Докажите что учитель физической культуры агент социализации кратко

Обновлено: 07.07.2024

Физическая культура и спорт представляют собой самостоятельный вид деятельности человека, значение которого в развитии общества весьма многообразно. Они оказывают определенное влияние на общественное производство, на формирование человека как личности, на развитие общественных отношений.

Физическая культура – часть общей культуры общества, направленная на укрепление и повышение уровня здоровья. Она выполняет социальную функцию – воспитание всесторонне и гармонично развитой личности.
В настоящее время возросло понимание физической культуры как общественной и индивидуальной ценности, что позволяет сформировать новые тенденции в развитии общественного мнения и личностных мотиваций к освоению ценностей физической культуры всеми и каждым.
Если еще в не очень далеком прошлом занятия физическими упражнениями были уделом энтузиастов, спортсменов и физкультурников, то в настоящее время они становятся все более необходимой составляющей образования и здорового образа жизни каждого человека. Одной из основных задач цивилизованного общества является внедрение в повседневный режим жизни активной двигательной деятельности.

Физическая культура и спорт играют важную роль в формировании личности. Многие социальные ситуации проигрываются в спортивной деятельности, что позволяет спортсмену нарабатывать для себя жизненный опыт, выстраивать особую систему ценностей и установок.

Физическая культура-часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики.

Это особая и самостоятельная область культуры. Она возникла и развилась одновременно с общей культурой человека. Физическую культуру можно рассматривать как специфическую реакцию на потребности общества в двигательной активности и способ удовлетворения этих потребностей.
В личностном аспекте она представляет собой ту часть общей культуры человека, которая является внутренней мерой степени развития физических сил и двигательных навыков, а также уровня жизнедеятельности и жизнеспособности человека и состояния его здоровья. Она позволяет с помощью своих специфических средств и методов раскрывать потенциальные возможности человека.

Социальная природа физической культуры, как одной из областей социально необходимой деятельности общества, определяется непосредственными и опосредованными потребностями труда и других форм жизнедеятельности человека, стремлениями общества к широкому использованию ее в качестве одного из важнейших средств воспитания и заинтересованностью самих трудящихся в собственном совершенствовании.

Раскрытие потенциальных возможностей человека способствует формированию таких личностных качеств человека, как уверенность в себе, решительность, смелость, желание и реальная возможность преодолеть трудности. Критерием такого развития применительно к трудовым актам является его соответствие тем требованиям производства, которые предъявляются к физической деятельности человека. Можно считать, что физические способности развиваются, если человек становится более универсальным с точки зрения расширения двигательной жизнедеятельности и возможности эффективного проявления им предметных операций в производстве. Физическая культура занимает в этом процессе ведущее место.
Физическая культура представляет собой единство реальной (практической) и идеальной (психической) деятельности. В процессе этой деятельности человек вступает в связи и отношения с общественной и природной средой. Чем универсальнее будут его связи, тем более всесторонне и гармонично будет развит человек, тем универсальнее будут его связи со средой.
Функции физической культуры можно разделить на 4 группы:
1. Общее развитие и укрепление организма (формирование и развитие физических качеств и способностей, совершенствование двигательных навыков, укрепление здоровья, противодействие и сдерживание процессов инволюции и т. д.).

2. Подготовка к трудовой деятельности и защите Родины (повышение работоспособности, устойчивости против неблагоприятных условий труда, гиподинамии, профессионально-прикладная подготовка и т. п.).

3. Удовлетворение потребностей в активном отдыхе и рациональном использовании внерабочего времени (развлечения, игры, компенсация).
4. Раскрытие волевых, физических качеств и двигательных возможностей человека на предельных уровнях.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Поразительный простор мысли открывает данное высказывание. Должна ли я доказать это утверждение, или наоборот, ответить на вопрос. Так или иначе, прежде всего нужно понять смысл этой фразы.

Для начала стоит определиться с самими понятиями, входящими в состав высказывания.

Педагог – человек ведущий практическую деятельность воспитания и обучения.

Агент – посредник, представитель, проводник.

Социализация - усвоение социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих человеку успешно функционировать в обществе.

Поэтому подводя итоги моих размышлений, я все-таки могу сказать, что педагог – это агент социализации. По крайней мере, лично я к этому буду стремится. Я приложу все усилия для формирования будущей личности, самостоятельного члена общества, способного на творчество и создание положительного социального опыта.

Агент — человек, который действует в чьих-либо интересах, предста­витель учреждения, организации, выполняющий деловые поручения.

Педагоги — особые агенты социализации, поскольку изначально не выбираются ребенком (в отличие от родителей), и уполномочены государством нейтрализовывать влияния стихийной и частично уп­равляемой социализации, используя их для решения задач воспитания.

Школьный учитель выступает одновременно в роли участника и посредника взаимодействия двух и более культур: он, принад­лежа миру взрослых, находится в интенсивном диалоге с пред­ставителями мира детства.

Статус педагогов в школе двойствен: с одной стороны, они государственные служащие, призванные осуществлять государ­ственную политику в школе (именно в этом качестве они и вос-

принимаются всеми участниками воспитательного процесса), а с другой — граждане своей страны, личности, члены педагогичес­кого коллектива, живущие своими интересами, заинтересован­ные в реализации своих личностных потребностей.

Педагог — субъект, носитель не только институционального, но и живого опыта, без которого невозможно полноценное вос­питание. Он оценивает личность воспитуемого через призму струк­туры социального опыта, а социальный опыт — через призму воз­можностей освоения его личностью.

Педагог задает определенный характер этому процессу позна­ния, присвоения и изменения (производства) ребенком социаль­ного опыта, что предполагает создание ситуаций того или иного типа:

- ситуации естественного характера, в основе которых возра­стные проблемы социализации личности, реальный процесс со­циального общения, характеризующийся многочисленностью большей частью случайных факторов;

общественные: ребенок — человек, общество охраняет его пра­ва на самостоятельность, поддерживает нужные условия для со­циализации, компенсируя их полноценным воспитанием;

родительские: ребенок — индивидуальность, даже если он не может развиваться без поддержки;

учительские: ребенок — социальное и индивидуальное суще­ство; воспитание становится главным средством социализации,

если педагогический процесс опирается на самостоятельность и активность ребенка, согласуясь с проектом его жизни теперь и в будущем.

Традиционная школьная практика игнорирует личный опыт педагогов. Современная школа в основном по-прежнему подчи­нена целям, для которых личностное знание, индивидуальная куль­тура педагога выступают чем-то второстепенным, необязательным. Но педагог не просто формирует, корректирует цели учебно-вос­питательного процесса с учетом собственных субъективных свойств и пристрастий, он реализует в педагогических целях свои интере­сы и намерения, утверждает свое мироощущение и потому при­лагает к их достижению все свои возможности. То, что учитель передает своим ученикам, никогда не лучше того, что заключено в нем самом; нельзя эффективно заниматься личностным опытом другого человека, не обладая собственным, отмечает В.В.Сери­ков. Исследования свидетельствуют, что педагоги сами себя вос­принимают прежде всего в качестве служащих: их потребности более чем на 70 % отражают интересы социальных заказчиков и пользователей образовательных услуг. Личностные потребности пе­дагогами в полной мере не осознаны и слабо выражены.




Учителю необходимо постоянно обновлять те образцы, кото­рые существуют в его мышлении: быть способным перестраивать, приводить их в соответствие с теми эталонами понимания ребен­ка и его воспитания, которые поддерживаются всем ходом обще­ственного развития и изменчивым характером знаний.

Институциональный — связанный с социальными институтами, имею­щий отношение к ним.

Плохой педагог — всего лишь транслятор учебника, програм­мы, стандарта. Хороший педагог — актер, разыгрывающий ин­ституционализированное знание, персонифицирующий его и об­рамляющий жизненным контекстом. Это способствует узнаванию учащимися и своего знания в институционализированном знании. Педагог заражает учащихся интересом к миру вообще и к миру знаний в частности. Отчуждение от личности у педагога не прохо-

дит бесследно: обедняется воспитательное пространство, в кото­ром лучше и быстрее обнаруживаются собственные успехи и не­удачи, личностный и профессиональный рост, пробуждаются от­рицательные эмоции, переживания.

Вопросы и задания

1. Проиллюстрируйте собственными примерами возможности школы как адаптера различных факторов социализации. Оцените, в какой сте­пени современная школа справляется с данной задачей.

2. В чем, на ваш взгляд, заключается трансляционная функция школы по отношению к различным факторам социализации?

3. Прокомментируйте ситуацию: из крупного города семья переехала в небольшое село. Подросток М. пошел в VIII класс единственной здесь школы. С какими трудностями может столкнуться мальчик? Что вы мо­жете посоветовать родителям, учителям, самому подростку?

4. Сформулируйте требования к педагогу, акцентирующие его роль агента социализации.

5. Разработайте мини-опросник, позволяющий оценить особенности деятельности педагога как агента социализации.

Бестужев-Лада И. В. К школе XXI века: Размышления социолога. — М., 1988.

Гурьянова М. П. Российская сельская школа как социокультурный фе­номен // Педагогика. - 1999. - № 7. - С. 23-28.

Данилов Д. А., Корнилова А.Г. Социально-воспитательная работа в сель­ском социуме: Региональные аспекты организационно-педагогического обеспечения. — Новосибирск, 1999.

Калеева Ж. Г. Заботы сельской школы // Педагогика. — 2002. — № 5. — С. 64-69.

Корсак К. А. Проблемы педагогики и перспективы их решения // На­родное образование. — 2002. — № 2. — С. 44—54.

Массовая коммуникация в формировании современного социокуль­турного пространства // Социс. — 2000. — № 7. — С. 73 — 82.

Мудрик А. В. Социальная педагогика. — М., 2000. — С. 10—15; 31 — 125.

Патракеева В. А. С первого класса до выпускного // Народное образо­вание. - 1999. - № 6. - С. 83-86.

Сыродеева А. А. Поликультурное образование: Учебно-методическое пособие. — М, 2001.

Агент — человек, который действует в чьих-либо интересах, предста­витель учреждения, организации, выполняющий деловые поручения.

Педагоги — особые агенты социализации, поскольку изначально не выбираются ребенком (в отличие от родителей), и уполномочены государством нейтрализовывать влияния стихийной и частично уп­равляемой социализации, используя их для решения задач воспитания.

Школьный учитель выступает одновременно в роли участника и посредника взаимодействия двух и более культур: он, принад­лежа миру взрослых, находится в интенсивном диалоге с пред­ставителями мира детства.

Статус педагогов в школе двойствен: с одной стороны, они государственные служащие, призванные осуществлять государ­ственную политику в школе (именно в этом качестве они и вос-

принимаются всеми участниками воспитательного процесса), а с другой — граждане своей страны, личности, члены педагогичес­кого коллектива, живущие своими интересами, заинтересован­ные в реализации своих личностных потребностей.

Педагог — субъект, носитель не только институционального, но и живого опыта, без которого невозможно полноценное вос­питание. Он оценивает личность воспитуемого через призму струк­туры социального опыта, а социальный опыт — через призму воз­можностей освоения его личностью.

Педагог задает определенный характер этому процессу позна­ния, присвоения и изменения (производства) ребенком социаль­ного опыта, что предполагает создание ситуаций того или иного типа:

- ситуации естественного характера, в основе которых возра­стные проблемы социализации личности, реальный процесс со­циального общения, характеризующийся многочисленностью большей частью случайных факторов;

общественные: ребенок — человек, общество охраняет его пра­ва на самостоятельность, поддерживает нужные условия для со­циализации, компенсируя их полноценным воспитанием;

родительские: ребенок — индивидуальность, даже если он не может развиваться без поддержки;

учительские: ребенок — социальное и индивидуальное суще­ство; воспитание становится главным средством социализации,

если педагогический процесс опирается на самостоятельность и активность ребенка, согласуясь с проектом его жизни теперь и в будущем.

Традиционная школьная практика игнорирует личный опыт педагогов. Современная школа в основном по-прежнему подчи­нена целям, для которых личностное знание, индивидуальная куль­тура педагога выступают чем-то второстепенным, необязательным. Но педагог не просто формирует, корректирует цели учебно-вос­питательного процесса с учетом собственных субъективных свойств и пристрастий, он реализует в педагогических целях свои интере­сы и намерения, утверждает свое мироощущение и потому при­лагает к их достижению все свои возможности. То, что учитель передает своим ученикам, никогда не лучше того, что заключено в нем самом; нельзя эффективно заниматься личностным опытом другого человека, не обладая собственным, отмечает В.В.Сери­ков. Исследования свидетельствуют, что педагоги сами себя вос­принимают прежде всего в качестве служащих: их потребности более чем на 70 % отражают интересы социальных заказчиков и пользователей образовательных услуг. Личностные потребности пе­дагогами в полной мере не осознаны и слабо выражены.

Учителю необходимо постоянно обновлять те образцы, кото­рые существуют в его мышлении: быть способным перестраивать, приводить их в соответствие с теми эталонами понимания ребен­ка и его воспитания, которые поддерживаются всем ходом обще­ственного развития и изменчивым характером знаний.

Институциональный — связанный с социальными институтами, имею­щий отношение к ним.

Плохой педагог — всего лишь транслятор учебника, програм­мы, стандарта. Хороший педагог — актер, разыгрывающий ин­ституционализированное знание, персонифицирующий его и об­рамляющий жизненным контекстом. Это способствует узнаванию учащимися и своего знания в институционализированном знании. Педагог заражает учащихся интересом к миру вообще и к миру знаний в частности. Отчуждение от личности у педагога не прохо-

дит бесследно: обедняется воспитательное пространство, в кото­ром лучше и быстрее обнаруживаются собственные успехи и не­удачи, личностный и профессиональный рост, пробуждаются от­рицательные эмоции, переживания.

Вопросы и задания

1. Проиллюстрируйте собственными примерами возможности школы как адаптера различных факторов социализации. Оцените, в какой сте­пени современная школа справляется с данной задачей.

2. В чем, на ваш взгляд, заключается трансляционная функция школы по отношению к различным факторам социализации?

3. Прокомментируйте ситуацию: из крупного города семья переехала в небольшое село. Подросток М. пошел в VIII класс единственной здесь школы. С какими трудностями может столкнуться мальчик? Что вы мо­жете посоветовать родителям, учителям, самому подростку?

4. Сформулируйте требования к педагогу, акцентирующие его роль агента социализации.

5. Разработайте мини-опросник, позволяющий оценить особенности деятельности педагога как агента социализации.

Бестужев-Лада И. В. К школе XXI века: Размышления социолога. — М., 1988.

Гурьянова М. П. Российская сельская школа как социокультурный фе­номен // Педагогика. - 1999. - № 7. - С. 23-28.

Данилов Д. А., Корнилова А.Г. Социально-воспитательная работа в сель­ском социуме: Региональные аспекты организационно-педагогического обеспечения. — Новосибирск, 1999.

Калеева Ж. Г. Заботы сельской школы // Педагогика. — 2002. — № 5. — С. 64-69.

Корсак К. А. Проблемы педагогики и перспективы их решения // На­родное образование. — 2002. — № 2. — С. 44—54.

Массовая коммуникация в формировании современного социокуль­турного пространства // Социс. — 2000. — № 7. — С. 73 — 82.

Мудрик А. В. Социальная педагогика. — М., 2000. — С. 10—15; 31 — 125.

Патракеева В. А. С первого класса до выпускного // Народное образо­вание. - 1999. - № 6. - С. 83-86.

Сыродеева А. А. Поликультурное образование: Учебно-методическое пособие. — М, 2001.

Данное понятие является одним из ключевых в теме социальных отношений.

Агенты социализации – это группы людей и отдельные индивиды, оказывающие влияние на человека в ходе его жизнедеятельности, благодаря которым происходит становление личности, усвоение общественных норм и ценностей, освоение социальных ролей.

Процесс приобретения индивидом социально значимых качеств, прочное усвоение им принятых в обществе образцов и норм, формирование собственных взглядов, убеждений и ценностей, называется социализацией.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Явление социализации проходит каждый человек. Процессу свойственно несколько различных стадий:

  1. В детстве и юношестве – адаптация, индивидуализация, интеграция.
  2. В зрелом возрасте – коррекция.
  3. В преклонном возрасте – хранение.

Этапы имеют свои особенности. На каждом из них человеку свойственно по-разному воспринимать окружающий мир, занимать ту или иную позицию в отношении социума.

На развитие личности оказывают воздействие несколько факторов, одним из которых выступают агенты социализации.

Характеристика

Существует множество агентов социализации, с помощью которых человек адаптируется к жизни в обществе на разных этапах собственного развития. Наиболее активно агенты воздействуют на индивида в детские и юношеские годы. Влияние на взрослую сформировавшуюся личность менее значимо. В зависимости от периода, в который начинают действовать различные агенты социализации, их разделяют на первичные или вторичные.

Особенности агентов первичной социализации

К агентам первичной социализации относятся:

  • родители;
  • семья;
  • друзья;
  • учителя/тренеры;
  • СМИ/интернет;
  • семейные друзья, врачи, психологи.

То есть агентами первичного этапа становления личности являются все представители ближайшего окружения в период взросления человека (от рождения до начала профессионального пути).

Агенты первичной социализации оказывают более существенное и масштабное влияние на становление личности.

Особенности агентов вторичной социализации

Под агентами вторичной социализации понимают общественные объединения и представителей формальных учреждений, с которыми связана жизнь совершеннолетнего человека. Зрелый возраст сопровождается коррекцией уже имеющихся у человека знаний, взглядов, убеждений, а также освоением новых социальных ролей: супруг, работник, военнослужащий, политический деятель, избиратель, лидер общественной организации, предприниматель.

К таким агентам относят:

  1. Руководство образовательных и трудовых учреждений.
  2. Предприятия и организации.
  3. Политические партии.
  4. Армию.
  5. Церковь.
  6. СМИ.

Функции

Можно выделить несколько основных функций, исполняемых агентами социализации:

Роль агентов социализации

Каждая стадия социализации имеет свои особенности и по-разному характеризует агентов социализации. Отдельные категории людей и социальные институты могут оказывать большее, или наоборот, меньшее влияние на личность. Возможно также и не только положительное воздействие, но и негативное (десоциализация).

Роль семьи и друзей

Особенное значение придается семье. Именно родители и другие родственники могут оказать решающее влияние на качества личности, ее поведение, ценности, нравственные установки, идеологические взгляды и политические убеждения. Причем часто бывает так, что родители, даже не занимаясь воспитанием чада целенаправленно, личным примером способствуют формированию определенных черт своего ребенка. Благодаря семье человек приобретает конкретные характеристики социального статуса с момента рождения. На протяжении первых 20 лет жизни человек занимает то положение в обществе, которое ему дали родители. Его уровень благосостояния, круг знакомых, возможности зависят от семьи.

Семья является главным социальным институтом и может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на индивида. Родившись в семье людей, страдающих от алкоголизма или наркомании, являющихся преступными элементами и ведущими асоциальный образ жизнь, человек автоматически приобретает ряд трудностей, которые будут сопровождать его, скорее всего, всю жизнь.

Роль учреждений и институтов

Начиная учиться, ребенок попадает в постоянный коллектив сверстников, где узнает основы социальной несправедливости, учится конкурировать и справляться с неудачами, очерчивать и защищать личные границы. Обучаясь в школе, индивид получает множество новых знаний по разным научным дисциплинам и осваивает азы межличностных отношений, сотрудничества, диалога с окружающими.

В 21 веке одним из важнейших агентов социализации стал интернет. Здесь пользователи обретают дополнительную свободу, учатся преодолевать конфликтные ситуации, а иногда попадают под негативное влияние жестокости и агрессии, транслируемой в сети. Каким станет индивид, попадающий в интернет-зависимость и не соблюдающий гигиену виртуального общения, зависит во многом от него самого, в случае с подростком значительную роль здесь играют и взрослые люди, обязанные контролировать процесс обращения ребенка с новыми технологиями и СМИ.

Этап вторичной социализации проходит при непосредственном участии работодателей, руководителей, представителей общественных и политических организаций. Не каждому удается испытать на себе влияние армии или церкви, однако определенные профессиональные шаги делает большинство членов социума. Одни становятся отличными исполнительными наемными работниками, другие занимают свое место в административном составе, третьи, предпочитая большую свободу, посвящают жизнь творчеству или бизнесу.

Вживаясь в ту или иную социальную роль, индивид приобретает дополнительные качества и новые статусные характеристики. Погружение в профессию и конкретные достижения в ней обеспечивают интеграцию человека в жизнь общества, его личную самоидентификацию, раскрытие творческого потенциала. Обеспечение ряда духовных потребностей связано именно с агентами вторичной социализации.

В дотрудовой стадии

Дотрудовая социализация включает в себя два элемента:

  1. Этап ранней адаптации. Здесь происходит приобретение ребенком первичного социального опыта. Агенты, способствующие этому процессу, – родители и другие родственники, детский сад, сверстники.
  2. Этап обучения. В этот период индивид проходит активный процесс познавательной деятельности, учится новому знанию, развивает умения и навыки. Адаптации к общественной жизни содействуют: школа, училище, вуз, учреждения дополнительного образования, спорт.

В трудовой стадии

Трудовая стадия считается периодом профессионального становления личности, карьерного роста, самореализации. Тогда происходит практическое освоение избранной специальности, накопление опыта, связанного с применением полученных ранее знаний. Успешному прохождению этого этапа содействуют: коллеги, руководство, конкуренты, социальная аудитория, с которой приходится работать.

Примеры влияния на жизнь личности

Можно привести конкретные примеры влияния агентов социализации на жизнь человека. Оно может быть:

Читайте также: