План урока воздух 3 класс

Обновлено: 05.07.2024

Тип урока: изучение нового материала.

ТСО: проектор, экран, компьютер.

Оборудование:

  • оборудование для проведения опытов;
  • презентация (Приложение 1);
  • учебник А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 3 класс, 1 часть;
  • рабочая тетрадь А.А. Плешакова по окружающему миру 1 часть;
  • полиэтиленовые пакеты, шприцы

Ход урока

I. Оргмомент. Повторение пройденного материала

– Добрый день мои любители природы. Сегодня мы продолжим с вами узнавать загадки нашего окружающего мира. Тему урока, мы определим, отгадав кроссворд. (слайд 1)

  • Наука о веществах (химия)
  • С его помощью можно обнаружить крахмал (йод)
  • Лимонная, муравьиная, щавелевая, молочная… (кислота)
  • Кислота, используемая для приготовления консервов (уксус)
  • Овощ, из которой получают сахар (свёкла)
  • Разновидность сахара (глюкоза)

(слайд 3) – Что вы знаете о воздухе?

– Что вы хотите узнать?

III. Работа по теме урока

1. Что такое воздух.

  1. Наполните полиэтиленовый пакет воздухом, завяжите его и попробуйте его осторожно сжать.
    – Легко ли он сжимается?
  1. Наполните небольшой шприц без иглы воздухом. Зажмите пальцем входное отверстие. Попробуйте передвинуть поршень.
    – Можно ли сжать воздух?
    – Что произойдёт, если отпустить палец?

(слайд 4) Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом – воздухом. Воздух есть везде - на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью наших органов чувств, что мы сейчас и делали.

Ветер – это движение воздуха. Слой воздуха, окружающий нас и нашу планету, называется атмосферой. (слайд 5). Атмосфера – это гигантская воздушная оболочка, которая простирается вверх на сотни километров. Толщина атмосферы в разных частях планеты неодинакова.

Воздушную оболочку Земли часто называют Пятым океаном. Так ли нужен Пятый океан Земле?

– Люди, растения и животные живут на дне воздушного океана. Без воздуха на земном шаре вечно царствовали бы пустота и безмолвие. Если бы Земля утратила воздух, она, подобно Луне, была лишь безжизненным небесным телом.

Воздух
Он прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Как целительный настой,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стёкла
И лежит на них каймой.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим,
Просто мы его вдыхаем –
Ведь он нам необходим.

– В этом стихотворении говорится о составе воздуха и о некоторых его свойствах.

2. Состав и свойства воздуха

– Так что же такое воздух? Это газ, а вернее, смесь газов (слайд 6). Всего лишь 2 века назад учёные узнали, что воздух – смесь многих газов, в основном азота – 78%, кислорода – 21% и углекислого газа – 1%.

– Откройте рабочую тетрадь стр.18 и восстановите диаграмму (слайд 7), записав, какие газообразные вещества входят в состав воздуха? Подчеркни название газа, который живые существа поглощают при дыхании.

– Какими же свойствами обладает воздух? (слайд 8)

Мы знаем, что воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде.
– Поднимите тетрадь, видите ли вы через неё другие предметы?
– Нет.
– Через стену мы видим соседний класс?
– Нет.
– А предметы, которые находятся в классе, вы видите?
– Да.
– О каком свойстве воздуха это говорит?
Воздух прозрачен. Об этом свидетельствует то, что мы видим через него все окружающие предметы.

– Посмотрите на комнатные растения. Какого они цвета?
– Зелёные.
– Какого цвета школьная парта?
– Коричневая.
– А какого цвета воздух?
– Он бесцветен.
– Верно, это еще одно физическое свойство воздуха.

Ты замечал, что в разных помещениях пахнет по-разному?
– В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи. А чистый воздух пахнет?
– Чистый воздух не пахнет.
Воздух не имеет запаха.

Опыт 2
–Положим на колбу холодную влажную салфетку. Для чего я это делаю? Что же мы видим?
– Мы видим, как вода поднимается по трубке. Воздух, как бы уступает воде часть своего места. Это происходит потому, что воздух при охлаждении сжимается.

При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.

У воздуха есть еще одно интересное свойство – он плохо проводит тепло. Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающие стебли и корни растений.

– Осенью белочка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз.

– У серого волка хвост большой, пушистый. Когда зверь укладывается спать прямо на снегу, он укрывает свой нос и лапы своим пышным хвостом.

– И лисе в самые сильные морозы не холодно в снежной постели, ведь она укрывается, как теплым пледом, своим хвостом, между длинными волосками которого много воздуха, не пропускающего холод.

– А еще зимой на лапках у рыжей красавицы вырастает густая-прегустая шерсть, кажется, будто лиса надела теплые варежки. Ходить по снегу и льду ей не страшно.

– Мыши-полевки прячутся в норках под высокими снежными сугробами, там тепло и уютно.

– А некоторые птицы – тетерев, глухарь – в самые трескучие морозы зарываются в глубокий снег. Так теплее. Об этом есть даже стихотворение:

Веет стужею январь,
Рябчик, тетерев, глухарь
Глубоко зарылись в снег.
Он их греет, словно мех.

Какое свойство воздуха объясняет эти факты? (воздух плохо проводит тепло)

Физкультминутка

Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперёд.
На опушке зайка ждет.
Зайка прыгал под кустом,
Приглашая нас в свой дом.
Руки вниз, на пояс, вверх,
Убегаем мы от всех.
Побежим скорее в класс.
Там послушаем рассказ.

Вопросы Почемучки? (слайд 9)

– В воздухе должно быть больше кислорода и меньше углекислого газа. При дыхании мы поглощаем кислород, а выделяем углекислый газ. 600 литров кислорода необходимо человеку для дыхания только на один день! А вот растения наоборот, на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород в атмосферу. Не зря растения называют лёгкими нашей планеты. Какой чудесный воздух в лесу! В нем много кислорода и полезных веществ. Ведь деревья выделяют особые летучие вещества – фитонциды, которые убивают бактерии. Смолистые запахи ели и сосны, аромат дуба, берёзы и лиственницы очень полезны для человека.

А вот в городах воздух совсем другой, загрязненный. Вы мне можете объяснить с чем или с кем это связано?

Источники загрязнения: (слайд 10)

  • фабрики и заводы выбрасывают из своих труб ядовитые газы, сажу, пыль,
  • автомобили выделяют отработанные газы, в которых очень много вредных веществ,
  • пожары, извержения вулканов,
  • загрязнение земли непереработанным мусором.

Загрязнение воздуха угрожает здоровью людей, всей жизни на Земле!

Что люди должны сделать, чтобы воздух был чистым? Используя текст учебника на стр.47, найдите пути решения этой проблемы. (слайд 11)

IV. Закрепление изученного материала

    Какие вещества входят в состав воздуха?

А. водород, медь, цинк
Б. кислород, азот, углекислый газ
В. хлор, фтор, йод

А. Прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло
В. Голубого цвета, как небо, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха

А. При нагревании воздух расширяется
Б. При охлаждении воздух сжимается
В. Воздух плохо проводит тепло

А. Остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины. Запретить пользоваться автотранспортом. Превратить Землю в один огромный заповедник.
Б. Фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ. Транспорт необходимо сделать экологически безопасным. В городах и вокруг них создавать пояса садов, парков и лесов.

Ответ: (слайд 15,16) 1. В, 2. В, 3. А, 4. В, 5. Б

Он прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим,
Просто мы его вдыхаем –
Ведь он нам необходим.

(слайд 18) Для здоровья людей, всего живого на Земле нам нужен чистый воздух. Ведь только чистый воздух дает ЖИЗНЬ!

(слайд 19) Домашнее задание: стр. 44-47, читать, отвечать на вопросы, рабочая тетрадь стр. 20 № 5.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Предмет: Познание мира

Обучающая: показать учащимся значение воздуха в жизни человека и доказать это, сформировать их знание о составе воздуха и его свойствах.

Развивать познавательный интерес учащихся в данной области, умение работать самостоятельно, преодолевать трудности в обучении;

В целях развития учащихся и решении задач: умение выделять главное в изучаемом материале, формировать умения сравнивать, обобщать, классифицировать;

Обеспечивать развитие речи учащихся.

Воспитывающая: воспитывать и развивать наблюдательность, ответственность, умение аккуратно работать.

Тип урока: объяснение нового материала

Форма урока: урок – исследование

Методические приёмы: беседа, рассказ, самостоятельная работа, опыты.

1.Орга низационный момент. Сәлеметсіз бе ! Good day ! Добрый день! Здравствуйте!

2.Психологический настрой (стих).

Прозвенел и смолк звонок – начинаем мы урок.

Наша тема – воздух наш.

И какой от него толк,

Вам подскажет наш урок.

3.Повторение изученного ранее материала: тест.

4. Определение темы урока посредством ребуса:

Что из нарисованных на картинке предметов не относится к природе? (Тарелка, сахар, трактор). Почему?

На какие две группы делятся такие предметы? (Живая и неживая природа).

Какие предметы относятся к живой природе? (Слива, ель, носорог, цыплёнок).

Какие предметы относятся к неживой природе? (облако, луна).

Составьте слово по первым буквам в названиях предметов.

С лива, о блако , л уна, нарцисс , ц ыплёнок, е ль – Солнце.

5.Ученики ознакомляются с целью урока : Мы сегодня ознакомимся с некоторыми из свойств воздуха, какого его значение для всех живых организмов нашей планеты и что нужно для его охраны.

Цель: Для объяснения значения воздуха необходим просмотр видеоролика.

6.Физкультминутка

Я буду называть предметы из живой и неживой природы. Назову предметы из живой – вы прыгаете, а если из неживой – хлопаете в ладоши.

7. Из чего состоит воздух? (смотрим таблицу 1).

Самый полезный газ – это?

– При вдыхании воздуха (с кислородом), выдыхаем мы уже воздух без кислорода. При этом в воздухе появляется много углекислого газа, но он (углекислый газ) для воздуха уже непригоден.

У себя в картонных картах раскрасьте схему с процентами содержащихся в воздухе газов.

Какой газ вреден для живых организмов? (Углекислый газ).

– При дыхании все выдыхают углекислый газ.

– При горении огня нужен кислород. Огонь забирает его и количество углекислого газа возрастает.

– Большое количество углекислого газа выходит из труб работающих заводов, фабрик и т.д.

8. Применяем опыты для определения некоторых из свойств воздуха.

9. Реализация. Опыт 1.

Какие ощущения вы испытываете, когда машете рукой у лица?

Подув на руку, что вы чувствуете?

Ощущаем воздух мы по-разному, но мы его не видим.

Вывод: Воздух невидим, следовательно, он прозрачен.

10. Работаем с таблицей.

Нужно отметить свойства воздуха в технологической карте.

11.Опыт 2 (с помощью рисунка)

Нужно взять пустой стакан и проверить, что он и правда пуст. Затем нужно поднести

его к воде так, чтобы отверстие было снизу и потихоньку опустить его в воду. При этом будет чувствоваться небольшое сопротивление. Вода не будет входить в стакан. Что будет ей мешать? ( Воздух ).

- Если наклонить стакан в бок, то воздух выйдет и освободит место для воды.

- Воздух может наполнить половину какого-нибудь предмета? (Нет).

- Когда мы занимаемся накачиванием колеса, то что мы делаем? (Мы уплотняем его, сжимаем).

- Это значит, что воздух можно сжать. Мяч, наполненный воздухом, будет очень удобен для игры, и он будет долго прыгать. Это свойство называется упругостью.

Вывод: Воздух обладает упругостью в резиновых предметах.

На столе в стакане стоит вода. Кроме воды, есть ли там что-то другое? (да/нет).

(нет) Вы ошиблись. Если размешать воду чайной ложкой, то что можно заметить? Пузырьки воздуха. Как вы думаете, откуда они появились? (Из воды).

Вывод: Вокруг есть воздух.

- Берём две свечи и зажигаем их. Они горят хорошо. Теперь одну накрываем банкой, а вторую стаканом. Наблюдаем за ними.

- В связи с чем сначала погасла свеча там, где стакан, а потом где банка? Всё зависит от объёма, где больше воздуха. Если доступа воздуха нет, то огонь гаснет. Это значит, что воздух помогает гореть огню, также он поддерживает горение.

Вывод: Воздух поддерживает горение.

Есть ли запах у воздуха? Втяните носом воздух, что вы почувствовали?

Есть ли вкус у воздуха? Что будет, если его лизнуть? Попробуйте. (Вкуса у него нет).

Переносит ли он запахи? (Нет). До того, как мы зажгли свечи, ничем не пахло. А если открыть банку, то вы будете чувствовать запах. Это значит, что воздух переносит запахи.

Вывод: Воздух не имеет ни вкуса, ни запаха. Но он передает чужие запахи.

Благодаря этим опытам, мы с вами можем заполнить таблицу о свойствах воздуха.

Всему живому необходим воздух и всё давно погибло бы, если бы не растения. Для питания, им необходим углекислый газ, но в воздух они возвращают уже кислород. Поэтому всем нам необходимо поддерживать численность деревьев, дома можно посадить цветы в горшки, ведь без таких растений никак. Они дают нам свежий и чистый воздух.

12.Что мешает любым растениям выделять больше кислорода?

Делайте свои выводы.

Как сделать, чтобы воздух стал чище?

Учащиеся делают свои предположения. Это основной закон по которой мы живем.

Знакомство с заметкой из статьи 31 Конституции Республики Казахстан

13. Дом. задание: Составьте синквейн.

14.Рефлексия. Приклеить листики к земле, либо к дереву, в зависимости от итогов урока.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знания: воздух как смесь газов; свойства воздуха; источники загрязнения воздуха; охрана чистоты воздуха.

Умения: анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха; исследовать с помощью опытов свойства воздуха; работать в паре; объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах; работать со взрослыми интервьюировать взрослых о мерах охраны чистоты воздуха в родном городе.

Метапредметные:

Регулятивные: целеполагание; планирование; самооценка.

Познавательные: строить речевые высказывания; развивать операции мышления; общеучебные умения структурировать знания; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: формулировать ответы на вопросы; договариваться приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности; осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме; оценивать достижения на уроке; самоопределение к деятельности.

Межпредметные связи:

- для учителя: учебник, презентация, видеофрагмент, лимон, духи, фен, стакан, прозрачная посуда с водой.

- для ученика: учебник, тетрадь, рабочие листы, карточки со знаками.

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Самоопределение к деятельности

Личностные: самоопределение к деятельности.

Добрый день ребята, присаживайтесь.

Мы начинаем урок окружающего мира.

Сегодня нас ожидает встреча с новыми знаниями.

Предстоит выполнить много интересных заданий.

Ребята, а для того, чтобы начать наш урок, давайте проверим, все ли у вас лежит на партах. И так, тетрадь, учебник по окружающему миру, ручка, карандаш. Надеюсь, что сегодняшний урок для нас будет плодотворный, принесет нам радость общения друг с другом и даст возможность пополнить багаж

II. Актуализация знаний.

Познавательные: строить речевые высказывания; развивать операции мышления; классифицировать объекты по заданным (главным) критериям


1) Каковы главные свойства поваренной соли и сахара? Где эти вещества встречаются в природе?

2)Что собой представляет крахмал? Как его обнаружить в продуктах питания?

3) Какие кислоты встречаются в природе? Почему с кислотами нужно обращаться осторожно?

4) Что такое кислотные дожди? Чем они опасны?


Соль встречается под землёй, в морской воде, сахар- сахарная свёкла и сахарный тростник

Это белый порошок. Нужно разбавить водой йод, если кануть ею на продукт, который содержит крахмал, то настойка йода приобретет сине-фиолетовый цвет.

Лимонная, муравьиная, щавелевая, яблочная кислота.

Из-за загрязнения окружающей среды кислоты стали образовывается высоко в небе. Выпадают вместе с дождем, от них страдает растения и всё живое.

III. Постановка учебной задачи.

Познавательные:

сравнивать объекты по различным признакам;

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Ребята, посмотрите на слайд. Перед вами названия предметов, относящиеся к природе и созданные руками человека. Виноград, дом, облако, мяч, звезда, дерево, шоколад, улитка, хомяк.

Зачеркните предметы, созданные руками человека.

На какие группы можно разделить оставшиеся предметы?

Какие предметы относятся к живой природе?

К неживой природе?

По первым буквам данных слов составьте слово.

Какое слово получилось?

К какой природе относится воздух?

Воздух наполняет все пространство вокруг нас. Без него мы не могли бы ни дышать, ни слышать, ни ощущать запахи.

О чем мы с вами сегодня будем говорить?

Виноград, облако, звезда, дерево, улитка, хомяк.

Живая и неживая природа

Виноград, дерево, улитка, хомяк.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Регулятивные УУД:

Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, высказывать своё предположение.

Регулятивные: целеполагание; планирование.

Откройте учебник на 46 странице и прочитайте , как будет звучать тема урока?

Какую цель мы поставим на урок?

Для достижения цели урока составим план. Посмотрите на доску, расставьте недостающие слова в план нашего урока.

________ и его состав.

Загрязнение воздуха и его ______.

Воздух и охрана.

Научиться исследовать воздух как вещество и исследовать с помощью опытов его свойства

1. Воздух и его состав.

2. Свойства воздуха.

3. Загрязнение воздуха и его охрана.

Познавательные:

выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной); анализировать диаграммы с выделением отличительных признаков.

Коммуникативные: формулировать ответы на вопросы; договариваться приходить к общему решению в совместной деятельности.

Познавательные: строить речевые высказывания; развивать операции мышления; общеучебные умения структурировать знания.

Коммуникативные: формулировать ответы на вопросы; договариваться приходить к общему решению в совместной деятельности.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами

Познавательные:

понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Насыщенный опытами урок. Соответствует требованиям ФГОС. Приложение сразу после конспекта. В нем представлены шаблоны: лист наблюдений, тест по теме.

Конспект урока по окружающему миру

Составитель: Гайнуллина Василя, 232 гр.

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: выявить свойства воздуха в ходе наблюдений и опытов.

Образовательные:

1. Способствовать формированию знаний о свойствах воздуха через практическую деятельность.

Воспитательные:

3. Способствовать воспитанию бережного отношения к природе через выполнение опытов и его обсуждения.

Развивающие:

Планируемые результаты:

Метапредметные

Знакомство опытным путём с некоторыми свойствами воздуха: прозрачностью, отсутствием запаха, плохой проводимостью тепла, а также свойствами при нагревании расширяться, а при охлаждении сжиматься. Проводить простейшие опыты и наблюдения самостоятельно и под руководством учителя, выявлять свойства воздуха.

Личностные УУД:

-развитие эмоционально-чувственной сферы учащихся и освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

-формирование способности учащихся к саморазвитию;

Познавательные УУД:

-развитие логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения;

- формирование умения планировать свою деятельность;

- формирование умения рассуждать, делать соответствующие выводы.

Регулятивные УУД:

-формирование умения формулировать тему урока, осваивать способы решения поискового характера;

-формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами и условиями её реализации;

- формирование умения следовать чётким указаниям учителя.

Коммуникативные УУД:

-развитие умений работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;

-формирование умения высказывать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- развитие коммуникативных навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.

Формы организации урока: парная, фронтальная, индивидуальная

Оборудование: презентация, учебник, мяч, шприц без иглы, стаканы 2, банка, сахар

Оборудование:

Материалы для учащихся: учебники, рабочие тетради

Материалы для учителя: учебник, наличие технологической карты, презентация

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент (самоопределение к деятельности)

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Василя Рамисовна и сегодняшний урок окружающего мира проведу у вас я. Я очень рада вас видеть, садитесь.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

-Сегодня на уроке мы с вами будем исследователями.

- Кто такие исследователи?
- Давайте прочитаем, какое объяснение дает нам словарь Сергея Ивановича Ожегова. (На слайде: Исследователь - человек, занимающийся научными исследованиями. Пытливый)

- . прочитай определение, кто такой исследователь?

- Вы были близки, ваше определение очень схоже с определением в толковом словаре. А чем занимаются исследователи?

- Одни занимаются исследованием рукописных трудов и документов. Другие ставят опыты, проводят технические эксперименты

(Изображение на слайде)

- Сегодня я вам предлагаю побыть в роли тех исследователей, которые ставят опыты, проводят технические эксперименты.

- А вот что мы будем исследовать – узнаем в течение урока.

- Желаю вам хорошего настроения, и плодотворной работы на весь урок.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок

2. Актуализация знаний

- Ребята, вы любите отгадывать загадки?

-А для того, чтобы вспомнить, что мы будем изучать на уроке предлагаю отгадать загадку, будьте внимательны:

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь,
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.

-Совершенно верно. А кто помнит, с чем вы познакомились на прошлом уроке?

-Замечательно, на прошлом занятии вы познакомились с составом воздуха и проводили различные опыты. Прежде чем начать изучать новую тему давайте вспомним:

Нужен ли нам вообще воздух?

Что такое воздух?

Как обнаружить воздух?

А кто знает как называется воздушный слой, который окружает Землю?

- А сколько человек может прожить без воздуха? Без пищи? Без воды?

- Что же такое воздух?

- На слайде вы видите диаграмму, на которой выделены цветом составные части воздуха.


(ответы выводятся на слайде)

Он жизненно необходим

С помощью опытов

Без пищи человек может прожить несколько месяцев. Без воды несколько дней. Без воздуха лишь несколько минут.

2- Углекислый газ и др.газы

3. Постановка учебной задачи (целеполагание).

Ребята, а вы верите мне, что воздух находится вокруг нас повсюду?

Воздух занимает место в пространстве? Есть ли он вообще? Может, его придумали?

В реальности существования воздуха легко убедится. А кто мне скажет с помощью чего?

Чистый воздух не имеет ни цвета, ни запаха. Как и всякое другое вещество, воздух занимает место в пространстве. Кроме того, воздух находится внутри многих тел живой и неживой природы.

Вы уже поняли, что сегодня на уроке мы продолжим изучать тему воздуха. А как вы думаете, что нам еще предстоит узнать о воздухе?

Прогнозирование целей урока учащимися

Так ребята, а знаете ли вы какие бывают свойства у воздуха?

Значит как будет звучать тема нашего урока?

Совершенно верно, тема нашего урока “Свойства воздуха”. слайд

Как вы думаете, каким образом мы узнаем о свойствах воздуха.

Правильно. Так какую цель мы можем поставить перед собой?

А Для того, чтобы достигнуть нашей цели составим план урока.

На слайде план, в котором пропущены слова, ваша задача, используя слова для справок, вставить в пропущенное место. Пока подумаем, а потом проверим, что у вас получилось.

1. Узнать, что такое …, его …

2. Выполнить … работу.

3. Закрепить полученные …

Слова для справок: практическую, знания, воздух, свойтсва.

. что мы узнаем сначала? Прочитай. (Узнать, что такое воздух, его свойства) Ребята, кто согласен, поднимите руку.

. что нам нужно выполнить? Прочитай, как ты составила 2 пункт плана. (Выполнить практическую работу). Ребята, все согласны?

. что сделаем последним пунктом плана? (Закрепить полученные знания)

. озвучь полностью план урока.

выявить свойства воздуха в ходе наблюдений и опытов

Узнать, что такое воздух, его свойства

Выполнить практическую работу

Закрепить полученные знания

4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)

- Ребята, для того, чтобы убедиться в реальности существования воздуха и чтобы узнать, какими свойствами обладает воздух, проделаем ряд опытов. Во время опытов мы с вами будем записывать результаты в лист наблюдений, который находится у вас в рабочем листе.

- . прочитай название первой колонки (Номер опыта)

- . прочитай название второй колонки (Результат опыта)

- В 1 колонке мы будем записывать номер опыта, а всего опытов у нас 6. После каждого проведенного опыта мы с вами заполним напротив соответствующего опыта вывод.

- . что ты заполнишь в 1 колонке?

- . что ты заполнишь во 2 колонке?

- Молодцы. Начнем. Запишем в 1 колонке опыт №1.

Ученик выходит к доске, остальные записывают № опыта.

- Нам понадобится емкость с водой, стакан и обычная полиэтиленовая крышка. Положим нашу крышку на поверхность воды. Накроем ее стаканом перевернутым вверх дном и осторожно начнем опускать стакан в воду. Крышка отпускается вниз вместе со стаканом. Теперь аккуратно вынимаем стакан из воды, не торопись. Обратите внимание верхняя сторона крышки осталась сухая.

А как вы думаете почему так произошло? Какой вывод мы можем сделать из проведенного опыта?

Верно, вы видите, что вода не может заполнить стакан и намочить крышку, так как воздух, который находится в стакане не уступает воде своего места. Таким образом, мы можем сделать вывод, что воздух занимает пространство в окружающем мире. Он всегда заполняет весь объём и содержится везде, где есть пустое пространство.

Запишите в лист наблюдений результат первого опыта.(таблица заполняется в ходе работы, на слайдах анимация-вывод)

Ребята, знание этого свойства помогло ученым создать особое устройство для работы под водой- водолазный колокол. С помощью подъемного крана колокол с находящимися в нем людьми, приборами, инструментами погружали в воду. Воздух, находящийся в колоколе не дает воде заполнить его и человек без специального костюма мог некоторое время работать под водой. Например, осмотреть опору моста или обследовать дно водохранилища. (иллюстрируется на слайдах 7, 8 и 9)

Ребята, мы видим окружающие нас предметы, но видим ли мы воздух?

А чтобы убедиться в этом рассмотрим 2 опыт. Запишите в первую колонку опыт№2. Кто поможет провести его?

Этот опыт в начале схож с первым опытом. Положим нашу крышку на поверхность воды. Накроем ее стаканом перевернутым вверх дном и осторожно начнем опускать стакан в воду. Крышка отпускается вниз вместе со стаканом. Теперь, не вынимая стакан из воды, слегка наклони его.

А как вы думаете, почему вода полностью не заполнила стакан?

Верно, посмотрите намочилась ли крышка?

Ребята, действительно. Воздух не имеет цвета, те есть он безцветный.

Мы знаем, что воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Поднимите тетрадь, видите ли вы через неё другие предметы?

Через стену мы видим соседний класс?

А предметы, которые находятся в классе, вы видите?

В классе мы видим доску, парту, стены, за окном – дома, деревья, облака.

А можем ли мы видеть воздух?

О каком свойстве воздуха это говорит?

Так а еще? Ещё это говорит нам о том, что воздух прозрачный. Об этом свидетельствует то, что мы видим через него все окружающие предметы.

Запишите вывод во вторую колонку.

Переходим к следующему опыту. Запишите в первую колонку опыт№3.

Для этого нам понадобится стакан с водой и кусочек сахара. Опусти в стакан с водой кусочек. Что вы видите?

Как вы думаете, почему так происходит?

Верно, опыт показал, что в комочке сахара есть воздух. Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом.

А теперь мне нужен один желающий на следующий 4 опыт, кто самый смелый? Выходи, пожалуйста к доске. Остальные запишите опыт №4.

Закрой пожалуйста глаза руками. Дыши через нос.

Что ты чувствуешь? Есть ли какой-нибудь запах?

(Брызгаю духами в воздух). А теперь принюхайся. Чувствуешь запах?

Спасибо, присаживайся. Ребята, какой вывод можно сделать? Почему … сначала ничего не чувствовал, а когда я брызнула духами почувствовал запах?

Хорошо, ребята. На самом деле я хотела показать вам то, что воздух не имеет запаха. Но в нем легко распространяются запахи разных веществ. Это также является свойством воздуха.

Давайте запишем вывод.

Ребята, а как вы думаете можно ли сжать воздух?

Воздух можно сжать. Для этого люди придумали различные приспособления (Например: насосы) и очень широко используют сжатый воздух в жизни.

Убедимся в этом с помощью опыта №5,запишите. Кто хочет провести этот опыт?

Расположите поршень (шприц без иглы) в среднее положение. Закройте плотно пальцем отверстие для иглы и толкайте поршень вниз.

Можно ли задвинуть поршень до конца? Отпустите поршень. Что происходит? Значит воздух сжимаем.

Во всем мире много миллионов автомобилей. И все они ездят как бы по воздушной подушке. Благодаря тому, что в камерах автопокрышек находится сжатый воздух, машины едут плавно, без тряски.

А футбольные, баскетбольные, волейбольные мячи – как они отскакивают и подпрыгивают!

У меня есть мячик. Посмотрите внимательно, что с ним произойдет, если я сожму его.

А теперь я его разжимаю, что мы видим?

Воздух сопротивляется сжатию.

Это свойство воздуха называется упругостью.

А кто-нибудь знает почему воздушные шары поднимаются в небо?

Это происходит потому, что при нагревании воздух расширяется, становится менее плотным. Его выталкивает вверх более холодный и плотный окружающий воздух.

Убедимся в этом проделав опыт. Запишите в нашу таблицу опыт №6.

Вырезанную из плотной бумаги спираль поместим над пламенем свечи так, чтобы она не касалась пламени огня.

‒ Что вы наблюдаете? Спираль вращается под воздействием восходящего потока воздуха, это происходит потому что теплый воздух поднимается наверх.

Посмотрите у нас осталась всего одна строка в нашей таблице. У воздуха есть еще одно интересное свойство – он плохо проводит тепло.

Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающие стебли и корни растений. 10 слайд

Осенью белочка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз.11-12 слайд

Какое свойство воздуха объясняет эти факты? (Воздух плохо проводит тепло)

Как человек использует в быту знания о том, что воздух плохо проводит тепло? Почему на окнах стоят двойные рамы, с какой целью оконные рамы делают с двойным или тройным остеклением?
– Какая погода на улице: теплая или прохладная? А какая температура в классе?

– О каком свойстве воздуха это говорит? (Воздух плохо проводит тепло. Свет проникает в помещение, холод в помещение не проникает, тепло остается в помещении).

Дорогие ребята-исследователи, мне хочется поздравить вас с небольшой победой. Вы исследовали воздух и правильно определили его основные свойства.(слайд- свойства воздуха). Я вижу, что вы уже немного утомились. Давайте отдохнем и разомнемся. Встаньте со своих мест и повторяйте движения за мной.

Читайте также: