Дополнительное образование проектная деятельность в школе

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Сагдетдинова Альфия Талгатовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО " ДДТ " Дружный"
Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая раработка
Тема: "Проектная деятельность в дополнительном образовании детей".
Раздел: дополнительное образование

Методическая разработка по теме

Проектная деятельность в дополнительном

образовании детей.

Автор : педагог дополнительного образования

Сагдетдинова Альфия Талгатовна

Проектная деятельность в дополнительном образовании-------------------------------------------5

Этапы планирования проекта в дополнительном образовании---------------------------------5

Современное применение в дополнительном образовании--------------------------------------7

Преимущества проектной деятельности в дополнительном образовании---------------------11

Результаты проектной деятельности в дополнительном образовании--------------------------12

Проектная технология в дополнительном образовании это передовая технология

проекта. Метод проектов способствует тому что учащиеся активно проявляют себя в

системе общественных отношений и формирует в ребенке социально активную позицию.

организации собственной деятельности, развить индивидуальные способности.

Проектная технология максимально развивает коммуникативность, умение решать

проблемы, учит ответственности, не бояться трудностей. Еще с 1925 г. В России стала

известна и получила развитие образовательная технология проектного обучения. Впервые

эта технология широко распространилась в США в 1919 г. В ее основу легли философские

мнению Д. Дьюи, опыт и знания ребенок должен приобретать в ходе исследования

проблемных обучающих ситуаций, проведения опытов и экспериментов, изготовления

схем, макетов различных макетов.

проблемы учеником, самостоятельного планирования и решения поставленных задач.

коммуникативные способности детей.

В моем опыте проектная технология доказала свою эффективность. Благодаря

самостоятельного создания проектов.

проекта к проекту с целью распланировать предстоящую деятельность.

Проявление инициативы у детей – в процессе работы, на ранних стадиях

группа самостоятельно провела мозговой штурм с целью поэтапно детально

расписать требуемые обязанности и распределить работу.

включились в работу с энтузиазмом и сохраняли уровеь трудолюбия до

Знакомство с педагогической проектной технологией;

Организация

деятельности

дополнительном

образовании;

Освоение структуры проектной технологии.

Усвоить историю возникновения и развития проектной технологии

образования;

перспективы

использования

педагогической технологии в дополнительном образовании.

Определение терминов и понятий

означает работы учащихся с целью не только создать новое, но и приобрести уникальный

поставленных задач направленных на выполнение проекта.

Проектная деятельность в дополнительном образовании

деятельность предлагает детям благоприятную среду для развития конкурентноспособных

Так как дополнительное образование не подвержено ограничениям и требованиям

поистине уникальную среду в которой дети становятся двигателями и генераторами идей а

консультирующую роль и следит за соблюдением техники безопасности.

выполнению перед коллективом сверстников и контролирующей инстанцией (учитель,

Процесс приобретения учащимся опыта в ходе проектной деятельности можно

сравнить с обучение ребенка ходьбе. Те навыки, которые большинство взрослых считают

ищущий ум и вовремя оказать поддержку при трудностях.

группу детей выбравших себе цель от проекта к проекту пока учащиеся не научатся четко

представлять себе что может им понадобиться для выполнения того или иного проекта.

Это может включать в себя смесь материальных и нематериальных ресурсов и как показал

мой опыт, учащиеся проявляют невероятную ловкость и сообразительность в нахождении

путей решения поставленных задач.

Этапы планирования проекта в дополнительном образовании

На основе педагогического опыта и анализа соответствующей специализированной

вовлечь учащихся в процесс, минимизировать риск неудачи, и подготовят почву для

успешной реализации проекта.

Мы используем данную методику в группе по предложению самих учащихся. По выбору

учителя, и в зависимости от особенностей группы (например в классах учащихся с

девиантным поведением) на генерацию идей могут быть наложены ограничения. Затем из

банка идей выбирается одна или несколько которые будут реализованы.

На данном этапе учащиеся самостоятельно определяют, чего они хотят добиться в

процессе выполнения и по результатам проекта. Важно вовлечь всех детей в обсуждение,

так как изначальная инвестиция идеями повлечет за собой дальнейший интерес к их

участник, тем больше будет его мотивация довести проект до конца.

проект. Это могут быть родители, другие учащиеся, или коммерческие проекты, где дети

Дети обсуждают, по каким критериям они будут оценивать выполнен ли проект

согласно задумке. Какими результатами они будут удовлетворены, и что им доставит

удовольствие от проделанной работы. В практической части данной разработки можно

желаемый результат проекта.

Планирование этапов выполнения проекта. «С чего начать и что делать

На данном этапе дети решают, что предстоит сделать, чтобы реализовать задумку.

Составляют план работы и распределяют обязанности. В младших группах дети будут

ожидать помощи учителя в определении необходимых действий. По мере накопления

проектного опыта дети будут полагаться на опыт учителя меньше, и педагог сможет

оценить успешность данной методики по количеству и качеству предложенных идей а

основываясь на предыдущем опыте. Если предыдущие этапы были выполнены правильно,

то у учителя не должно возникать никаких проблем с участием детей. Близость желанной

награды мотивирует каждого участника проекта на то чтобы поучаствовать в групповом

анализе и оценке объема предстоящих работ.

обсуждения, они определяют имеющиеся и недостающие ресурсы, и объем работ по

заключалась в подготовке элементов постановки – декораций, героев и т.д.

оценивают свои силы и возможности, анализируют факторы риска, и разрабатывают

вып ол н е н и я

выполнению работ определенных на этапе планирования. Результат планирования может

носить настолько свободный или формализованный характер, насколько удобно педагогу.

список работ и обязанностей для каждого ребенка. Важно, чтобы ребята прописали

структуру проекта и видели четкий логический механизм реализации.

действительное достижение цели. Путем опроса, либо сбором отзывов и предложений ,

обучающиеся анализируют результаты своей деятельности в рамках проекта.

История проектного метода (Джон Дьюи)

В конце XIX — начале XX в. общеобразовательная школа Америки, как и других

экономического, политического, общественного и культурного развития. В начальной и

книжную учебу — оторванное от жизни заучивание "основ" естественных и иных наук.

Чтобы окончательно не оторваться от жизни, школа должна была как можно скорее

понимание устройства общества и жизни.

Программа реформирования школы, выдвинутая Дьюи, продолжала его критику

существовавшей практики школьного образования. Эта критика диктовала во многом и

саму проблематику его психолого-педагогических, философско-педагогических и

Самый большой недостаток школы, — считал он, — происходит от невозможности для

ребенка свободно и в полной степени использовать опыт, приобретенный им вне школы, в

самой школе; и наоборот: он не имеет возможности применять в повседневной жизни то,

чему научился в школе.

Дьюи выступал против формального образования, принудительного "дисциплинирования

голого ума". Инертная традиция современной школы воспитывает в детях желание и

готовность действовать по указке, конформность, отвращение к сомнению и

экспериментированию. Различными замаскированными принуждениями,

инсинуированными взятками, педагогическими "торжественностями" свежесть юности

заставляют увянуть и ее живую любознательность потускнеть. Школьное обучение

становится ремеслом пользоваться беспомощностью юношества.

По убеждению Дьюи, школа должна быть зародышем общественной жизни, должна быть

проникнута духом искусства, истории и науки, не отделяя обучение культуре от

специального образования. Наше общество станет более достойным и гармоничным, если

школа пропитает члена своей маленькой свободной общины духом служения обществу и

снабдит его средствами для творческой самодеятельности.

Школа, по Дьюи, есть социальный центр. Поэтому цель Дьюи — превратить школу в

общество в миниатюре, в общество в зародыше.

Только в общении и притом только в ходе общения человек приобретает цели, верования,

мотивы и знания. Эти вещи нельзя получить, передавая их друг другу, как кирпичи, их

нельзя распределить между индивидами, как делят пирог, разрезая его на куски.

Общение, обеспечивающее участие человека в общественных сферах сознания, дает

эмоциональные и интеллектуальные результаты — развитие личности, ее способностей.

Образование и воспитание должны быть разными для разных людей и должны гибко

меняться со временем под влиянием политических соображений (воспитание хороших

Таким образом, главнейшая задача школы — приучить детей к сотрудничеству и

взаимопомощи; в развитии у них сознания взаимной зависимости; в содействии детям на

Проектная деятельность в дополнительном образовании не новшество последних десятилетий. Этот метод обучения появился еще в начале прошлого века, но до недавнего времени применялся в основном в средних школах и вузах. А между тем кружки и центры обладают всем необходимым потенциалом для развития проектного образа мышления у подрастающего поколения, что в будущем положительно скажется на уровне организаторских способностей молодых людей.

Что такое проект

Дети на уроке

В образовании вообще проект (от лат. projectus – выступающий, выдвинутый вперед) – одна из разновидностей самостоятельной исследовательской работы учеников, цель которой состоит в развитии творческого мышления. Обучение с использованием проектной деятельности направлено на решение заранее обозначенной проблемы или достижение заданного результата.

Трактовка термина отличается в зависимости от предметной области, в которой он применяется. Например, в менеджменте под проектом понимают любую деятельность, состоящую из комплекса отдельных шагов, а в технических науках – это идея создания нового объекта, задокументированного в чертежах и схемах.

При использовании проектной деятельности в дополнительном образовании (ДО) роль педагога сводится к консультированию и организации познавательной работы, а всю необходимую информацию ученики добывают самостоятельно: как отдельные участники образовательного процесса или работая в парах, группе.

Проект может включать в себя различные элементы, более привычные для школьников и студентов:

  • доклад – знакомство аудитории с темой или проблематикой, не требующее научного обоснования и доказательной базы;
  • исследование – активность, направленная на решение задачи с неизвестными результатами;
  • реферат – поиск, аналитическая обработка и представление полного объема тематической информации, содержащейся в различных источниках.

Эти элементы можно рассматривать как составляющие проектной работы.

Дополнительное образование по сравнению со школой имеет огромный плюс в применении проектной модели обучения – высокую мотивацию и личную заинтересованность слушателей в результате. В стандартных учебных заведениях некоторая часть учеников видит смысл занятий только в получении оценок и аттестата.

Достоинства проектного метода обучения:

  • позволяет решать объемные задачи за счет работы в группах;
  • легко применим в любом творческом объединении;
  • формирует значимые для будущей профессии ученика знания и умения;
  • служит хорошей формой оценки достижений;
  • учит детей сотрудничать с педагогом и работать с коллективом;
  • формирует у обучающихся целый набор полезных компетенций (коллективное решение проблем, умение ставить цели, планировать работу, выделять важные аспекты, критически мыслить, грамотно распределять функции).

Проектная деятельность объединяет в себе сразу несколько результативных методов обучения, отображенных на рисунке.

Методы обучения

Главная специфика проектной деятельности состоит в том, что должна иметь место интересная автору проблематика, которая будет мотивировать его к обучению. Перед ним ставится достижимая цель (решение исходной задачи), воплощаемая в созданном проектном продукте.

Проблематика в проектной деятельности

Существует огромное разнообразие проектов. Критериями их классификации могут служить различные аспекты:

  • масштаб работ;
  • сроки реализации;
  • число участников;
  • тематика области;
  • вид исследования;
  • степень сложности;
  • место реализации;
  • объем используемых ресурсов;
  • возможность применения полученного продукта в реальной жизни и др.

Основные виды проектов отражены на рисунке.

Основные виды проектов

В зависимости от масштабов работ проекты бывают трех видов:

  • монопроект – творческая деятельность любого типа, которая ведется в одном направлении;
  • мультипроект – объединение нескольких монопроектов;
  • мегапроект – самый масштабный вариант, включающий одновременно моно- и мультикомпоненты, часто имеет вид программы отраслевого или регионального развития.

По срокам реализации и продолжительности выделяют:

  • мини-проекты, на выполнение которых достаточно 1 урока или даже его части;
  • краткосрочные проекты – задания, рассчитанные на 4–6 стандартных занятий;
  • среднесрочные – работы, продолжающиеся от 30 до 40 часов, предполагают глубокое погружение в них, сочетание классной и внеклассной нагрузки;
  • долгосрочные проекты – рассчитаны в среднем на год, выполняются во внеурочное время.

В зависимости от предметной области, в которой проводится исследование, проекты бывают техническими, экономическими, организационными, социальными. В этом случае их называют монопроектами. Если изучаемая проблематика охватывает одновременно несколько областей, работа будет относиться к смешанному, межпредметному типу.

Для системы дополнительного образования и школ особое значение имеет учебный вид проектов. Это вид познавательной деятельности, когда навыки и новую информацию ученики получают самостоятельно в процессе практической реализации задумки.

Если за основу классификации брать контакты участников, исследования делятся на следующие виды:

  • международные (объединяющие участников из разных стран, как правило, при помощи интернета и телефонии);
  • региональные и межрегиональные (совместные исследования, проводимые учениками из одного или нескольких регионов соответственно);
  • внутришкольные;
  • внутриклассные.

По методам, применяемым в процессе работы над проектами, их делят:

  • на творческие;
  • информационные;
  • исследовательские;
  • практико-ориентированные;
  • ролевые.

В зависимости от того, проект какого вида в разработке, ученик будет выполнять разные функции и задачи.

Функции

Главное назначение проекта в дополнительном образовании состоит в том, чтобы научить детей самостоятельно овладевать практическими навыками и организовывать познавательный процесс на всех стадиях обучения (от идеи создания объекта до его применения в жизни). Такой результат достигается благодаря трем главным функциям, которые выполняет проект:

  • развивающей – ученики отрабатывают навыки выбора одного решения проблемы из множества существующих вариантов, а затем в краткосрочном и долгосрочном периоде оценивают эффективность принятого решения;
  • образовательной – состоит в знакомстве с новыми знаниями, терминами и умениями (причем нужную информацию ученик ищет самостоятельно, а педагог только направляет в правильное русло);
  • воспитательной – развитие у детей личных качеств, способствующих их успеху в будущем (ответственность, деловая активность, предприимчивость, разумный авантюризм).

Сочетание этих трех функций учит детей рассматривать свою жизнь в качестве глобального макропроекта, благодаря чему они сразу расставляют приоритеты, грамотно и методично решают поставленные задачи и добиваются успеха на деловом поприще.

Этапы работы

Специфика проектной деятельности в допобразовании состоит в том, что получаемые в ходе работы знания и умения должны быть новыми для учеников, но в то же время им необходим хотя бы базовый опыт и минимальный уровень готовности. В противном случае задача окажется непосильной для выполнения, и дети быстро потеряют к ней интерес. Избежать такой проблемы помогает следование стандартным этапам работы над проектом:

  1. Проблематизация – формулировка главной проблемы. Она должна побуждать ученика к действию, мотивировать к преодолению трудностей.
  2. Целеполагание или преобразование проблемы в личную цель ученика или группы детей, формирование идеи ожидаемого результата.
  3. Планирование – разбивка всего хода решения задачи на последовательные шаги. Такая детализация работы помогает правильно распределить ресурсы (время, сырье, усилия участников) и способы создания проектного продукта, составить график выполнения работ.
  4. Выполнение составленного плана. На этом этапе часто происходит изменение намеченных шагов, а иногда и представления об ожидаемых конечных продуктах.
  5. Самооценка + рефлексия – сравнение полученных результатов с плановыми. На этом этапе анализируются допущенные ошибки, оцениваются достижения, прогнозируются перспективы разработанного проекта.

Каждый из этапов может разбиваться на более мелкие шаги, зависящие от параметров проекта (предметной области, сложности, количества участников и др.).

Завершение проекта – презентация

Когда автор находит способ решения первоначальной проблемы, он создает презентацию продукта. Она должна демонстрировать результаты проделанной работы и навыки, которые получил ученик.

Сопроводительная речь в идеале должна иметь вид тезисов, которые отражают:

  • общие сведения о проделанной работе;
  • объемы обработанных информационных массивов (использованных средств);
  • пояснение результата.

Стандартная продолжительность выступления – 7–10 минут. Автору проекта полезно заранее попытаться спрогнозировать вопросы, которые могут возникнуть у публики, чтобы дать на них максимально четкие ответы.

Методика выполнения

Метод проектирования – это то, каким именно способом будет организована научная и познавательная деятельность учащихся. Результатом образовательного процесса становятся изделия, услуги и любой полезный эффект. Все необходимые навыки для достижения первоначальной цели ученик нарабатывает самостоятельно по мере реализации проекта.

Выполнение заданий происходит по определенным правилам:

  • постепенность информационной загруженности;
  • выполнение задач начинают с более простых и знакомых, последовательно переходя к усложненным вариантам;
  • постоянное усложнение требований к ученикам при одновременном соблюдении разумности критериев.

Такой подход помогает ученикам осознать собственные возможности.

Функции педагога в проектной деятельности:

  • содействовать получению всего необходимого для работы (справочников, литературы, инструментов и др.);
  • помочь найти способы разрешения возникших сложностей;
  • зачесть или забраковать отдельные этапы выполнения проекта;
  • научить ёмко описывать результаты работы;
  • кратко резюмировать итоги проектной деятельности.

В ходе работы ученики по мере необходимости могут обращаться к подходящим источникам информации (интернет-ресурсам, справочникам, учебникам и другой литературе). Нужные сведения можно получить от общения с членами семьи, консультантами и экспертами в области, к которой относится проект.

Оформление

Проектная деятельность сопровождается оформлением особого документа – пояснительной записки. Она состоит из 7 элементов, перечисленных на рисунке.

Элементы пояснительной записки

Структура пояснительной записки

Завершается пояснительная записка списком использованной литературы. Если для раскрытия текста необходимо сопроводить его габаритными таблицами, рисунками или другими объемными вспомогательными материалами, их выносят в приложение, а в основной части приводят лишь ссылку на них.

Учреждения допобразования – самая благоприятная среда для того, чтобы организовывать полноценную проектную работу. В кружках и центрах ДО педагоги совместно с родителями могут найти индивидуальный подход к любому ребенку, привлечь его к продуктивным занятиям без психологического принуждения.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Министерство образования и науки российской Федерации

Управление образования администрации Тайшетского района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Возраст обучающихся – 10-15 лет

Срок реализации программы - 1 год

Количество обучающихся

в группе – 13человек

Количество часов - 72

Корчагина Л.С., педагог

Пояснительная записка 3

Учебно-тематический план 7

Содержание разделов программы 8

Способы проверки результатов 11

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. Учреждения дополнительного образования, как и школы, озабочены сегодня поиском иного содержания труда педагога. Время непреклонно требует от каждого педагога быть адаптированным к изменениям в профессиональной деятельности и быть готовым к самообразованию и практической реализации новых знаний. Организация проектной деятельности обучающихся в любом образовательном учреждении требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач учебно-методических, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Работа над проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную созидательную творческую работу.

Методическая служба Центра с 2005 года обозначила одним из приоритетных направлений работу по обучению всех педагогов методу проекта. Был разработан план мероприятий, позволяющий педагогам постепенно овладеть новым видом технологии. Постепенно проектная деятельность в учреждении стала носить системный характер: от индивидуального исследования по теме проекта, к групповому исследованию-проекту широкого охвата многих областей знаний.

Так возникла необходимость в создании универсальной образовательной программы по обучению методу создания проекта в рамках программы любой направленности.

Пояснительная записка

Данная программа разработана на основании письма Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 года , № 06-1844 и в соответствии с примерными требованиями к программам дополнительного образования детей

Программа имеет социально-пеагогическую направленность с элементами культурологической и предназначена для получения школьниками дополнительного образования в области творческого и социального проектирования.

Актуальность, педагогическая целесообразность программы

Внедрение проектной деятельности в образовательный процесс поможет повысить качество образования в учреждении, добиваться творческих успехов, а самое главное привлечь детей к новой форме деятельности, и научить их видеть то, что они ранее не замечали или просто не понимали.

Педагогическая целесообразностью данной программы заключается в соответствии желаемых изменений свойств и качеств личности обучающегося согласно спрогнозированным в программе целям и задачам образования. То есть, это новые идеи, принципы проектной методики, которые соответствуют социальному заказу общества и современным тенденциям развития российского образования; возможности решения широкого спектра педагогических задач на данном предметном материале для данного контингента обучающихся.

Н овизна и отличительные особенности данной программы от подобных предметных программ

Новизна программы заключается в том, что она разработана для сборных групп детей, которые стремятся добывать знания целенаправленно по мере возникновения у них потребности решения возникающих проблем. При этом это дети не только разного возраста, но и с разными стартовыми способностями. Программа отличается ещё и тем, что позволяет в условиях как учреждений дополнительного образования детей, так и общеобразовательной школы расширить возможности любой образовательной области .

Цель программы : обучение детей основам проектной деятельности и их активное творческое развитие с учетом индивидуальности каждого ребенка посредством решения поставленных проблем.

Задачи :

- познакомить учащихся с теоретическими материалами по проектной деятельности;

- сформировать у школьников психологическую готовность к восприятию проектной деятельности;

- дать представление о типах проектов, его проблемах целях, задачах, актуальности и гипотезах; обучить этапам проектирования и работе с разными источниками информации;

- развить навыки коллективной проектной деятельности и решений специфических проблемных ситуаций, возникающих в групповом процессе;

- сформировать у школьников готовности к переносу полученных учебных навыков в ситуации реальной жизнедеятельности и реального общения;

- развить социально-психологические качества личности.

- научить самостоятельному достижению намеченной цели;

- научить предвидеть мини-проблемы, которые предстоит при этом решить;

- сформировать умение работать с информацией, находить источники, из которых ее можно почерпнуть;

- сформировать умения проводить исследования, передавать и презентовать полученные знания и опыт;

- сформировать навыки совместной работы и делового общения в группе.

Требования к учащимся

Учащиеся должны знать:

-Виды проблемных ситуаций

-Виды продуктов проектной деятельности

-Этапы проектирования, содержание работы над проектом на каждом этапе

-Формы защиты презентаций

-Требования к проектной работе и критерии оценок проекта и его презентации

Учащиеся должны уметь:

-Формулировать тему, проблему, ставить цель и задачи, обосновывать актуальность проблемы, определять гипотезу: доказывать или опровергать ее.

-Определять тип проекта по разным классификациям

-Изготовлять продукт проектной деятельности

-Составлять содержание работы и план своих действий на каждом этапе

-Составлять структуру своего проекта

-Проводить исследование и делать выводы по его результатам

-Работать с различными источниками информации, используя разные формы работы с научной литературой, составлять библиографию и список литературы.

-Структурировать материал, выделять главное для презентации

-Грамотно презентовать свою работу, выбрав форму защиты и подготовив речь своего выступления

-Проводить самооценку своей деятельности и оценку деятельности других участников курса

Возраст обучающихся , на который рассчитана данная образовательная программа

Программа направлена на работу с детьми и подростками с разным уровнем способностей и подготовки и рассчитана на 1год обучения.

Группы формируются по возрасту: 10-12 лет, 13-15 лет

Соответственно возрастной категории усиливается содержательная часть программного материала. По составу группы могут быть как постоянными, так и переменными, в зависимости от целевого назначения проектов. Количество детей в группах не должно превышать 13 человек. Предполагается работа по индивидуальным образовательным маршрутам для детей с ярко выраженными способностями в области творческого и социального проектирования. На эту работу должно отводиться не менее 36 часов в год на одного ребёнка согласно учебному плану учреждения.

Содержание разделов программы может быть основой для организации учебно-воспитательного процесса Центра по траектории развития проектных умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых учеников .

Для обучения принимаются все желающие без предварительного отбора.

Формы и режим занятий

Общий курс для всей группы составляет 72 часа, в которые входит как теоретический курс, так и практическая работа по созданию продукта проекта. Занятия проводятся из расчёта по 1часу 2 раза в неделю.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана для 7-8 классов для знакомства с проектной деятельностью, в соответствии с ФГОС.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Составитель:

Парфёнова Ольга Владимировна

Учитель истории и обществознания

Пояснительная записка.

Каждый педагог в своей практике сталкивается с проблемой отсутствия учебной мотивации к предмету у некоторых учеников. Это закономерно - человеку не может нравиться все и сразу. Однако, необходимость решения этой проблемы, ни у кого не вызывает сомнения, ведь учебная мотивация является решающим фактором эффективности учебного процесса.

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: "не хочет учиться”, "мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.

В рамках программы предполагается проектная работа по выбранной учениками теме в любой предметной области, где каждый из членов клуба вносит свой вклад в работу. После анализа найденного материала учениками проводится его обработка. Проектные работы могут быть представлены в виде электронных и бумажных справочников, энциклопедий, фотографий, описаний, презентаций. Таким образом, у каждого проекта будет наглядный результат, который смогут оценить ученики школы и учителя.

В современной системе образования особая роль отводится личностно-ориентированному и деятельностному подходу. В рамках клуба проектной деятельности возможна реализация данных принципов.

Цель – развитие стойкого интереса учеников к изучению школьных предметов через организацию клуба проектной деятельности; теоретическая и практическая подготовка учащихся к выполнению конкретных видов проектной деятельности; формирование универсальных действий обучающихся; развитие творческих способностей и инновационного мышления; общение и сотрудничество обучающихся с группами одноклассников, учителей.

в отношении обучающихся:

обучение целеполаганию, планированию и контролю;

сформировать умения находить информацию в разных видах источников, анализировать источники;

овладение приёмами работы с неструктурированной информацией;

сформировать умение выступать перед аудиторией;

обучение методам решения творческого решения проектных задач;

повысить уровень интеллектуального, эстетического развития членов клуба;

углублённо изучить историю и обществознание.

в отношении учителя:

применение педагогических техник и приемов, которые обеспечивают самоопределение и самостоятельность обучающегося в процессе работы, и контроль за соблюдением этапов деятельности;

обучение приёмам и методам проектной деятельности, творческого поиска и работы с информацией;

разработка банка заданий, проблем, тем и учебно-методических комплексов для обеспечения многообразия видов деятельности.

в отношении администрации образовательного учреждения:

создание организационных возможностей для данного вида деятельности;

разработка локальных актов, поддерживающих усилия учащихся в проектной деятельности;

организация инфраструктуры: информационных ресурсов, образовательного пространства, поддерживающего этот вид деятельности;

создание условий для поощрения и практического использования результатов проектной деятельности.

Для успешной реализации программы используются следующие принципы:

доступности (предполагает освоение материала за рамками школьного учебника);

естественности (обучающийся сможет исследовать интересную для него тему, самостоятельно);

осмысленности (формирует умение совершать логические умственные операции, способность переносить полученные или имеющиеся знания в новую систему);

самодеятельности (основной показатель понимания обучающимися изучаемой им проблемы, становление его мировоззренческой позиции).

Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования. Современные развивающие программы образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Особенностью программы является реализация педагогической идеи формирования у обучающихся умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

системность организации учебно-воспитательного процесса;

раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Основные понятия:

Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования).

Проект обучающегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Специфика курса. Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Следует учитывать отсутствие у школьников навыков совместной деятельности, а также возрастные особенности детей данной группы. В связи с этим занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых уроках цикла, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.

Основные методы и технологии.

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, коллективные и индивидуальные проекты, самостоятельная работа, защита проектных работ, мини-конференция, консультация.

Методы контроля: консультация, доклад, защита проектных работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах проектных работ.

Читайте также: