предупредительного характера по отношению к педагогической запущенности можно выделить следующие наиболее часто используемые и в достаточной степени изложенные в научно-методической литературе формы и методы: наблюдение, беседы, тестирование, игры, отдельные занятия и упражнения, специальные учебные циклы/программы, рекомендации, специальные тренинги.

Одна из мер противодействия развитию признаков социально-педагогической запущенности у подростков – это профилактика данного явления. В рамках образовательного учреждения профилактические мероприятия следует осуществлять, опираясь на программу профилактики социально-педагогической запущенности школьников. Данная программа должна учитывать особенности проявляющихся у учащихся признаков запущенности, а также иные индивидуальные особенности с тем, чтобы мероприятия программы наиболее эффективно воздействовали как на процесс коррекции, так и на процесс профилактики социально-педагогической запущенности [1].

На наш взгляд, система профилактики педагогической запущенности подростков должна развиваться в нескольких направлениях:

1. Привлечение подростков к общественной деятельности и вовлечение их во внутришкольную жизнь. Это направление является одним из наиболее важных на наш взгляд, поскольку может помочь социально-педагогически запущенному учащемуся влиться в школьный коллектив, быть принятым одноклассниками, утвердиться в их среде. Работа в этой плоскости поможет также развить такие важные для жизни качества как ответственность, уверенность и умение работать в команде.

2. Популяризация здорового образа жизни и здоровьесберегающих образовательных технологий. В этом направлении следует отметить привлечение внимания к занятиям физической культурой и спортом посредством организации различных мероприятий спортивной направленности

3. Профилактика вредных привычек и зависимостей среди учащихся разного возраста. Сюда можно отнести не только просветительские лекции об опасности вредных привычек и зависимостей, носящие, главным образом, предупредительный характер, но также и организацию совместной работы с представителями профильных учреждений (больниц, диспансеров и т.д.) для того, чтобы оказывать эффективную помощь учащимся, которые уже страдают от зависимости [3].

4. Реализация индивидуального плана работы с педагогически- запущенным подростком при необходимости с привлечением представителей профильных учреждений (поликлиники, полиция, комиссия по делам несовершеннолетних и т.д.).

5. Профилактика правонарушений среди учащихся школы. В этом направлении работа осуществляется совместно сотрудниками образовательного учреждения и работниками полиции, в частности детской комнаты полиции.

6. Организация работы с родителями. Должны проводиться не только просветительские и консультационные мероприятия для родителей, касающиеся проблем их детей. Отдельно должна быть построена работа с родителями детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и детей, у которых проявляются признаки социально-педагогической запущенности. Необходимо также проводить совместные мероприятия и конкурсы с участием как учащихся, так и родителей, с целью вовлечения последних в школьную жизнь своих детей [2]..

Таким образом, педагогическая запущенность – это устойчивые отклонения от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков. Она обусловлена отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании. Система профилактики педагогической запущенности подростков должна развиваться в таких направлениях, как привлечение подростков во внутришкольную жизнь, популяризация здорового образа жизни, организация работы с родителями.

Список использованных источников:

1. Баженов, В. Г. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников / В. Г. Баженов.– Ростов-на-Дону.: Феникс, 2006. – 224 с.

2. Коробкина, С. А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1,5,10 классы): система работы с детьми, родителями, педагогами / С. А. Коробкина. – Волгоград : Учитель, 2010. – 238 с.

3. Нечаева, А. Ю. Принципы психолого-педагогической помощи при нарушениях поведения детей и подростков /А. Ю. Нечаева // Девиантное поведение подростков: причины тенденции и формы социальной защиты. Москва – Тверь, 1998.– С. 64-67.

6. Словарь психолого-педагогических понятий / авт.-сост.: Т. Г. Каленникова, А. Р. Борисевич. – Минск : БГТУ, 2007. – 68 с.

Цель: - сформировать знания о понятии социально-педагогической запущенности учащихся; ознакомить с методами профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности; повысить уровень подготовленности учащихся к образовательно-воспитательной работе с детьми с нарушениями поведения;

1) Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики. – М., 1999.

2) Кумарина Г.Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании. – М., 2001.

3) Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. – М., 2003.

1. Социально-педагогической запущенности учащихся.

2. Ранняя профилактика и коррекция социально-педагогической запущенности.

Социальная запущенностьформируется под влиянием соответствующего фактора, который, преломляясь в конкретной ситуации развития ребенка, вызывает определенные деформации его личности. Основными проявлениями социальной запущенности в детском возрасте являются неразвитость социально-коммуникативных качеств и свойств личности, низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями. Социальная запущенность противоположна воспитанности как определенному уровню развития социально значимых свойств и качеств личности, становясь тем самым основой трудновоспитуемости и социальной запущенности.

Педагогическая запущенностьобусловлена прежде всего недостатками воспитательно-образовательной работы, следствием которых является не сформированность ребенка как субъекта учебно-познавательной, игровой и других видов деятельности. Ее проявлениями следует считать труднообучаемость, трудновоспитуемость, т.е. собственно педагогическую трудность ребенка и слабо выраженную индивидуальность в учебно-познавательном процессе.

Педагогическая запущенность — это состояние, противоположное развитости, образованности (обученности): отсутствие необходимого запаса знаний, слабое владение способами и приемами их приобретения и неразвитость учебно-познавательных мотивов.

Социальный и педагогический аспекты запущенности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Общесоциальные умения и навыки переносятся в игру и учение, помогая овладеть ими. Неуспешность в деятельности, обученность, необразованность, в том числе невладение знаниями социально-этического характера, влияют на уровень социального развития ребенка, его адаптацию в школе, среди друзей.

Внешними причинами социально-педагогической запущенности в детском возрасте являются дефекты семейного воспитания, на которые наслаиваются недостатки и просчеты в воспитательно-образовательной работе в детском саду и школе, в частности дегуманизация педагогического процесса и семейного воспитания.

Внутренними причинами возникновения и развития запущенности детей могут быть индивидуальные психофизиологические и личностные особенности ребенка: генотип, состояние здоровья, доминирующие психоэмоциональные состояния, внутренняя позиция, уровень активности во взаимодействии с окружающими и др.

Таким образом, социально-педагогическая запущенность возникает там, где не создаются условия для полноценной социализации и индивидуализации личности ребенка: окружающая микросреда, прежде всего родители и педагоги, отрицательно влияет на формирование личности ребенка как субъекта собственной жизни, он не получает достаточной свободы для проявления своей активности во взаимодействии с предметной и социальной средой.




РАННЯЯ ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ

Психолого-педагогическая профилактика— система предупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей.

Психолого-педагогическая коррекция— совокупность специальных психолого - педагогических воздействий на личность запущенного ребенка с целью его восстановления в качестве субъекта общения, деятельности и самосознания.

Общие принципы профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности детей

1. Комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и коррекции.

2. Учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей ребенка и специфики социально-педагогической ситуации развития ребенка.

3. Профессиональная компетентность и разделение функций.

4. Опора на положительное в личности ребенка и ориентация на гармонизацию ее развития.

5. Единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов.

6. Дифференцированный подход.

Ранняя профилактика запущенности непосредственно связана с качеством воспитательно-образовательного процесса и поэтому носит общепедагогический характер. В зависимости от возраста ребенка можно выделить четыре группы методов профилактики:

A. Стимулирование и мотивация учебно-познавательной и игровой деятельности:

— создание ситуаций эмоционального переживания;

— создание ситуаций занимательности;

— создание ситуаций опоры на жизненный опыт;

— создание ситуаций успеха в учебно-познавательной и игровой деятельности.

Б. Организация жизни и деятельности детского воспитательного коллектива:

— создание ситуаций личностной и групповой перспективы;

— выработка коллективно-единых требований;

B. Общение и взаимодействие в различных ситуациях:

— решение конфликтной ситуации.

Г. Психолого-педагогическое воздействие и стимулирование активности ребенка:

— обращение к самолюбию, самоуважению;

— обращение к любви, состраданию, стыду, чувству прекрасного;

Основными средствами педагогической коррекции дисгармоний развития, эмоциональной нестабильности, неразвитости произвольности поведения являются понимание, сочувствие со стороны педагога, снятие напряжения, рационализация воспитательно-образовательного процесса, выравнивание (подтягивание) культурно-образовательных возможностей детей.

Важную роль играет метод личностной перспективы, создающий у ребенка веру в свои возможности. Доверие к ребенку, формирование реально осознаваемых и реально действующих мотивов его поведения, анализ конфликтных ситуаций, в которые он часто попадает, личный пример педагога, дальнейшее позитивное воздействие педагога своим авторитетом на отношения ребенка со сверстниками помогают корректировать высокую тревожность запущенных детей, преодолевать трудности общения, неадекватность поведения и повышают тем самым социальный статус ребенка.

Значительную роль в коррекции игровых и реальных отношений детей, развитии комплекса игровых способностей, побуждении игровой и учебно-познавательной мотивации учения играют позитивное стимулирование, авансирование успеха, подчеркивание достижений ребенка, развернутая оценка результатов его деятельности (игровой, учебной). Определенное влияние на формирование свойств субъекта игровой деятельности оказывают такие корригирующие методы, как руководство ролевым взаимодействием детей в игре, ролевой диалог педагога с запущенным ребенком, создание ситуации для творческого самовыражения ребенка в игре, обогащение предметной среды.

В арсенале педагога обязательно должны быть такие коррекционные методы, как наглядные опоры в обучении, комментируемое управление, поэтапное формирование умственных действий, опережающее консультирование по трудным темам. В силу особенностей учебной деятельности запущенных школьников нужны учебные ситуации с элементами новизны, занимательности, опора на жизненный опыт детей, а также щадящая учебная нагрузка.

Решающая роль принадлежит методу ожидания завтрашней радости, к которому прибегают многие опытные педагоги.

Перейдем к психологической коррекции (психокоррекции) социально-педагогической запущенности детей. Эта группа методов коррекции классифицируется по объекту (запущенный ребенок, его воспитательный микросоциум) и по предмету, на который мы будем указывать.

К методам психокоррекции индивидуально-типологических особенностей личности запущенного ребенка относятся методы развития произвольности в двигательной, познавательной, эмоциональной сферах, поведении и общении (психогимнастические методы), методы когнитивной тренировки вербального интеллекта и методы терапии средствами искусства.

Психокоррекция свойств субъекта общения проводится с помощью метода игровой коррекции поведения в группе сверстников, методов позитивного общения, ролевого научения, коммуникативных игр и упражнений, методов расшатывания традиционных позитивных ролей и статусного перемещения детей.

Нарушения учебной деятельности можно корректировать с помощью методов снижения значимости учителя на уроке, снижения потребностей, связанных с внутренней позицией школьника, методы снижения чувствительности к оцениванию, формирование адекватной самооценки школьных достижений. Эти методы используются на фоне метода релаксации и отреагирования школьных страхов запущенного ребенка.

Средства профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности разнообразны по объекту, предмету, цели и содержанию. Их целесообразное сочетание в практической деятельности педагогов и психологов, направленность на преодоление недостатков развития (гармонизацию) личности ребенка, улучшение условий его обучения и воспитания (изменение социально-педагогической ситуации развития) могут дать положительные результаты.

Д/З. Изучить метод комплексной экспресс-диагностики состояния социально-педагогической запущенности детей (МЭДОС).

Тема . Коррекция социально-педагогической запущенности учащихся.

Цель: - сформировать знания о понятии социально-педагогической запущенности учащихся; ознакомить с методами профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности; повысить уровень подготовленности учащихся к образовательно-воспитательной работе с детьми с нарушениями поведения;

1) Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики. – М., 1999.

2) Кумарина Г.Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании. – М., 2001.

3) Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. – М., 2003.

1. Социально-педагогической запущенности учащихся.

2. Ранняя профилактика и коррекция социально-педагогической запущенности.

Социальная запущенностьформируется под влиянием соответствующего фактора, который, преломляясь в конкретной ситуации развития ребенка, вызывает определенные деформации его личности. Основными проявлениями социальной запущенности в детском возрасте являются неразвитость социально-коммуникативных качеств и свойств личности, низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями. Социальная запущенность противоположна воспитанности как определенному уровню развития социально значимых свойств и качеств личности, становясь тем самым основой трудновоспитуемости и социальной запущенности.

Педагогическая запущенностьобусловлена прежде всего недостатками воспитательно-образовательной работы, следствием которых является не сформированность ребенка как субъекта учебно-познавательной, игровой и других видов деятельности. Ее проявлениями следует считать труднообучаемость, трудновоспитуемость, т.е. собственно педагогическую трудность ребенка и слабо выраженную индивидуальность в учебно-познавательном процессе.

Педагогическая запущенность — это состояние, противоположное развитости, образованности (обученности): отсутствие необходимого запаса знаний, слабое владение способами и приемами их приобретения и неразвитость учебно-познавательных мотивов.

Социальный и педагогический аспекты запущенности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Общесоциальные умения и навыки переносятся в игру и учение, помогая овладеть ими. Неуспешность в деятельности, обученность, необразованность, в том числе невладение знаниями социально-этического характера, влияют на уровень социального развития ребенка, его адаптацию в школе, среди друзей.

Внешними причинами социально-педагогической запущенности в детском возрасте являются дефекты семейного воспитания, на которые наслаиваются недостатки и просчеты в воспитательно-образовательной работе в детском саду и школе, в частности дегуманизация педагогического процесса и семейного воспитания.

Внутренними причинами возникновения и развития запущенности детей могут быть индивидуальные психофизиологические и личностные особенности ребенка: генотип, состояние здоровья, доминирующие психоэмоциональные состояния, внутренняя позиция, уровень активности во взаимодействии с окружающими и др.

Таким образом, социально-педагогическая запущенность возникает там, где не создаются условия для полноценной социализации и индивидуализации личности ребенка: окружающая микросреда, прежде всего родители и педагоги, отрицательно влияет на формирование личности ребенка как субъекта собственной жизни, он не получает достаточной свободы для проявления своей активности во взаимодействии с предметной и социальной средой.

РАННЯЯ ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ

Психолого-педагогическая профилактика— система предупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей.

Психолого-педагогическая коррекция— совокупность специальных психолого - педагогических воздействий на личность запущенного ребенка с целью его восстановления в качестве субъекта общения, деятельности и самосознания.

Общие принципы профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности детей

1. Комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и коррекции.

2. Учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей ребенка и специфики социально-педагогической ситуации развития ребенка.

3. Профессиональная компетентность и разделение функций.

4. Опора на положительное в личности ребенка и ориентация на гармонизацию ее развития.

5. Единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов.

6. Дифференцированный подход.

Ранняя профилактика запущенности непосредственно связана с качеством воспитательно-образовательного процесса и поэтому носит общепедагогический характер. В зависимости от возраста ребенка можно выделить четыре группы методов профилактики:

A. Стимулирование и мотивация учебно-познавательной и игровой деятельности:

— создание ситуаций эмоционального переживания;

— создание ситуаций занимательности;

— создание ситуаций опоры на жизненный опыт;

— создание ситуаций успеха в учебно-познавательной и игровой деятельности.

Б. Организация жизни и деятельности детского воспитательного коллектива:

— создание ситуаций личностной и групповой перспективы;

— выработка коллективно-единых требований;

B. Общение и взаимодействие в различных ситуациях:

— решение конфликтной ситуации.

Г. Психолого-педагогическое воздействие и стимулирование активности ребенка:

— обращение к самолюбию, самоуважению;

— обращение к любви, состраданию, стыду, чувству прекрасного;

Основными средствами педагогической коррекции дисгармоний развития, эмоциональной нестабильности, неразвитости произвольности поведения являются понимание, сочувствие со стороны педагога, снятие напряжения, рационализация воспитательно-образовательного процесса, выравнивание (подтягивание) культурно-образовательных возможностей детей.

Важную роль играет метод личностной перспективы, создающий у ребенка веру в свои возможности. Доверие к ребенку, формирование реально осознаваемых и реально действующих мотивов его поведения, анализ конфликтных ситуаций, в которые он часто попадает, личный пример педагога, дальнейшее позитивное воздействие педагога своим авторитетом на отношения ребенка со сверстниками помогают корректировать высокую тревожность запущенных детей, преодолевать трудности общения, неадекватность поведения и повышают тем самым социальный статус ребенка.

Значительную роль в коррекции игровых и реальных отношений детей, развитии комплекса игровых способностей, побуждении игровой и учебно-познавательной мотивации учения играют позитивное стимулирование, авансирование успеха, подчеркивание достижений ребенка, развернутая оценка результатов его деятельности (игровой, учебной). Определенное влияние на формирование свойств субъекта игровой деятельности оказывают такие корригирующие методы, как руководство ролевым взаимодействием детей в игре, ролевой диалог педагога с запущенным ребенком, создание ситуации для творческого самовыражения ребенка в игре, обогащение предметной среды.

В арсенале педагога обязательно должны быть такие коррекционные методы, как наглядные опоры в обучении, комментируемое управление, поэтапное формирование умственных действий, опережающее консультирование по трудным темам. В силу особенностей учебной деятельности запущенных школьников нужны учебные ситуации с элементами новизны, занимательности, опора на жизненный опыт детей, а также щадящая учебная нагрузка.

Решающая роль принадлежит методу ожидания завтрашней радости, к которому прибегают многие опытные педагоги.

Перейдем к психологической коррекции (психокоррекции) социально-педагогической запущенности детей. Эта группа методов коррекции классифицируется по объекту (запущенный ребенок, его воспитательный микросоциум) и по предмету, на который мы будем указывать.

К методам психокоррекции индивидуально-типологических особенностей личности запущенного ребенка относятся методы развития произвольности в двигательной, познавательной, эмоциональной сферах, поведении и общении (психогимнастические методы), методы когнитивной тренировки вербального интеллекта и методы терапии средствами искусства.

Психокоррекция свойств субъекта общения проводится с помощью метода игровой коррекции поведения в группе сверстников, методов позитивного общения, ролевого научения, коммуникативных игр и упражнений, методов расшатывания традиционных позитивных ролей и статусного перемещения детей.

Нарушения учебной деятельности можно корректировать с помощью методов снижения значимости учителя на уроке, снижения потребностей, связанных с внутренней позицией школьника, методы снижения чувствительности к оцениванию, формирование адекватной самооценки школьных достижений. Эти методы используются на фоне метода релаксации и отреагирования школьных страхов запущенного ребенка.

Средства профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности разнообразны по объекту, предмету, цели и содержанию. Их целесообразное сочетание в практической деятельности педагогов и психологов, направленность на преодоление недостатков развития (гармонизацию) личности ребенка, улучшение условий его обучения и воспитания (изменение социально-педагогической ситуации развития) могут дать положительные результаты.

Д/З. Изучить метод комплексной экспресс-диагностики состояния социально-педагогической запущенности детей (МЭДОС).

Статья "Педагогическая запущенность" о девиантном поведении у детей, актуальность, причины, виды коррекции.

ВложениеРазмер
Статья "Педагогическая запущенность" 85 КБ

Предварительный просмотр:

Борисова Анна Николаевна, воспитатель

Педагогическая запущенность – это очень актуальная проблема современного общества. Чаще эта проблема встречается у детей школьного возраста, но начинает закладываться ещё в дошкольном возрасте.

Педагогическая запущенность – термин, который касается детей с определенными задержками в развитии, с проблемами адаптации в социуме и агрессивным отношением к окружающему миру в целом.

Психика детей с проблемой педагогической запущенности поддается коррекции. Если вовремя выявить предрасположенность к педагогической запущенности, ребенка будет не сложно адаптировать к общепринятым нормам этического поведения.

Социально педагогическая запущенность выражается агрессивным отношением к окружающим ребенка людям, не желанием придерживаться правил поведения в обществе, протест против обучения в школе или детском саду.

На сегодняшний день - это одна из самых распространённых девиаций развития детей и подростков.

И именно в общеобразовательной школе происходит основная работа с педагогически запущенными детьми и подростками, так как школа является не только образовательным, но и воспитательным учреждением. Воспитание в школе осуществляется как на уроках, так и во внеурочном учебно-воспитательном процессе, школа выступает институтом социализации. Очень часто дети не могут получить квалифицированной помощи в связи с тем, что педагогическая запущенность трудно распознается. Её не учитываются ни в учебном процессе, ни в воспитательной работе. Такие дети зачастую покидают школу, и в дальнейшем становятся асоциальными личностями, жертвами преступлений или преступниками.

Педагогическая запущенность как проблема.

Само понятие "педагогически запущенные" в современной теории и практике часто употребляется как синоним понятию "трудные" дети. Однако, по мнению Зюбина Л.М., между ними существуют различия. Понятие "педагогической запущенности" характеризует историю воспитания ребенка, а "трудный" - говорит о результатах такого воспитания. "Педагогически запущенный" рано или поздно становится "трудным".

Педагогическая запущенность – это состояние, противоположное развитости, образованности (обученности): отсутствие необходимого запаса знаний, слабое владение способами и приемами их приобретения и неразвитость учебно-познавательных мотивов.

Российская педагогическая энциклопедия понятие "педагогическая запущенность" рассматривает, как устойчивое отклонение от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками воспитания.

Педагогический словарь, под редакцией Кирова И.А. это же понятие рассматривает как отклонение от нормы в поведении личности, обусловленное недостатками воспитания. А также отмечаются основные причины: отсутствие правильного воспитания в семье, частая смена школы, преподавателей, отрицательное влияние улицы и безнадзорность.

Гиль С.С. дает следующее определение – это неразвитость, необразованность, невоспитанность ребенка, отставание его развития от собственных возможностей, требований возраста, вызванное педагогическими причинами и подвергающееся коррекции педагогическими средствами.

Все эти понятия, конечно, синонимичны, так как имеют общую основу, выраженную в наличии социально-педагогических проблем разного рода.

Таким образом, педагогическая запущенность - это устойчивое отклонение от нормы в поведении, нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющаяся в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, отставании его развития от собственных возможностей, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании, частой сменой школ и преподавателей, отрицательным влиянием улицы, безнадзорностью.

Исследователь Э.С.Заседателева выделила три компонента педагогической запущенности:

  1. Отклонения от нормы в поведении и учебной деятельности (неумелость, неуспешность, затрудненность), обусловленные тем, что индивидуальный опыт (житейские и другие навыки, знания и умения и их применение) этих детей неполноценен, искажен, противоречив.
  2. Отставание в развитии памяти, мышления, воображения, эмоционально-волевых, нравственных свойств, черт и качеств личности.

Личность – человек как продукт общественно-исторических отношений, имеющий определённые индивидуальные качества.

Обостренное самолюбие, неустойчивость настроения, быстрая утомляемость, конфликтность - возрастные особенности, которые наслаиваются на ранее перечисленные отставания.

  1. Отклонения искажения и противоречия в отношениях педагогически запущенных к себе и своим возможностям, сверстникам, учителям, родителям, окружающим явлениям. Все это значительно затрудняет и искажает их учебную деятельность и поведение. Не случайно учителя определяют педагогическую запущенность как неподготовленность к школе, неразвитость, невоспитанность.

В связи с выделением этих компонентов, следует дать определения:

Поведение - это система взаимосвязанных действий, осуществляемых субъектом с целью реализации определённой функции и требующих его взаимодействия со средой

Отношение - это субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой. В психологии - в самом общем виде - взаиморасположение объектов и их свойств.

Развитие личности - это процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации.

Познавательные процессы – это динамические явления психики, направленные на познание мира (и себя). Учеными-психологами выделяются пять основных познавательных процессов психики человека: ощущения, восприятие, мышление, воображение и память.

Так как обычно педагогическая запущенность закладывается еще в раннем детстве или в дошкольном возрасте, и если вовремя не принять никаких мер по ее преодолению, то педагогическая запущенность прогрессирует и переходит в более серьезную стадию, на которой происходит закрепление негативных качеств.

В науке рассматривается несколько видов педагогической запущенности:

Эти виды педагогической запущенности встречаются на практике, как в отдельных проявлениях, так и совместно. Могут проявляться в большей или меньшей степени. Устранение проявлений асоциальности возможно только при объединении усилий педагога и семьи.

Конечно, установить точную причину, по которой ребенок начинает отрицать и противоречить всему, чему его учат взрослые установить практически невозможно, но изучая проблему педагогической запущенности можно выявить целый ряд факторов, которые могут спровоцировать ребенка к такому враждебному поведению:

  • Безразличное отношение к достижениям и успехам ребенка важных для него людей;
  • Постоянная критика со стороны взрослых людей, имеющих авторитет для ребёнка или подростка;
  • Регулярные скандалы родителей на глазах у ребенка;
  • Чрезмерная опека родителей, граничащая с маниакальным контролем жизни и деятельности ребенка;
  • Унижения, оскорбления, физическое насилие в семье над ребенком или между родителями;
  • Другие неблагополучные аспекты семейного климата;
  • Со стороны педагогов – унижение ребенка перед коллективом;
  • Со стороны коллектива – насмешки и издевательства в адрес ребёнка.

Овчарова Р.В. даёт следующее определение: социально-педагогическая запущенность есть состояние личности ребенка, которое обусловлено теми социально - педагогическими условиями, в которых развивается ребенок. А также она выделяет внешние и внутренние причины социально-педагогической запущенности:

  • Внешними причинами в детском возрасте являются дефекты семейного воспитания, на которое наслаиваются недостатки и просчеты в воспитательно-образовательной работе в детском саду и школе, в частности дегуманизация педагогического процесса и семейного воспитания.
  • Внутренними причинами возникновения и развития запущенности детей могут быть индивидуальные психофизиологические и личностные особенности ребенка, генотип, состояние здоровья, доминирующие психоэмоциональные состояния, внутренняя позиция, уровень активности во взаимодействии с окружающими.

Таким образом, социально-педагогическая запущенность возникает там, где не создаются условия для полноценной социализации и индивидуализации личности ребенка: окружающая микросреда, прежде всего родители и педагоги, отрицательно влияет на формирование личности ребенка как субъекта собственной жизни: он не получает достаточной свободы для проявления своей активности во взаимодействии с предметной и социальной средой.

Ухудшением жизни семьи, падением ее нравственных устоев и изменением отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семьи, вследствие чего растет беспризорность огромного количества детей и подростков, ведёт к так называемому “скрытому социальному сиротству”, проблематика которого в последнее время стоит очень остро.

Образ жизни семьи, отношения членов семьи друг к другу и к другим людям, к группам и к обществу в целом – вот что играет определяющую роль в воспитании. Требования, предъявляемые к жизни родителями, и форма, в какой эти требования осуществляются, выбор слов, организация в семье досуга, отношения с друзьями и соседями и разговоры об этом – все это, в том или ином смысле, приобретает для ребенка особое значение именно потому, что он услышал это от людей, которым доверяет. Любой педагог и психолог понимает, что семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность. Непосредственно опыт ребенка, приобретенный в семье, в младшем возрасте становится подчас единственным критерием отношения ребенка к окружающему миру, людям. Правда, и в условиях семьи воспитание может быть деформированным, когда родители больны, ведут аморальный образ жизни, не обладают педагогической культурой и т.д.

В исследованиях Л.М. Шипицыной и др. отмечается, что острый социальный кризис в нашей стране не мог не отразиться не только на социальном, но и на нравственном здоровье семьи. Наиболее острые социальные проблемы современной семьи обусловлены сегодня рядом факторов:

  • резкое социально-экономическое расслоение общества;
  • постоянный дефицитом в области государственного финансирования бюджетной сферы;
  • рост скрытой и явной безработицы;
  • нарастание вынужденной миграции населения из-за различных чрезвычайных ситуаций;
  • ограничение в географической мобильности в целях улучшения жизненных условий.

Причины, вызывающие неблагополучие семьи весьма разнообразные, но все они взаимосвязаны и взаимозависимы. Можно выделить три группы причин семейного неблагополучия, воздействующих на ребенка:

  1. кризисные явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью и снижают ее воспитательный потенциал;
  2. причины психолого-педагогического свойства, связанные с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье;
  3. причины биологического характера (физически или психически больные родители, дурная наследственность у детей, наличие в семье детей с недостатками развития или детей-инвалидов).

А также ослабление или даже разрыв семейных связей между родителями и детьми вызывают такие причины как:

  • сверхзанятость родителей;
  • конфликтная ситуация в семье;
  • пьянство, наркомания родителей;
  • случаи жестокого обращения с детьми (физического, психического, сексуального насилия);
  • отсутствие в семье благоприятной эмоциональной атмосферы;
  • типичные ошибки родителей в воспитании детей;
  • особенности подросткового возраста и др.

Как правило, в трудной ситуации многие родители ошибочно перекладывают всю ответственность за воспитание ребенка на “плечи” образовательных учреждений. Дети приходят в школу с уже сложившимися индивидуально-личностными особенностями. Кроме неуспеваемости по предметам учебной программы и сопротивлению педагогическому воздействию, у социально запущенных детей не сформированы полезные навыки и умения, сужена сфера интересов, они профессионально не ориентированы. И так как у таких детей наблюдается глубокое отчуждение от семьи и школы, асоциальные, криминогенные подростковые группы оказывают на них своё губительное влияние, ведущее к деформации норм и ценностных ориентаций.

Ценностные ориентации - это о тражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.

Как уже отмечалось выше, огромную роль в формировании ценностных ориентаций играет семья, так как семья обладает мощным адаптационным потенциалом.

Социальная адаптация - постоянный процесс интеграции индивида в общество, процесс активного приспособления индивида к условиям среды социальной, а также результат этого процесса.

Очень важно вовремя выявить признаки педагогической запущенности. Тогда не придется прибегать к помощи специалистов или отдавать ребенка в специализированные классы по коррекции педагогической запущенности. Необходимо создать ребёнку комфортные условия для учебы и творческой деятельности. Поощрять его желание познавать что-то новое, в том числе полезным окажется посещение различных кружков, спортивных секций.

Можно сделать вывод , что проблема педагогической запущенности вызвана педагогическими причинами и, следовательно, устраняется при помощи коррекции педагогическими средствами.

Взрослые должны контролировать себя и свое поведение с ребенком. Не повышать лишний раз на него голос, из-за какого-либо проступка, а попробовать спокойно объяснить причину и следствие его негативных действий.

При работе с педагогически запущенными школьниками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребёнка. Эти особенности можно выявить только при индивидуальном подходе к данному ребенку. В этой работе необходимо ориентироваться на следующие принципы:

1. Изучение индивидуальных особенностей учащихся в системе многочисленных и разнообразных связей и отношений.

3. Динамичность изучения личности.

4. Диалектность изучения, то есть изучение его в развитии, в различных связях и отношениях.

5. Принцип педагогического оптимизма. Педагогический оптимизм – это убеждение, вера учителя в каждого ученика, готовность работать с ним, глубокая уверенность в преобразующей силе воспитательного воздействия.

6. Профессионализм изучения, то есть глубокое знание психологии человека, психологии подростка и умение правильно принимать его.

7. Изучение его целеустремленности.

Эти принципы помогают создать доверительные отношения, необходимые для любой коррекционной работы, иначе она будет неэффективна.

Для профилактики педагогической запущенности необходимо:

Таким образом, преодоление педагогической запущенности детей возможно при учете индивидуальных особенностей детей, налаживании с ними и их семьей доверительных отношений, контроля и помощи в учебной деятельности, формировании профессиональных планов и жизненных установок.

Содержание работы
Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

Министерство образования и науки РФ

Филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

Кафедра психологии и педагогики

Профилактика педагогической запущенности учащихся

Студентка ФПО Допущена к защите

Научный Зав. кафедрой психологии

руководитель и педагогики, проф.,

_____________ А.Ю. Боброва Т.М. Чурекова

Глава 1. Педагогическая запущенность учащихся, как психолого-педагогическая проблема

1.2. Психологические особенности детей с педагогической запущенностью………………………………….……… ……………………………

Глава 2. Диагностика педагогической запущенности…………………………….

2.1. Профилактика педагогической запущенности учащихся……………………

2.2. Коррекционные технологии работы педагога-психолога с педагогически запущенными детьми……………………………………………………………… ..

Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, актуализируют проблемы связанные с воспитанием подрастающего поколения, заставляют размышлять о будущем молодежи, процессом ее продуктивной социализации.

Одной из наиболее актуальных проблем в этой связи, выступает проблема педагогической запущенности детей: по данным психолого-педагогических исследований, количество учащихся, которые не в состоянии освоить образовательные программы начальной школы, составляет 20-30% обучающихся, а около 70-80% из них нуждаются в специальных формах и методах обучения.

Помимо этого, на сегодняшний день проблема педагогически запущенных детей становится актуальной и по причине увеличения скрытогосоциального сиротства. При этом уже в начальной школе учителя, педагоги-психологи и педагоги социальные сталкиваются с социально-педагогической запущенностью как качественной характеристикой личности и социальной позиции ребенка, обусловленные ситуацией его развития. По мнению исследователей, педагогически запущенные дети – это дети, которых систематические неудачи в учении привели к снижению учебной мотивации, самооценки, равнодушию к успехам и неудачам в овладении учебными умениями.

Надо отметить, что в научно-педагогической литературе нет однозначного определения понятия педагогической запущенности.

Надо сказать, что вопросы организации воспитательно-профилактической работы с педагогически запущенными детьми, так или иначе, поднималась в работах различных авторов.

Например, Л. М. Шипицына, Л. Я. Олиференко, Н. Б. Крылова видят эффективность такой работы при использовании технологии социально-педагогического сопровождения и поддержки. Большинство исследователей указывают на то, что только комплексное использование диагностических, профилактических и коррекционных мер поможет оказать действенную профессиональную помощь в решении проблемы педагогической запущенности детей и минимизировать состояние риска как формы школьной дезадаптации. В основе педагогической запущенности лежат многие социально-педагогические проблемы, что требует их социального изучения. Для раскрытия темы необходимо рассмотреть следующие вопросы:

  1. понятие, сущность и основные группы социально-педагогической запущенности детей;
  2. основные причины формирования социально-педагогической запущенности детей;
  3. пути предупреждения и преодоления социально-педагогической запущенности;

В направлении изучения педагогической запущенности проводились исследования М.А. Алемаскиным, С.А. Беличевой, П.П. Блонским, В.П. Кащенко, И.В. Козубовской, Э.Г. Костяшкиным, С.С. Моложавым, В.Н. Мясищевым, А.А. Невским, Р.В. Овчаровой, Н.И. Озерецким, и другими.

Цель: изучить особенности учащихся с педагогической запущенностью и выявить её причины

Объект исследования: педагогическая запущенность

Предмет исследования: педагогически запущенные дети

- выявить причины педагогической запущенности детей

- выявить меры по профилактике педагогической запущенности детей

Теоретические: анализ социально-педагогической литературы по проблеме исследования;

Эмпирические: беседы с подростками и педагогами, эксперимент, наблюдение, диагностика, анкетирование, моделирование.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Педагогическая запущенность учащихся как психолого-педагогическая проблема

Педагогическая запущенность – это такое отставание в развитии ребенка, которое обусловлено условиями его жизни и воспитания. Длительный дефицит информации, отсутствие психической стимуляции в сензитивные периоды может привести к резкому снижению потенциальных возможностей психического развития ребенка. Тем не менее при правильном и своевременном индивидуальном подходе к такому ребенку, достаточной интенсификации развивающих занятий эти дети легко могут догнать своих сверстников.(Дубровина).

Педагогическая запущенность есть состояние личности ребенка, которое проявляется в несформированности у него свойства субъекта деятельности, общения, самосознания и концентрированно выражается в нарушенном образе “Я”.

Педагогическая запущенность заключается в неразвитости, необразованности, невоспитанности ребенка, отставаниях его развития от собственных возможностей, требований возраста, вызванных педагогическими причинами и подвергающихся коррекции педагогическими средствами.

Причины педагогической запущенности учащихся:

• низкий педагогический и культурный уровень родителей;

• неблагополучие в семье (конфликтность, аморальность, асоциальность поведения родителей);

• отсутствие четкой организации жизни и деятельности ребенка в семье, безнадзорность ребенка в быту;

• нарушение единства требований к ребенку, их последовательности;

• неправильное отношение к ребенку (подавление личности, угрозы, физическое наказание, заласкивание, чрезмерная опека);

• незнание или невыполнение требований по подготовке ребенка к обучению в школе, оказанию ему помощи в учении.

• слабое знание педагогами ребенка, условий его воспитания в семье;

• недостаточная работа по психолого-педагогической подготовке родителей дошкольников (младших школьников);

• недостаточная дифференциация работы по подготовке детей к обучению в школе (организация их учения);

• отставания ребенка в общем развитии (общая неразвитость, слабость представлений об окружающем мире);

• пробелы в знаниях, умениях и навыках поведения и общения;

• неподготовленность к ведущему виду деятельности.

Педагогическая запущенность бывает нескольких видов:

Нравственно-педагогическая - искажение нравственных представлений, невоспитанность нравственных чувств, несформированность навыков нравственного поведения.

Интеллектуально-педагогическая - слабость развития познавательных процессов, нежелание, неумение учиться.

Нравственно-эстетическая - искажение, невоспитанность представлений о прекрасном и безобразном, нежелание, неумение созидать прекрасное в поведении, деятельности, в отношениях с окружающими.

Медико-педагогическая - отклонения в состоянии здоровья, низкий уровень знаний о гигиене быта, поведении, возникновении отрицательных привычек, патологических влечений и пр.

Нравственно-трудовая - искажение представлений о труде, о его роли в жизни общества, нежелание, неумение трудиться в соответствии со своими возможностями и требованиями общества.

Педагогическая запущенность обусловлена, прежде всего, недостатками воспитательно-образовательной работы, следствием которых является несформированность ребенка как субъекта учебно-познавательной, игровой и других видов деятельности. Ее проявлениями следует считать труднообучаемость, трудновоспитуемость, т.е. собственно педагогическую трудность ребенка и слабо выраженную индивидуальность в учебно-познавательном процессе. У младших школьников несостоятельность в учении демонстрируется как неразвитость учебно-познавательной мотивации, они не осознают цели обучения и смысл учебной деятельности, учебно-познавательная активность недостаточно развита. Педагогическая запущенность – это состояние, противоположное развитости, образованности (обученности): отсутствие необходимого запаса знаний, слабое владение способами и приемами их приобретения и неразвитость учебно-познавательных мотивов. [10].

В педагогической литературе разработаны различные подходы к типологии классификации педагогической запущенности школьника. Рассмотрим классификацию, предлагаемую А.Г. Холодюком. В ней уровни педагогической запущенности характеризуются сформулированной системой отношений к труду, людям и себе, т.е. "поэзия личности". Вследствие этого выделяются следующие уровни:

Читайте также: