Почему по вашему мнению в 20 в возникла столь бесчеловечная система как тоталитаризм кратко

Обновлено: 06.07.2024

Феномен тоталитаризма, появившийся в ХХ веке, ураганом пронесся по истории и цивилизации и, похоже, сгинул. Остался ли он в прошлом навсегда? Вопрос.

Признаки тоталитаризма. Понятие. Исторические истоки

До ХХ века тоталитаризма не было. Конечно, сильные мира сего всегда стремились установить над людьми более низкого положения господство, и чем прочнее, тем лучше, но только в новейшее время у них появились инструменты всеобъемлющего контроля. Без массового общества ХХ века, средств массовой информации, развитого бюрократического аппарата и урбанизации тоталитаризм был бы невозможен. Государству непросто было дотянуться до каждого индивида, да и нужды не было, власть почти везде легитимизировалась традицией, ей не требовались столь мощные средства подавления личности.

Разрушителем старого мира и катализатором политических перемен стала Первая мировая: государства взяли на себя огромный набор полномочий и чрезвычайно усилили аппарат принуждения. Это пригодилось в последовавшей за экономическим кризисом и крушением монархий острейшей политической борьбе. Классические тоталитарные модели — советская и германская — сложились как реакционные системы, выкованные для гражданской войны. И там, и там тоталитаризм — это радикал, подавляющий столь же фанатичных противников (в этом отношении разница лишь в том, что в Германии Адольфа Гитлера беспощадно давили коммунистов, а в Советском Союзе Иосифа Сталина столь же беспощадно расправлялись с антикоммунистами).

Фото 1.jpg

- Культ личности харизматического вождя

- Однопартийность и унитарная идеология

- Полицейский террор как средство идеологического контроля, репрессивный характер государства

- Проникновение государства во все сферы жизни общества, его стремление полностью, тотально контролировать частного человека, подчинить себе его свободную волю, лишить всех личных принципов и навязать вместо них один-единственный — лояльность.

Классические модели: к разным целям параллельными путями

Фото 2.jpg

Итак, тоталитарное государство, — это тот самый могучий Левиафан Гоббса, непобедимый и диктующий свою волю. Лишь два государства в истории чрезвычайно сильно приблизились к этой модели. Во многом это связано с тем, что и нацистская Германия, и сталинский СССР поставили себе задачу коренным образом преобразовать общество и личность (и не только в своих границах), что, с одной стороны, усиливало сопротивление им, с другой — требовало радикальной мобилизации, репрессий и унификации. Один вождь, одна партия, одна правда. Тот факт, что Сталин и Гитлер исповедовали принципиально разные и враждебные идеологии, для определения их методов как тоталитарных не имеет значения. В конце концов, ножом может пользоваться как преступник, так и хирург, и в обоих случаях нож является опасным инструментом. [Сборник: Адольф Гитлер]

Фото 3.jpg

И сталинский, и гитлеровский тоталитаризм ушли в прошлое только после физической гибели их лидеров. Гитлер покончил с собой 30 апреля 1945 года, а через несколько дней скончалось и его государство. Сталин умер 5 марта 1953 года. Его государство уцелело ценой отказа при Н. С. Хрущеве от крайне репрессивных методов управления. [Сборник: Иосиф Сталин]

Преемники Сталина уже никогда не оказывали на население столь же беспрецедентное давление, как при нём, и, в конечном счете, сами предали в 1980-е годы лежавшую в основе режима идеологию.

Именно по той причине, что фашистский режим Бенито Муссолини, безусловно имеющий тоталитарные черты, не ставил себе цель коренного преобразования общества, как нацистский, он не столкнулся с вызовами, требующими тотальной мобилизации, унификации и столь массовых репрессий. Фашизм после победы над левыми в начале 1920-х годов обратил свою энергию скорее во внешний мир, чем на тотальную реорганизацию итальянского народа. [Сборник: Бенито Муссолини]

Пережить падение и наследие этого режима Италии впоследствии оказалось неизмеримо легче, чем немцам — пережить гитлеризм.

Фото 4.jpg

То же касается авторитарного режима Франсиско Франко, избежавшего крайних проявлений тоталитаризма. Победа над левыми в гражданской войне для каудильо была намного важнее расправы над любым инакомыслием. При всех атаках на свободу политическое поле не было выжжено начисто, а идеология по-настоящему не претендовала на физическое уничтожение любой конкуренции. [Сборник: Франсиско Франко] В итоге Франко удалось довольно безболезненно демонтировать свой режим и передать власть монархистам.

Фото 5.jpg

Там, где государство, несмотря на веяния времени, все же вело наступление на свободы особенно жестко, гораздо более болезненно затем наступали перемены: и для народов, и для самих диктаторов. В частности, в Румынии: фактически пожизненный президент Николае Чаушеску подмял под себя всю политическую систему, практиковал непотизм, брал пример с КНДР и создал масштабный культ своей личности. Чаушеску жестоко подавлял любое недовольство и категорически отказывался реформировать Румынию, даже когда социализм уже трещал по всем швам. [Сборник: Николае Чаушеску]

Фото 6.jpg

Хоть и не дожил до приговора, но успел оказаться на скамье подсудимых чилийский диктатор Аугусто Пиночет. Пиночет действовал на другой, правой стороне политического спектра. Он организовал репрессии против социалистов: людей похищали, пытали и убивали по его воле. [Сборник: Аугусто Пиночет ]

Обвиняли диктатора и в наркоторговле, торговле оружием и экономических преступлениях. Вероятно, лишь инфаркт избавил его от заслуженного приговора.

Конец тоталитаризма?

Фото 7.jpg

Феномен тоталитаризма — масштабная тема на стыке множества гуманитарных дисциплин: истории, философии, психологии, социологии и политологии. В рамках небольшой заметки можно лишь кратко упомянуть его сущностные черты, притом с известным риском вульгаризации изложения.

здесь правильно говорят, что оно было и раньше, просто называлось по другому. т. - это всего лишь инструмент достижения целей. просто в 20 веке некоторые страны осуществляли неорганическую модернизацию догоняющего типа. это (погоня) требовало мобилизации всех усилий общества. для этого государство уничтожало всех сомневающихся, противников и просто апатичных и т.д. лишь в 20 веке с его технологиями и массовой культурой стало возможно контролировать все общество. т.е была потребность в тоталитаризме, появилась возможность его осуществить, и он осуществился.

Вы уверены, что это возникло в ХХ веке? А что же такое наполеонизация и монархии? Рай земной? Оч-чень человечными были экспансии на Восток и Новый Свет, в Австралию. Да и в самом "лоне" цивилизации попы сожгли немеренно лучшего люда. ХХ век - цветочки.

Ответа на этот вопрос пока нет
Еще не все законы и закономерности исторического развития человечества раскрыты.
Почему в 20-м веке, не раньше и не позже - неизвестно,
Возможно, просто возможности тиранов выросли в связи с техническим прогрессом человека, а может еще что другое многое. -оценка причин - дело будущего.
С момента конца 20 века прошло всего семь лет.

Анонимность вдохновляет на размещение подлинного контента!

почему тоталитарные режимы возникли в XX веке?

почему тоталитарные режимы возникли в XX веке?Можно было ли их изебжать?В чем их роль? - эти 3 вопроса на которые историки так и не нашли однозначного ответа.Попробую порассуждать.
Идеология фашизма строилась на национализме и расизме, они не были чем-то новым для Европы.
Со времен Великих географических открытий считалось, что туземцы жители "лишенные луши" . И это в конце конуов и привело к созданию фашистсих партий, так сложилось исторически.
Начало ХХ века - это большие перемены: революции,смена властей,мировой экономический кризис,Первая Мировая Война - все это наложило свой отпечаток.
После Первой Мировой у Италии и Германии остались сильные обиды: Италия - хоть и формально победившая сторона, но её обделили территориално,не дав ничего. Германия заключила мир на условиях противника и была лишена всякого оружия и захваченных территорий. Эти обиды и стали основным поводом к укреплению фашистского режима, хотелось взять реванш.
Политики Великобритании, СССР, Франции также допустили ошибку - не всприняли всерьез роль фашистской партии.
Я считаю,что нельзя было избежать тоталитарных режимов. Всем и каждому хотелось власти и как можно больше,сделать все по- своему. А лидеры тоталитарных режимов внушили рабочим(которых было большинство),что их идеи - единственные правильные и верные. Можно даже сказать рабочих зомбировали: через радио,газеты. Прийдя к власти фашистские партии уничтожили любые другие имевшиеся партии, и стали "монопалистами".В Италии и Германии до того как в стране установили тоталитраный режим фашистские партии не показывали себя полностью т.е. не показывали насколько она кровожадны, антигуманы.
Тоталитарные режимы привели ко Второй Мировой Войне.
"Велийчайшая опасность,угрожающая сейчас цивилизауции - подчинение всей жизни государству, вмешательство его во все области, поглощение всей общественной спонтаной инициативы государственной властью, а значит, уничтожение историческоц самодеятельности общество. Человек массы действительно верит,что он - государство, и все больше стремится под всякими предлогами пустить государственную машину в ход, чтобы подавлять творчиские меньшинство. Это стремление начинается плохо. Общество будет принужденно жить для государства, человек - для правительственной машины.Высосав все соки из общества, обескровленное, оно само умрет смертью ржавой машиныЮ более отвратительной,чем смерть живого существа." философ Хосе Ортас - и Гассета
И этот философ оказался-таки прав!
Историки считают, что тоталитаризм является специфическим феноменом прошлого столетия. Он возник как реакция на трудности и противоречия в развитии стран второго эшелона модернизации, где не утвердились прочие демократические традиции, но так же аналоги тоталитаризма существовали и в прошлом.
Тоталитраные режимы как таковые были только в Италии и германии. Многие вопросы относительно других стрна остаются неразрешенными. Но Япония всегда имела традицию восприятия императора как воплощение бога на Земле. Модернизация затронула сферу экономики , но не политическую и духовную сферу. В японии тоталитарных политических партий не было. И то же самое можно сказать о Китае и других странах Востока."Западные" коммунистические идеи были переосмысленны и сочетались с местными культурами и социальными традициями.
Режим в СССР олтвечает формальным призанкам тоталитаризма. Но советская власть сильно отличалась от германского и итальянского фашизма. по целям,по характеру проводимой политики.
Вопрос о тоталитарных режимах требует дальнейшей научной разработки и дальнейшего исследования.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тип урока: комбинированный

Форма урока : урок-проблема

П.З.: Почему в ХХ веке возникла столь бесчеловечная система как тоталитаризм?

Установление тоталитарных режимов в Европе

Основные мероприятия тоталитарных правительств

Тоталитаризм – феномен ХХ века

Оборудование: Книги, рабочие листы с текстом, карточки с Д/З, мультимедийный проектор. Учащиеся делятся на 2 рабочих группы и группу аналитиков, в течение урока выполняют задания

Цели урока:

Образовательные:

Обеспечить усвоение учащимися условий формирования тоталитарных режимов и причин их установления в странах Европы

Охарактеризовать основные мероприятия тоталитарных правительств в Италии и Германии

Объяснить смысл и значение важнейших исторических понятий (фашизм, тоталитаризм, нацизм) и добиться их усвоения

Выяснить основные черты тоталитаризма как феномена ХХ века

Определить роль личности в истории на примере А. Гитлера и Б. Муссолини

Развитие аналитического и синтезирующего мышления

Выработка умения искать решение проблемы, выдвигать гипотезы

Отработка навыков работы в должном темпе

Развитие умений действовать в группе и самостоятельно

Реализация принципа проблемности развивающего обучения

Воспитательные:

Воспитание чувства неприятия к насилию, бесчеловечности тоталитарных режимов

Воспитание настойчивости, упорства, целеустремленности

Вступительное слово

Мы продолжаем изучение истории стран мира в межвоенный период

Народ не может жить, не помня уроков своей истории. Только на основании опыта, пройденного народом, строится сегодняшний и завтрашний день: это изречение еще раз подтверждает известную истину о том, что без прошлого нет настоящего и не может быть будущего.

Один из важных уроков прошлого сегодня мы рассмотрим на занятии. На прошлом уроке мы рассмотрели причины, особенности и последствия Мирового экономического кризиса. Итак, проверим домашнее задание, по карточкам работают 3 человека. Вопросы в карточках об особенностях проявления кризиса в:

А каковы были причины экономического кризиса? Когда он был? Какие последствия имел этот кризис для стран?

Ответ: главной серьезной причиной было серьезное нарушение, дисбаланс в экономике, нарушения в цепи производство-обмен-потребление. Промышленное производство росло быстрее роста зарплаты, низкий спрос на массовое производство. Кризис перепроизводства. Вышел из строя рыночный механизм. Рынок и конкуренция как регуляторы перестали работать. Он был с 1929-1933 гг. Он обострил социальные и политические противоречия капиталистического общества. Произошло разочарование в институтах демократии, которые не смогли защитить от неурядиц, обрушившихся на людей. Пессимизм. Экономический кризис 1929-33 годов вызвал ряд противоречий во всех областях жизни общества в странах Европы. Эти противоречия породили конфликт, противоборство двух политических режимов: тоталитаризма и демократии. В ХХ веке тоталитаризм утвердился в качестве политических систем в самой большой стране мира – России, в одной из самых культурных стран – Германии, а также Италии, Испании, Японии. И сегодня мы с вами рассмотри установление тоталитарных режимов в
Европе на примере двух государств – Германии и Италии. Работать будем по определенному плану. Запишем число и тему урока

Рождении тоталитаризма

Ответ: тоталитарный режим характеризуется контролем над всеми сторонами жизни общества и проникновением во все его сферы.

- наличие единой правящей партии

- сращивание партийного и государственного аппарата

- ликвидация гражданских прав и свобод

- контроль над хозяйственной, экономической и семейной жизнью

- культ вождя, наличие лидера-диктатора

- монополии на СМИ

- террористический и полицейский контроль

Правильно. Одной из форм тоталитаризма является фашизм – открытая террористическая диктатура, опирающаяся на прямое насилие, шовинизма, расизм (с ит. пучок, связка, объединение). Национализм и идеологии и политика основана на идее национальной исключительности, национальном превосходстве . Культ вождя: в Германии – Фюрер, в Италии – Дуче. Нацизм идеология: культ силы, расовое превосходство, антисемитизм, экспансия, насаждение образа врага. Согласны ли вы с тем, что этот режим является антидемократическим? Так почему же в ХХ веке возникла столь бесчеловечная система, как тоталитаризм?

Раньше всего фашизм возник в Италии: в 1922 году сам король поручил лидеру фашистов Б. Муссолини сформировать правительство. Так с соблюдением всех демократических процедур к власти пришла самая недемократическая сила – фашизм. В Германии в начале 30-х годов демократические партии имели большинство голосов и мест в парламенте, чем национально-социалистическая партия Гитлера, согласно результатам выборов в 1932 г. НСДАП теряла популярность, так почему же в 1933 году нацисты приходят к власти? Давайте разберемся с этой проблемой.

Установление фашистских режимов

Каждая группа получает задание.

1 группа: что способствовало приходу фашистов к власти в Италии?

2 группа: что способствовало установлению тоталитаризма в Германии?

3 группа (аналитики): для чего утвердились тоталитарные режимы в 20-30х годах?

1 и 2 группы: работа с учебником и фиксирование ответа в тетради

3 группа: анализируют текст дополнительного материала и ответы 2 рабочих групп

Ответ 1 группы:
- тяжелое экономическое положение

- массовое недовольство, движение трудящихся

- во всех бедах винили правительство либералов

- фашисты объединили недовольных (крестьян, рабочих, мелкую рабочую буржуазию)

- царившая обстановка неуверенности

Ответ второй группы:

- экономический и политический кризис

- отсутствие политической стабильности

- снижение авторитетности правительства из-за экономических трудностей

- чувство национального унижения, охватившее общество после войны (инфляция, контрибуция)

- популярность националистических идей

- страх правящих кругов перед ширящимся коммунистическим движением

- для решения задач выхода из экономического кризиса, преодоление разрухи

- для предотвращения угрозы революции для создания нового порядка и внешней экспансии

- либеральная демократия оказалась неспособной предотвратить победу тоталитаризма

А почему демократические силы не смогли предотвратить приход фашистов власти? Они были разобщены, социалистическая и коммунистическая партии недооцени фашистскую угрозу, и продолжали взаимную борьбу. Создать единый антифашистский фронт в таких условиях оказалось невозможным. Большую роль в становлении тоталитарных режимов сыграли лидеры фашизма – Гитлер и Муссолини. Итак, мы выяснили, кто и для чего установил тоталитаризм, а теперь рассмотрим реализацию на практике этого режима. Переходим к 3 пункту плана.

Мероприятия тоталитарных правительств

Работа в группах

1 группа: выписать основные мероприятия тоталитарного правительства в Италии

2 группа: выписать основные мероприятия тоталитарного правительства в Германии

3 группа: проанализировать тексты, выслушав ответы 1 и 2 групп, определить различия фашистских режимов в Италии и Германии (работа с документами)

1 и 2 группы работают с учебником, выписывают основные мероприятия тоталитарных правительств

- ликвидация демократии (других партий, свободы и прав)

- Муссолини, фактически, единоличный правитель

- чистка гос. аппарата

- вмешательство в экономику

- политика авточего-то там (ликвидация зависимости страны от ввоза стратегического сырья для промышленности)

- активная внешняя политика

- запрет всех партий, кроме НСДАП

- максимальная централизация хозяйственной жизни

- организация общественных работ для ликвидации безработицы

- в Италии католицизм объявлен единственной религией, поэтому псевдорелигия фашизма не так сильна

- антисеменизм в Италии не возродился в ранг гос. пол.

- в руках Дуче сконцентрировалась гораздо меньшая власть, чем в руках Фюрера

- Муссолини не смог добиться такой массовой поддержки

- партия Гитлера имела большее влияние, чем партия Муссолини

Давайте сделаем вывод по 3 пункту плана. Соответствовали проводимые мероприятия принципам тоталитаризма? Да, проводимые мероприятия соответствовали принципам тоталитаризма. Политические системы германского и итальянского фашизма были схожи по ряду признаков, но далеко не были одинаковыми

Тоталитаризм – феномен ХХ века

Обратимся к нашему главному вопросу, мы выяснили, почему создавались тоталитарные режимы, а давайте подумаем, почему тоталитаризм и фашизм возникли именно в XX веке? Политическая идеология тоталитаризма основана на принципиально новом представлении о политике (в частности на политическом принуждении). Тоталитаризм стал возможен благодаря определенным чертам индустриальной эпохи. Он не мыслим без современных технических средств. Причем они выступают как средства контроля и пропаганды (радио). Прежде было невозможно все общество держать под присмотром, поэтому принято считать тоталитаризм феноменом ХХ века. Стремление тоталитаризма к переделке человеческой природы, создание нового типа личности путем стандартизации, растворения человека в массе.

Дальше небольшой кусочек, где я совершенно не могу разобрать почерк

Итак, сделаем вывод, почему фашистам удалось прийти к власти в ХХ веке?

Вывод: тоталитарные партии приходят к власти и устанавливают свой режим в условиях глубочайших потрясений, которые поражают все сферы жизни общества. Именно такая ситуация и возникла в 20-30 гг. в странах Европы

Ответить на вопрос: подумайте, чем была вызвана крайняя агрессивность фашизма? Обсудите …. связь фашизма и войны

Макет доски

1. Рождение тоталитаризма

2.Установление фашистских режимов

4.Мероприятия тоталитарных правительств

6. Тоталитаризм – феномен ХХ века

Тоталитарные режимы в Европе

Ф.Хайек

Э.Хмингуэй

Почему в ХХ веке возникла столь бесчеловечная система, как тоталитаризм?

Д/З п. 15

Тоталитаризм

Фашизм

Нацизм

Фюрер

А.Гитлер

Б.Муссолини

ПРИЛОЖЕНИЕ!

Тоталитарные режимы в 30-е гг.
Италия, Германия, Испания

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. обострил социальные и политические противоречия капиталистического общества. Возникла непосредственная угроза разрушения европейской цивилизации со стороны правоэкстремистских сил, фашизма. Каждая из крупных европейских индустриальных стран и США имела свои своеобразные пути и методы выхода из кризиса, но между ними была четка грань, разделявшая государства тоталитарные и государства демократические и, следовательно, те методыкоторые использовались ими для выхода из кризиса.
Появление в межвоенный период группы фашистских государств, где была чрезвычайно велика роль государства и насилия, не было случайным стечением обстоятельств. В Италии и Германии фашизм пришли к власти при опоре на массовые движения и утверждался с соблюдением поначалу легальных форм коалиционного правительства. И это обстоятельство первоначально притупило бдительность европейской либеральной демократии, недооценившей масштабы угрозы европейской цивилизации. Именно об этой опасности, таившейся в кризисе европейского общества, предупреждали еще до прихода германского фашизма к власти и распространения тоталитарных режимов в своих романах писатели, которых считали антиутопистами (Ф.Кафка, Е.Земятин).
Для чего же утверждались тоталитарные и авторитарные режимы в 20-е и 30-е гг.? для решения задач выхода из экономического кризиса, преодоления разрухи, предотвращения угрозы революции, создания нового социального порядка и в конечном итоге внешней экспансии. Это было характерно для Германии, Италии, Испании, Японии и ряда других стран с профашистскими, авторитарными режимами. В этих случаях либеральная демократия оказалась неспособной предотвратить победу тоталитаризма.

Вопрос: каковы различия между фашистскими режимами в Германии и Италии?

Тоталитаризм феномен ХХ века

ХХ век одарил человечество значительным расширением горизонтов знания, достижениями научно-технического прогресса. Возможно, еще более важен опыт духовного, социального и политического развития.

В 20-30-е годы в группе государств, таких как СССР, Германия, Италия, затем Испания, а также ряде стран Восточной Европы сложились политические режимы, обладавшие целым комплексом сходных признаков. Провозглашая разрыв с традициями прошлого, обещая построить на его руинах новый мир, привести народы к процветанию и изобилию, эти режимы обрушили на них террор и репрессии, втянули мир в череду кровавых войн.

Режимы, получившие название тоталитарных, постепенно сошли со сцены.

Важнейшими вехами крушения тоталитаризма были 1945 год, когда потерпела крах такая его форма, как фашизм, и 1989-1991 годы, когда тоталитарные режимы в Восточной Европе, а затем и в СССР, постепенно претерпевавшие эрозию после смерти И. В. Сталина, рухнули окончательно.

Что же представлял собой тоталитарный феномен? Как осуществлялась власть?

Тоталитаризм – феномен ХХ века

Тоталитаризм – тип политической системы и общества. Он характеризуется всеобщей, всеохватывающей ролью идеологии общественной жизни, чрезмерным разрастанием власти и поглощением ею гражданского общества.

Типичными признаками тоталитарной системы власти являются:

1. единая массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером;

2. . официальная идеология, признаваемая всеми;

3. . · монополия власти на СМИ (средства массовой информации);

4. · монополия на все средства вооруженной борьбы;

5. · система террористического полицейского контроля и управления экономикой.

Общей чертой всех тоталитарных форм устройства человеческого общества является всеобщность государства. В социально-экономическом отношении тоталитаризм предполагает планирование и регулирование всех социальных и хозяйственных аспектов деятельности, не оставляет за личностью свободы в принятии решений, целиком подчиняя его коллективной воле. В такой системе отсутствует свобода личности. Действует постоянный контроль со стороны партийно - государственного аппарата над гражданами. Подчиняется вся социальная система коллективным идеологическим целям.

Проявление тоталитаризма стали феноменом общественной жизни и сложились в определенную систему только в ХХ веке. Тоталитарные идеи подчинения части целому, личности государству, а также всеобщего управления обществом, существуют уже свыше двух тысячелетий в высказываниях и сочинениях Гераклита, Платона, Карла Маркса, В.И. Ленина и многих других мыслителей. Теория же тоталитаризма сложилась в 40-50 гг. прошлого столетия. Так, в работах Ф.Хайека, К.Фридриха и З.Бжезинского была сделана попытка обоснования тоталитаризма как понятия, отражающего сталинизм и другие однотипные (фашистские и национал-социалистические) политические режимы.

Хотя тоталитаризм стал политической реальностью лишь в ХХ веке, его истоки уходят корнями в глубокую древность.

Древнегреческий философ Платон тонко критиковал демократическое устройство, но при этом его собственные представления о совершенном государстве предполагали не только безусловное подчинение индивида государству, но и собственность государства на землю, дома, жен и детей граждан. Тотальность государственного регулирования распространялась у Платона и на регламентацию распорядка дня и ночи, обязательное исповедание единой религии, запрет на несанкционированное общение с иностранцами и частные поездки за границу. Платон подчеркивал необходимость для государства очищать себя от неугодных лиц смертной казнью или изгнанием.

Тоталитаризм существует в двух основных разновидностях: коммунистической и фашистской.

Тоталитаризм – это полный контроль над всеми сферами жизни общества. Всего этих сфер – пять: экономика, общественные отношения, политика, национальные отношения, личность.

Рассмотрим теперь сферу политики. В правовом государстве не может быть единой власти, а должны существовать три независимые друг от друга власти: законодательная, исполнительная, судебная, в СССР же произошло соединение законодательной и исполнительной государственной власти. Судебная же власть в годы гражданской войны была сосредоточена в руках ВЧК, других чрезвычайных и внесудебных органов, местных исполкомов, подчиняющихся Совнаркому. Велись альбомные дела, составляемые для высшего руководства страны. Происходило систематическое вмешательство госаппарата в сферу правосудия.

Характер административно-командной системы сказывался наотношениях наций и народностей. Под видом Федерации в 30-е годы утверждалось жестокое централизованное государство. Искоренялась и сама национальная структура страны. Например, в докладе о проекте Конституции СССР в 1936 году Сталин говорил, будто в СССР существует лишь 60 национальностей в нашей стране, в то время как их было в два раза больше. Созданный в 1936 году Совет Национальностей мало занимался конкретными национальными проблемами. В этом же году были ликвидированы такие формы национально-административного деления, как национальные районы и национальные сельские советы, которые занимались созданием условий для осуществления школьного образования и культурно-просветительной деятельности на родных языках.

Культ личности - крайнее возвеличение, а подчас и обожествление человека, занимающего, как правило, высшее положение в иерархии политической или религиозной власти; максимально завышенная оценка функции и роли лидера. Наиболее часто культ личности встречается в тоталитарных и авторитарных государствах.

Культ политических руководителей - неотъемлемый элемент обожествления власти. Он ведет свое начало от языческого идолопоклонства, воскрешая такие его атрибуты, как памятники, мавзолеи, мемориальные комплексы, сложные религиозно-политические ритуалы и т.п.

Тяжелое наследие такого отношения к политическому лидерству до сих пор проявляется во многих государствах мира.

В фашистской Германии проявлением культа личности был культ Гитлера.

Сталин активно контролировал процесс террора: руководил подготовкой трех больших московских процессов; по своей инициативе отдавал приказы об арестах; занимался изучением текущих допросов. Он вмешивался во многие дела, устаивал бойни в вооруженных силах, например, в группе Тухачевского. Но даже с учетом всего этого, Сталин один не смог бы провести чудовищные массовые репрессии без целой армии активных помощников, начиная с членов Политбюро и высших чиновников и, кончая, тысячами следователей НКВД, без осведомителей во всех слоях общества, рядовых членов партии и сочувствующих беспартийных, которые писали доносы, лишь бы угодить своему шефу.

был главным организатором террора. Организованный в стране террор сделал свое дело. Сталин создал общество конформистов. Люди могли носить маски его сторонников, но некоторые относились к нему критически и в глубине души ненавидели его. Не все из преданных ему людей говорили то, о чем думали на самом деле. Многие были двуличны, но выяснить, кто же, точно было нелегко и поэтому в глазах Сталина чуть ли не каждый советский человек и, уж конечно, каждый крупный чиновник являлся возможным двуличником.

По халатности Сталина было допущено много непоправимых ошибок в истории СССР.

Конец ХХ века дал впечатляющие примеры краха тоталитаризмаи перехода обществ к демократии или, по крайней мере, авторитаризму. Авторитарный тип политического режима следует рассматривать как промежуточную, переходную модель от тоталитаризма к демократии, либо, наоборот.

Заключение

Тоталитаризм - это не просто тотальный централизованный контроль за всеми проявлениями и сферами общественной жизни.

Основным показателем тоталитаризма является общественно-политическое движение, ядро которого представлено политической партией тоталитарного типа. Партия внедряется во все сферы общественной жизни и ее поддерживает большая часть непартийного населения. Поддержка эта отчасти обеспечивается и террором. Поскольку партия является правящей и единственной, тем самым достигается эффект общенародного движения, когда все решения партии через ее разветвленную структуру и поддерживающую её часть населения доводятся до всего общества и принимаются к исполнению обществомкак"воля широких народных масс". Так достигается эффект тоталитаризма, когда власть осуществляет контроль и проводит все свои решения от имени и руками самих народных масс.

Низкий уровень общественного сознания при высоких темпах развития капиталистических отношений может привести к установлению тоталитаризма. Однако тоталитаризм - тупиковый вариант развития, который приводит либо к катастрофе, например, к разгрому в войне, либо, по мере развития общественного сознания, к переходу в сторону демократии через авторитаризм.

Читайте также: