Общенациональные ценности казахстанского общества план урока

Обновлено: 05.07.2024

Формирование политических партий, неотъемлемого атрибута любого демократического общества, началось в Казахстане (как и в других тогдашних республиках СССР) в годы горбачевской перестройки с создания дискуссионных клубов, политкружков и т.д. Однако этот процесс имел в республике свои особенности, связанные прежде всего с географическим положением всей Средней (сегодня — Центральной) Азии, с историческим прошлым народов региона и этническим составом его населения.

Помимо общего кризиса, охватившего в то время Советский Союз, важным фактором появления первых таких политизированных организаций в республике стали события декабря 1986 года в Алма-Ате. Тогда казахская молодежь открыто выступила против советской практики назначения Кремлем высшего партийно-государственного руководства республики. Это выступление, подавленное силой, вызвало значительный резонанс не только в республике, но и за ее пределами. Большое влияние на политизацию казахстанского общества оказали и ставшие к тому времени известными гибельные для населения республики экологические последствия деятельности Семипалатинского ядерного полигона и ряда других военных объектов.

ческой молодежи, все более свободно высказывали свою точку зрения на положение дел в стране, достаточно открыто обсуждали перспективы ее дальнейшего развития, все дальше и дальше уходя в своих дискуссиях от официальной линии.

Если на первом этапе политическая активность русского и русскоязычного населения республики выражалась преимущественно в его участии в работе политклубов, то политизация молодежи титульной национальности, а также ее недовольство политическими и экономическими реалиями в стране — в других формах протеста, в частности в массовых захватах земли под строительство жилья (например, в Алма-Ате летом

2. Молодежная политика в Республике Казахстан и пути духовной модернизации. Основные направления политики по делам молодежи.

Процесс формирования и реализации молодежной политики в Казахстане. Становление институциональной правовой базы молодежной политики, специфика государственной деятельности в данной сфере и механизмам ее реализации.

Нормативная правовая база молодежной политики, существовавшая до 2015 года, в основном была направлена на регулирование механизмов социально-экономической адаптации казахстанской молодежи. Законом о государственной молодежной политике от 2004 года были поставлены задачи на поддержку молодых предпринимателей, обеспечение жильем молодежи и молодых семей, создание условий для развития сельской молодежи, обеспечение занятости молодых людей. Надо отметить, что в процессе реализации этого Закона был создан и налажен механизм по реализации социально экономических, правовых, организационных условий и гарантий для духовного, культурного, образовательного, профессионального становления и физического развития молодежи, раскрытия ее творческого потенциала в интересах всего общества.

Целью Закона о молодежной политике от 2015 года является создание условий для полноценного духовного, культурного, образовательного, профессионального и физического развития молодежи, участия в процессе принятия решений, успешной социализации и направления ее потенциала на дальнейшее развитие страны. Для реализации данной цели были поставлены новые две задачи вовлечение молодежи в социально-экономическую и общественно-политическую жизнь страны; воспитание гражданственности и укрепление чувства казахстанского патриотизма, которые логично вытекают из задач, поставленных предшествующим Законом.

Исследуйте
Какие традиции гостеприимства казахи сохранили в современном обществе?

Согласно древнему казахскому преданию, святой Кыдыр обходит дома и приносит в них счастье и благополучие. И, следуя ему, казахи всегда старались принимать гостя достойно. Оставшийся без угощения и приюта путник мог пожаловаться степному бию, а отказавший в қонақасы (угощении), подвергался общественному осуждению. Нередко за несоблюдение священного обычая гостеприимства скупых хозяев приговаривали к штрафу – ат-тон айып (размер штрафа – конь и шуба – авт.).

У степняков широкое распространение получил обычай бата беру (дать благословение). Произносивший бата просил милостей у Всевышнего для других, счастья, материального благополучия, успехов в разных начинаниях. Пожелание произносил старший по возрасту или гость.


М. В. Горелик. Казахи. XVIII–XIX вв.


5. Обычаи и традиции вежливости. У наших предков-степняков существовали также традиции приличия, вежливого и бережного отношения друг к другу.

Замужние женщины часто называли младших братьев и сестер мужа ласковыми вторыми именами: шырақ – светик, жарқын – сияющий, айнам – зеркальце, баурым – родственник и т.д. Другим родственникам придумывали новые благозвучные имена. Жители Степи никогда не переходили дорогу беременным женщинам и старшим по возрасту. Невестки старались не показывать свои лица свекру и старшим братьям мужа. В случае отсутствия хозяина дома никакой взрослый мужчина не имел права заходить в дом, кроме близких родственников. Это было непреложным законом Степи. При входе в дом степняки всегда оставляли оружие за юртой. При входе к хану оставляли даже плети.

6. Традиции взаимопомощи. В Великой степи издавна существовали традиции взаимопомощи, которые объединяли общество в единый, сплоченный народ.

Смысл взаимопомощи состоял в том, что погорельцы или семьи, пострадавшие от набега или суровой зимы, пожара, наводнения или голода, получали существенную материальную помощь со стороны аульчан или однородцев. Им выделяли скот, одежду, жилье и посуду. Это был акт проявления искреннего сочувствия и сострадания. Отказавший в помощи мог быть изгнан из рода. Как правило, исключенный из рода не мог воспользоваться защитой своей общины и практически не имел никаких прав. Он сам и его имущество становились добычей первого встречного грабителя.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель: Ребята, скажите, о чем же мы будем говорить сегодня?

Ребята, мы с вами не случайно выбрали эту тему. Каждый человек, любящий свою Родину, не может не стремиться знать историю народа, Родины. Каждый гражданин должен знать символику своего государства, т. к. знание истории, событий позволяет нам лучше понять, осмыслить и оценить настоящее, наметить пути в будущее.

Равиль

Мой Казахстан! Ты Родина моя!
Твоих степей прекрасные просторы
Душой и сердцем я люблю тебя,
Люблю твои серебряные горы.
Я верю, что наступит новый век,
Пройдут года серьёзных испытаний,
Придёт на смену новый человек,
И принесёт он много новых знаний.

Мой Казахстан, живи и процветай.
Ты — колыбель великого народа,
Всю красоту и мудрость передай
И сохрани для будущего рода.

Н.Фарух.

Мой Казахстан! Велик и могуч!

В нем много рек и гор, высоких круч.

Народы в дружбе все живут,

Живи, расти моя страна, ты самая прекрасная!

Айзерек.

Народ — цветок. Цветы хранят.
Лугов несхожих аромат.
Есть сад, собравший все цветы,
О, Казахстан мой — это ты!
Родник прозрачный — Астана,
Ты в добрый час возрождена,
Чтоб жизнь нести, не иссякать,
Ты дорога мне, словно мать!

Доргушев Ришат

— Как называется наша Родина?

— Кто является президентом РК?

— Как называется столица Республики Казахстан?

— Когда день рождения г. Астаны?

6 июля 2015 года исполнилось 17 лет столице — Астане.

Сегодня Астана превратилась в крупный деловой центр. Вырос экономический потенциал. В Астане созданы все условия для комфортной жизни. С Астаной связаны надежды всех, кто молод, деятелен и уверенно смотрит в будущее.

Айзерек каз стихотворение Астана

Казахстан — древняя страна, но на современной карте мира она появилась совсем недавно — в 1991 году. С тех пор в стране произошли большие преобразования.

Находится наше Государство в центре Евразийского материка. Общая длина границ Казахстана 15 тыс.км. В нашей республике 14 областей. В Семипалатинской области находится космодром Байконур. Он был основан в 1955 году. С 1925 года по 1997 год столицей нашей родины был город Алматы.

Наша Республика — это большая страна разных народов. У нас живут русские, украинцы, грузины, уйгуры, белорусы и многие другие национальности. Все они говорят на разных языках. А наш государственный язык — казахский. У нас есть свой герб, гимн, флаг, своя Конституция.

Что вы знаете о символах своей Республики?

В трех куплетах Гимна Республики Казахстан отражен путь казахского народа к независимости, призыв к единству и сплоченности, к дружбе и солидарности народов Казахстана, вера в счастливое будущее.

Каждый казахстанский гражданин должен знать текст государственного Гимна и высоко чтить его. Когда звучит гимн государства принято вставать, этим вы

проявляете свое уважение народу, земле, традициям страны.

Гимн является лишь одним из символов независимого государства Республики Казахстан.

Что вы расскажите о гербе РК?

Это сердце герба. Он символизирует семейный очаг как основу государства выражение единства мира. Расположенные вокруг шанырака уыки сверкают, как

С двух сторон их обрамляют крылья сказочных коней. Легендарные крылатые тулпары – это вечная жизнь, развитие, а также духовное богатство народов, живущих под шаныраком Казахстана.

Это мечты и надежды молодого поколения страны на будущее, стремление к

Что вы знаете о флаге?

Государственный флаг Республики Казахстан – прямоугольное (ширина-1м, длина-2м) полотно голубого цвета. Этот цвет считается символом спокойствия, светлого будущего и чистого неба.

В центре флага расположено солнце с расходящимися лучами. Это – знак мира, светило, несущее жизнь всему человечеству.

Под солнцем изображен парящий орел. Это благородная птица, которую народ любит за гордость и независимость. Она символизирует щедрость души, дальновидность и стремление к полету, молодость и независимость нашего государства

В левой части флага нарисован казахский национальный орнамент.

Орнамент – это своеобразный почерк эпохи. Для украшения государственного Флага Республики Казахстан его создатель художник Ш. Ниязбеков разработал

специальный орнамент, сочетающий в себе основные узоры традиционного

декоративного искусства казахов. Солнце, степной орел и орнамент изображены в золотом цвете. Этот цвет выражает изобилие, богатство и счастье.

Авторами государственного Гимна Республики Казахстан, являются слова Ж. Нажимеденова, Н. Назарбаева; музыка Ш. Калдаякова

Мы живем по законам, закрепленным Конституцией РК от 30 августа 1995 года. В ней записаны обязанности граждан по отношению к своему государству. Быть гражданином РК — это высокое и почетное звание.

Наша страна богатая. В Казахстане добывают нефть, железо, уголь, золото, хлопок. В лесах и степях обитают лисы, волки, кабаны, куланы и архары.

В Казахстане много городов: Алматы, Атырау, Кокшетау, Павлодар, Петропавловск. А какие города Казахстана ещё не названы? Давайте, ребята, их перечислим. Так же в Казахстане есть множество больших и маленьких рек.

— А какие большие и маленькие реки протекают на территории Республики Казахстан?

— Одна у человека мать, одна у него и.(Родина)

— Сладок даже…(дым) над очагом родным.

— Родина — мать народу, народ — (мать) джигиту.

— Кто Родине изменяет, того (народ) презирает.

— Тот герой, кто за Родину (горой)

— Назовите казахское национальное блюдо, в переводе на русский язык означает — пять пальцев (бесбармак)

— Как называется молоко кобылы? (?ымыз).

— Как называется лакомство из теста, обжаренное в масле, треугольной формы? (бауырса?).

— Очень вкусная колбаса казахского народа? (ш?жы?)

— Как называется верблюжье молоко? (ш?бат)

Какие лакомства можно положить на стол? (дети называют их и названия переводят на казахский язык)

Подумайте и напишите на бумажных сердечках качества, которыми должен обладать человек, живущий в нашей стране, чтобы она стала лучше и краше. Дети пишут пожелание Казахстану. (сердечки прикрепляются на карту Казахстана).

Учитель: Посмотрите, ребята, какие красивые сердца изображены на карте. Это наши сердца, готовые любить и охранять свою Родину. Сердца эти не простые, а волшебные. Если мы сейчас все на них посмотрим, улыбнёмся, загадаем желание

для процветания нашей Родины, то оно обязательно исполнится.

— Родина — это самое важное, самое дорогое и всеми любимое слово. У каждого человека есть своя Родина. Под этим словом мы понимаем нашу школу, свою семью, свой прекрасный город, всю нашу огромную Республику Казахстан.

-Поистине велика казахстанская земля. Здесь в мире и согласии живут уже более столетия около ста тридцати национальностей! О казахском гостеприимстве и щедрой душе сложены песни и легенды
Инсценирование
Ведущий : Рассказывают, что давным-давно, когда было еще совсем мало людей на свете, жил старец, который придумал верблюдов и коров, лошадей и овец, и стал первым скотоводом в казахских степях. Было у него три сына – верные и надежные помощники отцу в любом деле. Когда пришло время умирать, призвал он к себе сыновей и сказал:
- Оставляю вам всё, что нажил своим трудом и умом. Разделите мой скот на 4 равные части, возьмите себе каждый по стаду и продолжайте с успехом дело отца.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Нурканова Бакытжан Жамбырбаевна

Учитель истории и географии

Нынешний 2016 год ознаменован важным событием-25- летием Независимости Республики Казахстан. Все достижения , совершенные за эти годы- заслуга казахстанского мирного народа, который благодаря дальновидной политике нашего ел басы-Нурсултана Абишевича Назарбаева, создал единую страну –миролюбивую, устремленную в светлое будущее. Национальная идея должна объединить наши стремления, мировоззрения, духовные ценности, общегосударственные приоритетные направления экономики..

Время показало, что самый разумный путь - совмещение интересов всех граждан страны, независимо от их этнической принадлежности. Переход страны к гражданскому состоянию общества, формирование в Казахстане единого народа становится ядром национальной идеи.

Любая национальная идея представляет собой емкую, но в то же время предельно сжатую формулу, из которой развертывается базовая идеологическая концепция, определяющая жизнь государства, общества, граждан на длительную перспективу. Общепринятым считаются следующие признаки национальной идеи. Она должна: иметь зрительный образ - символ и опираться на идеологию; принадлежать предкам через историю, сказания, легенды; быть выгодной и человеку, и обществу, и власти; не содержать заведомой нереализуемости и лжи; быть краткой; быть понятной ребёнку.

С 2017 года в стране будет предоставлено гарантированное бесплатное техническое образование для молодых людей, развивается система дуального технического и профессионального образования. Кроме того, подтвержден приоритет трехязычия, то есть изучения казахского, английского и русского языков. Как подчеркнул Лидер нации, средние общеобразовательные школы должны подтягиваться по уровню преподавания к Назарбаев Интеллектуальным школам.

Образование современного подрастающего поколения зависит во многом от общественного устройства государства . В нашей стране делается много во благо завтрашнего будущего.

В современной школе стало больше техники - компьютеры, интерактивные доски, интернет, мультимедийные классы, что положительно сказывается на качестве проведении уроков и различных мероприятий, дает положительные сдвиги в процессе преподавания предмета.

Еще одним новшеством в образовании является то, что уделяется внимание малокомплектным школам , создаются ресурсные центры, идет большая работа по предпрофильному и профильному обучению учащихся. Ученик из сельской местности, приезжая в городскую школу, может подтянуть те предметы, в которых затруднялся раньше .

Наша страна борется за право быть конкурентоспособными государством, поэтому в школах проводятся международные исследования TIMSS , PISA , PIRLS и другие тестирования школьников. Проверяется естественно-математическая , читательская и функциональная грамотность школьников. По итогам международных исследований составляется национальный отчет, в результате чего в наших школах грядут изменения в лучшую сторону. Я считаю, что такие независимые оценки ЗУН дадут реальную картину современного образования в стране , и помогут поднять уровень образованности нашего подрастающего поколения.

Современная педагогическая общественность Казахстана переживает большие реформы в курсовой подготовке. Обучение по Кембридж технологии дает учителю новое мироощущение - меняется мировоззрение, сознание того, каким должен быть учитель и ученик. Учителя проходят обучение по 1 продвинутому, 2 основному и 3 базовому уровню. Новые технологии в обучении и воспитании детей дает большой заряд стимула учителю в его педагогической практике. Интеграция семи модулей в педагогическую работу– вот основная цель обучения на курсах.

Усилия администрации и педагогического коллектива направляются на создание условий для развития ребёнка как свободной, ответственной и творческой личности на основе вариативности программ, учебников, учебных курсов, использования инновационных технологий, индивидуализацию учебно-воспитательного процесса, формирования здорового образа жизни. Основное внимание уделяется повышению квалификации педагогов и качественного образования школьников. Этому способствуют также работа в различных формах для повышения педагогического мастерства учителей, развитие практических умений и навыков учащихся на уроках и в объединениях по интересам, участие детей и взрослых на семинарах, конференциях, организация обмена опытом, аттестация педагогических кадров и выпускников школы.

Закрепилась устойчивая тенденция в кадровой политике школы, направленная на формирование учителя-профессионала, творческой личности.

Сформировано позитивное отношение учителей к непрерывному психолого-педагогическому образованию и самообразованию

В условиях перехода на 12-летнее обучение распространение инновационного педагогического опыта приобрело новое качество и рассматривается как одна из возможных форм обучения педагогов .

Завтрашняя школа - это школа будущего. Я думаю, такой школой является Назарбаев Интеллектуальные Школы, где имеют честь учиться одаренные и талантливые дети, которые смогут получить дальнейшее высшее образование в любой точке мира. Отрадно, что такие школы открываются во всех регионах нашей страны.

Конкретно в рамках учебной программы:

На уроках естественно-математического цикла применяются различные виды работ по математике - текстовые задачи, где текст содержит патриотическое содержание,

На уроке информатики учащиеся сталкиваются с данными по численности населения по областям Казахстана, на практических занятиях применяются тексты про Астану.

На уроках географии – часто применяются демографические данные по численности и этническому составу населения по каждой области Казахстана. Здесь же и исторические данные о населении.

На уроках математики, познания мира в начальных классах дети учатся на ярких примерах дружбы народов Казахстана, задачи содержат текст о нашей родине, столице, национальных обрядах, обычаях, традициях разных этносов.

Уроки гуманитарного цикла- казахский язык и литература, русский язык и английский язык, история Казахстана- отражают мирное сотрудничество, патриотизм, добрососедство представителей разных национальностей, этносов.

Внеклассные мероприятия направлены на воспитание толерантности, взаимопонимания, уважения к национальным традициям и обычаям народов Казахстана.

Учащиеся старших классов активно принимают участие в районных дебатных турнирах, где основными темами являются моральные принципы.

Понимание и взаимопомощь между этносами, религиями в нашей стране переросло в крепкую дружбу, сплоченность единого народа , взаимоуважение. Этому свидетельствует праздничная новая дата-День Благодарности, которая отмечается в день создания Ассамблеи народов Казахстана- 1 марта.

1 мая –День Единства народов Казахстана ежегодно в школе проходит очень торжественно ребята представляют многие национальности - в концертной программе звучат песни на разных языках. Наурыз мейрамы сплотил все национальности нашей страны, ежегодно на сцене можно увидеть представителей различных этносов .

Все ценности воспитания подрастающего поколения - уважение, дружба, толерантность, любовь и взаимовыручка, готовность помочь - начинаеются с семьи. Становится доброй традицией проведение в стенах школы мероприятий, посвященных Дню семьи- это круглые столы с родителями и детьми.

Данное мероприятие способствует формированию у учащихся гражданственности и патриотизма, воспитания чувства любви к своей Родине, уважения к ее истории и культуре, бережного отношения к природе родного края, гордости за достижения современного Казахстана.

В современных условиях особую значимость приобретает гражданско-патриотическое воспитание обучающихся, возрастает роль организаций образования в воспитании юных граждан Республики Казахстан.

В этих целях учителя истории школы проводят дебатные турниры среди старшеклассников. На уроках географии и факультативного курса краеведения детям прививается любовь к родине, чувство ответственности за будущее родного края.

Классные руководители проводят классные часы посвященные событиям нашей страны:

День Независимости РК, День Победы.

-20-летию Конституции Республики Казахстан;

-20-летию Ассамблеи народа Казахстана;

При проведении внеклассных мероприятий считаю продуктивным применять новые технологии преподавания и активные формы обучения, изученные на курсах третьего (базового) уровня Программы повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан, разработчиками которой является АОО Назарбаев Интеллектуальные школы и кафедра образования университета Кембридж.

Фундамент её должен быть заложен в школе. В рамках реализации этой идеи необходимо целенаправленно вести воспитательную и образовательную работу в школе. Изучение предметов должно быть направленно на формирование духовно - нравственных качеств и патриотических чувств, гражданской ответственности учащихся, развитие национального самосознания и толерантности, укрепление светских ценностей и формирование осознанного неприятия молодёжью идеи терроризма и экстремизма, умения общаться в условиях полиэтнического Казахстана.

Педагогические усилия должны быть направлены на то, чтобы вырастить человека творческого и талантливого, любящего родных и близких, свой народ, свою Родину, настоящего гражданина своей страны. Для достижения эффективности необходимо не только дать знания и умения, способствующие формированию соответствующих идеалов, принципов и мировоззрения, но и развивать необходимые личностные качества, духовный мир детей и учащейся молодежи, чтобы они стали достойными гражданами своей страны.

Быть гражданином и патриотом своей Родины, значит, иметь активную гражданскую позицию, грамотно пользоваться своими правами, честно и добросовестно исполнять свои обязанности. Быть трудолюбивым для поддержания достойного уровня собственной жизни и заботиться о тех, кто нуждается в твоей помощи и защите, ощущать свою ответственность и сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны.

Читайте также: