Дорожная карта организации внеурочной проектной деятельности в начальной школе невидимые нити

Обновлено: 03.07.2024

Дорожная карта организации внеурочной проектной деятельности

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

Дорожная карта организации внеурочной проектной деятельности

Предмет: окружающий мир

Тема внеурочного занятия: дыхание и кровообращение

Тема проекта: В середине человечка целый день стучит сердечко

Исследуемый объект: п ульс

Гипотеза проекта: если регулярно заниматься физическими нагрузками, то так мы можем помочь сердцу

Планируемые результаты

Метапредметные:

-анализируют, обобщают, систематизируют, классифицируют полученную информацию о кровообращении через чтение литературы, просмотр фильмов

-умеют правильно измерять пульс

- планируют свою деятельность по реализации исследования; ставят цель, задачи, выдвигают гипотезу исследования; проявляют самостоятельность;

-дружелюбно работают в группах; высказывают свою точку зрения и аргументируют её;

-осознают значимость темы проекта в своей жизни ;

Этап/ задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Методы исследования

Дидактические средства и оборудование

Задача: мотивация и побуждение учащихся; планирование проектной деятельности (2 дня)

В ходе этого же занятия, учитель организует групповую работу и предлагает учащимся подумать над выбором темы, объекта и предмета исследования.

Предлагает решить проблемную ситуацию, чтобы определить проблему исследования и её обоснование.

После чего учащиеся предлагают свои идеи и уже после все вместе, фронтально приходят к общему решению.

Совместно с детьми формулируют цель, задачи и выдвигают гипотезу исследования.

В группах обсуждают, предлагают варианты тем, объекта и предмета исследования.

Анализируют проблемную ситуацию и выдвигают своё мнению о выборе проблемы и его аргументируют.

Каждая группа высказывает своё мнение и коллективно приходят к общему решению.

Совместно с учителем формулируют цель, задачи и выдвигают гипотезу исследования.

Теоретические: анализ, синтез

Презентация, доска, проектор, компьютер

Заполнен паспорт проекта (тема, объект, предмет, проблема, цель, задачи, гипотеза исследования)

На следующем внеурочном занятии учитель побуждает учащихся к планированию деятельности по реализации проекта и обсуждению форм презентации конечного результата, продукта исследования.

Фронтально совместно с детьми разрабатывают план работы по данному проекту.

Демонстрирует варианты продуктов исследования и форм презентации результатов.

Организует учащихся в группы, в которых предлагает им обсудить идеи формы презентации и продукта исследования.

Коллективное обсуждение, где учащиеся и учитель приходят к общему решению.

Предоставляет список методов, объясняет (напоминает) особенности их использования, помогает выбрать необходимые для проекта.

Задает вопрос о том, какие инструменты и оборудование могут понадобиться ученикам, чтобы сделать проект.

Формирует творческие группы на момент реализации проекта. Предлагает распределить обязанности-роли в каждой группе.

Фронтально с учителем разрабатывают план работы по данному проекту.

Внимательно рассматривают идеи продуктов проекта.

В группах обсуждают идеи формы презентации и продукта исследования.

Коллективно обсуждают, в ходе которого приходят к общему решению.

Выбирают методы, которые будут использовать в ходе реализации проекта.

Высказывают своё мнение о том, какие инструменты и оборудование могут понадобиться.

Формируются на творческие группы и распределяют роли, свои обязанности.

Теоретические: анализ, синтез

П резентация, интерактивная панель, доска, компьютер, проектор

Заполнен паспорт проект (план работы, продукт исследования), определена форма презентации результатов проектной деятельности

Задача: поиск, сбор, анализ полученной информации о культурных и дикорастущих растениях

Организует посещение в школьную библиотеку, где предлагает учащимся найти ответы на вопросы:

- Почему важно следить за здоровьем? Что такое пульс?

- Как сердце качает кровь?

- Как располагается кровеносная система?

- Как мы можем помочь сердцу?

-Как правильно измерять пульс?

Учитель направляет детей и помогает им найти ответы на необходимые вопросы

Предлагает варианты хранения и систематизации полученной информации

Посещают вместе с учителем школьную библиотеку, организуют в группах поиск информации по предложенным вопросам.

Теоретические: анализ, синтез, обобщение, моделирование, поиск и изучение литературы

Имеют теоретическое представление о пульсе, сердце, строении кровеносной системы,

И предлагает каждой группе ответить на свой вопрос:

1 группа: какую пользу и вред приносят физ.нагрузки для сердца человека?

2 группа: как и почему меняется пульс у человека в связи с физ.нагрузками?

3 группа: Какие болезни сердца встречаются чаще всего и почему?

Внимательно смотрят научные мультфильмы и продолжают заполнение кластера.

Теоретические: анализ, систематизация, обобщение

SMART-презентация, интерактивная панель, доска, научные мультфильмы

Организует анализ, систематизацию и обобщение полученной информации.

Проявляют активность в участии игре-викторине, в ходе которой закрепляют полученные знания.

Анализируют, систематизируют, обобщают полученную информацию в ходе теоретического этапа проекта

Теоретические: анализ, синтез

SMART-презентация, интерактивная панель, доска

Учащиеся оперируют полученной информацией

Задача: провести эксперимент, в ходе которого учащиеся докажут то, что физ.нагрузки влияют на сердцебиение человека

Ребята, сегодня мы с вами наглядно убедимся в том, что физ.нагрузки влияют на сердцебиение и научимся правильно измерять пульс.

Кто может сказать, как же правильно измерить пульс, если рядом нет электронных приборов для измерения?

Давайте попробуем измерить пульс вручную и записать данные в дневник наблюдения.

Присядьте 10-20 раз и измерьте свой пульс еще раз, запишите в дневник наблюдения.

А теперь давайте попробуем измерить пульс с помощью лаб диска. Результаты так же запишите в дневник.

Присядьте 10-20 раз и измерьте свой пульс еще раз, запишите в дневник наблюдения.

Ребята, на следующем занятии мы будем выписывать всю самую нужную и полезную информацию в нашу газету. Так же в нее мы добавим наши результаты эксперимента по измерению пульса.

Напоминаю, что будет в нашей газете:

- Плюсы и минусы физ. нагрузки для сердца человека

- Упражнения для тренировки сердца

-Результаты нашего эксперимента

-Правильный и неправильный образы жизни и их последствия

Пульс может быть аритмичным, поэтому измерять его 15 секунд и умножать на 4 неправильно. Вы должны считать пульс на протяжении всей минуты.

Между завтраком и обедом (с 11 до 13 часов) — это лучшее время для измерения пульса. В этот период пульс наиболее ровный.

Показания на запястьях левой и правой рук неодинаковы, проверяйте на обеих.

При измерении пульса используйте три пальца, чтобы лучше его нащупать. Это указательный, средний и безымянный пальцы. Слегка надавите на руку, каждый палец должен хорошо ощущать пульс.

Измерять пульс на запястье — самый популярный вариант. Однако можно измерить пульс и в артериях: на сонной, височной, плечевой, бедренной и подколенной.

У маленьких детей частоту сердечных сокращений можно измерить, приложив ладонь к груди малыша. Сердце чутко реагирует на любые изменения (в том числе положение тела): лежа частота сердечных сокращений медленнее, сидя и стоя ― быстрее. Поэтому каждый раз измеряйте пульс в одном и том же положении.

Эксперимент, наблюдение, обобщение

Лаб диск, дневник исследователя

Заполнен дневник исследователя

Задача: создание продукта проекта

Организует первичную обработку и анализ результатов.

Совместно с учащимися подготавливают необходимые материалы для создания продукта

Направляет деятельность учащихся на создание продукта.

Контролирует технику безопасности

Подготавливают и разрабатывают необходимые материалы для создания продукта проекта

Задача: представить результаты проектной деятельности

Консультирует учащихся по возникшим вопросам, в ходе подготовки к презентации результатов проектной деятельности.

Репетирует с детьми сценарий мероприятия.

Организует совместно с детьми презентацию результатов проектной деятельности

Обращаются к учителю за помощью по вопросам организации презентации-выставки

Репетируют предстоящую презентацию

Совместно с учителем презентуют результаты своей работы.

Оценка проделанной работы, презентация

Газета, презентация, компьютер, проектор

Проведена презентация результатов проектной деятельности

Задача: подведение итогов проектной деятельности; соотнесение результатов в поставленной целью, задачами и гипотезой; проведение саморефлексии.

Учитель побуждает учащихся к подведению итогов проектной деятельности и саморефлексии.

Организует круглый стол, где все вместе проводят SWOT -анализ и обсуждают возникающие проблемы, в ходе исследования, способы их решения; что получилось, а что нет. Вместе с детьми соотносит полученные результаты с поставленной целью, задачами и гипотезой.

Далее учитель предлагает учащимся индивидуально пройти анкету о своей роли в реализации данного проекта, где они также смогут выделить свои неудачи и успехи, предложить рекомендации.

После чего, учитель говорит напутственные слова и своё мнение по результатам проектной деятельности. О бобщает результаты, подводит итоги, помогает ученикам определить дальнейшие перспективы использования результатов проекта.

Учащиеся активно принимают участие в анализе полученных результатов проектной деятельности, проводят SWOT-анализ, выявляют возникшие проблемы и способы их решения в ходе исследования.

Вместе с учителем соотносит полученные результаты с поставленной целью, задачами и гипотезой.

Индивидуально проходят анкетирование, выявляют свою роль в реализации проекта, свою успехи и неудачи, предлагают рекомендации по организации исследовательской деятельности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ФИО участника Романова Елизавета Михайловна_________________

Предмет Окружающий мир__________________________________

Исследуемый объект Лес_? ??__ _________________________________

Цель проекта Выявление взаимосвязи живых организмов в лесу_______

Продукт проекта Модель пищевой цепочки лесного животного _( какая модель ?______

Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные)

Предметные -знать, какие связи существуют между живыми организмами леса, знать правила поведения человека в лесу, уметь изображать связи в виде моделей

познавательные -анализ, синтез, обобщение, поиск и выделение информации, осознанное и произвольное построение речевого выска­зывания в устной и письменной форме, самостоятельное выделение и формулирование познава­тельной цели, постановка и формулирование проблемы, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование, решение проблемы, структурирование материала; регулятивные-целеполагание, коррекция, саморегуляция, планирование деятельности, прогнозирование; коммуникативные-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; личностные-смыслообразование, самоопределение, нравственно-этическое оценивание.

1. Проводит опрос учащихся (что они знают о таком сообществе, как лес)

Направляет учащихся при распределении обязанностей.

Знакомит с дневником исследователя.

(Трава-….-дерево и другие цепочки)

2. Знакомятся с темой исследования, выделяют объект и предмет изучения, определяют цели, задачи, выдвигают гипотезу исследования, распределяют обязанности, составляют план, выбирают методы.

3. Участвуют в игре

2. Дневник исследователя

2. Организует поход в библиотеку для поиска необходимой литературы

Методы: теоретические-анализ, синтез, обобщение

2. Занимаются поисками необходимой литературы

3. Карточки с пищевыми цепочками

3. Организует поход учащихся и родителей в лес

Обеспечивает необходимым оборудованием для опыта.

Цель : проверить, что насекомые помогают растениям развиваться.
Оборудование:

2 маленьких аквариума, земля, муравьи, мох.

В первый аквариум необходимо положить землю и мох.

Во второй аквариум положить землю, мох и запустить туда муравьёв.

Через определенное время наблюдаем, что выросла трава (примерно месяц). Наблюдение продолжается далее.

В первом аквариуме трава засохла и погибла, а во втором продолжает вырастать.

Вывод : муравьи рыхлят почву, она перемешивается и обогащается полезными веществами.

Благодаря этому улучшается рост и развитие растений.

Таким образом, лес помогает животным выживать и сохранять их численность. Это и есть невидимая нить.

Методы: практические-опыт, наблюдение

1. Изображают лес и рассказывают, какие связи существуют в нём

3. Наблюдают связи, которые могут присутствуют в лесу (например, животные прячутся в дупло дерева, чтобы не замёрзнуть или спастись от хищника)

Предполагают, что будет, если связи нарушатся. Вспоминают правила поведения в лесу.

Продукт проекта видеофильм , в котором представлены фотографии и видео со всех этапов дорожной карты.

Предметные: Знать , как классифицировать животных по особенностям питания , прослеживать по схемам цепи питания , моделировать цепи питания с помощью схем-аппликаций.

Познавательные: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели , структурирование знаний , осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, рефлексия способов и условий действия , контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: Целеполагание , как постановка учебной задачи на основе соотнесения того , что уже известно и усвоено учащимся , и того ,что еще не известно, саморегуляция , как способность к мобилизации сил и энергии , к волевому усилию и к преодолению препятствий.

Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками , определение цели , функций участников , способов взаимодействия, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Содействует оформлению информации на плакате.

Методы: беседа, анкетирование, дискуссия, практическая работа.

Определяют объект и предмет изучения , цель , задачи, составляют план работы , выбирают методы.
Оформляют плакат.

2. Организует туристический поход в лес с целью выявления взаимодействия живой и неживой природы.

Методы: беседа , наблюдение, практическая работа.

Методы: дискуссия , анализ.
4.Организует экскурсию в библиотеку с целью беседы о книгах , о взаимодействии человек с природой.

Методы: беседа , наблюдение.

Методы: игра ,синтез, практическая работа.


1.Присутствуют на классном часу
2.Посещают поход, заполняют страницу дневнике исследователя , оставляют отзыв учителю.
3.присутствуют на круглом столе , участвуют в обсуждении , заполняют дневник исследователя.

4.Посещают экскурсию , участвуют в беседе, заполняют дневник исследователя.
5.участвуют в беседе , заполняют дневник исследователя.

6.участвуют в игре , фиксируют информацию.

2.Отзыв о походе , фиксация информации в дневнике исследователя.

3.фиксация информации в дневнике исследователя.

4. фиксация информации в дневнике исследователя.

Содействует выдвижению гипотезы: существует нить , как цепь питания.

Методы: Моделирование , эксперимент , наблюдение , беседа.

3.организует коллективно-творческое дело по созданию природного лэпбука.

2. фиксация информации в дневнике исследователя . Модель цепи питания .

Методы: беседа , анализ , синтез, анкетирование. 2.организует коллективно-творческое дело по созданию видеофильма.


1. Обрабатывают полученные знания, анализируют проделанную работу, вносит корректировки, оформляют проект и дневник исследователя. Отвечают на вопросы анкеты, задают свои вопросы.

2.помогают в создании видеофильма.

Сводные данные анкеты.

Методы: демонстрация , наблюдение.
3. Организует конкурс для презентации Личных дневников исследователей каждого учащегося.

Методы: демонстрация, наблюдение , голосование.

4. Организует классный час с целью просмотра видео фильма, в котором представлены видео и фото со всех этапов дорожной карты.
Методы: наблюдение , беседа .

2.представляют свои работы на конкурс.
3.Презентуют свои исследовательские Дневники , Голосуют за дневники других учащихся.

2.конкурс на лучший природный лэпбук.
3.сводная таблица голосования.

ТЕМА ПРОЕКТА : профессии от А до Я.

ОБЪЕКТ: профессии

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА : обеспечение условий для формирования знаний о профессиях у детей через непосредственное включение в активные формы работы

ПРОДУКТ ПРОЕКТА : стенгазета "Мир профессий".

- приобретение начального опыта знаний окр. мира для решений учебно-познавательной и учебно-практич. задач.

-освоение доступных способов изучения общества

-углубление знаний о профессиях

-умение отстаивать свою точку зрения, умело аргументировать свою позицию, подтверждать аргументами и фактами

-умение выслушивать собеседника

-владение монологич. и диалогич. формой речи

-целеполагание, как постановка учеб. задачи на основе того, что уже известно, а что нет.

-планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий

-умение анализировать полученную информацию, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи

-оформление и представление полученной информации

стремление к творч. знанию познавательной зад-чи, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий

-умение анализировать свои действия и управлять ими

Этап Д. У. Д. у. продукт

Задача: определение методологического аппарата и методов исследования

1 часть стенгазеты: общее оформление (название)

1.1. определение актуальности, обсуждение проблемы и выбор темы проекта У. - демонстрирует небольшой фрагмент мультфильма, проводит небольшой опрос, задает наводящие вопросы:

-О чем данное видео?

О каких профессиях рассказывают в этом мультфильме?

-Какие профессии вы знаете еще?

-Кто по профессии ваши родители?

-А знаете ли вы такие профессии как орнитолог, бухгалтер, кинолог?

Прочитайте тему проекта на слайде

Определяет проблемную ситуацию

Ребята, значит, есть и те профессии, о которых мы пока не знаем

Какова же наша проблема?

Что мы можем сделать, чтобы решить нашу проблему? у- просматривают видеоролик, отвечают на вопросы У., формулируют тему проекта

о различных профессиях

пожарный, учитель, милиционер, врач, строитель

механик, художник, писатель, швея

нет, мы не знаем

Тема нашего проекта : профессии от А до Я.

Мы не знаем всех профессий

Познакомиться с профессиями, о которых мы не знаем

1.2. формулировка цели и задач проекта, выдвижение гипотезы Предлагает ученикам сформировать цель с помощью след. слов: выводит их на экран) : узнать, познакомиться, выяснить, обобщить, сравнить, создать, нарисовать, оформить, придумать, сочинить.

Постановка задач У.

1. Что нам нужно сделать сначала?

4. Что последнее? Найти. и сделать.

На свете много различных профессий и все они важны и взаимосвязаны: книги, которые мы читаем появились благодаря людям разных профессий : писатель придумал текст, лесорубы заготовили древесину, химики сделали краску, верстальщик в типографии набрал текст

Давайте сформулируем гипотезу, т. е. предположение: профессий много, каждая. Цель: познакомиться с профессиями, о которых мы не знаем

Определить последовательность действий для решения проблемы

1. определить, какие профессии существуют

2. разделиться на группы

3. изучить материалы по конкретной профессии

4. найти информацию по каждой профессии и сделать стенгазету

Гипотеза: профессий много, каждая важна и все они взаимосвязаны.

1.3. определение методов исследования Предоставляет список методов, объясняет (напоминает) особенности их использования,

Помогает выбрать необходимые для проекта.

Выбирают наиболее подходящие

Методы для проведения

Исследования: эксперимент, поиск информации (в книгах, словарях, энциклопедиях,

интернете и т. д., ее анализ, наблюдение (описание,

1.4. деление участников на группы, определение заданий для каждой группы Ребята, сейчас вы разделитесь на 10 групп по 3 человека

Давайте распределим, кому какой группе профессия попадется. Будем тянуть жребий -каждой группе нужно будет изучить эту профессию и подготовить стенгазету с кр. рассказом об этой профессии

Задача: организация и проведение исследования 2 часть: оформление профессий

2.1. определение источников и поиск информации Напоминает ученикам, на какой вопрос о

профессиях они должны найти ответы, оказывает помощь в поиске источников

Источники информации о профессиях :

СМИ (теле и радио- передачи, печатные издания

рассказ взрослых (родителей, педагогов)

виртуальные экскурсии на предприятия

личный опыт и наблюдения

Ребята, перед вами компьютеры, журналы и книги, где вы можете найти необходимую информацию. Выбирают наиболее подходящие источники информации.

вопросы, анализируют и обобщают информацию

Найдены и записаны

ответы на вопросы:

«Какие профессии

2.2. проведение исследования и фиксирование результатов и формулировка выводов Проводит виртуальные экскурсии на

Контролирует деятельность

учащихся, дает дополнительную информацию и задания по мере необходимости.

Какие профессии вам достались?

Просмотрите имеющиеся книги и журналы, можете найти информацию в интернете, а кому необходимо, можете распечатать информацию на принтере.

Предоставляет возможность каждой группе

Высказать полученные результаты изучения информации проведения исследования сформулировать

выводы, зафиксировать все полученные

Помогает, если это необходимо, формулировать вывод. Участвуют в экскурсии, читают книги, статьи, интернет, советуются с учителем, участниками других

групп, просматривают видеоролики, фильмы.

Выполняют исследовательскую деятельности в рамках реализации проекта, формулируют вывод:

Профессий есть огромное множество и каждая важна по- своему. Труд каждого должен быть оценен, ведь все профессии взаимосвязаны направлены на помощь людям

Задача: определение и анализ результатов проведенной работы стенгазета

3.1. презентация итогового продукта своей работы Наблюдает и оценивает роль каждого участника проекта Презентуют итоговый продукт- стенгазету

3.2. оценка результатов и определение перспектив Выбирает лучшую стенгазету и лучший рассказ о профессии : 1, место

подбодрить тех, кто занял 2, 3 места

Ребята, спасибо вам за выступление, садитесь.

Посмотрите, у вас на столе лежит лесенка успеха. Если вам сегодняшнее занятие понравилось, нарисуйте себя на верхней ступеньке

Если были трудности, то на нижней ступеньке

Были ли у вас трудности? Может, что-то было непонятно? Проводят самооценку и самоанализ личного участия в реализации проекта

Читайте также: