Экологические проблемы казахстана план урока

Обновлено: 02.07.2024

После определения названий групп, ученики выходят на тему урока: Экологические проблемы на территории Казахстана / Ecological problems in Kazakhstan.
-----------------------------------------------------------------------
С целью покрытия целей урока, учитель предлагает ученикам провести аукцион. Для этого раздаются жетоны номиналом 5 и 10 биобанкнот, которые не наносят вред окружающей среде. Каждой группе достается значение в 150 биобанкнот.
Учитель зачитывает утверждения, которые могут быть заведомо ложными.
Загрязнение воздуха происходит главным образом из-за транспорта и сжигания ископаемого топлива +

Распространённые загрязнители воздуха: углерод, сера, азота +

Кислотный дождь привносит в водоемы минеральные элементы, необходимые для роста растений -

Известняк и мрамор не подвержен кислотным дождям -

Выделяемые автомобилями и промышленностью химические выбросы вступают в реакцию с солнечным светом, образуется смог +
Озон (O3): форма кислорода, полезная для человека, вызывает легкость в груди и облегченное дыхание -

Необходимо как можно быстрее начать использовать более чистые виды топлива и источники энергии +

По мере увеличения населения и сжигания большего количества топлива существует вероятность ещё большего загрязнения воздуха в будущем +

Учитель вместе с учениками определяет группу, набравшей, наибольшее количество правильных лотов.

-------------------------------------------------------------------
С целью закрепления изученного материала, учитель дает отрывки интервью группам, согласно их теме:
1) загрязнение воды:
- How can sewage cause water pollution?
- How can industry pollute water?
2) загрязнение почвы:
- How can landfill cause land pollution?
- How can industry, agriculture and energy production cause land pollution?
- How can land pollution be reduced?
3) загрязнение воздуха:
- What are the causes of air pollution?
Для более слабых учащихся следует предоставить глоссарий или информацию на родном языке
. Ученики вместе с учителем формируют критерии оценивания: 1) What are the causes of air pollution / land / water?/ Каковы причины загрязнения воздуха/ почвы/ воды?
2) What steps can be taken to reduce human impact on air / land / water Какие меры можно предпринять, для уменьшения антропогенного влияния на воздух/ почву/ воду? /

Учащиеся изучают информацию, затем готовят 1 ответ от группы. Ответы могут быть представленные на 2-х языках, либо только на английском.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Дата: 03.03.2016г.

Учитель: Кажимова Н.М.

Тема: Экологические проблемы Казахстана

Изучить причины возникновения экологических проблем в Казахстане в 1946-91 гг., познакомиться с особенностями проявления экологических проблем радиактивного загрязнения, истощения водных ресурсов, проблем землепользования на основе текста.

могут дать объяснение причинам возникновения экологических проблем в Казахстане как результата антропогенной деятельности;

называют факты проявления экологических проблем в Казахстане;

3. умеют сделать вывод по возникновению экологических проблем в Казахстане.

Оборудование: компьютер, учебник, видеоресурс

Основные понятия: Экологические проблемы, Семипалатинский полигон, Аральское море, Балхаш, Каспий.

Запланированная работа

урока: Эмоциональный настрой учащихся

3мин

Эмоциональный настрой:

В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).

Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).

Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).

Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).

А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).

Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).

Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).

Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).

Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).

Солнце! (Руки вверх).

Вопросы для обсуждения:

1 Легко ли вам было выполнять это упражнение?

2 Не запутывались ли вы в ходе выполнения заданий?

3 Ваши впечатления по проведенному упражнению?

Разделение групп по картинкам ( картинки ядерного взрыва, Аральского моря, территория Казахстана )

Эпиграф урока

Мозговой штурм

1Что такое экология?

2Как вы думаете в чем причины экологических проблем?

3 Что относится к экологическим проблемам Казахстана?

3Предположите, как будет сформулирована тема урока?

4 Сформулируйте цели урока

5Каков будет результат нашего урока?

П роблемный вопрос Как решить экологическую проблему в Казахстане?

Задание 1.1 Работа в группах. Составить кластер используя раздаточный материал , учебник и ИКТ

Гр.1 - Характеристика проблем радиационного загрязнения с составлением кластера

Гр.2 - Характеристика проблем истощения водных ресурсов с составлением кластера

Гр.3 - Характеристика проблем истощения и опустынивания земельных ресурсов

Презентация работ учащихся. Оценивание по критериям

1. Если кластер занимает почти весь лист – 2 балла

2 Если кластер выполнен с использованием 4-х разных фломастеров – 2 балла

3 Если кластер лаконичен и немногословен – 3 балла

Задание 1.2 Работа в парах по маршрутному листу (используя учебник)

1.Соотнесите

1. Уровень аральского моря понизился на 1 15раз

2. Открытие Семипалатинского полигона 2. 65млн.т.соли

3. Кочевой метод земледелия 3.14м.

4.Со дня Аральского моря в атмосферу поднимается

5.количество онкологических больных превышало

Союзный показатель 5. С1970г.

З адание 1 .3 Пути решения проблем

1г.Пути решения радиационного загрязнения

2г. Пути решения истощения водных ресурсов

3г. Пути решения истощения и опустынивания земельных ресурсов

Рефлексия: 5 мин

Ребята, передавая глобус, продолжите фразу: “Для меня Земля – это…”

Начну я. Для меня Земля – это живая планета, на которой есть жизнь.

Глобус передается учениками по кругу, ребята по очереди высказывают свое мнение
Слова Олжаса Сулейменова, обращенные к вам, будущему нашего Казахстана: “Когда-то – более 45 лет назад, я сказал: “Земля, поклонись Человеку”. Сегодня, пришло время, чтобы человек поклонился Земле. Необходимо, чтобы каждый житель планеты осознал свою ответственность за сохранение жизни на Земле и устойчивого развития без ущерба для будущих поколений. Народы мира и главы государств должны помнить, какие глобальные беды может принести человечеству необузданная ядерная сила”.

Упражнение Цепочка пожеланий“Для меня Земля – это…

Дом. задание:

Ученик С-перессказ (44)

Оценивание, итоги урока 2 мин

Самооценивание, взаимооценивание ( Дарю тебе звезду). Освещение итоговых оценок за урок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Раскрыть экологические проблемы Казахстана и определить пути их решения.

Открытый урок

по географии

на тему:

Учитель: Лешкова Т.А.

Цель: Раскрыть экологические проблемы Казахстана и определить пути их решения.

Задачи: расширить знания по проблемам экологии РК;

-развивать мышление, внимание, память, речь, умение сравнивать, выявлять причины проблем;

-учить пользоваться дополнительными источниками знаний.

-воспитывать бережное отношение к природе, экологическую культуру, навыки совместной деятельности

Оборудование : Карта физическая Казахстана; компьютер, плакаты к уроку на экологическую тему, рисунки животных , фотографии животных ,растений ,людей, страдающих от экологических проблем. На столах у ребят рабочие тетради, учебники, статистические данные по Казахстану об экологическом загрязнении Казахстана, ручки.

Тип урока : Урок-конференция.

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, проблемный.

Форма: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Словарные слова: Пестициды, экология, терриконы, гарбология.

I.Орг.момент Приветствие. Психологический настрой.

- Қайырлы күн, қымбатты қонақтар! Ұстаздар мен оқушылар!

II .( На фоне музыки)

-Итак, начинаем: Учитель читает наизусть стихотворение и показывает картинки-

«Как-то собравшись с последними силами

Создал Господь планету красивую

(глобус) Дал ей форму шара большого ,

(фото животных) И посадил там деревья, цветы,

травы невиданной красоты!

Много животных там стало водиться!

Змеи ,слоны, черепахи и птицы!

(фото цветов, трав) Вот вам подарки, люди! Владейте!

Землю вспашите, зерном засейте!

Всем завещаю Вам землю отныне!

Вы берегите эту святыню!

Всё хорошо, конечно же было,

Но, цивилизация на землю наступила!

Вырвался на волю технический прогресс! (фото машин, приборов новых),

Мир научный, дремлющий доселе,

Подарил Земному населению

Новые свои изобретения! (фото предметов бытовой техники),

21 век! И мы слышим другие слова:

«Кружись,айна лаин,Земля моя!

Как никто, я сегодня тебя понимаю,

Олжас Сулейменов.

Вопрос учителя: -Почему в своих строках Олжас Сулейменов умоляет Землю держаться?

Ученик из класса 1.: «Нарушена вся экологическая система на нашей планете –Земля. Почему? Кто виноват?

-Какая же причина нарушения экологического баланса?

1)увеличения населения Земли;

2) стремительный рост промышленности, транспорта, загрязнение атмосферы отработанными вредными веществами, газами;

3)нерациональное использование природных ресурсов;

4) противоохранные действия человека в отношении к природе.


Учитель: Сегодня в каждом уголке нашей планеты есть экологические проблемы и Казахстан не исключение. Какие примеры Вы можете привести?

Ученик 2 : Например, загрязнение Каспийского моря.

Ресурсы Каспийского моря обширны- промысловые рыбы, тюлени,большие залежи полезных ископаемых- нефти и газа.

Ритмичные изменения уровня воды в Каспийском море(то подъём, то спад воды) –это нормальное природное явление. Но в 1980 году люди решили вмешаться – самостоятельно регулировать уровень воды. построили платину длиной 100 метров, которая перекрыла залив Кора-Богаз –Гол, К чему это привело?

Через 3 года залив резко высох, дно его покрылось морской солью. В 1998 году уровень его резко поднялся и затопило 99 нефтяных скважин, сотни жилых посёлков. Выбросы нефти в море происходят и при авариях на морских платформах и танкерах по поверхности воды разливается нефть, гибнет рыба, тюлени – вся фауна и флора.

Учитель задаёт вопрос: А что происходит в районе Аральского моря?


-Что произошло? К 1985 году лишь малая часть рек стала доходить до Арала,реки имели жёлтый цвет, они были загрязнены пестицидной пылью с полей.

Вода в Аральском море отступила на несколько километров.С высохшего дна стало подниматься ежегодно 13 тонн ядовитых соле пылевых частиц, это нанесло и наносит вред населению и всему живому,увеличилась смертность,заболевание раком дыхательных путей, рождаются экологические инвалиды,сельское хозяйство в упадке,не стало хватать питьевой воды.

Какие проблемы существуют в районе озера Балхаш?


Учитель: Какие проблемы южного экономического региона затронули Вас?

Ученик 5: Во многих населённых пунктах Южного Казахстана использование речных вод, загрязнённых промышленными стоками привело к увеличению инфекционных заболеваний-гепатиту, например, на втором месте здесь –рак, лейкемия, анемия, а так же заболевания верхних дыхательных путей.


Сравнивая статистические данные по Казахстану , а также анализируя тематические карты с экологически неблагоприятным регионами Казахстана можно сделать вывод, какие регионы экологически благоприятные для проживания людей ,а какие нет?

К районам с очень неблагоприятными экологическими условиями относятся зоны месторождений нефти, газа, угля, промышленные города, Приаралье, зона Семипалатинского полигона.

К районам со средне неблагоприятными экологическими условиями относятся: сельскохозяйственные районы из-за неверного(нерационального) использования земельных и водных ресурсов.

К районам относительно благоприятными экологическими условиями относят лесные массивы и горные районы, малоизменённые человеком.

Учитель: -Ребята, какие у вас будут дополнения? (Дополнения ребят)

-Ребята,остаются ли проблемы в районе бывшего Семипалатинского полигона?

Ученик 7: Бывший Семипалатинский полигон расположен в Восточном Казахстане –город Курчатов. С 1949 –по 1962 годах было произведено 230 наземных взрывов и 118 подземных . 29августа 1991года решением Правительства РК ядерный полигон был закрыт. В опасных зонах полигона радиоактивный фон превышает норму в десятки раз, а на полигоне до сих пор живут люди,пасут скот и собирают радиоактивный металлолом.

ВИДЕОРОЛИК.(Фрагмент взрыва радиоактивной бомбы на полигоне Семипалатинска в 1959 году.)


Ученик 9: Внимание! Запомните, сколько нужно времени до полного разложения бытового мусора:

А) до полного разложения бумаги - 2 года;

Б) до полного разложения консервной банки – 90 лет;

В) до полного разложения фильтра от сигарет - 100лет;

Г) до полного разложения полиэтиленового пакета -200лет;

Д) до полного разложения алюминиевой кружки -500лет;

Е) до полного разложения пенопласта -80 лет;


Ж) до полного разложения бутылки пластиковой - никогда . (должна подвергаться специальной утилизации.) всем и этими вопросами занимается –Гарбология –наука о мусороведении.( Видеофрагменты мусорных свалок в разных районах и регионах нашего Казахстана

(Фотографии с мусором на территории села)

Учитель:- Давайте проанализируем, по вашим наблюдениям, в каких местах нашего села люди бросают мусор? Где в селе Соколовка отведены места для свалок? Как они обозначены? Что предпринимают инспектора по охране окружающей среды с нарушителями порядка? (обсуждение)

- По видео наблюдениям сделаем вывод, какой из регионов нашего Казахстана можно назвать чистым? Менее загрязнённым, чем другие? Почему Вы так решили, объясните? (обсуждение).

-Сегодня на уроке мы попытались рассмотреть как глобального масштаба экологические проблемы- Каспий, Арал, Балхаш, Семипалатинск, так и региональные –это крупные города и регионы, в которых развита промышленность. Это места добычи полезных ископаемых .обычные районы, где живут люди.

Экологи Казахстана и прилегающих ближних зарубежных государств решают эти проблемы и предлагают разные проекты, выход из сложившейся ситуации.

Я предлагаю вам принять в этом активное участие. У меня в руках несколько вариантов решений экологических проблем. Я вам их зачитаю, а вы постарайтесь определить к каком регионе можно решать данную проблему и насколько быстро её разрешить. (прикрепить на карте место объекта)

1.Решение проблемы: следить за качеством воды, следить за концентрацией углекислого газа в атмосфере.

2.Решение проблемы: Использовать подземные воды, ограничить площади поливных земель.

3.Решение проблемы :Соблюдать правила техники безопасности при добыче полезных ископаемых, не доводить до аварийных ситуаций.

4.Решение проблемы: Рациональное использование рек для орошения рисовых полей, для увеличения уровня воды – построить водоканал, чтобы шла пресная вода из одного источника в другой.

5 Решение проблемы: Использовать подземные воды для нормального баланса солёности в водоёме.

6. Решение проблемы. Соблюдение санитарных норм и требований при утилизации токсичных отходов, продумать организацию вторичного использования отходов (переработки),чтобы их не было вообще.

7.Решение проблемы: каждому предприятию поставить очистительные фильтры на трубах заводов и фабрик, фильтры для очищения воды.

8.Решение проблемы: разработать новые технологии по переработке отходов, развитие промышленности с безотходным производством.

9.Решение проблемы: временное переселение людей в более чистые регионы, использовать экологические чистый транспорт (велосипед, лошадь- гужевой) топливо. Каждую минуту охранять окружающую нас природу (не ломать деревья, не убивать диких животных ,не разбрасывать мусор )

(Ученики прикрепляют на карту Казахстана карточки с решением проблем)

-Какие предложения по решению проблем будут у вас? (Устно ученики дополняют учителя, предлагая свои решения данных проблем)

Учитель достаёт пакет ,в котором находятся разные бытовые отходы.

Задание: угадать по описанию учителя ,что в пакете.

Это то, без чего не можем сегодня прожить, оно нужно нам почти каждый день. Когда это попадает в воду, то образуется много пены. Это убивает рыбу ,потому что химические вещества в нём, может уничтожить растение. (Моющее средство ,стиральный порошок, мыло).

Это легче воды, плавает на воде и не тонет. В речке этого много, когда в ней моют транспорт. Это мешает дышать рыбам. Это надо удалять с поверхности воды. (Машинное масло).

Его делают из песка. Чаще всего оно прозрачное. Когда падает, образуются осколки. Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара. (Стекло).

Она бывает разноцветной, мало весит. когда она горит, появляется много дыма, вредного. Её нельзя выбрасывать, так как в природе она сама по себе не разлагается ( Пластмасс, пластик)

Её изобрели китайцы. Чаще используют в школе, много бросают в мусор. Она белого цвета, легко горит. (Бумага)


III.Заключительный этап урока: Подходит к завершению наш урок. Всем понятно, что природа и человек – неразрывны. От нас с вами зависит будущее природы. Сегодня мы затронули с вами много экологических проблем ,которые нужно решать .В наших руках наше будущее. Будем охранять природу, любить и беречь для будущих поколений.


Цель: подкрепление положительных эмоций

2 этап. Актуализация знаний Определение темы и цели урока

Провести ассоциацию уровня знания темы с помощью смайликов .Улыбка.задумался, ничего не знаю.



3 этап Деление на группы (по картинкам )

4 этап Чтение текст с пометками (И)

По этапное заполнение таблицы ИНСЕРТ и обсуждение результатов работы

Что ребята знали по этой теме.

Что узнали новое.

Что не совпало с их мнением.

Что удевило и заинтересовало.

Ф,О. Вербальное оценивание учителем.

Не совпало с их мнением

Удивило заинтересовало

5 этап. Диалог учителя и ученика.

1.Что такое загрязнение ?

2.Приведите примеры экологических проблем РК.

3.Благоприятны ли условия нашей местности для здоровья человека?

4.Назовите самые загрязнённые города Казахстана.

1. Дает обоснованный ответ о науке экологии.

2. Называет три экологические проблемы

3. Называют условия благоприятные для здоровья человека

4. Называют самые загрязненные места











Текст учебника автор и стр. 139-143

6 этап Работа в группах. Творческая работа

Задание группам: Прочитать текст учебника стр137-143, сопоставьте карт атласа и определите районы экологических катастроф Казахстана. Обсудить и выявить причины образования катастроф Казахстана, записать данные в виде:.




Дискриптор для 1 группы

1.Определили факторы влияющие экологические проблемы РК

2.Творчески изобразили задание.

Задание 2 группы.Сравнить экологические проблемыАральского моря и озера Балхаш в диаграмме Вена.(стр 142-143)

Дискрипторы для 2 группы

1. Определяют в сравнении экологические проблемы Аральского моря и озера Балхаш –

Задание для 3 группа по тексту учебникастр 140. Определи причину возникновения экологической проблемы

Каспийского моря. Прогноз возможных

последствийэкологической проблемы. Оформи работу в формекластера-паучка, где центральным звеном будет обозначена причина.

Дискриптор для 3 группы

1. .Определяют причины и последствия экологической катастофы Каспийского моря.-

2 Оригинальность постера .

Дискриптор для 4 группы

1.Умеют грамотно излогать в виде письма проблемную ситуацию Семипалатинского атомного полигона .

2. Креативность и оригинальность излогаемого письма.

ФОВыступление групп сопровождается оцениванием с места с помощью смайликов настроения .

Улыб- все получается,задумчивый-есть –вопросы, грустный- есть проблема

Танцевальная физминутка– РОЗОЧКА

Защита проектов у доски

Создание ситуации успеха .

На стикерах пишут пожелания и приклеивают на доску

: что понравилось ,а что на ваш взгляд надо дороботать

Учебник Л.А. Верховцева, О.А. Костюченко, М.В. Ушакова Алматыкітапбаспасы 2017.

Конец урока Рефлексия

7этап .Рефлексия

1 Наука изучающая взаимодействия общества и природы?

2 Что называют загрязнением окружающей среды ?

3.Главные причины эклогических катастроф Казахстана.( не менее 3)


4 .Отметить значком звездочка нанести на контурную карту основные центры экологических катастроф Казахстана

1Знают определение экология.

2Знают определение загрязнению окружающей среды

3.Называет не менее 3 причин экологических катастроф Казахстана.

4.Отметили на контурной карте не мене 3 центров экологически катастроф Казахстана.

Обратная связь:

Лестница успеха.Изобразить фигурку человечка на соответствующей ступеньки



Домашнее задание : Творческая работа

Учебник Л.А. Верховцева, О.А. Костюченко, М.В. Ушакова Алматы кітап баспасы 2017.

Читайте также: