Гофман дон жуан краткое содержание анализ

Обновлено: 02.07.2024

В начале XIX в., в обстановке наполеоновских войн, ломки старого сословного режима и освобождения от оков феодальной иерархии личность приобретает новые возможности развития. В то же время именно в эпоху становления буржуазного общества не только открываются новые перспективы развития личности, но и становится очевидным тот антигуманистический характер, который это развитие может принять.

Второе поколение немецких романтиков уже ощущает трагическую двойственность человеческого существования: их герой вынужден жить в реальном мире, который враждебен миру идеальному, прекрасному миру романтической мечты. Выход из этого дуализма представители гейдельбергского романтизма видят в отказе от материального мира во имя религиозного начала, а всякую попытку самоутверждения в реальной жизни считают греховной. Поэтому в их произведениях тоже нет темы бунта героя-индивидуалиста, не удовлетворенного реальной действительностью.

Проблема дуализма романтической личности, ее сопричастности двум мирам занимает ведущее место в творчестве Гофмана, который не примыкает ни к одному из названных течений немецкого романтизма.

Для Странствующего Энтузиаста возможен только такой путь приобщения к бесконечному. Но в этой фантастической пьесе есть и другой герой, который ищет осуществления бесконечных стремлений души в реальной земной жизни. Это образ Дон Жуана в опере Моцарта в понимании и истолковании Гофмана.

Как немецкие исследователи (Г. Эллингер, В. Харих и др.), так и отечественные литературоведы (Миримский, Нусинов) справедливо считают, что Дон Жуан Гофмана — романтик. Но если сравнить этот образ с образом Странствующего Энтузиаста, то оказывается, что это романтические герои разного плана.

Итак, Гофман видит в Дон Жуане личность, наделенную бесконечной тоской, противостоящую миру обывателя, страдающую от внутренней раздвоенности, но величественную даже в момент гибели, то есть писатель придает Дон Жуану черты романтического героя.

Однако устами Странствующего Энтузиаста Гофман осуждает жизненную позицию Дон Жуана, считает его жажду земного счастья греховной и не приемлет его бунт. По сравнению со Странствующим Энтузиастом Дон Жуан — романтический герой иного типа, романтик, низвергнутый с мистических высот в материальный, реальный мир.

Для немецкой литературы этого периода образ романтического индивидуалиста, который стремится не к уходу в иллюзорный мир прекрасного, а к самоутверждению в реальном мире, не характерен.

Уверенные в возможности чисто психического воздействия на организм человека, некоторые врачи того времени пытаются разработать новые, гипнотические средства лечения, много занимаются изучением психических заболеваний. Представителем так называемой романтической медицины в Бамберге был доктор Маркус, которого хорошо знал Гофман.

Ведь если реальным признается непостижимое с точки зрения здравого смысла и повседневного опыта, то вообще исчезает грань между реальным и ирреальным, возможным и невозможным и тем самым подготовляется почва для всякого рода мистических настроений.

Сюжет новеллы — попытка магнетизера овладеть душой любимой девушки. Мария не в силах сопротивляться его влиянию, но она остается верна своему жениху и умирает, не выдержав страшного душевного разлада.

Так Гофман — писатель-гуманист — вершит суд над романтиком-индивидуалистом.

В рассказе описывается жизнь одного Дон Жуан. На него работал слуга Лепорелло, который вечно жаловался на хозяина. Он вечно дожидался его, когда он ходил к донне Анне. В этот раз Дон Жуана ожидала неудача. Анна устроила шум и не хотела его отпускать. Анна его не узнала, поскольку он скрыл свое лицо. Отец Анны был командором и вызвал Дон Жуана на дуэль. При дуэли отец Анны был сражен.

Спустя время главный герой забывает о прошлом и ищет новых приключений и знакомств. Встретив милую девушку, он узнает в ней донну Эльвиру. Главным правилом в приключениях Дон Жуана считается не оглядываться в прошлое. Эльвира страдала от любви к нему и хотела отомстить. От такого отношения Дон Жуану становилось не по себе. Лепорелло начинает утешать донну Эльвиру и говорит, что в список всех любовниц хозяина входят 3000 испанок.

Через неделю героя зовут на прекрасную свадьбу Церлины и Мазетто. На свадьбе Дон Жуан положил глаз на молодую невесту. Он старается привлечь Церлину. Она хотела поддаться, но тут пришли Анна, Эльвира и Оттавио. Анна в нем узнает убийцу отца и подговаривает жениха Церлины. Через некоторое время все начинают танцевать. Медленно герой завлекает Церлину в комнату наверху. Тут раздается крик невесты. Когда все прибежали на помощь, Дон Жуана там уже не было.

Дон Жуан пробирается в дом Эльвиры, которая ему мешала. Он переодевается в одежду своего слуги и поет донне серенаду. Та путает слугу с возлюбленным и кидается на шею. Туда приходят и другие враги героя. В конце они убегают и приходят на кладбище. Сидя возле статуи командора, Дон Жуан рассказывал о своих приключениях. Тут ожила статуя и утащила его в бездну. И все враги были отомщены.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Гофман. Все произведения

Дон Жуан. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Грин – это псевдоним писателя, сокращение от фамилии Гриневский. Путь к литературному творчеству у Александра был долгим. В юности ему пришлось много работать: был, чернорабочим, переписчиком, матросом, валил лес, ловил рыбу, мыл золото

Вишнёвый сад в родовом имение Раневской Любови Андреевны необходимо продавать, потому что накопилось много долгов. Любовь Андреевна, с дочкой Аней, которой 17 лет, живут за границей. В это время за поместьем Раневской следил брат Леонид Гаев

Западный фронт. Бойцы одного из подразделений немецкой армии готовятся к отправке домой. В Берлине происходят революционные перемены.

Еще с малых лет Платон удивлял всех своими талантами написания стихов и глубокими познаниями в различных науках. Вскоре он встретился с Сократом, эта встреча почти полностью изменила его взгляды на свое творчество

Тяжелые мрачные аккорды увертюры в трагической для Моцарта тональности создают впечатление чего-то зловещего, рокового.

При всем потрясающем знании Гофманом музыки оперы, позволим себе здесь уточнить: ликующая фанфара, о которой он пишет, звучит не в седьмом, а в восьмом такте аллегро, но это не в коей мере не влияет на суть сказанного автором.

Действие новеллы далее точно следует за действием оперы, которую слушает герой, находясь в театральной ложе. Он уже и не главный герой происходящего, а всего лишь восторженный слушатель, тонкий ценитель музыки, проникнувший в самую её суть, а затем и оказавшийся втянутым в странные события.

В опере главное противопоставление – образ Дон-Жуана и Командора, а в новелле акцент переносится – читателя, вслед за автором, интересует контраст между образами Дон-Жуана и донны Анны.

Еще одно удивительное наблюдение. Обычно звуковой мир произведений Гофмана очень насыщен. Текст новеллы настолько пронизан музыкой, что почти не оставляет места для других звуков. Проанализировав текст, можно привести их полный список:

Даже в этом кратком списке, некоторые звуки, безусловно связаны с музыкой . Видимо, действительно музыка звучит в душе Гофмана непрестанно, заставляя его не замечать других звуков. А может, при такой насыщенности его внутреннего мира музыкой, повествователь в них попросту не нуждается. Кроме этого, вслушиваясь в звуковой мир новеллы, можно сделать интересное наблюдение. Музыка оперы Моцарта царит и главенствует в этом мире словно главный голос в гомофонной музыкальной фактуре . Поэтому других звуков не только немного, но и они, в основном, тихие, шелестящие. Громкие звуки лишь оповещают о начале театрального действия, привлекают внимание к нему. Ничто не должно отвлекать читателя-слушателя от музыки. Немузыкальные звуки отходят на второй план фактуры, уступая место главной теме.

Весь первый раздел новеллы убеждает нас, что главный герой здесь – именно музыка. Наш путешественник здесь – только зритель, сторонний наблюдатель происходящего. Даже когда в тексте нет непосредственного описания музыки, есть впечатление от нее, ощущения, вызванные ею.

В рассказе Гофмана рассказывается о жизни молодого человека, который окружён женским вниманием. У Дон Жуана есть слуга Лепорелло, постоянно недовольный поведением хозяина. Мужчине приходится ждать, пока молодой человек вернётся от очередной женщины.

Однажды слуга также ждёт героя, который проводит время с Анной. В этот раз не всё проходит гладко у Дон Жуана: Анна не хочет впускать любовника, но не узнаёт того под маской. После этого случая отец девушки вызывает юношу на дуэль, которая впоследствии заканчивается смертью визави Дон Жуана.

Уже скоро молодой человек забывает о случившемся. Он стремится попасть в новую передрягу и заводить различные знакомства. Тогда же Дон Жуан встречает донну Эльвиру. Девушка страдает от любви к молодому человеку и хочет отомстить ему за причинённые ей страдания. Дон Жуан ощущает это и пребывает в смятении. Слуга юноши пытается объяснить Эльвире, что месть ничего ей не даст, поскольку у Дон Жуана в любовницах с три тысячи испанок.

Проходит неделя. Герой оказывается на свадьбе Церлины и Мазетто. На торжестве молодой человек с интересом наблюдает за невестой, одновременно строя планы на неё. Он пытается склонить Церлину к измене, и у него это почти получается. Внезапно рядом с героями оказываются Анна, Эльвира и их друг Оттавио. Они подговаривают Мазетте на убийство Дон Жуана. После начинается танец. Во время него раздаются крики. Когда толпа прибегает к невесте, Дон Жуана уже и в помине нет.

После молодой человек пытается разрушить планы Эльвиры и вторгается в её дом. Он одевается в вещи своего слуги и поёт девушке серенаду. Эльвира не отличает слугу от своего возлюбленного и бросается тому на шею. Но в это время появляются все враги героя. Дон Жуан убегает на кладбище. Там он рассказывает о своих похождениях статуе командора. Монумент оживает и уносит героя в бездну, а все враги юноши оказываются удовлетворены этим событиям.

Дон Жуан. Читательский дневник

Советуем почитать

В произведении повествуется о жизни одного знатного дворянина Никанора Затрапезного. Никанор принадлежал к дворянскому роду с самого своего рождения, и он является одним из наследников пошехонского дворянства

Фенимор Купер является американским писателем. Фенимор Купер считается достаточно известным американским писателем. Фенимор Купер является автором произведений художественной литературы

Все действия происходят во времена Отечественной войны в деревне под названием Атамановка. Деревня делится на тридцать дворов, здесь каждый знает друг друга. Отправимся в дом главных героев. Их звали Андрей и Анастасия Гуськовы.

Эта сказка о главных ценностях человеческой жизни: любви, доброте, доверии, взаимопомощи, нестяжании, скромности и терпении.

Мелодичная завораживающая музыка разливается кругом. Красочные яркие декорации. Старинный индийский храм, здесь тайно встречаются Никия и Солор отважный воин. Они любят друг друга

Читайте также: