Дворянское гнездо анализ кратко

Обновлено: 06.07.2024

Символизм романа

Характеристики Парижа в произведении представлены несколькими параметрами:

  • его соотношением с другими географическими единицами;
  • типографией и внутренним строением французской столицы;
  • предметно-вещественным наполнением Парижа;
  • ценностно-смысловым наполнением концепта.

Париж в романе служит крайней точкой удаления от русской деревни, поместья, дворянского гнезда. Сюжетно это удаление осуществляется опосредовано: сначала через Петербург, где Лаврецкий некоторое время живет с молодой женой; потом через Германию и Швейцарию, которые названы в романе как место временного пребывания:

При описании Парижа Тургенев отдельно останавливается на описании Sorbonne и Collège de France, Французской комедии. В результате подобного описания осуществляется характеристика персонажей, подчеркивается антагонизм между жизнью французской столицы и русской деревни. Комплекс реалий французской жизни позволяет отразить ее фальшь, неестественность, которая противопоставляется природным, мужицким, почти звериным реакциям, эмоциональных состояний русского человека. В частности, узнав о неверности жены Лаврецкий

Образ гнезда

Центральным образом произведения является образ дворянского гнезда, который формируется на примере усадьбы Лаврецких. Важно добавить, что история семьи Лаврецких показательно возводится к выходцу из Пруссии. В данном аспекте Тургенев подчеркивает генетическую, неразрывную взаимосвязь России с Европой. Огромную значимость приобретает образ прабабки Лаврецкого:

Готовые работы на аналогичную тему

Изображая своего персонажа в облике хищной птицы, Тургенев усиливает семантику гнезда, которая приобретает негативные коннотации, вызывая ассоциации с жестокостью, хищностью. Образ ястреба появляется и в эпизоде разрыва между дедом и отцом Лаврентьева, в переживаниях самого Лаврецкого, узнавшего об измене жены.

  • форму пассивного сопротивления бабки Лаврецкого новой европейской моде: пудриться, по ее словам, было для нее смертью;
  • форму бонвиванского франкофильства княжны Кубенской, которая на старости лет вышла замуж за гувернера-француза, была брошена им.

В то же время, едва опасность миновала, он вернулся к своей привычной жизни, уверенно и комфортно чувствуя себя, в том числе, и в Париже.

В данном аспекте Тургенев подчеркивает как генетическое единство России с Европой, так и отличия между их народами, заключающиеся в готовности русского человека пожертвовать своей жизнью ради родины, его возможности испытывать дикую, почти звериную ярость, не имеющую ничего схожего с европейской цивилизованностью.


Место и время действия

Главные герои

  • Лаврецкий Федор Иванович – богатый помещик, честный и порядочный человек.
  • Варвара Павловна – супруга Лаврецкого, двуличная и расчетливая особа.
  • Лиза Калитина – старшая дочь Марьи Дмитриевны, чистая и глубоко порядочная девушка.

Другие персонажи

  • Марья Дмитриевна Калитина – вдова, чувствительная женщина.
  • Марфа Тимофеевна Пестова – родная тетка Марии Дмитриевны, честная и независимая женщина.
  • Лена Калитина – младшая дочь Марьи Дмитриевны.
  • Сергей Петрович Гедеоновский – статский советник, друг семьи Калитиных
  • Владимир Николаевич Паншин – красивый молодой человек, чиновник.
  • Христофор Федорович Лемм – старый учитель музыки сестер Калитиных, немец.
  • Ада – дочь Варвары Павловны и Федора Ивановича.

Краткое содержание

Главы I-III

Главы IV-VII

Паншин исполняет присутствующим свой новый романс, который те находят восхитительным. Тем временем к Калитиным приходит старый учитель музыки, мосье Лемм. Весь его вид показывает, что музыка Паншина не произвела на него никакого впечатления.

Лиза провожает до крыльца Лемма, окончившего урок, где встречает высокого статного незнакомца. Им оказывается Федор Лаврецкий, которого Лиза после восьмилетней разлуки не узнала. Марья Дмитриевна радостно встречает гостя и представляет его всем присутствующим.

Покидая дом Калитиных, Паншин объясняется в любви Лизе.

Главы VIII-XI

Родители Ивана смягчили свой гнев, помирились с сыном и приняли в дом безродную невестку с годовалым сыном. После смерти стариков барин почти не занимался хозяйством, и домом управляла его старшая сестра Глафира – надменная и властная старая дева.

Отрочество Федора прошло под постоянным гнетом деспотичного отца. Лишь в 23 года, после смерти родителя, молодой человек смог вздохнуть полной грудью.

Главы XII-XVI

В университете замкнутый и нелюдимый Лаврецкий завел дружбу со студентом Михалевичем, который познакомил его с дочерью отставного генерала – Варварой Коробьиной.

После смерти их первенца супружеская чета по совету врачей отправилась на воды, затем в Париж, где Лаврецкий случайно узнал об измене жены. Предательство любимого человека сильно подкосило его, но он нашел в себе силы вырвать из сердца образ Варвары. Не смягчило его и известие о рождении дочери. Назначив изменнице приличное годовое содержание, он разорвал с ней любые отношения.

XVII-XXI

Лаврецкий заходит к Калитиным попрощаться перед отъездом. Узнав, что Лиза направляется в церковь, просит помолиться о нем. От Марфы Тимофеевны он узнает, что за Лизой ухаживает Паншин и мать девушки не против этого союза.

Приехав в Васильевское, Федор Иванович отмечает, что в доме и во дворе царит сильное запустение, и после смерти тетки Глафиры здесь ничего не переменилось.

Главы XXII-XXVIII

По дороге в Васильевское Федор предлагает Лемму сочинить оперу, на что старик отвечает, что слишком стар для этого.

Федор предлагает пригласить Калитиных в Васильевское, на что Лемм отвечает согласием, но только без господина Паншина.

Лемм собирается домой. Федор едет с ним и заезжает к Калитиным, где тайком передает журнал с некрологом Лизе. Он шепчет девушке, что завтра нанесет визит.

Главы XXIX-XXXII

На следующий день Марья Дмитриевна с плохо скрываемым раздражением встречает Лаврецкого: он ей не нравится, да и Паншин отзывается о нем совсем не лестно.

Во время прогулки по аллее Лиза интересуется, как Федор отреагировал на смерть жены, на что тот честно отвечает, что практически не расстроился. Он намекает девушке, что знакомство с ней затронуло в нем глубоко дремавшие струны.

Вечером Федор вновь идет к Калитиным, чтобы узнать о решении Лизы. Девушка сообщает ему, что не дала Паншину однозначного ответа.

Главы XXXIII-XXXVII

Между Лаврецким и Лизой происходит объяснение в любви. Федор не верит своему счастью. Он идет на звуки необыкновенно прекрасной музыки, и узнает, что это Лемм играет свое произведение.

Федор возвращается домой и с трудом выдерживает разговор с женой, после чего уезжает в Васильевское. Варвара Павловна, узнав, что Лаврецкий каждый день бывал у Калитиных, направляется к ним с визитом.

Главы XXXVIII-XL

В день возвращения Варвары Павловны у Лизы происходит тягостное для нее объяснение с Паншиным. Она отказывает завидному жениху, чем чрезвычайно огорчает свою мать.

Марфа Тимофеевна заходит в комнату к Лизе и заявляет, что ей все известно о ночной прогулке с неким молодым человеком. Лиза признается, что любит Лаврецкого и никто не стоит на пути к их счастью, поскольку его супруга мертва.

На приеме у Калитиных Варваре Павловне удается очаровать Марью Дмитриевну рассказами о Париже и задобрить флаконом модных духов.

Марфе Тимофеевне удается быстро раскусить лживую и порочную натуру Варвары Павловны. Она уводит Лизу в ее комнату и долго плачет, целуя ее руки.

Варвара Павловна не брезгует испробовать свои чары даже на старичке Гедеоновском, чтобы окончательно завоевать место первой красавицы в уездном городке.

Главы XLI-XLV

Калитина со слезами на глазах умоляет Федора Ивановича простить супругу и выводит из-за ширмы Варвару Петровну. Однако Лаврецкий неумолим. Он ставит супруге условие: она должна безвыездно жить в Лавриках, а он будет соблюдать все внешние приличия. Если же Варвара Петровна покинет имение, договор этот можно считать расторгнутым.

В надежде увидеть Лизу, Федор Иванович отправляется в церковь. Девушка не хочет с ним ни о чем говорить и просит оставить ее. Лаврецкие отправляются в имение, и Варвара Павловна клянется мужу спокойно жить в глуши ради счастливого будущего дочери.

Эпилог

Лаврецкий все же находит отдаленный монастырь, в котором скрылась ото всех Лиза. Она проходит мимо него, не поднимая глаз. Лишь по движению ресниц и стиснутым пальцам рук можно понять, что она узнала Федора Ивановича.

Заключение

В центре романа И. С. Тургенева – история трагической любви Федора и Лизы. Невозможность личного счастья, крушение их светлых надежд перекликается с социальным крахом русского дворянства.

Расчетливая Варвара видит в Лаврецком лишь глупого увальня, богатством которого легко завладеть. Искренность и чистота первого настоящего чувства героя разбиваются о предательство жены. В результате Федор перестает доверять людям, презирает женщин, считает себя недостойным настоящей любви. Встретив Лизу Калитину, он не сразу решается поверить в чистоту и благородство девушки. Но, узнав ее душу, поверил и полюбил на всю жизнь.

До встречи с Лаврецким Лиза не часто задумывалась о своей судьбе. Официальный жених Паншин не вызывал особого неприятия у девушки. Ведь главное, по ее мнению, честно выполнять свой долг перед семьей и обществом. В этом и состоит счастье каждого человека.

Кульминацией романа является спор Лаврецкого с Паншиным о народе и последующая сцена объяснения Лизы с Федором. В мужском конфликте Паншин высказывает мнение чиновника с прозападными взглядами, а Лаврецкий выступает с позиций, близких к славянофильству. Именно во время этого спора Лиза понимает, насколько созвучны ее мысли и суждения взглядам Лаврецкого, осознает свою любовь к нему.

Кроме главных героев, Тургенев создал в романе галерею ярких образов, которые отражают дворянскую среду во всем ее разнообразии. Здесь есть любитель казенных денег отставной генерал Коробьин, старый сплетник Гедеоновский, ловкий щеголь Паншин и многие другие герои провинциального общества.

Художественное мастерство и философская глубина обеспечили первому крупному произведению Тургенева выдающийся успех на все времена.

Смысл романа Дворянское гнездо Тургенева

Смысл книги

По названию произведения можно сразу сделать вывод, что роман принадлежит перу И.С. Тургенева. Символичные лейтмотивы творчества непревзойдённого мастера слова нашли отражение в заглавии.

Образ гнезда. И.С. Тургенев остро переживал проблемы в личной жизни. Поэтому для автора на первом месте всегда были семейные ценности, домашний очаг и доверительные отношения с родными. Главная идея названия глубоко связана с личным счастьем героев. Ориентация на истинные ценности, мораль и нравственность — то, что подчёркивает И.С. Тургенев в своей книге.

Но образ несколько расширен. Это не только домашний очаг конкретного семейства, это вся обобщенная культура дворянства. В произведении показан природный и бытовой уклад сословия, их традиции, обычаи и ценности.

Связь поколений разорвана, современники писателя не знают своих корней. Молодые люди не чтут традиции и не отдают дань предкам.

Почему личное счастье между Лизой и Лаврецким оказалось невозможным? За 8 лет Фёдор сильно изменился: он постарел, осунулся не только физически, но и морально. Их счастье было лишь миражом, который неожиданно рассеялся. Новость о гибели Варвары Павловны оказалась чудовищной ошибкой. Героиня предстала перед Фёдором именно тогда, когда он поднялся духовно, поборол в себе внутренний конфликт и был готов к новым свершениям. Спокойствие, гармония и возможность счастья были очень близко.

В жизни главного героя произошёл перелом: Лаврецкий не позволял больше себе думать о личном счастье. Все своё внимание он устремил на крестьян. Герой стал прекрасным хозяином, он стал прислушиваться к просьбам и желаниям простого народа. Он тал уважать традиции и обычаи своих крестьян.

Этот роман — очередная попытка И.С. Тургенева найти героя своего времени в дворянском сословии. Его главный персонаж и получился таким: истинным патриотом своего народа, своих традиций и обычаев.

Центральный персонаж романа – Федор Иванович Лаврецкий, дворянин, во многих чертах напоминает самого И.С. Тургенева. Мать Федора Лаврецкого умерла, когда мальчик был совсем маленький. Первоначально его воспитанием занималась властолюбивая и жестокая тетка, а потом отец, который придерживался англофильских взглядов. В итоге Федор Иванович вырос сильным, здоровым и выносливым и даже казался суровым на вид, однако характер имел мягкий и немного застенчивый.

Семья Коробьиных в театре. Иллюстрация К.И.Рудакова

Семья Коробьиных в театре. Иллюстрация К.И.Рудакова

В положенное время Лаврецкий покидает родовое имение и продолжает образование в Москве, где и встречает свою будущую жену Варвару Павловну Коробьину. Молодой мужчина без памяти влюбляется в красивую девушку и делает ей предложение. К несчастью, Варвара Павловна имеет совершенно иные взгляды на жизнь, нежели Лаврецкий. Для нее комфорт важнее чувств, и Федор Иванович становится лишь богатым спонсором ее красивой жизни. Душа, чувства и мысли мужа ее совершенно не интересуют. Молодожены уезжают в Париж, где через некоторое время Варвара Петровна заводит роман с французом. Лаврецкий узнает это, и с разбитым сердцем возвращается на родину, не желая больше никогда видеть предавшую его женщину.


Лаврецкий и Лиза выходят из церкви. Иллюстрация К.И.Рудакова

Лаврецкий и Лиза выходят из церкви. Иллюстрация К.И.Рудакова

Однако вскоре выясняется, что Варвара Петровна жива и невредима и вернулась в Россию. Узнав об этом, Лиза принимает решение уйти в монастырь. Финал романа представляет собой эпилог, в котором автор показывает нам героев спустя несколько лет. Лаврецкий приезжает в дом кузины, где видит ту же обстановку, что и при Лизе, он вспоминает любимую женщину. Позже он навещает Лизу в монастыре, но она отводит взгляд и прилагает усилия, чтобы не смотреть на бывшего жениха.

Замысел романа возник у писателя в начале 1856 года. Однако полноценную работу над ним он начал лишь летом 1858 года, к октябрю рукопись была готова, а в декабре Тургенев внес последние правки в текст.


Лаврецкий. Иллюстрация К.И.Рудакова

Стоит отметить, что созданию романа предшествовал тяжелый период в жизни писателя. Иван Сергеевич в августе 1856 года уехал из России и около двух лет прожил заграницей. В этот момент наступил конец отношениям писателя с Полиной Виардо, которую Тургенев любил всю свою жизнь. Иван Сергеевич остро переживал разрыв с любимой женщиной, ощущал себя покинутым и одиноким. Он понимал, что в силу возраста он уже вряд ли создаст семью. К тому же у писателя стало ухудшаться здоровье – он впервые столкнулся с приближающейся старостью.

Эти тяжелые личные переживания наложились на тревожные размышления о судьбе России. Молодой император Александр II получил в управление страну, которая только что потерпела сокрушительное поражение в Крымской войне. Кроме того страна стояла на пороге глобальных перемен во внутренней жизни, так как старый порядок совершенно себя изжил. Прежде всего, эти перемены касались отмены крепостного права.

Смысл названия романа

Лиза. Иллюстрация К.И.Рудакова

Лиза. Иллюстрация К.И.Рудакова

Лаврецкий у Марфы Тимофеевны. Иллюстрация К.И.Рудакова

Лаврецкий у Марфы Тимофеевны. Иллюстрация К.И.Рудакова

Таким образом, сложившееся к этому времени положение вещей в России, когда крепостные изнемогали под тяжестью работы и их подневольного образа жизни, а дворяне духовно деградировали от безделья и праздности, достигло своего апогея к середине XIX века.

Обвинения в плагиате

Роман Ивана Сергеевича Тургенева был экранизирован четыре раза. Первый телевизионный фильм режиссера Владимира Гардина вышел в 1914 году.

Вторую киноверсию создал режиссер Андрей Кончаловский в 1969 году. Главные роли в этой киноленте исполнили Леонид Кулагин и Ирина Купченко.

В 1965 году на экраны вышел югославский фильм режиссёра Дэниэла Марусича. А в 1969 году свою версию тургеневского сюжета представил режиссёр Ганс-Эрик Корбшмидт из ГДР.

Читайте также: