План урока по естествознанию 4 класс

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Урок 5. Конспект.docx

Краткосрочный план урока

Дата: 19 ноября 2019

ФИО учителя: Аксёнова Татьяна Анатольевна

Количество присутствующих 17 отсутст вующих нет

Цели обучения

4.3.1.1 определять сферы применения веществ согласно их свойствам;

4.1.2.2 представлять полученные результаты в графической форме по выбору учащегося;

Все учащиеся определяют области применения веществ, процессы, способствующие появлению смесей.

Большинство учащихся научатся различать чистое вещество и смесь, определять состав смеси;

Некоторые учащиеся определят значение чистых веществ и смесей для использования в быту.

Критерий оценивания

Учащиеся различают тела и вещества, приводят примеры;

находят область применения веществ.

Языковые цели

Учащиеся могут: рассказывать о свойствах веществ и сферах применения различных веществ, различать чистые вещества и смеси, рассказывать о процессах кипения и плавления.

Лексика и терминология : чистое вещество, смеси, плавление, кипение.

Полезные фразы для диалогов и письма:

- Из чего человек изготавливает вещества, которых нет в природе?

- Какие свойства металлов использует для изготовления различных изделий?

- Можно ли изменить свойство вещества?

Формирование ценностей

Уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.

Привитие ценностей осуществляется посредством установления правил работы в группе, воспитания стремления к здоровому образу жизни.

Междисциплинарные связи

Художественный труд, математика

Навыки и поддержка ИКТ

Предыдущие знания

Учащиеся знают типы веществ по происхождению и по агрегатному состоянию. Они умеют отличать воздух от других веществ, находящихся на нашей планете, знают состав и свойства воздуха. Определяют сферы использования веществ в зависимости от их свойств.

периоды урока

Деятельность учащихся на уроке

1) Создание коллаборативной среды. Психологический настрой на деятельность.

- Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте своим друзьям хорошего рабочего настроения на уроке.

- Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.

ряд задаёт вопросы

3 оценивает вопросы и ответы

Дополнительные вопросы:

- Что такое вещество?

- Какие Агрегатные состояния веществ знаете?

- Какие свойства веществ вам известны?

- Можно изменить свойства вещества?

В ТЕТРАДИ число, тема.

3) Объединение учащихся в группы. Определение целей урока.

Учащиеся получают карточки со словами, обозначающими вещества. Какие группы образовали?

Дайте характеристику каждому веществу.

Чем является почва? (веществом, т.к. у нее есть свои свойства)

Из чего состоит почва? Можно ли ее назвать чистым веществом?

Как вы думаете, как можно назвать вещества, в состав которых входят и другие компоненты? (смеси)

Чистые вещества редко встречаются в природе. Чаще всего для своих нужд мы используем смеси.

- Укажите, какие из них и с какой целью используете вы и ваши родные.

По окончанию работы учащиеся презентуют проекты.

- В повседневной жизни смеси употребляются часто. Польза использования смеси: расширяет сферу применения (косметические, строительные, медицинские смеси), повышается качество (смеси для малышей), экономит время человека (полуфабрикаты, пищевые добавки).

Учитель обращает внимание на рисунок в учебнике на с. 56.

- В каком стакане находится чистое вещество, а в каком смесь?

- Как вы это поняли?

Каждая группа учащихся получает таблицу с названиями смесей и определяет их состав.

По окончанию работы, учащиеся коллективная проверка. Оценивание Хлопок.

Учитель спрашивает учащихся:

- Как можно сделать смесь?

- Можно ли отделить вещества в составе смеси?

Инструкция по проведению исследования:

1. Исследовать ресурсы.

2. Сделать смесь мелких металлических предметов и соли.

3. С помощью магнита отделить соль от металлических предметов.

4. Зафиксировать результат.

5. Сделать смесь воды и соли.

6. Исследовать раствор соли.

7. Попытаться отделить соль от воды.

8. Зафиксировать результат.

9. Сделать выводы.

Предметы из железа и опилки составили твердую смесь. Железные предметы легко отделились от опилок с помощью магнита. Соль растворилась в воде. Выделить из этой смеси отдельно воду и отдельно порошок в том виде, в котором они были до смешивания, невозможно.

- К какому выводу пришли в ходе исследования? (некоторые вещества в составе смесей можно разделить, а некоторые вещества не разделяются).

Рассаживаются по местам.

4) Физминутка.

Эй! Попрыгали на месте (прыжки)

Эхе-хе! Прогнули спинки, (наклон вперёд, руки на поясе, спину прогнуть)

Посмотрели на картинки (нагнувшись, поднять голову как можно выше)

Эге-ге! Нагнулись ниже (глубокий наклон вперёд, руки на поясе)

Наклонились к полу ближе (дотронуться руками до пола)

Э-э-э! Какой же ты лентяй! ( выпрямиться, погрозить друг другу пальцем)

Потянись, но не зевай! (руками тянуться вверх, поднявшись на носки)

Повертись на месте ловко (покружиться)

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок? (остановились, руки в стороны, приподняли плечи)

Завтра будет вновь урок! (руки на пояс, повернули туловище вправо, правую

руку в сторону, затем влево и левую руку в сторону)

Учитель демонстрирует учащимся несколько предметов из железа (ложка, ключ, дверная ручка).

- Почему эти предметы имеют разную форму и как их делают? (железо прочное и для того, чтобы придать ему различную форму, его плавят).

- Для получения других смесей используют иные процессы. Например, чтобы приготовить суп , вещества перемешивают, растворяют, кипятят.

- Можно ли плавить (растворять, кипятить) все вещества? (Нет, некоторые тела не плавятся, их кипятят или растворяют)

- Назовите вещества, которые можно плавить, растворять, кипятить.

Ученики сделают заключение о том, что способность веществ изменяться под воздействием этих процессов также является их свойством. Уточнение по учебнику с 57

Выпиши вещества, которые в обычных условиях являются твердыми телами:

Металл, бензин, природный газ, кислород, чугун, молоко, вода, уголь.

Выпиши среди перечисленных веществ названия смесей:

Соль, вода, молоко, сахар, кофе, природный газ, бульон, почва, железо.

Раскрась изображения частиц так, чтобы на схемах были представлены чистое вещество и смесь:

Учащиеся выполняют задание на систематизацию знаний о веществах и их свойствах.


Тема урока Что такое полезные ископаемые Цели обучения 4.3.4.1 определять области применения некоторых полезных ископаемых(мел, соль, известь, глина, нефть, гранит, уголь) 4.1.2.2 представлять полученные результаты в форме по выбору обучающегося Цели урока Все учащиеся смогут: - назвать область применения некоторых полезных ископаемых (мел, соль); -объяснять необходимость добычи полезных ископаемых; Большинство учащихся смогут: -определять области применения некоторых полезных ископаемых (известь, глина); Некоторые учащиеся смогут: - представлять полученные результаты в форме по выбору

Содержимое разработки

Раздел долгосрочного плана: Вещества и их свойства

Школа: сш №43

Предмет:

Естествознание

ФИО учителя: Самитова М.А.

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Что такое полезные ископаемые

Цели обучения

4.3.4.1 определять области применения некоторых полезных ископаемых(мел, соль, известь, глина, нефть, гранит, уголь)

4.1.2.2 представлять полученные результаты в форме по выбору обучающегося

Все учащиеся смогут:

- назвать область применения некоторых полезных ископаемых (мел, соль);

-объяснять необходимость добычи полезных ископаемых;

Большинство учащихся смогут:

-определять области применения некоторых полезных ископаемых (известь, глина);

Некоторые учащиеся смогут:

- представлять полученные результаты в форме по выбору

Знание, понимание, применение, анализ, синтез

Критерии оценивания

- перечисляет области применения таких полезных ископаемых как мел, соль;

- определяет области применения извести, глины;

- объясняет необходимость добычи полезных ископаемых;

-предоставляет результаты исследования в выбранной форме.

Языковые цели

Трехъязычие: темір – железо – iron.

Учащиеся смогут:

-называть и объяснять значение терминов: полезные ископаемые, руда, карьер, шахта, бурение

Вопросы для обсуждения:

Что такое полезные ископаемые?

Что такое месторождение?

Способы добычи полезных ископаемых?

Формирование ценностей

Сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни. Привитие ценностей осуществляется посредством установления правил работы в группе, оказания поддержки менее способным учащимся, привития внимательного и бережного отношения к природе.

Межпредметные связи

Литературное чтение – работа с текстом.

Навыки и поддержка ИКТ

Предыдущие знания

Знание терминов природные ресурсы, почва и ее состав, назначение природных ресурсов.

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

I. Создание

II. Актуализация

жизненного опыта. Целеполагание

Мотивация. - Ребята, Вы любите преодолевать трудности?

– Поднимите руки вверх, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

– Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

– Давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?

– Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке?

Aктyалиация знаний.

Цeлeпoлoгaниe:- Разгадайте загадку.

В находке геолога много железа,

И тем она людям, конечно, полезна.

Среди ископаемых ценной всегда

Считалась добытая в шахте…(Руда)

-Кто знает, что такое руда?

(полезные ископаемые, в состав которых входят металлы)

Блиц - турнир.

-Что такое природные ресурсы?

-Для чего используют природные ресурсы?

-Что вы знаете о происхождении природных ресурсов?

Как вы думаете, какую тему мы будем проходить на уроке? Почему?

Давайте определим цели урока:

-Вы узнаете, что такое полезные ископаемые и как их добывают.

- научитесь определять область применения некоторых полезных ископаемых (мел, соль, известь, глина);

-объяснять необходимость добычи полезных ископаемых;

Проверка домашнего задания

Презентация (на весь урок)

III. Работа по теме

(К) Проблемный вопрос.

-Люди с давних времен используют природные ресурсы. Полезные ископаемые – одно из богатств Земли.

-У кого по другому? Давайте обсудим

Дескрипторы:

- записывает значение слов руда, карьер, шахта, бурение, полезные ископаемые.

-отстаивает свой ответ.

-Придумайте по одному вопросу по теме урока и запишите его на листок. Передавайте его друг другу. Каждый, кто желает написать ответ на любой вопрос, записывайте его в колонку с ответом. Если не знаете ответы на вопросы одноклассников, записывайте свой вопрос. По окончании этой работы все вопросы и ответы запишем на доске.

Дескрипторы:

-умеет задавать вопросы по теме урока;

-дает развернутый ответы на вопросы.

-Закончили обсуждения. Каждый эксперт возвращается в свою группу. Теперь по цепочке расскажите, что вы изучили самостоятельно своей группе(5 минут). Вопросы отдельным ученикам. Выставление общей оценки учащимся (смайлики).

Дескрипторы (общие):

- объясняет необходимость добычи полезных ископаемых.

Дескрипторы (первый ряд):

- называет пользу машины и как ее создают;

-объясняет пользу камней, как их добывают.

Дескрипторы (второй ряд):

-объясняет пользу угля и способы его добычи;

-рассказывает о пользе соли и как ее добывают.

Дескрипторы (третий ряд):

-рассказывает о пользе кирпичей, как их используют и создают;

-называет пользу золота, способы его добычи.

(К) Динамическая пауза.

Будем прыгать, как лягушка

Будем прыгать, как лягушка,

За прыжком — другой прыжок,

Выше прыгаем, дружок! (Прыжки.)

- А на английский? (Iron).

-Запомните ребята- закрытый способ добычи: шахта (каменный уголь), скважина (нефть, газ);

открытый способ добычи: карьер (железная руда).

Работа в парах. – Вам необходимо самостоятельно вместе с соседом по парте при помощи планшета определить области применения таких полезных ископаемых как мел, соль, известь, глина.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по естествознанию в 4 классе на тему "Как загрязняется воздух". На уроке используются различные формы работы, стратегии. есть презентация к уроку.

Краткосрочный план

3. Вещества и их свойства

Дата: 10.12.2019

Ф.И.О. учителя: Нетесова Л.А.

Как загрязняется воздух

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке

4.3.2.2 определять источники загрязнения воздуха

4.3.2.3 предлагать способы сохранения чистоты воздуха и меры по его очищению

Межпредметные связи

Познание мира, музыка

Цели обучения

Все учащиеся будут: называть источники загрязнения воздуха; знать способы сохранения чистоты воздуха

Большинство учащихся будут уметь: определять и сопоставлять источники загрязнения воздуха, классифицировать способы сохранения чистоты воздуха

Некоторые учащиеся смогут: устанавливать и объяснять влияние источников загрязнения, анализировать и предлагать способы сохранения чистоты воздуха и меры по его очищению

Языковая цель

Учащиеся могут:

- приводить примеры о пользе и вреде ветра

Ключевые слова и фразы: загрязнение воздуха, смог, экология, эколог, метеоролог, направление ветра, диаграмма

Вопросы для обсуждения:

- Почему важно, чтобы воздух был чистым?

- Каким образом люди могут предотвратить загрязнение воздуха?

Предыдущее обучение

Описывать состав воздуха

Запланированные этапы урока/ время

Запланированная деятельность на уроке

Начало урока

(К) Психологический настрой (Создание коллаборативной среды)

- Закройте глаза. Послушайте музыку. Представьте себе, что мы с вами находимся на берегу моря. Ощущаете свежий морской воздух.

- Откройте глаза. Какие чувства у вас возникли при прослушивании этой музыки? Расскажите, какие ароматы наполнили морской воздух? (свежесть, запах моря)

- Закройте глаза, теперь мы мысленно попадаем в лесу. - Откройте глаза. Подумайте, какой воздух в лесу?

- Что объединяет морской воздух и лесной?

- Действительно, чистый воздух очень полезен.

Повторение пройденного материала о воздухе.

.1) Состав воздуха. Вычеркните лишнее.


Почему же не кончается кислород, содержащийся в воздухе?


-Какое зачение имеет воздух? (для дыхания, для горения древесины, угля, нефтепродуктов, в природе с участием кислорода происходят процессы ржавления, гниения, брожения. Звуки мы слышим благодаря их распространению по воздуху, кислородные баллоны).

- А теперь представьте, что из этой красоты вас перенесли к дымящему предприятию, копоть, смог. Даже описывать ощущения не хочется.

- Как вы считаете, о чем мы будем говорить на уроке? (о воздухе)

Мы будем рассуждать о том, как защищать воздух.

Люди каких профессий занимаются охраной воздуха? (эколог).

Середина урока

(Г) Работа в паре.

-Рассмотрите картинку и обсудите в паре, что изображено на картинке и как это влияет на атмосферу.

(На картинках изображены: вулкан, пожар, машина на шоссе, завод)

- Какие из этих картинок указывают на загрязнение воздуха из-за деятельности человека?





Спикер каждой пары выходит к доске с экологической карточкой и комментирует выводы группы.

Критерий оценивания: умение определить источники загрязнения воздуха

1.Называет источник загрязнения. (вулкан, завод, машина на шоссе, пожар в лесу)

2. Называет вид источника загрязнения. (искусственный и естественный)

3. Определяет влияние источника на атмосферу. (загрязнение воздуха)

Каждая пара оценивает ответ, отмечает положительное в ответе своих одноклассников: ответ полный, соответствует критериям – белое облако, ответ неполныйсерое облако.


На загрязнение воздуха главным образом влияет деятельность человека. В крупных городах из-за промышленного дыма и пыли образуется смог. Много вредных веществ выделяется при полёте самолетов и ракет. А в городах от тысяч автомобилей в воздух поступают выхлопные газы и пыль. Бытовые отходы, разлагаясь, выделяют в воздух вредные вещества. Природные явления также загрязняют воздух. Например, образовавшиеся после извержения вулкана зола и пыль, дым от пожара, возникшего после удара молнии, - всё это смешивается с воздухом.

(К) - Каким образом люди могут предотвратить загрязнение воздуха? (высказывания учащихся)

Составь свой план действий, который позволит сделать воздух на планете чище.

Охрана чистого воздуха

На этих фотографиях приведены примеры того, как люди заботятся о сохранении чистого воздуха.

Показ картинок







Люди предпринимают защитные меры для сохранения чистоты воздуха. На промышленных предприятиях устанавливаются фильтры. Современные инженеры разрабатывают автомобили, работающие на электричестве или экологически чистом топливе. Природными фильтрами, очищающими воздух, являются листья растений. Поэтому два раза в год, весной и осенью, вблизи населённых пунктов и внутри них проводится посадка молодых деревьев.

(И) Самостоятельная работа.

Отчего может происходить загрязнение воздуха в твоей комнате или классном кабинете?

Знаешь ли ты .

Посаженные в городе деревья удерживают дым, пыль, различные газы, уменьшают шум, служат заслоном от ветра. Но они тоже страдают. У дерева, растущего в городе, жизнь короче, чем у дерева в лесу.

(К) Физминутка.

Вот помощники мои, (Хлопки в ладоши)

Их как хочешь поверни. (Вращение рук в кистях)

Чок – чок - чок, чок – чок – чок (Постучать в кулачки)

Скачет резвый табунок. (Хлопки в ладоши)

(П) Работав парах.

В каких местах лучше отдыхать?

Рассмотри рисунки. Как ты думаешь, отдых в каких местах полезен для здоровья? Раскрась эти рисунки.













(И) Причины загрязнения

Определи в таблице виды загрязнения: природный или от деятельности человека. Поставь в соответствующих ячейках галочку (✓).


(И) Самостоятельная работа по закреплению изученного материала.

Правильны ли действия детей?

Какие ошибки сделали дети во время прогулки? Найди ошибки и дай рекомендации.

Ребята решили выйти на прогулку к реке. Гулять они отправились сами, без взрослых. Взяли с собой необходимые продукты питания, мяч, удочки. По дороге играли с насекомыми, которых поймали. Весело дошли до берега реки. Там наломали веток с деревьев и разожгли костёр. Приготовили еду, вскипятили чай. Танцевали под громкую музыку. Шумно играли в мяч. Затем стали купаться в реке и ловить рыбу. После прогулки оставили пищевые отходы, полиэтиленовые мешки, грязную пластиковую посуду. Уходя, не потушили костёр. Вернулись домой с огромными охапками цветов. Они были рады, что очень хорошо отдохнули на природе.

______________________________________________________

______________________________________________________

Согласишься ли ты с данными утверждениями? Выбери ответ.


Задание для группы С (задание на карточке)

Составьте и запишите правила, которые необходимо соблюдать по охране воздуха.

Критерии оценивания.

Учащиеся составляют три правила по охране воздуха.

1) находит первое верное утверждение

1) записывает первое правило по картинке

1) составляет первое правило

2) находит второе верное утверждение

2) записывает второе правило по картинке

2) составляет второе правило

3) находит третье верное утверждение

3) записывает третье правило

3) составляет третье правило

-Какую цель мы поставили на сегодняшнем уроке?

- Достигли ли мы этой цели?

- Какие затруднения были у вас на уроке?

- Что нужно сделать чтобы эти затруднения не

Предлагает оценить свою работу при помощи линейки

Домашнее задание: Составьте и запишите правила, которые необходимо соблюдать по охране воздуха.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Жизненный цикл насекомых. Метаморфоз. Роль насекомых в жизни Планеты.

Предыдущее обучение

4.2.1.1 определять роль растений в пищевой цепи

Планируемые сроки

Планируемые действия

Активное обучение

Эмоц. настрой "Палитра настроения"

Какое у вас сегодня настроение? У вас на столе лежат бабочки и цветочки.раскрасьте в любой цвет соответствующий вашему настроению.

Изображение Бабочки-капустницы

Как вы думаете, почему эта бабочка так названа?

Чем она питается?

А кто еще питается этим овощем?

Какова роль растений в пищевой цепи?

Создание проблемной ситуации

Пользу или вред приносит бабочка- капустница сельскому хозяйству? (Вред)

Надо ли уничтожать бабочек, потому что они вредят сельскому хозяйству?

Дебаты. Деление на группы.

Учащиеся делятся на три группы.

1 группа-за уничтожение бабочек,

2 группа-против уничтожения бабочек

3 группа - воздержавшиеся.

Приводя аргументы, дети перетягивают нейтрально настроенных учеников на свою сторону.

-исследуют изображение бабочки,

- определяют пользу и вред бабочек.

ФО: Устная обратная связь учителя. Взаимопроверка. Три хлопка


Исследовательское обучение

Активное обучение

Дифференцированное задание

Активное обучение

Дифференцированное обучение

Исследование.

(Г) Каких насекомых вы знаете.






Пауки






На какие группы можно разделить этих насекомых?

Какие группы насекомых выделяют ученые?

Сколько видов насекомых насчитывается?

Каковы особенности представителей этого класса?

Самое большое насекомое достигает каких размеров ? (30 см)

На каких две группы по типу развития делятся насекомые?

Работа с различными информационными источниками (учебник, интернет, энциклопедия)

Дескрипторы:

Изучает научную литературу

Презентует результаты работы.

ФО.Устная обратная связь учителя. Защита работы групп. Взаимопроверка

1 уровень. А теперь давайте, исследуем при помощи видеоролика жизненный цикл насекомых

2 уровень – составьте схему жизненного цикла насекомых.

Яйца - личинки -гусеница- куколка - бабочка

Яйца - личинки–гусеница - насекомое

3 уровень–докажите, что насекомые важное звено в сохранении жизни на земле.

Дескрипторы:

Просматривает ролик, ищет ответы на вопросы учителя

Составляет схему жизненного цикла насекомых

Подбирает аргументы, обосновывает свою позицию.

ФО. Защита работы группы.

Насекомые. Размножение и развитие

Где в жизни нам могут пригодиться эти знания?

Какие новые слова вы узнали на уроке?

Словарно-орфографическая работа. игра "Слово рассыпапалось".

Подберите синонимы к слову "метаморфоз"

Какое настроение у вас в конце урока, прикрепите вашу бабочку на дерево если урок был полезен на крону, если остались еще вопросы на ствол и если ничего из урока вам не пригодится расположите их у корней.

Дифференциация

- по уровню сложности

Словесная обратная связь учителя

Сигналы рукой (большой палец вверх или вниз)

Межпредметные связи

Сказка про гусеничку, которая мечтала летать

Братишки и сестренки гусенички только посмеялись над ее мечтами и продолжали дружно жевать сначала листочки на яблоне, потом свежую молодую травку. А наша маленькая зеленая гусеничка все мечтала и мечтала. Проходили дни, недели, но маленькая зеленая гусеничка не переставала мечтать. Хрум, хрум, хрум, хрум. Когда гусеничкилакомились сочными листочками фуксии они поняли что с ними начали происходить необычные изменения. Поняла это и наша маленькая гусеничка. Откуда не возьмись появилась серебристо-белая нить, которую было так приятно наматывать вокруг собственного тела. И вот уже гусеничка была внутри удобного кокона, где было уютно и тепло. Глазки у гусеничкизакрылись и ей приснился удивительный сон. Ей снилось, что у нее выросли крылья и она летает высоко высоко в небе рядом с прекраснейшими бабочками. Когда гусеничка проснулась, она поняла, что ей стало неудобно и тесно внутри кокона. Что-то непривычное было у нее на спине. Гусеничка стала ворочаться внутри до тех пор пока ей не удалось выбраться наружу. Она уселась сверху кокона, огляделась вокруг и взмахнула… Взмахнула крыльями и поняла, что у нее на спине выросли самые настоящие прекрасные огромные крылья. Она превратилась в бабочку! Она взмахнула крыльями еще раз, оторвалась от кокона и полетела. Вокруг нее летали преобразившиеся братья и сестра, все они стали прекрасными бабочками. Но самой прекрасной и самой счастливой была наша гусеничка, потому что ее мечта исполнилась!

Метаморфоз — одно из чудес природы, в ходе которого организм меняет одно тело на другое.

Читайте также: