Достижение материального перевеса в шахматах план урока 2 класс

Обновлено: 30.06.2024

Шахматные комбинации – это тактический прием в шахматах, позволяющий получить материальное или позиционное преимущество в партии или конкретных позициях, а также достигнуть поставленных целей. В этом уроке рассмотрим какие существуют шахматные комбинации и как их можно использовать вовремя партии.

Комбинации: промежуточный ход, перегрузка фигуры, перекрытие, уничтожение защиты, блокировка поля, далеко продвинутая пешка, это не совсем тактические комбинации как утверждают многие. Это скорее всего стратегически приемы, позволяющие нам получить позиционное преимущество, а как следствие, провести успешную комбинацию получая другие виды преимущества.

Таким образом в шахматах существует 7 основных тактических шахматных комбинаций:

Все остальные комбинации являются составными (сочетание нескольких комбинаций в одной) или же относятся к инструментам стратегической борьбы, о которой мы будем вести речь в следующих наших уроках.

На этом все, если есть вопросы задавайте в комментариях ниже на все буду отвечать. Не забывайте также подписаться на нашу бесплатную рассылку, вступить в группу вконтакте и другие социальные сети.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

142180, Московская обл., г. Подольск, мкр. Климовск, ул. Ленина, д. 23

_________________________________________________________________

Конспект урока

для 2 класса на тему:

«Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур.

педагог дополнительного образования

Власенко Наталья Сергеевна

Технологическая карта занятия

Ценность шахматных фигур.

Педагогическая цель

Формирование у учащихся понимания игровой стоимости шахматных фигур. Закрепление знаний о правилах движения шахматных фигур.

Тип занятия

Изучение нового материала.

Планируемые результаты

Предметные: дети научатся определять, сколько стоят шахматные фигуры и узнают, как определить ценность шахматных фигур.

Метапредметные:

Познавательные: развитие мышления учащихся (анализ и синтез, аналогия); работа с информацией в разных видах – текст, таблица, схема, рисунок.

Регулятивные: развитие умения планировать работу, выдвигать гипотезу, проверять её, оценивать работу группы, проводить контроль и коррекцию своей работы.

Коммуникативные: развитие умения демонстрировать результаты работы, вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения.

Личностные: расширение представления о значимости шахматной игры и умения в неё играть; стремление к самообразованию, анализу своих действий.

Организация занятия

Организационный момент – 2 минуты

Актуализация знаний – 6 минут

Изучение нового материала – 15 минут

Физминутка – 4 минуты

Первичное закрепление материала – 7 минут

Первичный контроль – 5 минут

Рефлексия -3 минуты

Подведение итогов занятия – 3 минуты

Формы работы

Индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

ПК, проектор, интерактивная доска, шахматы, карточки с изображением фигур.

Ход занятия

Создает позитивный эмоциональный настрой на занятие, создание ситуации доверия.

Организовывают свое рабочее место. Активное слушание

Личностные результаты: Повышаем мотивацию для познавательной деятельности

Прогнозирование предстоящей работы.

Развиваем умение строить речевое высказывание.

Организует проверку имеющихся знаний в игровой форме.

Регулирует деятельность детей.

Подготавливает детей к самостоятельной работе.

Слушают учителя, выполняют задания учителя.

Формируем мотивацию к целенаправленной познавательной деятельности;

Коммуникативные:

Формируем умение слушать и понимать других;

Формируем умение работать в коллективе.

Регулятивные:

Формируем умение высказывать своё предположение

Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Изучение нового материала

Побуждение учащихся к получению новой информации

Слушают учителя, воспринимают новую информацию. Осуществляют диалогическую связь с учителем.

мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности Регулятивные:

Формируем умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные:

Формируем умения на основе анализа объектов делать выводы.

Организует активный отдых учащихся.

Участвуют в физминутке.

Оказание индивидуальной помощи каждому ученику.

Выполняют задания учителя. Принимают активное участие в работе группы.

Личностные результаты:

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Коммуникативные:

Развиваем умение слушать и понимать других.

Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Регулятивные:

Развиваем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Осуществляет контроль и качественную оценку деятельности учащихся.

Выполняют индивидуальное задание. Осуществляют самоконтроль.

мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Регулятивные:

Формируем умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные:

Формируем умения на основе анализа объектов делать выводы.

Привлекает детей к оценке своей работы.

Определяет уровень решения каждым ребёнком поставленных учебных задач.

Отслеживают степень выполнения своей работы.

Коммуникативные:

Развиваем умение строить речевые высказывания.

Развиваем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные:

Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Подведение итогов занятия

Вызывает у детей чувство удовлетворенности результатами урока.

Делятся впечатлениями, высказывают свое мнение об уроке.

Осознание значимости своей работы.

Сценарий занятия

Организационный момент. (слайд 2 )

«Долгожданный дан звонок,

Шахматный нас ждет урок!

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Сегодня будем мы

Узнавать и рассуждать,

- Нас вновь зовет в свой увлекательный мир Шахматная страна! (слайд 3)

«Вся в квадратах — белых, чёрных — деревянная доска,

А ряды фигур точёных — деревянные войска.

Люди их передвигают, коротают вечера,

Люди в шахматы играют — интересная игра!

Ты, дружок мой, без опаски, без смущения вступай,

Словно в мир чудесной сказки, в чёрно-белый этот край.

Что? Трёхглавые драконы нас не ждут здесь? Не беда!

Тут, зато лихие кони и пехота хоть куда!

Тут ферзи, слоны отважны, мчатся поперёк и вдоль,

И, совсем как в сказке, важный возвышается король.

Тут герои в каждом войске, и выходит рать на рать

Для того чтобы вы могли сами оценить свою работу на уроке, вам помогут наши друзья – шахматные фигуры. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать карточку с изображением короля (cлайд 4).

hello_html_1e139bd7.jpg

В конце урока мы подсчитаем карточки и подведем итоги вашей работы.

Актуализация знаний. (Слайды 5-11)

- На прошлых занятиях вы познакомились с шахматными фигурами, их расположением на шахматном поле и даже научились первым дебютным шагам. Давайте, мы вспомним, всё чему уже научились.

У каждой пары на парте есть набор шахмат и шахматная доска, и я предлагаю вам выполнить несколько заданий.

1 задание. Кто быстрее выстроит шахматы на доске.

2 задание. Блиц – опрос.

Сколько клеток на шахматной доске? (64)

Кто сконструировал шахматные часы? (Томас Брайт Уилсон)

Как называется начало шахматной партии? (Дебют)

Назовите литературное произведение, в котором героиня путешествует по шахматной доске. (Алиса в Зазеркалье)

Заключительная часть шахматной партии. (Эндшпиль)

Как называется завершение шахматной партии без победителя. (Пат)

3 задание. Шахматные загадки. Отгадки нужно не озвучивать, а поднять фигуру, о которой говорится в загадке.

Стою на самом краю

Путь откроют – пойду.

Только прямо хожу,

Как зовут, не скажу. (Ладья)

2) Не живёт в зверинце,

Не берёт гостинцы,

По косой он ходит,

Хоботом не водит. (Слон)

Прыгнет Он. Подковы звяк!

Необычен каждый шаг:

Интересны у него повадки

Необычны и смешны:

Притаится, словно в прятки,

Скакнет из-за спины. (Конь)

4) Хоть важная фигура - трусливая натура,

И ходит лишь на клеточку одну.

Других фигур работа - лишь на него охота.

Его поймаю и закончу я игру. (Король)

5) В начале боя встали в ряд

Все восемь маленьких солдат.

Когда свой первый ход свершают,

То через клеточку шагают,

Потом по клеточке одной

Едят врагов лишь по косой.

Они назад не отступают,

И в бой их первыми бросают. (Пешки)

6) Фигура важная и сильная.

Всегда в красивом платье стильном.

Захочет, так пойдёт по вертикали.

Ну, а захочет, так и по горизонтали.

Её ходы не просто угадать -

И по диагонали может пошагать. (Ферзь)

Изучение нового материала. (Слайды 12 -21)

Раз шахматы – это маленькая страна, в которой своя жизнь и своя война, то обязательно должна быть и своя шахматная валюта . Деньги должны быть лёгкими и удобными, и ты легко догадаешься, кто у нас самый лёгкий.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ: Так сколько стоят шахматные фигуры и как определить ценность шахматных короля, ферзя, ладьи, слона, коня и пешки?

Среди огромных фигур на доске не сразу и заметишь маленькие шахматные пешки . Но именно они приняты за единицу измерения ценности фигур .

Пешка – это 1 шахматный рубль (деревянный) на шахматной доске.

Сколько стоят шахматные фигуры? Всё зависит от того, где эта фигура стоит, на сколько клеток она нападает.

hello_html_m2437ac5e.jpg

Слайд № 14

Сравним Их Величеств. У чёрного короля для передвижений несколько клеток, а белый король – гуляет по всей доске. Понятно, что более свободные белые фигуры должны легко одержать победу.

Подвижность шахматной фигуры , а также способность её держать под ударом поля доски ( Ударность ) определяет её силу ( Ценность ).

Проходные пешки приковывают к себе самые сильные фигуры противника. Но если пешка не может двигаться (блокирована) или сдвоена, то её цена сильно падает, почти до нуля.

Такой проворный, вёрткий конь, перепрыгивающий свои и чужие фигуры в начале партии, становится медленным и неуклюжим к её концу.

Зато ладья, которая из-за пешек никак не могла найти себе места в начале игры, выходит на свободу и становится очень сильной фигурой.

Силу фигур можно измерить только на пустой доске.
У них появляется Абсолютная сила.

Вспомним наши первые уроки – мы считали, что ферзь, стоящий в центре доски, держит под контролем 27(!) полей. Ладья может нападать лишь на 14. Можно сказать, что сила ферзя равна почти двум ладьям.
От количества полей , которые может контролировать каждая шахматная фигура, от количества направлений возможного движения , от скорости и маневренности зависит сила шахматной фигуры .
Но в зависимости от позиций, которые, как калейдоскоп, меняются в шахматной партии, изменяется и Относительная сила любой шахматной фигуры . Часто слабая фигура играет более важную роль по сравнению с сильной фигурой. Даже пешка может принести победу над самим ферзём.

Таблица силы и ценности шахматных фигур

hello_html_2ff21d9.jpg

Почему конь по силе примерно равен слону? Кажется, что слон более подвижен и бьёт гораздо больше полей на шахматной доске.

Но у слона есть один важный недостаток. Он может ходить лишь по полям одного цвета.

Король – это особая в шахматах фигура. Его ценность несравнима с ценностью даже всех фигур – с его потерей партия сразу заканчивается.

Поэтому шахматный король бесценен ! Но он тоже имеет право вести бой. Король может закрыть путь трём пешкам. А в паре с пешкой он может доставить неприятности самым сильным фигурам.

Чтобы быстрее войти в шахматную жизнь нужно знать следующие равенства.

hello_html_m4abfc4f0.jpg

- Ребята, что – то мы засиделись, нам срочно нужно подвигаться. Прошу вас выйти из-за парт, и слушать внимательно команды.

«Пешка раз, и раз, и раз –

Конь получится как раз.

Пешка раз, и два, и три –

На слона теперь смотри.

Восемь пешек смелых ряд –

Боевой у нас отряд!

Раз присели, два присели –

Восемь пешек одолели.

Шаг вперед шагнули вместе,

Первичное закрепление знаний. (20 слайд)

- Вы сегодня узнали, какую цену имеет каждая шахматная фигура. Давайте закрепим эти знания с помощью игры. Вы наверно все знаете, что такое аукцион. Мы тоже проведем аукцион шахматных фигур. У вас на партах лежат таблицы – подсказки, с помощью них вы будете покупать фигуры. Для этой работы мы будем работать в группах. Первая группа будет представлять белые фигуры, вторая - чёрные фигуры. В каждой группе имеется банк фигур. Группа белых может купить только чёрные фигуры, а группа черных белые фигуры.

За правильно выполненную покупку каждый участник группы получает короля.

Лот 1.

Лот 2.

Лот 3.

Лот 4.

Первичный контроль. Индивидуальная работа. (21 слайд)

Закрасьте клетки с фигурами, которые в сумме равны ферзю, цвет фигуры вы можете выбрать сами.

hello_html_67e4106e.jpg

Рефлексия. (22 слайд)

Поставьте отметки на этой оценочной мишени.

hello_html_17106909.jpg

- Что сегодня для вас было интересным на занятии?

- Что вам больше всего запомнилось?

- Над чем нам надо поработать?

Подведение итогов. (23 слайд)

-Давайте подведем итог работы каждого и работы в группах. Подсчитаем сколько королей в ваших копилках.

Мы с вами замечательно провели время в шахматной стране.

Занятие окончено. Спасибо вам. До новой встречи! (24 слайд)

Карточка №1. Оценочная карточка с изображением шахматного короля.

hello_html_17435f59.jpg

Карточка №2. Шахматные равенства.

hello_html_m4abfc4f0.jpg

Карточка №3. Закрасьте клетки с фигурами, которые в сумме равны ферзю, цвет фигуры вы можете выбрать сами.

hello_html_67e4106e.jpg

Оценочная мишень.

hello_html_48a22d1b.jpg

Используемые ресурсы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок позволит воспитывать интерес к игре в шахматы, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Конспект занятия на тему

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Продолжительность: 45 минут

Автор: педагог дополнительного

Тема занятия по шахматам: “Ценность шахматных фигур”.

Тема урока математики: “Сложение и вычитание чисел”.

Цель урока: Развивать умение решать примеры на сложение и вычитание.

Воспитывать интерес к игре в шахматы, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах.

расширять кругозор, мышление, воспитывать характер через игру в шахматы, формировать алгоритм рефлексивного мышления.

Оборудование:

Шахматная доска, шахматные фигуры и пешки.

Рисунки шахматных фигур.

1.Организационный момент.

– Давайте, ребята, улыбнёмся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки. И думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость от общения друг с другом. Если вы мне поможете, наш урок будет весёлым, интересным и необычным. Итак, мы отправляемся в математическое шахматное королевство.

Девиз урока: “Учимся – играем, считаем – побеждаем!”

Вся в квадратах – белых, чёрных –

А ряды фигур точёных –

Люди их передвигают,

Люди в шахматы играют –

2. Устный счет (презентация).

Маленькому солдату – пешке был дан приказ:

– Кто хочет помочь маленькой пешке и узнать загадочное число?

а) Минута красивого письма.

- Какое это число? (двузначное)

- Сколько десятков и единиц?

- Представьте в виде суммы разрядных слагаемых. (64=60+4)

- Уменьшите 64 на 6 десятков, на 4 единицы.

- На сколько 64 больше 60, на сколько 64 меньше 4.

- Назовите соседей числа 64. (63,65)

- Какие числа можно составить используя цифры 6 и 4? (64,46,44,66)

Не потеряться в шахматной стране смогут только самые внимательные дети.

Пешка приготовила для вас задания, тех, кто правильно ответит она возьмёт с собой в дорогу.

б) Решение примеров.

На доске примеры (в столбик):

(Буквы закрыты фигурами)

Шахматы – древняя интеллектуальная игра, имеет свою историю. Шахматы появились в Индии в 5-6 веках. Первоначальное название шахмат – ЧАТУРАНГА. В игре в то время принимали участие четыре человека.

Когда-то великий индийский шах воевал с другими, погибло много людей. Один мудрец подарил ему шахматы, где бои были на доске, а воины деревянные.

Зовётся шахматной страной –
двухцветная страна,
Ведётся в ней упорный бой –
двухцветная война.

- Итак, ребята, кто готов к трудностям, путешествуя по математической шахматной стране?

– Пешка продолжает свой путь.

3. Блиц - викторина.

Что меньше: шахматная доска или шахматное поле? (шахматное поле)

Какие поля на шахматной доске больше – белые или чёрные (они равны)

Какая диагональ длинней: большая белая или большая чёрная? (они равной длины)

Сколько полей в большой белой диагонали и в большой чёрной диагонали? (по 8 полей)

Из каких досок не строят теремок? (из шахматных)

В каких клетках не держат зверей? (в шахматных)

Самая сильная шахматная фигура? (ферзь)

Самая главная шахматная фигура? (король)

Нападение на короля. (шах)

Нападение на короля, от которого нет защиты. (мат)

Хотела пешка крикнуть: “Эй!
Пройти-ка мне позволь!”
Да поняла пред ней король
Он всех главней, важней.
Он приготовил вам задачу
и желает всем удачи.

4. Решение задач.

а) У Маши на шахматной доске 12 фигур, а у Наташи - на 3 фигуры больше. Сколько фигур у Наташи?

Н. - ? на 3 раза больше

5. Физкультминутка (презентация)

6. Шахматно-грамматическое задание

И эти трудности прошли. Пешка приготовила другие задания.

- Какие шахматные фигуры скрываются в словах:

(Слайд со словами)

ОЛАДЬИ СПЕШКА ЗАСЛОНКА КОНЬКИ

- Покажите эти фигуры и расставьте их на свои места.

7. Решение примеров.

Маленькая удаленькая пешка все поля прошла и своих сестёр нашла.

(Слайд с примерами)

58 + (60-53) – 25

76 - (34+26) + 48

8. Графический диктант.

Вдруг маленькая пешка увидела, что одна фигура попала в беду, не видно её никому.

Мы поможем все вместе – начертим её.

(Одна клеточка вправо – поставьте начальную точку,1 – вправо, 1 – вниз, 1 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 1 – вниз, 1 – вправо, 1 – вверх, 1 –вправо, 3 – вниз, 1 – влево, 4 – вниз, 1 – вправо, 2 – вниз, 5 – влево, 2 – вверх, 1 – вправо, 4 – вверх, 1 – влево, 3 – вверх)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Веду шахматный кружок. Данная разработка была представлена в рамках презентационной площадки в городе Березники Пермского края.

Гилева Ольга Анатольевна, педагог-психолог МАОУ СОШ №2 г. Березники

Приобщение обучающихся детей к интеллектуально-спортивным играм.

Научить учащихся оценивать фигуры.

формировать у детей умение правильно сравнивать фигуры и определять их ценность;

способствовать усвоению детьми специальной терминологии;

формировать интерес к занятиям шахматами;

Личностные: реализация интеллектуальных возможностей в игре в шахматы, стремление к самообразованию, анализу своих действий.

Познавательные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; определять наиболее эффективные способы игры в шахматы.

Регулятивные: формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её достижения.

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Предметные: через игру узнать, как определить ценность фигур, использовать полученные знания в практической деятельности.

Читайте также: