Допускается ли на территории доу расположение сооружений не связанных с деятельностью субъекта

Обновлено: 02.07.2024

В адрес управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Московской области поступают многочисленные обращения руководителей различных организаций с просьбой разъяснить вопрос классификации частных дошкольных образовательных учреждений и досуговых центров, размещаемых в жилых и общественных зданиях, и какие требования пожарной безопасности к ним предъявляются.

С учётом того факта, что к зданиям различных классов функциональной пожарной опасности предъявляются различные требования пожарной безопасности возникает необходимость внесения чёткого разграничения между дошкольными образовательными организациями (Ф 1.1), организациями дополнительного образования детей (Ф 4.1) и иными организациями в которых по роду деятельности могут находится дети дошкольного возраста без какого-либо образовательного процесса, например помещения контор, офисов (Ф 4.3) или иные здания организаций по обслуживанию населения (Ф 3).

С учётом изложенного, по мнению сотрудников управления надзорной деятельности, в случае, если организацией осуществляется присмотр за детьми без осуществления образовательной деятельности, отнести здания и помещения такого рода организации к классу функциональной пожарной опасности Ф 1.1 и Ф 4.1 нельзя.

При этом, в отличие от зданий класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1, к зданиям и помещениям класса функциональной пожарной опасности Ф 4.1 необходимо относить организации, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам и при этом не осуществляющие уход за детьми, который выражается в организации питания и сна.

Переходя от классификации к предъявляемым требованиям, хотелось бы отметить, что действующими в настоящее время нормативными документами установлен исчерпывающий перечень требований пожарной безопасности для дошкольных образовательных организаций.

Ф 4.1 требуется обеспечение дублирования сигналов от автоматической пожарной сигнализации о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.

1. Ширина лестничного марша в зданиях должна быть не менее ширины выхода на лестничную клетку с наиболее населенного этажа, но не менее 1,35 м.

2. Ширина лестничных площадок должна быть не менее ширины марша.

3. Не менее двух эвакуационных выходов должны иметь помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 10 чел.

4. При проектировании эвакуационных выходов из помещений в зданиях детских дошкольных учреждений групповую ячейку допускается считать единым помещением.

5. Каждый этаж здания должен иметь не менее 2 эвакуационных выходов.

6. Ширина горизонтальных участков путей эвакуации должна быть не менее 1,2 м - для общих коридоров, по которым могут эвакуироваться из помещений более 15 чел.

7. Ширина эвакуационных выходов из помещений должна быть не менее 1,2 м при числе эвакуирующихся более 15 чел.

8. В качестве второго, третьего и последующих эвакуационных выходов со второго этажа зданий во всех климатических районах допускается использовать наружные открытые лестницы с уклоном не более 45°.

Вместе с тем регламентируется расстояние по путям эвакуации и т.п.

Обращаю внимание на то, что детские сады допускается размещать в зданиях I и II степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности С0, этажностью не более 3 этажей, при этом количество детей ограничивается до 350 человек; в зданиях II степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности С1, этажностью не более 2 этажей, при этом количество детей ограничивается до 150 человек; в зданиях III степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности С0, этажностью не более 1 этажа, при этом количество детей ограничивается до 100 человек; в остальных случаях этажность должна быть принята не более 1 этажа, а количество детей ограничено до 50 человек.

Также установлено требование, что стены с внутренней стороны, перегородки и перекрытия зданий дошкольных образовательных учреждений в зданиях класса конструктивной пожарной опасности С1 - С3, в том числе с применением деревянных конструкций, должны иметь класс пожарной опасности не ниже К0 (15).

В соответствии с пунктом 5.2.2 указанного документа, объекты защиты класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 (детские дошкольные учреждения) должны размещаться в отдельно стоящих зданиях, либо выделяться в самостоятельные пожарные отсеки при размещении в жилых и общественных зданиях иного класса функциональной пожарной опасности. При размещении помещений детских дошкольных образовательных учреждений на первых этажах зданий класса Ф1.3 (многоквартирные жилые дома) выделять указанные помещения в самостоятельные пожарные отсеки не требуется.

При этом, в соответствии с пунктом 5.2.4 свода правил, помещения со спальными местами (групповые ячейки со спальнями и т.п.) на объектах класса Ф1.1 следует размещать в отдельных блоках или частях здания, отдельных от частей здания другого назначения (административно-хозяйственных, бытовых, технических и др.) противопожарными стенами не ниже 2-го типа и перекрытиями не ниже 3-го типа (в зданиях I степени огнестойкости - перекрытиями 2-го типа).

Размещать под спальными помещениями, актовыми залами, а также в подвальных этажах помещения категорий В1 - В3 не допускается.

Вместе с тем указанным сводом правил вводятся понятия семейных дошкольных групп и групп малой наполняемости.

А именно, пунктом 5.2.3 установлено, что к помещениям семейных дошкольных групп и иных групп детей дошкольного возраста малой наполняемости, размещаемым в жилых домах, предъявляются противопожарные требования, как к жилым помещениям жилых домов.

Пунктом 5.2.8 свода правил установлено, что в многоквартирных жилых домах I и II степени огнестойкости, в квартирах с двухсторонней ориентацией, расположенных не выше 2-го этажа допускается предусматривать помещения для семейного детского сада на группу не более 10 человек.

В состав помещений должна входить также комната (гардеробная) персонала с уборной. С учётом изложенного можно отметить, что требования пожарной безопасности к классическому детскому саду всем известны и понятны, это либо отдельно стоящее здание либо встроенный в здание иного назначения обособленный объём, обеспеченный самостоятельными выходами, соответствующими подъездами и т.п. А вот введённое понятие семейных дошкольных групп и групп малой наполняемости даёт возможность устройства всевозможных форм детских дошкольных учреждений, например в квартирах жилых домов без отделения их от жилой части, без устройства отдельных выходов соответствующей ширины и т.п.

В соответствии с положениями действующей в настоящее время методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности, утверждённой приказом МЧС России от 30.06.2009 № 382, допускается проведение расчётов пожарного риска для зданий определённых классов функциональной пожарной опасности, в том числе Ф 4.1 (здания организаций дополнительного образования детей). При этом, проведение расчётов пожарного риска для зданий класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1 (здания дошкольных образовательных организаций) не предусмотрено.

В соответствии с частью 2 статьи 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации во исполнение пункта 2.2 Протокола заседания рабочей группы при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по вопросам нормативно-технического регулирования в строительстве, рассматривающей в том числе вопросы переустройства (переноса) инженерных коммуникаций для целей строительства, под председательством Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации И.Э. Файзуллина от 16 сентября 2021 года N 1023-ПРМ-ИФ по вопросу прохождения сетей инженерно-технического обеспечения по территории существующих объектов образования, Минстрой России сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 3.6 СП 124.13330.2012 "СНиП 41-02-2003 Тепловые сети" магистральные тепловые сети - тепловые сети (со всеми сопутствующими конструкциями и сооружениями), транспортирующие горячую воду, пар, конденсат водяного пара, от выходной запорной арматуры (исключая ее) источника теплоты до первой запорной арматуры (включая ее) в тепловых пунктах.

В соответствии с пунктом 3.15 СП 124.13330.2012 транзитная тепловая сеть - тепловая сеть, проходящая по земельному участку и (или) через здание, но не имеющая ответвлений для присоединения теплопотребляющих установок на таком земельном участке или в здании.

В соответствии с пунктом 3.10 СП 124.13330.2012 распределительные тепловые сети - наружные тепловые сети от тепловых пунктов до зданий, сооружений, в том числе от центрального теплового пункта до индивидуального теплового пункта.

В соответствии с пунктом 3.13 СП 124.13330.2012 тепловой пункт - сооружение с комплектом оборудования, позволяющее изменить температурный и гидравлический режимы теплоносителя, обеспечить учет и регулирование расхода тепловой энергии и теплоносителя.

Также, в соответствии с пунктом 9.4 СП 124.13330.2012, пересечение транзитными и магистральными тепловыми сетями земельных участков, зданий и сооружений дошкольных образовательных, общеобразовательных и медицинских организаций не допускается. Прокладка тепловых сетей по земельным участкам перечисленных организаций допускается только подземная в монолитных железобетонных каналах с гидроизоляцией. При этом устройство вентиляционных шахт, люков и выходов наружу из каналов в пределах земельных участков организаций не допускается, запорная арматура должна устанавливаться за пределами земельных участков.

В соответствии с пунктом 3.1 СП 373.1325800.2018 "Источники теплоснабжения автономные. Правила проектирования" автономный источник теплоснабжения (АИТ) - источник генерации теплоты для одного или ограниченного числа потребителей, связанных между собой на технологической или организационно-правовой основе.

На основании вышеуказанного тепловые сети от АИТ, являющегося источником генерации теплоты для группы зданий, связанных между собой на организационно-правовой основе и представляющих единый технологический комплекс, при наличии в составе АИТ функционала теплового пункта, до указанных зданий следует относить к распределительным, а не магистральным тепловым сетям.

Кроме того, в случае расположения тепловых сетей, предназначенных для непосредственного теплоснабжения зданий, связанных между собой на организационно-правовой основе и представляющих единый технологический комплекс, в пределах единой общей территории таких зданий, указанные тепловые сети не следует рассматривать, как транзитные тепловые сети.

В адрес управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Московской области поступают многочисленные обращения руководителей различных организаций с просьбой разъяснить вопрос классификации частных дошкольных образовательных учреждений и досуговых центров, размещаемых в жилых и общественных зданиях, и какие требования пожарной безопасности к ним предъявляются.

С учётом того факта, что к зданиям различных классов функциональной пожарной опасности предъявляются различные требования пожарной безопасности возникает необходимость внесения чёткого разграничения между дошкольными образовательными организациями (Ф 1.1), организациями дополнительного образования детей (Ф 4.1) и иными организациями в которых по роду деятельности могут находится дети дошкольного возраста без какого-либо образовательного процесса, например помещения контор, офисов (Ф 4.3) или иные здания организаций по обслуживанию населения (Ф 3).

С учётом изложенного, по мнению сотрудников управления надзорной деятельности, в случае, если организацией осуществляется присмотр за детьми без осуществления образовательной деятельности, отнести здания и помещения такого рода организации к классу функциональной пожарной опасности Ф 1.1 и Ф 4.1 нельзя.

При этом, в отличие от зданий класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1, к зданиям и помещениям класса функциональной пожарной опасности Ф 4.1 необходимо относить организации, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам и при этом не осуществляющие уход за детьми, который выражается в организации питания и сна.

Переходя от классификации к предъявляемым требованиям, хотелось бы отметить, что действующими в настоящее время нормативными документами установлен исчерпывающий перечень требований пожарной безопасности для дошкольных образовательных организаций.

Ф 4.1 требуется обеспечение дублирования сигналов от автоматической пожарной сигнализации о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.

1. Ширина лестничного марша в зданиях должна быть не менее ширины выхода на лестничную клетку с наиболее населенного этажа, но не менее 1,35 м.

2. Ширина лестничных площадок должна быть не менее ширины марша.

3. Не менее двух эвакуационных выходов должны иметь помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 10 чел.

4. При проектировании эвакуационных выходов из помещений в зданиях детских дошкольных учреждений групповую ячейку допускается считать единым помещением.

5. Каждый этаж здания должен иметь не менее 2 эвакуационных выходов.

6. Ширина горизонтальных участков путей эвакуации должна быть не менее 1,2 м - для общих коридоров, по которым могут эвакуироваться из помещений более 15 чел.

7. Ширина эвакуационных выходов из помещений должна быть не менее 1,2 м при числе эвакуирующихся более 15 чел.

8. В качестве второго, третьего и последующих эвакуационных выходов со второго этажа зданий во всех климатических районах допускается использовать наружные открытые лестницы с уклоном не более 45°.

Вместе с тем регламентируется расстояние по путям эвакуации и т.п.

Обращаю внимание на то, что детские сады допускается размещать в зданиях I и II степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности С0, этажностью не более 3 этажей, при этом количество детей ограничивается до 350 человек; в зданиях II степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности С1, этажностью не более 2 этажей, при этом количество детей ограничивается до 150 человек; в зданиях III степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности С0, этажностью не более 1 этажа, при этом количество детей ограничивается до 100 человек; в остальных случаях этажность должна быть принята не более 1 этажа, а количество детей ограничено до 50 человек.

Также установлено требование, что стены с внутренней стороны, перегородки и перекрытия зданий дошкольных образовательных учреждений в зданиях класса конструктивной пожарной опасности С1 - С3, в том числе с применением деревянных конструкций, должны иметь класс пожарной опасности не ниже К0 (15).

В соответствии с пунктом 5.2.2 указанного документа, объекты защиты класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 (детские дошкольные учреждения) должны размещаться в отдельно стоящих зданиях, либо выделяться в самостоятельные пожарные отсеки при размещении в жилых и общественных зданиях иного класса функциональной пожарной опасности. При размещении помещений детских дошкольных образовательных учреждений на первых этажах зданий класса Ф1.3 (многоквартирные жилые дома) выделять указанные помещения в самостоятельные пожарные отсеки не требуется.

При этом, в соответствии с пунктом 5.2.4 свода правил, помещения со спальными местами (групповые ячейки со спальнями и т.п.) на объектах класса Ф1.1 следует размещать в отдельных блоках или частях здания, отдельных от частей здания другого назначения (административно-хозяйственных, бытовых, технических и др.) противопожарными стенами не ниже 2-го типа и перекрытиями не ниже 3-го типа (в зданиях I степени огнестойкости - перекрытиями 2-го типа).

Размещать под спальными помещениями, актовыми залами, а также в подвальных этажах помещения категорий В1 - В3 не допускается.

Вместе с тем указанным сводом правил вводятся понятия семейных дошкольных групп и групп малой наполняемости.

А именно, пунктом 5.2.3 установлено, что к помещениям семейных дошкольных групп и иных групп детей дошкольного возраста малой наполняемости, размещаемым в жилых домах, предъявляются противопожарные требования, как к жилым помещениям жилых домов.

Пунктом 5.2.8 свода правил установлено, что в многоквартирных жилых домах I и II степени огнестойкости, в квартирах с двухсторонней ориентацией, расположенных не выше 2-го этажа допускается предусматривать помещения для семейного детского сада на группу не более 10 человек.

В состав помещений должна входить также комната (гардеробная) персонала с уборной. С учётом изложенного можно отметить, что требования пожарной безопасности к классическому детскому саду всем известны и понятны, это либо отдельно стоящее здание либо встроенный в здание иного назначения обособленный объём, обеспеченный самостоятельными выходами, соответствующими подъездами и т.п. А вот введённое понятие семейных дошкольных групп и групп малой наполняемости даёт возможность устройства всевозможных форм детских дошкольных учреждений, например в квартирах жилых домов без отделения их от жилой части, без устройства отдельных выходов соответствующей ширины и т.п.

В соответствии с положениями действующей в настоящее время методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности, утверждённой приказом МЧС России от 30.06.2009 № 382, допускается проведение расчётов пожарного риска для зданий определённых классов функциональной пожарной опасности, в том числе Ф 4.1 (здания организаций дополнительного образования детей). При этом, проведение расчётов пожарного риска для зданий класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1 (здания дошкольных образовательных организаций) не предусмотрено.

Детские площадки (предназначены для игр и активного отдыха детей разных возрастов) в виде отдельных площадок для разных возрастных групп или как комплексные игровые площадки с зонированием по возрастным интересам

Преддошкольного (до 3 лет)

Дошкольного (до 7 лет)

Младшего и среднего школьного возраста (7–12 лет)

Спортивно-игровые комплексы (хоккейные коробки, площадки для активных игр и т. п.) и оборудование специальных мест для катания на самокатах, роликовых досках и коньках

Для детей и подростков (12–16 лет)

Важно отметить, что в письме содержится требование проектирования игрового оборудования с учетом нормативных параметров безопасности, при этом все площадки должны быть обеспечены подъездами для инвалидов либо пандусами.

Детская площадка

Таким образом, предполагается, что детские игровые площадки не только должны быть доступны для детей-инвалидов, но и обеспечены как подъездами для лиц, передвигающихся на кресле-коляске, а также с детскими колясками, так и пандусами (при необходимости). Упомянутое требование, на наш взгляд, не распространяется на спортивные площадки, в связи с чем необходимо строго разграничивать виды объектов спортивно-игровой инфраструктуры.

На уровне проекта рекомендуется предусматривать условия беспрепятственного и удобного передвижения маломобильных групп населения по территории детской игровой или спортивной площадки с учетом требований градостроительных норм, а система средств информационной поддержки должна быть обеспечена на всех путях движения, доступных для указанных категорий на всё время эксплуатации.

Технические и иные характеристики оборудования детских спортивных и игровых площадок закреплены в следующих документах:

К общим правилам организации и обслуживания таких площадок можно отнести:

  • проведение регулярных осмотров оборудования (перед вводом оборудования в эксплуатацию, периодически, согласно графику, вплоть до ежедневных осмотров, которые требуют площадки, подверженные интенсивному использованию или актам вандализма);
  • документирование результатов этих осмотров;
  • устранение неисправностей (техническое обслуживание и правила эксплуатации).

Эксплуатант (организация, общество или частное лицо) с соответствующими полномочиями несет ответственность за соблюдение правил эксплуатации площадки, хранит соответствующую документацию (паспорт, графики проведения осмотров, журналы и акты осмотров площадок). Экплуатантом может быть как управляющая организация (если площадка находится в ее собственности или входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, которым она управляет), так и специальные организации по благоустройству городов или поселений (чаще созданные в форме унитарных предприятий). В последнем случае площадка принимается на баланс в качестве имущества, полученного в хозяйственное ведение или оперативное управление) [1].

Ст. 14.43 Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) (нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов) предусмотрена ответственность за ненадлежащую эксплуатацию площадок, субъектами которой могут выступать не только изготовитель и продавец, но и исполнитель (эксплуатант).

Следует отметить, что недостаточное внимание к вопросам безопасности игрового и иного оборудования, размещенного на объектах спортивно-игровой инфраструктуры, со стороны производителей и эксплуатантов может привести к негативным последствиям, выразившимся в противоправных действиях, устранение которых требует оперативного вмешательства органов прокуратуры.

Так, прокуратурой Новосибирской области проведена проверка безопасности игрового оборудования после того, как в декабре 2015 года воспитанница дошкольного учреждения, 4-летняя В., застряла на лестнице игрового комплекса, не смогла самостоятельно освободиться и задохнулась. По результатам проверки подготовлено исковое заявление в суд к муниципальному детскому дошкольному учреждению, мэрии и производителю игровых комплексов о запрете эксплуатации игрового оборудования и приведении его в соответствие с требованиями ГОСТ. Исковое заявление удовлетворено. Игровое оборудование демонтировано. Кроме того, в отношении директоров управляющих организаций, эксплуатирующих детские игровые площадки в г. Новосибирске с нарушением действующего законодательства, возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, им внесены представления об устранении выявленных нарушений (ряд детских площадок был покрыт слоем отсева щебня с элементами крупных фракций, не было ударопоглощающего покрытия поверхности вокруг элементов детского оборудования, что создавало опасность травмирования детей во время игры и др.) [2].

К сожалению, в последнее время от травм и несчастных случаев погибает во много раз больше детей, чем от инфекционных заболеваний, при этом травмы являются одной из причин детской инвалидности [3].

Более того, несмотря на угрозу возможного причинения вреда здоровью и угрозу жизни граждан в этой сфере, многими государственными и муниципальными заказчиками в период с 2013 года на детских площадках устанавливались качели с жесткими элементами подвеса вопреки требованиям п. 5.5 ГОСТ Р 52167-2012. Указанные действия государственных и муниципальных заказчиков противоречили принципу эффективности использования бюджетных средств, закрепленному в ст. 34 Бюджетного кодекса РФ, поскольку в настоящее время ранее закупленное и установленное оборудование (детские качели с жестким элементом подвеса) подлежит замене за бюджетные средства на качели с гибкими элементами подвеса (с канатами или цепями).

Детская площадка не соответствует ГОСТ

Травмирование ребенка на детской площадке с летальным исходом произошло в марте 2020 года и в Санкт-Петербурге.

Следственными органами Следственного комитета России по Санкт-Петербургу возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей). Из материалов уголовного дела следует, что в одном из детских садов, расположенных в Калининском районе Санкт-Петербурга, было обнаружено тело 3-летней девочки. По предварительным данным, девочка погибла во время катания на детской горке. Ее голова застряла между прутьями внешнего ограждения. Не сумев найти опору для ног, ребенок потерял сознание от асфиксии. Расследование уголовного дела продолжается [6].

Детская площадка

Приведенная нами в данной статье информация подтверждает востребованность прокурорского надзора в сфере обеспечения безопасности детей в условиях городской среды и необходимость неукоснительного соблюдения норм и правил использования оборудования на объектах спортивно-игровой инфраструктуры до наступления общественно опасных последствий. Наша общая задача – мерами контроля и надзора добиться максимальной безопасности вышеупомянутых объектов. Использование оборудования детских и спортивных площадок не должно создавать угрозу жизни и здоровья детей и взрослых.

Для наглядности и в целях использования органами контроля и надзора в работе положений нашего исследования в табл. 2 мы обобщили наиболее распространенные нарушения при эксплуатации объектов спортивно-игровой инфраструктуры.

Типичные нарушения требований стандарта

ГОСТ Р 52301-2013 Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования

ГОСТ Р 52169-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования

  • несоответствие нормативным значениям минимального размера зоны приземления (п. 4.3.26.4);
  • наличие препятствия в виде обнаженных элементов железобетонных конструкций в зоне падения, на которое ребенок может упасть и получить травму (п. 4.3.27.7);
  • неполнота информации имеющейся маркировки на элементах оборудования детской площадки (отсутствие наименования и адреса изготовителя или его уполномоченного представителя, года ввода в эксплуатацию (п. 6.2);
  • конструкции оборудования допускают возможность застревания тела, частей тела или одежды ребенка (п. 4.3.23.1)

Учитывая изложенное, возникает вопрос о целесообразности отнесения объектов спортивно-игровой инфраструктуры к объектам городской инфраструктуры как к таковым и о включении их в перечень сервисов, способствующих повышению комфортности жизни МГН в городе.

Подводя итог, полагаем, что объекты спортивно-игровой инфраструктуры являются востребованными и активно посещаемыми среди населения различных возрастных категорий, в связи с чем их целесообразно отнести к объектам городской инфраструктуры, предварительно определив (на законодательном уровне) критерии выделения последних. Учитывая значимость соблюдения условий доступности, безопасности, информативности и комфортности на объектах спортивно-игровой инфраструктуры, стоит рассмотреть вопрос о подтверждении упомянутых условий сертификатом соответствия в области предупреждения причинения вреда для инвалидов и иных маломобильных групп граждан, выданном в установленном законом порядке. При этом органам надзора и контроля надлежит усилить контроль за порядком и условиями получения сертификатов соответствия в области предупреждения причинения вреда для инвалидов и иных маломобильных групп граждан.

Денисова М.О. Детские площадки в деятельности УК. Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение, 2016, №10.

Вахрамеева Л.Н., Пуцын И.В. Безопасность детей на игровых площадках: требуется прокурорское внимание. Законность, 2017, № 1.

Апелляционное определение Свердловского областного суда от 30.03.2017 по делу №33-4605/2017.

Апелляционное определение Московского городского суда от 30.10.2017 по делу № 33-44585/2017.

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2017 по делу №А43-26378/2016.

Читайте также: