В чем трагедия демона лермонтов кратко

Обновлено: 04.07.2024

Проносясь над землями Грузии, отвергнутый Богом и скучающий Демон наблюдает с высоты полета за грешной землей. Он омрачен, уже очень давно ничто не приносит ему радость. В один момент он замечает Тамару — юную девушку, обладающую невероятной красотой. Тамара — единственная дочь старого князя Гудала. Княжеский дом утопает в роскошных украшениях, раздается веселая музыка, танцуют и развлекаются гости.

Сегодня у князя торжество — молодая красавица выходит замуж, и все с нетерпением ждут жениха. Чтобы увлечь гостей, невеста исполняет танец с бубном. Она делает это так прекрасно и грациозно, что буквально завораживает Демона. Он так опьянен чувственностью Тамары, что не в силах сдержаться и спускается на землю.

Сегодня Тамаре не суждено связать себя узами брака со своим возлюбленным. Падший ангел подстраивает все так, что на ее жениха в дороге набрасываются разбойники и убивают прямо на пол пути к княжескому двору. Узнав об этом страшном происшествии, все семейство Гудала получает тяжелый душевный удар. Конечно, труднее всех ужасное событие переживает Тамара.

Демон, обезумевший от любви, доволен, что больше никто не стоит на его пути к сердцу девушки. С этого момента он каждую ночь пробирается в сон к убитой горем несостоявшейся невесте в образе красивого молодого человека. Эти ночные видения не на шутку пугают Тамару, и она обращается к отцу, надеясь получить разрешение уйти в монастырь, в надежде, что там она обретет покой. Видя, как страдает дочь, старый князь, скрепя сердце, соглашается.

В монастыре Тамара только и делает, что молится и направляет свои речи к Всевышнему с просьбой избавить ее от пугающих сновидений, травящих душу. Однако, незаметно для себя, она начинает испытывать чувства к таинственному ночному незнакомцу.

Злой дух счастлив: ему удалось вызвать у девушки нежные чувства. Ему известно, что лишь одно его касание способно погубить молодую красавицу, но он не намерен сдерживаться. Демон является к уединившейся молодой красавице и соблазняет ее сладкими речами. Тамара отравлена ядом своего искусителя и мучительно умирает. Ангел хранитель уносит душу страдалицы в рай. Убитый горем отец Тамары хоронит так рано покинувшую этот мир дочь на кладбище близ горной церквушки.

Главные герои и их характеристика:

  • Демон — надменный и скучающий дух, олицетворяющий собой само зло, который влюбляется в Тамару и губит ее своими сильными чувствами.
  • Тамара — молодая и невинная красавица, которую погубил Демон.
  • Гудал — богатый князь, отец Тамары. Очень любит единственную дочку и глубоко скорбит после ее смерти.
  • Жених Тамары – властитель Синодала, богатый князь.

Часть первая.

Глава I.

Глава II.

Глава III.

Падший ангел часто парил над величественным Кавказом. Демон видит необычайной красоты природу. Но разве на самом деле они красивы? Ведь он это видел множество раз. Ему были безразличны реки Терек и Дарьял, и даже жемчужина Грузии — Казбек.

Лермонтов

Автор: Михаил Юрьевич Лермонтов

Глава IV.

Не вызвали у Демона восхищения и пышные долины роскошной Грузии, где в скопище скалистых гор и глубоких ущелий цвели тысячи растений, излучавших небывалый аромат.

Глава V.

У реки Арагва стоит высокий дом богатого купца Гудала. Старик живет со своей единственной дочерью — прекрасной, доброй и скромной Тамарой.

Глава VI.

Сегодня в доме состоится большое празднество: Тамара выходит замуж за молодого князя. Все гости ждут появления избранника, но больше всех не терпится юной красавице увидеть будущего мужа.

Кровля устлана коврами, невеста с подругами играют и поют. И вот берет невеста бубен и начинает танцевать. Все, кто наблюдает за танцем, заворожен красотой и легкостью движений девичьего тела. Так улыбается она, что с её улыбкой ничто не сравнимо.

Глава VII.

Глава VIII.

Будучи единственной наследницей своего отца, девушка не знала нужды и не слышала отказа.

Однако, теперь она уже взрослая и должна улететь из родительского гнезда. Девушка немного встревожена: как ее встретит чужая семья? Быстро развеяв гнетущие мысли, героиня просияла лучезарной улыбкой.

Глава IX.

Кружа над шумным двором Гудала, Демон увлекся чужой невестой и неожиданно его посетило давно утраченное чувство: в черствой и суровой душе его вновь пробудилась тяга к любви, добру и красоте.

Глава X.

Жених, властитель Синодала, мчал к Тамаре с целым караваном верблюдов, груженных свадебными дарами.

Глава XI.

Когда уже сгущались сумерки, он проезжал мимо горной часовни, у которой был похоронен много лет назад убитый на этом месте князь. Каждый, кто проезжал мимо этого места, по старому поверью должен был остановиться и помолиться Всевышнему. Молитва здесь помогала уберечься в дальнейшем пути от разбойничьего кинжала.

Но дух Демона запутал мысли юноши, спешащего на торжество, и тот проехал мимо. Когда совсем стемнело, перед караваном неожиданно оказались незнакомые всадники. Храбрый князь сразился с ними, но противников оказалось гораздо больше, и он был не в силах с ними совладать.

Глава XII.

Глава XIII.

В седле, расшитом роскошными шелками, конь продолжает скакать, что есть мочи. На нём сидит молчаливый всадник, но не правит поводами. Кровь на черпаке его видна. Конь вынес всадника из боя, но пуля его догнала.

Глава XIV.

Верный скакун принес бездыханное тело ко двору Гудала и остановился у ворот.

Глава XV.

Гудал, весь охваченный смятением, видит в произошедшем божественную кару. А невеста, осознав трагичность случившегося, упала на постель, не снимая ни парчи, ни изысканных украшений. Девушку больше ничего не волнует — она охвачена глубочайшим трауром. Сквозь всхлипы Тамара расслышала чудесный голос, обладающей невероятной успокаивающей силой. Он советовал не печалиться о возлюбленном, душа которого уже отправилась в царство небесное. Голос, принадлежащий демону, обещает навещать несчастную каждую ночь и дарить ей сказочные сны.

Глава XVI.

Взволнованная Тамара в смятении заснула. В рассветных лучах к ней явился незнакомый мужчина с томным, влюбленным взглядом. Этот юноша стоял у изголовья кровати, склонившись над девушкой.

Часть вторая.

Глава I.

После страшной гибели любимого, Тамара и слышать не желает о новом сватовстве и решительно отвергает всех женихов. Признавшись отцу в том, что каждую ночь ее терзает какой-то беспокойный дух, она решает уйти в монастырь. Старый князь, желая для единственной дочери только лучшего, благословляет ее.

Глава II.

Однако, оказавшись в уединенном монастыре, расположенном среди высоких снеговых гор, девушка продолжает преследоваться манящими речами, сулящими неизбежную встречу.

Глава III.

Монастырь расположен посреди крутых холмов. Здесь не слышно ничего, кроме пения птиц и журчания ледяных ручьев.

Глава IV.

Каждое утро, отправляясь за водой, девушка видела чудесную картину: ей открывался вид на завораживающие горы Казбека.

Глава V.

Но эти красоты природы не вызывают у девушки восхищения. День изо дня она рыдает. И плач ее такой душераздирающий, что каждый, кто проезжает мимо этого монастыря, желает поскорее умчаться подальше, лишь бы не слышать сильных душевных терзаний.

Глава VI.

Сладостные речи падшего ангела преследуют Тамару. Она мечтает от них отвлечься и пытается забыться в молитвах, но непослушное сердце отказывается подчиняться разуму и вместо святых молится Лукавому.

Глава VII.

Прилетев в обитель Тамары, Демон вначале задумчиво бродил близ ограды и, казалось, готов был оставить свой замысел. Однако, в один момент свет в окне кельи привлек его внимание. Оттуда полилась грустная и чарующая песня. Волнение любви проникло в душу Демона и из глаз предательски покатились слезы. Они были на столько горячи, что насквозь прожигали камень, на который падали.

Глава VIII.

Нарушив покой Тамары и пробравшись в ее келью, главный герой увидел рядом с ней ее ангела хранителя. Ангел с укором взглянул на злого духа и попытался прогнать.

Глава IX.

От сопротивления в Демоне пробудилась ненависть и неконтролируемая ревность. С надменной усмешкой он сказал ангелу, чтобы тот оставил девушку в покое. Доброму ангелу не оставалось ничего, кроме как взмахнуть крыльями и раствориться в небесах.

Глава X.

Глава XI.

Демон слегка коснулся губ красавицы своими губами и смертельный яд дьявольского поцелуя разразил грудь девушки мучительным криком, и она упала замертво.

Глава XII.

Стенания Тамары услышал лишь местный сторож и поспешил удалиться от пугающего места, а потом все звуки растворились в легком дуновении ветра.

Глава XIII.

Лежа в гробу, Тамара была так же мила и прекрасна, как и при жизни. На лице отразилась вечная печать смерти.

Глава XIV.

Никогда при жизни ее наряд не был таким цветастым и богатым, как сейчас. Как требует древний обычай, его украшали горные цветы. Ее спокойная и безучастная улыбка символизировала полное умиротворение и покой.

Глава XV.

Вокруг гроба собрались родные девушки, чтобы проводить ее в последний путь. Семейство Тамары ждет длинный путь: нужно преодолеть тяжкую дорогу к церкви, построенной предком Гудала высоко в горах. На это понадобится целых три дня.

Глава XVI.

Светлый ангел понес душу Тамары в райские сады, но пересекает ему, из бездны, со злобным взглядом взвился дух Демона, крича о том, что Тамара принадлежит ему. Душа героини в испуге крепко прижалась к ангелу.

Посланник небес твердо приказал злобному духу исчезнуть с их пути. Ангел произнес речь о том, что Демон уже довольно торжествовал, Богу известно все о его бесконечных злодеяниях. Душа Тамары страдала и любила, поэтому ей открыта дорога в рай.

Проклиная свои безумные мечты, падший ангел так и остался навеки без упования и любви.

В 1858 году в Германии впервые был опубликовано полноценное произведение (за исключением диалога Тамары с Демоном). Тираж составлял всего 28 экземпляров. Спустя год было выпущено в свет очередное издание, но, в этот раз, дополненное недостающим диалогом.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

В душе главного персонажа живет тоска и глубокая печаль, от которой Демон страстно хочет избавиться. И приходит время, когда герой по-настоящему влюбляется в девушку Тамару, с которой, увы, он никогда не сможет быть вместе, пока находится в облике демона. Он предстает перед возлюбленной в образе красивого юноши, а спустя время добивается ее расположения, целует и … убивает своим отравленным поцелуем Тамару. Демон желает завладеть душой убитой девушки, но Ангел противиться этому и забирает Тамару в рай.

В своей борьбе за радостное дальнейшее существование без одиночества и тоски Демон проигрывает.

Таким образом, трагизм Демона состоит в желании избавиться от печали в душе и одиночества, но без возможности получить желаемое.

Печальный Демон, дух изгнанья,

Летал над грешною землей,

И лучших дней воспоминанья

Пред ним теснилися толпой;

Тex дней, когда в жилище света

Блистал он, чистый херувим,

Когда бегущая комета

Улыбкой ласковой привета

Любила поменяться с ним,

Когда сквозь вечные туманы,

Познанья жадный, он следил

В пространстве брошенных светил;

Когда он верил и любил,

Счастливый первенец творенья!

Не знал ни злобы, ни сомненья.

И не грозил уму его

Веков бесплодных ряд унылый…

И много, много… и всего

Припомнить не имел он силы!

Вариант 1

Демон – это образ нечистой силы. Он сеет хаос по всей земле и за его зло Бог выгнал его из рая. Демон, он же Сатана и Дьявол, думает о том, что ему пора измениться. Он устал быть в одиночестве и причинять зло. Поэтому, когда он встречает Тамару, то искренне верит, что с этой девушкой он может измениться, он станет лучше. Но у Тамары есть возлюбленный, которого она ждет, а демон в свою очередь ждет, что настанет время, когда девушка полюбит его. Тогда его жизнь кардинально изменится, и он перестанет быть злым.

Возлюбленный Тамары умирает и появляются подозрения, что это месть Демона. Что он не смог допустить того, что его возлюбленная будет с другим. Хотя это всего лишь догадки. Демон у Лермонтова не такой злой, как у других писателей. Он готов меняться, он верит, что у него все получится и его ждет счастливая жизнь. Он предлагает Тамаре отказаться от всего земного, а этот отказ означает не что иное, как смерть. На помощь девушке приходит Ангел, который возвращает Демона к прежней жизни.

В конце поэмы Демон приходит в отчаяние. Во имя любви к нему Тамара умирает, а ее душу забирает Ангел. Демон остается по-прежнему один, он не учел, что душа девушки будет взята небом. Демон проклял свои мечты, он стал таким же, как и раньше. Мечты на светлое будущее не сбылись. Лермонтов показал Демона как ограниченное в своем мире существо. Даже чувства к Тамаре были ограниченными, вот почему ему не удалось прийти к другой жизни.

Вариант 2

Печальный Демон, дух изгнанья,

Летал над грешною землей…

Знаменитую поэму “Демон” в кратком содержании можно прочитать, чтобы назвать венцом всего творчества Лермонтова. Поэт работал над нею десять лет, поэма имеет восемь редакций. В ее основу положен библейский миф о падшем ангеле, восставшем против Бога, изгнанном за это из рая и превращенном в духа зла. В поэме Лермонтов отразил свой тираноборческий пафос.

Бог в поэме — это самый сильный из всех тиранов мира, а Демон — враг этого тирана. В понятие добра и зла Лермонтов вкладывал смысл, противоположный тому, какой они имеют в традиционной христианской морали, где добро означает покорность Богу, а зло — неповиновение ему.

Но если Бог недобр, то понятия добра и зла меняют свой смысл, приобретают смысл, противоположный тому, какой они имеют в традиционной христианской морали. Автор и его Демон не отрицают добро, но добро для них нечто иное, чем для простого человека. По христианской морали подвиг добродетели — в смирении, для Лермонтова — в борьбе, а покорность и смирение — зло. Лермонтов показывает, что не Демон, а Бог виновник зла. И самым жестоким обвинением против Творца является земля:

Где преступленья лишь да казни,

Где страсти мелкой только жить;

Где не умеют без боязни

Ни ненавидеть, ни любить.

Бог незримо присутствуете поэме, он действующее лицо, хотя и эфемерное. О нем постоянно говорят, вспоминают, обвиняют в преступлениях, совершаемых на земле, так как он сотворил преступников:

Ты знать про будущее мог,

Зачем же сотворил меня?

Азраил, как и Демон,— изгнанник, “существо сильное, но побежденное”. Он наказан не за бунт, а только за мгновенный ропот. Ему было скучно одному. Он упрекнул Бога в том, что тот создал его раньше людей. Бог тотчас наказал Азраила:

Я перемени звезду свою;

Как дым рассыпалась она,

Рукой Творца раздроблена;

Но смерти верной на краю,

Взирая на погибший мир,

Я жил один, забит и сир.

Демон же наказан не только за ропот. Его вина страшнее. Бог испепелил страшным проклятием душу Демона, сделав ее холодной, мертвой. Он не только изгнал из рая, но и опустошил его душу. Но и этого мало. Всесильный деспот возложил на Демона ответственность за все зло во всем мире. По воле Бога Демон “жжет печатью роковой” все, к чему ни прикоснется, он — орудие зла. В этом страшная трагедия героя Лермонтова:

Помчался — но куда? зачем?

Не знаю… прежними друзьями

Я был отвергнут; как эдем,

Мир для меня стал глух и нем.

Любовь, вспыхнувшая в душе Демона, означает для него возрождение. Пляшущая Тамара оживила “немой души его пустыню”:

И вновь постигну л он святыню

Любви, добра и красоты!

В возрожденной душе проснулись мечты, забытые чувства. Демон хотел, чтобы душа его жила, откликалась на впечатления жизни и могла общаться с другой, родной душой, испытывая большие человеческие чувства. Ощутив любовь к Тамаре, Демон почувствовал любовь ко всему живому, потребность творить добро, восхищаться красотой мира — все, чего лишил его Бог:

Он любовался — и мечты

О прежнем счастье цепью длинной,

Как будто за звездой звезда,

Пред ним катилися тогда.

Почувствовав впервые тоску, Демон плачет:

Поныне возле кельи той.

Насквозь прожженный виден камень

Слезою жаркою, как пламень,

Что же так привлекло Демона в Тамаре? Она не просто красавица, этого было бы мало для любви. Он почувствовал в ней душу, способную понять его. Волновавшая Тамару мысль о судьбе рабыни была протестом против этой судьбы, и этот бунт ощутил в ней Демон. Именно на такую душу, полную гордыни, и мог наложить свою печать Демон.

В поэме “Демон” заложен огромный социальный смысл. Герой поэмы носит в себе черты живых людей, современников поэта. Передовые люди 30‑х годов XIX века страстно искали истину, резко критиковали самодержавно-крепостническую действительность.

Черты таких страдальцев-бунтарей Лермонтов и отразил в образе Демона. Это бунтовщик без положительной программы, гордый и отважный мятежник, возмущенный несправедливостью законов Вселенной, но не знающий, что этим законам противопоставить. Демон рвется к людям и презирает их. Демон не может освободиться от отравившего его зла и не виновен в нем.

Вариант 3

Основной темой всего творчества Лермонтова является тема личности в её отношении к обществу. Центральный герой лирики, поэм, драм и романов Лермонтова — это гордая, свободолюбивая, мятежная и протестующая личность, стремящаяся к действию, к борьбе. Но в условиях социальной действительности 30‑х годов такая личность не находит сферы приложения своим мощным силам, а потому и обречена на одиночество. Это одиночество тяготит сильного человека, он пытается вырваться из него, преодолеть его, но все попытки оказываются тщетными, напрасными.

На протяжении этих лет перестраивалось развитие сюжета, менялись характеры героев, место действия поэмы. Сначала совсем не было точного определения места, потом появилась Испания, и, наконец, действие было отнесено на Кавказ. Сюжет поэмы не изобилует событиями.

Вариант 1

Лермонтов, разумеется, не мог не учитывать уже существующую традицию, но он был вполне оригинален и в сюжете своей поэмы, и в трактовке главного образа. В лермонтовском Демоне сочетаются огромные внутренние силы и трагическое бессилие, стремление преодолеть одиночество, приобщиться к добру и недостижимость этих стремлений. Это мятежный протестант, который противопоставил себя не только Богу, но и людям, всему миру.

Где нет ни истинного счастья,

Ни долговечной красоты,

Где преступленья лишь да казни,

Где страсти мелкой только жить,

Где не умеют без боязни

Ни ненавидеть, ни любить.

Однако такое всеобщее отрицание означает не только силу Демона, но и его слабость. Ему не дано с высоты беспредельных космических просторов увидеть земную красоту, он не в состоянии оценить и понять прелесть земной природы:

Но, кроме зависти холодной,

Природы блеск не возбудил

В груди изгнанника бесплодной

Ни новых чувств, ни новых сил;

И все, что пред собой он видел,

Он презирал иль ненавидел.

И проклял Демон побежденный

Мечты безумные свои,

И вновь остался он, надменный,

Один, как прежде, во вселенной,

Без упованья и любви.

Вариант 2

Образы нечистой силы всегда тревожили сердца поэтов и писателей. Сила добра, воплощенная в Боге, не имела другого обличья. А вот посланец Ада каких только имен не носил: и Дьявол, и Сатана, и Люцифер. Это доказывало, что зло многолико, а человек должен быть настороже, ведь он может поддаться искушению, и тогда душа прямиком попадет в ад.

Однако в романтической литературе начала XIX века, особенно русской, образы нечистой силы становились не столько злодеями, сколько тираноборцами, а тираном, как это ни парадоксально, становился сам Бог. Ведь именно он требовал от человека страданий, заставлял слепо следовать его воле, принося в жертву порой самое дорогое, что у него было.

Когда Тамара горюет о погибшем женихе, Демон

… К ее склонился изголовью;

И взор его с такой любовью … на нее смотрел.

Я опущусь на дно морское,

Я полечу за облака,

Я дам тебе все, все земное -

И проклял Демон побежденный

Мечты безумные свои…

История создания

Поэма базируется на библейском мифе о падшем ангеле, а также обращается к грузинскому фольклору и деталям местного быта.

Жанр и направление

О чём?

В Грузии, в роскошном доме князя Гудала, живёт его дочь, девушка невероятной красоты, Тамара. Она ждёт своей свадьбы, двор уже убран к торжеству, но пролетавший над вершинами Кавказа Демон уже заметил девушку, он пленился ею. На свадьбу спешит жених, за ним следует богатый караван верблюдов, но в ущелье путников настигают разбойники. Так радость свадьбы оборачивается горем похорон.

Демон, теперь не имеющий соперников, является Тамаре, желая завладеть ею. Бедная девушка хочет найти защиты у Бога и уходит в монастырь. Там её стережёт Ангел-Хранитель, но однажды ночью Демон преодолел эту преграду и соблазнил девушку. Тамара погибла, но её душу спас Ангел и перенес в Рай, где она обрела покой.

Главные герои и их характеристика

Демон – весьма сложный персонаж поэмы. Сам образ Демона восходит ещё к Библейским сюжетам, но в поэме Лермонтова мы встречаем уже авторскую трактовку этого архетипа. Он наказан вечной жизнью, а существование его будет всегда сопровождаться одиночеством и тоской. Казалось бы, можно позавидовать этой уникальной возможности: с высоты птичьего полета наблюдать горные красоты, но и это наскучило герою. Даже зло уже не приносит ему удовольствие.

Любовь. Особое место в поэме занимает любовь. Она имеет безграничную силу: иногда губит героев, иногда даёт надежду, а порой сулит вечные муки. Ревнивая спешка к невесте губит жениха Тамары, для Демона же эта девушка – надежда на спасение. Любовь пробуждает в Падшем Ангеле давно забытые чувства, она заставляет его, нагоняющего ужас, бояться и плакать.

Борьба. Отвергнутый Небом Демон больше не в силах выносить свои мучения. В поэме он предстаёт читателю уже потерявшим всякий вкус к существованию, даже зло не приносит ему удовольствия. Последний шанс отвоевать себе прощение – любовь юной чистой девушки. Тамара для Демона — орудие для борьбы с Небом. Он избавился от Ангела, соблазнил Тамару, но он не способен побороть себя, свои пороки, за что обречён страдать вечно. Тамара борется с искусителем, она не поддаётся его словам против Всевышнего, отчаянно желая избежать адской обители.

Кажется, что в какой-то момент он готов проявить смирение и преклониться перед Всевышним: он слышит вечернюю песню, она напоминает Падшему Ангелу о Рае. Демон, нагонявший до этого на всех страх и ужас, теперь плачет сам горячими слезами.

Вера. Только благодаря непоколебимой вере в Бога Тамара избегает от мук ада. Пренебрежительное отношение к религии губит, согласно авторскому замыслу, жениха княжны. Искушая красавицу, Демон шепчет ей, что Бог занят только небесными делами, а на земные не обращает внимания. Но девушка не поддалась наветам зла, за что душа её была спасена Ангелом-Хранителем.

Ангел и Демон – две стороны одной души. Человек по своей натуре двойственен, Добро и Зло всегда борются в нём. Предназначение главного героя поэмы – сеять сомнение, пробуждать лукавые мысли в человеке. За повиновение Демону Бог может жестоко наказать, как это и произошло с женихом Тамары.

Повержен и Демон, но так ли жестоко к нему Небо? Оно даёт изгнаннику шанс спастись через искреннюю любовь, ведущую к добродетели, но герой не справляется со своим отрицательным началом и тем самым губит себя и девушку.

Проблематика

Но не каждому дана способность именно так любить. Одержимый жаждой превосходства над Небом и желанием испытать удовольствие, впервые за много сотен лет, Демон обрывает последнюю спасительную нить. И Падший Ангел, и Тамара становятся жертвами греховной страсти, но почитающая Бога девушка спасается, а упрямо противостоящий Создателю Демон обрекает себя на вечные страдания. Так находит свое отражение нравственная проблема гордыни – темная сторона души каждого из нас.

Перед героями стоит проблема нравственного выбора. Демон между смирением и страстью выбирает последнее, за что получает ещё большее страдание. Жених Тамары прислушался к лукавому голосу и пренебрёг молитвой в дороге, за что жестоко поплатился, Тамаре же удаётся противостоять соблазнам искусителя, поэтому для неё открыты Врата Рая.

Критика

Лермонтов Михаил Юрьевич

Для того, чтобы осмыслить данное произведение, мы предлагаем краткий и полный анализ поэмы. Поэма написана красивым, эмоциональным языком. Действие поэмы происходит на Кавказе, описание природы которого усиливает красоту произведения. Образ Демона не раз появлялся в произведениях Лермонтова, что говорит о противоречивом внутреннем мире самого автора.

п.1. Тематика и проблематика

Тема: Любовь.

Проблема: Любовь – прекрасное чувство, но не всякая любовь приводит к счастливому финалу. Важно разобраться, кто твой избранник. Иногда за нее платишь слишком большую цену.

Демон увидел девушку, которая сможет вернуть ему чувство любви. Он когда-то постоянно испытывал его, в образе херувима. До момента встречи с Тамарой злой дух нагонял лишь ужас, а теперь сомневается, боится и плачет. Тамара чувствует сильную тягу к этому непонятному духу, который приходит к ней по ночам. Она предполагает, что ему нельзя доверять. Девушка становится монашкой, скрываясь от него в монастыре, но от себя не убежишь. Дух очаровывает ее, и Тамара доверчиво поддается его демоническому обаянию. Миг их первого слияния в поцелуе приводит к трагической развязке. Его уста оказываются переполнены смертельным ядом.

Тема: Внутренняя борьба, главных героев.

Проблема: Внутренний конфликт может разрешиться по-разному, важно сделать правильный выбор.

Внутренняя борьба и дана для того, чтобы человек выбрал правильное решение, вышел на истинный путь. Не всегда это получается сразу. Сомнения одолевают и Демона, и Тамару. Небо отвергло Демона, но пришло время, когда он уже не в силах выносить свои мучения. Презрение к людям, одиночество завели главного героя в тупик. И вдруг Демон видит для себя выход – оказывается он может чувствовать и любить. Он мечется в этой неразберихе, не зная, как поступить. Тамара тоже борется с собой. Девушка чувствует, что Демон – это исчадие ада, но ее сильно влечет к нему. Он – красив, он говорит девушке неземные, пламенные речи. Тамара хочет помочь себе. Он согласна уйти в монастырь, чтобы остаться верной Богу, сохранить непорочной свою душу.

Тема: Одиночество.

Проблема: Одинокий человек свободен, но это лишь иллюзия свободы и тупик.

Демон изгнан, обречен на одиночество. Он измучен своей одинокой жизнью, не видит в ней никакой радости. Кажется, что, встретив Тамару, Демон готов вновь прийти к Богу.

Тема: Вера в Бога.

Проблема: Бог всегда есть, он направляет человека, но об этом не стоит забывать.

Вера в Бога помогла Тамаре избежать адских мук. Она идет в монастырь, стремится перервать путы этого мучительного контакта. Ее жених сильно поплатился за пренебрежение к молитве об успешной дороге. И Демону удалось погубить его.

Для меня Бог – это самое лучшее, что есть в мире, путь истины и справедливости. Люди, созвучные с Создателем живут радостно и легко. Я думаю, что этот путь возможен для каждого. И уверена, что Демон – дух, который стремится к перерождению, к возвращению в рай. Он вернется в рай уже с новым опытом. С тем опытом, что на пути зла ничего хорошего нет.

п.2. Идея и пафос

Мы слышим пафос и в описании Тамары – это дань необыкновенной красоте девушки. Красота Тамары не только внешняя, но и внутренняя. Так же, как и она сама, прекрасна ее душа.

Добро побеждает зло – пафос присутствует в развязке поэмы. Ангел не отдает Демону душу Тамары. Ее душа уже не видит Демона, не испытывает чувств к нему – и Демон здесь бессилен.

п.3. Основные герои (их место в образной системе)

Образ Ангела противоположен Демону. Посланник рая излучает любовь, прощение и веру в человека.

Образ Тамары символизирует красоту – это не просто красота женщины, а истинное великолепие всей жизни. Девушка живет в большом доме в окружении красивейшей природы. Монастырь, в котором она прячется от лукавого духа, также находится в красивом месте. Тамара прекрасна не только внешне, но и внутренне. Образ красоты здесь представлен как образ правильности жизни и ее радости. Тамара, как прекрасное божье творение, противопоставлена Демону. Но именно эта красота мутит его рассудок, вдохновляет стать на путь добра.

п.4. Литературные приёмы

В поэме мы видим психологизм – эмоции, чувства, внутреннее состояние персонажей выражено ярко, красиво и с большим мастерством.

В поэме есть краткий эпизод, который, как бы, повторяет путь Демона. Жених Тамары в спешке не останавливается помолиться в часовне, нарушая обряд своих прадедов, и погибает. Этот эпизод символически отражает путь самого Демона, только более мягко. Жених не отвергает Бога, он лишь пренебрегает обрядом.

Душа Тамары, после сомнений и внутренней борьбы попадает в руки Ангела – это ее путь и ее выбор.

Лермонтов описывает отчий дом Тамары, как большой, но мрачный. Это описание уже заранее посвящает нас, что конец истории может быть трагическим. Но концовка не так уж тяжела, потому что Тамара попадает в рай, несмотря на старания лукавого духа.

Символически показан и уход Тамары в монастырь. Она всеми силами хочет спастись, остаться наедине с Богом, подумать, разобраться в себе.

Красивейшая природа Кавказа символически отражает великолепие Бога. Но, я думаю, что нет лучшей природы, которая подчеркнула холодную и бесстрастную сущность Демона, его величие и гордыню. Внутренний мир Демона красив, интересен и самобытен, как и надменная природа Кавказа.

п.5. Конфликт произведения

Конфликт поэмы, это конфликт каждого человека – его выбор между добром и злом. На чью сторону становиться, на сторону Ангела или Демона – это решает сам человек. Лермонтов верит, что этот конфликт разрешим в пользу истины и добра. И я полностью согласна с автором.

После мучительных сомнений Тамаре удается отдать свою душу в руки Ангела, а Демон, испытав чувство любви, уже не станет прежним. Рано или поздно он вернется к Богу – туда, откуда был изгнан когда-то, очень давно.

Читайте также: