Какие исторические события легли в основу слово о полку игореве кратко

Обновлено: 05.07.2024

Что же касается исторической основы произведения, то в поэме рассказывается о событиях, имевших место во второй половине XII века. В этот период на Русь учащаются половецкие набеги, что вынуждает удельных князей объединиться перед лицом грозной опасности.

Киевскому князю Святославу Всеволодовичу, который объединил разрозненные русские дружины, удалось на время прекратить набеги половцев, одержав победу над ними в 80-х годах. Самодовольный двоюродный брат князя Игорь, который не пожелал принимать участие в объединенном походе против врага, решает сам одержать победу над кочевниками. Но его немногочисленное войско было разбито превосходящими силами противника, а сам он был взят в плен.

"Слово о полку Игореве" - выдающийся памятник древнерусской литературы, созданный неизвестным автором в конце XII века.

В этой статье представлена историческая основа "Слова о полку Игореве": материалы о том, каким событиям посвящено произведение и что происходило на Руси во время похода Игоря на половцев.

Историческая основа "Слова о полку Игореве"

События, описанные в "Слове о полку Игореве", имеют под собой историческую основу. Иначе говоря, "Слово о полку Игореве" - это произведение, основанное на реальных событиях.

Поход князя Игоря Святославича описан в хрониках того времени - Ипатьевской и Лаврентьевской летописях.

"Слово о полку Игореве" было написано на рубеже XII-XIII веков, когда феодальная раздробленность Руси достигла своего пика. Множество мелких княжеств враждовали между собой, доходя до братоубийственных войн.

Непростая ситуация внутри государства осложнялась угрозой со стороны половцев, народа тюркского происхождения, занимавшего степи между Волгой и Днепром. Этот кочевой народ представлял собой мощную военную силу.

Раздоры между князьями создавали благодатную почву для набегов половцев. Некоторые русские князья нанимали половцев в помощники в борьбе между собой. Раздробленная Русь была уязвима для атак половцев, и от этого страдали простые русские люди.

Известно, что походу Игоря предшествовал другой поход южнорусских князей против половцев. Этот поход состоялся в 1184 году под начальством киевского князя Святослава, который разбил врагов. Казалось бы, так князьям удалось надолго обезопасили Русь от набегов половцев.

Но в этом удачном походе не участвовал князь Игорь Святославич: гололедица помешала его войску прибыть к сражению. Судя по всему, Игорь тяжело переживал эту неудачу.

На пути войско Игоря встретило отряды половцев. В первой битве с ними русские остались победителями, но в следующей битве они потерпели сокрушительное поражение. Князья были взяты в плен. Вскоре Игорь бежал из плена на родину. Его сын Владимир женился на дочери половецкого хана Кончака и через два года вернулся на родину вместе с Всеволодом.

После возвращения из плена Игорь вместе с другими русскими князьями продолжили борьбу с половцами.


Такова историческая основа "Слова о полку Игореве". В статье представлены материалы о том, каким событиям посвящено произведение и что происходило на Руси во времена похода Игоря на половцев.

Исторической основой произведения является военный поход, совершённый северскими князьями против половецких племён под командованием ханов Гзака и Кончака. Поход был проведён с целью возврата Тмутараканского княжества. Вместе с Игорем Святославовичем были его брат Всеволод Святославович — Курский и Трубчевский князь, и племянник Святослав Ольгович — князь Рыльский. Также принимал участие князь Владимир Игоревич. Князей сопровождали ковуи (кочевники с левого берега Днепра), воевода Ольстин Олексич.

Половцы напали на Русь по направлению к Переяслявлю и Посемье. Переяславль был осаждён. Святослав Всеволодович вместе с Рюриком собрались было его освобождать, но половцы не стали ждать пока на них нападут. Они отступили, уничтожив город Римов. Игорю удалось вырваться из плена, его сын возвратился позднее, после женитьбы на дочери хана Кончака. Святослав Ольгович предположительно умер в плену или вернулся на Русь и стал Курским князем.

Каким событиям посвящено произведение?

В период с ХI по ХII век Русь страдала от феодальной раздробленности. Внутри государства сложилась непростая ситуация: с одной стороны — вражда мелких княжеств между собой, с другой — угроза от кочевых племен — половцев, которые, совершая набеги, представляли собой мощную силу. Поэтому необходимо было прекратить междоусобицы и объединиться в борьбе против половцев.

За год до этого события киевский князь Святослав разгромил большую орду половцев и взял в плен хана Кончака с сыновьями. Князь Игорь не принимал участие в том походе. Весной 1185 года, надеясь на удачу, Игорь отправляется в половецкие степи вместе с сыном, братом и племянником, не известив об этом Святослава и других князей. Они выступают объединенным войском 23 апреля. Игоря не остановило даже солнечное затмение, которое настигло их войско у реки Донец.

Первое сражение с половцами закончилось победой русских воинов, но во второй битве дружина Игоря была разгромлена превосходящими силами противника. Все князья попали в плен – впервые за долгие годы, много дружинников погибло. Русские потерпели жестокое поражение. Поход князя Игоря закончился бесславно. Победа над войском Игоря открыла половцам дорогу к Русской земле. Они захватили ряд населенных пунктов, убивали, грабили. Совместными усилиями русские князья отбросили половцев обратно в степь. Игорь бежал из плена и, объединившись с другими князьями, продолжил борьбу с кочевниками.

Таковы исторические события, описанные в древнерусских летописях – Лаврентьевской и Ипатьевской, из которых мы узнаем, как по-разному отнеслись современники к тем давним событиям. В Лаврентьевской летописи поступок Игоря осуждается, сам он изображен как недальновидный полководец, не думающий о последствиях своего похода. А Ипатьевская летопись, наоборот, проявляет сочувствие к Игорю, так как он доблестно и отважно сражался и раскаялся, осознав, что поставил под угрозу благополучие Русской земли.

Историческая основа:

В начале 12 века Мономах прогоняет врагов далеко за Дон.

Со смертью Владимира Мономаха усиливается феодальная раздробленность, набеги становятся более частыми

1170 год — съезд южнорусских князей.

1184 год — коалиция разбивает половцев.

Но зато в 1185 году русские войска терпят сильнейшее поражение.

Описанию похода Игоря посвящены две дошедшие до нас исторические повести:

2. Ипатьеская (южнорусская). Подробное описание, трагедия. Человек, который описывал эти события, был сам вовлечён в них. Она не лишена художественности.

Написано было между 1185 и 1187 годами

Широкий простор родной природы живо ощущается и в плаче Ярославны. Ярославна обращается к ветру, к Днепру, к солнцу.

Чем шире охватывает автор Русскую землю, тем конкретнее и жизненнее становится её образ.

3) Совсем особую группу составляют женские образы. Все они овеяны мыслью о мире, о семье, о доме, проникнуты нежностью и лаской, ярко народным началом.

В идейном замысле образ Бояна имеет существенное значение.

Во вступлении мы видим певца Бояна. Он пел славу русским князьям. Автор размышляет, как начать повествование: правдиво или с полётом фантазии. Метод Бояна (фантазийный) ему не подходит.

1174 год — I поход Игоря.

1183 год — II поход Игоря.

I часть.

II часть.

Публицистика сменяется лирическим плачем Ярославны над Путивлем.

III часть.

Плач Ярославны — олицетворённая природа, обращение к ветру, Днепру и солнцу. Этот плач — важное звено для развития сюжета; плач предваряет разлуку — бегство Игоря из плена. Затем — бегство Игоря со сказочными превращениями.

III часть самая эмоционально-поэтическая. В конце — слава князьям за мужество и храбрость.

Итак, автор берёт из истории лишь некоторые факты, которые позволяют ему ярче выразить главную идею. И именно гражданский патриотизм является основой композиции.

14. Переводная литература домонгольской Руси.

Преобладала церковная переводная литература над светской для упрочения новой веры, христианской морали. Но древнерусские книжники перевели ряд воинских, исторических, дидактических повестей с греческого. Чтобы приблизить перевод к русской реальности, для приближения к реальному времени переводчики искажали произведение. Для этих произведений характерен историзм, нравоучения, дидактизм.

Христианские мотивы: Александр признает в Иерусалиме признает единого бога. В Лусовом пристанище он пытается попасть на небеса, но услышав глас предупреждения отказывается от этой затеи.

Иосаф – сын индийского царя Авенира, который не хочет, чтобы его отпрыск стал христианином. Юноша встречает старца Варлаама, который рассказывает нравоучительные притчи, а после крестит Иосафа. Отец пытается повернуть сына опять к язычеству, но попытки тщетны. Его сын уходит в пустыню, в странствии найдя Варлааама, живет с ним в пещере. Нетленные их тела переносят в индийскую столицу.

Провозглашается победа христианства над язычеством.

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры…

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между…

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам…

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем…

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Вариант 3

Наконец, решив развернуть политику противостояния Степи, Святослав организует военный поход на половцев. Игорь от участия отказался, поскольку усиление власти двоюродного брата было ему невыгодно. Однако поход был успешным, и тогда Игорь вместе с братом и племянником сами вторгаются в Степь и грабят половецкие кочевья. Когда половцы предприняли ответный поход на Киев, и Святослав попросил у Игоря помощи, тот отказался. Как, впрочем, отказался и от предложения старого союзника, Кончака, присоединиться к нападению. Итак, Святослав вновь разгромил половцев. И, чтобы закрепить успех чтобы прекратить половецкое вмешательство во внутренние дела Руси, решил предпринять новый грандиозный поход, объединив войска всех русских князей. И тут Игорем овладела безумная идея – самому добить половцев и захватив себе всю славу. Результаты были бы для Игоря впечатляющими: независимое положение Северских земель; возможность захватить утерянный ранее город Тмуторокань (выход к морю и военную базу); политическое преимущество в борьбе за киевский престол. Поражение половцев в 1184году, казалось, предвещало Игорю легкую победу.

Итак, 21 апреля 1185 года Игорь Святославич со своим войском выступил в поход. Встреча с братом Всеволодом и его дружиной, а также ополчением из опытных воинов – курян состоялась 5 мая. А через несколько дней, 7-8 мая, половцам стало известно о передвижении русских дружин. Игорь узнал об этом, допросив захваченного пленника, но наступления не отменил. Половцы нарочито отступали, Игорь бросился догонять… А навстречу уже двигались от Приднестровья орды под предводительством Кончака. И 12 мая 1185 года не реке Каяле состоялась роковая битва. Случилось непредвиденное – половцам удалось собрать силы, противостоять которым Игорь не мог. Несмотря на его личную храбрость и мужество русских воинов, битва была проиграна. Последствия этой авантюры были ужасны – ответное нашествие половцев и разорение множества городов и сел.

Историческая основа

Об этой неудачной военной кампании имеются сведения в хрониках того времени, в том числе в Лаврентьевской и Ипатьевской летописи. В это время на Руси было множество отдельных княжеств, которые не только не помогали друг другу с неприятелем, но и вели братоубийственные войны, о которых также упоминается в книге.

Историческая основа произведения:

  • неудачный княжеский поход;
  • феодальная раздробленность Руси;
  • постоянные набеги половцев.

На половцев ходил князь Святослав,

Многочисленные раздоры между князьями создали благодатную среду для постоянных набегов половцев, которые пользовались такой ослабленностью Руси. Только Игорь Святославович смог собрать большую дружину, которая была способна противостоять мобильным отрядам кочевников. Он вместе со своими воеводами отправился на бой, ему предстояло выдержать длительный поход по Днепру, а в последующем — по выжженной солнцем степи.

Лето в тот год выдалось особенно жарким, поэтому ратники страдали от жажды. Часть из них заболела, а пользуясь ослабленностью дружины, половцы напали на них, практически полностью разбив армию. Князь и его приближённые попали в плен, спастись из которого смогли лишь через несколько лет. Это поражение стало одним из самых болезненных для Киевской Руси, после чего на почти десяток лет пришлось позабыть о торговле с восточными городами и странами.

Побег князя из плена

В рукописи говорится, что бог не отвернулся от русского князя, и через несколько лет ему удалось всё же бежать из плена. Несколько месяцев Игорь скитался по степи, а в последующем шёл от селения к селению, пробираясь в родной Киев. Впрочем, историки часто отмечают, что о побеге князя от половцев нет никаких документально подтвержденных сведений. С большой долей вероятности киевского князя просто выкупили или же его отпустили в качестве жеста доброй воли. А в этом произведении просто приукрасили это событие, рассказывая о полном опасностей побеге из плена.

Побег князя Игоря из плена

Известно, что сын Игоря Владимир, который взошел на царство в Киеве, сначала пытался освободить отца, а потом согласился на династический брак, взяв в жёны дочь половецкого хана Кончака. Это и позволило Игорю, вместе с его родным братом Всеволодом, вернуться на родину. В последующем князья продолжили борьбу против кочевников, а в конечном счете киевляне полностью победили степной народ, который более уже не беспокоил своими набегами многочисленные южные селения.

География произведения

В этом произведении упоминаются такие страны и земли как:

  • Русь.
  • Литва.
  • Половецкие земли.
  • Корсунь и греческие полисы.
  • Византия.

При этом отсутствует конкретное описание места, где состоялось главное сражение. Это дает повод современным историкам усомниться в оригинальности этого произведения. Так как во всех других летописях того времени имеются максимально подробные описания мест, где прошла основная битва.

Источники текста

Известно, что рукопись произведения сохранилась лишь в одном переписанном варианте, входившем в древнерусские летописи и принадлежавшем графу Мусину-Пушкину. При этом неизвестна история появления этой копии. Ученые спорят: приобрёл ли собственник текст у настоятеля Спасо-Преображенского монастыря или этот вариант был получен из Кирилло-Белозерской библиотеки. В последующем такая единственная оригинальная средневековая копия, которая хранилась в графском дворце, сгорела в пожаре в Москве в 1812 года. Последнее и дало повод усомниться в подлинности произведения.

В Гамбурге в местном журнале в 1797 году напечатан переписанный с мусинской версии вариант, на основании которого в последующем были сделаны все копии, в том числе и переведенные на русский язык.

Многие историки литературы спорят: является ли такое произведение подлинным и действительно ли оно написано на стыке XII или XIII века или же полностью выдумано иноками Спасо-Преображенского монастыря, которые в его основу положили известную историю княжеского похода.

Особенности утраченной рукописи

По всей видимости, многочисленные мелкие исправления и литературные обороты, которые не характерны для эпохи феодальной раздробленности Руси, были внесены уже при многочисленных копиях с оригинала или ранних источников. Именно по причине отсутствия оригинального варианта многие литераторы дают комментарии и утверждают, что рассматривать текущую версию как эпос XII—XIII вв. еков не приходится. По факту, большая часть этого произведения была переписана, а язык реального автора был практически полностью утерян.

Сегодня эта поэма, рассказывающая о событиях в 1185 года, кратко включается в школьную программу. Ученикам придётся подготовить сочинения и доклады, различные конспекты и рефераты, в которых рассматривается как сюжет, так и историческая основа повести. В старших классах делают читательские дневники, а также пишут краткие работы по темам этого эпоса, посвящённые созданию произведения и затрагиваемым в нём вопросам.

Читайте также: