Характеристика других видов игровой деятельности дошкольника кратко

Обновлено: 02.07.2024

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Большинство современных ученых объясняют игру как особый вид деятельности, сложившийся на определенном этапе развития общества.

Г.В. Плеханов изучал проблему происхождения искусства в человеческом обществе. Игра имеет многовековую историю и возникла в первобытном обществе вместе с разными видами искусства. Труд предшествовал игре, определял ее содержание. В истории общества труд старше искусства и игры: сначала были земледельческие работы, охота, войны, а затем это находило отражение в плясках, песнях, элементах драматического и изобразительного искусства.

Взрослые стали изготовлять игрушки для упражнения детей в трудовых действиях (лук, копье, аркан). Возникли игры-упражнения, в ходе которых ребенок овладевал необходимыми навыками и умениями в использовании орудий труда, так как игрушки были их моделями (из маленького лука можно попасть в цель, маленькой мотыгой - рыхлить землю).

Игрушки напоминали орудия труда внешним видом. Игрушки становятся образами орудий труда. С такими игрушками упражняться в трудовых действиях нельзя, но можно их изображать. Возникает ролевая игра.

Ролевая игра возникает в результате вполне определенных социальных условий жизни ребенка в обществе.

Взрослые способствуют распространению детской игры с помощью специально созданных игрушек, правил, игровой техники, которые передаются из поколения в поколение, превращая саму игру в часть культуры общества. С ее помощью игры дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы, способы практической и умственной деятельности, выработанные многовековой историей человечества.

Современная отечественная теория игры базируется на положениях об ее историческом происхождении, социальной природе, содержании и назначении в человеческом обществе.

Социальный характер детской игры

Как показывают исследования А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Р.И. Жуковской, развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми.

Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает ее развивающий эффект.

Характеристика игровой деятельности

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию.




Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства. В отличие от повседневной жизни, где его постоянно учат, оберегают (не бегай, не упади, мой руки, не выдумывай), в игре ребенок может все: плыть на корабле, лететь в космосе, учить учеников в школе и т.п.

Движения - одно из условий его полноценного роста и развития. Потребность в активных движениях удовлетворяется во всех видах игр, особенно в играх подвижных и дидактических с такими игрушками, как бильбоке, настольным крокетом, мячом и др. В сюжетных играх в распоряжении детей находятся автомобили, каталки, коляски, побуждающие их к разным движениям. Большими возможностями для стимуляции двигательной активности, совершенствования качества движений обладают различные строительно-конструктивные материалы (крупный и мелкий строительные материалы, разного рода конструкторы, снег, песок и др.).

В недрах игры зарождаются и дифференцируются (выделяются) другие виды деятельности (труд, учение). По мере развития игры ребенок овладевает компонентами, присущими любой деятельности: учится ставить цель, планировать, добиваться результата. Затем он переносит эти умения в другие виды деятельности, прежде всего в трудовую.

В свое время А. С. Макаренко высказал мысль о том, что хорошая игра похожа на хорошую работу.Игра готовит детей к тем нервно-психическим затратам, которые требует труд. Это значит, что в игре вырабатывается произвольность поведения. В силу необходимости выполнять правила дети становятся организованнее, учатся оценивать себя и свои возможности, приобретают сноровку, ловкость и многое другое, что облегчает формирование прочных навыков трудовой деятельности.

Игра способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе воображения. Одним из первых, кто связал развитие игры с особенностями детского воображения, был К.Д. Ушинский. Он обратил внимание на воспитательную ценность образов воображения: ребенок искренне верит в них, поэтому, играя, испытывает сильные неподдельные чувства.

Теория Игры

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Большинство современных ученых объясняют игру как особый вид деятельности, сложившийся на определенном этапе развития общества.

Г.В. Плеханов изучал проблему происхождения искусства в человеческом обществе. Игра имеет многовековую историю и возникла в первобытном обществе вместе с разными видами искусства. Труд предшествовал игре, определял ее содержание. В истории общества труд старше искусства и игры: сначала были земледельческие работы, охота, войны, а затем это находило отражение в плясках, песнях, элементах драматического и изобразительного искусства.

Взрослые стали изготовлять игрушки для упражнения детей в трудовых действиях (лук, копье, аркан). Возникли игры-упражнения, в ходе которых ребенок овладевал необходимыми навыками и умениями в использовании орудий труда, так как игрушки были их моделями (из маленького лука можно попасть в цель, маленькой мотыгой - рыхлить землю).

Игрушки напоминали орудия труда внешним видом. Игрушки становятся образами орудий труда. С такими игрушками упражняться в трудовых действиях нельзя, но можно их изображать. Возникает ролевая игра.

Ролевая игра возникает в результате вполне определенных социальных условий жизни ребенка в обществе.

Взрослые способствуют распространению детской игры с помощью специально созданных игрушек, правил, игровой техники, которые передаются из поколения в поколение, превращая саму игру в часть культуры общества. С ее помощью игры дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы, способы практической и умственной деятельности, выработанные многовековой историей человечества.

Современная отечественная теория игры базируется на положениях об ее историческом происхождении, социальной природе, содержании и назначении в человеческом обществе.

Социальный характер детской игры

Как показывают исследования А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Р.И. Жуковской, развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми.

Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает ее развивающий эффект.

Характеристика игровой деятельности

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию.

Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства. В отличие от повседневной жизни, где его постоянно учат, оберегают (не бегай, не упади, мой руки, не выдумывай), в игре ребенок может все: плыть на корабле, лететь в космосе, учить учеников в школе и т.п.

Движения - одно из условий его полноценного роста и развития. Потребность в активных движениях удовлетворяется во всех видах игр, особенно в играх подвижных и дидактических с такими игрушками, как бильбоке, настольным крокетом, мячом и др. В сюжетных играх в распоряжении детей находятся автомобили, каталки, коляски, побуждающие их к разным движениям. Большими возможностями для стимуляции двигательной активности, совершенствования качества движений обладают различные строительно-конструктивные материалы (крупный и мелкий строительные материалы, разного рода конструкторы, снег, песок и др.).

В недрах игры зарождаются и дифференцируются (выделяются) другие виды деятельности (труд, учение). По мере развития игры ребенок овладевает компонентами, присущими любой деятельности: учится ставить цель, планировать, добиваться результата. Затем он переносит эти умения в другие виды деятельности, прежде всего в трудовую.

В свое время А. С. Макаренко высказал мысль о том, что хорошая игра похожа на хорошую работу.Игра готовит детей к тем нервно-психическим затратам, которые требует труд. Это значит, что в игре вырабатывается произвольность поведения. В силу необходимости выполнять правила дети становятся организованнее, учатся оценивать себя и свои возможности, приобретают сноровку, ловкость и многое другое, что облегчает формирование прочных навыков трудовой деятельности.

Игра способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе воображения. Одним из первых, кто связал развитие игры с особенностями детского воображения, был К.Д. Ушинский. Он обратил внимание на воспитательную ценность образов воображения: ребенок искренне верит в них, поэтому, играя, испытывает сильные неподдельные чувства.

Игровая деятельность детей не исчерпывается только сюжетно-ролевыми играми, хотя они наиболее характерны для дошкольника. Разновидностью сюжетно-ролевой игры являются строительные игры и игры-драматизации. Эту группу игр иногда называют творческими. В них дети не просто копируют те или иные стороны жизни взрослых, а творчески их осмысливают, воспроизводя с помощью ролей и игровых действий. Другая группа игр - это игры с правилами, специально созданные взрослыми в воспитательных целях. К ним относятся дидактические и подвижные игры. Основу этих игр составляют четко определенное программное содержание, дидактические задачи. Взрослый обучает детей таким играм, и лишь затем они проводят их самостоятельно. Дадим краткую характеристику строительных, дидактических и подвижных игр.

Строительные игры помогают ребенку понять мир сооружений и механизмов, созданных руками человека. Поэтому предпосылки их возникновения те же, что и у сюжетно-ролевой игры. Эти два вида игры тесно взаимосвязаны. Необходимость в постройках может возникнуть по ходу сюжетно-ролевой игры. Но и сама сюжетно-ролевая игра нередко стимулирует строительную. Например, сначала дети построили корабль, а потом стали играть в моряков. Отметим, что если в ролевой игре моделируется сфера взаимоотношений между людьми, то в строительной - сфера созидания, создания архитектурных сооружений.

Ира (5 лет б мес.) предлагает Анжеле (5 лет 7 мес): Давай построим домик. Здесь будет жить лисичка (приносит игрушку).

Анжела: Давай теперь построим домик для мишки, а то ему холодно будет зимой (приносит игрушку).

Девочки строят домик побольше.

Ира: Давай, лисичка к мишке в гости придет.

Анжела: Хорошо (берет лисичку). Тук-тук-тук. Я лисичка-сестричка. Ты дома, мишка?

Детские игры - явление неоднородное. Даже глаз непро­фессионала заметит, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам орга­низации, игровому материалу. В педагогике делались неодно­кратные попытки изучить и описать каждый из видов игры с учетом его функций в развитии детей, дать классификацию игр. Это необходимо для углубленного изучения природы игры, особенностей каждого ее вида, а также для того, чтобы опреде­лить, каким образом можно влиять на детские игры, усиливая их развивающее воздействие, педагогически грамотно исполь­зуя в воспитательном процессе.

В силу многообразия детских игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации. В каж­дой теории игры предлагаются те критерии, которые отвечают данной концепции. Так, Ф. Фребель первым из педагогов выд­винул тезис об игре как особом средстве воспитания, положив в основу своей классификации принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних ор­ганов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры).

В отечественной дошкольной педагогике сложилась класси­фикация детских игр, базирующаяся на степени самостоятель­ности и творчества детей в игре. Первоначально к классифика­ции детских игр по такому принципу подошел П. Ф. Лесгафт, позже его идея получила развитие в работах Н. К. Крупской.

В работах Н. К. Крупской детские игры делятся на две груп­пы по тому же принципу, что и у П. Ф. Лесгафта, но называются немного иначе: игры, придуманные самими детьми, и игры, при­думанные взрослыми. Первые Н. К. Крупская называла творчески­ми,подчеркивая их главную особенность - самостоятельный характер. Такое название сохранилось и в традиционной для отечественной дошкольной педагогики классификации детских игр. Другую группу игр в этой классификации составляют игры с правилами. Как и любая классификация, данная классифика­ция детских игр носит условный характер.

Современная отечественная педагогика к творческим иг­рам относит сюжетно-ролевые игры, строительные игры и игры-драматизации. К группе игр с правилами относятся дидакти­ческие и подвижные игры.

Строительные игры помогают ребенку понять мир со­оружений и механизмов, созданных руками человека. Поэто­му предпосылки их возникновения те же, что и у сюжетно-ролевой игры. Если в ролевой игре моделируется сфера вза­имоотношений между людьми, то в строительной - сфера созидания, созидания архитектурных сооружений. Необхо­димость в постройках может возникнуть по ходу сюжетно-ролевой игры.

Театрализованные игры, или игры-драматизации, являются разновидностью творческой игры. В играх дети выражают свои впечатления, переживания, осваивают их в деятельности в не­посредственном контакте друг с другом.

К классификации игр-драматизаций существует несколь­ко подходов. Так, ряд ученых определяют игру-драматизацию как разновидность сюжетно-ролевых игр, но с некоторыми осо­бенностями. По мнению Д. В. Менджерицкой, эти игры пред­ставляют собой разыгрывание сказок и рассказов, синтез восприятия произведений и ролевой игры. Н. С. Карпинская по­ясняет, что драматизировать - значит представить, разыграть в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя после­довательность эпизодов.

Другие ученые относят игру-драматизацию к театрализо­ванным играм. По мнению Л. С. Фурминой, игры-драматиза­ции являются играми-представлениями, где в лицах разыгры­вается определенное литературное произведение. С помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, поза и походка, воссоздаются конкретные образы.

В данных определениях нет противоречий. В игре-драма­тизации, как в сюжетно-ролевой игре, есть сюжет, роли, игровые действия, исполнители ролей. Ей также присущи атрибуты, игровые предметы, маски, декорации, развернутая система ре­альных взаимоотношений между играющими детьми, сочетание роле­вых и реальных действий и отношений, самостоятельность и самоорганизация детей. В ходе игры дети эмоционально осваи­вают проблемные ситуации, проникают во внутренний смысл поступков героев, у них формируется воображаемый образ и оценочное отношение к персонажу.

Особым видом игровой деятельности является дидакти­ческая игра. Она специально создается взрослым в обучающих целях, и тогда обучение протекает на основе игровой и дидакти­ческой задачи. В дидактической игре ребенок не только полу­чает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. У дош­кольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и спо­собы умственной деятельности.

Структуру дидактической игры образуют основные и до­полнительные компоненты. К первым следует отнести дидак­тическую и игровую задачу, игровые действия, правила, резуль­тат и дидактический материал. Ко вторым - сюжет и роль. Главная цель любой дидактической игры - обучающая. Соблюдение правил выступает непременным условием реше­ния игровой и дидактической задачи. Правила в дидактиче­ской игре выполняют разнообразные функции. Они направля­ют игру по заданному пути, объединяя дидактическую и игро­вую задачи, определяют последовательность игровых действий, повышают занимательность игры, позволяют воспитателю кос­венно руководить ею, регулировать взаимоотношения участни­ков и формируют межличностные отношения. В игровых дей­ствиях реализуются игровая и дидактическая задачи. Сред­ством решения дидактической задачи выступает дидактический материал. Результатом дидактической игры является реше­ние игровой и дидактической задач. Присутствие сюжета и роли в дидактической игре не обя­зательно.

Таким образом, в творческих играх правила необхо­димы для упорядочения деятельности, ее демократизации, но они лишь условие успешного воплощения замысла, развития сюжета, выполнения ролей.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Почему игра становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте?

2. В чем специфика сюжетно-ролевой игры?

3. Какие и чьи классификации игр Вы знаете? По каким критериям они созданы учеными?

Детские игры - явление неоднородное. Даже глаз непро­фессионала заметит, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам орга­низации, игровому материалу. В педагогике делались неодно­кратные попытки изучить и описать каждый из видов игры с учетом его функций в развитии детей, дать классификацию игр. Это необходимо для углубленного изучения природы игры, особенностей каждого ее вида, а также для того, чтобы опреде­лить, каким образом можно влиять на детские игры, усиливая их развивающее воздействие, педагогически грамотно исполь­зуя в воспитательном процессе.

В силу многообразия детских игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации. В каж­дой теории игры предлагаются те критерии, которые отвечают данной концепции. Так, Ф. Фребель первым из педагогов выд­винул тезис об игре как особом средстве воспитания, положив в основу своей классификации принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних ор­ганов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры).

В отечественной дошкольной педагогике сложилась класси­фикация детских игр, базирующаяся на степени самостоятель­ности и творчества детей в игре. Первоначально к классифика­ции детских игр по такому принципу подошел П. Ф. Лесгафт, позже его идея получила развитие в работах Н. К. Крупской.

В работах Н. К. Крупской детские игры делятся на две груп­пы по тому же принципу, что и у П. Ф. Лесгафта, но называются немного иначе: игры, придуманные самими детьми, и игры, при­думанные взрослыми. Первые Н. К. Крупская называла творчески­ми,подчеркивая их главную особенность - самостоятельный характер. Такое название сохранилось и в традиционной для отечественной дошкольной педагогики классификации детских игр. Другую группу игр в этой классификации составляют игры с правилами. Как и любая классификация, данная классифика­ция детских игр носит условный характер.

Современная отечественная педагогика к творческим иг­рам относит сюжетно-ролевые игры, строительные игры и игры-драматизации. К группе игр с правилами относятся дидакти­ческие и подвижные игры.

Строительные игры помогают ребенку понять мир со­оружений и механизмов, созданных руками человека. Поэто­му предпосылки их возникновения те же, что и у сюжетно-ролевой игры. Если в ролевой игре моделируется сфера вза­имоотношений между людьми, то в строительной - сфера созидания, созидания архитектурных сооружений. Необхо­димость в постройках может возникнуть по ходу сюжетно-ролевой игры.

Театрализованные игры, или игры-драматизации, являются разновидностью творческой игры. В играх дети выражают свои впечатления, переживания, осваивают их в деятельности в не­посредственном контакте друг с другом.

К классификации игр-драматизаций существует несколь­ко подходов. Так, ряд ученых определяют игру-драматизацию как разновидность сюжетно-ролевых игр, но с некоторыми осо­бенностями. По мнению Д. В. Менджерицкой, эти игры пред­ставляют собой разыгрывание сказок и рассказов, синтез восприятия произведений и ролевой игры. Н. С. Карпинская по­ясняет, что драматизировать - значит представить, разыграть в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя после­довательность эпизодов.

Другие ученые относят игру-драматизацию к театрализо­ванным играм. По мнению Л. С. Фурминой, игры-драматиза­ции являются играми-представлениями, где в лицах разыгры­вается определенное литературное произведение. С помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, поза и походка, воссоздаются конкретные образы.

В данных определениях нет противоречий. В игре-драма­тизации, как в сюжетно-ролевой игре, есть сюжет, роли, игровые действия, исполнители ролей. Ей также присущи атрибуты, игровые предметы, маски, декорации, развернутая система ре­альных взаимоотношений между играющими детьми, сочетание роле­вых и реальных действий и отношений, самостоятельность и самоорганизация детей. В ходе игры дети эмоционально осваи­вают проблемные ситуации, проникают во внутренний смысл поступков героев, у них формируется воображаемый образ и оценочное отношение к персонажу.

Особым видом игровой деятельности является дидакти­ческая игра. Она специально создается взрослым в обучающих целях, и тогда обучение протекает на основе игровой и дидакти­ческой задачи. В дидактической игре ребенок не только полу­чает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. У дош­кольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и спо­собы умственной деятельности.

Структуру дидактической игры образуют основные и до­полнительные компоненты. К первым следует отнести дидак­тическую и игровую задачу, игровые действия, правила, резуль­тат и дидактический материал. Ко вторым - сюжет и роль. Главная цель любой дидактической игры - обучающая. Соблюдение правил выступает непременным условием реше­ния игровой и дидактической задачи. Правила в дидактиче­ской игре выполняют разнообразные функции. Они направля­ют игру по заданному пути, объединяя дидактическую и игро­вую задачи, определяют последовательность игровых действий, повышают занимательность игры, позволяют воспитателю кос­венно руководить ею, регулировать взаимоотношения участни­ков и формируют межличностные отношения. В игровых дей­ствиях реализуются игровая и дидактическая задачи. Сред­ством решения дидактической задачи выступает дидактический материал. Результатом дидактической игры является реше­ние игровой и дидактической задач. Присутствие сюжета и роли в дидактической игре не обя­зательно.

Таким образом, в творческих играх правила необхо­димы для упорядочения деятельности, ее демократизации, но они лишь условие успешного воплощения замысла, развития сюжета, выполнения ролей.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Почему игра становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте?

2. В чем специфика сюжетно-ролевой игры?

3. Какие и чьи классификации игр Вы знаете? По каким критериям они созданы учеными?

До поступления в школу ребенок знакомится с миром при помощи игры. Именно она влияет на познавательное развитие и способствует адаптации к социальному окружению. Игровая деятельность дошкольников помогает формированию психических функций и личностных качеств, развитию интеллектуальных и коммуникативных способностей.

Место игры в жизни дошкольника

Игра в том или ином виде практически постоянно присутствует в жизни ребенка дошкольного возраста. Подавляющее большинство действий происходит в игровой форме, даже обычные бытовые и воспитательные. Значительно проще уговорить дошкольника поесть или лечь спать, используя игровые элементы.

Игра в жизни детей

Через игровые действия дошкольник познает реальные отношения людей, многому научается и всесторонне развивается. С помощью игры происходит психическое развитие, социализация дошкольников, значительно расширяется кругозор и развивается речь, повышается физическая активность.

Через игровую активность детям проще научиться понимать переживания и чувства других людей. Моделируя различные ситуации, которые они видели в жизни, и выполняя роли, дошкольники поневоле испытывают те чувства, которые переживаются и в реальной жизни.

Дополнительная польза – психотерапевтический эффект. Взаимодействия с игрушками или друзьями научают сопереживать, помогают избавиться от отрицательных эмоций, выплеснуть огорчения и переживания, что важно для детей, чьи психологические особенности делают их восприимчивыми к обидам и страхам.

Виды и формы игровой деятельности в дошкольном возрасте

Этапы развития игровой деятельности дошкольника обеспечивают на протяжении возрастного периода обогащение видов и форм детских занятий. Если малыши в большей степени играют с простыми игрушками и предметами, то старшие дошкольники строят сюжет игры, разрабатывают правила, создают целые проекты для коллективного развлечения.

Если представить краткую характеристику игровой деятельности дошкольников, то следует отметить, что в этом возрасте игры отличаются по содержанию, по логике действий, по наличию или отсутствию правил, по характеру ролей.

Некоторые виды могут требовать двигательной активности ребенка, а другие – активизации мыслительных процессов. Но каждая игровая ситуация имеет моделирующий характер, так как дети создают модель того, что они наблюдают вокруг.

Предметные игровые действия

Подобная разновидность характерна для самых маленьких детей. В этот период игровые действия заключаются в копировании действий взрослых. Такие подражательные игры заключаются в приготовлении еды, разговоре по телефону и в моделировании других простых ситуаций.

В качестве объекта выступают предметы-заместители. Девочка укладывает спать куклу так же, как это делает мама, прикладывает к уху игрушечный телефон или предмет, напоминающий его своей формой. Такой формат игры готовит ребенка к более сложным видам, способствует пониманию, что существуют определенные правила, является основой для будущей ролевой активности.

Подвижные игры

Полноценное развитие требует достаточного количества физической активности в жизни ребенка. Обычная зарядка вряд ли заинтересует малыша, а вот подвижные игры – отличный способ побегать и попрыгать, получая удовольствие.

Подвижные игры

Ролевая игра

Первые ролевые элементы появляются у малыша в 3 года, когда он примеряет чужой образ – доктора, мамы, продавца. По мере взросления игровая деятельность усложняется: появляется сюжет, добавляются новые игроки, разрабатываются четкие правила игры.

Именно данная форма относится к основной деятельности ребенка. Она может длиться как несколько минут, так и продолжаться днями, когда девочка воображает себя принцессой или героиней, а мальчик стремится стать пиратом, супергероем, великим разбойником.

Сюжетно ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию воображения и творческих способностей: даже если за основу берется сказка или мультфильм, сюжет тщательно перерабатывается, могут появляться новые персонажи, а развитие событий часто уходит далеко в сторону от изначальной канвы.

Познавательная игровая активность

Игровая активность помогает ребенку осваивать новые знания и понимать незнакомые для него процессы. Познавательный интерес подталкивает многих дошкольников разобраться с теми действиями взрослого мира, в которых применяются вполне доступные инструменты.

познавательная игра

Механизм заключается в следующем: ребенок увидел, как продавец или родители в супермаркете взвешивают продукты. Или наблюдает, как строители рулеткой замеряют длину или высоту. Интерес к данным действиям побуждает ребенка освоить их самостоятельно.

Взяв в руки линейку, он может перемерить все предметы в доме, а если имеются весы, то узнать количество граммов всего содержимого в холодильнике. Несмотря на то, что все происходит в рамках развлечения, ребенок приобретает навыки и получает знания, которые в дальнейшем пригодятся в учебной и профессиональной деятельности.

Развитие игровой деятельности в дошкольном периоде

Чем старше ребенок, тем сложнее его игровая активность. Важно, чтобы взрослые занимались руководством игрой детей младшего дошкольного возраста. Необходимо предлагать варианты, простые правила, заменять объекты. Без помощи родителей игровая деятельность будет однообразной, и развитие ребенка будет проходить медленнее и сложнее.

Пятилетние дети хорошо справляются сами в известных им видах игры, но нуждаются в подсказках взрослых, чтобы расширить тематику своих занятий. Дети 6-7 лет выбирают свободно тему игры, самостоятельно распределяют роли, контролируют ход и развитие.

Как играют младшие дошкольники

Играть малыши начинают уже в один год, когда пытаются копировать взрослых с помощью погремушек или простых игрушек. Развитие игры в младшем дошкольном возрасте существенно продвигается от элементарных действий, подсказанных непосредственно игрушками (покатать машинку, насыпать песок в ведерко и пр.) до ролевых игр.

Игра рядом

К трем годам у малышей формируются первичные предпосылки к использованию сюжета: куклы и плюшевые игрушки устают или голодны, машинки требуют ремонта, за игрушечной собачкой или кошечкой необходим уход. Также в этом возрасте уже создаются игровые ситуации с использованием роли врача или продавца.

Особенности игры старших дошкольников

Основная особенность игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста – коллективность. Выделяются лидеры, предлагающие сюжет и устанавливающие правила. Такие лидеры способны заинтересовать своей инициативностью и фантазией друзей.

В этот период группа дошкольников может стать относительно устойчивой, объединенной сходными интересами. Соответственно, замысел игры зависит от того, чем увлечены все члены команды. Роли распределяются четко и до начала процесса, а правила выполняются по возможности неукоснительно, хотя случается, что в процессе они меняются. Перед началом происходит осознанная подготовка: в зависимости от целей изготавливается атрибутика или даже костюмы.

Влияние игры на развитие дошкольника

Учитывая, что игра – это основное занятие детей до 6-7 лет, в процессе игровой деятельности у дошкольников развиваются все основные навыки и умения, необходимые для успешного обучения в школе.

Игровая активность

Формируются и закрепляются основные познавательные функции, улучшаются речевые навыки, расширяется объем знаний, стимулируется воображение, пробуждается и развивается творческое мышление.

Благодаря играм дошкольник научается общаться. Особенно способствует этому сюжетно-ролевая игра, поскольку заставляет детей прислушиваться друг к другу, учитывать место своей роли в общем сюжете, выполнять роль с присущими ей действиями, придерживаться правил.

Многостороннее влияние игры на развитие ребенка позволяет определять ее как ведущую деятельность в этом возрасте.

Функции игровой деятельности

К основным функциям детской игры причисляют обучающую, коммуникативную, регулятивную, терапевтическую. Но дошкольник не только познает, общается, учится контролировать свое поведение и соблюдать правила. В условиях игры происходят многие важные процессы:

  • Формирование самопознания и развитие личности ребенка – малыш узнает себя, учится быть инициативным, делать выбор, высказывать собственные мысли.
  • Развитие умения сотрудничать – появляются навыки солидарности, нахождения компромиссов в спорных ситуациях, формируется взаимопонимание в отношениях со сверстниками.
  • Повышается уровень коммуникации – ребенок учится применять речь в качестве инструмента для создания договоренностей.
  • Пробуждение заинтересованности в получении новых знаний – игровая форма обучения минимизирует стресс при столкновении с неизвестным и доставляет радость познания.
  • Развивается восприятие окружающей действительности: дошкольник разграничивает реальный мир и игровой.
  • Формируется произвольность поведения детей.

Влияние современных условий на игровую деятельность детей

Последнее десятилетие существенно изменило принципы игры современных дошкольников. Многие родители, чтобы занять малыша, дают ему всевозможные гаджеты для просмотра мультфильмов или игры в простенькие приложения.

Компьютеры и мобильные телефоны появляются у многих еще до поступления в школу, и интересы дошкольника смещаются в сторону виртуального мира, что ограничивает возможности для развития игровой деятельности в дошкольном возрасте. Очень важно, чтобы родители тщательно контролировали дневной график ребенка и формировали интерес к занятиям, не связанным с новыми технологиями.

Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Л.И. Божович, Г.М. Бреслав, К. Бюлер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Г.Г. Кравцов, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин признают, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, самостоятельности и становления основ индивидуальности. Важнейшим условием развития детской индивидуальности является освоение позиции субъекта детских видов деятельности. В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет, в игре происходит непосредственное общение со сверстниками, развиваются нравственные качества.

Игра — основная форма проявления активности дошкольника, обогащающая его воображение и эмоциональный мир, пробуждающая творческие силы, развивающая навыки общения с окружающими людьми. В пункте 2.7 Стандарта дошкольного образования игра определяется как инструмент для организации деятельности ребёнка, его многогранного развития в социально-коммуникативной,речевой, познавательной, художественно-эстетической и физической образовательных областях. Персональные психоэмоциональные особенности малыша, его возраст, способности и наклонности определят содержательный контекст игрового процесса. Игра является ведущей деятельностью в развитии ребенка не только по времени, но и по силе влияния, которое она оказывает на формирующуюся личность

ФГОС ДО указывает на конкретные особенности игрового процесса дошкольника в зависимости от возрастной категории:

раннее детство (один-три года) – игра с комбинированными и динамическими игрушками, общение и игры с другими детьми под наблюдение взрослых;

дошкольный период (три — восемь лет) – более сложный сюжетно-ролевой формат игровой активности, коммуникативная игра с соблюдением определённых правил. В раннем возрасте — игра предметная, когда ребенка увлекает перенос действия с предметом в новые условия. Ложкой кормят и кукол, и мишек, и лошадку, и машину .

Цели и задачи игры Пункт 4.6 ФГОС ДО оговаривает важность развития игровой деятельности в становлении социально-нормативных основ поведения ребёнка, а также в повышении эффективности образовательного процесса:

Пробуждение интереса — процесс обучения в игровой форме развлекает, доставляет удовольствие и радость, нейтрализует стрессовое напряжение, превращает познание окружающего мира и освоение новых практических навыков в увлекательное путешествие. Самопознание и самореализация — малыш познаёт свой внутренний мир, учится проявлять инициативность, высказывать своё мнение в общении, опираться на самостоятельность в конструировании, делать осознанный выбор рода занятий и партнёров по игре;

Формирование культуры сотрудничества — совместная игра помогает развить психологические навыки солидарности, обучает коллективной деятельности, умению слышать не только самого себя, но и партнёров по игре, является прекрасным практическим тренингом по искусству разрешения конфликтов и умению находить компромисс, воспитывает уважение к другим людям, формирует чувство справедливости и собственного достоинства;

Развитие коммуникативных навыков — малыш осваивает такой инструмент, как речь для решения проблемы взаимопонимания и передачи информации.

Игровая терапия — помогает в преодолении трудностей, возникших в какой-либо сфере деятельности ребёнка. Игрушки в такой игре уже начинают выражать особенности реального поведения людей. Ребенок показывает, как они капризничают, спорят, боятся, просят сладости, игра все полнее передает отношения

-свободная форма деятельности ребёнка, исключающая принуждение, совершаемая ради получения положительных эмоций от самого процесса, а не только от конечного результата такой деятельности;

-творческий характер, построенный на принципе инициативности, самобытной импровизации и неординарности;

-эмоциональный азарт, проявляющийся в духе соперничества и конкуренции;

-следование правилам, которые прямо или косвенно отражают логическую последовательность и содержательный рисунок игры.

Виды игровой деятельности:

Все игры можно разделить на три вида:

1.Игры, инициаторами которых становятся сами дети (самостоятельные игры):

  • сюжетно-отобразительная;
  • сюжетно-ролевая игра;
  • режиссёрская постановка;
  • театрализованная импровизация.

2. Игры, рождающиеся по инициативе взрослых. Игры с ярко выраженным обучающим характером:

  • дидактические игры с сюжетным рисунком;
  • игра-эксперимент, игра-путешествие с поисковыми элементами; подвижные разного уровня интенсивности;
  • дидактические игры с музыкальным сопровождением.

3.Игры, являющиеся формой отдыха или смены деятельности:

  • развлекающие игры;
  • интеллектуальные головоломки и состязания;
  • календарные и тематические праздники, карнавальные представления;
  • театрально-костюмированные;
  • народные игры и фольклорные традиции, пришедшие в современный мир из исторического прошлого.

В возрасте от трёх до пяти лет ребёнок начинает открывать для себя удивительный мир сюжетно-ролевой игры, осваивая азы ролевого перевоплощения, имитации поведения какого-либо персонажа из внешнего мира. Базовой основой такой игры является сюжет, в этом возрасте излюбленными становятся бытовые сцены из семейной жизни. Осваивая сначала простейшие манипуляции с предметами, позже с их символическими заместителями, затем подражая социальным ролям взрослых, ребёнок совершенствует механизмы абстрактного мышления и проходит игровую практику изучения различных моделей поведения в обществе.

Сюжетно-отобразительная игра появляется с трёх лет и предваряет более сложную сюжетно-ролевую. Особенностью этой игры является то, что ребёнок играет один, игровые действия сосредотачивает на игрушке, но одухотворённо отображает мир человеческих отношений, эмоции радости или разочарования, реплики спора или одобрения, поведение послушания или бунта. Таким образом, малыш не берёт на себя роль в полном объёме, но в игровых действиях по отношению к игрушке воспроизводит модель поведения, свойственную конкретному человеку.

В возрасте четырёх-пяти лет в игре по-прежнему главными персонажами остаются игрушки, но появляется более яркое эмоциональное воплощение в жестах и мимике, динамических позах самого ребёнка или предмета. Большое значение начинают приобретать так называемые игровые атрибуты, например, машина для водителя, указка для учителя, медицинский халат врача, фуражка военного и т. д. Все дети, играя с куклами, мечтают о том, чтобы его любимые куклы, мишки и зайчики ожили на самом деле. Механические куклы на это не способны, у них есть ограниченный набор действий. А вот куклы для кукольного театра дают ребенку огромные возможности для развития целого ряда навыков и способностей.

Режиссёрская игра наименее изученный феномен, она обладает исключительно индивидуальным характером, когда малыш, выступая в роли режиссёра и сценариста одновременно, придумывает слова для героев и сам же исполняет их роли, являясь автором и актёром в одном лице. Часто можно наблюдать как ребёнок, всецело поглощённый строительством дома или игрой с любимой куклой, разыгрывает сценки между вымышленными персонажами и, проговаривая их слова, как будто не замечает окружающих.

Виды режиссёрской театральной игры:

настольный театр картинок или устойчивых игрушек;

театр теней, когда изображения персонажей передаются с помощью подачи света на экран и тёмных фигурок;

игры с пальчиковыми картинками, которые ребёнок надевает на кончики пальцев;

импровизации с куклами бибабо, состоящими из головы и платья

стенд-книжка с переворачивающимися иллюстрациями сюжета.

На основе литературного сюжета дети разыгрывают в лицах какую-либо сценку с использованием костюмов или персонажей кукольного театра, может подключаться музыкальное сопровождение или пантомима, хореография, но тогда необходима помощь взрослых. Такие игры учат детей читать настроение или эмоциональное состояние другого человека по его мимике и жестам, развивают чувство эмпатии, учат понимать и чувствовать окружающих людей, следовательно, выстраивать адекватное поведение. Кроме того, герои обычно являются сказочным воплощением добра и зла, светлых и тёмных сил, а как известно, добро всегда побеждает зло в финале сказки. Такая безоговорочная победа добра привлекает детей и становится основой жизненного оптимизма, стимулирует желание подражать положительным персонажам, которые являются воплощением чести и благородства.

Классификация сюжетно-ролевых игр :

-игры на воспроизведение профессиональной деятельности людей — воспитатель, продавец, водитель, лётчик, магазин, школа и т. д.;

- игры, сюжетом которых становится военная тематика исторического прошлого; игры на тему популярных сюжетов литературных произведений, кинематографа или мультипликационных фильмов.

В начале игры нужно проявить изобретательность, придумав идею вокруг которой будут выстраиваться сюжетная канва игры с конкретными сценами и эпизодами. По мере обогащения жизненного опыта ребёнка замысел игры становится более сложным и самостоятельным, но поначалу дети младшего дошкольного возраста часто обращаются за помощью к взрослым.

Развитие в условиях ФГОС

Усложнение игрового мастерства ребёнка проходит три фазы: сначала взрослые являются инициаторами игры и авторами сюжетного замысла, затем требуется только их подсказка, наконец, ребёнок совершенствует свои игровые навыки до уровня полной самостоятельности.

Богатая фантазия ребёнка и творческая импровизация сделают игру оригинальной и разнообразной по своему замыслу, следовательно, более интересной и увлекательной. Для того чтобы игры были действительно интересными и разнообразными требуется проведение серьёзной работы со стороны взрослых по вовлечению ребёнка в познавательную деятельность (пункт 2.6 ФГОС ДО). Эрудированный ребёнок с развитым для своего возраста пониманием окружающего мира, фонтанирует новыми идеями, вовлекая в игру новых участников и наполняя её глубоким содержанием.

Средства педагогической поддержки самостоятельных игр в соответствии с возрастом детей:

Первая младшая группа — предметная игра, построенная вокруг незамысловатого сюжета, постепенное введение ребёнка в осмысленную игру в контексте конкретной ситуации.

Вторая младшая группа — понимание условного характера игры, развитие индивидуальных умений, обучение игровому взаимодействию в малых группах.

Средняя группа — расширение диапазона игр, поддержка понимания необходимости соблюдения правил, поощрение самостоятельных действий, обогащение игрового опыта посредством усложнения сюжета.

Старшая группа — дальнейшее усложнение разнонаправленных игр в совместной с воспитателем деятельности.

Подготовительная группа — построение детского коллектива на принципах игрового сотрудничества и солидарности, поддержка инициативности и самоорганизации, включение элементов ролевого диалога, творческого фантазирования в условиях самодеятельной игровой среды.

Основные требования к эффективной организации и проведению игры

Две модели поведения взрослого:

-взрослый является вдохновителем, организатором и координатором игры на основе заранее подготовленного сюжета и подручных средств; -взрослый включается в спонтанную инициативу детей, занимая равную позицию с остальными игроками, и может оказывать воздействие на ход игры общими для всех способами. Он может предложить новый персонаж, придумать поворот сюжета и т. д.

Задачи руководства игровой деятельностью детей :

-Стимулировать игровое воспроизведение событий повседневной жизни, таким образом, добиваться знакомства с назначением предметов и освоения навыков их практического применения.

-Помогать освоить умение видеть, понимать и формулировать задачу игры. Обучать поиску разнообразных вариантов использования игрушек процессе игры.

- Побуждать использование символических предметов, подменяющих объекты из реальной жизни.

-Придумывать игровые ситуации с вымышленными предметами. Формировать опыт замены некоторых игровых действий образами словесной формы выражения.

-Пробуждать у детей желание находить различные варианты решения игровой задачи, используя новые комбинации с предметами.

-Развивать самостоятельность в принятии решения и поиске разнообразных задач и целей игры.

-Прививать игровую культуру, т. е. учить признавать право каждого участника на своё игровое пространство и уважать интересы всех игроков.

-Стимулировать проявление живого интереса к играм сверстников.

-Учить ставить игровую задачу самому и принимать задачу, поставленную другими.

-Поощрять изобретение интересных и необычных игровых задумок.

-Обучать умению договариваться.

Однако целенаправленно натаскивать детей на шаблонные игровые действия не желательно, поскольку это может губительно сказаться на проявлении свободного творчества.

Игровые образовательные ситуации

Игровые обучающие ситуации:

наглядная иллюстрация — обычно применяется в работе с младшими дошкольниками, воспитатель с помощью наглядного материала разыгрывает обыденные ситуации из реального опыта детей, демонстрируя социально допустимые нормы поведения;

обучающие упражнения — практикуется в средней группе, воспитанники принимают активное участие в проигрывании сюжета, обучаясь ролевому регулированию, управлению своим поведением;

ситуация-проблема — старший дошкольник в активном действии учится овладевать своими чувствами, находить социально приемлемый выход эмоциям, осознавать и понимать свои переживания, контролировать свои речевые реакции при взаимодействии с другими людьми;

оценка — воспитанники подготовительной группы проходят практику анализа своего поведения, пытаются давать обоснованную, аргументированную оценку своим решениям и действиям. Это финальная часть игровой ситуации, она требует квалифицированной помощи со стороны педагога.

Стержнем игровой обучающей ситуации является сценарий, вокруг которого выстраивается обсуждение: беседа, эксперимент, театральная постановка, путешествие, конструирование и т. д.

Игра эксперимент — вид дидактической игры, интерактивная форма проведения учебного занятия, во время которой организуется наглядное моделирование, имитация изучаемых явлений.

Ребёнок путём экспериментально-исследовательской деятельности получает новые знания или приобретает навыки.

С помощью нехитрых приспособлений, таких как тазик с водой или небольшой бассейн, монеток или деталей конструктора педагог предлагает малышам разобраться с происхождением физического явления передачи звука. Дети, бросая монетки в ёмкость с водой, замечают волнообразно расходящиеся по воде круги. Воспитатель поясняет, что такими же волнами, но по воздуху до нас доносятся звуки от собеседника или от другого источника звука.

Занятия по программе компьютерного образования, основанной на современных научных разработках в области развивающих технологий, предназначена для воспитанников старшей и подготовительной групп.

интеллектуальное развитие, обучение решению задач;

формирование умственных способностей к анализу и синтезу;

тренировка внимания, памяти; развитие логических операций, ассоциативного и пространственного мышления;

расширение круга математических знаний;

развитие любознательности, обогащение знаний об окружающем мире;

формирование графических умений, развитие творческих способностей;

развитие практических навыков владения компьютером.

(Применение ИКТ в сфере дошкольного образования позволит педагогам изменить содержание, искать новые нетрадиционные методы и организационные формы обучения)

Пример заданий компьютерного обучения

(Логическое задание ,Обучение навыкам чтения схематических карт, Изучение геометрических фигур)

Организация игрового пространства на основе требований ФГОС ДО

П. 3.3 предусматривает:

Для воспитанников младшей группы предметно-пространственную среду необходимо обустраивать с учётом сохранения большого свободного пространства для удовлетворения потребности детей этого возраста в свободном, активном движении, таком как лазание, игра на полу.

Предметное пространство средней и старшей группы должно наполняться конструкторами, строительным материалом, зонами настольных игр (лото, шашки, домино), разнообразными развивающими макетами, поскольку пятилетки и шестилетки создают целые игровые миры, вовлекая в них своих сверстников, обретая совместный опыт коллективного сотрудничества. Не стоит забывать, что организация пространства, в которой находится ребёнок, не должна лишать его права на уединение и спокойную сосредоточенную деятельность.

П. 3.3.5 разрешает образовательной организации самостоятельно определять игровое оборудование. Согласно требованиям ФГОС ДО набор игрушек должен пополняться постепенно, периодически меняться в соответствии с возрастом и жизненным опытом детей.

Читайте также: