Психолого педагогические приемы работы с ребенком с овз в общеобразовательной школе

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Каракутова Светлана Николаевна

Организация: МБОУ Комиссаровская СОШ

Населенный пункт: Ростовская область, п.Розет

«Нет случайно родившихся детей.

Ни один Путник Вечности случайно

не рождается. Каждый ребёнок есть

явление в земную жизнь. Он родился

потому, что должен был родиться.

Родился потому, что именно его

Одной из перспективных задач развития системы образования является создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечения их социализации.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития. Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

Детям с особенностями здоровья в настоящее время совсем необязательно обучаться в специальных учреждениях, наоборот, получить качественное образование и адаптироваться к жизни они могут в обычной общеобразовательной школе. Это будет полезно не только детям с проблемами развития, но и обычным здоровым детям. Обучаясь совместно с детьми с ограниченными возможностями здоровья, здоровые дети смогут развить толерантность, ответственность. Значит, школа должна быть предназначена для обучения любого ребёнка. Кому-то понадобиться отдельная образовательная программа, кому-то тьютор, лифт или пандус. Всё это можно обозначить одним термином инклюзия, инклюзивное образование.

Инклюзивное образование – это обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в современных общеобразовательных учреждениях совместно со здоровыми детьми или в специально созданных классах. Наша школа вошла в список учебных заведений, в которых создаются условия для реализации модели инклюзивного образования. Наша цель вовлечь детей с ограниченными возможностями здоровья в общий образовательный процесс.

С каждым годом в обычную общеобразовательную школу приходит все больше детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это не только часто болеющие дети, но и дети с логоневрозами, дисграфией, дислексией, повышенной возбудимостью, нарушениями внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, плохим зрением, задержкой психического развития различного генеза, зачастую осложненная эмоционально-волевыми нарушениями, а также гиперактивностью и чрезмерной возбудимостью нервной системы.

Особое место среди детей с ограниченными возможностями здоровья занимают учащиеся с задержкой психического развития. Эта категория детей наиболее многочисленно представлена в общеобразовательных школах.

В наиболее благополучных случаях часть детей с ОВЗ успешно адаптируется в пространстве общеобразовательной школы и не нуждается в специальных условиях воспитания и обучения. Тем не менее неуклонно растет доля детей со сложной структурой нарушения развития, которые особенно нуждаются в получении специальной психолого-педагогической помощи.

В организации учебного процесса для детей с ОВЗ обязательным становится принцип коррекционной направленности обучения, предполагающий активное воздействие на их сенсорное, умственное и речевое развитие . И подход к данной категории детей должен быть особый, совершенно иной, чем к обычным детям. Очень часто учителю на уроке приходится быть и артистом и врачом и психологом, работая с данной категорией детей. Зачастую приходится полностью перестраивать весь заранее намеченный план урока, включать дополнительные паузы, минутки релаксации, и вообще сочинять на ходу.

В настоящее время многие дети с проблемами поведения и особенностями развития эмоционально-волевой сферы все еще не получают адекватного обучения и воспитания. Большая часть их оказывается выключенной из образовательного процесса, получает образование значительно ниже своих возможностей или обучается индивидуально и не имеет возможности контактировать со сверстниками. В школе дети сталкиваются с большим количеством различных правил и ограничений. Любому ребенку требуется время, чтобы организовать свое поведение в соответствии с этими правилами.

Хотелось бы рассмотреть группы детей с ОВЗ, наиболее часто встречающиеся в школе и специфические методы и приемы работы с ними.

1 группа – дети с ЗПР различного генеза.

– занимательные формы работы: игра, ребусы, кроссворды; составление стихотворений, загадок, проведение конкурсов, викторин;

– введение физминуток через каждые 15-20 минут урока;

– создание ситуации успеха на уроках;

– поэтапность преподнесения учебного материала;

– увеличение объема тренировочных упражнений;

– создание системы повторения пройденного материала;

– формирование учебных интересов;

– поэтапное предоставление инструкции ребенку, при выполнении какого-либо задания, т.е. дробление заданий на более простые составляющие;

– переключение с одного вида деятельности на другой .

2 группа – дети с ЗПР, осложненной эмоционально-волевыми нарушениями (расторможенность, агрессивность, вспышки гнева).

– создание благоприятного психологического климата в процессе обучения, уважения между педагогом и учащимися, атмосферы предотвращения психотравмирующих ситуаций в классе;

– обеспечение постоянного места проведения уроков, четкое соблюдение единых требований к ребенку со стороны всех педагогических работников;

– четкое следование постоянно выработанному режиму дня ребенка как учителями, так и родителями;

– дозированное применение прямой вербальной инструкции и максимальное использование опосредованной организации ребенка структурированным пространством: разметкой парты, страницы, наглядным указанием направления движения, включением в задание моментов, когда сам учебный материал организует действие ребенка;

– оказание физической помощи ребенку в управлении своими руками, мелкой моторикой при выполнении различных заданий на уроках;

– применение физических разгрузок, пауз, физкультурных минуток и т.д.;

3 группа – дети с ЗПР и различными нарушениями речи (ОНР, ФФН, дисграфия и т.д.).

– создание благоприятного психологического климата в процессе обучения, уважения между педагогом и учащимися, атмосферы предотвращения психотравмирующих ситуаций в классе;

– разнообразные логоритмические упражнения и различные речевые игры;

– формирование навыков автоматизации и дифференциации звуков у учащихся;

– формирование умений и навыков безошибочного употребления звуков во всех ситуациях общения;

– расширение объема активного словаря учащихся, обогащение речевых впечатлений детей;

– мотивирование детей к общению, формирование потребности в общении, обучение собщению со взрослыми и сверстниками;

– обучение навыкам грамотного, последовательного пересказа прочитанных текстов.

– создание благоприятного психологического климата в процессе обучения, уважения между педагогом и учащимися, атмосферы предотвращения психотравмирующих ситуаций в классе;

– дополнительные индивидуальные задания, которые можно использовать в момент, когда ребенок устал;

– развитие творческих способностей, использование их потенциала на уроках общеобразовательного цикла;

– самостоятельная работа на уроке с дополнительными источниками информации ( энциклопедии, справочники, словари);

– применение элементов арт-терапии на уроках общеобразовательного цикла (лепка, рисование, музыка);

– прослушивание спокойной, расслабляющей, успокаивающей музыки на уроках, в момент, когда ребенок возбужден;

– терпение и терпимость со стороны учителя, умение прощать.

– создание благоприятного психологического климата в процессе обучения, уважения между педагогом и учащимися, атмосферы предотвращения психотравмирующих ситуаций в классе;

– отвлечение ребенка от ухода в болезнь;

– интересное, доступное, личностно - и практико- ориентированное содержание уроков;

– проявление педагогического такта учителем;

– активная смена видов деятельности;

– активация всех каналов восприятия: подкрепление рассказа просмотром видео, демонстрация наглядности;

– применение элементов лечебной физической культуры на уроках и переменах.

У меня в классе обучаются дети с ЗПР, поэтому самое главное в работе - не навязывать обучающимся своего мнения о решении поставленной проблемы, а

Работа с такими детьми требует большого внимания, терпения, настойчивости и веры в то, что всё получится.

Образование детей с ОВЗ является одной из основных задач для школы. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность. Школа обязана дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и особенностей, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом.. .

Я уверена, теплая и комфортная обстановка, созданная администрацией, педагогическим коллективом, родителями в нашей школе, построенная на доверии, любви и ответственности поможет всем детям быстрее адаптироваться к учебному процессу. А через четыре года выйдут они из класса уверенными в себе и в своём успехе, читающими, умеющими работать над собой, а главное счастливыми.

2.Дубровина, И.В.Рабочая книга школьного психолога[Текст]/И.В.Дубровина, М.К. Акимова, Е.М.Борисова.- М.: Просвеше­ние.1991.-31

3. Агеева И.А. Коррекционные техники в школе. СПб.: Речь, 2004. 184 с.

  1. Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина; под общ. ред Н.В. Лалетина; Сиб. Федер. ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [ и др.]. Красноярск, 2013. С. 71-95.

Мельник Ю. В. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья // Современное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья: монография /Под общ. ред. Н. В. Лалетина; Сиб. федер. ун-т; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [и др]. Красноярск: Центр информации, 2012. С. 185 - 207 (1,11 п.л.)

Сегодня мы видим серьезные перемены в системе образования: в осмыслении его целей, содержания, методов. В сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) формируется новый социальный заказ на инклюзивное образование ребенка. В общеобразовательных школах наряду с со всеми детьми обучаются дети, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети с неврозами, дисграфией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами (ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП).

Диапазон различий в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы. От ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования.

В обучении детей с ОВЗ учителю важно понимать то, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития и главное - не являются ущербными по сравнению с другими. Важным моментом является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Каждый ребенок обладает в той или иной мере определённым потенциалом. Целью школьного образования является раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей, приобретение определенного набора знаний и умений. Именно такие задачи перед школой ставит государство, общество и семья. Оптимальным для достижения этих целей в начальной школе является создание естественной игровой среды, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду, как на уроке, так и во внеклассной деятельности.

Думаю, что каждому учителю приходилось работать с детьми с ОВЗ. Для каждого учителя актуальной проблемой в своей педагогической деятельности является поиск эффективных методов и приёмов обучения. В моей педагогической практике также есть опыт обучения детей с ОВЗ. В своей профессиональной деятельности придерживаюсь общих принципов и правил коррекционной работы, а так же использую активные приёмы, методы для активизации учебной деятельности учащихся с ОВЗ.

Общие принципы и правила коррекционной работы

Индивидуальный подход на всех этапах обучения(при опросе, инд. дом. задания, посильная работа на уроке; обязательная оценка положительных результатов при всём классе даже небольшого вида деятельности);

Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

К подаче материала подходить очень обдуманно и не требовать от обучающегося того, что он не может сделать, учитывать психологическое состояние на конкретный момент;

Чаще включать в урок коллективные, групповые виды деятельности, предусматривающие взаимопомощь;

Оценивать не результат и его соответствие нормам отметок, а участие в коллективной работе, поддерживать желание работать (лучший стимул-похвала);

Создание на всех этапах обучения обстановки принятия обучающегося, благоприятных отношений между обучающимися в классе, между учеником и учителем;

Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности как образовательного, так и коррекционно-развивающего процесса.

Активные методы обучения – очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях и на различных этапах урока.

Так, в начале урока активные методы позволяют создать психологический настрой обучающихся на занятие, способствует формированию исходной мотивации, вовлечению всех обучающихся в учебный процесс, созданию ситуации успеха. С этой целью в начале урока могут использоваться различные эмоциональные приветствия, психологический настрой.

«Привели голову в порядок( погладили, причесали себя пальчиками ).

Работа с книгой.

Предполагает разные виды деятельности: чтение с хоровым проговариванием фраз, слов, с объяснением значения слов, терминов с привлечением личного опыта ученика с целью вызвать ассоциации, образы.

Пометки могут быть следующие:

Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.

Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т.д.

Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.

Часто бывает так, что какие-то важные и очень значимые для ребенка психологические моменты остаются незамеченными учителем. Как нельзя лучше иллюстрирует такое состояние ребенка А.Барто в своем стихотворении:

Для того, чтобы уловить каждый важный для ребенка момент можно использовать следующие сигнальные карточки:

Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т.д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т.к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.

Мнемотехника. Это совокупность приёмов, увеличивающих объём памяти и облегчающих запоминание информации. В основе мнемонического запоминания лежит визуализация.

Мнемотехника включает следующие приёмы: мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы.

Мнемоквадрат - это карточка, на которой нарисован знакомый ребенку предмет, задача школьника заключается в том, чтобы назвать слова по картинкам.

Мнемодорожка - это схема, в которую заложена определённая информация. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в сюжет, а сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные процессы, позволяя ребёнку за несколько минут запомнить и даже рассказать небольшое стихотворение. Мнемодорожка состоит из нескольких картинок, объединенных общей тематикой. Ребенку нужно не просто назвать слова, но и составить из них предложение или расположить в правильной последовательности. Дидактическим материалом служат и мнемотаблицы – это схемы, в которых заложена определенная информация.

Мнемотаблицы - это графическое изображение главных смысловых звеньев сюжета, рассказа, персонажей басен, сказок или явлений природы.

В пример могу привести несколько приёмов заучивания правил:

1) Расскажи правило в разных вариантах и ролях. Расскажи правило так, как рассказал бы первокласснику, бабушке, любимой игрушке.

2) Рассказывание правила с разной эмоциональной нагрузкой.

Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволят сделать это, не выходя из класса.

На занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния. Широко используется приём с различными цветовыми изображениями.

Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ.

Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с ОВЗ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации помогут педагогам дополнительного образования, воспитателям, учителям в проведении занятий, организации внеурочной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Методические рекомендации

Автор: Шилова Жанна Сергеевна

Должность: педагог дополнительного

Категория: соответствие занимаемой

с. Дебесы 2018 г.

В данных рекомендациях на основе анализа опыта и на примере создания практических разработок будут раскрыты приемы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В основе технологии представлены не только этапы, в их основе - методические советы по организации и проведению занятий с детьми с ОВЗ. На примере раскрывается приемы, которые педагог использует в своей работе.

Методические рекомендации адресованы педагогам, воспитателям – всем, кто занимается работой с такой категорией детей. Они могут стать для них основой их работы.

1.Методы организации и осуществления деятельности .……………………….6

2.Методы и приемы создания ситуации успеха…………………………………8 3. Работа с родителями…………..…………………………………………. 9

4. Активные методы и приёмы обучения ……………………………………. 10

Список информационных источников………………………………………..16

Актуальность методических рекомендаций.

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [2].

Концепция развития дополнительного образования детей направлена на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений. Персонализация дополнительного образования усиливает его преимущества по сравнению с другими институтами формального образования посредством актуализации следующих аспектов: участие в вариативных развивающих образовательных программах на основе добровольного выбора детей (семей) в соответствии с их интересами, склонностями и ценностями; возможность выбора режима и темпа освоения образовательных программ, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий (что имеет особое значение применительно к одаренным детям, детям с ограниченными возможностями здоровья); право на пробы и ошибки, возможность смены образовательных программ, педагогов и организаций [3].

Именно в учреждениях дополнительного образования для развития творческой личности есть все объективные условия.

Воспитанники в образовательном процессе – деятели, а нам - педагогам отводится роль организатора и управленца этим процессом. Педагог не должен быть истиной в последней инстанции. Он на своем примере должен показать ученикам, что: невозможно знать все, но можно узнавать; вместе определять, где и как найти правильный ответ, нужную информацию.

Все это обусловливает актуальность данной разработки.

Особенностью материала заключается в авторском подходе к организации работы. Особенностью разработки также является подробное описание одного из приемов.

Новизна методических рекомендаций выражается в раскрытии технологии построения занятий, представленного на основе анализа собственного многолетнего опыта. Также - в авторском подходе к созданию и применению методов и приемов на занятиях.

Цель создания методической разработки – создание условий для обмена опытом, взаимодействия, сотрудничества работников учреждений дополнительного образования в направлении развития детей с ограниченными возможностями.

Предполагаемый результат. Технология применения методов и приемов работы с детьми с ОВЗ на занятиях, разработанная педагогом, предстанет в виде системного материала, который станет основой, поможет повысить уровень работы других педагогов.

1. Методы организации и осуществления деятельности.

Методы организации и осуществления моей деятельности, которые использую:

- словесные (рассказ, беседа);

- наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.);

- репродуктивные методы, самостоятельная работа и работа под руководством педагога;

Методы стимулирования и мотивации деятельности:

- психологический настрой, побуждения к обучению.

Так как дети с ОВЗ все разные, то моей задачей является отбор содержания к каждому занятию. Наиболее приемлемыми методами в практической работе с обучающимися, имеющими ОВЗ, считаю объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.

Чтобы сформировать у обучающихся интерес к учению использую метод стимулирования и мотивации деятельности, а именно создание ситуаций успеха. Если сегодня что-то не получилось, то получится в следующий раз.

Мотивация становится положительной только в том случае, если эта деятельность успешна, а способности ребёнка оцениваются объективно и позитивно. Требуется постоянная похвала ребенка, даже если что – то получилось не так как требовалось. Вместе исправим, получится обязательно!

В связи с этим, важное значение приобретает создание на занятии специальных ситуаций, способствующих достижению детей даже незначительных успехов в различных видах деятельности. Такая работа позволяет обеспечить постепенное продвижение и развитие каждого ребёнка в зависимости от его индивидуальных особенностей.


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день в нашей стране, в зависимости от ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В настоящее время характерной является проблема обучения детей с ОВЗ, у которых отмечаются трудности в организации своей учебной, коммуникативной деятельности, поведения в силу имеющихся особенностей их развития.

Необходимо понимать, что каждому ребенку нужно создавать благоприятные условия для его развития, которые будут учитывать его индивидуальные особенности и потребности.

Психолого-педагогическое сопровождение-это целостная система в процессе деятельности которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития и обучения каждого ребенка в процессе обучения.

Под психолого-педагогическим сопровождением ребенка с ограниченными возможностями здоровья можно понимать комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и его родителям в решении задач, связанных с развитием, обучением, воспитанием, социализацией со стороны специалистов различного профиля, действующих согласованно.

Соответственно, субъектом сопровождения являются дети, их родители, воспитатели учреждения, участвующие в процессе обучения и воспитания ребенка.

Сопровождение осуществляется следующими специалистами: социальные педагоги, учителя-дефектологи, логопеды, психологи и педагоги.

Целью психолого-педагогического сопровождения является создание психологических условий для нормального и успешного развития, обучения ребенка.

Задачами психолого-педагогического сопровождения являются:

оказание помощи детям, которые нуждаются в особых обучающихся программах;

создание эмоционально благоприятного климата в педагогическом составе и детском коллективе;

своевременная диагностика и коррекция нарушений в развитии;

повышение психологической и педагогической компетентности родителей и учителей по вопросам касающихся обучения и воспитания ребенка;

изучение индивидуальных особенностей детей [1, с.22].

Вышесказанное позволяет полагать, что для включения ребенка в образовательный процесс, необходим индивидуальный подход, а обучение должно быть организовано так, чтобы появилась возможность удовлетворять потребности каждого ребенка.

Ю.А. Афонькина, И.И. Усанова, О.В. Филатова выделяют 5 этапов психолого-педагогического сопровождения:

1. Диагностический этап. На данном этапе осуществляется сбор необходимых данных о ребенке. Он включает в себя первичную диагностику развития ребенка на ПМПК. Во время первичной консультации экспертами комиссии определяются проблемы ребенка в виде заключения и назначаются специализированные условия его обучения и воспитания.

При этом применяются такие методы как: тестирование, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности ребенка, документация, анкетирование родителей.

2. Поисковый этап. Он ориентирован на анализ приобретенной информации о психическом развитии ребенка и его социальной ситуации развития.

На этом этапе обсуждаются способы решения проблемы и определяются специальные условия развития, обучения и воспитания ребенка.

3. Консультативно - проективный этап. На этом этапе заключается договор между родителями и центром психолого-педагогической реабилитации и коррекции, родитель пишет согласие с выбором формы специального образования. Специалистами предварительно изучается медицинская карта развития ребенка. Каждый специалист проводит углубленную диагностику по направлениям коррекционно-развивающей работы: развитие, речевое развитие, общение, личностная сфера, навыки деятельности.

Специалисты совместно определяют стратегию сопровождения: составляется комплексный план коррекционно-развивающего процесса в виде индивидуального образовательного маршрута.

4. Деятельностный этап. Данный этап предполагает целенаправленный психолого-педагогический процесс, в котором осуществляется взаимодействие специалистов, родителей и детей. Его основу составляет разработка и реализация комплексной коррекционно-развивающей программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка.

Вместе с тем следует подчеркнуть то, что при построении и реализации программы сопровождения необходимо учитывать следующие факторы:

- индивидуальные особенности ребенка т.е. особенность его развития, структуру дефекта, сильные и слабые стороны развития; уровень коммуникации и социальные навыки;

- наиболее сформированные навыки и возможности его адаптации;

- позиция семьи по отношению к нему, особенностям его развития, характер взаимоотношений родителей и специалиста, характер социального поведения ребенка и т.д.;

-возможности образовательного учреждения, осуществляющего сопровождение, объем коррекционных занятий, взаимодействие различных специалистов, условия, уровень разработанных специалистами программ, методических рекомендаций и дидактических материалов.

5. Рефлексивный этап. Здесь проводится анализ возможностей реализации задач сопровождения, выполнения рекомендаций всеми участниками сопровождения. Авторы указывают на то, что этот этап может стать заключительным в реализации индивидуальной программы сопровождения.

В итоге основываясь на данных, полученных в итоговой диагностике различными специалистами, делается вывод об эффективности деятельности специалистов образовательного учреждения по созданию условий для полноценного развития ребенка с ОВЗ [2, с.16].

Анализ этой проблемы предполагает, что для полноценного включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс, существенную роль имеет индивидуальный подход, а, следовательно, обучение необходимо организовать, так чтобы можно было удовлетворить особые образовательные потребности каждого ребенка. Добиться хороших результатов поможет создание программы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Ведь, полноценное развитие любого ребенка является одной из важнейших задач общества на современном этапе развития, требующее поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Защита прав ребенка на развитие в соответствии с индивидуальными возможностями становится сферой деятельности, в которой тесно взаимодействуют родители, медицинские работники, педагоги и психологи.

1. Бондаренко И.М., Ковешникова А.М. Составление индивидуальной образовательной программы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: Методические рекомендации, 2012. — 36 с.

2. Афонькина Ю.А, Усанова И. И, Филатова О.В. Технология комплексного

психолого-педагогического и социального сопровождения ребенка дошкольного возраста: методические разработки для специалистов дошкольного образования, 2010. — 67 с.

Читайте также: