Социальный проект в школе масленица
Обновлено: 06.07.2024
Заканчивается зима, начинается весна. Дни становятся длиннее и светлее, яркое солнце светит на голубом небе. На Руси в это время устраивались народные гулянья. Называли этот праздник — Масленица. Веселый, разгульный, этот праздник длится целую неделю: ярмарки, песни, пляски, ряженые, игрища. Недаром его величали в народе широкой Масленицей. И, конечно же, на празднике было главное угощение — блины, этот древний славянский символ возврата солнца и тепла в природе.
Цель и задачи проекта
-знакомство учащихся с ТМНР с народным праздником Масленица;
-воспитание любви к своей малой Родине;
-развитие смекалки, выносливости;
-формирование навыков культурного поведения;
-возрождение интереса к обрядовым русским праздникам;
-воспитание у учащихся с ТМНР патриотизма, основанного на русских традициях;
-обогатить духовный мир учащихся с ТМНР;
-провести праздник, через эмоциональное сопереживание и участие в игре действии, приобщить всех участников (детей, родителей) к традиции проведения народного праздника Масленицы
Возможные планируемые результаты
1.Приобщение учащихся с ТМНР к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
2.Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
3.Повышение познавательного интереса среди учеников с ТМНР к родной истории.
Методы и приёмы работы над проектом
1.Беседа. Классный час.
2.Разучивание песен, закличек, прибауток.
Тип проекта : локальный (направлен на совместную творческую деятельность)
Сроки проведения проекта: с 11 по 15 марта 2022 года (проводится в рамках масленичной недели )
Участники : учащиеся 5 т класса, педагоги и родители.
Этапы реализации проекта
Информационный этап
Ученые считают, что первые праздники появились очень давно. Но сначала это были ритуальные действия, связанные с будничной жизнью первобытных людей. Как же праздники стали праздным, свободным от дел временем? Можно предположить, как это произошло.
Готовясь к празднику, вспомните его историю, веселитесь, шутите и тогда праздник станет еще более значительным и интересным.
Масленица – сырная неделя – справляется за семь недель до Пасхи. Обычно приходится на период с конца февраля до начала марта. Повсюду ожидают ее с нетерпением. Это самый веселый, самый разгульный всеобщий праздник. И стар, и млад, как говорится, веселится. Масленичная неделя была буквально переполнена праздничными делами. Традиционные действа и затеи, обязанности и игры – все это постепенно отложилось в традицию непринужденной, раскрепощенной радости и веселья.
Масленица (Маслена) является народным праздником. Так как ее называли масленой (или сырной) неделей, в течение этой недели не употребляли мясо, но было изобилие рыбных, молочных продуктов, яиц и, конечно, блинов с маслом. Процесс приготовления блинов считался таинством: его передавали из рода в род через дочек и внучек.
Старинная Русь справляла Масленицу шумно. Олицетворением праздника часто являлось чучело из соломы и тряпок, одетое в женскую одежду. Повсеместно устраивали разные игры и гулянья: качели, конные соревнования, ледяные горки, катание на санках. А для молодоженов был обычай: жена, сидевшая на коленях у мужа, после спуска с горы, должна была поцеловать супруга. Молодежь щеголяла нарядами, каждый стремился перечудить другого. Каждый день масленой недели имел свое название и свои обычаи.
Как называются дни Масленичной недели
Среда – лакомка, разгул, перелом
Четверг – широкий, разгуляй, четверок
Разучивание масленичных песен.
При встрече Масленицы пели:
Встречаем тебя хорошенько:
Сыром, маслом, блином
И румяным пирогом!
Традиции Масленицы
Праздник часто открывали дети, сооружавшие снежные горы и произносившие приветствие Масленице: «Звал-позывал честной Семик широкую Масленицу к себе в гости во двор. Душа ль ты моя, Масленица, сахарные твои уста, сладкая речь! Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Уж ты ль моя Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка, трехматерина дочка, кеточка-ясочка, ты ж моя перепелочка!
Наверно, без блинов невозможно представить русскую Масленицу. Блин издавна был символом Солнца. Ритуально съедение блина — во славу весны, плодородия земли. Форма блина тоже не случайна — круг считался знаком Солнца. «Блин кругл, как настоящее щедрое Солнце.
Игры на Масленицу
Правила проведения игр
Практический этап
Масленица: сценарий проведения праздника в школе
Цель : знакомство учащихся с ТМНР с обычаями и традициями русского народа.
— Привитие интереса к изучению элементов русской народной культуры;
— Развитие ловкости, смекалки;
— Способствовать развитию творческого потенциала учащихся с ТМНР;
— Воспитание у учащихся с ТМНР бережного отношения к сохранению традиций и обычаев русского народа;
— Оздоровление учащихся с ТМНР;
Место проведения: школа, пришкольный участок.
Необходимое оборудование : обруч(2 шт.), санки(2 шт.), канат, чучело, костюмы, скотч, магниты, предметы народных промыслов, спички, ручки, карандаши, куклы, шары, нитки, иглы, апельсины(2 шт.), мандарины(2 шт.), изюм, мармелад, грейпфрут(2 шт.).
Фактический материал: вопросы викторины, загадки, пословицы и поговорки, небылицы, текст частушек, текст стихов судьям, рисунки, солнышки для участников, конфеты, снеговики(2 шт.), маршрутные листы(2 шт.).
Ход мероприятия
(Все участники и ведущие в народных костюмах)
В деревню к нам прилетела
В школу родную нашу зашла,
Радость всем нам принесла.
Ох, Масленица хороша!
От неё поёт душа!
Наш праздник посвящён проводам русской зимы и называется Масленица. Масленица- древний народный праздник, который отмечают на последней неделе перед Великим постом. Пост завершается празднованием Светлого Христова воскресенья — Пасхой.
Празднование Масленицы сопровождается обрядами, гуляниями, играми, различными забавами. И сегодня мы предлагаем вам перенестись в те далёкие времена и принять участие в этом весёлом празднике.
Масленица длилась неделю и поэтому в нашей игре будет 7 станций, которые соответствуют дням недели:
Затей у нас много разных!
Песни, частушки послушаем,
Блинов со сметаной покушаем,
Спляшем весёлую пляску,
Покатаемся на салазках,
А ещё будут здесь состязания,
Разные смешные задания.
Победители и те, кто рядом,
(Команды получают маршрутные листы и расходятся по станциям.)
Описание станций:
Здесь мы услышим интересные речи.
Нет веселья без частушек,
Посиделок без подружек,
Нету без гармошки пляски,
Небылицы нет без сказки.
В монологе или в лицах,
Предлагаем игры вам!
Ну-ка, кто из вас сильней?
Покажи – ка свою удаль
«Две команды у нас есть
По делам хвала им, честь
Кто в игры с нами поиграет?
Победителем кто станет?
Раз, два, три, четыре
— По команде первый игрок бежит до обруча, пролезает и возвращается назад, передаёт эстафету следующему игроку.
— Команда разбивается по парам. По свистку первый тащит своего партнёра, обвозит препятствия и возвращается назад, передавая эстафету следующей паре.
Вас встречают русские
Здесь частушки мы услышим
Ну, а лучшие — запишем
Разгуляй — гуляй, народ,
Бери Масленицу в оборот!
Пой частушки, веселись;
«На тёщиных вечерках
Зятья тёщ угощают,
За столы накрытые
Родню всю приглашают.
1. Не красна изба углами, а красна…(пирогами);
2. Зима без снега – лето…(без хлеба);
3. Кто рано встаёт…(тому Бог подаёт);
4. Работать не встанешь, ноги с голоду…(протянешь);
А теперь вы расскажите мне пословицы и поговорки про Масленицу.
( Все становятся вокруг чучела).
«В день прощёный – воскресенье
Попроси у всех прощенья.
(Все просят прощения друг у друга).
Все участники кричат:
Чтобы не погасло,
Глянь на небо – птички летят,
«Вот и кончилось маслице,
Прошла, прошла Масленица!
До чего нас довела!
До хлеба, до редьки,
До пареной репки,
До горького хвоста,
— Дорогие ребята и гости нашего праздника, давайте пройдём в школу для продолжения праздника.
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей с ТМНР любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети познакомились с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость, подборка игр на развитие двигательных способностей, игр — инсценировок дали возможность развивать речь, мимику, движения. Дети с ТМНР получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
Анализируя результаты проекта, я увидели, что дети с ТМНР с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, я ставили перед собой цель — сделать жизнь учащихся с ТМНР интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Я думаю, что мне это удалось.
Список используемой литературы
Цели проекта:
• воспитание любви к своей Родине;
• развитие смекалки, выносливости;
• формирование навыков культурного поведения достигаются через игру легко и непринужденно.
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость Сделанная нами подборка игр на развитие двигательных способностей, игр - инсценировок дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы, которое называется Масленица.
Вид проекта: информационно-творческий
Цель: приобщение школьников к истокам русской народной культуры, знакомство учащихся с народным праздником Масленица и его главным символом – куклой Масленицей.
Задачи:
- познакомить с русским народным праздником Масленицей, его историей, обычаями;
- воспитывать гражданско-патриотические чувства в отношении традиций и обычаев своего народа;
- приобщить учащихся к традициям проведения народных праздников через изготовление символа праздника – куклы Масленицы.
Проектный продукт:
Методы, применяемые в ходе реализации проекта:
- анкетирование
- сбор информации по теме проекта
- создание куклы Масленицы
Практическая значимость проекта:
Технологическую карту по изготовлению куклы Масленицы можно использовать на уроках технологии, а лэпбук— на уроках по окружающему миру, Брянскому краю при знакомстве с народным праздником Масленица.
Участники проекта:
Группа учащихся 2 –б класса
Руководство проекта:
Помощь в подготовке и проведении проекта осуществляет учитель начальных классов Плющова Елена Михайловна
Срок проведения проекта: с 1 февраля по 10 марта 2019г.
Материально—техническое оснащение:
Ноутбук, фотоаппарат, принтер
Этапы реализации проекта:
Прогнозируемый результат:
- У нас расширятся знания о русском народном празднике Масленице: его истории, обычаях;
- У нас появится умение отбирать интересующую информацию.
- Повысится познавательный интерес к родной истории, культуре русского народа.
Почему мы заинтересовались проектом?
Масленица—это самый весёлый, шумный, любимый, народный праздник. В масленичную неделю люди провожают зиму и встречают весну. Символами этого праздника считаются солнце, блины и чучело Масленицы.
Когда в школе объявили конкурс проектов, мы решили в нем принять участие. На уроках литературного чтения, Брянского края мы познакомились с русскими народными песнями, пословицами, традициями, праздниками. И нам захотелось не только больше узнать о празднике Масленица, но и самим сделать куклу Масленицу.
Мы тогда еще не понимали, какая интересная, но сложная работа нас ожидает.
Нам понравилось вместе работать, но главное—мы узнали много нового и интересного о празднике Масленица:
- познакомились с историей праздника;
- узнали традиции Масленицы;
- узнали, что праздник Масленица отмечают и в других странах;
- сделали куклу Масленицу.
История возникновения праздника Масленица
В начале работы мы провели анкетирование учащихся вторых классов. Все ребята знают о празднике, почти все отмечают этот праздник дома, но большинство ребят не знают, когда празднуют Масленицу, что символизируют блины.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что традиции празднования Масленица пока не стали главными в современных семьях. Ответы показывают, что ребята мало знакомы с Масленичными традициями.
Масленица как праздник зародилась многие столетия назад, в эпоху славянских языческих племен. Древние славяне отмечали на Масленицу прощание с холодной Зимой и наступление Весны – Красны.
Со временем масленица утратила мистический смысл и превратилась в массовое народное гулянье, посвященное проводам зимы. С карнавалами ряженых и ездой на тройках с бубенцами, сжиганием чучела Зимы и катаньем на санках с гор, взятием снежных городков и другими шумными и веселыми играми и затеями.
С приходом православия масленица стала предвестницей Великого поста перед Пасхой, и оттого празднование ее стало еще больше масштабным, чем прежде. Ведь в Великий пост, длившийся около двух месяцев, церковью строго осуждалось употребление мяса, молочных продуктов, вообще любой животной пищи.
Масленица в России всегда праздновалась широко, всей страной. Повсеместно пекли блины, лепешки, ватрушки, варили кисели, зазывали к себе гостей.
Сегодня русские народные праздники переживают своё второе рождение, и всё больше современных людей начинают интересоваться народными обрядами, культурой и традициями Древней Руси.
Традиции празднования Масленицы.
Каждый день масленичной недели имел собственное название и ритуальное значение.
Технология изготовления куклы из ткани
Кукла Масленица делается только из ткани. Её делали накануне масленичной недели, в первый день Масленицы— понедельник. Эта кукла должна оберегать семью в течение года. А когда год проходил и наступала снова масленичная неделя, старую куклу сжигали, которая вобрала в себя всю плохую энергию, всё плохое, что случилось в этой семье. И делали новую куклу. Эту куклу сажали в красный угол. И считалось, чем больше куколок сидит в нем, тем лучше и счастливее пройдет год в этой семье, в этой избе.
Куклу Масленицу мы делали на уроке технологии. Каждый старался выполнить свою работу аккуратно, красиво.
А также мы разработали технологическую карту по её изготовлению.
В процессе работы над проектом мы:
Проведённая нами работа позволяет сделать вывод , что праздник Масленица – это обрядовый праздник: с выпеканием блинов, сожжением чучела, танцами и играми, каждый день масленичной недели имеет своё название и своё предназначение, символы Масленицы – блины, чучело.
Нам очень понравилось работать над проектом.
В наши дни праздник Масленица, как и в эпоху славянских языческих племен, остаётся одним из самых массовых народных гуляний, любимым праздником и взрослых,
и детей разных национальностей.
Как граждане России мы считаем, что каждый человек, живущий в этой великой стране, должен знать и уважать традиции русского народа.
Россия богата народными праздниками и традициями. Традиции обеспечивают связь времён и поколений, передачу жизненного опыта, играют большую роль в воспитании детей. Но современные дети мало знакомы с ними! Во многих русских семьях забывают или не знают народных обычаев и традиций. А это значит, может прерваться связь поколений. То, что знали пробабушки, внуки знать не будут. Знаменитый, замечательный русский праздник МАСЛЕНИЦА насчитывает многовековую историю.
Основные цели и задачи проекта
2. Воспитание у маленьких граждан любви к своей родине;
1.Возрождение интереса к обрядовым русским праздникам;
2.Воспитание патриотизма, основанного на русских традициях;
3.Провести мастер-класс, приобщить участников к традиции изготовления Кукол-Масленок, конкурс блинов, народные игры на масленицу.
4. Развивать творческие и организаторские способности;
Поэтапное описание о запланированных мероприятиях
Этапы реализации проекта
1. Выбор проблемы
2. План реализации проекта
3. Реализация плана
4.Ожидаемые результаты проекта.
1. Выбор проблемы.
- Выявление и анализ проблемы ;
Россия богата народными праздниками и традициями. Традиции обеспечивают связь времён и поколений, передачу жизненного опыта, играют большую роль в воспитании детей. Но современные дети мало знакомы с ними! Во многих русских семьях забывают или не знают народных обычаев и традиций. А это значит, может прерваться связь поколений. То, что знали пробабушки, внуки знать не будут. Знаменитый, замечательный русский праздник МАСЛЕНИЦА насчитывает многовековую историю.
Мастер-класс по изготовлению кукол, разучивание народных игр, конкурсы блинов,способствуют общению ребят, развитию прикладных умений и навыков.
Организация мероприятия учащихся начальной школы (7-10лет) составляет основной этап проекта, реализация которого занимает 1,5 месяца.
Авторы проекта: Метеля Вероника и Васильева Ира
Ребят поддержали и одноклассники 3-в класса вместе с классным руководителем Карелиной Светланой Викторовной (руководитель проекта)
Возраст опрашиваемого:______
1. Нужно ли возрождать традиции народных праздников?______
2. народные праздники вы знаете?_________________________
3. Хотели бы вы поучаствовать и поиграть в народные игры и хороводы Масленицы?___________________________________
4. Хотели бы вы научиться делать куклу Масленку своими руками?
В анкетировании участвовало 62 человека.
В анкете опрашиваемые свободно выражали своё мнение.
Наш опрос показал - все опрашиваемые взрослые и дети согласились, что нужно возрождать традиции русского народа, потому что, изучая народные обычаи, дети, маленькие граждане России, познают культурные традиции нашей страны.
Подготовка мастер-класса
Проведение мастер-класса (изготовление кукол Масленок)
2 этап. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
работа в группах по сбору информации, ее обработка
Помощь в написании сценария
по воплощению проекта Обращение к специалистам
Разучивание игр, подготовка к конкурсу
Организация проведения мастер-
Мы сможем своими силами провести Масленицу, но нам необходимо будет
обратиться за помощью классному руководителю Карелиной С.В. (руководитель проекта),педагогу-организатору Каиповой О.П. родителям класса.
ПЛАН РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
Задачи
Ответственные
Сроки
Выявить нерешенную проблему
10-11 января
Провести социологический опрос среди учащихся, учителей
Инициативная группа
12,15 января
Выбрать тему социального проекта
Встречи с компетентными людьми
Авторы проекта
Составление бизнес-плана
Руководители групп
18.19 января
Разучивание народных игр
12-15 февраля
Проведение народных игр на масленичнуюнеледю
3 Этап . Реализация плана.
Были созданы группы: 1 группа - кукольная, 2 группа -конкурсная,
3 групппа- игровая
Ребята объединялись по интересам и по желанию. Перед группами были
1.Обязательность выполнения задания в заданные сроки.
2. Взаимопомощь в работе.
Во время подготовки проекта к защите подключились к работе ребята 3-4 классов с классными руководителями, педагог – организатор школы Ольга Петровна Каипова, родители класса.
Работа в группах:
Кукольная: оформить изделия на выставку, мастер-класс по изготовлению куколок Масленок.
Игровая: разучивание и проведение игр.
Весь класс: разучивание и проведение игр, выпечка блинов (помощь родителей).
Проведение проекта Масленица в нашей школе.
4 этап: Ожидаемые результаты проекта.
· Ребятам понравятся весёлые народные игры, они весело и с пользой проведут время играя в них.
· Дети научатся делать куклу Масленку.
· Будут знать традиции русского народа.
Предполагаемый социальный продукт по итогам реализации проекта
1.Выставка кукол Масленок сделанных своими руками.
2. Ребята узнают весёлые народные игры, научатся в них играть.
Форма презентации проекта
Вести с масленичной недели…(ведущие: скоморохи)
(для учащихся начальной школы)
Руководитель проекта: Карелина Светлана Викторовна
Авторы проекта: Метеля Вероника, Васильева Ира
Здравствуйте, люди добрые
Бог за это не накажет,
Кого только не спроси,
Всяк о Масленице скажет:
Мы на празднике том были и ребят мы научили
Делать кукол, печь блины, в игры разные играть
А теперь пора пришла вам об этом рассказать…..
Россия богата народными праздниками и традициями. Традиции обеспечивают связь времён и поколений, передачу жизненного опыта, играют большую роль в воспитании детей. Но современные дети мало знакомы с ними! Во многих русских семьях забывают или не знают народных обычаев и традиций. А это значит, может прерваться связь поколений. То, что знали пробабушки, внуки знать не будут. Знаменитый, замечательный русский праздник МАСЛЕНИЦА насчитывает многовековую историю.
Цели: нашего проекта
2. Воспитание у маленьких граждан любви к своей родине;
Основной этап проекта (его реализация) заняли 1,5 месяца.
Авторы проекта:Метеля Вероника и Приходько Вика
Нас поддержали одноклассники 3-в класса вместе с классным руководителем Карелиной Светланой Викторовной (руководитель проекта)
Небольшая выставка работ с мастер-класса это продукт нашего проекта.
Задачи проекта представлены на слайде
На первом этапе нашей проекта мы уточнили тему, проблему, определили цели проекта, составили пошаговое планирование.
Практический этап начался с проведения анкетирования , чтобы изучить общественное мнение по проблеме.Опрашивались учителя и учащиеся. Участвовало 62 человека. Просмотрев анкеты мы узнали…
1. 55 человек считают , что нужно возрождать традиции народных праздников.
2. 42 человека из знают народные праздники
3. Большинство ребят хотело бы поучаствовать в народных играх и научиться делать куклу-масленку своими руками.
Следующей задачей было: разделить класс на группы
Были созданы группы:
1 группа - кукольная, 2 группа –конкурсная, 3 группа- игровая.
Ребята объединялись по интересам и по желанию. Перед группами были поставлены задачи:
1.Обязательность выполнения задания в заданные сроки.
2. Взаимопомощь в работе.
Работа в группах:
Кукольная: оформить изделия на выставку, мастер-класс по изготовлению куколок Масленок.
Игровая: разучивание и проведение игр.
Кукольная группа разработала и провела мастер-класс по изготовлению куклы-Масленки. Руководитель проекта помог нам подобрать информацию о куклах.
Ребята с помощью родителей и руководителя проекта подобрали нужные материалы (шерстяные нитки, ткань, палочки).
В начале ребятам рассказали, что такое кукла-масленка, для чего она делается. Куклы на Масленицу делают разные…обрядовые и куклы обереги.
Оберег Домашняя масленица один из самых сильных домашних оберегов (на достаток в доме, чтобы жизнь была как по маслу)
Такую куклу хранили в доме весь год, когда случалось что-то плохое, куколке завязывали ленточку и рассказывали ей свою беду… На праздник кукол собирали и бросали в костёр. Все проблемы и заботы уходили с огнём, а для дома делалась новая кукла Масленица.
Пошагово объясняя как делается кукла, группа провела мастер-класс.. Ребятам очень понравилось…
В этом году проходил городской конкурс кукла Масленица и наши ребята приняли в нём участие. Оформили коллективную работу и выставили её в городском парке им.Коротеева, люди которые пришли на праздник любовались этими куклами. Позже в Искитимском городском музее нам вручили грамоты за участие в конкурсе…
Конкурсная группа проводила конкурс на самый вкусный рецепт блинов. Задачей конкурсантов было при помощи родителей испечь дома блины и написать рецепт их приготовления… и рассказать об этом в классе…так же ребята этой группы готовили информацию о блинной неделе…( как называется каждый из 7дней на масленичной неделе)….
Жюри в составе ребят класса оценило все блинчики! Победила дружба, конкурс закончился чаепитием с блинами!.
А ребята Игровой группы, после чаепития, провели весёлые игры, в которые люди играли на Масленицу. Ребятам понравились игры и они продолжали играть в школе на переменах и на улице. За эти дни ребята сдружились, стало меньше конфликтов.
Как другим мы рассказали о проекте?
Информацию о проведении нашего социального проекта мы подали в школьную газету. Материал о проекте поместили на сайт нашей школы. Работы представили на школьном творческом фестивале.
Перспективный план развития нашего проекта:
Научиться делать глиняные игрушки-свистульки и представить их на детской городской ярмарке-продаже на следующий год.
Ресурсы проекта представлены на слайде.
Мы предлагаем ребятам не сидеть не переменах в школе за гаджетами, а весело и с пользой играть в народные подвижные игры, быть дружнее и активнее.
Спасибо за внимание!
. Игрок, называющий последнюю букву, при хлопанье должен ударить по ладони соседа. Задача соседа – отдернуть руку ДО того, как по ней ударили, но не раньше, чем произносится буква. Получивший по руке, выбывает из игры…
Читайте также: