Какие задачи решаются с помощью автоматизированных обучающих систем кратко

Обновлено: 07.07.2024

Автоматизированные обучающие системы это программные средства профессиональной подготовки персонала, состоящие из автоматизированных учебных курсов и специализированных тренажеров, позволяющих осуществлять формирование профессиональных навыков и умений.

Структура АОС должна иметь четкую иерархию разделов, чтобы обучающийся мог иметь информацию о том, на каком уровне и в каком разделе дисциплины он находится, а также, с какими другими разделами связан текущий, и какие разделы предшествуют изучаемому, чтобы обеспечить удобство использования даже не квалифицированному пользователю.

Автоматизированные обучающие системы (АОС) позволяют осуществлять формирование профессиональных навыков и умений, а также использоваться для повышения квалификации специалистов. Кроме того, АОС позволяют в процессе обучения закреплять лекционный материал. Включение в структуру АОС наглядного материала: схем, диаграмм, графиков, таблиц, видеоуроков и др. позволяет с минимальными затратами педагогического труда реализовывать образовательный процесс.

Принцип наглядности, систематичности и последовательности позволяет сохранить основные этапы образовательного процесса. Автоматизированность позволяет многократно повторять однотипные задания до полного и качественного усвоения, контролировать и оценивать знания объективно.

В то же время при использовании АОС роль педагога сводится к минимуму, отсутствует система поощрений обучающегося, что может сказаться на мотивации обучающегося. Помимо проверки правильности решения типичных задач, необходимо включат в состав АОС элементы экспертных систем для анализа типичных ошибок.

АОС идеально подходит для теоретических вопросов и практических задач с выбором варианта ответа. При выполнении задач открытого типа или необходимости построения графиков или чертежей обучающемуся необходимо владеть уверенными навыками пользования компьютером и на профессиональном уровне разбираться в среде АОС, либо изучение инструкции по пользованию АОС займет больше времени, чем изучение соответствующего теоретического материала. Помимо этого, возникает сложность оценивания творческих заданий, либо необходимо будет привлекать преподавателя для оценки задания.

Применение АОС, терминалы которой соединены глобальной сетью, позволит решить проблему невозможности присутствия обучающегося в дни изучения определенного раздела дисциплины, что идеально подходит для заочного или домашнего обучения. При этом обучающийся зависит от скорости передачи данных по сети и загруженности терминала АОС, что может сказаться на объеме и качестве выполняемой работы.

Также следует учитывать техническую оснащенность некоторых территорий, где низкое качество связи, или связь вообще отсутствует. При повышении объемов передаваемой информации через один терминал может ощутимо упасть производительность всей системы.

Существующие АОС выполняют лишь некоторые задачи образования и мало приспособляемы под быстро меняющиеся образовательные стандарты. Для некоторых образовательных дисциплин проектирование, разработка и создание АОС настолько трудоемко и затратно по времени, и система оценивания и контроля знаний сложна в проектировании, что их создание и внедрение лишь усугубляет образовательный процесс. Создание комплекса тренажеров, включающих в себя теоретический материал, практические задания различного уровня сложности, механизм оценивания, наглядный материал ведет к увеличению объема занимаемой памяти и снижению производительности компьютера.

Применение АОС в учебном процессе повышает его эффективность за счет того, что сочетаются различные методы обучения (проблемный и программированный), повышается запоминаемость (работают все видя памяти), формируются или совершенствуются навыки и умения и т.д.

С учетом значительных успехов применения современных информационных технологий разработка и применение АОС является необходимой и актуальной.

Следует помнить, что АОС не могут полностью заменить преподавателя, а лишь являются активным средством обучения по определенным разделам и дисциплинам, и используются как вспомогательное средство обучения.

(АОС), комплекс техн., уч.-метод., лингвистич., программного и организац. обеспечении на базе ЭВМ предназначенный для индивидуализации обучения. С помощью АОС осуществляют: 1) выявление исходного уровня знаний, умений и навыков учащихся, их индивидуальных особенностей; 2) подготовку уч. материала (объяснит, текстов и иллюстраций по изучаемой проблеме, уч. и контрольных заданий); 3) предъявление уч. материала, адаптацию его по уровню сложности, темпу представления информации; 4) управление познават. деятельностью учащихся; 5) определение показателей их работоспособности; 6) завершающий контроль качества усвоения; 7) регистрацию и статистич. анализ показателей процесса усвоения материала каждым учащимся и группой в целом (характер и время выполнения отд. заданий, общее время работы, число ошибок и др.).

АОС может изменять способ представления уч. информации, делая её удобной для восприятия и анализа (напр., фор-мульный способ на графич., абстрактный на конкретный), выполнять на нач. стадиях обучения ряд операций, входящих в усваиваемые действия (совм. выполнение задания ЭВМ и учащимися); облегчать условия для самоконтроля. В необходимых случаях АОС предоставляет упрощённую модель изучаемого явления, облегчающую его восприятие и исследование.

АОС реализует одну или неск. дидактич. функций в большей мере, чем др. обучающие устройства, освобождает учащихся от нек-рых вспомогат. компонентов уч. деятельности, не ведущих непосредственно к усвоению. Реализуя ориентирующую функцию в ходе индивидуальных диалогов с учащимися, она позволяет сократить объём лекционного уч. материала и высвободить время для общения лектора со слушателями. Возможность применять АОС как для ознакомления учащихся с материалом, так и для проведения практич. и лабораторных занятий, позволяет устранить разрыв между получением знаний и их действит. усвоением, способствует большей самостоятельности учащихся. Создавая условия для успешного выполнения уч. заданий, контролируя учащихся и выдавая им разъяснение сделанных ошибок, АОС содействует формированию у них положит. отношения к учёбе и привычки к добросовестной работе.

Учебно-методическое обеспечение АОС — уч. материал (объяснит, тексты и иллюстрации, уч. задания, комментарии к ответам учащихся и тесты для проверки качества усвоения), а также разработанный преподавателем сценарий обучения. Этот вид обеспечения может включать и метод. указания для преподавателей, проводящих занятия в классе АОС.

Лингвистическое обеспечение АОС — специализиров. языки, одни из к-рых позволяют учащимся вести диалог в форме, отвечающей особенностям изучаемой дисциплины, другие дают возможность составлять уч. курсы, третьи — управлять работой АОС.

Требования нач. этапа Комплексной программы были реализованы в АОС-вуз, к-рая предоставила составителю уч. курса возможность вносить изменения в уч. материал оперативно, с рабочего места. В нач. 80-х гг. АОС-вуз была передана для эксперим. внедрения ок. 100 вузам. Несколько позже появилась АОС-вуз/микро, использующая отеч. персональные ЭВМ.

ВСер. 80-х гг. в связи с реализацией задачи обеспечения всеобщей компьютерной грамотности и введением курса Основы информатики и вычислительной техники в уч. план ср. школы начата разработка АОС для ср. школы. Одной из первых таких АОС явилась АОС-школа — модификация АОС-вуз, адаптированная к условиям школы.

Используются также АОС на базе ЭВМ серии ЕС и СМ с проекц. и видеомагнитофонной техникой. Применяются АОС на базе персоналвных ЭВМ достаточно высокой производительности с цветным графич. дисплеем.

Тверской государственный технический университет, кафедра Электронных вычислительных машин, г. Тверь, Россия.

Tver state technical University, Department of Electronic computing machines, Tver, Russia

Рассматривается использованиеобучающих систем в учебном процессе. Обосновывается цели, задачи и эффективность использования автоматизированных обучающих систем. Рассматриваются два базовых класса автоматизированных обучающих систем.

Discusses the use of learning systems in the educational process. Substantiates the goals, objectives and effectiveness of automated learning systems. Discusses the two basic class of automated learning systems.

Автоматизированная обучающая система (АОС), дистанционное обучение.

Automated training system, distance learning.

1. Сейфуллина А. О., Тажибай Л. К. Автоматизированные обучающие системы в образовательном процессе высших учебных заведений Казахстана // Технические науки - от теории к практике: сб. ст. по матер. VI междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.

2. Яковлева Н.Г. Использование обучающих систем в образовательном процессе // Проблемы информатики в образовании, управлении, экономике и технике: сборник статей XVI Междунар. науч.-.техн. конф. / под ред. В.И. Горбаченко, Пенза-2016. с. 242-248.

К ВОПРОСУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Тверской государственный технический университет, г. Тверь, Россия

На сегодняшний день дистанционное обучение стало популярной формой получения образования.

Современные технологии позволяют организовывать дистанционное обучение на основе автоматизированных обучающих систем (систем управления обучением). Автоматизированные обучающие системы (АОС) представляют собой программно-технические комплексы, включающие в себя методическую, учебную и организационную поддержку процесса обучения, проводимого на базе информационных технологий.

В общем случае, в рамках автоматизированных обучающих систем могут решаться следующие задачи:

  • задачи, связанные с регистрацией и статистическим анализом показателей усвоения учебного материала: определение времени решения задач, определение общего числа ошибок и т.д. К этой же группе относятся и задачи управления учебной деятельностью;
  • задачи, связанные с проверкой уровня знаний, умений и навыков учащихся до и после обучения, их индивидуальных способностей и мотиваций;
  • задачи АОС, связанные с подготовкой и предъявлением учебного материала, адаптацией материала по уровням сложности, подготовкой динамических иллюстраций, контрольных заданий, лабораторных работ, самостоятельных работ учащихся;
  • задачи администрирования системы, доставки учебного материала на рабочие станции и задачи обратной связи с обучаемым.

Автоматизированная обучающая система - (АОС), комплекс технического, учебно-методического, лингвистического, программного и организационного обеспечений на базе ЭВМ, предназначенный для индивидуализации обучения. АОС представляют собой программно-технические комплексы, включающие в себя методическую, учебную и организационную поддержку процесса обучения, проводимого на базе информационных технологий [1].

К основным достоинствам АОС относятся:

  • возможность использования преимуществ индивидуального обучения;
  • интенсификация обучения;
  • возможность индивидуальной адаптации курса обучения к потребностям обучаемых или условиям обучения;
  • возможность использования и тиражирования передового опыта;
  • повышение доступности образования;
  • обучение навыкам самостоятельной работы;
  • разгрузка преподавателя от ряда рутинных, повторяющихся действий (чтение материалов, проверки контрольных работ и т.д.);
  • возможность использования в рамках дистанционного обучения, переобучения и повышения квалификации.

Повышение эффективности обучения при использовании обучающих систем было подтверждено рядом исследований. Этому способствуют такие факторы, как:

1. Индивидуализация обучения. Внедрение обучающих систем позволит совместить достоинства индивидуального и массового обучения.

2. Интенсификация обучения. Она достигается за счет индивидуальности обучения, а также за счет того, что обучаемый не привязан ко времени занятия и к преподавателю, а может заниматься в удобное для себя время.

3. Использование выразительных средств вычислительной техники, таких как наглядность, наличие средств моделирования объектов и процессов и т.п.

4. Возможность организации постоянного контроля степени усвоения знаний, способствующего более прочному закреплению материала.

Кроме повышения эффективности обучения внедрение обучающих систем имеет и другие положительные эффекты:

  • работа с обучающей системой развивает умение и навыки самостоятельной работы;
  • обучающие системы разгружают преподавателя от ряда трудоемких и часто повторяющихся операций по представлению учебной информации и контролю знаний; способствуют разработке объективных методов контроля знаний; облегчают накопление передового учебно-методического опыта.
  • применение обучающих систем может упростить переход к обучению по более широкому перечню специализаций, благодаря которому каждый получает возможность получить подготовку с индивидуальным профессиональным и образовательным уклоном.
  • возможно применение обучающих систем в системе дополнительного профессионального образования, особенно в тех областях деятельности, в которых имеет место низкая эффективность традиционных способов передачи знаний посредством лекционных занятий.
  • применение обучающих систем позволяет предоставить образовательные услуги более широкому кругу обучаемых, в т.ч. в рамках дистанционного обучения.

Инструментальные средства, используемые при конструировании АОС, а также создания тестов и заданий к лабораторному практикуму представлены широким кругом приложений, которые можно разделить на две группы: предметно-независимые редакторы и специализированные комплексные приложения, так называемый "авторский" инструментарий [2].

По структурным признакам взаимодействия обучающей системы с пользователем АОС подразделяются на два базовых класса: разомкнутые (без обратной связи) и замкнутые (с обратной связью) системы, которые отличаются принципиальным подходом к процессу обучения.

В разомкнутых АОС не учитываются отклики учащихся на поставленные вопросы и не корректируется последовательность предъявления учебного материала в функции степени усвоения учащимся изучаемой темы. Здесь лишь выполняется определенная заранее заданная программным путем последовательность изложения урока или контрольных вопросов. При этом наиболее простыми из числа разомкнутых АОС являются системы с презентационной структурой, представляющей собой последовательное включение звеньев "АОС" и "Обучаемый". В АОС данного типа присутствует только прямая информационная связь между системой и обучаемым, которому последовательно предоставляется визуальная информация. При этом обучаемый находится в режиме пассивного наблюдателя, от которого не требуется ни каких откликов по взаимодействию с АОС.

В тестирующих АОС без обратной связи основной упор делается на выявление уровня знаний обучаемых в определенный период учебного процесса. Используя различную методику, такие системы предъявляют обучаемому открытый или закрытый вариант вопроса (вопрос с вариантами выбора ответа). От обучаемого ожидается отклик в виде ответа (управляющего воздействия) на поставленный вопрос. Ответ фиксируется в блоке фиксатора ошибок. По результатам опроса выставляется определенный балл, который служит критерием для результирующей оценки по степени усвоения обучаемым требуемого учебного материала.

Наиболее широкими функциональными возможностями и высокой эффективностью в учебном процессе обладают АОС, где организована обратная связь между обучаемыми и обучающей системой.

1. Сейфуллина А. О., Тажибай Л. К. Автоматизированные обучающие системы в образовательном процессе высших учебных заведений Казахстана // Технические науки - от теории к практике: сб. ст. по матер. VI междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.

2. Яковлева Н.Г. Использование обучающих систем в образовательном процессе // Проблемы информатики в образовании, управлении, экономике и технике: сборник статей XVI Междунар. науч.-.техн. конф. / под ред. В.И. Горбаченко, Пенза-2016. с. 242-248.

Перечень документов по охране труда. Сроки хранения: Итак, перечень документов по охране труда выглядит следующим образом.

К содержанию номера журнала: Вестник КАСУ №1 - 2006
Авторы: Гафаров М.К., Карабаев Ж.К.
ПРИМЕНЕНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИСТЕМ В ОБРАЗОВАНИИ

Автоматизированная обучающая система - это информационно-программный комплекс профессиональной подготовки специалистов, позволяющий осуществлять формирование знаний и умений. Обучающие системы могут использоваться как учебный материал для дистанционного или самостоятельного обучения, повышения эффективности подготовки специалистов.

АОС, построенные на основе мультимедиа-технологий, являются сегодня одним из наиболее эффективных средств обучения. Именно здесь в полной мере реализуется древний, но по-прежнему верный принцип методики преподавания: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Комбинированное использование компьютерной графики, анимации, живого видеоизображения, звука, других медийных компонентов – все это дает совершенно уникальную возможность сделать изучаемый материал максимально наглядным, а потому понятным и запоминаемым. Это особенно актуально в тех случаях, когда обучаемый должен усвоить большое количество информации.

В построении учебного материала огромное значение имеет создание моделей реальных объектов, которые позволяют как бы проникнуть внутрь объекта, понять основания и суть происходящих процессов, вскрыть внутренние закономерности.

Еще одним неоспоримым преимуществом АОС является интерактивность, которая обеспечивает диалоговый режим на протяжении всего процесса обучения. Благодаря этому, обучающие системы оказывают значительную поддержку ученикам, облегчая процесс обучения и избавляя их от тех элементов занятий, которые не обеспечивают усвоения необходимого материала. С помощью АОС занимающийся может сам задавать себе скорость обучения и самостоятельно его контролировать.

Кроме того, все обучающие системы содержат блоки проверки знаний ученика, а также программные приложения, обеспечивающее регистрацию пользователя и ведение протокола обучения.

В настоящее время разработано большое число электронных учебных материалов, в качестве которых выступают электронные учебники, электронные учебные пособия, автоматизированные обучающие системы и т.п. Существующие электронные учебные материалы решают те или иные задачи обучения с большей или меньшей эффективностью, которая определяется, прежде всего, степенью управляемости обучаемым в процессе обучения. В условиях нарастающего интереса к созданию различных вариантов электронно-методических материалов возникает необходимость в классификации этих материалов с целью оценки их различия и определения области применения. Уже существует ряд классификаций обучающих систем по различным их свойствам. Однако нет классификации, отражающей управляемость обучаемого системой, что при расширяющемся использовании электронных учебных материалов является важным на данный момент.

Предлагаемая ниже классификация ранжирует различные реализации электронных учебно-методических материалов по распределению ролей между обучаемым и системой, реализуемых ими в процессе обучения.

1) Технологичность процесса обучения. Технологичность педагогических методов.

Систематическими исследованиями проблем обучения первыми занялись психологи через изучение психофизиологических особенностей обучаемых. В психологии обучение понимается так же, как в педагогике - усвоение обучаемым определенной системы знаний, умений и навыков. При этом, с точки зрения психологии, важную роль в обучении играет память, т.е. такие важнейшие психические процессы, как запоминание и забывание, характеризующие усвоение знаний. В результате экспериментов психологов были получены различные коэффициенты и зависимости, на основе которых были созданы первые модели обучения. Позднее данные модели были переведены в вероятностную форму. Данные модели используются разработчиками систем на последующих этапах развития моделей обучения.

Идея автоматизации учебного процесса на данном этапе сводилась к использованию, главным образом, различных технических средств обучения (ТСО), дополняющих учебный процесс. Все разработки были направлены на создание обучающей технической среды. При этом технологичность процесса обучения определялась объемом применения ТСО как дополнительного средства обучения. Постепенно исследователи переходили к идее применения ТСО не как дополнения учебного процесса, а как устройства, берущего на себя некоторые функции учителя. Так как ТСО не обладали свойством управления учебным процессом, реализация с их помощью функций учителя, т.е. замена учителя техническим средством для управления или сопровождения хотя бы части учебного процесса, была невозможна. В результате исследователи пришли к необходимости осмыслить сам учебный процесс, формализовать его и описать как технологический процесс.

На данном этапе учебный процесс стал объектом исследований. Был исследован сам учебный процесс, а также различные способы его организации, основанные на различных педагогических методах. При этом основной принцип построения учебного процесса заключался в системе последовательных, четко описанных действий, выполнение которых ведет к заранее запланированной цели. Первым результатом этих исследований и одновременно основой последующих моделей обучения в начале 60-х годов XX века стала модель программируемого обучения, представленная во множестве изданий. Сутью данной модели является адаптация учебного процесса под четко заданные цели. Цели представлены некоторым эталонным результатом, например, заданные правильные ответы. После сравнения результата с эталоном ставится оценка, которая является единственной характеристикой обучаемого. В зависимости от оценки, выбирается следующий этап учебного процесса, при неудовлетворительной оценке могут быть выбраны и альтернативные способы изложения материала. Такие модели могут быть реализованы как линейными, так и разветвленными схемами обучения. При использовании только одной характеристики обучаемого идея о построении его модели не рассматривается, объектом управления остается сам учебный процесс, уже внутри которого находится объект – обучаемый.

2) Реализация моделей обучения на основе метода пакета прикладных программ.

АОС с разветвленными схемами обучения позволяли задавать индивидуально план обучения для каждой группы обучаемых, однако такие планы обучения все равно рассчитаны на среднего обучаемого, но уже для группы. Исследователи пришли к пониманию, что для эффективного управления таким сложным объектом, как обучаемый, для которого невозможно заранее создать точной и полной траектории обучения, необходимо индивидуализировать процесс обучения для каждого обучаемого, а для этого системе необходимы знания об обучаемом, изучаемой им среде и возможностях управления учебным процессом.

- параметрическая адаптация реализуется путем подстройки значений параметров модели обучаемого под его текущее состояние;

- структурная адаптация реализуется путем перехода от одной структуры к другой; структуры должны быть родственными между собой, но отличаться набором параметров и связей между ними. например, при разветвленной схеме обучения для каждого типа обучаемого определена соответствующая модель, отличающаяся структурой с моделями других типов обучаемых. такая структурная адаптация называется адаптацией по статической структуре. другим способом реализации структурной адаптации является адаптация по функциональной структуре, что предполагает изменение функций управления программой обучения, т.е. изменение схемы взаимодействия системы и обучаемого;

- адаптация объекта управления. всякий объект представлен в системе ограниченной моделью; все, не попавшие в модель параметры и структуры считаются внешней средой. данная адаптация реализуется путем расширения модели за счет добавления в модель новых параметров или структур из внешней среды;

- адаптация целей реализуется за счет выбора нового множества целей из множества возможных целей, определенных априори в системе. Все предыдущие уровни адаптации направлены на достижение целей, поставленных перед системой.

Главным отличием данной модели обучения от предыдущих является возможность не закладывать априори последовательность шагов обучения, т.к. она строится самой системой в процессе ее функционирования, что и позволяет строить для каждого обучаемого индивидуальный план обучения.

Данные обучающие системы способны выполнять параметрическую и структурную адаптации. Однако, в случае возникновения задачи, для решения которой у системы недостаточно знаний, задача остается нерешенной. Это говорит о недостаточности параметров в структуре моделей обучаемого или несоответствии цели, преследуемой системой, целям объекта обучения. В данных системах экспертные знания о предмете и методах изучения должны быть полными, проектироваться априори и в процессе обучения не изменяться. Кроме того, работа системы направлена на достижение одной фиксированной, априори определенной цели обучения. Это делает невозможным реализацию адаптации целей обучения и тем более адаптацию объекта обучения.

4) Мультиагентный подход к реализации моделей обучения. В рамках мультиагентного подхода рассматривается возможность реализации адаптации всех уровней, что позволит обеспечить управление объектом - обучаемым на всех этапах процесса обучения.

Основа этого подхода – построение системы как совокупности агентов (агенты пользователя, агенты преподавателя, агенты лекций и даже агенты отдельных объектов знания: определений понятий и правил, задач, методов, результатов, лабораторных работ, комментариев и т.д.). Каждый из агентов имеет семантическое описание своего поля деятельности (свою структуру, свои знания) и соответствует экспертной системе с традиционной структурой. Агент обладает всеми свойствами экспертных систем, а также памятью своей деятельности. Основная идея применения агентов заключается в том, что каждый агент имеет собственные ресурсы для достижения собственных целей, взаимодействия с другими агентами и разрешения конфликтов с целями других агентов для достижения общей цели. Это позволяет свободно выбирать те цели, которые преследуются на данный момент объектом управления, и соответственно целям выбирать тот эталон (представленный соответствующим агентом), соответствие которому достигается моделью обучаемого на данный момент.

Мультиагентная система реализует распределенное управление, которое может быть как централизованным, так и децентрализованным.

Централизованное управление выполняется центральным устройством управления, который формирует коллективы агентов и распределяет все возникающие задачи между агентами коллектива.

Таким образом, для каждой конкретной задачи обучения составляется определенный коллектив агентов, что говорит о смене структуры и целей решающей системы в зависимости от поставленной задачи. Формирование коллективов агентов для решения задач обучения позволяет реализовать любой уровень адаптации, т.к. эта процедура предполагает формирование каждый раз структуры системы, ее представления об объекте управления, т.е. обучаемом и целей обучающей системы, адаптируемые под цели, преследуемые на данный момент объектом управления.

5) Классификация средств обучения (электронных учебно-методических материалов).

C точки зрения управления учебным процессом, все обучающие системы можно разделить на два класса:

1 класс: обучающие системы, в которых управление процессом обучения возложено на пользователя. Содержит изложение учебной дисциплины или ее раздела в соответствии с ее логикой на машинном носителе в текстовом и графическом форматах. Обучающие системы данного класса отличаются между собой функциональностью, свойствами, способами их реализации и делятся на следующие подклассы:

1.1. Электронные учебник, или методическое пособие с последовательной структурой – можно рассматривать как электронную копию традиционного печатного учебника или пособия. Структура представления материала на машинном носителе является последовательной.

1.2. Электронные учебник, или методическое пособие с гипертекстовой структурой – представление учебной дисциплины на машинном носителе имеет гипертекстовую структуру.

1.3. Полнотекстовая база данных - имеется возможность обращения по ссылкам в авторском изложении учебной дисциплины к оригинальным текстам других авторов. Как авторский текст, так и тексты других авторов могут иметь гипертекстовую структуру представления на машинном носителе.

1.4. Электронная библиотека – система, управляющая комплексом электронных учебно-методических материалов различного класса по различным учебным дисциплинам, позволяющая обучаемому выполнять поиск информации (поиск по ключевым словам, поиск по предметной области); пространство поиска должно допускать расширение, причём, необходима организация взаимодействия с соответствующей библиографической системой.

1.5. Мультимедийные электронные учебник или методическое пособие – изложение учебной дисциплины полностью выполнено или дополнено изложением в аудио, видео форматах. Данная система позволяет обучаемому наблюдать динамику изучаемых явлений и изменять параметры этой динамики. Система может обладать всеми или несколькими свойствами полнотекстовых баз данных.

1.6. Электронные учебник или методическое пособие со средствами рубежного контроля – после каждого раздела учебной дисциплины системой формируется оценка, которая является основой для самоконтроля обучаемого. Система может обладать всеми или несколькими свойствами мультимедийных систем.

2 класс: обучающие системы, самостоятельно управляющие учебным процессом. Содержит изложение учебной дисциплины или ее раздела в соответствии с ее логикой на машинном носителе в текстовом, графическом, аудио, видео форматах. В конце каждой порции изложения учебной дисциплины в данных системах обучаемому предоставляются проверочные задания. В отличие от систем первого класса, в данных системах ответы и действия обучаемого влияют на дальнейший ход процесса обучения. Степень управления учебным процессом напрямую зависит от степени адаптации системы под конкретного обучаемого, поэтому обучающие системы данного класса разделяются на подклассы по степени их адаптивности и способами реализации адаптации:

2.1. АОС с линейной моделью обучения – структура представления материала на машинном носителе является последовательной. В зависимости от результатов проверки обучаемому предоставляется очередная (следующая) порция учебного материала, либо он возвращается к дополнительному изучению предшествующей порции. Система может обладать всеми или несколькими свойствами мультимедийных систем 1 класса.

2.2. АОС с разветвленной моделью обучения – для каждой порции учебной дисциплины в системе задано несколько вариантов изложения материала, различающихся по степени подробности, глубине изложения, а также несколько вариантов предлагаемых в конце каждой порции проверочных заданий с различными уровнями сложности. Данная система адаптируется по глубине, степени подробности изложения изучаемого материала и сложности проверочных заданий, что позволяет ей формировать индивидуальную траекторию обучения. Реализуется параметрическая и структурная адаптация.

2.3. АОС с адаптацией по форме изложения – обучаемый имеет возможность выбирать форму изложения учебной дисциплины: преимущественно или текстовая, или графическая, или аудио, или видео форма. Система может обладать всеми или несколькими свойствами АОС с разветвленной моделью обучения.

2.4. АОС с адаптацией по логике изложения – контроль обучаемого осуществляется на основе сопоставления моделей о предметной области учителя (эталонной модели) и обучаемого. В данных системах реализуется структурная адаптация. Реализуется параметрическая и структурная адаптация.

2.5. Мультиагентная АОС с адаптацией по объекту и целям обучения – управление учебным процессом осуществляется коллективом агентов, каждый из которых в отдельности обладает всеми свойствами обучающих систем предыдущих подклассов. Коллектив агентов составляется каждый раз под конкретного обучаемого, под его цели обучения.

1. Современные информационные технологии в образовании / И. Роберт / Школа-Пресс/1994.

2. Агеев В.Н. Электронные учебники и автоматизированные обучающие системы– М., 2001, с 79-265.

Читайте также: