Дробный шаг в детском саду это как

Обновлено: 05.07.2024

Дробный шаг. И. п.: ступни параллельно, колени слегка согнуты. Выполняется ритмично, на месте, на всей ступне с быстро чередующимися притопами: правой, левой, правой и т. д.

Стр.267

Русский хороводный шаг. И. п.: ноги в третьей позиции (пятка правой ноги приставляется к середине левой ступни). Движения представляют собой плавный поочередный шаг каждой ногой с коска.

Шаг вальса(танцевальный). И. п.: стойка на носках. Исполняется, как и пре­дыдущий шаг, но на беге, стремительно.

[1] Ленин В. И. О литературе и искусстве/ Сост. Н. И. Крутикова.- М., 1969.- С.701.

[2] Разговор с композитором// Комсомольская правда. – 1973. – 26 июня.

[3] Шостакович Д. Д. Мир музыки // Пионерский музыкальный клуб. - М., 1959.—Вып. 1. — С. 3 — 4.

[4] Чайковский о композиторском мастерстве. Письмо к Н.С. Фон-Мекк от 15 августа 1880 г. – М., 1952. – С.7.

[5] Чайковкий П.И. Переписка с Н.С. Фон-Мекк. Комментарий к письму 31. 1876 – 1878 гг. – М., 1934. – Т.1. – С.572.

[6] Конкретные характеристики каждой возрастной ступени дошкольников будут даны в последующих главах.

[7] Крупская Н.К. О задачах художственного воспитания// О дошкольном воспитании. – М., 1973. – С. 127.

[8] Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс.— Л., 1963.— С. 221

[9] Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям.— Киев, 1974.— С. 198.

[10] Кабалевский Д. Б. Прекрасное пробуждает доброе. Эстетическое воспи­тание.—М., 1973.—С. 15.

[11] Горький А. М. В людях.— М.; Л., 1936.— С. 181.

[12] См.: Музыка для прослушивания в детском саду - комплект пластинок где записаны произведения, которые можнопрослушивать в какой-либо группе.

[13] Чернышевский Н. Г. Эстетические отношения искусства к действи­тельности.— М., 1948.— С. 88.

[14] Ушинский К. Д. Собр. соч.— М.; Л. , 1948.— Т. 3.— С. 162.

[15] Сеченов И. М. Кому и как разрабатывать психологию? // Сеченов И. М., Павлов И. П., Введенский Н. Е. Физиология нервной системы.— М., 1952.— С. 263.

[16] По данным профессора М. Г. Грачевой, голосовая мышца развивается у детей от 5 до 12 лет.

[17] В группах раннего возраста и в 1-й младшей дети приучаются лишь подпевать отдельные слоги и слова песни, подражая интонациям взрослого.

[18] Тесситура — высотное положение звуков в музыкальном произведении по отношению к диапазону певческого голоса.

[19] Транспонировать — значит изменить тональность данного произведе­ния в сторону повышения или понижения.

[20] См.: Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь.— М., 1968; 1972; 1973; 1988.

[21] См.: Музыка в детском саду.— М., 1971; 1973.

[22] См.: Музыкальный букварь,— М., 1973.

[23] Знак V показывает место, где кончается та или иная музыкальная фраза в песне.

[24] См.: Музыка в детском саду.— М., 1973.— Вып. 5.

[27] Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду.— М., 1972. – С.51.

[28] Теплов Б. М. Избр. труды.: В 2 т.—М., 1985.—Т. I.—С. 192.

[29] Отметим, что такое деление условно и применяется для удобства планирования-

[30] См.: Музыка в детском саду.— М., 1980.— Вып. 2.

[31] Программное содержание каждого вида музыкальной деятельности охаракте­ризовано в предыдущих главах учебника.

[32] 7 Ноября, 1 Мая, 8 Марта и праздник новогодней елки рекомендуется отме­чать в форме праздничных утренников. День Конституции, День Советской Армии, День рождения В. И. Ленина, День Победы — в форме тематических комплексных занятий.

[33] С детьми раннего возраста занимаются только в группах. В группах также зани­маются и во время карантина.

[34] Методика проверки знаний по видам музыкальной деятельности рассмотрена в главах IV, V, VI учебника.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.


Автор: Быкова Лилия Ивановна

педагог дополнительного образования

Пояснительная записка.

Основой в народной хореографии являются дроби. С помощью дробных выстукиваний исполнитель может выразить большое многообразие человеческих чувств и эмоций: грусть, печаль, радость, восторг, удивление и т. д. Ведь именно танцевальная лексика создает образ народа.

Дроби – один из самых распространенных элементов русского народного танца. Исполняя их, юноши и девушки выражают удаль, нежность, показывают свое мастерство, исполнительную ловкость, характер. Русские дроби очень разнообразны по ритму, манере исполнения, по ритмическому рисунку. Красота дробей – в легкости их исполнения. Дроби бывают простые и сложные. Русская дробь имеет более разнообразный и сложный ритмический рисунок по сравнению с дробными движениями, исполняемыми в танцах других народов

По исполнению дроби должны быть четкими, острыми, громкими – стучащими, но они могут быть и тихими – журчащими. Чем мельче, бисернее удары в дробях и замысловатее их ритмический рисунок, чем виртуознее исполнение, тем интереснее дробь.

Данная разработка может быть использована педагогами при изучении русского народного танца.

Исходное положение ног: 6 позиция. Музыкальный размер: 2/4.

Раз – притоп правой ногой или чуть заметный подскок на всей стопе обеих ног по 6 позиции. Колени присогнуты и направлены вперед.

И – маленький скачок на всей ступне левой ноги, колено присогнуто. Правая нога слегка отделяется от пола, согнутая в колене, которое направлено вперед, с невытянутым подъемом.

Два – правая нога с ударом опускается на всю стопу по 6 позиции. Левая нога отделяется от пола, согнутая в колене, с невытянутым подъемом.

И – левая нога с ударом опускается на пол на всю стопу около правой ноги по 6 позиции.

Раз – маленький скачок на всей стопе правой ноги, чуть проскальзывая вперед, колено присогнуто. Левая нога отделяется от пола, присогнутая в колене, которое направлено вперед.

И – левая нога с ударом опускается на всю стопу по 6 позиции. Правая нога слегка отделяется от пола, согнутая в колене, которое направлено вперед, подъем не вытянут.

Два – правая нога с ударом опускается на всю стопу около левой ноги по 6 позиции. Колени свободны.

Исходное положение ног: 6 позиция. Музыкальный размер: 2/4.

Раз – чуть заметный подскок на всей стопе обеих ног по 6 позиции, колени слегка присогнуты и направлены вперед.

И – маленький скачок и опуститься на всю стопу левой ноги. Правая нога отделяется невысоко от пола, колено согнуто и направлено вперед, подъем не вытянут.

Два – небольшой шаг правой ногой назад, на всю стопу, колено свободно.

И – небольшой шаг левой ногой назад, на всю стопу, колено свободно.

Раз – правая нога делает мазок вперед всей стопой по полу и тут же отделяется от пола, колено согнуто и направлено вперед, подъем не вытянут.

И – маленький скачок на всей стопе левой ноги, чуть проскальзывая вперед. Правая нога в том же положении.

Два – правая нога, заканчивая движение, с ударом опускается на всю стопу около левой ноги по 6 позиции, колени свободны. И – пауза.

Двойная дробь

Поочередные удары каблуком и полупальцами с подскоком.

Музыкальный размер 2/4

Движение занимает 2 такта.

Раз - подскочить на левой ноге, приподнимая правую ногу рядом с левой.

И - ударить каблуком правой ноги по 1 прямой позиции.

Два - подскочить на левой ноге, приподнимая правую ногу рядом с левой.

И - ударить полупальцами правой ноги по 1 прямой позиции

Раз – перескочить на правую ногу, приподнимая левую ногу рядом с правой.

И – ударить каблуком левой ноги по 1 прямой позиции

Два – подскочить на правой ноге, приподнимая левую ногу рядом с правой

И – ударить полупальцами левой ноги по 1 прямой позиции.

ДРОБНЫЕ ХОДЫ И ВЫСТУКИВАНИЯ

Дробные выстукивания развивают силу ударов ногой в пол, чувство ритма. Все удары и выстукивания должны быть резкими, четкими, ритмичными и легкими. Дроби выполняются всей стопой или попеременно ребром каблука и подушечкой стопы в небольшом полуприседании.

Дробные выстукивания наиболее характерны для русского танца. Они присутствуют так же в белорусском, мордовском, башкирском, испанском и мексиканском танцах, и исполняются в характере, присущем данной национальности.

Небольшие шаги на всю ступню с коротким ударом об пол перед следующим шагом. Исходное положение ног: 6-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.

Раз Небольшой шаг правой ногой вперед, с ударом на всю ступню, колено присогнуто и направлено вперед.

и Короткий, отрывистый удар всей ступней левой ноги об пол около правой ноги по 6-й позиции, колено присогнуто и направлено вперед.

Движение продолжается шагом правой ногой вперед.

Этот ход выполняется дробными шагами и притопами.

Исходное положение ног: 6-я позиция.

Музыкальный размер: 2.4. Движение занимает два такта.

Раз Небольшой шаг правой ногой вперед с ударом на всю ступню.

и Короткий удар всей ступней левой ноги об пол около правой ноги по 6-й позиции.

Два Небольшой шаг левой ногой вперед с ударом на всю ступню.

и Короткий удар всей ступней правой ноги об пол около левой по 6-й позиции.

Раз Небольшой шаг правой ногой вперед на всю ступню. Левая нога отделяется от пола.

Два Левая нога с ударом опускается на всю ступню около правой ноги по 6-й позиции; тяжесть тела остается на правой ноге.

Исполнитель делает три быстрых и коротких переступания одной и другой ногой.

Исходное положение ног: 6-я позиция. Музыкальный размер: 2/4. Ритмическая схема хода:

Затакт и Правая нога с ударом опускается на всю ступню около левой ноги по 6-й позиции, колено свободно.

На вторую шестнадцатую левая нога с ударом опускается на всю ступню около правой ноги по 6-й позиции, колено свободно.

Раз Правая нога с ударом опускается на всю ступню около левой ноги по 6-й позиции, сгибаясь в колене. Левая нога резко отделяется от пола, согнутая в колене, колено направлено вперед, подъем свободен.

Выполняется дробь четко, легко, в быстром темпе. Удары короткие, отрывистые. Движение может выполняться на месте или с продвижением вперед, в виде хода.

Раз делается слегка выворотный боковой шаг правой ногой вправо с ударом на всю ступню, колено присогнуто. Левая нога в выворотном положении отделяется сзади от пола, сгибаясь в колене, подъем свободен.

и Левая нога ударяет подушечкой стопы позади пятки правой ноги, колено присогнуто.

Два Левая нога опускается позади правой ноги на всю ступню, чуть заметно сгибаясь в колене. Правая нога спереди отделяется от пола, нрисогнутая в колене, с не вытянутым подъемом.

и Удар каблуком правой ноги спереди по 3-й позиции, около середины стопы левой ноги.

Исполнитель делает сначала короткий удар об пол — каблуком, слегка проскальзывая им вперед, затем перескакивает на всю ступню той же ноги. И сходное положение ног; 6-я позиция.

Музыкальный размер: 2/4.

Затакт и Удар каблуком правой ноги об пол около середины стопы левой ноги; колено присогнуто и направлено вперед, носок поднят вверх.

Раз Чуть заметный перескок на всю ступню правой ноги, колено слегка при согнуто и направлено вперед. Левая нога чуть отделяется от пола с не вытянутым подъемом.

Ход выполняется в быстром темпе.

Исполнитель делает два коротких удара каблуком и подушечкой правой ноги, затем с ударом переступает левой и правой ногой. Исходное положение йог: 6-я позиция.

Раз Удар каблуком правой ноги об пол, колено присогнуто и направлено вперед, носок поднят вверх.

и Удар подушечкой стопы правой ноги об пол около носка левой ноги, колено присогнуто и направлено вперед. Тяжесть тела переносится на правую ногу.

Два Чуть заметный шаг вперед левой ногой, с ударом на всю ступню, колено свободно.

и Правая нога с ударом опускается около левой ноги на всю ступню по 6-й позиции, колено свободно. Движение, продолжается с той же-ноги или с левой ноги.

Исполнитель с подскоком проскальзывает вперед на всей ступне одной ноги, ударяет об пол каблуком другой ноги и с ударом опускает эту ногу на всю ступню. Исходное положение ног: 6-я позиция.

Музыкальный размер: 2/4.

Затакт и подскок на всей ступне левой ноги, проскальзывая вперед. Правая нога, сгибаясь в колене, отделяется от пола, колено направлено вперед, подъем не вытянут. На вторую шестнадцатую следует отрывистый удар каблуком правой ноги об пол около левой ноги.

Раз Правая нога с ударом опускается на всю ступню, чуть продвигаясь вперед. Левая нога, сгибаясь в колене, отделяется от пола, колено направлено вперед, подъем не вытянут.

Движение выполняется живо, четко, в быстром темпе.

Исполнитель с ударом опускается на каблук, с каблука на всю ступню одной ноги; затем на всю ступню другой ноги.

Исходное положение ног: 6-я позиция.

Музыкальный размер: 2/4.

Затакт и Правая нога с ударом опускается на каблук около левой ноги, колено слегка присогнуто, носок поднят вверх. На вторую шестнадцатую правая нога опускается с каблука на всю ступню, ударяя подушечкой стопы об пол.

Раз Левая нога с ударом подставляется на всю ступню к правой ноге по 6-й позиции. Колени присогнуты, носки направлены вперед,

Движение исполняется в быстром темпе, четко, живо, на месте, с продвижением вперед или с поворотом. Выполняется дробь все время с одной ноги: или с правой, или с левой.

Это движение можно исполнять и по 3-й выворотной позиции.

Требования к выполнению дробей и дробных выстукиваний.

• Все движение исполняется на небольшом полуприседании, что позволяет сохранить единый уровень корпуса.

• Тяжесть корпуса находится на опорной ноге.

• Плечи сохраняют положение en face.

• Корпус должен быть предельно подтянут, сохранять неподвижность, не раскачиваться в момент перенесения тяжести корпуса с ноги на ногу.

• В момент подскока корпус не сотрясается и не оседает.

• При выполнении дробей уровень полуприседания не меняется, колени не расходятся. Покачивание бедрами не допускается.

• Все удары должны быть четкими резкими, четкими и ритмичными.

1. Белюченко Р.П. В копилку балетмейстера Танцы Урала. Материалы к

Методы и приемы.При обучении ритмике используются традиционные методы: наглядный, словесный и практический. Выделим то общее, что характерно для их применения во всех возрастных группах.

В наглядном методе это прежде всего постоянное сочетание наглядно-слухового и наглядно-зрительного приемов. Исполнение музыки каждый раз должно сопровождаться показом. И насколько художественным, ярким будет это сочетание, настолько эффективным будет обучение ритмике. Исполняя музыкальное произведение, педагог должен творчески осмыслить и передать замысел композитора, в народной же музыке следует позаботиться о художественном уровне ее обработки. Показ движения нужно заранее хорошо продумать: сравнительно легко продемонстрировать действия отдельных персонажей (зайца, мишки, лисы) и намного сложнее развернуть сюжет игры или различные хороводные построения. В этом случае музыкальный аккомпанемент на фортепиано можно заменить грамзаписью, напеванием мелодии, под которую музыкальный руководитель в паре с воспитателем показывает движение. Иногда педагог обращается за помощью к детям, предварительно подготовив их к нужным действиям. Но порой всего этого оказывается недостаточно, и тогда одновременно с показом звучит объяснение.

Педагог может использовать и тактильно-мышечную наглядность, т. е. прикосновение к ребенку, чтобы уточнить положение головы, отдельных частей туловища, выпрямить осанку и т. д. Этот прием характерен для раннего и младшего дошкольного возраста, а в средней и старшей группах, как правило, достаточно объяснения.

Словесный метод (беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение, рассказ о ее образах, напоминание, оценка и т. д.) широко применяется в процессе обучения ритмике как самостоятельный, так и в сочетании с наглядным и практическим методами. Применение его своеобразно тем, что состоит в выборе отдельных приемов и в дозировке их в зависимости от вида ритмики и возраста детей. Так, к образно-сюжетному рассказу чаще прибегают при разучивании игры (особенно в младшей группе); к объяснению, напоминанию — в упражнениях, танцах; оценка становится более обоснованной в средней и старшей группах и т. д.

Этапы и методика обучения.Традиционное обучение музыкально-ритмическим движениям включает три этапа. На первом этапе ставятся задачи: ознакомить детей с новым упражнением, пляской, хороводом или игрой; создать целостное впечатление о музыке и движении; начать разучивание (в общих чертах).

Методика обучения состоит в следующем: педагог прослушивает вместе с детьми музыкальное произведение, раскрывает его характер, образы и показывает музыкально-ритмическое движение, стремясь пробудить в детях желание разучить его. (Показ должен быть правильным, эмоциональным и целостным.) Затем педагог поясняет содержание, элементы этого Движения, при необходимости показывает каждый отдельно и даже может предложить детям выполнить их. Если элементы хорошо знакомы (или не представляют особой трудности), то воспитатель вместе со всей группой или несколькими детьми выполняет новое движение полностью. При этом педагог напоминает последовательность элементов композиции, разъясняет и вновь показывает движение для более точного выполнения задания. Важное значение на первом этапе (как и в дальнейшем) имеет объективная и тактичная оценка педагогом действий каждого ребенка, чтобы сохранить эмоционально-положительное отношение детей к занятиям.




На втором этапе задачи изменяются: это углубленное разучивание музыкально-ритмического движения, уточнение его элементов и создание целостного образа, настроения музыкального произведения.

Методика обучения состоит в многократном повторении как движения в целом, так и его элементов. Педагог дает необходимые разъяснения, напоминает последовательность действий, своевременно, доброжелательно оценивает достижения детей. Если появляются затруднения, воспитателю следует вновь обратиться к музыке, ее выразительным средствам, наглядному показу движения (с соответствующими пояснениями). На данном этапе необходимо стремиться к тому, чтобы дети осознанно выполня ли движения. Для этого педагог задает вопросы о характер музыки и движения, предлагает вкратце пересказать сюжет игр или композиции хоровода и т. д. Эти приемы помогают детя глубже прочувствовать музыку, запомнить последовательност движений, найти соответствующий образ.

На третьем этапе обучения ритмике задача заключает ся в том, чтобы закрепить представления о музыке и движении поощряя детей самостоятельно выполнять разученные движения а в дальнейшем применять их в повседневной жизни (под грам запись, аккомпанемент детских музыкальных инструментов, пе ние).

Методика закрепления и совершенствования музыкально-ритмического движения нацелена на работу над его качеством. Воспитатель, напоминая последовательность, используя образные сравнения, отмечая удачное исполнение, создает условия для эмоционального, четкого и уверенного выполнения детьми музыкаль но-ритмических движений. Желательно предлагать также творческие задания, например, внести изменения в знакомую пляску или игру, придумать новую композицию хоровода из разученных элементов танца.

Программное содержание. Передавать задорный, энергичный, плясовой характер музыки в движениях, используя элементы русского народного танца и меняя их в соответствии с музыкальными фразами мелодии и динамическими оттенками (громко—тихо, громко—не очень громко). Учиться ходить простым хороводным шагом и дробным шагом по кругу и в кружении.

Занятие I.Знакомство детей с мелодией русской народной пляски (по фразам), ее характером и формой. Педагог обращает внимание на смену характера музыки и ее динамических оттенков, рассказывает о композиции пляски, показывает ее.

Занятие2. Разучивание пляски. Дети учатся менять простой шаг на дробный в движении по кругу в соответствии с характером музыки и ее построением (по фразам).

Занятие3. Продолжение разучивания пляски. Дети выполняют дробный шаг в кружении (шаг на 1/16), сохраняя красивую, гордую осанку.

Занятие 4.Продолжение разучивания пляски. Педагог добивается целостности музыкального образа, плавного перехода одного движения в другое, следит за равномерным сужением круга (на третью музыкальную фразу).

Занятие5. Продолжение работы над самостоятельным и выразительным исполнением пляски — ритмичность, пластичность, синхронность движения в соответствии с музыкой (равномерность шага, поворот в одну сторону частым дробным шагом).

Методы и приемы.При обучении ритмике используются традиционные методы: наглядный, словесный и практический. Выделим то общее, что характерно для их применения во всех возрастных группах.

В наглядном методе это прежде всего постоянное сочетание наглядно-слухового и наглядно-зрительного приемов. Исполнение музыки каждый раз должно сопровождаться показом. И насколько художественным, ярким будет это сочетание, настолько эффективным будет обучение ритмике. Исполняя музыкальное произведение, педагог должен творчески осмыслить и передать замысел композитора, в народной же музыке следует позаботиться о художественном уровне ее обработки. Показ движения нужно заранее хорошо продумать: сравнительно легко продемонстрировать действия отдельных персонажей (зайца, мишки, лисы) и намного сложнее развернуть сюжет игры или различные хороводные построения. В этом случае музыкальный аккомпанемент на фортепиано можно заменить грамзаписью, напеванием мелодии, под которую музыкальный руководитель в паре с воспитателем показывает движение. Иногда педагог обращается за помощью к детям, предварительно подготовив их к нужным действиям. Но порой всего этого оказывается недостаточно, и тогда одновременно с показом звучит объяснение.

Педагог может использовать и тактильно-мышечную наглядность, т. е. прикосновение к ребенку, чтобы уточнить положение головы, отдельных частей туловища, выпрямить осанку и т. д. Этот прием характерен для раннего и младшего дошкольного возраста, а в средней и старшей группах, как правило, достаточно объяснения.

Словесный метод (беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение, рассказ о ее образах, напоминание, оценка и т. д.) широко применяется в процессе обучения ритмике как самостоятельный, так и в сочетании с наглядным и практическим методами. Применение его своеобразно тем, что состоит в выборе отдельных приемов и в дозировке их в зависимости от вида ритмики и возраста детей. Так, к образно-сюжетному рассказу чаще прибегают при разучивании игры (особенно в младшей группе); к объяснению, напоминанию — в упражнениях, танцах; оценка становится более обоснованной в средней и старшей группах и т. д.

Этапы и методика обучения.Традиционное обучение музыкально-ритмическим движениям включает три этапа. На первом этапе ставятся задачи: ознакомить детей с новым упражнением, пляской, хороводом или игрой; создать целостное впечатление о музыке и движении; начать разучивание (в общих чертах).

Методика обучения состоит в следующем: педагог прослушивает вместе с детьми музыкальное произведение, раскрывает его характер, образы и показывает музыкально-ритмическое движение, стремясь пробудить в детях желание разучить его. (Показ должен быть правильным, эмоциональным и целостным.) Затем педагог поясняет содержание, элементы этого Движения, при необходимости показывает каждый отдельно и даже может предложить детям выполнить их. Если элементы хорошо знакомы (или не представляют особой трудности), то воспитатель вместе со всей группой или несколькими детьми выполняет новое движение полностью. При этом педагог напоминает последовательность элементов композиции, разъясняет и вновь показывает движение для более точного выполнения задания. Важное значение на первом этапе (как и в дальнейшем) имеет объективная и тактичная оценка педагогом действий каждого ребенка, чтобы сохранить эмоционально-положительное отношение детей к занятиям.

На втором этапе задачи изменяются: это углубленное разучивание музыкально-ритмического движения, уточнение его элементов и создание целостного образа, настроения музыкального произведения.

Методика обучения состоит в многократном повторении как движения в целом, так и его элементов. Педагог дает необходимые разъяснения, напоминает последовательность действий, своевременно, доброжелательно оценивает достижения детей. Если появляются затруднения, воспитателю следует вновь обратиться к музыке, ее выразительным средствам, наглядному показу движения (с соответствующими пояснениями). На данном этапе необходимо стремиться к тому, чтобы дети осознанно выполня ли движения. Для этого педагог задает вопросы о характер музыки и движения, предлагает вкратце пересказать сюжет игр или композиции хоровода и т. д. Эти приемы помогают детя глубже прочувствовать музыку, запомнить последовательност движений, найти соответствующий образ.

На третьем этапе обучения ритмике задача заключает ся в том, чтобы закрепить представления о музыке и движении поощряя детей самостоятельно выполнять разученные движения а в дальнейшем применять их в повседневной жизни (под грам запись, аккомпанемент детских музыкальных инструментов, пе ние).

Методика закрепления и совершенствования музыкально-ритмического движения нацелена на работу над его качеством. Воспитатель, напоминая последовательность, используя образные сравнения, отмечая удачное исполнение, создает условия для эмоционального, четкого и уверенного выполнения детьми музыкаль но-ритмических движений. Желательно предлагать также творческие задания, например, внести изменения в знакомую пляску или игру, придумать новую композицию хоровода из разученных элементов танца.

Программное содержание. Передавать задорный, энергичный, плясовой характер музыки в движениях, используя элементы русского народного танца и меняя их в соответствии с музыкальными фразами мелодии и динамическими оттенками (громко—тихо, громко—не очень громко). Учиться ходить простым хороводным шагом и дробным шагом по кругу и в кружении.

Занятие I.Знакомство детей с мелодией русской народной пляски (по фразам), ее характером и формой. Педагог обращает внимание на смену характера музыки и ее динамических оттенков, рассказывает о композиции пляски, показывает ее.

Занятие2. Разучивание пляски. Дети учатся менять простой шаг на дробный в движении по кругу в соответствии с характером музыки и ее построением (по фразам).

Занятие3. Продолжение разучивания пляски. Дети выполняют дробный шаг в кружении (шаг на 1/16), сохраняя красивую, гордую осанку.

Занятие 4.Продолжение разучивания пляски. Педагог добивается целостности музыкального образа, плавного перехода одного движения в другое, следит за равномерным сужением круга (на третью музыкальную фразу).

Занятие5. Продолжение работы над самостоятельным и выразительным исполнением пляски — ритмичность, пластичность, синхронность движения в соответствии с музыкой (равномерность шага, поворот в одну сторону частым дробным шагом).

Мальчик и девочки в народных костюмах

Искусство танца с древних времён было художественным способом осмыслить представления человека о мире, отношениях с природой. Выразительные возможности хореографии столь обширны, что они активно используются и в детском саду, в том числе и для удовлетворения потребности малышей в двигательной активности. Однако проведение танцевальных занятий требует от педагога знания основ теоретического и практического характера.

Цели и задачи проведения танцевальных занятий в детском саду

Миссия организации занятий танцами в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) определена Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) и заключается в следующем:

  • проводить музыкально-оздоровительную работу в детском саду, направленную на сохранение и укрепление здоровья малышей;
  • формировать разнообразные умения и навыки посредством сочетания музыки с ритмическими движениями (к примеру, учить детей передавать движениями характер, образы музыки);
  • создать условия для выявления у ребёнка творческих задатков, музыкальных способностей;
  • воспитывать привычку к здоровому образу жизни.

Если цели проведения танцевальных занятий едины для всех групп в детском саду, то задачи, призванные их реализовать, имеют некоторые отличия, что связано с особенностями возрастного развития дошкольников.

Дети танцуют на выпускном утреннике

Танцевальные занятия помогают раскрыть творческий потенциал малышей

Таблица: задачи проведения танцевальных занятий в ДОУ

Дети стоят с поднятыми руками вокруг девочки в оранжевой пелерине

На танцевальных занятиях дети разучивают групповые хореографические композиции

Виды танцевальных занятий в детском саду

В ДОУ практикуются следующие виды танцевальных занятий:

  • ритмика (ритмическая гимнастика) — система музыкально-ритмических занятий, призванная научить детей двигаться под музыку, владеть своим телом, а также развивать внимание, память;
  • ритмопластика — вид оздоровительной гимнастики, основанный на элементах гимнастики и хореографии, призванный комплексно воздействовать на группы мышц детей с целью развития чувства ритма и раскрытия пластических способностей;
  • хореография — занятия, направленные на сценическое представление танца через планомерное разучивание танцевальных движений.

Танцевальные занятия в системе работы ДОУ

В практике работы детских садов проведение танцевальных занятий осуществляется по определённой системе: хореография организуется отдельным занятием, ритмопластика чаще всего является частью музыкальных занятий, а ритмика обычно отдаётся на откуп работы кружка. Занятия хореографией и ритмопластикой проводятся 1–2 раза в неделю в зависимости от распределения часов остальных курсов. На кружковую деятельность по ритмике также отводится 1–2 урока в неделю.

Танцевальные занятия проводятся педагогом дополнительного образования, имеющим соответственную квалификацию, то есть хореографом или инструктором по физкультуре. Занятия по ритмопластике также может проводить музыкальный руководитель.

Дети выполняют движения вместе с хореографом

Обычно танцевальные занятия в ДОУ проводит хореограф

Какие упражнения практикуются на танцевальных занятиях в ДОУ

Можно сказать, на танцевальных занятиях дети вовлекаются в выполнение тех же упражнений, что и на уроках физкультуры с акцентом на выполнение танцевальных движений. В целом же, набор заданий будет таким:

  • общеразвивающие упражнения (обычно для разогрева мышц);
  • элементы партерной гимнастики (упражнений, которые выполняются лёжа, сидя под разными углами);
  • экзерсисы — задания на развитие пластики тела и культуры движений (освоение позиций для ног, рук, принятых в профессиональной среде танцоров);
  • танцевальные движения;
  • игры (с элементами музыкальных, подвижных, сюжетно-ролевых);
  • упражнения на релаксацию.

Виды танцевальных движений для дошкольников

Танцевальные движения (шаги) в детском саду отрабатываются последовательно: от простых, похожих на физкультурные упражнения, к сложным, почти цельным танцам. Рассмотрим основные движения:

  • приставной шаг, который предваряет изучение галопа, выполняется вперёд, назад, влево и вправо с носка, на носках (один шаг — полтакта музыкальной фразы размера 2/4);
  • галоп (скользящее движение ноги вперёд, влево или вправо, слегка согнув ноги в коленях, с толчком и отрывом от пола);
  • переменный шаг предваряет изучение движений польки, состоит из приставного шага и движения ногой, стоящей впереди;
  • шаг польки или переменный шаг в виде лёгких прыжков вперёд, назад и с поворотом на 360 градусов (музыкальный размер также 2/4);
  • русский переменный шаг — замедленные плавные переменные шаги;
  • вальсовый шаг — вперёд, назад, влево, вправо с поворотом кругом (музыкальный размер ¾);
  • шаг мазурки под вальсовый музыкальный размер делится на мужской (1 скользящий шаг и 2 подскока) и женский (1 скользящий и 2 маленьких шажка левой и правой ножками), движения выполняются только вперёд.

Четыре девочки выполняют танцевальное движение

На хореографических занятиях малыши разучивают классический набор танцевальных шагов

Приёмы работы на танцевальных занятиях в детском саду

Разрабатывая танцевальные занятия, педагог использует 4 группы приёмов.

Словесные приёмы

Речь является связующим звеном между движениями и музыкой.

Объяснение

Загадки и стихотворения

Обычно этот приём используется для мотивации малышей: в начале занятия для ознакомления с темой. На танцевальном занятии загадки могут выступать иллюстрациями к музыкально-пространственным упражнениям для разминки. Так, задание на отработку крадущегося, осторожного шага в подготовительной группе я описываю загадкой про лису:

  • Что за хитрая плутовка?
    Рыжая головка,
    Хвост пушистый — краса!
    Кто же это? (Лиса).

А разминочные прыжки можно сопроводить загадкой про зайца:

  • Серенький, пушистый,
    Лесной побегайка,
    Прыгает, резвится
    Наш весёлый… (Зайка).

Дети со взрослыми в костюмах водят хоровод

Разгадывание загадок может совмещаться с хороводным танцем

В своей практике рифмовки я использую для презентации тем, связанных с изучением истории этого вида искусства, например, при рассмотрении вопросов о танцах народов мира с детьми средней группы:

  • У всех народов танцы есть,
    В мире танцев нам не счесть!
    Танго, ча-ча-ча, гопак,
    И лезгинка, и трепак.
    В танце кружатся народы,
    Дружно водят хороводы,
    Мы не можем больше ждать,
    Тоже будем танцевать.

Это интересно. Трепак — быстрая русская пляска в двудольном размере, уходящая корнями в историю Древней Руси. Трепак построен на комбинации дробных шагов, притопываний и присядке с выбрасыванием ног.

Беседа

Чтение

Наглядные приёмы

Безусловно, пальма первенства в этой группе отдана демонстрации, то есть презентации движений педагогом. Причём не только на этапе знакомства с упражнением, но и на стадии повторения.

Девочки стоят у балетного станка

Педагог обязательно показывает воспитанникам, как именно выполнять то или иное движение

Кроме того, наглядность на занятиях может осуществляться через:

Реквизит для танцевальных занятий

Важными элементами наглядности на танцевальных занятиях являются атрибуты:

  • погремушки (для младших дошкольников);
  • султанчики, мячики (для отработки движений руками);
  • ленты (для выполнения движений художественной гимнастики);
  • элементы костюмов (папахи, веночки, сапожки и пр. для создания антуража национальных танцев).

Практические приёмы

Творческое задание может быть итогом изучения темы

Игровые приёмы

Учебно-воспитательный потенциал игр для дошкольников просто огромен. На танцевальных занятиях используются в основном музыкальные подвижные игры с элементами театрализации, что объединяется понятием этюда.

Таблица: игры на танцевальных занятиях в детском саду

  • нахмуриться, как тучка на небе, как злой человек;
  • устать, как мама после работы, как муравей, который притащил огромную муху в муравейник и пр.
  • ураган;
  • грибной дождик;
  • ливень;
  • жару.

Это интересно. В современных детских садах активно практикуются упражнения-игры, разработанные Габриеллой Рот — танцовщицей, философом, преподавателем, пропагандировавшей медитативные техники в танце.

Игротанцы (танцы-игры)

Дети танцуют с султанчиками

Игротанец может проводиться в качестве физкультпаузы

Картотека тем танцевальных занятий

Тематика танцевальных занятий соотносится с темами, рассматриваемыми в ходе осуществления образовательного процесса в разных возрастных группах, и отображается в календарно-тематическом плане конкретного вида танцевальных занятий.

С тематикой занятий и примером составления календарно-тематического планирования по ритмопластике в средней, старшей и подготовительной группах можно ознакомиться в работе музыкального руководителя Нижельской Г.А.

Занятия хореографией с самыми младшими дошкольниками носят характер ознакомления с основными танцевальными движениями, что отражено в плане танцевальных занятий для первой младшей группы. В перспективном плане хореографа Е. Шешуковой представлены темы занятий хореографией во второй младшей группе.В комплексе с разработкой учебной программы курса даётся календарно-тематический план по хореографии для детей 4–5 лет и 5–7 лет.

Это интересно. Занятия хореографией в первой младшей группе организуются с октября, так как сентябрь является месяцем активной адаптации малышей к детскому саду.

Дети танцуют в костюмах мухоморов

Темы танцевальных занятий сочетаются с общей тематикой образовательного процесса, например, постановка танца мухоморов на празднике осени

Кружковая работа по ритмике в детском саду

Кружок является формой организации детей на основании их интересов и предпочтений, а также пожеланий мам и пап относительно расширения представлений дошкольников в той или иной образовательной области. Кружок по ритмике призван помочь детям не только научиться определять меру своих возможностей и сил, но и подготовить организм к овладению более сложными движениями. В связи с этим особенно востребованной организация кружка оказывается в младшем дошкольном возрасте. Занятия проводятся 2 раза в неделю, но их хронометраж в сравнении с принятыми временными рамками для непосредственной образовательной деятельности (НОД) может быть в среднем на 5 минут длиннее (например, если в младшей группе урок длится 15 минут, то занятие кружка может занимать 20 минут). Ознакомиться с образцом рабочей программы кружка по ритмике, тематикой занятий для младшей группы можно здесь.

Как провести танцевальное занятие в ДОУ

Этапы разработки задач танцевального занятия вписываются в 3 этапа.

Таблица: содержание и хронометраж этапов проведения танцевальных занятий

  • на построение и перестроение;
  • отработка танцевальных шагов;
  • общеразвивающие упражнения;
  • музыкально-подвижные игры.
  • Разучивание новых танцевальных движений;
  • связывание их с уже знакомыми.

Это интересно. Музыкально-подвижная игра может включаться в заключительный этап, а не в начальный.

Две девочки тянут ножки на ковре

Общефизические упражнения являются обязательной частью вводного этапа занятия

  • Чух-чух, пыхчу,
    Пыхчу, ворчу,
    Стоять на месте не хочу.
    Садись быстрее, прокачу!

Читайте также: