Докучные сказки что это простыми словами в литературе кратко и понятно

Обновлено: 04.07.2024

Докучные сказки занимали особое место в детском фольклоре. Приготовящимся к слушанию длинной и увлекательной сказки ребятишкам рассказчица вдруг произносит:

Жили-были два гуся,
Вот и сказка вся!

Поднимается крик недовольства…

Читать докучные сказки

докучные сказки картинка

Чучуло-Мяучело.

Чучело-мяучело на трубе сидело,
Чучело-мяучело песенку запело.
Чучело-мяучело с пастью красной-красной,
Всех оно замучило песенкой ужасной.
Всем кругом от чучела горестно и тошно,
Потому что песенка у него про то, что
Чучело-мяучело на трубе сидело…

— Жил-был старичок. Поехал на мельницу намолоть муки…
— Ну, вот поманил, а не рассказываешь!
— Кабы доехал, рассказал, а он, может, неделю проедет!

Белый бычок.

— Сказать ли тебе сказку про белого бычка?
— Скажи.
— Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе сказку про белого бычка?
— Скажи.
— Ты скажи, да я скажи, да чего у нас будет, да докуль это будет! Сказать ли тебе сказку про белого бычка?

Жили-были два братца, два братца — кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?

Старик и колодец.

Жил-был старик, у старика был колодец, а в колодце-то елец; тут и сказке конец.

Царь, двор и кол.

Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?

Докучная сказка.

— Рассказать ли тебе докучную сказочку?
— Расскажи.
— Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи; рассказать ли тебе докучную сказочку?
— Не надо.
— Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо; рассказать ли тебе докучную сказочку. и т.д.

Летел гусь, сел на дорогу — упал в воду. Мок-мок, кис-кис — вымок, выкис, вылез — сел на дорогу и опять пал в воду. Мок-мок, кис-кис, выкис, вылез и т.д.

— Рассказать сказку про гуся ?
— Расскажи.
— А она уже уся.
— Рассказать сказку про утку?
— Расскажи.
— А она ушла в будку.

Плавал и плавал у плотины карась…
Сказка моя уже началась.
Плавал и плавал карась у плотины…
Сказка рассказана до половины.
Поймал бы я Вам за хвост карася…
Да жаль, что сказка рассказана вся

Был себе царь Додон.
Построил он костяной дом.
Набрал со всего царства костей.
Стали мочить – перемочили,
Стали сушить – кости пересохли.
Опять намочили.
А когда намокнут – тогда доскажу!

Жил был царь, у царя был двор,
На дворе был кол, на колу — мочало;
Не сказать ли сказку сначала?

Царь и пруд.

В некотором царстве,
В некотором государстве
Жил-был царь, у царя был сад,
В саду был пруд, в пруды был рак…
Кто слушал – тот дурак.

На улице лето, под окошком – лавка,
В лавке елец – сказке конец!

Старик и мельница.

— Жил-был старичок. Поехал на мельницу намолоть муки…
— Ну, вот поманил, а не рассказываешь!
— Кабы доехал, рассказал, а он, может, неделю проедет!

Медведь и вода.

Встал медведь на колоду –
Бултых в воду!
Уж он в воде мок, мок,
Уж он в воде кис, кис,
Вымок, выкис,
Вылез, высох.
Встал медведь на колоду…

Овечка на мосту.

Протекает речка,
Через речку мост,
На мосту овечка,
У овечки хвост,
На хвосте мочало,
Рассказать сначала.

У попа была собака.

У попа была собака,
Он ее любил.
Она съела кусок мяса,
Он ее убил.
В яму закопал,
И надпись написал,
что:
У попа была собака,
и т.д.

Царь Ватута.

Жил-был царь Ватута и вся сказка тута.
Стоит домишка пряничный,
Изюмом разукрашенный,
Блестит при свете месяца.
Дверь из леденца, Не сказать ли с конца.

Ворона на мосту.

Едем дальше.
Видим мост,
На мосту ворона сохнет.
Хвать её за хвост,
Шасть под мост –
Пусть она помокнет!
Едем дальше.
Видим мост,
Под мостом ворона мокнет.
Хвать её за хвост,
Шасть её на мост –
Пусть она обсохнет!
Едем дальше…

Медведь у брода.

Пришел медведь к броду,
Да бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис.
Вымок, Выкис, Вылез, Высох,
Встал на колоду – Бултых в воду…;

Мы с тобой шли?

Мы с тобой шли?
– Шли!
– Сапог нашли?
– Нашли!
– Я тебе его дал?
– Дал!
– Ты его взял?
– Взял!
– А где же он?
– Кто?
– Да не кто, а что!
– Что?
– Сапог!
– Какой?
– Ну такой! Мы с тобой шли?
– Шли!
– Сапог нашли?
– Нашли

– Рассказать тебе сказочку про сову?
– Расскажи!
– Хорошо! Слушай, да не перебивай!
Летела сова –
Весёлая голова.
Вот она летела, летела,
На берёзку села,
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела.
Вот она летела, летела,
На берёзку села
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела…
Сказывать ли дальше.

Дуб над рекой.

Стоит над рекой дуб.
На том дубу сидит сорока –
в реку смотрит.
А рак вылез из воды и ползёт.
Вот он лезет да ползёт, лезет да ползёт, а сорока смотрит.
Вот она смотрит, а рак лезет да ползёт
Вот он лезет да ползёт, лезет да ползёт. А сорока смотрит.
Вот она смотрит, да смотрит, да смотрит. А рак лезет да ползёт…

Мокрая ворона.

Шел я как-то через мост,
Глядь – ворона мокнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил её на мост –
Пусть ворона сохнет!
Шел опять я через мост,
Глядь – ворона сохнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил её под мост –
Пусть ворона мокнет!
Снова шел я через мост,
Глядь – ворона мокнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил её на мост –
Пусть ворона сохнет!
Я опять на мост,
Глядь – ворона сохнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил её под мост –
Пусть ворона мокнет!
Я пришел на тот же мост,
Глядь – ворона мокнет…

Кот и Воркот.

Жили-дружили
Кот и Воркот.
Ели они с одного стола,
В окошко глядели с одного угла,
Гулять уходили с одного крыльца. . .
Не послушать ли сказочку опять с конца?

Шла собака через мост…

Шла собака через мост,
Завязила в тине хвост,
Тянула, тянула, вытянула хвост,
Только завязила в болоте нос.
Тянула, тянула..

На горушке — избушка,
Живёт в ней старушка.
Сидит на печи,
Жуёт калачи.
Вот она встала,
Из-за печи мочалу достала. . .
Хороша у старушки мочала!
Не начать ли сказку с начала?

В некотором царстве,
В незнакомом государстве,
Не в том, в котором мы живём,
Случилось диво дивное,
Явилось чудо чудное:
Выросла в огороде репа важная,
Хвалила старуха кажная:
Одним деньком
Не обойдёшь кругом.
Половину той репы вся деревня месяц ела,
Едва доела.
Соседи увидали —
Три недели другую половину доедали.
Остатки на телегу навалили,
Мимо лесу потащили,
Телегу обломили.
Пробегал медведь — удивился,
Со страху спать повалился…
Когда он проснётся —
Тогда и сказка дальше поведётся!

Тётушка Арина.

Тётушка Арина
Кашу варила,
Егор да Борис
Из-за каши подрались.
Мочала, мочала,
Начинай с начала!

У бабушкиной избёнки
Жевала травку Бурёнка,
Жевала, жевала — молчала.
Увидала: на заборе—мочала.
Увидала мочалу — замычала…
Не сказать ли про Бурёнку сначала?

Бабка у речки.

Жила-была бабка
Да у самой речки,
Захотелось бабке
Искупаться в речке.
Накупила она
Мыла да мочала.
Эта сказка хороша,
Начинай сначала…

Кутырь-Мутырь.

Жил Кутырь-Мутырь посреди польца,
Накосил себе стог сенца.
Пришли баран да овца,
Съели весь стог сенца…
Не сказать ли сказку опять с конца?

Слушать докучные сказки онлайн


36 888


Докучная сказка относится к такому типу сказок, в которых несколько раз повторяется один и тот же отрывок текста. В сказке такого рода развития сюжета не происходит.

Какие характерные особенности докучной сказки?
Цикличность, повторы, движение сюжета по кругу. Персонажи совершают одни и те же действия, бесконечно повторяющиеся.

Докучные сказки сочинялись, в том числе и для того, чтобы сказитель мог отбиться от надоедливых слушателей, которые требовали поведать ещё и ещё одну сказку. Но невозможно было бесконечно повествовать. Чтобы сдержать пыл, рассказчик затягивал докучную сказку. От неё все уставали – таким образом, посиделки заканчивались.

Что высмеивают докучные сказки?
Различные недостатки человека, они проверяют человека на смекалку, приучают быть внимательным.

Пример докучной сказки

— Утром петух зернышко нашел?
— Нашел.
— Золотое?
— Золотое.
— Он его клевал?
— Клевал.
— Вкусное?
— Что?
— Зернышко.
— Какое зернышко?
— Утром петух зернышко нашел?
— Нашел.
— Золотое?
— Золотое.
— Он его клевал?
— Клевал.
— Вкусное?
— Что?
И так далее…

И так до бесконечности, пока сказитель не устанет, ему не надоест или слушателям наскучит повторяющийся сюжет. А после сказочки к самовару – да за чай с бубликами, баранками и пряниками медовыми.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Докучные сказки: русские народные сказки, в которых многократно повторяется один и тот же фрагмент текста. Краткий рассказ об истории появления докучных сказок, классификации докучных сказок. Коллекция докучных сказок для малышей. Докучной сказкой можн

Многообразен русский фольклор, и докучные сказки – одна из его граней. Есть версия, что докучные сказки плели сказочники, которым надоедали просьбами рассказать еще одну сказочку. И они завершали свои сказания веселыми отговорками.

Докучной сказкой можно переключить внимание ребенка. Так делала наша мама, когда мы с братом чем-то досаждали, а она не могла нас успокоить.

- А давай я расскажу тебе сказочку про белого бычка.
- Нет, не хочу!
- Ты не хочешь – и я не хочу. Рассказать тебе сказочку про белого бычка?
- Ну, расскажи.
- Тебе расскажи – и мне расскажи. Рассказать тебе сказочку про белого бычка.

Докучная сказка – это сказка-обманка. Наши литераторы предложили классификацию докучных сказок.

Неоправданно короткие докучные сказки

Докучные сказки: русские народные сказки, в которых многократно повторяется один и тот же фрагмент текста. Краткий рассказ об истории появления докучных сказок, классификации докучных сказок. Коллекция докучных сказок для малышей. Докучной сказкой можно переключить внимание ребенка. Так делала наша мама, когда мы с братом чем-то досаждали, а она не могла нас успокоить. - А давай я расскажу

Имеется начало, сказочный (или не очень сказочный) зачин, и неожиданно быстрая концовка.

Жили-были два гуся. Вот и сказка вся.

Неоправданно незаконченные докучные сказки


Тут объяснения не нужны: у сказки незавершенное окончание.


- Был себе царь Додон. Застроил он костяной дом, Набрал со всего царства костей, Стали мочить - перемочили, Стали сушить - кости пересохли, Опять намочили.
- Ну что же дальше было?
- А когда намокнут, тогда доскажу.


Неоправданно повторяющиеся докучные сказки

Докучные сказки: русские народные сказки, в которых многократно повторяется один и тот же фрагмент текста. Краткий рассказ об истории появления докучных сказок, классификации докучных сказок. Коллекция докучных сказок для малышей. Докучной сказкой можно переключить внимание ребенка. Так делала наша мама, когда мы с братом чем-то досаждали, а она не могла нас успокоить. - А давай я расскажу

Псевдобесконечные докучные сказки

Докучные сказки: русские народные сказки, в которых многократно повторяется один и тот же фрагмент текста. Краткий рассказ об истории появления докучных сказок, классификации докучных сказок. Коллекция докучных сказок для малышей. Докучной сказкой можно переключить внимание ребенка. Так делала наша мама, когда мы с братом чем-то досаждали, а она не могла нас успокоить. - А давай я расскажу

У попа была собака, Он ее любил, Она съела кусок мяса, Он ее убил, В землю закопал. И надпись написал, что… У попа была собака…

Предлагаем вам небольшую коллекцию докучных сказок

Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?

- Рассказать ли тебе сказочку про белого гуся?
- Расскажи.
- Вот она и вся.

- Рассказать ли тебе докучную сказочку?
- Расскажи.
- Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи; рассказать ли тебе докучную сказочку?
- Не надо.
- Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо; рассказать ли тебе докучную сказочку?

— Мы с тобой шли?
— Шли.
— Кожух нашли?
— Нашли.
— И где он?
— Что?
— Кожух.
— Какой?
— Как это какой? Мы с тобой шли?

Жили-были баран да овца. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?

Шел я как-то через мост, глядь - ворона сохнет, взял ворону я за хвост, положил ее под мост, пусть ворона мокнет.
Я опять пришел на мост, глядь - ворона мокнет, взял ворону я за хвост, положил ее на мост, пусть ворона сохнет…

- В бане был? - Был. -Тело мыл? - Мыл. - А где мочала? Начинай сначала…

- Жил-был старичок. Поехал на мельницу намолоть муки.
- Ну, вот поманил, а не рассказываешь!
- Кабы доехал, рассказал, а он, может, неделю проедет!

Летел гусь, сел на дорогу — упал в воду. Мок-мок, кис-кис — вымок, выкис, вылез — сел на дорогу и опять пал в воду. Мок-мок, кис-кис, выкис, вылез и т.д.

Слушайте, послушайте! Расскажу вам сказочку – хорошую-прехорошую, длинную-предлинную, интересную-преинтересную!
Жил-был журавль. Задумал он жениться на прекрасной на девице, на цапле. Пошел свататься. Вот идет он по болоту – ноги вязнут. Станет ноги из болота вытаскивать – хвост увязнет; хвост вытащит – ноги увязнут; ноги вытащит – хвост увязнет; хвост вытащит – ноги увязнут; ноги вытащит – хвост увязнет…
Хороша ли моя сказочка?

Пришел медведь к броду,
Бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис,
Вымок, выкис, вылез, высох.
Встал на колоду - Бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок.

Жил-был Яшка,
У него была красная рубашка,
На поясе пряжка,
На голове шапка,
На шее тряпка,
В руках – лыка связка.
Хороша ли моя сказка?

Стоит над рекой дуб. На том дубу сидит сорока – в реку смотрит. А рак вылез из воды и лезет.
Вот он лезет да ползет, лезет да ползет, а сорока смотрит.
Вот она смотрит, а рак лезет да ползет.
Вот он лезет да ползет, ползет да ползет. А сорока смотрит.
Вот она смотрит, да смотрит, да смотрит. А рак лезет да ползет…


о детях от 7 до 10 лет

Докучные сказки относятся к русскому устному народному творчеству. Они имеют ряд характерных особенностей, позволяющих выделить их среди остальных: несколько раз повторяющиеся элементы, недолгое повествование, часто не наделенное особым смыслом.

Докучная сказка это

По сути, докучная сказка – это короткий рифмованный стишок, который можно читать детям младшего возраста (два-три года) неограниченное количество раз. В данной статье будут рассмотрены вопросы о том, откуда берет начало докучная сказка, как она влияет на развитие ребенка, какова практическая польза от ее чтения детям.

Происхождение докучных сказок

Докучные сказки для детей

Переключение внимания ребенка

Докучная сказка – это идеальный вариант, когда подошло время укладывать ребенка спать, а дитя отказывается засыпать без сказки. Родителям можно выучить несколько таких стишков наизусть, чтобы в нужный момент суметь их продекламировать. Можно также использовать книжку с докучными сказками, если она имеется у вас дома. При желании ее можно купить в магазине, так будет даже лучше.

Развитие познавательных процессов

Чтение взрослыми детям прекрасно развивает у ребенка память, мышление, речь, воображение. Дети очень быстро запоминают тексты, которые им интересны и вызывают приятные эмоции. Вот увидите, с каким энтузиазмом малыш примется повторять забавные строчки, вызывающие у него улыбку и хорошее настроение! Докучные сказки для детей отличаются большой эмоциональностью и объемной юмористической составляющей. Слушая, ребенок будет вникать в каждое слово, даже если ему не совсем понятно его значение. В этом случае задача мамы и папы заключается в том, чтобы правильно объяснить малышу незнакомые слова, встречающиеся в тексте.

Интерес к устному народному творчеству

Докучная сказка – это настоящий клад для родителей и детей. Несмотря на то что она часто воспринимается как бессмысленная и лишенная логики, это обманчивое впечатление. Докучные сказки для детей являются устным народным творчеством, а значит, являются отражением жизни русского народа Древней Руси. Именно из таких бессмысленных на первых взгляд сказок ребенок сможет узнать, как одевались на Руси, какие порядки царили в городах, как простые люди жили в деревнях, чем питались, увлекались, занимались, как трудились, не покладая рук.

Докучные сказки короткие

Систематическое чтение детям докучных сказок не только воспитывает ребенка, но и прививает ему любовь к родному слову. Каждый родитель хочет, чтобы в будущем его драгоценный отпрыск получил хорошее образование, читал серьезную художественную и классическую литературу. Во многом достижению этой цели способствует знакомство с докучными сказками, которое происходит в раннем детстве. Поэтому чрезвычайно важно не упустить этот момент! Любовь к книге не рождается за один день, но приходит постепенно.

Как надо читать детям докучные сказки

Казалось бы, что в этом трудного: достаточно взять в руки соответствующую книгу и начать читать ребенку вслух. Но все не так просто. Если родитель хочет, чтобы чтение принесло ребенку ощутимую пользу, то не стоит пренебрегать следующими правилами. Читайте ребенку только тогда, когда сами находитесь в хорошем настроении. Если вы станете читать, находясь в угнетенном состоянии духа, ребенок это сразу заметит. Кроме того, такое чтение обязательно отразится на восприятии ребенка: текст покажется ему неинтересным, скучным, и он отложит книгу в сторону. Чтобы не отбить у ребенка интерес к чтению, поощряйте его любые попытки пересказывать прочитанное самостоятельно, не отказывайтесь, когда он обращается к вам с просьбой прочитать сказку. Стихи можно выучить наизусть. Читайте с воодушевлением, выразительно, четко проговаривая каждое слово. Докучная сказка – это народный дух Руси, уважайте его!

Докучные сказки жили были

Таким образом, докучная сказка во многом помогает привить ребенку любовь к изящной словесности. Пусть хорошая литература начнется для малыша с изучения памятников русского народного творчества. Такой подход обязательно принесет в будущем свои плоды.

Читайте также: