Чем обрабатывают ножи в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

Пакеты документов для школы
Положения
для
школы
Инструкции
для детских
лагерей
Должностные
инструкции
для школы
Документы
по Охране труда
в школе
Пожарная
безопасность
в школе
Инструкции
для
кабинетов
Документы
по ГО и ЧС
в школе
Документы
для котельной
школы
Инструкции
для организаций
питания

Пакеты документов для детского сада
Положения
для
ДОУ
Должностные
инструкции
для ДОУ
Охрана
труда
в ДОУ
Пожарная
безопасность
в ДОУ
Документы
по ГО и ЧС
в ДОУ
Документы
для котельной
ДОУ

Инструкция
по охране труда при работе с ножом

1. Общие требования охраны труда

  • повышенный уровень шума на рабочем месте;
  • недостаточная освещенность рабочей зоны;
  • физические перегрузки;
  • острые кромки инструментов (лезвия ножей);
  • повышенная влажность воздуха рабочей зоны.
  • костюм хлопчатобумажный;
  • фартук хлопчатобумажный с водоотталкивающей пропиткой с нагрудником;
  • головной убор;
  • рукавицы комбинированные, кальчужная перчатка.

1.6. Помещение пищеблока (кухни) должно быть оборудовано эффективной приточно-вытяжной вентиляцией.
1.7. В помещении должна присутствовать медицинская аптечка с набором всех необходимых медикаментов и перевязочных материалов, предназначенная для экстренного оказания первой помощи пострадавшим при травмах и порезах.
1.8. Работник обязан строго соблюдать настоящую инструкцию по охране труда при работе с ножом, а также правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения и аптечки первой помощи.
1.9.

  • сообщать обо всех случаях заболеваний кишечными инфекциями у членов семьи, проживающих совместно, медицинскому работнику или ответственному лицу организации (заведующему производством (шеф-повару);
  • коротко стричь ногти, не покрывать их лаком;
  • содержать в порядке и чистоте рабочее место и оборудование;
  • тщательно мыть руки с мылом (обладающим дезинфицирующим действием) перед началом работы, при переходе от одной операции к другой, после каждого перерыва в работе, соприкосновения с загрязненными предметами, а также после посещения туалета, перед приемом пищи и по окончании работы;
  • при получении порезов, царапин обработать антисептическим раствором (йодом или зелёнкой), наложить бинтовую повязку или лейкопластырь.

1.10. Работник должен быть обучен и иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях, знать места расположения аптечки, а также средств пожаротушения.
1.11. Работник, допустивший невыполнение или нарушение данной инструкции по охране труда при работе с ножом на пищеблоке (кухне), привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором, Трудовым Кодексом Российской Федерации и, при необходимости, подвергается внеочередной проверке знаний, норм и правил охраны труда.



скачать: Инструкции для пищеблока (кухни)
Инструкции для пищеблока Школы, ДОУ, Столовой, Ресторана, Кафе. Обновление: 05.09.2021

2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Надеть и застегнуть санитарную одежду на все пуговицы (завязать завязки), не допуская свисающих концов одежды, волосы убрать под головной убор.
2.2. Надеть средства индивидуальной защиты, кольчужную перчатку (если таковая необходимо для выполнения данного вида работ).
2.3. Проверить оснащенность рабочего места необходимым для работы оборудованием, инвентарем, приспособлениями и инструментом.
2.4.

  • обеспечить наличие свободных проходов;
  • удобно и устойчиво разместить запасы сырья, инструмент, приспособления в соответствии с частотой использования и расходования;
  • убедиться в отсутствии скользкости на рабочем месте;
  • проверить устойчивость доски для работы, отсутствие заусенцев на ней и на столах;
  • проверить исправность лезвия и ручки ножа, прочность насадки ручки ножа и мусата, наличие упоров на рукоятке ножа и мусата, остроту заточки (качество заточки) лезвия. Для проверки качества заточки ножа к его лезвию поднести зажатую между пальцами полоску газетной бумаги, которая должна легко прорезаться;
  • смазать руки профилактическими пастами и мазями (силиконовый крем и пасты на восковой основе). По мере исчезновения пленки во время работы пасту следует нанести на руки повторно.

2.5. Обо всех обнаруженных неисправностях оборудования, инвентаря, электропроводки и других неполадках сообщить заведующему производством (шеф-повару) и приступить к работе только после их устранения.

3. Требования охраны труда во время работы

3.1. При пользовании режущим инструментом быть максимально внимательным и дисциплинированным.
3.2. Использовать инструменты только по их прямому назначению, не пользоваться неисправным инструментом.
3.3. Во время нарезки применять безопасные приемы работы. Работая с откупорочным ножом, держать нож от себя.
3.4. Передавать колющие, режущие инструменты рукояткой вперед.
3.5. Пользоваться правильными приемами работы с ножом: резать продукты на специальных разделочных досках, пальцы левой руки надо согнуть и держать на некотором расстояния от лезвия ножа.
3.6. Соблюдать правила перемещения в помещении, пользоваться только установленными проходами. Не нарушать правильную последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а также встречного движения персонала.
3.7. Содержать рабочее место в чистоте, не допускать его загрязнения, своевременно убирать с пола рассыпанные продукты, разлитую воду.
3.8. Держать нож преимущественно от себя, при движении ножа на себя стоять сбоку от линии движения ножа. Не держать руку на линии движения ножа.
3.9. Не допускать резких движений ножом, так как это может изменить направление ножа и привести к травме.
3.10.

  • оставлять нож в обрабатываемом сырье, полуфабрикатах, готовых изделиях или втыкать его в доски, мясо и т.п.;
  • размахивать ножом и указывать им.

3.11. Вкладывать нож в футляр (ножны) даже при коротких перерывах в работе.
3.12. Правку ножа о мусат производить в стороне от других работников.
3.13. Работать только со стандартными специальными ножами.
3.14. Следить за чистотой рук и рукоятки ножа. Грязная рукоятка становится скользкой и может привести к травме.
3.15. Не накапливать больших запасов сырья на своем рабочем месте.
3.16. Для нарезки остатков продукта использовать специальные приспособления во избежание травмирования рук.
3.17. Не отвлекаться посторонними разговорами и не допускать на свое рабочее место посторонних лиц.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

5. Требования охраны труда по окончании работы

5.1. Привести в надлежащее санитарное состояние инструмент и положить его в специально отведенное для хранения место.
5.2. Во время очистки и промывки ножей беречь пальцы от порезов. При очистке ножа от остатков продукта и от засаливания применять деревянные скребки.
5.3. Снять с себя спецодежду, спецобувь и средства индивидуальной защиты и поместить их в гардеробный шкаф, вымыть лицо и руки с мылом.
5.4. Сообщить заведующему производством (шеф-повару) пищеблока обо всех неисправностях, замеченных во время работы, и принятых мерах по их устранению.

Инструкцию разработал: __________ /________________/



скачать: Инструкции для пищеблока (кухни)
Инструкции для пищеблока Школы, ДОУ, Столовой, Ресторана, Кафе. Обновление: 05.09.2021

foto38031-1

Пристальное внимание к соблюдению санитарно-гигиенических норм при мытье посуды в детских садах обусловлено необходимостью обеспечить безопасность для каждого ребенка.

Поэтому посуда в детских дошкольных учреждениях обрабатывается согласно правилам СанПиНа, установленным для ДОУ (дошкольных образовательных учреждений).

О стандартных требованиях СанПиН, предъявляемых в мытью посуды в детском саду, расскажем далее.

Законодательная база

Стандартные рекомендации, предъявляемые к мытью посуды в ДОУ, изложены в разработанных СанПиН правилах. В них отражаются четкие требования, предусматривающие создание безопасных для детей условий.

Следование этим правилам исключает вероятность развития на кухонных и столовых приборах болезнетворных микробов и минимизирует риски распространения инфекционных заболеваний.

Общие положения

Согласно требованиям СанПиНа, к оборудованию, оснащению достаточным количеством столовых приборов и кухонной утвари , а также к состоянию специального инвентаря, предъявляются строго регламентированные требования:

foto38031-2

  1. В пищеблоке детского сада предусмотрено наличие необходимого технологического и моечного оборудования, находящегося в исправном состоянии (п. 13.1).
  2. Все технические средства, включая столовые приборы, тару и инвентарь должны быть изготовлены только из разрешенных материалов и обязательно промаркированы (п. 13.2).
  3. Пищеблок должен быть оснащен столами, на которых обрабатываются пищевые продукты, изготовленными из цельнометаллического материала (п. 13.3).
  4. Для работы с готовыми и сырыми продуктами на пищеблоке предусматривается наличие отдельных столов, ножей и досок. (п. 13.3).
  5. Количество столовых приборов – строго в соответствии со списочным составом детей. Для хранения чашек и тарелок буфетное отделение каждой группы должно быть оборудовано специальными решетчатыми полками и стеллажами. (п.13.1)
  6. К моечным ваннам должна быть подведена горячая и холодная вода, регулируемая смесителями (13.5).
  7. Для ополаскивания столовых принадлежностей предусматривается наличие гибких шлангов с распылителем (13.6).

Категорические требования предъявляются к посуде, используемой для приготовления, а также хранения пищи. Материал изготовления должен быть безопасным для здоровья.

Инструкция, как правильно мыть

Согласно требованиям СанПиНа, очищение и мытье столовых приборов в детских дошкольных учреждениях предусматривает соблюдение строгих правил.

Алгоритм действий персонала выполняется по следующей схеме:

  • удалить с приборов остатки пищи специальными щетками и лопатками;
  • помыть их губкой, используя теплую воду (не менее 50°С) с добавлением моющих средств или пищевой соды;
  • ополоснуть горячей водой температуры 70°С;
  • просушить на решетчатых полках;
  • обработка посуды проводится непосредственно после каждого кормления;
  • обязательной обработке подвергаются емкости, в которых хранятся столовые приборы;
  • особые требования предусмотрены для обработки разделочных досок и другой кухонной утвари из дерева — их следует после мытья в горячей воде со специальными средствами ополоснуть большим количеством проточной горячей воды и окатить кипятком, затем деревянные предметы просушиваются на специальных стеллажах.

Для мытья столовой посуды в детском саду отводятся специальные отсеки, оснащенные оцинкованной раковиной со сливом и подключением к канализации. Обязательное требование – наличие крана со смесителем для соединения горячей и холодной воды.

Правила для ясельных групп

Обработка бутылочек, требующая особой тщательности, выполняется по особенной схеме:

foto38031-3

  1. Сначала остатки смеси удаляются с помощью специального ершика. Моющее средство используется гипоаллергенное.
  2. Затем бутылочки подвергаются кипячению в течение 15 мин или обрабатываются 45 минут в автоклаве.
  3. Соски для бутылочек сначала промывают в теплой чистой воде, после чего погружают в содовый раствор на 15 мин. Затем промывают под струей воды, чтобы смыть остатки соды с последующим кипячением (3 мин).

При обнаружении в детском саду заболеваний инфекционной этиологии всю столовую посуду и кухонный инвентарь подвергают обработке в дезинфицирующем растворе.

Требования

Рассмотрим требования СанПиН:

К моющим средствам

Основной критерий, предъявляемый к средствам для мытья приборов в детских дошкольных заведениях, – безопасность для здоровья детей, то есть отсутствие в составе токсических компонентов. Кроме этого, используемый препарат должен обладать обеззараживающим действием.

Этот гель обладает следующими положительными свойствами:

  • оказывает антибактериальное действие;
  • способен уничтожать вирусы и микробы;
  • эффективно растворяет жир и другие загрязнения;
  • быстро смывается с посуды;
  • не образует пленку на чашках и тарелках;
  • экономичен и удобен в использовании;
  • не вызывает аллергию.

Содержание в геле Ника-2 дезинфицирующих компонентов становится основанием к возможности его использования не только для очищения тарелок и чашек. Он также подходит для обработки стен и столов в столовой, успешно устраняя грязь и патогенные микроорганизмы.

К используемой посуде

Данные правила отражены в СанПиНе с четким определением, какая посуда и в каком состоянии подходит для использования в ДОУ. При этом более жесткие критерии относятся к той, которую запрещается использовать в детских садах:

foto38031-4

    Алюминиевая и пластиковая посуда, признанная исключительно вредной для здоровья. Дело в том, что алюминий вступает во взаимодействие со многими продуктами питания.

Кроме этого, в ДОУ не рекомендуется использование керамической посуды, так как она очень тяжелая, и стеклянной – она быстро бьется.

Самыми безопасными являются фаянсовые и фарфоровые тарелки и чашки. Что касается вилок и ложек, то они должны быть из нержавейки. Обязательное требование к посуде для детских дошкольных учреждений – наличие отдельных комплектов в каждой группе.

К маркировке

Согласно санитарно-эпидемиологическим нормативам, вся посуда в ДОУ подлежит маркировке. Маркировка наносится масляной краской. Основная задача проведения маркировки – не допустить проникновение микробов с необработанных продуктов питания в готовую пищу.

Для каждого вида посуды введены особые обозначения, а именно:

  1. На разделочных досках и ножах, используемых для разной продукции, наносятся опознавательные символы. Инвентарь для сырого мяса – СМ, сырых кур – СК, сырой рыбы – СР, сырых овощей – СО. Для вареного мяса – ВР, вареной рыбы – ВР, вареных овощей – ВО, хлеба – Х, зелени – З.
  2. Для посуды, в которой пища готовится, также используются специальные обозначения – для первых, вторых блюд, крупяных каш, яиц и молочных продуктов.
  3. Маркировка наносится и на посуду, в которой хранятся продукты. Это контейнеры для сахара, сметаны, сливочного или растительного масла и других продуктов питания.
  4. Все емкости и приборы, используемые на пищеблоке, обязательно маркируются.

Использование немаркированной посуды категорически запрещено. Ответственность за соблюдение требований к маркировке посуды возлагается на работников пищеблока.

Советы по теме

Организация выполнения требований, изложенных в санитарно-эпидемиологических требованиях к мытью посуды в ДОУ, возлагается на дирекцию детского сада.

С этой целью рекомендуется:

foto38031-5

  1. При приеме сотрудников на работу в ДОУ обязательно провести Инструктаж по ознакомлению с основными положениями санитарно-эпидемиологических требований к обработке посуды.
  2. Систематически проводить инструктаж с работниками пищеблока и другими лицами, имеющими отношение к приготовлению и транспортировке блюд, о соблюдении требований СанПиНа к очищению и мытью посуды, ее маркировке и правильному использованию.
  3. В пищеблоке, моечном и буфетном отсеке следует разместить руководство о правилах обработки столовой посуды и кухонного инвентаря. Здесь же рекомендуется разместить нормативные требования к концентрации и дозировке используемых средств для мытья посуды и дезинфицирующих препаратов.

При несоблюдении установленных санитарно-эпидемиологическими службами правил к руководству и ответственному персоналу применяются административные меры. В особых случаях – вплоть до увольнения или уголовной ответственности.

Заключение

Вопрос о соблюдении нормативных требований к мытью посуды в ДОУ находится под постоянным контролем санитарно-эпидемиологической службы. Сотрудниками СЭС проводятся рейды с выездами в дошкольные учреждения с целью проверки выполнения предписаний СанПиНа.

Строгое соблюдение этих предписаний обеспечит безопасность здоровью, а порой и жизни детей, посещающих детские сады.

ТЕРРИТОРИЯ – на территории дошкольной образовательной организации выделяются игровая и хозяйственная зоны. Хозяйственная зона оборудуется площадкой для сбора мусора на расстоянии не менее 15 м от здания. На площадке с твердым покрытием устанавливаются контейнеры с крышками. Размеры площадки должны превышать площадь основания контейнеров.

ЗДАНИЕ – в ранее построенных объектах дошкольных образовательных организаций пищеблоки допускается эксплуатировать в соответствии с проектом, по которому они были построены. Объемно-планировочные решения помещений пищеблока должны предусматривать последовательность технологических процессов, исключающих встречные потоки сырой и готовой продукции. Кладовые не размещаются под моечными, душевыми и санитарными узлами, а также производственными помещениями с трапами. В подвальных помещениях допускается хранение пищевых продуктов (овощей, консервированных продуктов) при обеспечении необходимых условий хранения, установленных производителем. Помещения для хранения пищевых продуктов должны быть не проницаемыми для грызунов. Технологическое оборудование размещается с учетом обеспечения свободного доступа к нему для его обработки и обслуживания.

ОТДЕЛКА. Во всех помещениях стены помещений должны быть гладкими, без признаков поражений грибком, плесени, и иметь отделку, допускающую уборку влажным способом и дезинфекцию. Стены помещений пищеблока следует облицовывать влагостойким материалом, на высоту не менее 1,5 м; а в заготовочной пищеблока - на высоту не менее 1,8 м. Потолки окрашиваются влагостойкими материалами. Осветительные приборы должны иметь светорассеивающую пылевлагонепроницаемую защитную арматуру. Обязательно должна быть подводка горячей воды к помещениям пищеблока. Ревизия, очистка и контроль вентиляционных систем осуществляется не реже 1 раза в год.

ОБОРУДОВАНИЕ. Пищеблок должен быть оборудован необходимым исправным технологическим, холодильным и моечным оборудованием (приложение 4 СанПиН 2.4.1.3049-13). Технологическое оборудование, инвентарь, посуда, тара должны быть изготовлены из материалов, разрешенных для контакта с пищевыми продуктами. Весь кухонный инвентарь и кухонная посуда должны иметь маркировку для сырых и готовых пищевых продуктов, в том числе разделочные столы, ножи и доски (из дерева твердых пород, без дефектов) - "СМ" - сырое мясо, "СК" - сырые куры, "СР" - сырая рыба, "СО" - сырые овощи, "ВМ" - вареное мясо, "ВР" - вареная рыба, "ВО" - вареные овощи, "гастрономия", "Сельдь", "Х" - хлеб, "Зелень". При работе технологического оборудования должна быть исключена возможность контакта сырых и готовых продуктов. Производственные столы должны быть цельнометаллическими. Компоты и кисели готовят в посуде из нержавеющей стали. Для кипячения молока выделяют отдельную посуду. Для персонала выделяется отдельная столовая посуда. Технологическое оборудование, являющееся источниками выделений тепла, газов, оборудуется локальными вытяжными системами вентиляции в зоне максимального загрязнения. Для ополаскивания посуды используются гибкие шланги с душевой насадкой. Во всех производственных помещениях, моечных, санузле устанавливаются раковины для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды через смесители. В месте присоединения каждой производственной ванны к канализации должен быть воздушный разрыв не менее 20 мм от верха приемной воронки, которую устраивают выше сифонных устройств.

I- обработка в 1-2% теплом растворе кальцинированной соды; II- обработка в разрешенных для этой цели дезинфекционных средствах; III- ополаскивание проточной водой в течение не менее 5 минут с последующим выкладыванием в чистую промаркированную посуду. Потребительскую упаковку консервированных продуктов перед вскрытием промывают проточной водой и вытирают. При приготовлении блюд не применяется жарка. Горячие блюда (супы, соусы, горячие напитки, вторые блюда и гарниры) при раздаче должны иметь температуру +60. +65 °C; холодные закуски, салаты, напитки - не ниже +15 °C. С момента приготовления до отпуска первые и вторые блюда могут находиться на горячей плите не более 2 часов. Если в меню не включены витаминизированные напитки, то витамин С добавляется в третьи блюда — компот (не выше +15 °С) или кисель (не выше +35 °С)- при контроле медработника и с оповещением родителей. Повторный разогрев блюд не допускается. Выдача готовой пищи разрешается только после проведения контроля бракеражной комиссией в составе не менее 3-х человек. Результаты контроля регистрируются в журнале бракеража готовой кулинарной продукции (таблица 1 приложения 8 СанПиН 2.4.1.3049-13). Непосредственно после приготовления пищи отбирается суточная проба готовой продукции (все готовые блюда). Суточная проба отбирается в объеме: порционные блюда - в полном объеме; холодные закуски, первые блюда, гарниры и напитки (третьи блюда) - в количестве не менее 100 г.; порционные вторые блюда, биточки, котлеты, колбаса, бутерброды и т.д. оставляют поштучно, целиком (в объеме одной порции). Пробы отбираются стерильными или прокипяченными ложками в стерильную или прокипяченную посуду (банки, контейнеры) с плотно закрывающимися крышками, все блюда помещаются в отдельную посуду и сохраняются в течение не менее 48 часов при температуре +2 - +6 °C. Посуда с пробами маркируется с указанием наименования приема пищи и датой отбора. Контроль за правильностью отбора и хранения суточной пробы осуществляется ответственным лицом. Не допускается использование: - запрещенных пищевых продуктов (приложении 9 СанПиН 2.4.1.3049-13; п. 8 Статьи 8 ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции"); - остатков пищи от предыдущего приема и пищи, приготовленной накануне; - пищевых продуктов с истекшими сроками годности и явными признаками недоброкачественности (порчи), овощей и фруктов с наличием плесени и признаками гнили. Питание должно быть организовано в соответствии с примерным меню, утвержденным руководителем дошкольной образовательной организации, рассчитанным не менее чем на 2 недели. Работники, связанные с приготовлением и раздачей пищи (работники пищеблока, помощники воспитателя) ежедневно перед работой проходят осмотр на отсутствие катаральных явлений дыхательных путей, гнойничковых заболеваний рук, признаков инфекционных заболеваний (при наличии которых работники временно отстраняются от данного вида работ). Работники, связанные с приготовлением и раздачей пищи (работники пищеблока, помощники воспитателя) ежегодно проходят гигиеническое обучение с аттестацией. Работники пищеблока обеспечиваются спецодеждой (3 комплекта), которая хранится отдельно от верхней одежды. Спецодежду необходимо снимать перед посещением туалета. При порезах/ожогах рук работа проводится в перчатках. Запрещено во время работы носить украшения, булавки, заколки, принимать пищу.

VII. Требования к продуктам убоя и процессам их производства

42. Руки, кольчужные перчатки и фартуки моют по мере загрязнения, но не реже 1 раза в 30 минут.
45. Полотно пилы, используемой в процессе распиловки туш, подвергают санитарной обработке не реже чем через 1 час работы.
50. В целях дезинфекции замена инструментов, необходимых для осуществления процессов обвалки и жиловки, осуществляется по мере их загрязнения, но не реже 1 раза в 30 минут.

Каждый обвальщик или жиловщик должен иметь не менее двух ножей и мусат. Ножи и мусаты необходимо держать в ножнах, а после работы сдавать в инструментальную.

На практике же лучше иметь 4 ножа в работе, замена каждые полчаса и обработка их в водяном стерилизаторе, на ночь отправлять в УФ шкаф на стерилизацию.

Санитарную обработку ножей, мусатов, секачей и пил для распиловки туш производят через каждые 30 мин работы. Для этого ножи, мусаты и секачи обезжиривают погружением на 10 мин в горячий (60-65 °С) 1 % раствор кальцинированной соды, ополаскивают и помещают на 10-15 мин в дезинфицирующий раствор.

Для санитарной обработки пил на каждом рабочем месте должны быть 3 емкости: для щелочного раствора, для воды и для дезинфицирующего раствора. Обработку проводят в следующем порядке. Пилу, при включенном электромоторе ополаскивают теплой водой, затем погружают на 1-2 мин в емкость со щелочным раствором при температуре около 60 °С для обезжиривания, переносят на 1-2 мин в емкость с водой и затем — в емкость с дезинфицирующим раствором и ополаскивают водой. В качестве щелочного раствора применяют: 1-2 % кальцинированной соды; 0,1-0,2 % каустической соды; мыльно-содовый раствор.

Индивидуальные средства защиты (фартуки, кольчужные перчатки) через 30 мин. работы промывают теплой водой (40-45 °C), затем дезинфицируют погружением их в дезинфицирующий раствор.

Читайте также: