Проект люблю тебя мой край родной в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Оценить 648 0

по нравственно-патриотическому воспитаниюдетей подготовительной к школе группы

П одготовили воспитатели гр. «Ягодка

Актуальность темы:

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. С введением в действие Закона “Об образовании в Российской Федерации” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент.

В дошкольном возрасте начинается формирование представлений об истории родного края, с её традициями, природой и культурой прошлых лет, воспитывается любовь к малой Родине, развивается чувство патриотизма. Базовым этапом формирования у детей любви к Родному краю следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, приобщение к миру его культуры.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Цель проекта:

Формирование у дошкольников любви к родному краю и интерес к прошлому и настоящему.

Основные задачи:

- Прививать любовь и интерес к жизни народа в разные исторические эпохи, к его культуре.

- Показать самобытность русского народа, проявляющуюся в творчестве народных умельцев, в устном народном творчестве.

- Создавать эмоциональное настроение, оставить яркие впечатления от рассказов и бесед, экскурсий и прогулок.

- Формировать творческое воображение через поэзию и восприятие картин местных писателей и художников.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Вид проекта: познавательный, групповой.

Сроки реализации проекта: долгосрочный.

Ожидаемые результаты:

- Дети должны знать и называть свой город, историю его возникновения, символику, достопримечательности, климатические условия.

- У детей должно быть сформировано чувство гордости за свой родной край, желание сохранить его культуру и традиции.

Этапы проведения и реализации проекта:

I. Информационно-накопительный:

- Изучение интереса детей для определения целей проекта.

- Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.

II. Организационно-практический

- НОД с детьми в соответствии с перспективным планом,

- Совместные мероприятия с городской библиотекой,

- Целевые прогулки по городу, посещение музея города,

- Пополнение развивающей среды,

- Проведение мероприятий совместно с родителями,

- Выставки детских работ.

III. Итоговый

- Выставка продуктов детской деятельности.

- Оценка этапов реализации проекта детьми.

Воспитывать чувство гордости за принадлежность к своему народу, доброжелательное отношение к людям другой национальности.

Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путём изучения культурного наследия.

Участники проекта:

  • Воспитатели
  • Дети
  • Родители
  • Музыкальный руководитель.

Сроки реализации: январь – февраль.

Планируемые результаты:

  • Сформировать у детей представления о родном крае и родном городе, об основных памятниках, определяющих облик города;
  • знание названий улиц города.
  • Умение видеть красоту родного края и города.
ВложениеРазмер
proekt_lyublyu_tebya_moy_kray_rodnoy.docx 36.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 19 общеразвивающего вида г. Печора

Разработан воспитателем группы

Савельевой Светланой Фёдоровной

г. Печора, республики Коми

Срок осуществления проекта: 1 месяц.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели.

Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываются патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте у детей , по мнению ученых отмечается высокий темп умственного развития.

Старшие дошкольники обладают определённым количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом и взрослом мире. У старших дошкольников появляется стремление больше узнать о своём родном крае, о его историческом прошлом.

С целью развития у ребят нравственно-патриотических чувств воспитатель ставит перед собой несколько задач:

  • развивать интерес к истории своей страны, края, города
  • к событиям прошлых лет
  • обобщить и систематизировать знания о родном крае
  • познакомить с краеведческим музеем г. Печора
  • расширить детский кругозор.

Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно на знании истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Поэтому нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это любовь к родным местам и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своей страны. Одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания является краеведение как эффективное средство воспитания базиса личностной культуры ребёнка.

Процесс приобщения детей к краеведению достаточно сложен, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирования педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей.

Формирование у детей ключевых компетенций;

воспитание любви к родному краю, городу, формирование представлений о достопримечательностях города;

воспитание чувства гордости за город, в котором живём;

обобщение и систематизация знания о родном крае;

ознакомление с краеведческим музеем г. Печоры;

расширение кругозора детей.

Закрепить знания о знакомых улицах, где находится дом, детский сад, пути следования от дома до детского сада;

Воспитывать умение видеть красоту родного края и города, радоваться ей;

Пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям;

Воспитывать чувство гордости за принадлежность к своему народу, доброжелательное отношение к людям другой национальности.

Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путём изучения культурного наследия.

  • Воспитатели
  • Дети
  • Родители
  • Музыкальный руководитель.

Сроки реализации : январь – февраль.

  • Сформировать у детей представления о родном крае и родном городе, об основных памятниках, определяющих облик города;
  • знание названий улиц города.
  • Умение видеть красоту родного края и города.

Этапы реализации проекта:

Первый этап – подготовительный.

  • Изучение методической литературы.
  • Составление перспективного плана.
  • Создание развивающей среды.
  • Подбор игр и оборудования.
  • Создание условий для изобразительной и продуктивной деятельности. Повышение мотивации родителей воспитанников, активности в реализации проекта.

Второй этап – реализация проекта.

Тематический план работы по ознакомлению детей старшей группы с родным краем.

План мероприятий к проекту.

Беседы об истории возникновения, о местоположении города, особенности застройки.

Знакомство с достопримечательностями города, района.

Экскурсия в краеведческий музей.

Знакомство с коми фольклором (чтение и разъяснение пословиц, поговорок, загадок).

Работа с родителями.

Третий этап - з аключительный (презентация проекта).

Музыкально – литературное развлечение.

Цели : Расширить представления детей о живой и неживой природе нашего края; о рабочих профессиях, полезных ископаемых; о символике республики, города; развивать любознательность, наблюдательность, речевую активность; воспитывать любовь к родному краю, родному городу; воспитывать позитивные отношения в процессе общения.

Ребёнок под музыку читают стихотворение.

Живу я в коми крае

Где все там расцветает

Все – и леса, и речку,

И бабушкину печку

Я в сердце сохраню,

И для меня все важно,

Что рядом, что вокруг

И счастлив день мой каждый.

Мой край – мой лучший друг.

Ведущий представляет жюри мероприятия: воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатель параллельной группы.

Оценивание осуществляется следующим образом: за правильный ответ команда получает 1 балл.

1 раунд. Команды представляют название и свой девиз.

  1. Как называется республика, город в котором мы живём? (Республика Коми, г.Печора.)
  2. Найдите на карте республику, в которой вы живёте. Покажите и назовите её столицу. (Сыктывкар)
  3. Какая национальность в республике является коренной? (Коми)
  4. 3. Как называют людей, которые живут в городе Печора? (Печорцы)
  5. Сколько лет нашему городу (Печора) в 2015 году? (66).
  6. Почему наш город назван Печорой? (наш город стоит на реке Печора)
  1. Назовите достопримечательности нашего города. (памятник В. Русанову, вечный огонь на площади Победы, парк им. В. Дубинина, Печорский женский монастырь).
  2. Назовите города республики Коми.( Печора, Сыктывкар, Воркута, Инта, Ухта, Сосногорск, Усинск, Вуктыл, Микунь, Емва.
  3. Как называют людей, которые живут в России? (Россияне).

Детям предлагается собрать герб республики Коми, города Печоры и объяснить их значение.

Значение герба республики Коми.

Герб республики Коми представляет собой исполненное по мотивам пермского звериного стиля изображение золотой хищной птицы, помещённой на красном геральдическом щите; на груди птицы - лик женщины в обрамлении шести лосиных голов. В традиционном толковании хищная птица с приоткрытыми крыльями является образом солнца, власти, верхнего мира. Лик женщины на груди птицы соответствует образу Зарни Ань (Золотой Бабы), жизнерадующей солнечной богини, матери мира. Образ лося связан с идеей силы, благородства красот.

Сочетание золотого и красного, положенное в основу цветового решения герба, символизирует в коми фольклоре утреннее, весеннее, теплое солнце, материнство и рождение. Красный фон означает деятельность, активность народа и власти, а в сочетании с формой щита может ассоциироваться с исторической судьбой коми народа, входящего в состав многонационального Российского государства.

Значение герба города Печоры.

Дружно за руки возьмёмся,

И по городу пройдёмся ( идут маршируя на месте).

Есть у нас дома большие, (руки поднимают вверх).

Много есть домов поменьше (руки опускают чуть пониже)

Зелень яркая вокруг (разводят руки в стороны)

На ветру качается (руки качают то вправо, то влево)

Ты мой друг и я твой друг (правую руку вперёд,

затем левую руку вперёд.

Пусть дружба не кончается (хлопают в ладоши).

4 раунд. Название конкурса вы узнаете, отгадав мою загадку:

« На далёком севере живёт,

Где бегают красавчики олени.

Он никогда почти не устаёт,

  • Как называется дом оленеводов? (Чум)
  • Из чего он строится? ( Шестов, оленьих шкур).
  • Как называется обувь, которую шьют из оленьего меха? (Пимы, тюни-тапочки).
  • Чем питаются олени? (Мох, ягель).
  • Как называется верхняя одежда оленеводов? (Малица, парка)
  • Чем отличаются? (парка сшита мехом наружу; малица сшита мехом вовнутрь и покрыта тканью).
  • Как называются сани оленеводов? (Нарты).
  • Чем погоняют оленей? (Хореем).

Звучит музыка. Появляется Леший.

Леший. Кто меня разбудил? Шумят, кричат в моём лесу? Кто вы?

Леший . Вы узнали, кто я? Отгадайте загадку. И узнаете меня.

Потому что эти богатства нужно искать и выкапывать из земли, а полезные – потому что они приносят большую пользу людям.

Леший задаёт детям загадки.

Он на дорожках во дворе,

Он на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок.)

2. Без не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это? (Нефть.)

3. Он черный, блестящий.

Людям помощник настоящий.

Он несет в дома тепло,

От него в домах светло,

Помогает плавить сталь.

Делает краски и эмаль. (Каменный уголь.)

4. На кухне у мамы помощник отличный,

Он синим цветком расцветает от спичек. (Природный газ.)

5. В серых скалах её вырубали,

Чтоб потом положить по щепотке, горшки, сковородки.

Рис и рыба, фасоль и салат

Сразу стали вкусней во сто крат! (Соль).

Леший в разных местах находит заранее спрятанные полезные ископаемые и показывает их детям.

Леший. Загадки вы отгадали, но у меня есть еще для вас задание.

Почти вся территория республики Коми покрыта таёжными лесами, в которых обитают разнообразные животные, растут различные растения нашего края.

  • Как называется бескрайний лес, щедро дарящий людям нашей республики Коми свои богатства? (Тайга)
  • Кого коми народ назвал царём тайги? (Лось)
  • Какими ягодами богата наша республика? (морошка, клюква, брусника)
  • Как по другому называют коми люди тайгу? (Парма)
  • Кого коми люди разводили в домашнем хозяйстве? (Бараны , коровы, овцы, козы)
  • Какими хвойными породами деревьев бога т наш край? (Сосна, кедр , ель)

Леший. Ребята, со всеми моими заданиями вы справились. Прощается с детьми и уходит.

Командам предлагается нарисовать свой любимый город в будущем, используя разнообразные изобразительные средства.

Подведение итогов викторины

Наш любимый город невозможен без красивейших растений и замечательных животных.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

hello_html_5e0d90e8.jpg

hello_html_m6f03f80f.jpg

Воспитатель ВКК: Плотникова Т.И.

г. Барабинск, 2016г.

Паспорт проекта

Вид проекта: краткосрочный (4 недели) .

Тип проекта: познавательный, групповой.

Срок реализации: с 02.02.2016 по 29.02.2016 гг.

Участники проекта: дети 4-5 лет, воспитатели, родители.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный, включает в себя:

Составление перспективного плана работы по проведению проекта;

Анкетирование родителей по патриотическому воспитанию;

Подбор литературы, открыток, стихотворений, рассказов, загадок, пословиц;

Создание и пополнение предметно – развивающей среды.

Основной, включает в себя:

Привлечение родителей к оказанию помощи;

Чтение художественной литературы;

Проведение с детьми бесед.

Заключительный.

Ожидаемый результат:

Знают историю возникновения родного города, его достопримечательности.

Имеют представление об исторических памятниках.

Проявление интереса к родному краю, который находит отражение в совместных рисунках детей и родителей, рассказах.

Дети знают праздники и традиции, которые отмечаются в городе и семье.

Актуальность проекта

Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

“ Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Основным этапом формирования любви у детей следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем родном городе, взаимоотношений, усвоение принятых норм поведения, приобщение к миру культуры. Детям очень важно прививать любовь к семье, к дому, к детскому саду, к родному городу.

- познакомить с детским садом, с территорией детского сада.

- знакомить с домом, с предметами домашнего обихода, мебелью, бытовыми приборами.

- познакомить с растительным миром детского сада города, воспитывать любовь к природе родного края.

- знакомить с названием улиц, основными достопримечательностями.

- знакомить с видами транспорта, с правилами поведения на улице, с элементарными правилами дорожного движения.

-знакомить с профессиями: продавец, парикмахер, шофёр, водитель автобуса.

Интеграция образовательных областей.

Социально – коммуникативное развитие: развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослым и со сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности.

Познавательное развитие: формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности.

Речевое развитие: обогащение словаря, развитие связной речи.

Художественно – эстетическое развитие: становление эстетического отношения к окружающему миру, реализация самостоятельной творческой деятельности.

Физическое развитие: овладение подвижными играми с правилами, элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.

Организация деятельности в рамках проекта.

- Подбор и рассматривание репродукций, фотографий, открыток с изображением Барабинска;

- Рассматривание иллюстрация с достопримечательностями Барабинска

- Организация выставок детского творчества.

Художественно – эстетическое развитие

Прослушивание песен о Барабинске

Разукрашивание флага России

Дидактические игры и упражнения

Сюжетно - ролевые игры:

Наблюдения: За транспортом, за птицами, небом, деревьями прохожими людьми, работой дворника; природными явлениями

Создание условий для самостоятельной деятельности детей:

Центр продуктивной деятельности: Материалы и инструменты для рисования, аппликации и художественного труда.

Взаимодействие с родителями:

Дошкольный возраст яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья.

В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое.

Известно, если маленький ребенок не знает своей истории, не видит красоты родного края, не слышит положительной информации о своей стране, у него не сформируется ценностное отношение к Родине, он не сможет полюбить, а значит, в дальнейшем не будет способен отстаивать её интересы, защищать.Круг социальных, нравственных, духовных ценностей нельзя навязывать ребенку. Их смысл и значение определяется, вырабатывается собственными его усилиями, в процессе непосредственного знакомства и приобщения к той среде, в которой он живет.

Актуальность рассматриваемой темы я связываю в первую очередь с тем, что в настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов и школ воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного села и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным селом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываются патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению ученых, отмечается высокий темп умственного развития. Старшие дошкольники обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом взрослом мире. У старших дошкольников появляется стремление больше узнать о своем родном крае, об его историческом прошлом.Процесс приобщения дошкольников к краеведению достаточно сложен, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирования педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей. Метод проектов, как показывает опыт, является наиболее эффективным в формировании системного подхода к развитию у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю.

Гипотеза.

Если использовать методы и формы проекта в своей работе мы заинтересуем детей и их родителей к дальнейшему развитию интереса к истории своего края, то можно считать, что цель проекта будет выполнена.

Участники проекта:

Вид проекта: информационно-творческий

Цель проекта: Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного села, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.Воспитывать любовь, чувство гордости к своей малой родине.

Задачи проекта:Сформировать у детей представления о своей семье, своем детском саде, о своем поселке. Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края.Развивать бережное отношение к селу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе. Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать. Воспитывать чувство гордости за своих земляков и эмоционально-ценностное отношение к краю. Учить беречь свою малую родину, поддерживать традиции. Повышать интерес, компетентность родителей в данном вопросе, привлекать их к реализации проекта.

Роль родителей в реализации проекта:

- беседы с родителями о важности проблемы патриотического воспитания;

Срок реализации проекта: долгосрочный

Этапы проведения и реализации проекта:

Этапы проектной деятельности.

1 этап – подготовительный.

Задачи.

  1. Познакомить родителей со значимостью проектной деятельности в детском саду.

2.Выбрать методы реализации проектной деятельности.

3.Создать материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта

1)Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии)

2) Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности

3) Дидактические игры

5) Выставка книг со стихами местных поэтов

2 этап – практический.

Содержание проектной деятельности

Время проведения

Тема

Цели

Форма проведения

Определение уровня знаний детей и родителей по нравственно-патриотическому воспитанию

Учить детей передавать чувства и ощущения в рисунке

Познакомить детей с историей возникновения села, его постройками. Воспитывать интерес к истории села

Учить передавать красоту родного села

Транспорт нашего села

Знать и различать виды транспорта

Знакомство детей с крестьянской избой, старинными предметами, воспитывать чувство уважения к прошлому

Придумать названия улицам и объяснить, почему так назвали

Учить детей отличать профессии села от профессий города

Закреплять знание русского фольклора

Конкурс пословиц и поговорок

Углублять и конкретизировать представления о животном и растительном мире края

Экскурсия родителей и детей в краеведческий музей города Егорьевска

Познакомить детей с местными поэтами, умельцами села

Знакомить детей с родным селом, с его достопримечательностями

Учить лепить, передавая характерные признаки

Знакомство с традициями русского народа

Знакомство с домашней утварью, предметами быта прошлого времени.

Сделаем наше село чище

Воспитывать любовь к родному селу, приучать следить за чистотой, развивать творчество.

Выставка поделок из бросового материала совместно с родителями

Сформировать представления о празднике День Победы, познакомить с ветеранами ВОВ. Формировать представления о празднике День Победы

Беседа по иллюстрациям

Сформировать представление о героизме, подвиге.

Экскурсия детей с родителями к обелиску

3.Заключение

Не следует ждать от детей и взрослых форм проявления любви к родному селу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории села, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил село, начнут проявлять интерес к событиям сельской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.Таким образом, чувство любви к Родине формируется постепенно, в процессе накопления знаний, вырастает из любви к близким, родному краю, интереса к доступным пониманию детей явлениям общественной жизни, осознания причастности к судьбе малой Родины.

Читайте также: