Экскурсия как форма коммуникации кратко
Обновлено: 04.07.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Выступление в сопровождении мультимедийной презентации
как форма коммуникативного развития
воспитатель 1 квалификационной категории
Условия реализации стандартов должны обеспечивать полноценное развитие воспитанников во всех основных образовательных областях, а именно в сферах коммуникативно-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического и физического развития на фоне их эмоционального и морально-нравственного благополучия, положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Решение задач развития детей в области коммуникативной деятельности должно быть направлено на приобретение опыта конструктивного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, устной речью как основным средством общения.
В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью .
Для развития речи в дошкольном учреждении мы предлагаем, проводить экскурсии .
Экскурсия [лат. excursio – поездка] – одна из форм образовательно – воспитательной работы с детьми; дает возможность изучить предметы или явления в естественной обстановке.
Экскурсия – это процесс познания. Этот процесс происходит в предметно – наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир.
Целью экскурсий является уточнение и обогащение активного и пассивного словарного запаса детей, развитие связной речи детей, расширение представлений детей об окружающем мире, развитие любознательности и наблюдательности.
Педагог напоминает детям о правилах поведения на улице, как переходить через дорогу, о правилах поведения в общественных местах.
По дороге к месту экскурсии обращать внимание на объекты, которые проходим мимо (школа, сбербанк, Парк Победы), дорожные знаки.
В нашей группе экскурсии с детьми проводятся в течении 2 лет в старшей и подготовительной группе . Мы посещаем разнообразные интересные, знакомые с детства детям места, где они с родителями были не однократно или, по крайней мере, проходили мимо.
Мы получили приглашение музыкальную школу. В музыкальной школе дети побывали во многих классах, узнали названия различных музыкальных инструментов и услышали их звучание. Дети смогли сами подержать инструменты в руках.
Последнее посещение библиотеки было посвящено проходящей в нашей стране Зимней Олимпиаде в Сочи. Нас познакомили с историей возникновения олимпийских игр, олимпийским огнем, талисманами и символикой Олимпиады.
Экскурсии дают дошкольникам возможность эмоционального и практического контакта с окружающим миром. В этой деятельности удовлетворяется естественная любознательность, потребность ребенка в движении и коммуникативном общении.
В практической деятельности человека имеют место два вида общения – прямое и косвенное. Формы прямого общения — беседа, лекция, урок в учебном заведении, диспут, дискуссия, митинг, экскурсия и др. В ходе такого общения формируется общность чувств, настроений, мнений, взглядов, достигается взаимопонимание, происходит усвоение информации, укрепляются взаимосвязи.
Косвенное общение происходит в ходе чтения газет, журналов, книг, слушания радио, просмотра кинофильмов и др. В процессе такого общения отсутствует обратная связь, которая при прямом общении выражает себя в реакции субъекта на получаемую информацию.
Экскурсия как форма прямого общения предполагает взаимосвязь и взаимодействие субъектов (экскурсовода и экскурсантов) на основе их совместной деятельности. Являясь специфической формой общения, экскурсия дает возможность миллионам людей получить значительный объем информации, формирует способы мыслительной деятельности. Общаясь с другими участниками мероприятия, экскурсант при помощи подражания и заимствования, сопереживания и идентификации усваивает человеческие эмоции, чувства, формы поведения. В процессе общения достигаются необходимая организация и единство действий индивидов, входящих в группу, осуществляется эмоциональное взаимопонимание их, формируется общность чувств, настроений, мыслей, взглядов.
Общение людей на экскурсии следует отнести к духовно-информационному типу общения, сочетанию двух форм отношений между субъектами и объектами, а также отношений личностных и групповых[17].
Знание основ психологии и педагогики помогает экскурсоводу правильно организовать процесс экскурсии. Практически общение представляет собой коммуникативную фазу в деятельности экскурсовода.
Правильно организованное общение экскурсовода и экскурсантов является основой такого педагогического процесса, как экскурсия. Коммуникативный компонент – важная часть профессионального мастерства экскурсовода. Эффективность экскурсии определяется не только обширными знаниями экскурсовода по теме, умением использовать методику преподнесения этих знаний аудитории, но и способностями в общении с экскурсантами, методистами и другими работниками экскурсионного учреждения, музея, с водителем автобуса. Важную роль в общении с аудиторией играют такие качества, как предупредительность, умение вести нормальный диалог.
Методисты экскурсионных учреждений придают большое значение роли экскурсовода в ходе проведения экскурсии.
В этом деле можно увидеть достижения и просчеты. Стремясь повысить активность экскурсантов, экскурсовод использует различные варианты. Делая более пространным рассказ, он невольно превращается в лектора, сводит роль экскурсовода к пассивному восприятию увиденного и услышанного. Более эффективен вариант, когда экскурсовод, делая конкретные пояснения, направляет внимание группы, вызывает вопросы у экскурсантов, заставляет их размышлять, сопоставлять, подводит к оценкам и выводам. И третий вариант – это когда экскурсовод является как бы дирижером группы. Он организует демонстрацию объектов, обеспечивает четкий порядок их наблюдения. Так происходит потому, что экскурсанты заняты активным восприятием увиденного. Вопросы у них появляются после того, как будут осмыслены полученные впечатления. Подобный вариант проведения экскурсии возможен в высококвалифицированной и сплоченной группе.
В практической деятельности экскурсия рассматривается в нескольких аспектах:
а) как самостоятельная форма воспитания и обучения, как составная часть других форм обучения и воспитания;
б) как форма работы с массовой аудиторией и одна из форм обучения;
в) как форма организации культурного досуга, воспитательной работы;
г) как эпизодическое (разовое) мероприятие, часть тематического цикла, а также как одна из ступеней познания;
д) как форма распространения научных знаний, идейного воспитания;
е) как мероприятие по одному из направлений воспитания – патриотического, трудового, эстетического, а также как часть процесса формирования всесторонне развитой личности;
з) как автономная форма культурно-просветительной работы и как неотъемлемая часть организованного туризма;
и) как форма межличностного общения экскурсовода с экскурсантами, экскурсантов друг с другом и как форма общения экскурсантов с объектами.
Более правильное представление об экскурсии дает сочетание нескольких аспектов. Рассмотрение же любой конкретной экскурсии, того или иного вида экскурсии в одном из названных аспектов не даст возможности для выявления ее сущности.
На всем протяжении развития экскурсионного дела ученые и практики-экскурсионисты, пытаясь осмыслить значение экскурсий, их место в воспитании человека, много писали об их содержании, эффективности и др. В этом вопросе авторы так и не пришли к единому мнению, но нельзя им отказать в том, что они находились на правильном пути.
Экскурсии могут конкретизировать уже имеющиеся знания, давать новые, развивать умение подходить к явлениям из жизни природы и людей, усиливать интерес к изучаемому и вызывать переживания в области чувств.
В то время как одни направляют экскурсию прежде всего на то, чтобы она давала знания, другие стремятся, чтобы она помогала экскурсантам развить способность и навыки видеть произведения искусства, явления природы, события из разных областей жизни людей.
2. Изменение роли экскурсии.
3. Экскурсия как вид деятельности.
4. Экскурсия – форма общения.
5. Различные аспекты экскурсии.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Экскурсия
Экскурсия Немного о том, как японцы организуют народ на экскурсиях. Например, если вы едете куда-нибудь на продолжительную экскурсию на автобусе, то в автобусе вам предложат без вариантов отказа целую развлекательную программу! Дамочка-экскурсовод все четыре часа без
Экскурсия в будущее
Экскурсия в будущее А теперь попытаемся представить Свердловск 2000 года. Увидеть его нам помогут материалы генерального плана города.К началу второго тысячелетия население Свердловска вырастет до полутора миллионов человек. Значительно повысится промышленный
Что такое пресс-форма и литейная форма?
Что такое пресс-форма и литейная форма? Многие вещи, используемые нами в повседневной жизни, сделаны при помощи пресс-форм и литейных форм. Пресс-форма — это приспособление для выдавливания из листового металла или пластмассы фигурных деталей определенной формы. Если вы
Экскурсия по окрестностям
Экскурсия по окрестностям **3аансе Сханс Почти все дома в **3аансе Сханс (Zaanse Schans) (1) жилые, что весьма необычно для музея. Насколько хватает глаз – ветряные мельницы, цветущие тюльпаны, голубое небо. Впрочем, при любой погоде советуем посетить этот огромный музей под
ЭКСКУРСИЯ КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЭКСКУРСИЯ КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Деятельность представляет собой активность человека, которая направлена на достижение поставленной цели. Экскурсия – сумма взаимосвязанных и обусловливающих друг друга действий. Эти действия разнообразны: передвижение группы по
1.5. ЭКСКУРСИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
1.5. ЭКСКУРСИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС Важное место в деятельности экскурсовода занимает педагогика – наука о закономерностях воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых. Любая экскурсия дает человеку новые знания о природе, обществе,
ЭКСКУРСИЯ ПО БЕРЕГАМ ОКИ
ЭКСКУРСИЯ ПО БЕРЕГАМ ОКИ Основной рекой, протекающей по территории нашего района, является Ока. К ней, как дети к матери, тянутся реки: Большая Смедва и Осётр, с притоками Веен-кой, малой Песочной, Шутихой, Любенькой, Сенницей — бассейн правого берега Оки и речками Луговая
Экскурсия по собору Св. Петра
ЭКСКУРСИЯ НА ОСТРОВ КОС
ЭКСКУРСИЯ НА ОСТРОВ КОС Для туризма остров Кос – второй по значимости после Родоса остров архипелага Додеканес. Он насчитывает всего 31000 жителей, но свыше 65000 мест для гостей. Остров площадью 296 км2 славится замечательными, кое-где еще совершенно не застроенными пляжами и
Экскурсия по городу
Экскурсия по городу
**Обзорная экскурсия по порту
Коммуникация — это информационная связь субъекта с другим субъектом или объектом — человеком, животным, машиной, отправление информации от мозга одного человека к мозгу другого, специфический обмен информацией.
В процессе экскурсии всегда осуществляется коммуникация как отправление информации от одного человека к группе людей. Обмен информацией происходит между непосредственными участниками экскурсии по ходу показа, рассказа и движения. Руководящая роль в этом процессе принадлежит организаторам экскурсии — экскурсоводам, гидам, работникам музеев, туристических объектов, заповедников.
В широком смысле коммуникация осуществляется не только между живыми субъектами, но и между ними и объектом показа, т.е. материальным миром. В осматриваемых культурно-исторических памятниках зашифрована информация, отражающая уровень и особенности культуры эпохи, создавшей этот памятник. Задача человека — расшифровать эту информацию, проникнуть в мысли и чувства людей ее создавших. Происходит опосредованное общение между наблюдателем и автором произведения, даже если автора уже давно нет в живых.
В экскурсии проявляются и общие законы коммуникации, всегда наличествует источник информации (экскурсовод) и ее приемник (экскурсанты), обратная связь между ними (вопросы к экскурсоводу и вопросы, которые он задает, чтобы активизировать экскурсантов). Обратная связь — это вопросы и отзывы экскурсантов, зафиксированные в книге отзывов. Если экскурсия учебная, то обратная связь осуществляется после ее проведения, при проверке усвоенных на ней знаний.
Чтобы коммуникация состоялась, и источник, и приемник должны иметь общую систему знаков или правил приема и передачи, кодирования и декодирования информации. Поэтому экскурсовод обязан владеть языком, на котором говорят экскурсанты. Каждая страна предоставляет для иностранных экскурсантов специально подготовленных гидов-переводчиков. Если есть необходимость использовать на экскурсии специальную терминологию, экскурсовод обязан объяснять экскурсантам каждый малоизвестный термин, чтобы не возникало непонимания.
Коммуникация возможна лишь при несовпадении информационных потенциалов участников. Если один из них полностью знает то, что намерен сообщить ему другой, коммуникация быстро прекратится. Первая и главная функция экскурсии — информационно- познавательная. На экскурсию приходят с целью получить новые знания о природных и культурных объектах. Поэтому экскурсовод не должен сообщать всем известные факты, желательно ориентироваться на интеллектуальный уровень группы. К каждой группе требуется особый подход, корректировка текста экскурсии.
На экскурсии источник информации — экскурсовод. Целью коммуникации может быть информирование, инструктирование или мотивирование аудитории. Разные формы экскурсии реализуют разные цели. Например, производственные экскурсии, как правило, проводятся для специалистов в данной области, их целью вполне может быть инструктирование, а рекламные — в целях привлечения клиентов и продажи продукции — мотивирование аудитории.
Рассказ экскурсовода (текст экскурсии) имеет много общего с лекцией: он содержит цель (передать знания), четкий план (вступление, основная часть, заключение), использование методических приемов и правил. Главное отличие экскурсии от учебного занятия — в большей наглядности, показе подлинных объектов на местности, вторичность рассказа.
К коммуникационным характеристикам экскурсии относятся профессиональное мастерство экскурсовода, технические средства, которыми он располагает, совокупность применяемых им методических приемов донесения информации до экскурсантов. Экскурсовод должен обладать конструктивными, коммуникативными и организаторскими способностями, в совершенстве владеть культурой речи и общения.
Методические приемы подразделяются на приемы показа, рассказа, движения. Их применение и выбор зависят от того, в каких условиях проводится экскурсия (автобусная, в музее, на улице, с микрофоном или без него), с какой группой (дети, горожане, селяне, молодежь, взрослые, др.). Иногда формы проведения приходится менять по ходу, например, в том случае, если сломался автобус, перекрыта дорога, пошел дождь.
К средствам коммуникации относят используемые источником информации и ее получателем знаковые системы. На экскурсии в первую очередь используется устная речь, дополняемая интонацией, жестами, действиями и позами.
Чаще всего речь экскурсовода монологична, однако ее следует разнообразить диалогами, дискуссиями, ответами на вопросы. Дискуссионная ситуация создается вопросами к аудитории по поводу показываемых объектов. Выслушав ответы, экскурсовод дополняет их. Таким приемом он заставляет экскурсантов задуматься. В другом случае экскурсовод высказывает заведомо спорную мысль, которая вызывает дискуссию. Любые формы диалога способствуют активизации мыслительной деятельности экскурсантов.
Экскурсовод использует в рассказе разнообразные лексико- грамматические конструкции: обобщение, уточнение, характеристику, описание, сравнение, утверждение, аргументацию, вывод.
Экскурсовод обязан обращать внимание на реакцию слушателей, выражаемую вербальными или невербальными средствами. Как распознать, слушают ли экскурсанты? Это проявляется в выражении лиц, задаваемых вопросах, умозаключениях, которые делают экскурсанты. Отсутствие вопросов означает, что экскурсия не вызвала никакого отклика, если вопросов слишком много — экскурсовод не смог раскрыть тему.
В зависимости от мотивов посещения экскурсии выделяют несколько типов экскурсантов (конструктивный, сверхактивный, соглашательский, поверхностный, конфликтный). К конструктивному типу относятся люди, пришедшие на экскурсию с большим желанием, внимающие каждому слову экскурсовода. Это самая благодарная категория слушателей. Соглашательский и поверхностный типы экскурсантов можно отнести к той категории, которые могут слушать, но не слышать. Самая сложная аудитория — сверхактивные (своей инициативой могут нарушить ход экскурсии) и конфликтные экскурсанты (нарушают экскурсию полным отсутствием желания и слышать, и слушать).
Специалисты-коммуникатологи выделяют три вида слушания: выяснительное (с целью получения определенной информации), ознакомительное (выработка общего представления о предмете), деятельностное (подробное улавливание и запоминание информации) . Для экскурсии более характерен второй вид слушания — ознакомительный. Инициатором общения должен выступать экскурсовод. Именно он программирует ход беседы и реакцию слушателей.
Внеречевыми средствами общения (невербальной коммуникации) являются жесты, мимика, поза. Экскурсоводу приходится не только рассказывать, объяснять, комментировать, но и показывать, используя жесты, заранее отобранные объекты. Жест делает показ более выразительным. Жесты бывают коммуникативными (заменяющие приветствие, прощание, угрозу и др.), описательно- изобразительными (обозначение размера, формы и т.п.), модальными (оценка предмета — одобрение, отвращение и др.). Наиболее применимы экскурсоводами указательные и описательно- изобразительные жесты. Они помогают дать представление о границах осматриваемого объекта, его высоте, ширине, особенностях конструкции, если внешний вид осматриваемого объекта утрачен.
Главный инструмент экскурсовода — его голос, усиленный с помощью микрофона. Сегодня микрофоны используются преимущественно на автобусных экскурсиях. Показ объектов во время выхода из автобуса более эффективен, но для экскурсовода он осложнен отсутствием микрофона. Так же обстоит дело на пешеходных экскурсиях, когда слышимость зависит от громкости голоса экскурсовода и уровня шума на улице. Поэтому желательно использовать технические средства для усиления громкости голоса не только в автобусе, но и во время выходов из него, а также на пешеходных маршрутах.
1. Охарактеризуйте признаки и функции экскурсий.
2. Охарактеризуйте классификацию экскурсий по содержанию, составу участников, месту проведения, способу передвижения, продолжительности, форме проведения.
3. Назовите группы тематических экскурсий.
4. Охарактеризуйте экскурсию как педагогический процесс.
5. Что такое коммуникация? Как она осуществляется на экскурсии?
6. Каково значение речевой коммуникации на экскурсии?
7. Какими коммуникативными качествами должен обладать экскурсовод?
8. Охарактеризуйте внеречевые (невербальные) средства общения.
Коммуникация — это информационная связь субъекта с другим субъектом или объектом — человеком, животным, машиной, отправление информации от мозга одного человека к мозгу другого, специфический обмен информацией.
В процессе экскурсии всегда осуществляется коммуникация как отправление информации от одного человека к группе людей. Обмен информацией происходит между непосредственными участниками экскурсии по ходу показа, рассказа и движения. Руководящая роль в этом процессе принадлежит организаторам экскурсии — экскурсоводам, гидам, работникам музеев, туристических объектов, заповедников.
В широком смысле коммуникация осуществляется не только между живыми субъектами, но и между ними и объектом показа, т.е. материальным миром. В осматриваемых культурно-исторических памятниках зашифрована информация, отражающая уровень и особенности культуры эпохи, создавшей этот памятник. Задача человека — расшифровать эту информацию, проникнуть в мысли и чувства людей ее создавших. Происходит опосредованное общение между наблюдателем и автором произведения, даже если автора уже давно нет в живых.
В экскурсии проявляются и общие законы коммуникации, всегда наличествует источник информации (экскурсовод) и ее приемник (экскурсанты), обратная связь между ними (вопросы к экскурсоводу и вопросы, которые он задает, чтобы активизировать экскурсантов). Обратная связь — это вопросы и отзывы экскурсантов, зафиксированные в книге отзывов. Если экскурсия учебная, то обратная связь осуществляется после ее проведения, при проверке усвоенных на ней знаний.
Чтобы коммуникация состоялась, и источник, и приемник должны иметь общую систему знаков или правил приема и передачи, кодирования и декодирования информации. Поэтому экскурсовод обязан владеть языком, на котором говорят экскурсанты. Каждая страна предоставляет для иностранных экскурсантов специально подготовленных гидов-переводчиков. Если есть необходимость использовать на экскурсии специальную терминологию, экскурсовод обязан объяснять экскурсантам каждый малоизвестный термин, чтобы не возникало непонимания.
Коммуникация возможна лишь при несовпадении информационных потенциалов участников. Если один из них полностью знает то, что намерен сообщить ему другой, коммуникация быстро прекратится. Первая и главная функция экскурсии — информационно- познавательная. На экскурсию приходят с целью получить новые знания о природных и культурных объектах. Поэтому экскурсовод не должен сообщать всем известные факты, желательно ориентироваться на интеллектуальный уровень группы. К каждой группе требуется особый подход, корректировка текста экскурсии.
На экскурсии источник информации — экскурсовод. Целью коммуникации может быть информирование, инструктирование или мотивирование аудитории. Разные формы экскурсии реализуют разные цели. Например, производственные экскурсии, как правило, проводятся для специалистов в данной области, их целью вполне может быть инструктирование, а рекламные — в целях привлечения клиентов и продажи продукции — мотивирование аудитории.
Рассказ экскурсовода (текст экскурсии) имеет много общего с лекцией: он содержит цель (передать знания), четкий план (вступление, основная часть, заключение), использование методических приемов и правил. Главное отличие экскурсии от учебного занятия — в большей наглядности, показе подлинных объектов на местности, вторичность рассказа.
К коммуникационным характеристикам экскурсии относятся профессиональное мастерство экскурсовода, технические средства, которыми он располагает, совокупность применяемых им методических приемов донесения информации до экскурсантов. Экскурсовод должен обладать конструктивными, коммуникативными и организаторскими способностями, в совершенстве владеть культурой речи и общения.
Методические приемы подразделяются на приемы показа, рассказа, движения. Их применение и выбор зависят от того, в каких условиях проводится экскурсия (автобусная, в музее, на улице, с микрофоном или без него), с какой группой (дети, горожане, селяне, молодежь, взрослые, др.). Иногда формы проведения приходится менять по ходу, например, в том случае, если сломался автобус, перекрыта дорога, пошел дождь.
К средствам коммуникации относят используемые источником информации и ее получателем знаковые системы. На экскурсии в первую очередь используется устная речь, дополняемая интонацией, жестами, действиями и позами.
Чаще всего речь экскурсовода монологична, однако ее следует разнообразить диалогами, дискуссиями, ответами на вопросы. Дискуссионная ситуация создается вопросами к аудитории по поводу показываемых объектов. Выслушав ответы, экскурсовод дополняет их. Таким приемом он заставляет экскурсантов задуматься. В другом случае экскурсовод высказывает заведомо спорную мысль, которая вызывает дискуссию. Любые формы диалога способствуют активизации мыслительной деятельности экскурсантов.
Экскурсовод использует в рассказе разнообразные лексико- грамматические конструкции: обобщение, уточнение, характеристику, описание, сравнение, утверждение, аргументацию, вывод.
Экскурсовод обязан обращать внимание на реакцию слушателей, выражаемую вербальными или невербальными средствами. Как распознать, слушают ли экскурсанты? Это проявляется в выражении лиц, задаваемых вопросах, умозаключениях, которые делают экскурсанты. Отсутствие вопросов означает, что экскурсия не вызвала никакого отклика, если вопросов слишком много — экскурсовод не смог раскрыть тему.
В зависимости от мотивов посещения экскурсии выделяют несколько типов экскурсантов (конструктивный, сверхактивный, соглашательский, поверхностный, конфликтный). К конструктивному типу относятся люди, пришедшие на экскурсию с большим желанием, внимающие каждому слову экскурсовода. Это самая благодарная категория слушателей. Соглашательский и поверхностный типы экскурсантов можно отнести к той категории, которые могут слушать, но не слышать. Самая сложная аудитория — сверхактивные (своей инициативой могут нарушить ход экскурсии) и конфликтные экскурсанты (нарушают экскурсию полным отсутствием желания и слышать, и слушать).
Специалисты-коммуникатологи выделяют три вида слушания: выяснительное (с целью получения определенной информации), ознакомительное (выработка общего представления о предмете), деятельностное (подробное улавливание и запоминание информации) . Для экскурсии более характерен второй вид слушания — ознакомительный. Инициатором общения должен выступать экскурсовод. Именно он программирует ход беседы и реакцию слушателей.
Внеречевыми средствами общения (невербальной коммуникации) являются жесты, мимика, поза. Экскурсоводу приходится не только рассказывать, объяснять, комментировать, но и показывать, используя жесты, заранее отобранные объекты. Жест делает показ более выразительным. Жесты бывают коммуникативными (заменяющие приветствие, прощание, угрозу и др.), описательно- изобразительными (обозначение размера, формы и т.п.), модальными (оценка предмета — одобрение, отвращение и др.). Наиболее применимы экскурсоводами указательные и описательно- изобразительные жесты. Они помогают дать представление о границах осматриваемого объекта, его высоте, ширине, особенностях конструкции, если внешний вид осматриваемого объекта утрачен.
Главный инструмент экскурсовода — его голос, усиленный с помощью микрофона. Сегодня микрофоны используются преимущественно на автобусных экскурсиях. Показ объектов во время выхода из автобуса более эффективен, но для экскурсовода он осложнен отсутствием микрофона. Так же обстоит дело на пешеходных экскурсиях, когда слышимость зависит от громкости голоса экскурсовода и уровня шума на улице. Поэтому желательно использовать технические средства для усиления громкости голоса не только в автобусе, но и во время выходов из него, а также на пешеходных маршрутах.
1. Охарактеризуйте признаки и функции экскурсий.
2. Охарактеризуйте классификацию экскурсий по содержанию, составу участников, месту проведения, способу передвижения, продолжительности, форме проведения.
Деятельностьпредставляет собой активность человека, которая направлена на достижение поставленной цели. Экскурсия сумма взаимосвязанных и обусловливающих друг друга действий. Эти действия разнообразны — передвижение группы по маршруту, движение относительно объектов (их обход), наблюдение памятников, включенных в маршрут, пояснения. Советы экскурсовода делают действия экскурсантов осмысленными, целенаправленными.
Действия в процессе экскурсии подразделяются на две части: деятельность экскурсовода и деятельность экскурсантов.
Деятельность экскурсантовнаходит свое выражение в таких активных формах, как наблюдение, изучение, исследование объектов.
Деятельность экскурсоводасостоит из ряда действий, главные из них — подготовка и проведение экскурсий. Экскурсия — специфический вид деятельности специалиста-экскурсовода. Нельзя признать правильным утверждение некоторых методистов, что экскурсия, будучи работой для экскурсовода, является отдыхом для экскурсантов. Практически участие в экскурсионном процессе - работа сложная, апоэтому трудная для обеих сторон - экскурсовода и экскурсантов.
В практической деятельности человека имеют место два вида общения - прямое и косвенное. Формы прямого общения- беседа, лекция, урок в учебном заведении, диспут, дискуссия, митинг, экскурсия и др. В ходе такого общения формируется общность чувств, настроений, мнений, взглядов, достигается взаимопонимание, происходит усвоение информации, укрепляются взаимосвязи.
Косвенное общениепроисходит в ходе чтения газет, журналов, книг, слушания радио, просмотра кинофильмов и др. В процессе такого общения отсутствует обратная связь, которая при прямом общении выражает себя в реакции субъекта на получаемую информацию.
Экскурсия как форма прямого общенияпредполагает взаимосвязь и взаимодействие субъектов (экскурсовода и экскурсантов) на основе их совместной деятельности. Являясь специфической формой общения, экскурсия дает возможность миллионам людей получить значительный объем информации, формирует способы мыслительной деятельности. Общаясь с другими участниками мероприятия, экскурсант при помощи подражания и заимствования, сопереживания и идентификации усваивает человеческие эмоции, чувства, формы поведения. В процессе общения достигаются необходимая организация и единство действий индивидов, входящих в группу, осуществляется эмоциональное взаимопонимание их, формируется общность чувств, настроений, мыслей, взглядов.
Общение людей на экскурсии следует отнести к духовно-информационному типу общения, сочетанию двух форм отношений между субъектами и объектами, а также отношений личностных и групповых.
Знание основ психологии и педагогики помогает экскурсоводу правильно организовать процесс экскурсии. Практически общение представляет собой коммуникативную фазу в деятельности экскурсовода.
Правильно организованное общение экскурсовода и экскурсантов является основой такого педагогического процесса, как экскурсия. Коммуникативный компонент - важная часть профессионального мастерства экскурсовода. Эффективность экскурсии определяется не только обширными знаниями экскурсовода по теме, умением использовать методику преподнесения этих знаний аудитории, нои способностями вобщении с экскурсантами, методистами и другими работниками экскурсионного учреждения, музея, с водителем автобуса. Важную роль в общении с аудиторией играют такие качества, как предупредительность, умение вести нормальный диалог.
Методисты экскурсионных учреждений придают большое значение роли экскурсовода в ходе проведения экскурсии. В этом деле можно увидеть достижения и просчеты. Стремясь повысить активность экскурсантов, экскурсовод использует различные варианты.Делая более пространным рассказ, он невольно превращается в лектора, сводит роль экскурсовода к пассивному восприятию увиденного и услышанного. Более эффективен вариант, когда экскурсовод, делая конкретные пояснения, направляет внимание группы, вызывает вопросы у экскурсантов, заставляет их размышлять, сопоставлять, подводит к оценкам и выводам. И третий вариант — это когда экскурсовод является как бы дирижером группы. Он организует демонстрацию объектов, обеспечивает четкий порядок их наблюдения. Так происходит потому, что экскурсанты заняты активным восприятием увиденного. Вопросы у них появляются после того, как будут осмыслены полученные впечатления. Подобный вариант проведения экскурсии возможен в высококвалифицированной и сплоченной группе.
На всем протяжении развития экскурсионного дела ученые и практики-экскурсионисты, пытаясь осмыслить значение экскурсий, их место в воспитании человека, много писали об их содержании, эффективности и др. В этом вопросе авторы так и не пришли к единому мнению, но нельзя им отказать в том, что они находились на правильном пути.
Экскурсии могут конкретизировать уже имеющиеся знания, давать новые, развивать умение подходить к явлениям из жизни природы и людей, усиливать интерес к изучаемому и вызывать переживания в области чувств.
В то время как одни направляют экскурсию прежде всего на то, чтобы она давала знания, другие стремятся, чтобы она помогала экскурсантам развить способность и навыки видеть произведения искусства, явления природы, события из разных областей жизни людей.
ЭКСКУРСИЯ КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Деятельностьпредставляет собой активность человека, которая направлена на достижение поставленной цели. Экскурсия сумма взаимосвязанных и обусловливающих друг друга действий. Эти действия разнообразны — передвижение группы по маршруту, движение относительно объектов (их обход), наблюдение памятников, включенных в маршрут, пояснения. Советы экскурсовода делают действия экскурсантов осмысленными, целенаправленными.
Действия в процессе экскурсии подразделяются на две части: деятельность экскурсовода и деятельность экскурсантов.
Деятельность экскурсантовнаходит свое выражение в таких активных формах, как наблюдение, изучение, исследование объектов.
Деятельность экскурсоводасостоит из ряда действий, главные из них — подготовка и проведение экскурсий. Экскурсия — специфический вид деятельности специалиста-экскурсовода. Нельзя признать правильным утверждение некоторых методистов, что экскурсия, будучи работой для экскурсовода, является отдыхом для экскурсантов. Практически участие в экскурсионном процессе - работа сложная, апоэтому трудная для обеих сторон - экскурсовода и экскурсантов.
В практической деятельности человека имеют место два вида общения - прямое и косвенное. Формы прямого общения- беседа, лекция, урок в учебном заведении, диспут, дискуссия, митинг, экскурсия и др. В ходе такого общения формируется общность чувств, настроений, мнений, взглядов, достигается взаимопонимание, происходит усвоение информации, укрепляются взаимосвязи.
Косвенное общениепроисходит в ходе чтения газет, журналов, книг, слушания радио, просмотра кинофильмов и др. В процессе такого общения отсутствует обратная связь, которая при прямом общении выражает себя в реакции субъекта на получаемую информацию.
Экскурсия как форма прямого общенияпредполагает взаимосвязь и взаимодействие субъектов (экскурсовода и экскурсантов) на основе их совместной деятельности. Являясь специфической формой общения, экскурсия дает возможность миллионам людей получить значительный объем информации, формирует способы мыслительной деятельности. Общаясь с другими участниками мероприятия, экскурсант при помощи подражания и заимствования, сопереживания и идентификации усваивает человеческие эмоции, чувства, формы поведения. В процессе общения достигаются необходимая организация и единство действий индивидов, входящих в группу, осуществляется эмоциональное взаимопонимание их, формируется общность чувств, настроений, мыслей, взглядов.
Общение людей на экскурсии следует отнести к духовно-информационному типу общения, сочетанию двух форм отношений между субъектами и объектами, а также отношений личностных и групповых.
Знание основ психологии и педагогики помогает экскурсоводу правильно организовать процесс экскурсии. Практически общение представляет собой коммуникативную фазу в деятельности экскурсовода.
Правильно организованное общение экскурсовода и экскурсантов является основой такого педагогического процесса, как экскурсия. Коммуникативный компонент - важная часть профессионального мастерства экскурсовода. Эффективность экскурсии определяется не только обширными знаниями экскурсовода по теме, умением использовать методику преподнесения этих знаний аудитории, нои способностями вобщении с экскурсантами, методистами и другими работниками экскурсионного учреждения, музея, с водителем автобуса. Важную роль в общении с аудиторией играют такие качества, как предупредительность, умение вести нормальный диалог.
Методисты экскурсионных учреждений придают большое значение роли экскурсовода в ходе проведения экскурсии. В этом деле можно увидеть достижения и просчеты. Стремясь повысить активность экскурсантов, экскурсовод использует различные варианты.Делая более пространным рассказ, он невольно превращается в лектора, сводит роль экскурсовода к пассивному восприятию увиденного и услышанного. Более эффективен вариант, когда экскурсовод, делая конкретные пояснения, направляет внимание группы, вызывает вопросы у экскурсантов, заставляет их размышлять, сопоставлять, подводит к оценкам и выводам. И третий вариант — это когда экскурсовод является как бы дирижером группы. Он организует демонстрацию объектов, обеспечивает четкий порядок их наблюдения. Так происходит потому, что экскурсанты заняты активным восприятием увиденного. Вопросы у них появляются после того, как будут осмыслены полученные впечатления. Подобный вариант проведения экскурсии возможен в высококвалифицированной и сплоченной группе.
На всем протяжении развития экскурсионного дела ученые и практики-экскурсионисты, пытаясь осмыслить значение экскурсий, их место в воспитании человека, много писали об их содержании, эффективности и др. В этом вопросе авторы так и не пришли к единому мнению, но нельзя им отказать в том, что они находились на правильном пути.
Экскурсии могут конкретизировать уже имеющиеся знания, давать новые, развивать умение подходить к явлениям из жизни природы и людей, усиливать интерес к изучаемому и вызывать переживания в области чувств.
В то время как одни направляют экскурсию прежде всего на то, чтобы она давала знания, другие стремятся, чтобы она помогала экскурсантам развить способность и навыки видеть произведения искусства, явления природы, события из разных областей жизни людей.
Что такое экскурсия. Этапы проведения экскурсии, функции экскурсии.
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursiya.docx | 39.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Б.Терсенская средняя общеобразовательная школа
Уренского муниципального района Нижегородской области
д.Б.Терсень 2013 г.
За всю историю отечественногоэкскурсоведения существовало немало различных определений экскурсии, отражающих ее сущность. Определение школьной экскурсии заключается в следующем: «Экскурсия – особая форма учебной и внеучебной работы, в которой осуществляется совместная деятельность учителя-экскурсовода и руководимых им школьников-экскурсантов в процессе изучения явлений действительности, наблюдаемых в естественных условиях (завод, колхоз, памятники истории и культуры, памятные места, природа и др.) или в специально созданных хранилищах комплекций (музей, выставка).
Экскурсия как вид деятельности
Деятельность представляет собой активность человека, которая направлена на достижение поставленной цели. Экскурсия сумма взаимосвязанных и обусловливающих друг друга действий. Эти действия разнообразны - передвижение группы по маршруту, движение относительно объектов (их обход), наблюдение памятников, включенных в маршрут, пояснения. Советы экскурсовода делают действия экскурсантов осмысленными, целенаправленными.
Действия в процессе экскурсии подразделяются на две части: деятельность экскурсовода и деятельность экскурсантов.
Деятельность экскурсантов находит свое выражение в таких активных формах, как наблюдение, изучение, исследование объектов.
Деятельность экскурсовода состоит из ряда действий, главные из них - подготовка и проведение экскурсий. Экскурсия - специфический вид деятельности специалиста-экскурсовода.
Конкретные действия экскурсовода направлены на то, чтобы помочь экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема экскурсии; получить необходимую информацию о них; выработать у них отношение к теме экскурсии; дать экскурсии свою оценку, то есть сделать определенные выводы и, наконец, ощутить величие события или значение произведения искусств, которым посвящена экскурсия. Деятельность экскурсантов выражается в наблюдении и изучении объектов, а также в получении информации о них.
На основании сказанного неверным представляется утверждение о том, что экскурсия, будучи работой для экскурсовода, является отдыхом для экскурсантов. Действительно, большая часть работы во время экскурсии выполняется экскурсоводом, тем не менее в экскурсионном процессе – работала серьезная и сложная для обеих сторон – и для экскурсовода, и для экскурсантов.
Специалисты выделяют ряд признаков экскурсии. Общими признаками для всех экскурсий являются следующие:
1. Наличие экскурсантов (группы или индивидуалов).
2. Наличие квалифицированного экскурсовода, проводящего экскурсию.
3. Протяженность экскурсии во времени (от 45 минут до 3-4 часов).
4. Протяженность экскурсии в пространстве – движение участников экскурсии по заранее составленному маршруту.
5. Показ экскурсионных объектов на месте их естественного или искусственного (в музее, на выставке) расположения.
6. Целенаправленность проведения экскурсии (наличие темы, в процессе раскрытия которой решаются задачи экскурсии).
7. Активная деятельность участников экскурсии (экскурсовода и экскурсантов).
Экскурсия как вид деятельности выполняет несколько функций. Информационно-познавательная функция. Всякая экскурсия в соответствии со своей темой предполагает освоение определенных пластов культурной или природной среды, а значит, содержит информацию по конкретному разделу знаний – о достижениях медицины, об исследованиях космоса, об исторических событиях, о крупных изобретениях и т. п. Следовательно, экскурсант в процессе экскурсии всегда узнает что-то новое.
Каждая экскурсия должна содержать относительно полную, научно обоснованную и тщательно выверенную информацию по своей теме. Тематическая экскурсия с точки зрения объекта передаваемой информации – более узкий вид экскурсии, поскольку освещает информацию по одному разделу знаний, а обзорная – более широкий, поскольку передает информацию по нескольким разделам знаний. Воспитательная функция . Экскурсия не только дополняет и конкретизирует знания экскурсантов по определенной теме, но и помогает им выработать отношение к тому, что они узнали. Поэтому перед экскурсоводом ставится задача создать в экскурсионной группе атмосферу единомыслия и общего переживания, оказать влияние на формирование мировоззрения, норм поведения и речевого этикета.
Для достижения воспитательного эффекта в экскурсию в качестве тематически встроенных и методически оправданных элементов могут быть включены фрагменты из художественных, научно-популярных фильмов или хроникально-документальный фильм полностью; прослушивание выступлений государственных и общественных деятелей в звукозаписи; выступления участников и очевидцев событий; встреча с руководителями и работниками предприятий; прослушивание музыкальных произведений и т. д.
Важной частью экскурсии как воспитательного процесса является послеэкскурсионная работа экскурсантов. Она становится возможной, когда экскурсоводу удалось превратить окончание экскурсии в начало самостоятельной работы экскурсантов по углублению к закреплению полученных знаний.
Перечисленные выше функции экскурсии являются базовыми, однако, наряду с ними, выделяют еще несколько функций. Отметим две из них.
Эстетическая функция. Данная функция проявляет себя в двух ипостасях. Во-первых, на экскурсии важно показать людям красоту окружающего мира, обратить внимание экскурсантов на особенности объектов, которые кажутся привычными и обычными. Во-вторых, в процессе экскурсии важно не просто передать информацию, но сделать это красиво посредством правильной речи, выразительных средств, отточенностью жестов и движений и т. д.
Коммуникативная функция . Общение участников экскурсии следует отнести к духовно-информационному типу. Эффективность экскурсии определяется не только знаниями и эрудицией экскурсовода по теме и умением использовать методику передачи этих знаний аудитории, но и способностями установить контакт со всеми участниками экскурсии: с экскурсантами, водителем автобуса, работниками музея. Этому способствуют такие качества экскурсовода, как приветливость, доброжелательность, непринужденность в общении, предупредительность.
Таким образом, каждая конкретная экскурсия одновременно выполняет как минимум три базовые функции, к которым в зависимости от вида экскурсии могут добавляться и другие функции.
Экскурсия является весьма эффективной формой организации учебной и внеклассной работы и в этом отношении выполняет ряд существенных дидактических функций:
с помощью экскурсии реализуется принцип наглядности обучения, ибо в процессе их учащиеся непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями;
экскурсии позволяют повышать научность обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой, способствуют изучению явлений и процессов в реальности, взаимосвязи и взаимозависимости, формированию научного мировоззрения;
экскурсии способствуют политехническому обучению, так как дают возможность знакомить учащихся с производством, с применением научных знаний в промышленности и сельском хозяйстве;
экскурсии играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся на производственную деятельность и ознакомлении их с трудом и делами работников промышленности и сельского хозяйства;
формированию познавательных и коллективистических интересов, положительных качеств личности.
В практической деятельности экскурсия рассматривается в нескольких аспектах: - как самостоятельная форма воспитания и обучения, как составная часть других форм обучения и воспитания; - как форма организации культурного досуга; - как часть тематического цикла, одна из ступеней познаний; - как форма распространения научных знаний, идейного воспитания; - как мероприятие по одному из направлений воспитания – патриотического, трудового, эстетического, экологического; - как форма работы с массовой аудиторией; - как форма межличностного общения экскурсовода и экскурсанта, экскурсантов друг с другом, экскурсантов с объектами показа.
Предлагаемая классификация экскурсий показывает, как можно их применить в деятельности учителя–предметника и классного руководителя.
Экскурсионный метод предполагает проведение занятий вне учебного класса. Он построен на преобладании показа над рассказом.
Основой реализации экскурсионного метода в школе является системная организация экскурсий, которая требует разработки и перспективного планирования. Важнейший принцип, который следует учитывать в работе учителя- предметника или классного руководителя, это принцип осуществления обратной связи, позволяющий отслеживать уровень внимания, качество восприятия и другие достижения учащегося как субъекта образования.
Как показывает школьная практика при относительно большом количестве экскурсий, экскурсионный метод как таковой учителями не используется, чаще учителя полагаются на эрудированность экскурсовода и выступают в роли сопровождающих учащихся.
Педагоги не всегда рассматривают экскурсию, как форму воспитания и поэтому выбор экскурсионных объектов, как правило, осуществляется хаотически и очень часто, пренебрегая главными помощниками – родителями школьников. Такая ситуация говорит о необходимости в деятельности классного руководителя или учителя-предметника Программы реализации экскурсионного метода, которая включает следующие этапы:
Подготовительный: подготовка школьников, подготовка педагога и подготовка группы к экскурсии, обсуждение темы, маршрута, снаряжения, выполняемых исследований, способов взаимодействия в группе.
Собственно экскурсия: основная задача педагога на экскурсии – организация и поощрение самостоятельности и исследовательских работ школьников с опорой на приобретение ими эмоционально- чувственного опыта общения с объектом экскурсии и восприятия учащимися объекта в его естественном окружении.
Заключительный: включает в себя обсуждения и проработку экскурсии в свободной (выбранной педагогом) форме спустя некоторое время после экскурсии.
При таком подходе экскурсия осуществляется как проект. Её разработка и реализация, а так же последующее использование в образовательном процессе собранных материалов, проводятся педагогом в соответствии с известной проектной методикой.
Такая программа включает в себя использование именно системы экскурсий, подчиненных методическим принципам: от простого к сложному, от близкого к дальнему, от части к целому, от знакомого к незнакомому, от реального к виртуальному.
Практика показывает, что экскурсионные программы помогают школьникам охватить содержание обучения широко, всесторонне, увидеть взаимосвязь изучаемых на уроках законов физики и химии, физики и биологии, истории и литературы, географии и экологии, то есть способствуют реализации межпредметных связей. Во время экскурсии учащиеся не только усваивают новые знания или углубляют и расширяют имеющиеся, но и приобретают умения и навыки их применения.
Особо следует подчеркнуть значение экскурсионных программ в формировании эмоциональной сферы учащихся; чувства прекрасного, ощущения радости познания, желания быть полезным обществу. Экскурсии на природу, в музеи, выставочные залы, на производство учат понимать произведения искусства, находить красоту в обыденных вещах и явлениях, чувствовать красоту человеческого труда.
Таким образом, экскурсионная деятельность в единстве и взаимосвязи осуществляет образовательную, воспитательную и развивающую функции обучения, но в конкретных условиях на первый план может выходить и одна из них.
Учитывая активно-двигательную специфику учебного познания на экскурсии, можно также говорить о ее влиянии на физическое развитие учащихся.
К экскурсоводу, ведущему экскурсии с детской и подростковой аудиторией также предъявляются определенные требования. Во-первых, он должен быть воспитателем, педагогом. Во-вторых, экскурсоводу необходимо знать школьные учебные программы и хорошо, если он будет педагогом-предметником. В–третьих, он должен быть чутким психологом, чтобы понимать детскую аудиторию, уметь быстро и легко устанавливать контакт с группой, поддерживать внимание ребят на протяжении всей экскурсии.
Деятельность экскурсовода отличается от других видов деятельности по уровню психологического напряжения. Она родственна деятельности педагога, писателя, артиста..
Именно знание законов психологии (например, знания возрастных особенностей экскурсантов) позволяет экскурсоводу владеть вниманием группы на протяжении всей экскурсии, учитывая особенности восприятия материала экскурсантами, эффективного воздействуя на сознание и чувства участников мероприятия.
Хотя экскурсионные программы для школьников и пользуются очень большим спросом, включить их непосредственно в процессе обучения проблематично, т.к. требует от педагога огромной предварительной работы по поиску необходимой темы и профессионального экскурсовода, который бы отвечал всем вышеизложенным требованиям.
Путь развития экскурсии идет по Линии изменения ее сущности. Первоначально экскурсия была прогулкой, преследующей практические задачи, например, поиск лечебных трав. Затем перед ней встали научные задачи, такие как выявление экспонатов для краеведческого музея. Поиски новых форм самообразования выдвинули перед экскурсиями общеобразовательную цель. Стремление улучшить воспитательную работу, сделать ее более эффективной превратили экскурсию в один из видов культурно-просветительской работы.
В настоящее время экскурсия выступает как нечто законченное, целостное, имеющее свои специфические функции и признаки, своеобразную индивидуальную методику. В значительной степени она обогатилась по содержанию, формам проведения и методике преподнесения материала и характеризуется как неотъемлемая часть идейно-воспитательной и культурно-массовой работы.
Итак, экскурсия представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях предприятий, лабораторий, научно-исследовательских институтов и т. д.
Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста - экскурсовода. Процесс восприятия объектов экскурсантами подчинен задаче раскрытия определенной темы. Экскурсовод передает аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом. Ему небезразлично, что увидит экскурсант, как он поймет и воспримет увиденное и услышанное. Он своими объяснениями подводит экскурсантов к необходимым выводам и оценкам, добиваясь тем самым нужной эффективности мероприятия.
В краткой форме сущность экскурсии можно определить так: экскурсия - сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче.
Экскурсия как форма общения
В словарях русского языка понятие "общение" рассматривается как "взаимные сношения, деловая дружеская связь". Более широко "общение" трактуется в философских словарях как одно из необходимых условий формирования и развития субъектов (личностей), при котором происходит обмен информацией, умениями и навыками.
В практической деятельности человека имеют место два вида общения - прямое и косвенное. Формы прямого общения - беседа, лекция, урок в учебном заведении, диспут, дискуссия, митинг, экскурсия и др. В ходе такого общения формируется общность чувств, настроений, мнений, взглядов, достигается взаимопонимание, происходит усвоение информации, укрепляются взаимосвязи.
Косвенное общение происходит в ходе чтения газет, журналов, книг, слушания радио, просмотра кинофильмов и др. В процессе такого общения отсутствует обратная связь, которая при прямом общении выражает себя в реакции субъекта на получаемую информацию.
Экскурсия как форма прямого общения предполагает взаимосвязь и взаимодействие субъектов (экскурсовода и экскурсантов) на основе их совместной деятельности. Являясь специфической формой общения, экскурсия дает возможность миллионам людей получить значительный объем информации, формирует способы мыслительной деятельности. Общаясь с другими участниками мероприятия, экскурсант при помощи подражания и заимствования, сопереживания и идентификации усваивает человеческие эмоции, чувства, формы поведения. В процессе общения достигаются необходимая организация и единство действий индивидов, входящих в группу, осуществляется эмоциональное взаимопонимание их, формируется общность чувств, настроений, мыслей, взглядов.
Общение людей на экскурсии следует отнести к духовно-информационному типу общения, сочетанию двух форм отношений между субъектами и объектами, а также отношений личностных и групповых 1 .
Знание основ психологии и педагогики помогает экскурсоводу правильно организовать процесс экскурсии. Практически общение представляет собой коммуникативную фазу в деятельности экскурсовода.
Правильно организованное общение экскурсовода и экскурсантов является основой такого педагогического процесса, как экскурсия. Коммуникативный компонент - важная часть профессионального мастерства экскурсовода. Эффективность экскурсии определяется не только обширными знаниями экскурсовода по теме, умением использовать методику преподнесения этих знаний аудитории, но и способностями в общении с экскурсантами, методистами и другими работниками экскурсионного учреждения, музея, с водителем автобуса. Важную роль в общении с аудиторией играют такие качества, как предупредительность, умение вести нормальный диалог.
Методисты экскурсионных учреждений придают большое значение роли экскурсовода в ходе проведения экскурсии. В этом деле можно увидеть достижения и просчеты. Стремясь повысить активность экскурсантов, экскурсовод использует различные варианты. Делая более пространным рассказ, он невольно превращается в лектора, сводит роль экскурсовода к пассивному восприятию увиденного и услышанного. Более эффективен вариант, когда экскурсовод, делая конкретные пояснения, направляет внимание группы, вызывает вопросы у экскурсантов, заставляет их размышлять, сопоставлять, подводит к оценкам и выводам. И третий вариант - это когда экскурсовод является как бы дирижером группы. Он организует демонстрацию объектов, обеспечивает четкий порядок их наблюдения. Так происходит потому, что экскурсанты заняты активным восприятием увиденного. Вопросы у них появляются после того, как будут осмыслены полученные впечатления. Подобный вариант проведения экскурсии возможен в высококвалифицированной и сплоченной группе.
Читайте также: