Экскурсия как форма внеурочной деятельности в начальной школе

Обновлено: 02.07.2024


Цель:
• интеграция и активизация учебной и внеурочной деятельности учащихся.
Задачи:
• воспитание интереса к исследовательским работам, выявление научно-творческого потенциала;
• расширение кругозора учащихся;
• воспитание познавательной и эстетической культуры, позитивных межличностных отношений.

Связь учебно-воспитательного процесса с внеурочной деятельностью - это один из главных принципов всей системы воспитательной работы. Во внеурочной деятельности обучающиеся повышают и расширяют знания, полученные на уроках. Внеурочное образование строится на фундаменте, заложенном на уроках. Цель внеурочной деятельности – это создание условий для позитивного общения
обучающихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.
Каждый учитель в своей работе сталкивается с проблемой, как добиться развития познавательной активности современного школьника. В традиционной форме обучения не всегда предоставляется возможным решить данную проблему. Поэтому всё чаще и чаще учитель использует экскурсию, как одну из форм внеурочной деятельности.
Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по всестороннему развитию школьников, нравственно-патриотическому, эстетическому воспитанию, но в то же время одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. Экскурсии являются наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование личности школьника. Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если постоянно заботиться о расширении кругозора ребенка – прогулки, знакомства с памятными местами. Экскурсия как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика. Правильная организация наблюдений способствует формированию таких важных качеств школьника, как наблюдательность и внимание, которые способствуют обогащению знаний об окружающем мире.

Цели экскурсий:
• осуществление связи обучения с жизнью, формирование практических умений и навыков;
• интеграция и активизация учебной и внеурочной деятельности обучающихся;
• воспитание интереса к исследовательской работе, выявление научно-творческого потенциала школьников;
• расширение кругозора обучающихся;
• воспитание познавательной и эстетической культуры, позитивных межличностных отношений;
• воспитание духовно-нравственных приоритетов в процессе общения с природой и социумом.

Направления экскурсионной работы:
1. Досугово - развлекательное направление предполагает организацию экскурсий и поездок на различные объекты района, города с целью знакомства с местами активного отдыха и организации такого отдыха обучающихся и их семей. Деятельность этого направления формирует у обучающихся навыки здорового образа жизни и экологической культуры, навыки социальной культуры, расширяет их знания о родных местах, формируя патриотические чувства. ( фото спортивное)
Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками города создают прекрасный физиологический и психологический фон.
2. Научно-познавательное направление предполагает организацию экскурсий в музеи, на различные природные и производственные объекты. Отличие этих экскурсий от тех, о которых говорилось выше, в том, что их цель – развитие познавательных способностей и навыков, расширение и углубление предметных умений. Деятельность этого направления тесно связана с программами учебных предметов, хотя, конечно, связана и с Программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, так в процессе активного участия в подобных экскурсиях обучающиеся приобретают опыт социального взаимодействия с людьми разных профессий, с людьми разного возраста и разного образа жизни. ( фото)
Природоведческие экскурсии формируют бережное отношение к природе, воспитывают любовь к родному краю, являются средством развития детского творчества.
Производственные экскурсии – одна из эффективных форм организации трудового и профессионального обучения. Они формируют и развивают интерес обучающихся к различным профессиям.
Культурно - исторические экскурсии формируют мировоззрение обучающихся, нравственную и эстетическую культуру. Стимулируют любознательность и интерес к той огромной сумме знаний, которую накопило человечество.
Историко – краеведческие экскурсии способствуют воспитанию гражданственности, бережному отношению к традициям, культуре и истории своего народа, приобщению детей к историческому и духовному наследию своего края.
Этапы проведения экскурсии:
1 этап – Выбор экскурсионной программы.
На данном этапе целесообразно провести анкетирование родителей и обучающихся на предмет интереса и увлечений.
2 этап – Организация экскурсии по выбранному направлению.
3 этап – Подведение итогов экскурсии (отчёт)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Экскурсия - одна из форм внеурочной образовательной деятельности

Куставинова Зоя Тихоновна

Экскурсия - одна из форм внеурочной образовательной деятельности

Связь учебно-воспитательного процесса с внеурочной деятельностью - это один из главных принципов всей системы воспитательной работы. Во внеурочной деятельности учащиеся повышают и расширяют знания, полученные на уроках. Внеурочное образование строится на фундаменте, заложенном на уроках. Цель внеурочной деятельности – это создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.

Основные задачи организации внеурочной деятельности детей:

- выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности;

- создание условий для индивидуального развития ребенка;

- формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

- развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей;

- создание условий для реализации учащимися знаний, умений, навыков;

- развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

- расширение рамок общения школьников с социумом;

- коррекционная работа с детьми, испытывающими трудности в обучении;

- для развития потенциала учащихся, прежде всего, одаренных.

Экскурсия - (от лат. excursio – поездка, вылазка) посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местности и т.д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, под руководством специалиста-экскурсовода. 1

Экскурсия учебная - форма организации учебно-воспитательного процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках. 2

Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по всестороннему развитию школьников, нравственно-патриотическому, эстетическому воспитанию, но в то же время одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. Экскурсии являются наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование личности школьника. Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если постоянно заботиться о расширении кругозора ребенка – прогулки, знакомства с памятными местами. Экскурсия как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика. Правильная организация наблюдений способствует формированию таких важных качеств школьника, как наблюдательность и внимание, которые способствуют обогащению знаний об окружающем мире . 3

Цели экскурсий

- интеграция и активизация учебной и внеурочной деятельности учащихся;

- осуществление связи обучения с жизнью, формирование практических умений и навыков;

- воспитание интереса к исследовательской работе, выявление научно-творческого потенциала школьников;

- расширение кругозора учащихся;

- воспитание познавательной и эстетической культуры, позитивных межличностных отношений;

- воспитание духовно-нравственных приоритетов в процессе общения с природой и социумом.

Виды экскурсий

Экскурсии делятся на две группы: школьные и внешкольные. Школьная экскурсия – это форма учебно – воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимая с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту, по выбору учителя и по темам, связанным с программами.

Школьные экскурсии имеют два вида:

- урочные – проводимые в учебное время. Урочные экскурсии входят в систему уроков по темам учебных предметов, поэтому педагог заранее планирует проведение экскурсии в своем плане. В связи с этим, педагог может самостоятельно создавать специальные условия, для решения которых необходима экскурсия в школьной музей или за его пределы. Так же экскурсию можно включить и в последующие уроки, соблюдая тематическую линию.

Тематикой урочных экскурсий могут быть: патриотическое воспитание обучающихся, знакомство с культурой и природой родного края, литературное и историческое прошлое населенного пункта, знаменитые земляки, географические и биологические особенности местности, производство и т.д.

- внеурочные – факультативные – проводимые до или после занятий в классе. Материал, рассматриваемый на внеурочных экскурсиях, может выступать дополнением к школьному курсу, а может и нести в себе отвлеченную, развивающую информацию.

Внеурочные экскурсии могут быть организованы по темам: краеведческого поиска, изучения быта, особенностям праздничных приготовлений, обрядов и т.д.

Рассмотрим понятие внешкольная экскурсия и определим её особенности и специфику. Внешкольные экскурсии направлены на расширение культурного кругозора детей, воспитание их в духе патриотизма, любви и уважению к труду, дают всестороннее гармоничное воспитание.

Объектами внешкольных экскурсий чаще всего становятся производственные и промышленные предприятия, что профессионально ориентирует обучающихся; выходы на открытую местность для знакомства с природой к реке, водоканалу, роще; посещение исторических мест, архитектурных ансамблей; исторически знаменитых зданий и т.д.

Особенностью внешкольной экскурсии является то, что для детей предусматриваются выходы для наблюдения каждого из объектов, рассказ в таких экскурсиях более краток.

По содержанию экскурсии делятся на следующие группы:

- краеведческие экскурсии (в первую очередь – знакомство с микрорайоном, в котором находится школа);

По дидактическим целям различают: вводные (предваряющие изучение нового материала); сопровождающие его изучение; итоговые (целью является закрепление полученного материала). 7

Не нужно забывать, что все экскурсии, проводимые для обучающихся, должны содержать в себе элемент разрядки: игры, вопрос – ответ и т.д.

Отличительной особенностью экскурсии для детей в сравнении с экскурсией для взрослых является то, что в них значительное место занимают общеобразовательные элементы, а для экскурсий организованных для детей больше должно быть познавательных и воспитательных моментов. Педагог должен дать обзорную информацию, использовать при этом выдержки из произведений художественной литературы, сравнений, стихов, интересных фактов.

Направления экскурсионной работы:

1. Досугово - развлекателное направление предполагает организацию экскурсий и поездок на различные объекты района, города с целью знакомства с местами активного отдыха и организации такого отдыха учащихся и их семей. Деятельность этого направления формирует у учащихся навыки здорового образа жизни и экологической культуры, навыки социальной культуры, расширяет их знания о родных местах, формируя патриотические чувства.

2. Научно-познавательное направление предполагает организацию экскурсий в музеи, на различные природные и производственные объекты. Отличие этих экскурсий от тех, о которых говорилось выше, в том, что их цель – развитие познавательных способностей и навыков, расширение и углубление предметных умений. Деятельность этого направления тесно связана с программами учебных предметов, хотя, конечно, связана и с Программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, так в процессе активного участия в подобных экскурсиях учащиеся приобретают опыт социального взаимодействия с людьми разных профессий, с людьми разного возраста и разного образа жизни.

Методика проведения экскурсии

В методике выделяют три блока:

Подготовка экскурсии. Успех любой экскурсии зависит от тщательности ее подготовки учителем или учителями (если экскурсия комплексная). В содержание подготовки входит тщательное изучение учителем объекта экскурсии, места ее проведения. В подготовку входит определение цели, задач и содержание экскурсии, доведение их до учащихся, продумывание методики, показа и рассмотрения объекта экскурсии, способов вовлечения учащихся в активное восприятие, привлечение к показу и рассказу специалистов. Следует заранее дать им соответствующие инструкции и рекомендации. Тема, которая будет раскрываться в ходе экскурсионного занятия, должна быть актуальной и соответствовать плану учебных занятий, которая поможет в большей степени усвоить предмет. После утверждения темы экскурсии следует определить её цель. Нужно помнить, что основная цель школьных экскурсий – углубленное изучение школьной программы. Большое значение при подготовке проведения экскурсий имеет готовность самих учащихся. Она заключается в четкой постановке перед учащимися целей, которые должны быть достигнуты ими в ходе экскурсии и в последующей обработке собранного материала: формулирование общих и индивидуальных заданий, информирование учащихся о способах ведения записей, зарисовок и т.д. Перед выходом на экскурсию проводится вступительная беседа, уточняющая задания, определяются формы, порядок, сроки проведения экскурсии, время, отводимое на экскурсию, оговариваются порядок, вопросы дисциплины (для младших школьников). Особое внимание в ходе этой беседы уделяется правилам поведения и технике безопасности. Педагог напоминает учащимся о правилах поведения на улице, в общественных местах. При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду учащихся. Учащиеся должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном. В системе подготовительной работы актив­но используются игры-тренинги, предполагаю­щие включение элементов психогимнастики в различные виды детской деятельности и направленные на формирование адекватной самооценки и навыков конструктив­ного общения с миром природы, воспитание ценностного отношения к тому, что окружает экскурсантов.

Выход (выезд) учащихся к изучаемым объектам и усвоение (закрепление) учебного материала по теме. В процессе экскурсии руководитель организует наблюдение учащихся и их самостоятельную работу, сообщает необходимые сведения, консультирует. Качество экскурсии вне зависимости от ее тематики, напрямую зависит от умения учителя, экскурсовода возбудить активность учащихся, заинтересовать их содержанием экскурсии, поставить перед ними серию проблемных вопросов, ответы на которые можно получить, лишь включившись в активную поисково-познавательную деятельность. Во время экскурсии ученики могут производить записи, зарисовки и т.п. Важно отметить, что экскурсия составленная педагогом не должна быть перегружена объектами показа, один академический час экскурсии должен содержать в себе не более 10 главных объектов показа. Обработка материалов экскурсии и подведение ее итогов. Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой педагог совместно с учащимися обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, полученные знания включаются в общую систему изученного по теме (что является одним из важнейших дидактических принципов педагогики - системность знаний), выделяет самое существенное из увиденного, выявляет впечатления и предварительные оценки учащихся. В дальнейшем возможно проведение коллоквиумов, подготовка учащимися докладов, изготовление газет, альбомов, организация выставок, а также написание сочинений, проведение рефлексивных мероприятий, викторины, вопросы друг другу по теме экскурсии и пр. Заключительный этап предполагает оформление результатов в виде выставок лучших письменных работ, рисунков, оформление стендов с фотографиями, выпуск школьной или классной стенгазеты, подготовку и демонстрацию компьютерных презентаций, видеопросмотр фильмов.

Результаты реализации экскурсионной программы предполагают 3 уровня освоения:

Приобретение школьником социальных знаний об устройстве общества, адекватное времени понимание социальной реальности.

Формирование ценностного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, знания, труд, культура).

3. Получение опыта социального взаимодействия в открытой общественной среде.

На действенность экскурсии влияет ряд факторов:

● методика и техника ведения;

● подготовленность участников к освоению экскурсионного материала;

● условия проведения экскурсии.

Использование экскурсии в учебно-воспитательном, образовательном процессе образовательных учреждений, следует учитывать как возрастные, так и психологические особенности учащихся. Подготовленность группы к восприятию экскурсионного материала. Тематика и особенности организации должны соответствовать возможностям детей, их интересам и потребностям. Б.Е. Райков – российский методист – биолог, видный педагог дал основные советы подготовки экскурсии школьникам. 8

1. Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий.

2. Изучи место куда ведешь экскурсию.

3. Выдерживай тему экскурсию, не отвлекайся на случайные вопросы.

4. Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.

5. Избегай длинных объяснений.

6. Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.

7. Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут.

8. Умей правильно показать объекты и научи слушателей правильно смотреть их всем должно быть видно.

9. Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать.

10. Закрепи экскурсию в памяти последующей проработкой материала.

Исходя из всего вышесказанного следует то, что экскурсию можно отнести к одним из самых популярных педагогических методик в предоставлении дополнительных знаний по предметам.

История возникновения экскурсии как метода обучения

В 20-е годы 20 века экскурсия рассматривалась как обязательный и необходимый элемент школьных занятий. Вопросами экскурсионной работы занимались созданные в 20-х гг. специальные бюро и комиссии при местных отделах народного образования. Вплоть до настоящего времени экскурсия не потеряла свою значимость как способ организации обучения и воспитания детей. Широкое распространение получили экскурсии заграницу, целью которых являются непосредственное знакомство с культурой, традициями, обычаями народов других стран, достопримечательностями зарубежных городов и пр. (Так, в школе № 307, начиная со средней школы, реализуются экскурсионные маршруты в Эстонию (Таллин), Польшу, Чехию и другие страны).

Экскурсия как форма внеурочной работы

по предметному содержанию: историко-литературные, краеведческие, производственные, естественнонаучные и др.

Нередко экскурсии сочетают в себе материал различных предметов - комплексные экскурсии. На таких экскурсиях ученик получает возможность знакомиться и изучать объекты в их целостности.

по мету расположения объектов: натурные, музейные.

по составу участников: для разных возрастных групп, учащихся, туристов и т.д.

В системе уроков экскурсия выполняет ряд важнейших дидактических функций, основными из которых являются:

реализуется принцип наглядности обучения

повышается научность обучения и укрепляется его связь с жизнью, с практикой.

Экскурсия способствует решению важнейших задач обучения и воспитания учащихся любых возрастных групп:

способствует зарождению и развитию у детей интереса к знаниям, любознательности, побуждает к самостоятельному поиску новых сведений, мотивации учения;

расширяет кругозор школьников;

учит рассматривать факты и явления окружающей жизни во взаимосвязи, сравнивать их между собой, делать обобщения и выводы;

способствует развитию бережного отношения к окружающему (к объектам живой природы, предметам неживой природы, а также предметам, сделанным руками человека);

1 Большой энциклопедический словарь

4 Михайлов С.С. – Владимир: Транзит – ИКС, 2007. – 92 с.

5 Смирнова Е.О. Детская психология. М.: Владос , 2003. – 368 с.

7 Б.Е. Райков Экскурсионный план средней школы / Школьные экскурсии, их значение и организация: Сб. науч.-лед. статей/ Под ред. Б.Е. Райкова. - Пг., 1921

8 Лукина Т. А. Борис Евгеньевич Райков (1880-1966). — Л.: Наука , Ленингр. отд-ние, 1970. — 208 с .

Связь учебно-воспитательного процесса с внеурочной деятельностью - это один из главных принципов всей системы воспитательной работы. Во внеурочной деятельности учащиеся повышают и расширяют знания, полученные на уроках. Внеурочное образование строится на фундаменте, заложенном на уроках. Цель внеурочной деятельности – это создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.

Основные задачи организации внеурочной деятельности детей :

- выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности;

- создание условий для индивидуального развития ребенка;

- формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

- развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей;

- создание условий для реализации учащимися знаний, умений, навыков;

- развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

- расширение рамок общения школьников с социумом;

- коррекционная работа с детьми, испытывающими трудности в обучении;

- для развития потенциала учащихся, прежде всего, одаренных.

Экскурсия - (от лат. excursio – поездка, вылазка) посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местности и т. д., форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, под руководством специалиста-экскурсовода. [1]

Экскурсия учебная - форма организации учебно-воспитательного процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках. [2]

Цели экскурсий

- интеграция и активизация учебной и внеурочной деятельности учащихся;

- осуществление связи обучения с жизнью, формирование практических умений и навыков;

- воспитание интереса к исследовательской работе, выявление научно-творческого потенциала школьников;

- расширение кругозора учащихся;

- воспитание познавательной и эстетической культуры, позитивных межличностных отношений;

- воспитание духовно-нравственных приоритетов в процессе общения с природой и социумом.

Виды экскурсий

Результаты реализации экскурсионной программы предполагают 3 уровня освоения:

Приобретение школьником социальных знаний об устройстве общества, адекватное времени понимание социальной реальности.

Формирование ценностного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, знания, труд, культура).

3. Получение опыта социального взаимодействия в открытой общественной среде.

На действенность экскурсии влияет ряд факторов :

методика и техника ведения;

подготовленность участников к освоению экскурсионного материала;

условия проведения экскурсии.

Использование экскурсии в учебно-воспитательном, образовательном процессе образовательных учреждений, следует учитывать как возрастные, так и психологические особенности учащихся. Подготовленность группы к восприятию экскурсионного материала. Тематика и особенности организации должны соответствовать возможностям детей, их интересам и потребностям. Б. Е. Райков – российский методист – биолог, видный педагог дал основные советы подготовки экскурсии школьникам. [8]

1. Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий.

2. Изучи место куда ведешь экскурсию.

3. Выдерживай тему экскурсию, не отвлекайся на случайные вопросы.

4. Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.

5. Избегай длинных объяснений.

6. Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.

7. Не забрасывай экскурсантов многими названиями : они их забудут.

8. Умей правильно показать объекты и научи слушателей правильно смотреть их всем должно быть видно.

9. Не утомляй излишне экскурсантов : они перестанут тебя слушать.

10. Закрепи экскурсию в памяти последующей проработкой материала.

Исходя из всего вышесказанного следует то, что экскурсию можно отнести к одним из самых популярных педагогических методик в предоставлении дополнительных знаний по предметам.

Экскурсия как форма внеурочной работы

по предметному содержанию: историко-литературные, краеведческие, производственные, естественнонаучные и др.

Нередко экскурсии сочетают в себе материал различных предметов - комплексные экскурсии. На таких экскурсиях ученик получает возможность знакомиться и изучать объекты в их целостности.

по мету расположения объектов: натурные, музейные.

по составу участников: для разных возрастных групп, учащихся, туристов и т. д.

В системе уроков экскурсия выполняет ряд важнейших дидактических функций, основными из которых являются:

реализуется принцип наглядности обучения

повышается научность обучения и укрепляется его связь с жизнью, с практикой.

Экскурсия способствует решению важнейших задач обучения и воспитания учащихся любых возрастных групп:

способствует зарождению и развитию у детей интереса к знаниям, любознательности, побуждает к самостоятельному поиску новых сведений, мотивации учения;

расширяет кругозор школьников;

учит рассматривать факты и явления окружающей жизни во взаимосвязи, сравнивать их между собой, делать обобщения и выводы;

способствует развитию бережного отношения к окружающему (к объектам живой природы, предметам неживой природы, а также предметам, сделанным руками человека);

[1] Большой энциклопедический словарь

[4] Михайлов С. С. – Владимир: Транзит – ИКС, 2007. – 92 с.

[5] Смирнова Е. О. Детская психология. М. : Владос, 2003. – 368 с.

Широкая масленица на Нижегородской ярмарке!

Широкая масленица на Нижегородской ярмарке! Я люблю фотографировать и хочу представить вам фото с масленичной недели на Нижегородской православной ярмарке Очень уж мне нравится.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематикой урочных экскурсий могут быть: патриотическое воспитание обучающихся, знакомство с культурой и природой родного края, литературное и историческое прошлое населенного пункта, знаменитые земляки, географические и биологические особенности местности, производство и т.д.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Ликинская средняя общеобразовательная школа

Экскурсия - одна из форм внеурочной образовательной деятельности

Подготовила: учитель начальных классов

Петрова Светлана Алексеевна

Экскурсия - одна из форм внеурочной образовательной деятельности

Связь учебно-воспитательного процесса с внеурочной деятельностью - это один из главных принципов всей системы воспитательной работы. Во внеурочной деятельности учащиеся повышают и расширяют знания, полученные на уроках. Внеурочное образование строится на фундаменте, заложенном на уроках. Цель внеурочной деятельности – это создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.

Основные задачи организации внеурочной деятельности детей:

- выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности;

- создание условий для индивидуального развития ребенка;

- формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

- развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей;

- создание условий для реализации учащимися знаний, умений, навыков;

- развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

- расширение рамок общения школьников с социумом;

- коррекционная работа с детьми, испытывающими трудности в обучении;

- для развития потенциала учащихся, прежде всего, одаренных.

Экскурсия - (от лат. excursio – поездка, вылазка) посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местности и т.д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, под руководством специалиста-экскурсовода. 1

Экскурсия учебная - форма организации учебно-воспитательного процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках. 2

Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по всестороннему развитию школьников, нравственно-патриотическому, эстетическому воспитанию, но в то же время одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. Экскурсии являются наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование личности школьника. Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если постоянно заботиться о расширении кругозора ребенка – прогулки, знакомства с памятными местами. Экскурсия как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика. Правильная организация наблюдений способствует формированию таких важных качеств школьника, как наблюдательность и внимание, которые способствуют обогащению знаний об окружающем мире. 3

Цели экскурсий

- интеграция и активизация учебной и внеурочной деятельности учащихся;

- осуществление связи обучения с жизнью, формирование практических умений и навыков;

- воспитание интереса к исследовательской работе, выявление научно-творческого потенциала школьников;

- расширение кругозора учащихся;

- воспитание познавательной и эстетической культуры, позитивных межличностных отношений;

- воспитание духовно-нравственных приоритетов в процессе общения с природой и социумом.

Виды экскурсий

Экскурсии делятся на две группы: школьные и внешкольные. Школьная экскурсия – это форма учебно – воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимая с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту, по выбору учителя и по темам, связанным с программами.

Школьные экскурсии имеют два вида:

- урочные – проводимые в учебное время. Урочные экскурсии входят в систему уроков по темам учебных предметов, поэтому педагог заранее планирует проведение экскурсии в своем плане. В связи с этим, педагог может самостоятельно создавать специальные условия, для решения которых необходима экскурсия в школьной музей или за его пределы. Так же экскурсию можно включить и в последующие уроки, соблюдая тематическую линию.

Тематикой урочных экскурсий могут быть: патриотическое воспитание обучающихся, знакомство с культурой и природой родного края, литературное и историческое прошлое населенного пункта, знаменитые земляки, географические и биологические особенности местности, производство и т.д.

- внеурочные – факультативные – проводимые до или после занятий в классе. Материал, рассматриваемый на внеурочных экскурсиях, может выступать дополнением к школьному курсу, а может и нести в себе отвлеченную, развивающую информацию.

Внеурочные экскурсии могут быть организованы по темам: краеведческого поиска, изучения быта, особенностям праздничных приготовлений, обрядов и т.д.

Рассмотрим понятие внешкольная экскурсия и определим её особенности и специфику. Внешкольные экскурсии направлены на расширение культурного кругозора детей, воспитание их в духе патриотизма, любви и уважению к труду, дают всестороннее гармоничное воспитание.

Объектами внешкольных экскурсий чаще всего становятся производственные и промышленные предприятия, что профессионально ориентирует обучающихся; выходы на открытую местность для знакомства с природой к реке, водоканалу, роще; посещение исторических мест, архитектурных ансамблей; исторически знаменитых зданий и т.д.

Особенностью внешкольной экскурсии является то, что для детей предусматриваются выходы для наблюдения каждого из объектов, рассказ в таких экскурсиях более краток.

По содержанию экскурсии делятся на следующие группы:

- краеведческие экскурсии (в первую очередь – знакомство с микрорайоном, в котором находится школа);

По дидактическим целям различают: вводные (предваряющие изучение нового материала); сопровождающие его изучение; итоговые (целью является закрепление полученного материала). 7

Не нужно забывать, что все экскурсии, проводимые для обучающихся, должны содержать в себе элемент разрядки: игры, вопрос – ответ и т.д.

Отличительной особенностью экскурсии для детей в сравнении с экскурсией для взрослых является то, что в них значительное место занимают общеобразовательные элементы, а для экскурсий организованных для детей больше должно быть познавательных и воспитательных моментов. Педагог должен дать обзорную информацию, использовать при этом выдержки из произведений художественной литературы, сравнений, стихов, интересных фактов.

Направления экскурсионной работы:

1. Досугово - развлекателное направление предполагает организацию экскурсий и поездок на различные объекты района, города с целью знакомства с местами активного отдыха и организации такого отдыха учащихся и их семей. Деятельность этого направления формирует у учащихся навыки здорового образа жизни и экологической культуры, навыки социальной культуры, расширяет их знания о родных местах, формируя патриотические чувства.

2. Научно-познавательное направление предполагает организацию экскурсий в музеи, на различные природные и производственные объекты. Отличие этих экскурсий от тех, о которых говорилось выше, в том, что их цель – развитие познавательных способностей и навыков, расширение и углубление предметных умений. Деятельность этого направления тесно связана с программами учебных предметов, хотя, конечно, связана и с Программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, так в процессе активного участия в подобных экскурсиях учащиеся приобретают опыт социального взаимодействия с людьми разных профессий, с людьми разного возраста и разного образа жизни.

Методика проведения экскурсии

В методике выделяют три блока:

Подготовка экскурсии. Успех любой экскурсии зависит от тщательности ее подготовки учителем или учителями (если экскурсия комплексная). В содержание подготовки входит тщательное изучение учителем объекта экскурсии, места ее проведения. В подготовку входит определение цели, задач и содержание экскурсии, доведение их до учащихся, продумывание методики, показа и рассмотрения объекта экскурсии, способов вовлечения учащихся в активное восприятие, привлечение к показу и рассказу специалистов. Следует заранее дать им соответствующие инструкции и рекомендации. Тема, которая будет раскрываться в ходе экскурсионного занятия, должна быть актуальной и соответствовать плану учебных занятий, которая поможет в большей степени усвоить предмет. После утверждения темы экскурсии следует определить её цель. Нужно помнить, что основная цель школьных экскурсий – углубленное изучение школьной программы. Большое значение при подготовке проведения экскурсий имеет готовность самих учащихся. Она заключается в четкой постановке перед учащимися целей, которые должны быть достигнуты ими в ходе экскурсии и в последующей обработке собранного материала: формулирование общих и индивидуальных заданий, информирование учащихся о способах ведения записей, зарисовок и т.д. Перед выходом на экскурсию проводится вступительная беседа, уточняющая задания, определяются формы, порядок, сроки проведения экскурсии, время, отводимое на экскурсию, оговариваются порядок, вопросы дисциплины (для младших школьников). Особое внимание в ходе этой беседы уделяется правилам поведения и технике безопасности. Педагог напоминает учащимся о правилах поведения на улице, в общественных местах. При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду учащихся. Учащиеся должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном. В системе подготовительной работы актив­но используются игры-тренинги, предполагаю­щие включение элементов психогимнастики в различные виды детской деятельности и направленные на формирование адекватной самооценки и навыков конструктив­ного общения с миром природы, воспитание ценностного отношения к тому, что окружает экскурсантов.

Выход (выезд) учащихся к изучаемым объектам и усвоение (закрепление) учебного материала по теме. В процессе экскурсии руководитель организует наблюдение учащихся и их самостоятельную работу, сообщает необходимые сведения, консультирует. Качество экскурсии вне зависимости от ее тематики, напрямую зависит от умения учителя, экскурсовода возбудить активность учащихся, заинтересовать их содержанием экскурсии, поставить перед ними серию проблемных вопросов, ответы на которые можно получить, лишь включившись в активную поисково-познавательную деятельность. Во время экскурсии ученики могут производить записи, зарисовки и т.п. Важно отметить, что экскурсия составленная педагогом не должна быть перегружена объектами показа, один академический час экскурсии должен содержать в себе не более 10 главных объектов показа. Обработка материалов экскурсии и подведение ее итогов. Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой педагог совместно с учащимися обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, полученные знания включаются в общую систему изученного по теме (что является одним из важнейших дидактических принципов педагогики - системность знаний), выделяет самое существенное из увиденного, выявляет впечатления и предварительные оценки учащихся. В дальнейшем возможно проведение коллоквиумов, подготовка учащимися докладов, изготовление газет, альбомов, организация выставок, а также написание сочинений, проведение рефлексивных мероприятий, викторины, вопросы друг другу по теме экскурсии и пр. Заключительный этап предполагает оформление результатов в виде выставок лучших письменных работ, рисунков, оформление стендов с фотографиями, выпуск школьной или классной стенгазеты, подготовку и демонстрацию компьютерных презентаций, видеопросмотр фильмов.

Результаты реализации экскурсионной программы предполагают 3 уровня освоения:

Приобретение школьником социальных знаний об устройстве общества, адекватное времени понимание социальной реальности.

Формирование ценностного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, знания, труд, культура).

3. Получение опыта социального взаимодействия в открытой общественной среде.

На действенность экскурсии влияет ряд факторов:

● методика и техника ведения;

● подготовленность участников к освоению экскурсионного материала;

● условия проведения экскурсии.

Использование экскурсии в учебно-воспитательном, образовательном процессе образовательных учреждений, следует учитывать как возрастные, так и психологические особенности учащихся. Подготовленность группы к восприятию экскурсионного материала. Тематика и особенности организации должны соответствовать возможностям детей, их интересам и потребностям. Б.Е. Райков – российский методист – биолог, видный педагог дал основные советы подготовки экскурсии школьникам. 8

1. Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий.

2. Изучи место куда ведешь экскурсию.

3. Выдерживай тему экскурсию, не отвлекайся на случайные вопросы.

4. Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.

5. Избегай длинных объяснений.

6. Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.

7. Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут.

8. Умей правильно показать объекты и научи слушателей правильно смотреть их всем должно быть видно.

9. Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать.

10. Закрепи экскурсию в памяти последующей проработкой материала.

Исходя из всего вышесказанного следует то, что экскурсию можно отнести к одним из самых популярных педагогических методик в предоставлении дополнительных знаний по предметам.

История возникновения экскурсии как метода обучения

В 20-е годы 20 века экскурсия рассматривалась как обязательный и необходимый элемент школьных занятий. Вопросами экскурсионной работы занимались созданные в 20-х гг. специальные бюро и комиссии при местных отделах народного образования. Вплоть до настоящего времени экскурсия не потеряла свою значимость как способ организации обучения и воспитания детей. Широкое распространение получили экскурсии заграницу, целью которых являются непосредственное знакомство с культурой, традициями, обычаями народов других стран, достопримечательностями зарубежных городов и пр. (Так, в школе № 307, начиная со средней школы, реализуются экскурсионные маршруты в Эстонию (Таллин), Польшу, Чехию и другие страны).

Экскурсия как форма внеурочной работы

по предметному содержанию: историко-литературные, краеведческие, производственные, естественнонаучные и др.

Нередко экскурсии сочетают в себе материал различных предметов - комплексные экскурсии. На таких экскурсиях ученик получает возможность знакомиться и изучать объекты в их целостности.

по мету расположения объектов: натурные, музейные.

по составу участников: для разных возрастных групп, учащихся, туристов и т.д.

В системе уроков экскурсия выполняет ряд важнейших дидактических функций, основными из которых являются:

реализуется принцип наглядности обучения

повышается научность обучения и укрепляется его связь с жизнью, с практикой.

Экскурсия способствует решению важнейших задач обучения и воспитания учащихся любых возрастных групп:

способствует зарождению и развитию у детей интереса к знаниям, любознательности, побуждает к самостоятельному поиску новых сведений, мотивации учения;

расширяет кругозор школьников;

учит рассматривать факты и явления окружающей жизни во взаимосвязи, сравнивать их между собой, делать обобщения и выводы;

способствует развитию бережного отношения к окружающему (к объектам живой природы, предметам неживой природы, а также предметам, сделанным руками человека);

Читайте также: