Докажите что учитель физической культуры агент социализации кратко
Обновлено: 07.07.2024
Физическая культура и спорт представляют собой самостоятельный вид деятельности человека, значение которого в развитии общества весьма многообразно. Они оказывают определенное влияние на общественное производство, на формирование человека как личности, на развитие общественных отношений.
Физическая культура – часть общей культуры общества, направленная на укрепление и повышение уровня здоровья. Она выполняет социальную функцию – воспитание всесторонне и гармонично развитой личности.
В настоящее время возросло понимание физической культуры как общественной и индивидуальной ценности, что позволяет сформировать новые тенденции в развитии общественного мнения и личностных мотиваций к освоению ценностей физической культуры всеми и каждым.
Если еще в не очень далеком прошлом занятия физическими упражнениями были уделом энтузиастов, спортсменов и физкультурников, то в настоящее время они становятся все более необходимой составляющей образования и здорового образа жизни каждого человека. Одной из основных задач цивилизованного общества является внедрение в повседневный режим жизни активной двигательной деятельности.
Физическая культура и спорт играют важную роль в формировании личности. Многие социальные ситуации проигрываются в спортивной деятельности, что позволяет спортсмену нарабатывать для себя жизненный опыт, выстраивать особую систему ценностей и установок.
Физическая культура-часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики.
Это особая и самостоятельная область культуры. Она возникла и развилась одновременно с общей культурой человека. Физическую культуру можно рассматривать как специфическую реакцию на потребности общества в двигательной активности и способ удовлетворения этих потребностей.
В личностном аспекте она представляет собой ту часть общей культуры человека, которая является внутренней мерой степени развития физических сил и двигательных навыков, а также уровня жизнедеятельности и жизнеспособности человека и состояния его здоровья. Она позволяет с помощью своих специфических средств и методов раскрывать потенциальные возможности человека.
Социальная природа физической культуры, как одной из областей социально необходимой деятельности общества, определяется непосредственными и опосредованными потребностями труда и других форм жизнедеятельности человека, стремлениями общества к широкому использованию ее в качестве одного из важнейших средств воспитания и заинтересованностью самих трудящихся в собственном совершенствовании.
Раскрытие потенциальных возможностей человека способствует формированию таких личностных качеств человека, как уверенность в себе, решительность, смелость, желание и реальная возможность преодолеть трудности. Критерием такого развития применительно к трудовым актам является его соответствие тем требованиям производства, которые предъявляются к физической деятельности человека. Можно считать, что физические способности развиваются, если человек становится более универсальным с точки зрения расширения двигательной жизнедеятельности и возможности эффективного проявления им предметных операций в производстве. Физическая культура занимает в этом процессе ведущее место.
Физическая культура представляет собой единство реальной (практической) и идеальной (психической) деятельности. В процессе этой деятельности человек вступает в связи и отношения с общественной и природной средой. Чем универсальнее будут его связи, тем более всесторонне и гармонично будет развит человек, тем универсальнее будут его связи со средой.
Функции физической культуры можно разделить на 4 группы:
1. Общее развитие и укрепление организма (формирование и развитие физических качеств и способностей, совершенствование двигательных навыков, укрепление здоровья, противодействие и сдерживание процессов инволюции и т. д.).
2. Подготовка к трудовой деятельности и защите Родины (повышение работоспособности, устойчивости против неблагоприятных условий труда, гиподинамии, профессионально-прикладная подготовка и т. п.).
3. Удовлетворение потребностей в активном отдыхе и рациональном использовании внерабочего времени (развлечения, игры, компенсация).
4. Раскрытие волевых, физических качеств и двигательных возможностей человека на предельных уровнях.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Поразительный простор мысли открывает данное высказывание. Должна ли я доказать это утверждение, или наоборот, ответить на вопрос. Так или иначе, прежде всего нужно понять смысл этой фразы.
Для начала стоит определиться с самими понятиями, входящими в состав высказывания.
Педагог – человек ведущий практическую деятельность воспитания и обучения.
Агент – посредник, представитель, проводник.
Социализация - усвоение социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих человеку успешно функционировать в обществе.
Поэтому подводя итоги моих размышлений, я все-таки могу сказать, что педагог – это агент социализации. По крайней мере, лично я к этому буду стремится. Я приложу все усилия для формирования будущей личности, самостоятельного члена общества, способного на творчество и создание положительного социального опыта.
Агент — человек, который действует в чьих-либо интересах, представитель учреждения, организации, выполняющий деловые поручения.
Педагоги — особые агенты социализации, поскольку изначально не выбираются ребенком (в отличие от родителей), и уполномочены государством нейтрализовывать влияния стихийной и частично управляемой социализации, используя их для решения задач воспитания.
Школьный учитель выступает одновременно в роли участника и посредника взаимодействия двух и более культур: он, принадлежа миру взрослых, находится в интенсивном диалоге с представителями мира детства.
Статус педагогов в школе двойствен: с одной стороны, они государственные служащие, призванные осуществлять государственную политику в школе (именно в этом качестве они и вос-
принимаются всеми участниками воспитательного процесса), а с другой — граждане своей страны, личности, члены педагогического коллектива, живущие своими интересами, заинтересованные в реализации своих личностных потребностей.
Педагог — субъект, носитель не только институционального, но и живого опыта, без которого невозможно полноценное воспитание. Он оценивает личность воспитуемого через призму структуры социального опыта, а социальный опыт — через призму возможностей освоения его личностью.
Педагог задает определенный характер этому процессу познания, присвоения и изменения (производства) ребенком социального опыта, что предполагает создание ситуаций того или иного типа:
- ситуации естественного характера, в основе которых возрастные проблемы социализации личности, реальный процесс социального общения, характеризующийся многочисленностью большей частью случайных факторов;
общественные: ребенок — человек, общество охраняет его права на самостоятельность, поддерживает нужные условия для социализации, компенсируя их полноценным воспитанием;
родительские: ребенок — индивидуальность, даже если он не может развиваться без поддержки;
учительские: ребенок — социальное и индивидуальное существо; воспитание становится главным средством социализации,
если педагогический процесс опирается на самостоятельность и активность ребенка, согласуясь с проектом его жизни теперь и в будущем.
Традиционная школьная практика игнорирует личный опыт педагогов. Современная школа в основном по-прежнему подчинена целям, для которых личностное знание, индивидуальная культура педагога выступают чем-то второстепенным, необязательным. Но педагог не просто формирует, корректирует цели учебно-воспитательного процесса с учетом собственных субъективных свойств и пристрастий, он реализует в педагогических целях свои интересы и намерения, утверждает свое мироощущение и потому прилагает к их достижению все свои возможности. То, что учитель передает своим ученикам, никогда не лучше того, что заключено в нем самом; нельзя эффективно заниматься личностным опытом другого человека, не обладая собственным, отмечает В.В.Сериков. Исследования свидетельствуют, что педагоги сами себя воспринимают прежде всего в качестве служащих: их потребности более чем на 70 % отражают интересы социальных заказчиков и пользователей образовательных услуг. Личностные потребности педагогами в полной мере не осознаны и слабо выражены.
Учителю необходимо постоянно обновлять те образцы, которые существуют в его мышлении: быть способным перестраивать, приводить их в соответствие с теми эталонами понимания ребенка и его воспитания, которые поддерживаются всем ходом общественного развития и изменчивым характером знаний.
Институциональный — связанный с социальными институтами, имеющий отношение к ним.
Плохой педагог — всего лишь транслятор учебника, программы, стандарта. Хороший педагог — актер, разыгрывающий институционализированное знание, персонифицирующий его и обрамляющий жизненным контекстом. Это способствует узнаванию учащимися и своего знания в институционализированном знании. Педагог заражает учащихся интересом к миру вообще и к миру знаний в частности. Отчуждение от личности у педагога не прохо-
дит бесследно: обедняется воспитательное пространство, в котором лучше и быстрее обнаруживаются собственные успехи и неудачи, личностный и профессиональный рост, пробуждаются отрицательные эмоции, переживания.
Вопросы и задания
1. Проиллюстрируйте собственными примерами возможности школы как адаптера различных факторов социализации. Оцените, в какой степени современная школа справляется с данной задачей.
2. В чем, на ваш взгляд, заключается трансляционная функция школы по отношению к различным факторам социализации?
3. Прокомментируйте ситуацию: из крупного города семья переехала в небольшое село. Подросток М. пошел в VIII класс единственной здесь школы. С какими трудностями может столкнуться мальчик? Что вы можете посоветовать родителям, учителям, самому подростку?
4. Сформулируйте требования к педагогу, акцентирующие его роль агента социализации.
5. Разработайте мини-опросник, позволяющий оценить особенности деятельности педагога как агента социализации.
Бестужев-Лада И. В. К школе XXI века: Размышления социолога. — М., 1988.
Гурьянова М. П. Российская сельская школа как социокультурный феномен // Педагогика. - 1999. - № 7. - С. 23-28.
Данилов Д. А., Корнилова А.Г. Социально-воспитательная работа в сельском социуме: Региональные аспекты организационно-педагогического обеспечения. — Новосибирск, 1999.
Калеева Ж. Г. Заботы сельской школы // Педагогика. — 2002. — № 5. — С. 64-69.
Корсак К. А. Проблемы педагогики и перспективы их решения // Народное образование. — 2002. — № 2. — С. 44—54.
Массовая коммуникация в формировании современного социокультурного пространства // Социс. — 2000. — № 7. — С. 73 — 82.
Мудрик А. В. Социальная педагогика. — М., 2000. — С. 10—15; 31 — 125.
Патракеева В. А. С первого класса до выпускного // Народное образование. - 1999. - № 6. - С. 83-86.
Сыродеева А. А. Поликультурное образование: Учебно-методическое пособие. — М, 2001.
Агент — человек, который действует в чьих-либо интересах, представитель учреждения, организации, выполняющий деловые поручения.
Педагоги — особые агенты социализации, поскольку изначально не выбираются ребенком (в отличие от родителей), и уполномочены государством нейтрализовывать влияния стихийной и частично управляемой социализации, используя их для решения задач воспитания.
Школьный учитель выступает одновременно в роли участника и посредника взаимодействия двух и более культур: он, принадлежа миру взрослых, находится в интенсивном диалоге с представителями мира детства.
Статус педагогов в школе двойствен: с одной стороны, они государственные служащие, призванные осуществлять государственную политику в школе (именно в этом качестве они и вос-
принимаются всеми участниками воспитательного процесса), а с другой — граждане своей страны, личности, члены педагогического коллектива, живущие своими интересами, заинтересованные в реализации своих личностных потребностей.
Педагог — субъект, носитель не только институционального, но и живого опыта, без которого невозможно полноценное воспитание. Он оценивает личность воспитуемого через призму структуры социального опыта, а социальный опыт — через призму возможностей освоения его личностью.
Педагог задает определенный характер этому процессу познания, присвоения и изменения (производства) ребенком социального опыта, что предполагает создание ситуаций того или иного типа:
- ситуации естественного характера, в основе которых возрастные проблемы социализации личности, реальный процесс социального общения, характеризующийся многочисленностью большей частью случайных факторов;
общественные: ребенок — человек, общество охраняет его права на самостоятельность, поддерживает нужные условия для социализации, компенсируя их полноценным воспитанием;
родительские: ребенок — индивидуальность, даже если он не может развиваться без поддержки;
учительские: ребенок — социальное и индивидуальное существо; воспитание становится главным средством социализации,
если педагогический процесс опирается на самостоятельность и активность ребенка, согласуясь с проектом его жизни теперь и в будущем.
Традиционная школьная практика игнорирует личный опыт педагогов. Современная школа в основном по-прежнему подчинена целям, для которых личностное знание, индивидуальная культура педагога выступают чем-то второстепенным, необязательным. Но педагог не просто формирует, корректирует цели учебно-воспитательного процесса с учетом собственных субъективных свойств и пристрастий, он реализует в педагогических целях свои интересы и намерения, утверждает свое мироощущение и потому прилагает к их достижению все свои возможности. То, что учитель передает своим ученикам, никогда не лучше того, что заключено в нем самом; нельзя эффективно заниматься личностным опытом другого человека, не обладая собственным, отмечает В.В.Сериков. Исследования свидетельствуют, что педагоги сами себя воспринимают прежде всего в качестве служащих: их потребности более чем на 70 % отражают интересы социальных заказчиков и пользователей образовательных услуг. Личностные потребности педагогами в полной мере не осознаны и слабо выражены.
Учителю необходимо постоянно обновлять те образцы, которые существуют в его мышлении: быть способным перестраивать, приводить их в соответствие с теми эталонами понимания ребенка и его воспитания, которые поддерживаются всем ходом общественного развития и изменчивым характером знаний.
Институциональный — связанный с социальными институтами, имеющий отношение к ним.
Плохой педагог — всего лишь транслятор учебника, программы, стандарта. Хороший педагог — актер, разыгрывающий институционализированное знание, персонифицирующий его и обрамляющий жизненным контекстом. Это способствует узнаванию учащимися и своего знания в институционализированном знании. Педагог заражает учащихся интересом к миру вообще и к миру знаний в частности. Отчуждение от личности у педагога не прохо-
дит бесследно: обедняется воспитательное пространство, в котором лучше и быстрее обнаруживаются собственные успехи и неудачи, личностный и профессиональный рост, пробуждаются отрицательные эмоции, переживания.
Вопросы и задания
1. Проиллюстрируйте собственными примерами возможности школы как адаптера различных факторов социализации. Оцените, в какой степени современная школа справляется с данной задачей.
2. В чем, на ваш взгляд, заключается трансляционная функция школы по отношению к различным факторам социализации?
3. Прокомментируйте ситуацию: из крупного города семья переехала в небольшое село. Подросток М. пошел в VIII класс единственной здесь школы. С какими трудностями может столкнуться мальчик? Что вы можете посоветовать родителям, учителям, самому подростку?
4. Сформулируйте требования к педагогу, акцентирующие его роль агента социализации.
5. Разработайте мини-опросник, позволяющий оценить особенности деятельности педагога как агента социализации.
Бестужев-Лада И. В. К школе XXI века: Размышления социолога. — М., 1988.
Гурьянова М. П. Российская сельская школа как социокультурный феномен // Педагогика. - 1999. - № 7. - С. 23-28.
Данилов Д. А., Корнилова А.Г. Социально-воспитательная работа в сельском социуме: Региональные аспекты организационно-педагогического обеспечения. — Новосибирск, 1999.
Калеева Ж. Г. Заботы сельской школы // Педагогика. — 2002. — № 5. — С. 64-69.
Корсак К. А. Проблемы педагогики и перспективы их решения // Народное образование. — 2002. — № 2. — С. 44—54.
Массовая коммуникация в формировании современного социокультурного пространства // Социс. — 2000. — № 7. — С. 73 — 82.
Мудрик А. В. Социальная педагогика. — М., 2000. — С. 10—15; 31 — 125.
Патракеева В. А. С первого класса до выпускного // Народное образование. - 1999. - № 6. - С. 83-86.
Сыродеева А. А. Поликультурное образование: Учебно-методическое пособие. — М, 2001.
Данное понятие является одним из ключевых в теме социальных отношений.
Агенты социализации – это группы людей и отдельные индивиды, оказывающие влияние на человека в ходе его жизнедеятельности, благодаря которым происходит становление личности, усвоение общественных норм и ценностей, освоение социальных ролей.
Процесс приобретения индивидом социально значимых качеств, прочное усвоение им принятых в обществе образцов и норм, формирование собственных взглядов, убеждений и ценностей, называется социализацией.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Явление социализации проходит каждый человек. Процессу свойственно несколько различных стадий:
- В детстве и юношестве – адаптация, индивидуализация, интеграция.
- В зрелом возрасте – коррекция.
- В преклонном возрасте – хранение.
Этапы имеют свои особенности. На каждом из них человеку свойственно по-разному воспринимать окружающий мир, занимать ту или иную позицию в отношении социума.
На развитие личности оказывают воздействие несколько факторов, одним из которых выступают агенты социализации.
Характеристика
Существует множество агентов социализации, с помощью которых человек адаптируется к жизни в обществе на разных этапах собственного развития. Наиболее активно агенты воздействуют на индивида в детские и юношеские годы. Влияние на взрослую сформировавшуюся личность менее значимо. В зависимости от периода, в который начинают действовать различные агенты социализации, их разделяют на первичные или вторичные.
Особенности агентов первичной социализации
К агентам первичной социализации относятся:
- родители;
- семья;
- друзья;
- учителя/тренеры;
- СМИ/интернет;
- семейные друзья, врачи, психологи.
То есть агентами первичного этапа становления личности являются все представители ближайшего окружения в период взросления человека (от рождения до начала профессионального пути).
Агенты первичной социализации оказывают более существенное и масштабное влияние на становление личности.
Особенности агентов вторичной социализации
Под агентами вторичной социализации понимают общественные объединения и представителей формальных учреждений, с которыми связана жизнь совершеннолетнего человека. Зрелый возраст сопровождается коррекцией уже имеющихся у человека знаний, взглядов, убеждений, а также освоением новых социальных ролей: супруг, работник, военнослужащий, политический деятель, избиратель, лидер общественной организации, предприниматель.
К таким агентам относят:
- Руководство образовательных и трудовых учреждений.
- Предприятия и организации.
- Политические партии.
- Армию.
- Церковь.
- СМИ.
Функции
Можно выделить несколько основных функций, исполняемых агентами социализации:
Роль агентов социализации
Каждая стадия социализации имеет свои особенности и по-разному характеризует агентов социализации. Отдельные категории людей и социальные институты могут оказывать большее, или наоборот, меньшее влияние на личность. Возможно также и не только положительное воздействие, но и негативное (десоциализация).
Роль семьи и друзей
Особенное значение придается семье. Именно родители и другие родственники могут оказать решающее влияние на качества личности, ее поведение, ценности, нравственные установки, идеологические взгляды и политические убеждения. Причем часто бывает так, что родители, даже не занимаясь воспитанием чада целенаправленно, личным примером способствуют формированию определенных черт своего ребенка. Благодаря семье человек приобретает конкретные характеристики социального статуса с момента рождения. На протяжении первых 20 лет жизни человек занимает то положение в обществе, которое ему дали родители. Его уровень благосостояния, круг знакомых, возможности зависят от семьи.
Семья является главным социальным институтом и может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на индивида. Родившись в семье людей, страдающих от алкоголизма или наркомании, являющихся преступными элементами и ведущими асоциальный образ жизнь, человек автоматически приобретает ряд трудностей, которые будут сопровождать его, скорее всего, всю жизнь.
Роль учреждений и институтов
Начиная учиться, ребенок попадает в постоянный коллектив сверстников, где узнает основы социальной несправедливости, учится конкурировать и справляться с неудачами, очерчивать и защищать личные границы. Обучаясь в школе, индивид получает множество новых знаний по разным научным дисциплинам и осваивает азы межличностных отношений, сотрудничества, диалога с окружающими.
В 21 веке одним из важнейших агентов социализации стал интернет. Здесь пользователи обретают дополнительную свободу, учатся преодолевать конфликтные ситуации, а иногда попадают под негативное влияние жестокости и агрессии, транслируемой в сети. Каким станет индивид, попадающий в интернет-зависимость и не соблюдающий гигиену виртуального общения, зависит во многом от него самого, в случае с подростком значительную роль здесь играют и взрослые люди, обязанные контролировать процесс обращения ребенка с новыми технологиями и СМИ.
Этап вторичной социализации проходит при непосредственном участии работодателей, руководителей, представителей общественных и политических организаций. Не каждому удается испытать на себе влияние армии или церкви, однако определенные профессиональные шаги делает большинство членов социума. Одни становятся отличными исполнительными наемными работниками, другие занимают свое место в административном составе, третьи, предпочитая большую свободу, посвящают жизнь творчеству или бизнесу.
Вживаясь в ту или иную социальную роль, индивид приобретает дополнительные качества и новые статусные характеристики. Погружение в профессию и конкретные достижения в ней обеспечивают интеграцию человека в жизнь общества, его личную самоидентификацию, раскрытие творческого потенциала. Обеспечение ряда духовных потребностей связано именно с агентами вторичной социализации.
В дотрудовой стадии
Дотрудовая социализация включает в себя два элемента:
- Этап ранней адаптации. Здесь происходит приобретение ребенком первичного социального опыта. Агенты, способствующие этому процессу, – родители и другие родственники, детский сад, сверстники.
- Этап обучения. В этот период индивид проходит активный процесс познавательной деятельности, учится новому знанию, развивает умения и навыки. Адаптации к общественной жизни содействуют: школа, училище, вуз, учреждения дополнительного образования, спорт.
В трудовой стадии
Трудовая стадия считается периодом профессионального становления личности, карьерного роста, самореализации. Тогда происходит практическое освоение избранной специальности, накопление опыта, связанного с применением полученных ранее знаний. Успешному прохождению этого этапа содействуют: коллеги, руководство, конкуренты, социальная аудитория, с которой приходится работать.
Примеры влияния на жизнь личности
Можно привести конкретные примеры влияния агентов социализации на жизнь человека. Оно может быть:
Читайте также: