Доминантное занятие по музыке в детском саду что это

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект открытого доминантного музыкального занятия

Автор: Румянцева Елена Николаевна, музыкальный руководитель.

Образовательные:

- закрепить танцевальные движения с использованием лент;

- закрепить ранее изученные упражнения и отрабатывать технику выполнения новых музыкально-пространственных упражнений;

- развивать в детях эмоциональную отзывчивость к музыке;

- обогащать знания детей о военных профессиях;

- обогащать слушательский опыт разнообразными по стилю и жанру музыкальными композициями.

Развивающие:

- способствовать развитию чувства ритма, координации движений, мелкой моторике рук, музыкального слуха;
- способствовать формированию правильной осанки и красивой походки;

- разучить танцевальный этюд с лентами;

- развивать творческие способности, воображение, фантазию, тренировать психические процессы посредством движения в различных темпах и ритмах, развивать восприятие, внимание, мышление;

- расширять словарный запас ребенка, развивать умение выражать словами характер музыки и ее настроение.

Воспитательные:

- в оспитывать творческую активность, воображение, умение слушать и слышать музыку;

- воспитывать интерес к музыке, потребность слушать знакомые и новые музыкальные произведения;

- воспитывать чувства отзывчивости, взаимопомощи;

- воспитывать чувства патриотизма, любви к Родине.

Интеграция образовательных областей:

- социально – коммуникативное развитие;

- художественно – эстетическое развитие;

Методы и приёмы:

1.Словесный метод – художественное слово, беседа, опрос, размышление.

2.Наглядный метод – применение ИКТ (показ презентации).

3.Практический метод – создание танцевальных композиций, пластическое интонирование, активное слушание музыки, музыкальные - ритмические игры.

Оборудование:

- синтезатор;

- акустическая система (колонки, микшер);

- мультимедийное оборудование: (проектор, экран, ноутбук);

- стульчики по количеству детей;

- разноцветные гимнастические ленты по количеству детей;

- музыкальные деревянные ложки по количеству детей,

Предварительная работа:

- беседы о военных профессиях;

Ход музыкального занятия:

1. Вводная часть.

Педагог исполняет своё приветствие:

Приветствие:

Музыкальный руководитель:

Дети: здравствуйте.

Музыкальный руководитель:

Я очень рада вас видеть. У вас хорошее настроение?

Музыкальный руководитель:

И у меня тоже. А давайте мы поделимся друг с другом хорошем настроением?

Музыкальный руководитель: И пожелаем всем доброго утра!

1. Доброе утро! разводят руки в стороны
Улыбнись скорее! слегка кланяются друг другу
И сегодня весь день хлопают в ладоши
Будет веселее.

2. Мы погладим лобик, движения по тексту
Носик и щёчки.
Будем мы красивыми, поднимают руки вверх и крутят фонарики
Как в саду цветочки!
3. Разотрём ладошки движения по тексту
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!

Музыкальный руководитель:

Ребята, доброе утро!

Присаживайтесь на стульчики.

Дети садятся на стульчики

Музыкальный руководитель:

Музыкальный руководитель читает стихотворение

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле,

Поднимаясь, мчатся вдаль,

Это празднует февраль,

О каком празднике говорится в стихотворении?

Дети: 23 февраля; День Защитника Отечества.

Музыкальный руководитель:

Дети: наших пап, дедушек и мальчиков.

Музыкальный руководитель:

Верно. Это праздник не только военных, но и наших пап и дедушек. Они ведь тоже когда-то служили в армии. Наши мальчишки еще ходят в детский сад, но пройдут годы и они тоже пойдут в армию и будут защищать нашу Родину. Ребята, а как ходят солдаты в Армии?

Дети: маршем.

Музыкальный руководитель:

А вы умеете маршировать?

Музыкальный руководитель:

Вот с ейчас мы это и проверим.

Музыкально – ритмические движения:

Музыкальный руководитель:

Проводится музыкально-ритмическая игра на определение жанра в музыке

Проигрываются 4 отрывка из музыкальных композиций (2 марша, 2 лирики):

Музыцирование:

Музыкальный руководитель:

Молодцы ребята, здорово вы маршировали. Присаживайтесь на стульчики. Вы будите замечательными солдатами. В армии у солдат очень много разных профессий. Какие военные профессии вам известны?

Дети: артиллеристы, лётчики, пограничники, танкисты, связисты, моряки.

Музыкальный руководитель:

Верно, ребята. А еще есть такие войска, которые передвигаются на лошадях – это кавалеристы.

Музыкальный руководитель:

Когда бежит лошадка, что вы слышите?

Дети: цокот копыт.

Музыкальный руководитель:

Давайте сейчас попробуем изобразить цокот копыт, а в этом нам помогут музыкальные деревянные ложки. Вставайте возле своих стульчиков.

Воспитатель раздает детям музыкальные деревянные ложки.

Музыкальный руководитель показывает, проговаривая слова.

Едем, едем на лошадке, но, но, но.

Рады, рады все ребятки, но, но, но.

Рады, рады прокатиться, но, но, но.

Звонко цокают копытца, но, но, но.

2. Основная часть.

Слушание музыки:

Музыкальный руководитель:

Великолепно, все так здорово играли на музыкальных деревянных ложках.

Воспитатель собирает музыкальные деревянные ложки у детей.

Тихо, тихо сядем рядом –

Обратите свое внимание на экран?

На экране появляется портрет композитора.

Музыкальный руководитель:

Ребята, какая музыка сейчас прозвучала?

Дети: веселая, задорная.

Музыкальный руководитель:

Что вам хотелось делать под это музыкальное произведение?

Дети: маршировать, бегать, прыгать.

Музыкальный руководитель:

Верно ребята, в произведении четкий ритм. И под эту музыку легко выполнять ритмичные движения. Какие музыкальные инструменты вы услышали?

Дети: аккордеон, труба, флейта, скрипка.

Музыкальный руководитель:

Правильно ребята, в музыкальном произведении звучали духовые, клавишные и струнные инструменты, потому что это играл оркестр.

Ребята, мы сейчас с вами просмотрели слайды, которые посвящены к празднику 23 февраля. В честь этого праздника всегда торжественно что запускают в небо? Посмотрите на экран, что вы видите?

На экране появляется картинка салюта.

Дети: салюты.

Музыкальный руководитель:

Танцевальное – игровое творчество:

Музыкальный руководитель:

Посмотрите ребята, у меня есть гимнастические ленты. Как вы думаете, похожи они на салюты?

Музыкальный руководитель:

А вы умеете с ними танцевать?

Музыкальный руководитель:

Прежде чем мы начнем с вами танцевать, нам необходимо вспомнить о технике безопасности работы с гимнастической лентой.

1. Гимнастической палочкой нужно работать очень внимательно и аккуратно.

2. Не подносить гимнастическую палочку к лицу.

3. Стоять нужно друг от друга на расстоянии вытянутой руки.

4. Во время упражнения, следить за тем, чтоб ленточка не лежала на полу, а все время была в движении. Если она остановится, то может запутаться, и завязаться в узелок.

Правила мы с вами повторили, теперь можно и танцевать!

Давайте все станем в шахматном порядке, так, чтобы вы могли все меня видеть, а я вам раздам гимнастические ленты,

Музыкальный руководитель вместе с воспитателем расставляют детей и раздают ленты.

Встанем прямо, не согнёмся,

И за пальчики возьмёмся.

Пальчиковая гимнастика:

Два — гвардейца-храбреца, (Показывают указательные пальцы)
Два — сметливых молодца. (Показывают средние пальцы)
Два — героя безымянных, (Показывают безымянные пальцы)
Но в работе очень рьяных.

Два мизинца — коротышки (Показывают мизинцы)
Очень славные мальчишки!
Один, два, три, четыре, пять. (Поочередно счит. пальцы на обеих руках одновр.)
Будем молодцев считать. (шевелят всеми пальцами обеих рук)
Пальцы встали дружно в ряд, (Показ. ладони, разводят в стороны пальцы и сводят)
Десять крепеньких солдат. (Хлопают в ладоши)

Музыкальный руководитель:

Мы на прошлом занятии с вами учили несколько упражнений с гимнастическими лентами, давайте немножко вспомним, как мы это делали?

1 элемент: качелька;

2 элемент: радуга + заборчик;

3 элемент: поставить вокруг себя заборчик - 1 круг;

4 элемент: дует ветер вокруг – воронка – 1 круг.

Музыкальный руководитель обращает внимание детей на осанку во время выполнения движений с лентой и правильной расстановке ног.

Давайте с вами соединим все наши элементы в одно упражнение.

Дети повторяют за музыкальным руководителем все движение под счет.

А теперь сделаем это упражнение под музыку.

Музыкальный руководитель:

Какие вы молодцы! Здорово плясали ваши ленточки, и поэтому салюты у вас получились очень красивыми и яркими.

Воспитатель и музыкальный руководитель собирают гимнастические ленты.

Распевание, пение :

А теперь давайте исполним чистоговорку про Родину и отвагу. Вставайте возле меня полукругом, чтоб всех было видно и слышно.

Дети встают возле музыкального руководителя и пропевают чистоговорку без музыки.

«Наша Родина сильна Да-да.

Охраняет мир она Да-да.

А теперь давайте попробуем все вместе под музыку.

Дети 3 раза пропевают чистоговорку вместе с музыкальным руководителем под синтезатор.

Музыкальный руководитель:

3. Заключительная часть.

Музыкальный руководитель:

Музыкальный руководитель показывает 4 флажка и рассказывает, какой цвет флажка, что означает, дети повторяют.

Фиолетовый флажок – топать ножками;

Белый флажок – стучать себе по коленочкам.;

зеленый флажок – хлопать в ладоши.

Музыкальный руководитель:

Отлично поиграли, вы были сегодня очень внимательные и послушные. И наверно сможете все правильно ответить на мои вопросы.

Рефлексия:

Музыкальный руководитель:

- наше музыкальное занятие, какому празднику посвящено?

- с каким композитором мы познакомились на занятии?

- как называется музыкальное произведение Н.В. Богословского, которое мы с вами прослушали?

- что вам больше всего понравилось на занятии?

- с какими новыми гимнастическими элементами вы познакомились, как они называются?

Муз. рук. : Значит, к нам на занятие приплыл какой кит?

Муз. рук. : Какой характер этой песни?

Дети: Бодрый, задорный, весёлый, маршевый.

Муз. рук. : А какие ещё киты в музыке вы знаете?

Муз. рук. : Как у наших у ворот развесёлый хоровод!

Затем дети садятся на стульчики.

Песня-это радуга красок окружающего мира. Она может рассказать

о многом и ответить на любые, самые неожиданные вопросы.

Песня учит быть добрым и внимательным, чутким и заботливым,

учит видеть в самом простом и понятном удивительное и необыкновенное. Она печалится вместе с нами, когда нам грустно,

и смеётся звонко и радостно, когда мы веселимся.

Посмотрите, у меня на экране теремок, он не обычный, а сказочный. В нём три окошка, в них кто-то живёт. А вы хотите

узнать, кто живёт в теремке?

Муз. рук. : В этом мне помогут Арина, Рома и Влад.

(исполняются песни лягушки, петушка и ёжика, дети отгадывают)

Муз. рук. : (пою) Кто здесь живёт?

Дети:(поют) Лягушка, петушок, ёжик.

Муз. рук. : Ребята, вы узнали, кто живёт в сказочном теремке.

А теперь расскажем нашим гостям, кто пасётся на лугу?

Муз. рук. : Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора-

Весь день стоит как бы хрустальный, и лучезарны вечера…

-Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении великого русского поэта Фёдора Ивановича Тютчева?

(на экране портрет Ф. И. Тютчева)

Дети: Золотая осень.

Муз. рук. : За что мы любим осень?

Дети: За великолепный наряд, в который она наряжает природу,

за хорошую погоду, за богатый урожай, который она нам дарит.

Муз. рук. : Ребята, так что же нам осень принесёт?

Муз. рук. : Девочки и мальчики, поиграем с пальчиками.

под мостом жил старый рак,

Рыжий кот пришёл на мост,

рак схватил его за хвост.

Мяу-мяу, помогите, с хвоста рака отцепите!

Пау - паучина, паутину сшил!

Вдруг закапал дождик, паутину смыл.

Вот и солнце вышло, стало подсыхать,

Пау-паучина трудится опять!

какая эта песня по характеру, настроению, как мы должны её исполнять?

Дети: Ласковая, нежная, добрая.

Муз. рук. : Итак, сегодня мы говорили об одном из жанров музыки :

песня. Песни могут быть самые разные по характеру, настроению;

Под одни песни можно маршировать, а под другие песни-танцевать. И сейчас мы покажем нашим гостям песню-танец

-Ну, а под другие песни можно играть.

Итог: -Ребята, какой кит музыки был с нами на протяжении всего занятия?

Муз. рук. : Любите песни, пойте их с удовольствием!

Занятия делятся на индивидуальные, по подгруппам и фронтальные, в зависимости от числа участвующих в них детей.

Индивидуальные занятия и по подгруппам проводятся с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, когда малыши еще не могут выполнять задания коллективно. Этот вид занятий применяется и в других группах, чтобы уделить внимание развитию каждого ребенка.

Фронтальные занятия проводятся со всей группой детей. В них представлены все виды музыкальной деятельности.

По содержанию занятия могут быть типовые, доминантные, тематические, комплексные в зависимости от использования различных видов музыкальной деятельности, наличия темы.

Типовое занятие включает в себя все виды музыкальной деятельности. В доминантном - какой-либо вид музыкальной деятельности преобладает. Как вариант доминантного занятия – выстраивание содержания для развития отстающей музыкальной способности. В подобном случае доминируют те виды музыкальной деятельности, которые могут ее развить. Этот вид занятий используется на занятиях фронтальных, индивидуальных и по подгруппам.

В тематическом занятии выбирается тема, объединяющая все виды деятельности, может быть фронтальным, индивидуальным и по подгруппам. Комплексное занятие содержит разные виды искусства, виды художественной деятельности, бывает фронтальным и проводится со всей группой детей.

Педагогу необходимо варьировать виды занятий в зависимости от возраста детей, уровня их музыкального развития.

Занятия индивидуальные и по подгруппам.

Детей принимают в ДОУ с полутора лет. В этом возрасте ребенок нуждается в особом внимании взрослого. Он еще не способен согласовывать свои действия с действиями окружающих, поэтому музыкальные занятия проводятся в индивидуальной форме два раза в неделю по 5-10 минут. В 1,5-2 года малыши уже свободно ходят, бегают, начинают овладевать речью, но у них еще нет опыта общения с другими детьми. Особенностью типового занятия в группах раннего возраста является слитность всех разделов, объединение различных видов музыкальной деятельности. Ребенок слушает музыку и реагирует на ее характер движениями, может подпевать без слов, помахивать в такт музыке игрушкой. Чтобы усилить эмоциональную реакцию детей, применяется сопоставление контрастных произведений.

Для формирования устойчивого положительного отношения к музыке широко используются игровые приёмы, игрушки, атрибуты. Индивидуальные занятия проводятся не только с детьми раннего возраста. Это вызвано тем, что все дети развиваются неодинаково, а так же спецификой музыкальной деятельности, предполагающей контакт с каждым ребенком в отдельности. По содержанию индивидуальные занятия бывают преимущественно доминантными. Преобладать может не только один вид деятельности, занятие может быть направлено на развитие какой-либо музыкальной способности. В индивидуальных занятиях нуждаются не только отстающие дети, но и опережающие в развитии своих сверстников. Занятия с отстающими детьми позволяют найти причину задержки развития.

Индивидуальные занятия необходимы при обучении и игре на музыкальных инструментах. Занятия по подгруппам проводятся в тех же случаях, что и индивидуальные, разновидности их такие же. Доминантные занятия по подгруппам помогают выявить похожие недостатки в музыкальном развитии нескольких детей. Детей, проявляющих склонности к отдельным видам деятельности, так же объединяют по подгруппам. На таких занятиях готовят коллективные номера, чтобы показать их остальным детям на праздничном утреннике. Обучать игре на музыкальных инструментах так же можно в подгруппах. Когда дети овладели первоначальными навыками игры на индивидуальных занятиях, их учат играть в ансамбле, оркестре.

Фронтальные занятия. Доминантные занятия. Тематические занятия. Комплексные занятия.

Постепенно по содержанию занятия приближаются к фронтальным. Индивидуальные занятия и занятия по подгруппам проводятся по мере необходимости. В среднем и старшем возрасте фронтальные занятия становятся основным видом занятий. Они так же делятся на типовые, доминантные, тематические и комплексные. Типовые занятия включают все виды музыкальной деятельности. Но зачастую из-за малого времени занятия, все виды деятельности использовать невозможно. Главное условие – чтобы отсутствие какого-либо вида деятельности не было постоянным.




Структура фронтального занятия:

- вход под музыку. Постепенно музыку нужно менять.

- в завершении занятия – песня или игра.

- выход под музыку.

В этом варианте использованы все виды музыкальной деятельности. Музыкально-образовательная деятельность не имеет особого места в структуре. Сведения о музыке и способах действий дети получают по ходу всего занятия.

Вариативность структуры музыкального занятия проявляется в объединении двух видов музыкальной деятельности: слушание с музыкально - ритмическими движениями или игрой на инструментах, пение с музыкально-ритмическими движениями или игрой на инструментах. Такие варианты позволяют повысить интерес детей к занятию и к музыке. Необходимо тщательно продумывать очередность заданий: петь после пляски тяжело, задания, требующие эмоциональной и умственной активности, лучше давать в начале занятия, регулировать физическое и психическое состояние детей, меняя вид деятельности, нагрузки, характер звучания музыки.

Доминантные занятия. Тематические занятия. Комплексные занятия.

Этот вид занятия используется для развития какой-либо музыкальной способности. Например:

1. Если преобладающим видом деятельности является восприятие музыки, то могут применяться и другие виды деятельности, чтобы дети умели не только слушать музыку, но и выражать характер музыки с помощью исполнительских и творческих умений, которыми уже владеют: в движении, в игре на музыкальных инструментах.

2. Если доминирует пение, педагог концентрирует внимание на развитии вокально-хоровых навыков. Другие виды деятельности помогают приобрести те умения, которые необходимы им в пении: чтобы исполнение было выразительным, полезно провести беседу о характере, настроениях, которые предстоит передать детям, уместен прием сопоставления с другими песнями, контрастными по характеру или похожими с исполняемой песней. Чтобы избежать однообразности можно использовать игры с пением, хороводы.

3. Если доминируют музыкально-ритмические движения, такое занятие сопровождается слушанием музыки, беседой о ее характере, который дети должны передать в движениях. На таких занятиях широко используются творческие задания, игры-угадайки, дети импровизируют танцевальные движения, коллективно сочиняют танцы.

4. Если доминирует игра на музыкальных инструментах, можно расширить их представления о различных музыкальных инструментах с помощью прослушивания записи звучания различных музыкальных инструментов, провести игры по угадыванию тембров различных инструментов, использовать творческое задание по оркестровке произведения.

5. Если доминирует детское музыкальное творчество, можно использовать все его разновидности – песенное, музыкально-ритмическое, музицирование.

Тематические занятия. Комплексные занятия.

Сюжетное музыкальное занятие не только объединено общей темой, но имеет единую сюжетную линию. Сказочный или игровой сюжет придает занятию занимательность, увлекательную форму, развивает воображение, дает простор творческой фантазии. В зависимости от сюжетной линии детям предлагаются творческие задания, в которых необходимо не только сочинить мелодию, но и передать в ней определенное настроение. Игровые и сказочные ситуации используются на занятиях в виде фрагментов. Главное требование к такому занятию – занятие не должно носить характер развлечения или отрепетированного мероприятия. Все виды тематических занятий используются в каждой возрастной группе, различаются только содержанием репертуара и сведениями о музыке.

Комплексные занятия.

Цель таких занятий – дать детям представление о специфике различных видов искусства, выразительных особенностях их художественных средств, возможностям своим, оригинальным языком передать мысли, настроения в каких-либо видах художественной деятельности. Поэтому необходимо не формально, а продуманно объединять разные виды искусства, находить черты близости и различияв произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства. Комплексное занятие имеет те же разновидности, что и тематическое занятие. Тема, взятая из жизни или связанная со сказкой, помогает проследить как один и тот же образ передается разными художественными средствами, найти сходство и различие в настроениях и их оттенках.

Занятия делятся на индивидуальные, по подгруппам и фронтальные, в зависимости от числа участвующих в них детей.

Индивидуальные занятия и по подгруппам проводятся с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, когда малыши еще не могут выполнять задания коллективно. Этот вид занятий применяется и в других группах, чтобы уделить внимание развитию каждого ребенка.

Фронтальные занятия проводятся со всей группой детей. В них представлены все виды музыкальной деятельности.

По содержанию занятия могут быть типовые, доминантные, тематические, комплексные в зависимости от использования различных видов музыкальной деятельности, наличия темы.

Типовое занятие включает в себя все виды музыкальной деятельности. В доминантном - какой-либо вид музыкальной деятельности преобладает. Как вариант доминантного занятия – выстраивание содержания для развития отстающей музыкальной способности. В подобном случае доминируют те виды музыкальной деятельности, которые могут ее развить. Этот вид занятий используется на занятиях фронтальных, индивидуальных и по подгруппам.

В тематическом занятии выбирается тема, объединяющая все виды деятельности, может быть фронтальным, индивидуальным и по подгруппам. Комплексное занятие содержит разные виды искусства, виды художественной деятельности, бывает фронтальным и проводится со всей группой детей.

Педагогу необходимо варьировать виды занятий в зависимости от возраста детей, уровня их музыкального развития.

Занятия индивидуальные и по подгруппам.

Детей принимают в ДОУ с полутора лет. В этом возрасте ребенок нуждается в особом внимании взрослого. Он еще не способен согласовывать свои действия с действиями окружающих, поэтому музыкальные занятия проводятся в индивидуальной форме два раза в неделю по 5-10 минут. В 1,5-2 года малыши уже свободно ходят, бегают, начинают овладевать речью, но у них еще нет опыта общения с другими детьми. Особенностью типового занятия в группах раннего возраста является слитность всех разделов, объединение различных видов музыкальной деятельности. Ребенок слушает музыку и реагирует на ее характер движениями, может подпевать без слов, помахивать в такт музыке игрушкой. Чтобы усилить эмоциональную реакцию детей, применяется сопоставление контрастных произведений.

Для формирования устойчивого положительного отношения к музыке широко используются игровые приёмы, игрушки, атрибуты. Индивидуальные занятия проводятся не только с детьми раннего возраста. Это вызвано тем, что все дети развиваются неодинаково, а так же спецификой музыкальной деятельности, предполагающей контакт с каждым ребенком в отдельности. По содержанию индивидуальные занятия бывают преимущественно доминантными. Преобладать может не только один вид деятельности, занятие может быть направлено на развитие какой-либо музыкальной способности. В индивидуальных занятиях нуждаются не только отстающие дети, но и опережающие в развитии своих сверстников. Занятия с отстающими детьми позволяют найти причину задержки развития.

Индивидуальные занятия необходимы при обучении и игре на музыкальных инструментах. Занятия по подгруппам проводятся в тех же случаях, что и индивидуальные, разновидности их такие же. Доминантные занятия по подгруппам помогают выявить похожие недостатки в музыкальном развитии нескольких детей. Детей, проявляющих склонности к отдельным видам деятельности, так же объединяют по подгруппам. На таких занятиях готовят коллективные номера, чтобы показать их остальным детям на праздничном утреннике. Обучать игре на музыкальных инструментах так же можно в подгруппах. Когда дети овладели первоначальными навыками игры на индивидуальных занятиях, их учат играть в ансамбле, оркестре.

Фронтальные занятия. Доминантные занятия. Тематические занятия. Комплексные занятия.

Постепенно по содержанию занятия приближаются к фронтальным. Индивидуальные занятия и занятия по подгруппам проводятся по мере необходимости. В среднем и старшем возрасте фронтальные занятия становятся основным видом занятий. Они так же делятся на типовые, доминантные, тематические и комплексные. Типовые занятия включают все виды музыкальной деятельности. Но зачастую из-за малого времени занятия, все виды деятельности использовать невозможно. Главное условие – чтобы отсутствие какого-либо вида деятельности не было постоянным.

Структура фронтального занятия:

- вход под музыку. Постепенно музыку нужно менять.

- в завершении занятия – песня или игра.

- выход под музыку.

В этом варианте использованы все виды музыкальной деятельности. Музыкально-образовательная деятельность не имеет особого места в структуре. Сведения о музыке и способах действий дети получают по ходу всего занятия.

Вариативность структуры музыкального занятия проявляется в объединении двух видов музыкальной деятельности: слушание с музыкально - ритмическими движениями или игрой на инструментах, пение с музыкально-ритмическими движениями или игрой на инструментах. Такие варианты позволяют повысить интерес детей к занятию и к музыке. Необходимо тщательно продумывать очередность заданий: петь после пляски тяжело, задания, требующие эмоциональной и умственной активности, лучше давать в начале занятия, регулировать физическое и психическое состояние детей, меняя вид деятельности, нагрузки, характер звучания музыки.

Доминантные занятия. Тематические занятия. Комплексные занятия.

Этот вид занятия используется для развития какой-либо музыкальной способности. Например:

1. Если преобладающим видом деятельности является восприятие музыки, то могут применяться и другие виды деятельности, чтобы дети умели не только слушать музыку, но и выражать характер музыки с помощью исполнительских и творческих умений, которыми уже владеют: в движении, в игре на музыкальных инструментах.

2. Если доминирует пение, педагог концентрирует внимание на развитии вокально-хоровых навыков. Другие виды деятельности помогают приобрести те умения, которые необходимы им в пении: чтобы исполнение было выразительным, полезно провести беседу о характере, настроениях, которые предстоит передать детям, уместен прием сопоставления с другими песнями, контрастными по характеру или похожими с исполняемой песней. Чтобы избежать однообразности можно использовать игры с пением, хороводы.

3. Если доминируют музыкально-ритмические движения, такое занятие сопровождается слушанием музыки, беседой о ее характере, который дети должны передать в движениях. На таких занятиях широко используются творческие задания, игры-угадайки, дети импровизируют танцевальные движения, коллективно сочиняют танцы.

4. Если доминирует игра на музыкальных инструментах, можно расширить их представления о различных музыкальных инструментах с помощью прослушивания записи звучания различных музыкальных инструментов, провести игры по угадыванию тембров различных инструментов, использовать творческое задание по оркестровке произведения.

5. Если доминирует детское музыкальное творчество, можно использовать все его разновидности – песенное, музыкально-ритмическое, музицирование.

Тематические занятия. Комплексные занятия.

Сюжетное музыкальное занятие не только объединено общей темой, но имеет единую сюжетную линию. Сказочный или игровой сюжет придает занятию занимательность, увлекательную форму, развивает воображение, дает простор творческой фантазии. В зависимости от сюжетной линии детям предлагаются творческие задания, в которых необходимо не только сочинить мелодию, но и передать в ней определенное настроение. Игровые и сказочные ситуации используются на занятиях в виде фрагментов. Главное требование к такому занятию – занятие не должно носить характер развлечения или отрепетированного мероприятия. Все виды тематических занятий используются в каждой возрастной группе, различаются только содержанием репертуара и сведениями о музыке.

Комплексные занятия.

Цель таких занятий – дать детям представление о специфике различных видов искусства, выразительных особенностях их художественных средств, возможностям своим, оригинальным языком передать мысли, настроения в каких-либо видах художественной деятельности. Поэтому необходимо не формально, а продуманно объединять разные виды искусства, находить черты близости и различияв произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства. Комплексное занятие имеет те же разновидности, что и тематическое занятие. Тема, взятая из жизни или связанная со сказкой, помогает проследить как один и тот же образ передается разными художественными средствами, найти сходство и различие в настроениях и их оттенках.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель. Развитие у детей музыкальных и творческих способностей, музыкального восприятия, способности чувствовать настроение в музыке.

Образовательные:

закрепить умение соотносить свои действия с характером музыки в разных видах музыкальной деятельности;

учить определять жанры музыкальных произведений;

учить различать и передавать разные эмоциональные состояния.

Развивающие:

продолжить развивать эмоциональное восприятие музыки;

стимулировать творческое воображение детей средствами музыки.

Воспитательные:

формировать ценностное отношение детей к музыкальному искусству;

воспитывать коммуникативные качества детей в процессе коллективных действий.

Ход занятия.

Дети под музыку входят в зал и встают в круг.

Муз. рук.: Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Ребята, а что значит, когда человек улыбается? Дети отвечают.

Правильно, это значит, что у него хорошее настроение.

Сегодня мы с вами отправляемся искать настроение. А кто-нибудь знает, что такое настроение? Ответы детей.

М. р.: Настроение у нас бывает разным -

И прекрасным может быть и безобразным.

То мы плачем, то хохочем, веселимся,

Мы волнуемся, грустим, порой стыдимся.

Лица нам о многом могут рассказать:

Присмотритесь и научитесь эмоции читать.

На ковре, внутри круга разложены смайлики, изображающие различные эмоции.

Конечно, вы обратили внимание на смайлики, которые я разложила внутри нашего круга. Давайте поиграем: мальчики выберут смайлики с хорошим настроением, а девочки – с плохим. Каждый из вас возьмёт в руки один смайлик.

Звучит музыка, дети двигаются легким бегом врассыпную, с окончанием музыки берут смайлик и встают в круг.

М. р.: Сейчас пусть поднимут свои смайлики девочки (поднимают), а теперь мальчики (поднимают).

Видите, настроение у нас с вами бывает разным, может быть хорошим или плохим. Хорошее - весёлым, радостным. Плохое - печальным, гневным, грустным.

Ребята, а от чего зависит настроение человека? Ответы детей.

Если происходит что-то хорошее, то человек испытывает радостные чувства, настроение у него весёлое, а если он грустит или плачет, то и настроение у него плохое. А какое настроение у вас бывает чаще, - хорошее или плохое? Дети отвечают.

А сейчас, я прошу вас, с хорошим настроением пройти на места.

Дети идут к стульям, оставляя смайлики на столе.

М. р: Сегодня у нас занятие необычное, мы говорим о чувствах и настроении. Ребята, а может ли музыка передавать настроение? Дети отвечают. И в самом деле, музыка обладает восхитительным свойством – она может передавать настроение человека, выражать разные чувства и переживания.

А напомните мне, пожалуйста, кто пишет музыку?

Дети: Композиторы.

М. р.: С музыкой какого композитора мы с вами уже знакомы?

Дети: П. И. Чайковский. (муз. рук. открывает портрет композитора)

М. р: Какие произведения Чайковского мы с вами уже слушали?

М. р.: А вы сможете, по звучанию фрагмента музыки определить название музыкального произведения?

М. р.: Вы узнали это музыкальное произведение? Как оно называется?

Какой характер у этой музыки? Правильно, радостный, торжественный.

А если бы я вас попросила нарисовать картину, слушая это музыкальное произведение, то краски какого цвета вы бы взяли? Дети отвечают.

Ребята, скажите, а характер, настроение в музыке бывает разное или всегда одинаковое?

Дети: Настроение в произведениях разное. Музыка есть печальная, жалобная, ласковая, бодрая, весёлая, шуточная, игрушечная.

М. р.: Ребята, а как вы думаете почему музыка всегда разная? От чего зависит настроение в музыке? Ответы детей. Верно, это зависит от чувств композитора,

его состояния души.

Сегодня я предлагаю вам послушать музыкальное произведение

М. р.: Как вы думаете, что могло произойти с куклой? Какие чувства у вас вызывает это произведение? Как музыка передаёт то, что кукла заболела? Какая она по характеру?

Дети: Музыка передаёт грусть, печаль, тревогу…Музыка жалобная, тоскливая, хмурая, обиженная, плачущая.

М.р.: Тише, тише, тишина, кукла бедная больна,

Вылечить её мы сможем? Песня нам, друзья, поможет!

Споём для куколки песню, поднимем ей настроение? А как вы думаете, какой должна быть песня по характеру?

Дети: Весёлая, радостная, дружная.

М. р.: Может быть кто-нибудь напомнит, какие весёлые песни мы знаем?

Ответы детей.

М. р: Сядьте правильно, выпрямите спинки. Давайте, сначала приготовим наши голосочки.

Чтобы песенку нам спеть, Хлопки.

Надо горлышко согреть. Ладонями гладят горло.

Чики-чики-чики-чок, Кончиками пальцев ударяют по щекам.

Разомнём мы язычок. Ударяют пальцами по низу подбородка.

Зубками мы постучим, Стучат зубами.

Друг на друга поглядим, Повороты головы вправо, влево.

Вдох мы сделаем и вот, Поднимая руки, делают вдох.

Хор наш скоро запоёт. Хлопки.

М. р: Ребята, мне очень понравилась ваша песня, давайте послушаем, понравилась

ли она кукле? Помогла ли ей наша песенка? Послушайте, какое сейчас будет настроение в музыке.

М. р.: Помогла кукле наша песенка? Помогла! Смотрите, куколка встала.

А что бы ей захотелось – маршировать, петь или танцевать под эту музыку?

Дети: Танцевать.

М. р.: Действительно, эта музыка относится к жанру танца.

Маша, помоги куколке поплясать, а ребята похлопают ей.

Ребёнок водит куклу, остальные дети хлопают.

А кто в нашем теремочке будет жить?

Дети называют жителей теремка, которые были в сказке.

А стук в дверь, чем мы можем заменить?

Дети. Стук можно исполнить на кубиках, палочках.

М. р.: Мы обо всем договорились, вы все хорошо знаете сказку.

Будьте внимательны, я буду петь, а вы исполнять свою партию на музыкальных инструментах, за вас будут говорить они.

Дети по желанию выбирают музыкальные инструменты, самостоятельно договариваются друг с другом и рассаживаются по группам.

М. р.: Понравилась вам, гости, наша сказка?

Настроенье чтоб поднять, предлагаю станцевать.

Муз. рук.: А теперь, чтоб не зевать, предлагаю поиграть.

Дети мимикой передают различные эмоции.

Будем с вами мы играть и команду выполнять:

Топни, хлопни, повернись и сердитым покажись!

Топни, хлопни, повернись и веселым покажись!

Топни, хлопни, повернись, удивленным покажись!

Топни, хлопни, повернись и спокойным покажись!

Топни, хлопни, повернись и печальным покажись!

Топни, хлопни, повернись, добрым снова покажись!

М. р.: Молодцы, дети! Как хорошо, что вы умеете создавать разные эмоции!

А сейчас у меня для вас сюрприз. (Достает смайлики).

М. р: Посмотрите, сколько у меня смайликов, у них есть только глаза, скажите, мы сейчас можем сказать какое у них настроение?

М. р: А чего ещё не хватает, что нам нужно на них нарисовать, что бы у каждого смайлика было своё настроение?

М. р: Возьмите фломастеры и каждый своему смайлику нарисуйте, то настроение, с которым вы сегодня уходите с занятия.

Читайте также: