Экологический проект в детском саду защитники природы

Обновлено: 04.07.2024

В ходе опытной работы в детском саду была выявлена роль детского экспериментирования, которое важно не только для развития познавательных процессов и мыслительных операций, но и для формирования самостоятельности, постановки цели, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

Общение с природой воспитывает у ребёнка чувство прекрасного. Если взрослые научат дошкольника любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, величием гор, простором полей, - у малыша разовьётся чувство прекрасного, он будет радоваться красоте и глубже познает окружающий мир.

Цель: формировать бережное отношение к природе посредством расширения представлений об окружающем мире на основе ближайшего природного окружения.

Тип: исследовательский.

Продолжительность: среднесрочный.

Участники: дети, воспитатели, родители.

• Знакомить детей с живой и неживой природой, воспитывая осознанное, бережное отношения к ней.

• Уточнять, систематизировать и расширять знания детей о растениях, животных и явлениях природы.

• Формировать осознанное понимание взаимосвязей в природе. Осознание себя, как части природы.

• Формировать умение проявлять познавательную и продуктивную инициативу.

• Развивать мышление, воображение, связную речь детей.

• Развивать эмоционально-доброжелательное и положительное отношение к живым объектам и осознанного отношения к себе, как активному субъекту окружающего мира.

• Развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.

• Воспитывать уважительное отношение ко всем, без исключения, видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий.

• Подвести к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира, к пониманию самоценности природы.

• Пропагандировать необходимость экологического воспитания дошкольников среди родителей.

Ожидаемый результат для детей:

• Повышение уровня сформированности экологических знаний детей.

• Приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, развитие познавательной активности детей.

• Участие воспитанников в акциях, тематических мероприятиях, конкурсах рисунков, фотоконкурсах.

• Обобщение и распространение результатов работы по теме проекта среди педагогических работников детского сада.

• Создание пособий и методического материала.

Сроки реализации:

1. Подготовительный с 25.03.2019г по 29.03.2019г;

2. Внедренческий с 01.04.2019г по 11.04.2019г;

3. Завершающий с 12.04.2019г по 10.05.2019г.

I этап. Подготовительный

• Рассматривание репродукций картин художников, иллюстраций в книгах.

• Наблюдение за живыми и неживыми объектами природы.

• Чтение произведений художественной литературы по теме:

сказки о животных.

• Чтение стихов о природе, явлениях природы, отгадывание загадок.

• Работа с детьми по ознакомлению с природой родного края.

• Экскурсии, наблюдения в природе.

II этап. Внедренческий

План реализации проекта:

t1585074578aa.jpg

t1585074578ab.jpg

t1585074578ac.jpg
t1585074578ad.jpg

t1585074578ae.jpg
t1585074578af.jpg

t1585074578ag.jpg

- Исследовательская деятельность по выявлению свойств почвы, воды, песка.

t1585074578ah.jpg

t1585074578ai.jpg

- Исследовательская деятельность. Вредители сада и огорода : бабочка- капустница.

t1585074578al.jpg

t1585074578am.jpg
t1585074578an.jpg

- Рассматривание и обсуждение картин и иллюстраций с природой России.

t1585074578ao.jpg

t1585074578ap.jpg

t1585074578aq.jpg

t1585074578ar.jpg

t1585074578as.jpg

t1585074578at.jpg

t1585074578au.jpg

t1585074578av.jpg

- Наблюдение за развитием и цветением растений

t1585074578aw.jpg
t1585074578ax.jpg

III этап. Итог

Продукт проектной деятельности:

-

t1585074578ba.jpg

- огород на подоконнике;

t1585074578bb.jpg

- дидактические игры и пособия о природе родного края;

t1585074578bc.jpg

t1585074578bd.jpg

t1585074578be.jpg

t1585074578bf.jpg

t1585074578bg.jpg
t1585074578bh.jpg

- Сотрудничество с драмкружком из ДЮЦ им. Титова и инсценировка сказки о животных.

t1585074578bi.jpg

t1585074578bj.jpg

t1585074578bk.jpg

t1585074578bl.jpg
t1585074578bm.jpg

t1585074578bn.jpg
t1585074578bo.jpg

t1585074578bp.jpg
t1585074578bq.jpg

- Разметка и посадка фруктового сада

t1585074578br.jpg
t1585074578bs.jpg

t1585074578bt.jpg
t1585074578bu.jpg

- сформированы начала экологической культуры у детей;

- сформировано осознанное, правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

- дети учатся практическим действиям по охране природы;

- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Цель экологического воспитания — становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.

Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:

• эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;

• условия развития, включая общение, игру, а также получение новых впечатлений.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ экологической культуры.

Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.

Данный проект является важным звеном экологического воспитания детей, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми, чуткими, внимательными и заботливыми, научить любить природу.

Список литературы

2. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Под. Ред. Н.Н. Подьякова, Ф.А.Сохина. М.: Гардарики, 1988

4. Шорыгина Т.А. Беседы о русском лесе. Методические рекомендации. — М.: ТЦ Сфера, 2008. (Вместе с детьми)

5. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

7. Николаева С.Н. Эколог в детском саду: Программа повышения квалификации дошкольных работников. – М.: Мозаика-Синтез, 2004

8. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: методика работы с детьми подгот. группы дет. сада: пособие для воспитателя дошк. образоват. учреждения / С. Н. Николаева. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005

9. Лопатина А. А. Сказки о цветах и деревьях: сказки / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - Москва: Издательство Духовной Литературы, 2000 : ил. - (Книга для занятий по духовному воспитанию ; кн. 7). - Библиогр.:

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее всего человечества, никто не станет отрицать, что экологическое воспитание подрастающих поколений — одна из актуальных задач современности. Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человека. Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный, а затем и школьный периоды детства. В эти периоды у детей можно сформировать осознанно правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы.

В проекте показан системный подход к решению задач экологического воспитания старших дошкольников через проведение экологических акций. Представлена работа с детьми, педагогами, родителями.

Проект нацелен на тесное взаимодействие с родителями и показывает практические шаги по активному вовлечению родителей в экологическое воспитание детей.

В обществе на протяжении последних десятилетий не ослабевает внимание к проблемам экологического образования подрастающего поколения. Это обусловливает те позитивные изменения, которые наметились в экологическом образовании: рамки экологического воспитания расширились от ознакомления детей с природой до воспитания экологического мировоззрения; сложилась определенная система целенаправленного обеспечения детей знаниями, необходимыми для воспитания экологической культуры, формирования эколого-осознанного поведения в окружающей природной среде, привития практических природоохранных навыков.

При организации процесса экологического образования детей дошкольного возраста необходимо учитывать, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для экологического развития детей. Это обусловлено тремя главными особенностями этого возраста: психологической включенностью в мир природы, восприятием природных объектов в качестве полноправных субъектов, стремлением к непрагматическому взаимодействию с миром природы. В дошкольном детстве происходит интеграция ребенка в общество и культуру, осуществляется присвоение ребенком экологической субкультуры детства, которая обеспечивает фундамент для развития экологической личности, обладающей экоцентрическим типом экологического сознания.

Отсутствие или недостаток эмоциональных, чувственных контактов с природой, информации об окружающем мире, ограничение удовлетворения потребностей ребенка в приобретении тех экологических ценностей, которые признаются обществом, приводят к экологической депривации. В современных условиях даже малейшее ограничение потребностей детей в общении с природой недопустимо и может привести к серьезным осложнениям не только в решении задач экологического образования подрастающего поколения, но и развития личности ребенка.

Воспитателю необходимо помнить, что устранение негативных факторов современной ситуации возможно через обеспечение особого одухотворенного пространства детской жизнедеятельности и присвоение экологической субкультуры детства. Это даст ребенку защиту от негативного влияния агрессивной среды, повысит уровень его психоэмоционального благополучия, позволит скорректировать последствия экологической депривации.

В работе следует использовать разнообразные формы воспитания и обучения детей, формирующие экологическое сознание и активизирующие познавательную и природоохранную потребность дошкольников: экскурсии, разнообразные целевые прогулки, экологические акции, праздники, развлечения, уроки доброты, выставки.

2. Содержание проекта.

2.1. Цель и задачи проекта

Цель : Формирование осознанного и бережного отношения детей к природе.

  1. Развитие интереса к окружающему миру.
  2. Расширение представлений о свойствах живой и неживой природы.
  3. Повышение уровня познавательной активности детей.
  4. Создание экологически благоприятной среды на территории ДОУ.
  5. Развитие взаимопонимания и взаимопомощи между детьми, педагогами, родителями, потребности в постоянном саморазвитии экологической культуры.
  6. Развитие первоначальных географических представлений, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности.
  7. Воспитание у детей внимательного, разумного, бережного отношения к окружающей природе .

Для решения этих задач была выбрана интересная и эффективная форма работы – экологическая (природоохранных) акция, как социально значимое мероприятие, проводимое сотрудниками, детьми, родителями.

Экологическая акция – ряд действий, предпринимаемых для достижения какой – либо цели, прежде всего для формирования у детей и взрослых экологической культуры, экологического сознания, экологического мировоззрения.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Мhello_html_m35bed586.jpg
униципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Воспитатель:

Кольцова Н.В.

г.Когалым

2014-2015 г.

Содержание

1.Введение

1.1. Актуальность………………………………………………………………

2.Содержание проекта………………………………………………………..

2.1. Цели и задачи проекта…………………………………………………

2.2. Этапы реализации проекта………………………………………………….

2.4. Содержание деятельности педагогов, дошкольников, родителей……..

Мир, окружающий ребенка – это,

прежде всего, мир природы

с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе

вечный источник детского разума

В. Сухомлинский

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под уг­ розой будущее всего человечества, никто не станет отрицать, что эколо­ гическое воспитание подрастающих поколений — одна из актуальных за­ дач современности. Разумное отно­ шение к природе, окружающему ми­ ру должно стать одним из критериев оценки нравственности человека. На­ иболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспи­ тания является дошкольный, а затем и школьный периоды детства. В эти пе­риоды у детей можно сформировать осознанно правильное отношение к явлениям, объектам живой и нежи­ вой природы .

Данный проект предназначен для детей, родителей и педагогов и содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта:

непосредственно образовательная деятельность;

наблюдения и экскурсии;

работа с родителями

1.1. Актуальность

В обществе на протяжении последних десятилетий не ослабевает внимание к проблемам экологиче­ского образования подрастающего поколения. Это обусловливает те по­зитивные изменения, которые наме­тились в экологическом образовании: рамки экологического воспитания расширились от ознакомления детей с природой до воспитания экологиче­ского мировоззрения; сложилась оп­ределенная система целенаправлен­ного обеспечения детей знаниями, необходимыми для воспитания эко­логической культуры, формирования эколого-осознанного поведения в ок­ружающей природной среде, приви­тия практических природоохранных навыков.

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития.

Отсутствие или недостаток эмо­ циональных, чувственных контактов с природой, информации об окружаю­ щем мире, ограничение удовлетворе­ ния потребностей ребенка в приобре­ тении тех экологических ценностей, которые признаются обществом, при водят к экологической депривации - невозможности удовлетворения своих базовых потребностей из-за отсутствия доступа к основным материальным благам и социальным ресурсам. В современных условиях даже малей­ шее ограничение потребностей детей в общении с природой недопустимо и может привести к серьезным ослож­нениям не только в решении задач экологического образования подрас­ тающего поколения, но и развития личности ребенка.

При организации процесса эко­логического образования детей до­школьного возраста необходимо учи­тывать, три главные особенности этого возраста: психологическую включенность в мир природы, восприятие природных объектов в ка­честве полноправных субъектов, стремление к непрагматическому взаимодействию с миром природы. В дошкольном детстве происходит ин­теграция ребенка в общество и куль­туру, осуществляется присвоение ре­бенком экологической субкультуры детства, которая обеспечивает фун­дамент для развития экологичной личности, обладающей экоцентрическим типом экологического сознания.

Анализ ситуации

Политические

Подкрепленная законодательная база:

Конвенция о правах ребенка;

Конвенция дошкольного образования;

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

Наличие вариативных программ МАДОУ;

Типовое положение о МАДОУ;

Сложности переходного периода в системе образования на современном этапе;

Потребительское отношение людей к природным ресурсам и ухудшение экологии;

Молодые родители не уделяют должного внимания экологическому воспитанию своих детей, недооценивая положительное влияние природы на полноценное и гармоничное развитие детей дошкольного возраста;

Ухудшение экологической обстановки неблагоприятно сказывается на физическом здоровье детей и взрослых.

Экономические

Ежеквартальное премирование в МАДОУ по результатам профессиональной деятельности педагогов;

Возможность внебюджетного финансирования

Непомерные нагрузки по обеспечению возросшего документооборота в деятельности воспитателей;

Недостаточное техническое обеспечение образовательного процесса в МАДОУ

Социальные

Повышение уровня экологической образованности родителей воспитанников;

Активность родителей в оказании помощи в работе с детьми;

Чрезмерная занятость родителей на производстве влечет за собой нехватку свободного времени для проведения культурного досуга с ребенком на природе

Анализ внутренней среды

Программно – методическое обеспечение

Наличие программ и технологий:

С. Н. Николаевой, 2005 г.,

учебно-методическая литература, подписные и периодические издания.

- Конспекты занятий и развлечений, сборники экологических сказок.

- Незнание детьми правил поведения

последствия своих действий;

- Отсутствие экологических знаний и

педагогического опыта у родителей

Материально – техническая база

- Предметно – развивающая среда группы отвечает современным

требованиям и составляет:

- уголок природы в группе;

-экологическая тропа на участке детского сада;

- огород и цветники на участках детского сада;

- наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.);

- библиотечка книг с экологическим содержанием.

- Недостаточное количество средств ТСО в группе

В конце ХХ века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты. Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине ХХ века основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось поведение: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не отдавая взамен.

Поэтому экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Новые требования к системе дошкольного образования диктуют и новые условия организации педагогического процесса в МАДОУ, в том числе и организации экологического воспитания и образования.

hello_html_m799bff31.jpg

Н еобходимо создать систему экологического воспитания дошкольников, направленную на формирование у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде, на формирование основ экологической культуры личности. Необходимо найти эффективные формы воспитания и обучения дошкольников без ущерба для здоровья.

2. Содержание

2.1. Цель и задачи проекта

Цель : Формирование осознанного и бережного отношения детей к природе.

Задачи проекта:

Создать поэтапную систему по экологическому воспитанию дошкольников с составлением перспективных планов работы с детьми и с родителями по каждому этапу работы, проведение диагностики знаний детей.

Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе, развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;

Привлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;

Формировать навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;

Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: МАДОУ – семья.

Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Мы предположили к концу года получить следующие результаты:

повышение уровня экологической культуры, познавательной активности;

Развитие интереса к экспериментированию, анализу, обобщению;

воспитание внимательного, разумного, бережного отношения к окружающей природе

приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства

Пополнение предметно- развивающей среды группы.

повышение экологической культуры родителей;

создание единого воспитательно-образовательного пространства МАДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.

Привлечение к созданию предметно – развивающей среды по экологии, участие в совместных экологических мероприятиях

2.2.Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный (сентябрь 2014 г.)

2 этап – деятельностный (сентябрь 2014 – май 2015 г.г.)

3 этап – оценочный (май 2015 г.г.)

Повышение собственной профессиональной компетентности

Изучение программно-методического материала по направлению работы

Знакомство с новыми технологиями:

Обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом

Подбор программно-методического материала по направлению работы

Подбор диагностического материала

Обогащение эколого - игровой среды

Совершенствование развивающей среды, создание новых пособий:

- оформление выставки в книжном уголке: экологические сказки, рассказы, энциклопедии;

- оборудование уголка экспериментирования;

- фотоальбомы и фотовыставки

Создание сборника наблюдений на прогулке, включающего тематические наблюдения + художественное слово и загадки

Пополнение уголка природы

Педагогическое просвещение родителей

Анкетирование родителей по выявлению организации экологического воспитания детей дома

Оформление наглядно-агитационного материала по организации экологического воспитания дома

Выявить уровень развития экологической воспитанности детей группы

Проведение диагностики по выявлению экологической воспитанности детей старшей группы

Реализация поставленных задач

Составление перспективного плана проведения занятий и наблюдений на прогулке по развитию экологической грамотности воспитанников

Проведение занятий в соответствии с перспективным планом работы

Разработка конспектов занятий с использованием экологического материала

Применение в работе с детьми сборника наблюдений на прогулке, включающего тематические наблюдения + художественное слово и загадки

Индивидуальная работа с детьми на прогулке

Работа с педагогами

Консультация для педагогов

Оформление дидактических игр с экологическим содержанием

Работа с родителями

Создание экологической тропы

на участке детского сада, разработка маршрута и мероприятий на тропе

Облагораживание и озеленение территории детского сада

Посещение родителями занятий

Диагностика и мониторинг качества экологического образования в группе

Проведение итоговой диагностики по выявлению экологической воспитанности детей старшей группы

Оценка эффективности работы педагога

Подведение итогов работы

Презентация проекта (на педагогическом совете)

Определение перспектив работы

Оценка эффективности работы с родителями

Обобщение опыта семейного воспитания

Апрель - май 2015 г.

Ресурсное обеспечение

Кадровый потенциал:

☺ Инструктор по ИЗО

Материально-техническая база:

- Предметно – пространственная среда отвечает современным требованиям;

- уголок природы в группе;

- экологическая тропа на участке детского сада;

- огород на участке;

- наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.);

- библиотечка книг с экологическим содержанием

2.4. Содержание деятельности

Содержание проекта включает в себя деятельность всех участников воспитательно-образовательного процесса (приложение №1)

Работа с детьми

Экологическое воспитание дошкольников, по мнению Н.С. Николаевой, можно рассматривать как процесс формирования осознанно-правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, которая проявляется в разных формах его само­стоятельного поведения.

Осознанно-правильное отношение к природе строится на: пони­мании связи растений и животных с внешними условиями, их приспособленности к среде обитания; осознании специфики живого и его самоценности, зависимости жизни и состояния организма от воздействия факторов внешней среды, деятельности человека; по­нимании изначальной красоты явлений природы, живых существ, если их развитие происходит в полноценных или специально созданных условиях.

hello_html_m282a12a7.jpg

На первом этапе реализации проекта было проведено педагогическое обследование природоведческих знаний детей старшего дошкольного возраста (21 ребенок). Результаты обследования следующие:

Наряду с этим, 33% детей имеют низкий объем знаний по данным вопросам. Дети затрудняются в ответах на вопросы: Чем отличается живая природа от неживой? Что объединяет все живые существа? Зачем растению нужны стебель, листья, корень, цветки? Путают признаки данного сезона, характерные изменения, происходящие в неживой природе, растительном и животном ми­ре, труде и быте людей.

Некоторые из детей, перечисляя домашних животных, не могут ответить, почему они так называются и что бы с ними произошло, если бы человек перестал заботиться о них, не понимают связь внешнего строения и образа жизни животных со средой обитания. Несколько детей затрудняются в назывании птиц и особенностей их внешнего вида.

Результаты данного обследования показывают, что работа по формированию природоведческих знаний дошкольников, расширению и обобщению знаний детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе должна быть продолжена и углублена.

О показателях готовности к приня­тию и пониманию, усвоению экологи­ческой культуры ребенка 5-6 лет следует судить по следующим проявлениям:

соблюдение правил поведения в окружающей среде (выработанные привычки);

контроль ребенком своих действий и поведения в окружающей обста­новке (лес, аудитория и т. п.);

выраженная потребность в заботе о представителях животного и растительного мира;

способность самостоятельно вы­бирать объекты своей экологичес­кой деятельности (покормить птиц, полить цветы и т. п.);

доброта, отзывчивость и внима­ние к окружающим его животным,
птицам, людям и растениям, го­товность оказать посильную бес­
корыстную помощь нуждающимся в ней.

Работа с родителями

Экологическое воспитание в настоящее время не только одно из наиболее сложных направлений в работе ДОУ, но и важный про­цесс непрерывного воспитания экологической культуры родите­лей, так как семья играет главную роль в жизни ребенка.

Следовательно, для формирова­ния основ экологической культу­ры у дошкольников необходима разработка системы сотрудниче­ства и взаимодействия ДОУ с се­мьей. Такая система включает оп­ределенное содержание, методы и формы работы, а также создание условий для постоянного общения детей с природными объектами. Это возможно при наличии эколо­гического сознания у взрослых, го­товности педагогов осуществлять на практике экологическое воспи­тание детей, пропагандировать эко­логические знания среди родите­лей и вовлекать их в совместную деятельность.

Раз­работана система сотрудничества педагогов и ро­дителей по экологическому воспи­танию дошкольников. Апробация разных форм сотрудничества с це­лью оптимизации экологического воспитания детей включает три этапа.

1-й этап

Цель: просвещение родителей, формирование мотива сотрудниче­ства.

2-й этап

Цель: реализация системы со­трудничества с родителями по эко­логическому воспитанию, установ­ление с ними партнерских отноше­ний.

3-й этап

Цель: анализ эффек­тивности мероприятий, кото­рые будут проводиться в течение года.

Работа с педагогами

Экологическое образование педагогов и формирование у них экологической компетентности — важнейший механизм, который используют органы государственной власти в целях охраны окружаю­щей среды, сохранения природ­ного наследия, рационального использования природных ресурсов.

В МАДОУ разработана модель развития экологической компетентности педагогов по реализации экологического подхода к воспитанию дошкольников, с помощью которой возможно сформировать экологическое мышление педагогов, культуру видения и использования природы, поднять уровень духовности, творческой активности.

Проведение работы запланировано в три взаи­мосвязанных этапа.

1-й этап позво­лил выявить уровень професси­ональной компетентности вос­питателей и их потребности в инновационных педагогичес­ких знаниях по данному направлению.

2-й этап направлен на реализацию поставленных задач. С этой целью запланированы различные формы и методы работы:

-консультации и т.д.

3-й э тап позволит проследить динамику повыше­ния профессиональной и экологической компе­тентности воспитателей, ее вли­яние на качество педагогическо­го процесса в ДОУ.

Участники проекта: старшие воспитатель, воспитатели, дети старшего возраста с родителями образовательной организации.

Продолжительность – долгосрочный (год).

Природа хрупка и ранима. В настоящее время безжалостно загрязняются и становятся безжизненными водоёмы, обедняются флора и фауна – всё это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. В связи с этим, тема экологического воспитания подрастающего поколения становится актуальной как никогда.

Потребительское отношение к природе и ухудшение экологии требует формирование основ экологической культуры у дошкольников. Ведь именно в дошкольном возрасте начинается становление осознанно ценностного отношения к объектам природы, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.

Осознанно ценностное отношение дошкольников к объектам природы строится на основе знаний особенностей жизни живых существ, их взаимодействия со средой обитания, где не мало важную роль играет и личный пример взрослых.

Участок детского сада может являться не только местом для прогулки детей, но и для овладения способами практического взаимодействия с окружающей средой, что способствует становление мировидения ребенка, его личностный рост.

Участие в эко- социальных проектах и акциях, субботниках, озеленении - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.

Цель: формирование системы осознанно-правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры.

Задачи:

  1. Создать поэтапную систему по экологическому воспитанию дошкольников с составлением перспективных планов работы с детьми и с родителями по каждому этапу работы.
  2. Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе.
  3. Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них.
  4. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле.
  5. Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране.
  6. Формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
  7. Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ОУ – семья.
  8. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.

Ожидаемые результаты проекта:

  1. У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
  2. Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым.
  3. У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы.
  4. Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.
  1. Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства
  2. Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников.
  3. Пополнится развивающая среда в группах старшего возраста.
  4. Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.

У родителей воспитанников:

  1. Обогащение уровня экологических знаний родителей.
  2. Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
  3. Создание единого воспитательно- образовательного пространства ОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
  4. Возможность участвовать в совместных экологических проектах

Этапы реализации проекта:

1 этап - аналитический (май- август)

Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.

2 этап - организационный (август- сентябрь)

Задачи этапа: экологизация всех разделов образовательной программы образовательной организации; создание экологической среды в группах, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме; разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования через проведение экологических акций.

3 этап - практическая деятельность (учебный год)

Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через проведение экологических акций.

4 этап - итоговый, диагностический (апрель)

Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год.

План- карта действий по реализации проекта:

Цель: формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми через взаимодействие с природой. Расширение представлений детей о пользе деревьев для укрепления здоровья человека. Воспитание бережного отношения к окружающей природе

- Беседы с детьми:

1. В чем отличие деревьев от других растений?

2. Какие деревья растут на территории детского сада?

3. Как на территории детского сада появились деревья?

4. Кто сажает деревья в лесу?

5. Какую пользу приносят деревья?

6. Как люди заботятся о деревьях? (примеры).

7. Давайте представим, что деревья вдруг исчезли. Что произойдет на всей Земле? В нашем городе? Возле детского сада? У вашего дома? Изменится ли что- нибудь в нашей жизни? А почему деревья могут исчезнуть?

- Чтение детской художественной и познавательной литературы:

Цель: дети должны определить лишний предмет (дуб, осина, клен, ель, ромашка).

Цель: дети должны правильно указать плод этого растения.

Цель: дети по листочку должны назвать дерево.

Цель: назвать листья по- другому (лист клена кленовый, осины – осиновый и т. д. ).

Цель: учить находить дерево по описанию.

Подборка лучших рецептов по оздоровлению детей с помощью целебных сил деревьев.

- Художественно- продуктивная деятельность.

- Составление мини- книжки.

- Изготовление знаков санитарно- гигиенической ценности каждого дерева на участке детского сада.

Подборка лучших рецептов по оздоровлению детей с помощью целебных сил деревьев.

- Познавательная активность в процессе деятельности в зоне экологической тропы.

- Трудовая деятельность по уходу за растениями, по охране и защите природы.

- Чтение художественной литературы.

- Решение экологических ситуативных задач.

- Экологические досуги, развлечения.

Изготовление паспортов растений детского сада.

Цель: приобщать детей к культуре и быту своего народа

(минимузей, куклы в русских национальных костюмах)

- Беседы о значимости труда сельских жителей, о русской избе, об отличии деревни и города, о традициях, культуре и быте русского народа.

- Продолжать знакомить с трудом народных мастеров- умельцев (изделия хохломы, гжели, дымки)

- Знакомство с потешками, шутками и прибаутками.

- Разучивание хороводов, плясок, песен народного цикла

Проведение занятий познавательного цикла.

- Составление описательных рассказов о природе, животных.

- Художественно – эстетическое развитие

- Рассматривание репродукций известных художников о природе.

- Разучивание народных подвижных хороводных игр.

поделок из овощей и

- Познавательная активность в процессе деятельности в зоне экологической тропы.

- Трудовая деятельность по уходу за растениями, по охране и защите природы.

- Рассматривание проблемных ситуаций.

- Ведение календаря наблюдений.

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста и их родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы родного города.

- Знакомство с народной мудростью: пословицами, поговорками о

бережном отношении к природе.

- Познакомить с Красной книгой, с растениями и животными, занесенными как редкий вид и охраняемыми государством.

- Видеопросмотры фильмов о природе.

- Аудиозаписи о природе и животном мире – закрепление голосов животных и природных шумов.

- Составление описательных рассказов о природе, о животных.

- Художественно – эстетическое развитие

- Рассматривание репродукций известных художников о природе.

- Экспериментирование с природным материалом

Цель: закрепить умение изображать животных в движении. Развивать внимание, двигательную активность.

Цель: закрепить в игре взаимосвязь в природе. Развивать умение ловить мяч и быстро реагировать на вопрос.

Цель: уточнить знания об обитателях природы России. Группировать их по среде обитания. Активизировать речь детей.

Цель: закрепить знание деревьев, цветов, грибов, ягод, их внешний вид. Развивать речь, внимание.

Цель: развивать логическое мышление и речь.

Цель: развивать логическое мышление, упражнять в определении деревьев по листьям.

Приобщить родителей к подбору художественной литературы (энциклопедии, сказки, рассказы, стихи, загадки ) по данной тематике в книжный уголок группы.

Совместный выезд детей и родителей на природу.

- Познавательная активность в процессе деятельности в зоне экологической тропы.

- Трудовая деятельность по уходу за растениями, по охране и защите природы.

- Рассматривание проблемных ситуаций.

- Посадка саженцев на территории детского сада.

- Ведение календаря наблюдений.

Приобщить родителей к посадке саженцев на территории детского сада

Цель: воспитывать чуткое отношение к птицам, желание помочь им зимой.

- Проведение занятий познавательного цикла.

- Составление описательных рассказов о природе, о птицах.

Рекомендации по прочтению художественной литературы о зимующих птицах.

Приобщить родителей к подбору художественной литературы (энциклопедии, сказки, рассказы, стихи, загадки) по данной тематике в книжный уголок группы.

Птицы, что изменилось в поведении осенью?

Наблюдение и сравнение следов на снегу под кормушками. Сравнение.

Наблюдение и сравнение птиц на кормушках.

- Рассматривание проблемных ситуаций:

почему птицы могут летать по воздуху, а человек нет?

когда воздух можно почувствовать?

как воздух помогает птицам летать?

какие птицы не умеют летать? Почему?

изучаем дерево, плоды и семена:

- какие они, кто их разносит, для чего они нужны?

- Проведение занятий познавательного цикла.

- Чистка кормушек, подкормка птиц.

- Ведение календаря наблюдений за птицами.

Изготовление птичьих кормушек, развешивание по экологической тропе.

Цель: сохранение елей в период предновогодних и новогодних праздников. сохранение елей в период предновогодних и новогодних праздников.

- Загадки про лесную красавицу.

- Посадка семян сосны в группе.

- Экологические игры (имитационные, дидактические, соревновательные, сюжетно- ролевые игры, игры- путешествия, подвижные).

(формировать у детей представление о живой елке, способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели, признаки, отличающие ее от других деревьев)

Читайте также: