Социальный проект в школе масленица

Обновлено: 06.07.2024

Заканчивается зима, начинается весна. Дни становятся длиннее и светлее, яркое солнце светит на голубом небе. На Руси в это время устраивались народные гулянья. Называли этот праздник — Масленица. Веселый, разгульный, этот праздник длится целую неделю: ярмарки, песни, пляски, ряженые, игрища. Недаром его величали в народе широкой Масленицей. И, конечно же, на празднике было главное угощение — блины, этот древний славянский символ возврата солнца и тепла в природе.

Цель и задачи проекта

-знакомство учащихся с ТМНР с народным праздником Масленица;

-воспитание любви к своей малой Родине;

-развитие смекалки, выносливости;

-формирование навыков культурного поведения;

-возрождение интереса к обрядовым русским праздникам;

-воспитание у учащихся с ТМНР патриотизма, основанного на русских традициях;

-обогатить духовный мир учащихся с ТМНР;

-провести праздник, через эмоциональное сопереживание и участие в игре действии, приобщить всех участников (детей, родителей) к традиции проведения народного праздника Масленицы

Возможные планируемые результаты

1.Приобщение учащихся с ТМНР к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.

2.Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.

3.Повышение познавательного интереса среди учеников с ТМНР к родной истории.

Методы и приёмы работы над проектом

1.Беседа. Классный час.

2.Разучивание песен, закличек, прибауток.

Тип проекта : локальный (направлен на совместную творческую деятельность)

Сроки проведения проекта: с 11 по 15 марта 2022 года (проводится в рамках масленичной недели )

Участники : учащиеся 5 т класса, педагоги и родители.

Этапы реализации проекта

Информационный этап

Ученые считают, что первые праздники появились очень давно. Но сначала это были ритуальные действия, связанные с будничной жизнью первобытных людей. Как же праздники стали праздным, свободным от дел временем? Можно предположить, как это произошло.

Готовясь к празднику, вспомните его историю, веселитесь, шутите и тогда праздник станет еще более значительным и интересным.

Масленица – сырная неделя – справляется за семь недель до Пасхи. Обычно приходится на период с конца февраля до начала марта. Повсюду ожидают ее с нетерпением. Это самый веселый, самый разгульный всеобщий праздник. И стар, и млад, как говорится, веселится. Масленичная неделя была буквально переполнена праздничными делами. Традиционные действа и затеи, обязанности и игры – все это постепенно отложилось в традицию непринужденной, раскрепощенной радости и веселья.

Масленица (Маслена) является народным праздником. Так как ее называли масленой (или сырной) неделей, в течение этой недели не употребляли мясо, но было изобилие рыбных, молочных продуктов, яиц и, конечно, блинов с маслом. Процесс приготовления блинов считался таинством: его передавали из рода в род через дочек и внучек.

Старинная Русь справляла Масленицу шумно. Олицетворением праздника часто являлось чучело из соломы и тряпок, одетое в женскую одежду. Повсеместно устраивали разные игры и гулянья: качели, конные соревнования, ледяные горки, катание на санках. А для молодоженов был обычай: жена, сидевшая на коленях у мужа, после спуска с горы, должна была поцеловать супруга. Молодежь щеголяла нарядами, каждый стремился перечудить другого. Каждый день масленой недели имел свое название и свои обычаи.

Как называются дни Масленичной недели

Среда – лакомка, разгул, перелом

Четверг – широкий, разгуляй, четверок

Разучивание масленичных песен.

При встрече Масленицы пели:

Встречаем тебя хорошенько:

Сыром, маслом, блином

И румяным пирогом!

Традиции Масленицы

Праздник часто открывали дети, сооружавшие снежные горы и произносившие приветствие Масленице: «Звал-позывал честной Семик широкую Масленицу к себе в гости во двор. Душа ль ты моя, Масленица, сахарные твои уста, сладкая речь! Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Уж ты ль моя Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка, трехматерина дочка, кеточка-ясочка, ты ж моя перепелочка!

Наверно, без блинов невозможно представить русскую Масленицу. Блин издавна был символом Солнца. Ритуально съедение блина — во славу весны, плодородия земли. Форма блина тоже не случайна — круг считался знаком Солнца. «Блин кругл, как настоящее щедрое Солнце.

Игры на Масленицу

Правила проведения игр

Практический этап

Масленица: сценарий проведения праздника в школе

Цель : знакомство учащихся с ТМНР с обычаями и традициями русского народа.

— Привитие интереса к изучению элементов русской народной культуры;

— Развитие ловкости, смекалки;

— Способствовать развитию творческого потенциала учащихся с ТМНР;

— Воспитание у учащихся с ТМНР бережного отношения к сохранению традиций и обычаев русского народа;

— Оздоровление учащихся с ТМНР;

Место проведения: школа, пришкольный участок.

Необходимое оборудование : обруч(2 шт.), санки(2 шт.), канат, чучело, костюмы, скотч, магниты, предметы народных промыслов, спички, ручки, карандаши, куклы, шары, нитки, иглы, апельсины(2 шт.), мандарины(2 шт.), изюм, мармелад, грейпфрут(2 шт.).

Фактический материал: вопросы викторины, загадки, пословицы и поговорки, небылицы, текст частушек, текст стихов судьям, рисунки, солнышки для участников, конфеты, снеговики(2 шт.), маршрутные листы(2 шт.).

Ход мероприятия

(Все участники и ведущие в народных костюмах)

В деревню к нам прилетела

В школу родную нашу зашла,

Радость всем нам принесла.

Ох, Масленица хороша!

От неё поёт душа!

Наш праздник посвящён проводам русской зимы и называется Масленица. Масленица- древний народный праздник, который отмечают на последней неделе перед Великим постом. Пост завершается празднованием Светлого Христова воскресенья — Пасхой.

Празднование Масленицы сопровождается обрядами, гуляниями, играми, различными забавами. И сегодня мы предлагаем вам перенестись в те далёкие времена и принять участие в этом весёлом празднике.

Масленица длилась неделю и поэтому в нашей игре будет 7 станций, которые соответствуют дням недели:

Затей у нас много разных!

Песни, частушки послушаем,

Блинов со сметаной покушаем,

Спляшем весёлую пляску,

Покатаемся на салазках,

А ещё будут здесь состязания,

Разные смешные задания.

Победители и те, кто рядом,

(Команды получают маршрутные листы и расходятся по станциям.)

Описание станций:

Здесь мы услышим интересные речи.

Нет веселья без частушек,

Посиделок без подружек,

Нету без гармошки пляски,

Небылицы нет без сказки.

В монологе или в лицах,

Предлагаем игры вам!

Ну-ка, кто из вас сильней?

Покажи – ка свою удаль

«Две команды у нас есть

По делам хвала им, честь

Кто в игры с нами поиграет?

Победителем кто станет?

Раз, два, три, четыре

— По команде первый игрок бежит до обруча, пролезает и возвращается назад, передаёт эстафету следующему игроку.

— Команда разбивается по парам. По свистку первый тащит своего партнёра, обвозит препятствия и возвращается назад, передавая эстафету следующей паре.

Вас встречают русские

Здесь частушки мы услышим

Ну, а лучшие — запишем

Разгуляй — гуляй, народ,

Бери Масленицу в оборот!

Пой частушки, веселись;

«На тёщиных вечерках

Зятья тёщ угощают,

За столы накрытые

Родню всю приглашают.

1. Не красна изба углами, а красна…(пирогами);

2. Зима без снега – лето…(без хлеба);

3. Кто рано встаёт…(тому Бог подаёт);

4. Работать не встанешь, ноги с голоду…(протянешь);

А теперь вы расскажите мне пословицы и поговорки про Масленицу.

( Все становятся вокруг чучела).

«В день прощёный – воскресенье

Попроси у всех прощенья.

(Все просят прощения друг у друга).

Все участники кричат:

Чтобы не погасло,

Глянь на небо – птички летят,

«Вот и кончилось маслице,

Прошла, прошла Масленица!

До чего нас довела!

До хлеба, до редьки,

До пареной репки,

До горького хвоста,

— Дорогие ребята и гости нашего праздника, давайте пройдём в школу для продолжения праздника.

Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей с ТМНР любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети познакомились с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость, подборка игр на развитие двигательных способностей, игр — инсценировок дали возможность развивать речь, мимику, движения. Дети с ТМНР получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

Анализируя результаты проекта, я увидели, что дети с ТМНР с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, я ставили перед собой цель — сделать жизнь учащихся с ТМНР интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Я думаю, что мне это удалось.

Список используемой литературы

Цели проекта:
• воспитание любви к своей Родине;
• развитие смекалки, выносливости;
• формирование навыков культурного поведения достигаются через игру легко и непринужденно.

Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость Сделанная нами подборка игр на развитие двигательных способностей, игр - инсценировок дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы, которое называется Масленица.

Вид проекта: информационно-творческий

Цель: приобщение школьников к истокам русской народной культуры, знакомство учащихся с народным праздником Масленица и его главным символом – куклой Масленицей.

Задачи:

  • познакомить с русским народным праздником Масленицей, его историей, обычаями;
  • воспитывать гражданско-патриотические чувства в отношении традиций и обычаев своего народа;
  • приобщить учащихся к традициям проведения народных праздников через изготовление символа праздника – куклы Масленицы.

Проектный продукт:

Методы, применяемые в ходе реализации проекта:

  • анкетирование
  • сбор информации по теме проекта
  • создание куклы Масленицы

Практическая значимость проекта:

Технологическую карту по изготовлению куклы Масленицы можно использовать на уроках технологии, а лэпбук— на уроках по окружающему миру, Брянскому краю при знакомстве с народным праздником Масленица.

Участники проекта:

Группа учащихся 2 –б класса

Руководство проекта:

Помощь в подготовке и проведении проекта осуществляет учитель начальных классов Плющова Елена Михайловна

Срок проведения проекта: с 1 февраля по 10 марта 2019г.

Материально—техническое оснащение:

Ноутбук, фотоаппарат, принтер

Этапы реализации проекта:

Прогнозируемый результат:

  1. У нас расширятся знания о русском народном празднике Масленице: его истории, обычаях;
  2. У нас появится умение отбирать интересующую информацию.
  3. Повысится познавательный интерес к родной истории, культуре русского народа.

Почему мы заинтересовались проектом?

Масленица—это самый весёлый, шумный, любимый, народный праздник. В масленичную неделю люди провожают зиму и встречают весну. Символами этого праздника считаются солнце, блины и чучело Масленицы.

Когда в школе объявили конкурс проектов, мы решили в нем принять участие. На уроках литературного чтения, Брянского края мы познакомились с русскими народными песнями, пословицами, традициями, праздниками. И нам захотелось не только больше узнать о празднике Масленица, но и самим сделать куклу Масленицу.

Мы тогда еще не понимали, какая интересная, но сложная работа нас ожидает.

Нам понравилось вместе работать, но главное—мы узнали много нового и интересного о празднике Масленица:

  • познакомились с историей праздника;
  • узнали традиции Масленицы;
  • узнали, что праздник Масленица отмечают и в других странах;
  • сделали куклу Масленицу.

История возникновения праздника Масленица

В начале работы мы провели анкетирование учащихся вторых классов. Все ребята знают о празднике, почти все отмечают этот праздник дома, но большинство ребят не знают, когда празднуют Масленицу, что символизируют блины.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что традиции празднования Масленица пока не стали главными в современных семьях. Ответы показывают, что ребята мало знакомы с Масленичными традициями.

Масленица как праздник зародилась многие столетия назад, в эпоху славянских языческих племен. Древние славяне отмечали на Масленицу прощание с холодной Зимой и наступление Весны – Красны.

Со временем масленица утратила мистический смысл и превратилась в массовое народное гулянье, посвященное проводам зимы. С карнавалами ряженых и ездой на тройках с бубенцами, сжиганием чучела Зимы и катаньем на санках с гор, взятием снежных городков и другими шумными и веселыми играми и затеями.

С приходом православия масленица стала предвестницей Великого поста перед Пасхой, и оттого празднование ее стало еще больше масштабным, чем прежде. Ведь в Великий пост, длившийся около двух месяцев, церковью строго осуждалось употребление мяса, молочных продуктов, вообще любой животной пищи.

Масленица в России всегда праздновалась широко, всей страной. Повсеместно пекли блины, лепешки, ватрушки, варили кисели, зазывали к себе гостей.

Сегодня русские народные праздники переживают своё второе рождение, и всё больше современных людей начинают интересоваться народными обрядами, культурой и традициями Древней Руси.

Традиции празднования Масленицы.

Каждый день масленичной недели имел собственное название и ритуальное значение.

Технология изготовления куклы из ткани

Кукла Масленица делается только из ткани. Её делали накануне масленичной недели, в первый день Масленицы— понедельник. Эта кукла должна оберегать семью в течение года. А когда год проходил и наступала снова масленичная неделя, старую куклу сжигали, которая вобрала в себя всю плохую энергию, всё плохое, что случилось в этой семье. И делали новую куклу. Эту куклу сажали в красный угол. И считалось, чем больше куколок сидит в нем, тем лучше и счастливее пройдет год в этой семье, в этой избе.

Куклу Масленицу мы делали на уроке технологии. Каждый старался выполнить свою работу аккуратно, красиво.

А также мы разработали технологическую карту по её изготовлению.

В процессе работы над проектом мы:

Проведённая нами работа позволяет сделать вывод , что праздник Масленица – это обрядовый праздник: с выпеканием блинов, сожжением чучела, танцами и играми, каждый день масленичной недели имеет своё название и своё предназначение, символы Масленицы – блины, чучело.

Нам очень понравилось работать над проектом.

В наши дни праздник Масленица, как и в эпоху славянских языческих племен, остаётся одним из самых массовых народных гуляний, любимым праздником и взрослых,
и детей разных национальностей.

Как граждане России мы считаем, что каждый человек, живущий в этой великой стране, должен знать и уважать традиции русского народа.

Детский социальный проект

Россия богата народными праздниками и традициями. Традиции обеспечивают связь времён и поколений, передачу жизненного опыта, играют большую роль в воспитании детей. Но современные дети мало знакомы с ними! Во многих русских семьях забывают или не знают народных обычаев и традиций. А это значит, может прерваться связь поколений. То, что знали пробабушки, внуки знать не будут. Знаменитый, замечательный русский праздник МАСЛЕНИЦА насчитывает многовековую историю.

Основные цели и задачи проекта

2. Воспитание у маленьких граждан любви к своей родине;

1.Возрождение интереса к обрядовым русским праздникам;

2.Воспитание патриотизма, основанного на русских традициях;

3.Провести мастер-класс, приобщить участников к традиции изготовления Кукол-Масленок, конкурс блинов, народные игры на масленицу.

4. Развивать творческие и организаторские способности;

Поэтапное описание о запланированных мероприятиях

Этапы реализации проекта

1. Выбор проблемы

2. План реализации проекта

3. Реализация плана

4.Ожидаемые результаты проекта.

1. Выбор проблемы.

- Выявление и анализ проблемы ;

Россия богата народными праздниками и традициями. Традиции обеспечивают связь времён и поколений, передачу жизненного опыта, играют большую роль в воспитании детей. Но современные дети мало знакомы с ними! Во многих русских семьях забывают или не знают народных обычаев и традиций. А это значит, может прерваться связь поколений. То, что знали пробабушки, внуки знать не будут. Знаменитый, замечательный русский праздник МАСЛЕНИЦА насчитывает многовековую историю.

Мастер-класс по изготовлению кукол, разучивание народных игр, конкурсы блинов,способствуют общению ребят, развитию прикладных умений и навыков.

Организация мероприятия учащихся начальной школы (7-10лет) составляет основной этап проекта, реализация которого занимает 1,5 месяца.

Авторы проекта: Метеля Вероника и Васильева Ира

Ребят поддержали и одноклассники 3-в класса вместе с классным руководителем Карелиной Светланой Викторовной (руководитель проекта)

Возраст опрашиваемого:______

1. Нужно ли возрождать традиции народных праздников?______

2. народные праздники вы знаете?_________________________

3. Хотели бы вы поучаствовать и поиграть в народные игры и хороводы Масленицы?___________________________________

4. Хотели бы вы научиться делать куклу Масленку своими руками?

В анкетировании участвовало 62 человека.

В анкете опрашиваемые свободно выражали своё мнение.

Наш опрос показал - все опрашиваемые взрослые и дети согласились, что нужно возрождать традиции русского народа, потому что, изучая народные обычаи, дети, маленькие граждане России, познают культурные традиции нашей страны.

Подготовка мастер-класса

Проведение мастер-класса (изготовление кукол Масленок)

2 этап. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

работа в группах по сбору информации, ее обработка

Помощь в написании сценария

по воплощению проекта Обращение к специалистам

Разучивание игр, подготовка к конкурсу

Организация проведения мастер-

Мы сможем своими силами провести Масленицу, но нам необходимо будет

обратиться за помощью классному руководителю Карелиной С.В. (руководитель проекта),педагогу-организатору Каиповой О.П. родителям класса.

ПЛАН РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

Задачи

Ответственные

Сроки

Выявить нерешенную проблему

10-11 января

Провести социологический опрос среди учащихся, учителей

Инициативная группа

12,15 января

Выбрать тему социального проекта

Встречи с компетентными людьми

Авторы проекта

Составление бизнес-плана

Руководители групп

18.19 января

Разучивание народных игр

12-15 февраля

Проведение народных игр на масленичнуюнеледю

3 Этап . Реализация плана.

Были созданы группы: 1 группа - кукольная, 2 группа -конкурсная,

3 групппа- игровая

Ребята объединялись по интересам и по желанию. Перед группами были

1.Обязательность выполнения задания в заданные сроки.

2. Взаимопомощь в работе.

Во время подготовки проекта к защите подключились к работе ребята 3-4 классов с классными руководителями, педагог – организатор школы Ольга Петровна Каипова, родители класса.

Работа в группах:

Кукольная: оформить изделия на выставку, мастер-класс по изготовлению куколок Масленок.

Игровая: разучивание и проведение игр.

Весь класс: разучивание и проведение игр, выпечка блинов (помощь родителей).

Проведение проекта Масленица в нашей школе.

4 этап: Ожидаемые результаты проекта.

· Ребятам понравятся весёлые народные игры, они весело и с пользой проведут время играя в них.

· Дети научатся делать куклу Масленку.

· Будут знать традиции русского народа.

Предполагаемый социальный продукт по итогам реализации проекта

1.Выставка кукол Масленок сделанных своими руками.

2. Ребята узнают весёлые народные игры, научатся в них играть.

Форма презентации проекта

Вести с масленичной недели…(ведущие: скоморохи)

(для учащихся начальной школы)

https://pbs.twimg.com/media/C4aLiDQXAAAt31Q.jpg:large

Руководитель проекта: Карелина Светлана Викторовна

Авторы проекта: Метеля Вероника, Васильева Ира

Здравствуйте, люди добрые

Бог за это не накажет,

Кого только не спроси,

Всяк о Масленице скажет:

Мы на празднике том были и ребят мы научили

Делать кукол, печь блины, в игры разные играть

А теперь пора пришла вам об этом рассказать…..

Россия богата народными праздниками и традициями. Традиции обеспечивают связь времён и поколений, передачу жизненного опыта, играют большую роль в воспитании детей. Но современные дети мало знакомы с ними! Во многих русских семьях забывают или не знают народных обычаев и традиций. А это значит, может прерваться связь поколений. То, что знали пробабушки, внуки знать не будут. Знаменитый, замечательный русский праздник МАСЛЕНИЦА насчитывает многовековую историю.

Цели: нашего проекта

2. Воспитание у маленьких граждан любви к своей родине;

Основной этап проекта (его реализация) заняли 1,5 месяца.

Авторы проекта:Метеля Вероника и Приходько Вика

Нас поддержали одноклассники 3-в класса вместе с классным руководителем Карелиной Светланой Викторовной (руководитель проекта)

Небольшая выставка работ с мастер-класса это продукт нашего проекта.

Задачи проекта представлены на слайде

На первом этапе нашей проекта мы уточнили тему, проблему, определили цели проекта, составили пошаговое планирование.

Практический этап начался с проведения анкетирования , чтобы изучить общественное мнение по проблеме.Опрашивались учителя и учащиеся. Участвовало 62 человека. Просмотрев анкеты мы узнали…

1. 55 человек считают , что нужно возрождать традиции народных праздников.

2. 42 человека из знают народные праздники

3. Большинство ребят хотело бы поучаствовать в народных играх и научиться делать куклу-масленку своими руками.

Следующей задачей было: разделить класс на группы

Были созданы группы:

1 группа - кукольная, 2 группа –конкурсная, 3 группа- игровая.

Ребята объединялись по интересам и по желанию. Перед группами были поставлены задачи:

1.Обязательность выполнения задания в заданные сроки.

2. Взаимопомощь в работе.

Работа в группах:

Кукольная: оформить изделия на выставку, мастер-класс по изготовлению куколок Масленок.

Игровая: разучивание и проведение игр.

Кукольная группа разработала и провела мастер-класс по изготовлению куклы-Масленки. Руководитель проекта помог нам подобрать информацию о куклах.

Ребята с помощью родителей и руководителя проекта подобрали нужные материалы (шерстяные нитки, ткань, палочки).

В начале ребятам рассказали, что такое кукла-масленка, для чего она делается. Куклы на Масленицу делают разные…обрядовые и куклы обереги.

Оберег Домашняя масленица один из самых сильных домашних оберегов (на достаток в доме, чтобы жизнь была как по маслу)

Такую куклу хранили в доме весь год, когда случалось что-то плохое, куколке завязывали ленточку и рассказывали ей свою беду… На праздник кукол собирали и бросали в костёр. Все проблемы и заботы уходили с огнём, а для дома делалась новая кукла Масленица.

Пошагово объясняя как делается кукла, группа провела мастер-класс.. Ребятам очень понравилось…

В этом году проходил городской конкурс кукла Масленица и наши ребята приняли в нём участие. Оформили коллективную работу и выставили её в городском парке им.Коротеева, люди которые пришли на праздник любовались этими куклами. Позже в Искитимском городском музее нам вручили грамоты за участие в конкурсе…

Конкурсная группа проводила конкурс на самый вкусный рецепт блинов. Задачей конкурсантов было при помощи родителей испечь дома блины и написать рецепт их приготовления… и рассказать об этом в классе…так же ребята этой группы готовили информацию о блинной неделе…( как называется каждый из 7дней на масленичной неделе)….

Жюри в составе ребят класса оценило все блинчики! Победила дружба, конкурс закончился чаепитием с блинами!.

А ребята Игровой группы, после чаепития, провели весёлые игры, в которые люди играли на Масленицу. Ребятам понравились игры и они продолжали играть в школе на переменах и на улице. За эти дни ребята сдружились, стало меньше конфликтов.

Как другим мы рассказали о проекте?

Информацию о проведении нашего социального проекта мы подали в школьную газету. Материал о проекте поместили на сайт нашей школы. Работы представили на школьном творческом фестивале.

Перспективный план развития нашего проекта:

Научиться делать глиняные игрушки-свистульки и представить их на детской городской ярмарке-продаже на следующий год.

Ресурсы проекта представлены на слайде.

Мы предлагаем ребятам не сидеть не переменах в школе за гаджетами, а весело и с пользой играть в народные подвижные игры, быть дружнее и активнее.

Спасибо за внимание!

. Игрок, называющий последнюю букву, при хлопанье должен ударить по ладони соседа. Задача соседа – отдернуть руку ДО того, как по ней ударили, но не раньше, чем произносится буква. Получивший по руке, выбывает из игры…

Читайте также: