Эколого просветительская деятельность в доу

Обновлено: 04.07.2024

Тип проекта : информационно - творческий.

Длительность проведения: 2 месяца

Участники проекта : воспитанники младшей группы, воспитатели, родители.

Актуальность проекта.

Все мы – дети природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира. Эта проблема является одной самой серьезной и актуальной в современных условиях.

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы экологического воспитания. Формируя гуманное отношение к природе, важно донести до детей, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому должны ее беречь и заботиться о ней.

Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты : деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности.

Создание экологических акций способствует закреплению знаний о природных явлениях, дети учатся самостоятельно планировать свою деятельность по оказанию помощи животным, по сохранению воздуха и водоемов чистыми и т. д., а также они помогают узнать об этом детям других групп детского сада, своим родителям. Экологические акции обеспечивают высокую степень активности и самостоятельности воспитанников. Подобные мероприятия развивают в детях такие нравственные качества, как самостоятельность, ответственность, сопереживание, заботливость, доброжелательность, инициативность и т. д.

Для работы по организации экологических акций нами использованы следующие методы и формы работы: проведение бесед, занятий, игр по экологическому воспитанию; просмотр видеофильмов; чтение художественной литературы; проведение экскурсий; проведение опытов; изготовление экологических плакатов и т. д.

Цель - формирование у детей дошкольного возраста основ экологического воспитания и навыков наблюдения за объектами живой и неживой природы при проведении серии акций экологической направленности.

1. Разработать методики проведения акций, направленных на формирование у детей дошкольного возраста основ экологического воспитания.

2. Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.

3. Научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности и поведения в природе.

4. Воспитать чувство сопереживания и желания помочь растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.

5. Способствовать развитию интереса у детей к изучению природу родного города.

6. Организовать взаимодействие с семьями воспитанников и педагогами детского сада по формированию основ экологического воспитания.

План - карта действий по реализации проекта

Цель акции: формирование представлений о чистоте окружающей среды для жизни на планете.

п/п Этапы акции Совместная деятельность педагога с детьми Формы и методы взаимодействия с семьёй

3. Экологическая газета Рисование рисунков-знаков правила поведение в природе Фотоматериалы

Цель акции: воспитание заботливого, отношения к птицам, развитие интереса к исследовательской деятельности, через трудовую деятельность.

п/п Этапы акции Совместная деятельность педагога с детьми Формы и методы взаимодействия с семьёй

1. Экологическая тревога

2. Экологическое

3. Экологическая тропа Целевые прогулки: Наблюдение и сравнение птиц на кормушках.

Цель: создание условий для формирования у детей интереса к исследовательской деятельности, вовлечение к практической деятельности по созданию огорода на окне.

п/п Этапы акции Совместная деятельность педагога с детьми Формы и методы взаимодействия с семьёй

1. Экологическая тревога.

Наш организм недополучает витамины Развивающая игра "Полезная еда -витамины"

1. Чтение сказки

2. Экологическая тропа Наблюдение за изменениями в растении (появление корешков, перьев) Украшение стаканчика: "Чиполлино"

3. Экологическая газета Рисование "Витамины на окне" Фотоматериалы

Акция: "Добрые крышечки"

Акция "Добрые крышечки" - это крупномасштабный российский эколого-благотворительный волонтерский проект, организованный совместно Общественным движением "ДОБРЫЕ КРЫШЕЧКИ" и Благотворительным фондом "Волонтеры в помощь детям-сиротам". Пластиковые крышечки собираются в пунктах приема, а затем крупная партия крышечек отправляется на завод по переработке пластика. Завод взвешивает полученный пластик и переводит денежные средства на счет Благотворительного Фонда "Волонтеры в помощь детям-сиротам".

Цель акции: привлечение детей и взрослых к совместному решению экологических и социальных задач. Акция призывает каждого проявить заботу о других, оказать помощь без каких-либо материальных средств, используя в качестве ценного ресурса привычный всем "мусор".

п/п Этапы акции Совместная деятельность педагога с детьми Формы и методы взаимодействия с семьёй

1. Экологическая тревога

"Пластик разлагается до 1000 лет" Просмотр презентации "Добрые крышечки"

2. Экологическое

3. Экологические игра Изготовления дидактической игры

Материально-техническое ресурсы проекта :

- уголок природы в группе;

-экологическая тропа на участке детского сада;

- наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, (птиц, растений, животных, времен года и т. д.);

- экологические игры, физкультминутки;

- настольно-печатные игры, различные макеты, экспериментальный уголок.

Ожидаемые результаты проекта :

- научатся наблюдать за объектами живой и неживой природы.

-научатся проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности и поведения в природе.

- появится интерес у детей к изучению природу родного города.

- детей сформируется чувство сопереживания, возникнут добрые чувства к природе, углубятся знания о необходимости сохранности и преумножения богатства родной планеты Земля.

- расширение знаний по экологическому воспитанию детей;

- повысится интерес к совместной деятельности по защите и охране природы;

- повысится уровень экологической культуры родителей

- внедрение новых игровых методов и технологий в работе с детьми и родителями по экологическому воспитанию.

- повышение профессионализма при применении новых образовательных технологий;

- гармонизируются детско-педагогические отношения.

1. Зенина Т. Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие. - М., педагогическое общество России, 2010.

2. Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных. М., 1988.

3. Наш дом – природа. //Дошкольное воспитание. – 1994. – №7.

Цель: выяснение отношения родителей к вопросам экологического образования дошкольников в ДОУ и его реального осуществления в семье.

1. Считаете ли Вы важным компонентом экологическое воспитание дошкольников?

- Да. – Нет – Не знаю.

2. На Ваш взгляд обладаете ли Вы достаточной информацией о природе нашего региона? - Да. – Нет. – Не знаю.

3. Считаете ли Вы необходимым знакомить детей с природой нашего региона?

– Да. – Нет. – Не знаю.

4. Есть ли у Вас дома животные? – Нет. – Да, какие?___

5. Есть ли у Вас дома комнатные растения? Если да, какие? – Нет - Да___

6. Помогают ли дети ухаживать за животными или растениями?

– Нет. – Да. – Иногда.

7. Как Вы считаете, зависит ли состояние здоровья ребенка от окружающей среды?

– Да. – Нет. – Не знаю.

8. В какой совместной форме Вы осуществляете экологическое воспитание в семье? (беседы, труд в природе, отдых на природе, чтение литературы по экологии) свой вариант___

9. Как Вы оцениваете уровень экологических знаний Вашего ребенка? - Высокий. – Средний. – Низкий. – Не знаю.

10. Знакомите ли Вы детей с правилами поведения в природе? – Да. – Нет. – Иногда.

11. Считаете ли Вы необходимым экологическое образование детей? - Да. – Нет – Не знаю

12. Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду?___

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Эколого – просветительская работа

Система работы по экологическому воспитанию

В течение почти четырех лет наш детский сад работает по проблеме экологического воспитания . Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологическ их знаний, полученные в детстве , помогут ребёнку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её, бережно относиться к ней. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться к живому, передавать определённые знания в области экологии – цель экологической работы в ДОУ, которая осуществляется в нескольких направлениях:

- работа с детьми

- работа с педагогами

- работа с родителями

За это время была создана целостная система, направленная на решение следующих задач:

-формирование элементарных экологических представлений о природе, о связях живых организмов с окружающей средой и друг с другом

- развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, обществе

-совершенствование экологического сознания педагогов и всех сотрудников дошкольного учреждения

-формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера, навыков природоохранной деятельности

-пропаганда среди родителей экологических знаний, приобщение их к вопросам экологического воспитания детей в семье

Педагоги по мере возможности обновляют угол ки природы , вместе с детьми систематически ведут наблюдения и результаты фиксируют в рисунках, поделках, ведут записи детских сочинений, рассказов об увиденном. В любой сезон в уголке природы для ребят найдётся дело. Дошколята имеют возможность выращивать в течение всего года лук, а весной вместе с воспита телем высаживают рассаду . Во время утреннего дежурства в уголке природы дети не только ухаживают за растениями, но и наблюдают за ними. На глазах у ребёнка в огороде на окне проходит полный жизненный цикл: от семени до семени. В процессе наблюдений за растениями дети учатся различать виды растений; замечают изменения в развитии растений: семечко набухло, появился первый росток, первый листок, обращают внимание на красоту цветов и листьев, наблюдают за их ростом, цветением, учатся правилам ухода.

Не оставляет без внимания детей и цветник, оформленный перед фасадом детского сада, с подбором цветочно-декоративных растений с учётом времени, длительности цветения, высоты растений, расцветки цветов, красота, новизна необычность не оставляют детей равнодушными к природе. В цветнике воспитатели приобщают детей к познавательной и практической деятельности. На участке детского сада есть аптечный огород, где дети средней и старших групп совместно с воспитателями высаживают различные растения, получают практические навыки ухода за ними, наблюдают за их ростом.

Экологические знания дети нашего ДОУ получают не только на занятиях по формированию элементарных экологических представлений, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, работы на огороде, проведении опытов, на занятиях по изодеятельности, музыкальному воспитанию, в играх и при решении логических задач.
Можно сказать, что экологическое воспитание детей в нашем детском саду красной нитью проходит через все виды деятельности: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой дети восхищаются красотой природы знакомясь с произведениями разных писателей. во время тематических занятий по рисованию дети слушают "звуки природы" и работы у них получаются намного лучше. Музыкальные праздники и развлечения на экологическую тематику оказывают сильнейшее воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка.
Большой интерес у детей вызывают экскурсии и целевые прогулки. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирают разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. Наши воспитанники ежемесячно посещают краеведческий музей, где проходят занятия в соответствии с планом работы.
Ежедневные прогулки с детьми в режиме дня также широко используются для экологического воспитания детей.

Работа с педагогами.

Цель: продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей. Привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.

Сроки (начало- окончание)

Форма предоставления результатов

1. Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме самообразования

Сентябрь-Октябрь

Составление перспективного плана работы по всем возрастным группам.

Изучение уровня экологических знаний детей;
Составление системы наблюдений на год.

Подбор методического оснащения.

Составление конспектов занятии, развлечений.


Организация экскурсий в зимний парк. Проведение природоохранных акций в зимний период времени

Составление плана мероприятий на летний оздоровительный период.

Старший воспитатель

Педагогический коллектив

Педагогический коллектив, старший воспитатель


Педагогический коллектив, старший воспитатель

Педагогический коллектив

Педагогический коллектив, старший воспитатель

2. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

1. Разработать перспективные планы работы по экологическому воспитанию в ДОУ по всем возрастным группам.

2. Составить конспекты занятий по экологическому воспитанию детей.

3. Организация работы по экологическому воспитанию детей (иллюстративного и текстового материала).

5. Подготовка анкет,
памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей.


7. Подготовка материала к информационным стендам.

Сентябрь – Май

В течение года

Октябрь-Ноябрь

Декабрь-Февраль

Календарно – тематическое планирование

Наглядный материал

Просмотр деятельности педагога

Педагогический
совет

Педагогический коллектив, старший воспитатель

Педагоги стремятся воспитывать у детей осознанно-прави льное отношение ко всему живому , умение сравнивать и систематизировать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. Каждый педагог выбирает своё направление работы по экологическому воспитанию дошкольников.

Работа с детьми

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Задачи экологическогичекого воспитания

подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы;

воспитывать желание бережно относиться к своему здоровью;

показывать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека;

воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам;

подвести детей к осознанному пониманию ценности природы;

воспитывать правильного поведения в природе.

Работа с родителями.

Актуальность работы: работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Цель работы: показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.

- формирование начал экологической культуры,

- становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее.

- формирование правильного отношения к себе как части природы.

- Понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.

Ожидаемые результаты:
- Повышение роли родителей в экологическом воспитании детей;
- Увеличение непосредственного участия родителей и детей в организации и проведении различных экологических мероприятий;
- Повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, охране природы.
Цели и задачи экологического воспитания дошкольников во взаимодействии с родителями
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.
Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:
- физическое благополучие, включая еду, жилье, одежду заботу о здоровье;
- эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;
- условия развития, включая общение, возможности ползать, ходить, бегать, лазать, играть, а также получать новые впечатления.

План мероприятий

Мероприятия

Экологическое образование и воспитание дошкольников – приоритетное направление в работе нашего детского сада “Золотой петушок” № 39. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии – главные задачи экологической работы в ДОУ. Имея богатый педагогический опыт работы коллектива по экологическому воспитанию было разработано программно-методическое пособие “Друзья природы”, главная цель которого – формирование элементарной экологической культуры, знаний о природе, воспитание нравственных идеалов как основы поведения ребенка.

Важнейшими задачами являются:

  • воспитание любовного, заботливого отношения к природе путем систематического целенаправленного общенья с окружающим миром:
  • формирование осознанного понимания взаимосвязей в природе и учета этого в практической деятельности;
  • установление взаимопонимания между педагогами, детьми, и их родителями;
  • экологизация быта и семейных традиций.

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействует на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Убеждения человека формируются с детства. Поэтому одна из главных нравственных задач, стоящая перед педагогами нашего детского сада и родителями – воспитать любовь к родному краю, а значит, и бережное отношение к природе.

В программу экологического воспитания входит знакомство детей с трудовыми достижениями своих земляков, наблюдения, занятия, прогулки, экскурсии, экологические праздники, уроки поведения на природе. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и ДОУ. Чтобы родители стали активными помощниками и единомышленниками воспитателей, необходимо вовлечь, приобщить и заинтересовать их жизнью детского сада, постоянно держать в курсе всех событий, помочь завоевать истинный авторитет у своего ребенка.

Ежегодно проводится анкетирование родителей с целью определения их отношения к эколого-краеведческому воспитанию дошкольников, а также выявить общий уровень знаний родителей в вопросах экологического воспитания, их позиции и взгляды, какие темы актуальны для родителей, какую практическую помощь хотели бы они получить от педагогов детского сада.

На территории нашего ДОУ имеются уголки леса, сада, луга, огород, цветники, создана экологическая тропа, что позволяет проводить экологическую работу в течение всего года, и наблюдать природу в естественных условиях зимой, весной, летом и осенью.

Поэтические образы природы надолго сохраняются в детской памяти. Научившись с детства понимать природу, ценить ее красоту и разнообразие, ребенок и в дальнейшем будет испытывать на себе ее благотворное влияние. Эстетическое восприятие природы вызывает у детей чувство бережного, заботливого отношения ко всему живому, стремление беречь и охранять, ухаживать за ним. Наша задача – пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость. Но эстетические чувства и переживания ребенка нуждаются в воспитании и упражнении. Детям дошкольного возраста трудно самостоятельно постигать эстетические и нравственные ценности. Здесь велика роль взрослого, который должен не только научить ребенка воспринимать красивое, видеть, чувствовать и понимать его, но должен воспитать желание действовать, отвечать на прекрасное своим собственным участием в создании прекрасного. И тогда любовь к красоте поселится в сердце ребенка, которое станет добрее, а глаза – зорче. Родители должны использовать все удобные случаи для проведения с детьми экскурсий или прогулок на природу, прививать им любовь и бережное отношение к ней. Ежегодно родители принимают активное участие в подготовке и организации экскурсий – выездов на природу. И с детьми и с родителями обговариваются правила поведения во время экскурсии:
– без разрешения не рвать растения, не собирать грибов и ягод;
– соблюдать правила поведения в природе;
– оставлять место отдыха всегда чистым.

На каждой экскурсии всегда бывает сюрпризный момент, например, встреча с Лесовиком. Взрослые беседуют с детьми о красоте природы, наблюдают за объектами живой и неживой природы.

Находясь в лесу, на берегу водоема, дети с родителями собирают разнообразный природный материал (листья, веточки, шишки, желуди, ракушки, камешки и др.), который в дальнейшим используют при изготовлении поделок. Совместная работа родителей и детей по изготовлению поделок удовлетворяет потребность ребенка в активной деятельности, дает реальное воплощение мысли, фантазии. Изготовление поделок не только сближает детей с природой, но и дает радость созидания, творчества.

Традиционно в нашем детском саду организуются выставки – конкурсы поделок из природного материала, сделанных руками детей и их родителей:

  • Осенняя фантазия
  • Дары природы
  • Бережливая хозяюшка
  • Сказки осеннего леса
  • Новогодняя фантазия
  • Зимний букет
  • Птичий домик
  • Птичья столовая”

Проведение таких выставок заметно усиливает интерес родителей к воспитанию ребенка в детском саду.

Особо следует остановиться на природоохранных акциях:

  • Братья наши меньшие
  • Подкормка
  • Зеленая елочка – живая иголочка
  • Береги воду
  • Первоцветы
  • Береза
  • Белая черемуха
  • Ландыши
  • Чистые леса

Основная цель их проведения – это пропаганда экологических знаний, ликвидация экологической безграмотности и формирование экологически грамотного поведения в повседневной жизни, в быту, в местах отдыха; повышение уровня экологических знаний родителей и важность экологического воспитания их детей.

С этой целью нами разработаны экологические правила для дошкольников. Детей необходимо приучать смотреть на окружающий мир добрыми глазами видеть красоту родного края, слушать пение птиц, шелест берез, скрип снега, звон ручья, прививать любовь ко всему живому. Тогда можно будет надеяться, что ни один выпускник детского сада никогда не разрушит муравейник, не обидит даже самое маленькое живое существо, а полученные уроки дети сохранят на всю жизнь.

В проводимых акциях принимают активное участие педагоги, дети и их родители.

Осенью стартует акция в защиту зимующих птиц “Подкормка”, которая продолжается в течение всей зимы. В рамках этой природоохранной акции проводятся ряд мероприятий, согласно разработанному плану.

Перед Новым годом проходят ежегодная природоохранная акция в защиту елочек. “Зеленая елочка – живая иголочка”. Традиционно, весной, в нашем детском саду проходят экологические праздники и акции, посвященные Дню воды, Дню птиц, Дню земли.

Наши воспитанники в рамках природоохранных акций изготавливают плакаты и листовки в защиту первоцветов, березы, черемухи, ландышей и призывают защищать эти растения жителей микрорайона, развешивая платы на подъезды домов. Мы доводим до сведения родителей информацию, что добыча березового сока, сбор первоцветов, ландышей и обламывание веток черемухи влечет за собой административное наказание за повреждение зеленых насаждений.

Большое значение при ознакомлении с природой, бытом и культурой родного края имеют экологические праздники и развлечения, особенно если в них принимают участие родители. В октябре, к Всемирному дню животных, мы организуем экологические викторины во всех возрастных группах и экологическое развлечение для детей старшего возраста “Съезд животных планеты Земля”. Осенью, в рамках акции “Подкормка”, мы проводим экологический праздник “Птицы наши друзья”. Весной – экологические праздники, посвященные Дню воды, Дню птиц, Дню земли – “Водная страна”, “Встречаем птиц”, “Защитим планету”.

Мы знакомим детей с народными приметами, загадками, пословицами и поговорками о природе, бережном отношении к ней, читаем экологические сказки и детскую природоведческую литературу. В этом году в детском саду стали выпускать журнал для родителей “Природа вокруг нас”, в котором публикуем материалы из природного календаря: приметы и пословицы текущего месяца.

Еще одна эффективная форма, позволяющая сделать работу педагогов открытой для семьи, это информационный листок. Цель такой работы – дать родителям полную информацию об интересных событиях и занятиях в жизни их детей, чтобы они могли поговорить с ребенком об этом; сохранить чувство сопричастности к жизни ребенка, поддерживать эмоциональную связь с сыном или дочерью; при желании продолжить работу над той или иной темой дома. Листок может содержать полезную информацию: объявления о собраниях, праздниках и других мероприятиях; просьба оказать различную помощь, благодарности за участие родителей в жизни детского сада, план занятий на месяц и т.д.

Таким образом, мы постоянно привлекаем детей и их родителей к тесному общению с природой, познанию мира флоры и фауны. Только мы, взрослые, можем способствовать развитию у детей таких качеств, как доброта, трудолюбие, милосердие. Тогда эти черты, заложенные в раннем детстве, прочно войдут в характер человека и станут его основой, тогда мы можем быть спокойными за будущее окружающего мира, природы и общества.

Человек – частица природы. И мы должны уметь жить в ладу с ней. Беречь ее, не наносить ей вреда и всячески стараться воссоздать то, что потеряно в результате активной добычи нефти в нашем регионе.

Экологическое воспитание в детском саду

Одно из приоритетных направлений в современном стандарте дошкольного образования получило экологическое воспитание. Ребёнок начинает познавать мир с самого рождения, а вместе с изучением окружающей среды он должен получать представление о её хрупкости, учиться любить, беречь и защищать природу, узнавать, какие действия человека наносят ей непоправимый вред. Занятия по экологическому воспитанию в детском саду как раз и призваны решать эти задачи.

Теоретические аспекты экологического воспитания в ДОУ

Основы экологического образования входят в программы для детских дошкольных учреждений, начиная с 60-х годов прошлого века. Но если тогда основной упор делался на привитие детям элементарных основ экологической грамотности, то сейчас — на формирование экологической культуры с самого раннего детства.

  • воспитание любви к природе родного края, умения понимать и чувствовать её красоту, бережно относиться к растениям и животным;
  • создание условий для получения воспитанниками элементарных знаний о природе и формирование у них ряда представлений о явлениях живой и неживой природы.

Дошкольники в силу особенностей своего возраста очень органично воспринимают все знания, которые связаны с природой. Ведь маленькие дети ощущают себя частью природы, у них ещё не развилось потребительское отношение к ней. Поэтому главная задача — сделать так, чтобы ощущение неразрывной связи с окружающим миром, возникшее в раннем детстве, осталось на всю жизнь.

Улыбающаяся девочка в венке из цветов

Ребёнок в дошкольном возрасте ощущает себя частью природы, и задача педагога — укрепить эту связь

Формы занятий по экологии

На занятиях по экологии используются различные формы обучения. Основные направления деятельности:

  1. Специально подготовленные занятия. Здесь главную роль играет воспитатель. Это могут быть:
    • экскурсии,
    • беседы с воспитателем о природе, животных, растениях,
    • чтение художественной литературы,
    • рассказы об особенностях ухода за животными.
  2. Совместная деятельность дошкольников и воспитателя. Дети принимают активное участие во всём происходящем на занятиях. Сюда относятся:
    • различные тематические игры,
    • викторины,
    • рисование и конструирование,
    • наблюдение,
    • ответы на вопросы детей,
    • обсуждение прочитанных книг, просмотренных диафильмов и мультфильмов,
    • работа в живом уголке,
    • подготовка экологических праздников и т. д.
  3. Самостоятельная работа детей. Применение полученных дошкольниками экологических знаний на практике. Например, они могут самостоятельно (но под присмотром воспитателя) поливать цветы, кормить животных в живом уголке, собирать гербарии или коллекции.

Три девочки и мальчик в группе ухаживают за растениями

Экологическое воспитание начинается с заботы детей о растениях и животных

Дидактические и наглядные материалы для занятий по экологии

Экологическое лото позволяет обощить представления детей о различных видах растений и животных

Пример плаката для оформления экологического уголка

Экологический уголок в ДОУ должен быть красочно оформлен и привлекать внимание детей

Читайте также: