Почему возникло учение витализм и как оно потерпело крах кратко

Обновлено: 04.07.2024

Как говорит Википедия, витализм – это учение про жизненную силу, которая управляет разнообразными процессами в живых организмах. Виталисты же – это люди, которые являются приверженцами данного учения.

Теория витализма совершенно идеалистическая, и она допускает, что некая нематериальная сила жизни содержится в каждом организме.

Все процессы находятся в зависимости от данной силы, и их никак нельзя объяснить через научные законы. В этой статье мы поговорим подробно о том, чем является витализм, как развивалась виталистическая теория в разные исторические периоды и как она повлияла на современную психологию и педагогику.

История развития витализма

Данное учение развивалось на протяжении разных эпох. Так, его черты прослеживаются в ряде традиций:

В результате того, что такие науки, как химия, биология и физика, накопили значительный объем данных опытным путем, витализм начал попросту терять свое значение и влияние. Так, сейчас его относят к теориям неакадемического характера.

Истоки подобных воззрений нужно искать в древности. Тогда предпринимались попытки придумать определенную модель мира и жизни всех живых существ.

В те времена появилось предположение о том, что материя имеет разные формы, которые отличаются своим отношением к такому фактору, как теплота. Форм жизни было две, их назвали органической и неорганической материей.

Последнюю можно вернуть назад, в ее первичное состояние, в том случае, если она нагревается, а затем нагрев прекращается. А вот все органические структуры в результате такого нагрева спекаются и переходят в другие формы, которые не восстанавливаются до прежних значений.

И вот таким образом среди ученых шли споры о том, что является причиной различий этих двух форм жизни. Был сделан вывод, что существует некая сила жизни, которая присутствует лишь в органической форме существования.

Когда в XVI столетии была разработана теория причин разных заболеваний (в качестве такой причины в ней рассматривались микробы), влияние витализма на западную медицину уменьшилось. Также стало более очевидным и функционирование разных органов в живых организмах, благодаря чему ученые начали постепенно отказываться от мистических теорий объяснения жизненных феноменов.

Но даже в 2002 году Эрнст Майр, несмотря на то, что он со своими коллегами разработал синтетическую теорию эволюции и был явным критиком витализма, говорил, что высмеивать виталистов неисторично и ненаучно. Так, если прочитать работы некоторых выдающихся виталистов, например Дриша, то приходится соглашаться с теориями о том, что ряд биологических проблем невозможно объяснить при помощи философии Декарта, в рамках которой организм воспринимается как обычный робот.

Виталистическая теория в педагогике

Отдельно следует остановиться на влиянии витализма на педагогику и психологию. Здесь сразу же стоит вспомнить талантливого итальянского педагога и теоретика воспитания дошкольников – Марию Монтессори. Она была первой женщиной в истории Италии, которая получила степень доктора медицинских наук.

Мария Монтессори проводила работы вначале в психиатрической клинике для детей. Она разрабатывала методики воспитания малышей и затем включила их в свою практику. В итоге ее система развития дошкольников стала популярной по всему миру.

В течение всей жизни эта женщина постоянно пропагандировала разработанный ею метод. Ее работы стали невероятно популярными в детских учреждениях ряда стран мира.

Мировоззрение Монтессори соотносимо с субъективным идеализмом. Она противопоставляла душу и человеческое тело и являлась последовательницей виталистической философии. Педагог считала, что есть некая постоянная жизненная сила, которая имеет мистический характер и является двигателем в развитии каждого индивида.

Женщина была противницей материализма и его взглядов на природу мира и человека, а также на сам процесс воспитания ребенка. Ею были разработаны вопросы антропологического подхода в педагогике и поставлен ряд экспериментов в сфере воспитания дошкольников.

Монтессори полагала, что как мы не можем влиять на тело ребенка, на его форму и внешность, так же мы не способны понять, каковы его внутренняя сущность и потребности, как и в какое время ребенку может понадобиться то или иное для его развития. Все это привело ее к принципам ненасилия над ребенком и уважения его личности.

В итоге была выведена теория о недопустимости активной роли воспитателя, о выдвижении на первый план принципов самообучения и самовоспитания детей. В процессе практики педагогом изучалась психология малышей, проводились постоянные антропологические измерения различных показателей.

Для того чтобы дети имели возможность самостоятельно обучаться, были сделаны различные изменения в оснащении комнат детских учреждений. Так, парты заменили легкой мебелью, стали использовать удобное оборудование.

Впрочем, Монтессори не смогла избежать ряда противоречий. Так, хотя она и говорила о том, что невозможно познать те законы, которые управляют развитием малыша и руководить ими, все же она сама ставила эксперименты и продумывала средства, которые способствовали бы раскрытию детских жизненных сил. Она говорила, что воспитание – это активное содействие обычным процессам развития малыша.

Так что следует отметить, что виталистическая теория до сих пор играет важную роль в развитии общества, особенно если это касается педагогических вопросов, и подтверждением этому служит распространенность педагогики Монтессори в практике воспитания. Автор: Наталья Зорина

Объясните, почему возникло учение витализм и как оно потерпело крах?

Виталисты считали что все органические вещества получаются только из процессов жизнедеятельности и от живых организмон, однако появились ученые которые из неорганических веществ получили органические. поэтому данное учение потерпело крах

Вопрос-ответ Дети посадили 2 грядки моркови, огурцов на 3 грядки больше, чем моркови, а гороха на 1 грядку меньше, чем моркови и огурцов вместе. сколько всего грядок с овощами посадили дети? Решение одним действием.

Вопрос-ответ 18 книг расставили поровну на 3 полки. Сколько книг поставили на каждую полку? Помогите правильно оформить задачу в тетради.

Читайте также: