8 проектная деятельность в современной школе возможности реализации в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время большое значение уделяется повышению качества учебно-воспитательного процесса. Одним из способов реализации данного принципа и выступает организация творческой, исследовательской и проектной деятельности школьников.

Обобщение опыта по теме:

учитель начальных классов

2.Реализация проектной деятельности в начальной школе

2.1.Из истории метода проектов……………………………………….4

2.3.Классификация проектов…………………………………………. 6

2.4. Этапы работы над проектом……………………………………….7

2.5. Требования к проектам…………………………………………….13

2.6. Роль учителя в проектной деятельности детей…………………..13

«Начальная школа - это, прежде всего,

творческий труд одного учителя.

Я всегда считал необходимым стать

в какой — то мере ребенком,

иметь доступ в сказочный дворец,

имя которому - Детство.

Только при этом условии дети

не будут смотреть на вас как на человека,

случайно проникшего за ворота их

сказочного мира, как на сторожа,

которому безразлично, что делается

В. А. Сухомлинский

Актуальность темы

Значительные изменения в обществе не могли затронуть и изменения в образовании. Изменения технологий в информационной, коммуникационной и других сферах требуют и изменения технологических аспектов образования.

Новые федеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед школой новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. Решение этих задач вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе.

В настоящее время большое значение уделяется повышению качества учебно-воспитательного процесса. Одним из способов реализации данного принципа выступает организация творческой, исследовательской и проектной деятельности школьников, в основе которых лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно добывать информацию, ориентироваться в информационном пространстве и конструировать свои знания, умение видеть, сформулировать и решить проблему, умение принимать субъективное решение.

Для успешного обучения необходимы высокий уровень интеллектуального, волевого, нравственного развития, сформированности мотивационно-потребностной сферы, умение строить взаимоотношения в классе со сверстниками и учителем. Поэтому считаю использование метода проектов в начальной школе актуальным и очень эффективным. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в изменившейся ситуации.

Моя методическая тема по самообразованию:

Целью моей работы являлось создание оптимальных условий для проектирования деятельности обучающихся в начальной школе на уроках, а также во внеурочной деятельности.

Задачи:

изучить ключевые понятия педагогической технологии (метода проектов, его сущности, этапов его организации)

изучить условия реализации проектной деятельности (требования, систему оценивания);

Организовать работу с классом по данной теме.

Развивать творческие способности обучающихся.

Воспитывать активность, интерес к проектной деятельности.

Формировать опыт сотрудничества.

Воспитывать коммуникативные качества.

разработать рекомендации по применению учебного проекта.

Методы: изучение опыта, эксперимент, наблюдение, анкетирование, анализирование результатов.

Ожидаемый результат: проектная деятельность способствует формированию умения самостоятельно добывать новые знания, развитию коммуникативной и информационной компетентности.

Метод проектов как педагогическая технология.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах.

"Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. Проектная деятельность способствует освоению детьми новых знаний и отвечает основным требованиям новых образовательных стандартов второго поколения.

Рассмотрим основные понятия метода проектов.

«Прое́кт (от лат. projectus )— брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд).

Проектная деятельность - один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам .

Учебный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта .

Классификация проектов.

Исходя из возрастных особенностей развития младших школьников, были определены следующие типы проектов :

По доминирующей в проекте деятельности:
творчески-поисковые, ролевые,
ознакомительно-ориентировочные.

Предметно-содержательная область:
межпредметные, монопроекты.

По характеру контактов:
среди детей одного класса, внутришкольные, региональные, межрегиональные.

По количеству участников проекта:
индивидуальные, парные, групповые,
семейные.

По продолжительности проекты бывают:.

Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.

Краткосрочные проекты требуют выделения 1-2 уроков.

Среднесрочные (недельные) выполняются в группах в ходе проектной недели.

Их выполнение занимает от недели до месяца и целиком проходит при участии руководителя.

Долгосрочные могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

Метод проектов органично сочетается и с групповыми методами обучения.

Возможные формы проведения презентаций проектов:

Практическая значимость представленного опыта заключается в том, что в рамках этого опыта разработаны и представлены методические рекомендации по организации проектной деятельности в рамках программы духовно-нравственного воспитания.


Готовясь к занятиям, учителя не раз задумывались над тем, как организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы можно было глубже и разностороннее подходить к изучаемым вопросам. Одна из тенденций современного народного образования носит характер системной обработки информации. Ведущая роль при этом отводится системно-деятельностному подходу: практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, приобретению знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Детей необходимо научить правильно усваивать информацию, а именно: научить их выделять главное, находить связи и структурировать. Кроме того, надо научить и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности. Необходимо так организовать обучение, чтобы выявлять имеющиеся у ученика знания, актуализировать их, а потом добавлять то, чего не хватает, обобщать и структурировать учебный материал. Мы должны учить не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике. Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.

Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы, методы обучения, технологии. Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное воспитание и бучение, является метод проектов, так как он практически вбирает в себя и другие современные технологии, например такие, как обучение в сотрудничестве.

Именно проектная деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности.

Проекты в младших классах — это трудно? Это проблематично, так как дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки — это возможно. Одна оговорка: речь, скорее всего, не будет идти о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Возможно, это будет лишь элементы проектной деятельности в ее классическом понимании. Но для малыша — это будет его проект.

Какие же правила выбора темы проекта?

Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ученику, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта.

Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, — сложная, но необходимая задача для работы учителя. Надо подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением.

Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.

Правило 4. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать, как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.

Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целеустремленно работать в одном направлении, у младшего школьника ограничена. Длительность выполнения учебного проекта или исследования в 1–2 классе целесообразно ограничить 1–2 неделями. Важно, чтобы проекты не были долгосрочными, так как сложно длительное время удержать интерес к проекту. В 3- 4 классе их продолжительность можно увеличить от 1 до 2 месяцев.

Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и формулировки и отбора материала для ее решения. Одна и та же проблема может решаться разными возрастными группами на различных этапах обучения.

Правило 8. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство учащихся начальной школы не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас.

Проекты- рассказы более многогранны. Это могут быть рассказы географические, музыкальные, исторические и даже фантастические.

Программа обучения в младшей школе обычно насыщена разного рода экскурсиями. Этот факт является хорошим поводом превратить экскурсии в серии детских проектов. Целью таких проектов является определение интересов и склонностей каждого ребенка. Для проведения экскурсии, должен быть составлен план, в результате которого каждый ученик знает, зачем идет, что ему надо от экскурсии. Перед детьми ставятся конкретные вопросы, ответы на которые они должны получить во время экскурсии. Итоги экскурсии обязательно обсуждаются. Дети рассказывают или пишут свои отзывы, вербализуя впечатления, наблюдения, полученные знания. Примерные темы проектов — экскурсии:

− Как хлеб печется на пекарне.

− Как изготавливают мыло?

− Из чего делают йогурт?

Хотя это проектом не является, но, безусловно, содержит такой важный элемент проектной деятельности как исследование путем наблюдения.

Приступая к проектированию, с младшими школьниками следует учесть, что большинство малышей еще не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к ее выполнению надо медленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может привести е потере мотивации к работе, неудачному результату, незаконченному проекту и отвращению к участию в каких-либо проектах в дальнейшем.

Рассмотрим классификацию проектов по доминирующей деятельности учащихся:

  1. Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.
  2. Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос.
  3. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в сети Интернет.
  4. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.
  5. Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания.

По комплексности (предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов:

  1. Монопроекты реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности. Руководителем такого проекта выступает педагог-предметник, консультантом — педагог другой дисциплины.
  2. Межпредметные проекты выполняются исключительно за внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы.

В учебном проекте степень активности и самостоятельности учеников и учителя на разных этапах можно представить в следующей схеме:

1-й этап УЧИТЕЛЬ – ученик;

2-й и 3-й этапы — учитель — УЧЕНИК;

Последний этап — УЧИТЕЛЬ — ученик.

Роль учителя велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе — этапе погружения в проект, зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти к умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности — презентация (защита проекта), где учащиеся докладывают о проделанной ими работе. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, продукт работы над проектом, определяет форму проведения презентации. Целью проведения презентации является выработка или развитие презентативных умений и навыков: демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения, анализировать ход поиска решения, аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта, самоанализ успешности и результативности решения проблемы.

После защиты проекта можно изделие подарить, оформить выставку проектных работ важно, чтобы дети ощутили потребность в изготовленных изделиях. Почувствовали атмосферу праздника за доставленную людям радость.

Оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер, но следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Школьников, добившихся особых результатов необходимо отметить дипломами или памятными подарками, не присуждая мест. В начальной школе должен быть поощрен каждый, кто участвовал в проекте. Помимо личных призов приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проекта.

  1. Белобородов Н. В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
  2. Бритвина Л. Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Начальная школа. — 2005. — № 6.
  3. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. — М., 2000.
  4. Землянская Е. Н. Учебные проекты младших школьников. // Начальная школа. — 2005. — № 9.
  5. Иванова Н. В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Начальная школа. — 2004. — № 2.

Основные термины (генерируются автоматически): проект, начальная школа, проектная деятельность, ребенок, правило, ученик, учитель, внеклассная работа, исследовательская работа, младшая школа.


Наталья Поняева 08.08.2020 1412 3 Методика преподавания

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной позиции, с учетом индивидуальности учащегося в образовательном процессе. Её решение особенно актуально для начального звена школьного обучения и продолжается в дальнейшем обучении школьников. В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и включение в практику продуктивных стилей и форм педагогического общения и методов обучения.
Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проекта. Проектная деятельность в школе используется как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Задача учебного проекта – осуществление деятельности обучающихся, которая заключается в решении разнообразных учебных и практических задач. Поиск решения этих задач и составляет суть проектной деятельности.
Главным компонентом проектной деятельности должен быть именно интеллектуальный поиск. Важнейшей частью проектной деятельности является стадия мысленного решения поставленной задачи.
Метод проекта подразумевает самостоятельную деятельность учащихся по реализации той или иной проблемы, с использованием разнообразных средств интеграции знаний и умений из различных областей. Результаты выполненных проектов непосредственно связаны с реальной жизнью учащихся и поэтому являются для них не только посильными, но и личностно значимыми. Метод проектов позволяет моделировать проблемы, аналогичные тем, что возникают у взрослых.
В более широком смысле под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений. Технология организации проектной деятельности школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути, инструментально направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата.
Включение учащихся в процесс выполнения проекта подразумевает овладение ими следующими проектными умениями и компетенциями: исследовательскими; социального взаимодействия; оценочными; информационными; презентационными; рефлексивными; менеджерскими.
Считаю, что использование метода проектов — это наиболее удачная форма контроля, стимулирующая речемыслительную деятельность учащихся, вызывающая у них живой интерес. Мои ученики с удовольствием принимают участие в подготовке каждого нового проекта, как индивидуального, так как коллективного, и эта форма работы дает возможность найти применение их индивидуальным способностям, потребностям, интересам. Моя роль заключается в том, что я определяю тему и проблему в соответствии с календарно-тематическим планом рабочей программы. Следует заметить, что дети сами решают, какой вид проекта они будут готовить. Поэтому по завершении той или иной темы в разных классах получаются разные проекты.
Выполняя проект, ребенок работает по плану, по этапам. Работа над проектом начинается с выбора темы и цели проекта, затем следует планирование проектной деятельности, непосредственная реализация проекта, презентация проекта. В итоге - оценка проекта и деятельности учащихся (самооценка).
Разработка проекта – это сложная и трудоемкая работа, которая проводится в течение длительного времени, поэтому необходимо начинать с небольших проектных заданий. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные особенности учащихся . В настоящее время существует необходимость и даже требование времени в привлечении учащихся начальной школы в проектную деятельность.
Итогом работы над проектом обычно является презентация. А также примерами проектной деятельности могут быть альбомы, газеты, коллекции, сборники, справочники, сувениры, учебные пособия, фотоальбомы, видеоролики и многое другое. Важно учитывать, что темы детских проектов должны быть близки и понятны детям и исходить из спланированной воспитательной работы или учебного плана. В этой работе очень важна заинтересованность и мотивация учащихся. Очень близкими для детей на этом этапе развития являются темы: моя семья, мой дом, мои животные, мои игрушки, времена года и погода, одежда, мой день и другие.
Этап защиты проекта является наиболее важным. Дети проделали большую работу и готовы поделиться своими результатами. Защита проекта предполагает хорошее знание изучаемого материала, беглую речь, правильную интонацию и хорошее произношение. Ученик должен быть готов вступить в диалог и ответить на заданные вопросы.
После защиты своего проекта дети должны увидеть свои результаты, почувствовать радость, социальную значимость своей работы. Они должны ощутить поддержку со стороны взрослых. Особую роль в проектной деятельности учащихся должен занять учитель – помощник, наставник.
Большая роль отводится и родителям. Они должны понять необходимость данного метода работы, должны показать свою заинтересованность в этом виде деятельности, оказать помощь ребенку, правильно оценить проделанную ребенком работу.
Проектная работа — это эффективное средство развития учащегося, расширения языковых знаний. Это также реальная возможность средствами иностранного языка использовать знания, полученные на других предметах. Проект — это новая образовательная технология, которая позволяет решать задачи личностно ориентированного подхода в обучении.
Список литературы:

Комментарии




12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС 77-59233 от 04.09.2014 г.
выданное Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Именно начальная ступень школьного обучения обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Новое время диктует новые задачи и заставляет переходить к реальным действиям по развитию интеллектуального творческого потенциала личности ребенка. Проектная работа внесла свои изменения в устоявшуюся классно-урочную технологию.

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

Главной идеей метода проектов является направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, получаемый при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой.

Целью проектной деятельности является успешность.

Возможности проекта:

Развитие ключевых компетенций обучающихся.

Подготовка младших школьников к предметным олимпиадам, конкурсам, конференциям и т.п.

Функционирование младшей секции в рамках школьного научного общества.

Формирование профессиональной компетентности педагогов.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Решение проблемы предусматривает использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Проектная деятельность – совместная учебно-познавательная, социальная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности. Проектная урочная деятельность всего класса необходима на уроке.

Классификация проектов:

Практико-ориентированный – нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, города, государства. Важно оценить использование продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикации в средствах массовой информации. Результатом такого проекта может быть создание информационной среды класса ли школы.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.

Разработка и реализация ролевого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат такого проекта остается открытым до самого окончания.

Виды проектов:

Мини-проекты. Могут укладываться в 1 урок.

Краткосрочные проекты. Требуют 4-6 уроков.

Недельные проекты. Выполняются в группах в ходе проектной недели.

Долгосрочные проекты. Выполняются в группах или индивидуально. Для решения достаточно сложной проблемы, требующей длительного наблюдения, постановки экспериментов, опытов, сбор данных, их обработка.

По комплектности выделят два типа проектов:

Монопроекты. Проводятся в рамках одного предмета или одной области знания. Но могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

Межпредметные проекты. Выполняются во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

По характеру контактов между участниками проекты можно различить:

Проект, включает в себя следующие составляющие:

проблема - планирование - поиск информации – продукт – презентация.

Этапы проектирования:

определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности,

организация деятельности по реализации проекта.

анализ достижений поставленной цели.

Защита или презентация проектов осуществляется в форме докладов, выставок рисунков, альбомов, поделок, книжек-малышек, изделий, театрализованных представлений, спектаклей, деловых игр, электронных презентаций. Обязательным должно быть поощрение – вручением грамот, дипломов, благодарностей, подарков.

Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие ученые, уже по природе своей исследователи. Они с большим интересом участвуют в самой разной проектно-исследовательской работе. Их влечет жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину.

Деятельность субъектов процесса проектирования на различных этапах..

Содержание работы на этапе

1 этап. Подготовка.

Проведение вводной беседы с целью:

- формирования первичного представления об изучаемом объекте;

- формирования интереса к данной теме;

- создания условий и возможностей для дальнейшей творческой деятельности.

2 этап. Организация проектной и исследовательской работы.

1. Выбор темы и целей проекта (через проблемную ситуацию, беседу анкетирование и т.п.)

2. Определение количества участников проекта, состава группы.

Предъявление заранее подготовленных карточек, памяток и т.п. для каждого ученика-исследователя. Помощь в постановке целей.

1. Определение источников информации.

2. Планирование способов сбора и анализа информации.

3. Планирование итогового продукта (формы представления результата).

- отчет (устный, письменный, с демонстрацией материалов);

- фильм, макет, сборник и т.п.

4. Выработка критериев оценки результатов работы.

5. Распределение обязанностей среди членов команды.

Выработка плана действий (как можно это сделать?).

Определение основных методов:

- прочитать в книге;

- посмотреть в компьютере;

- задать вопросы родителям, специалистам;

- посмотреть в книгах;

- посмотреть по телевизору и т.п.

Выдвижение идей, высказывание предположений, определение сроков работы (поэтапно).

Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников и т.п.

Организация экскурсий, проведение экспериментов и т.п.

Проведение исследований, решение промежуточных задач.

Фиксирование информации различными способами: запись, рисунок, коллаж, схема, изображение символами, закладки.

Наблюдение, советы, косвенное руководство деятельностью, организация и координирование отдельных этапов проекта.

Результаты и выводы

Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результата.

Анализ информации. Оформление результатов.

3 этап. Представление готового продукта (презентация)

Представление результат работы в разнообразных формах.

Отчет, ответы на вопросы слушателей, полемика, отстаивание своей точки зрения, формулировка окончательных выводов.

Знакомство с готовой работой, формулировка вопросов как от рядового участника.

4 этап. Оценка процессов и результатов работы.

Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.

Оценивание усилий учащихся, креативности мышления, качества использования источников, потенциала продолжения работы по выбранному направлению.

Работая с младшими школьниками, мы руководствуемся тремя принципами организации учебно-проектной деятельности:

Принцип доступности предполагает организацию проектной деятельности, которая учитывает определение тематики и возраста учеников.

Принцип поуровневости включает в себя управление проектной деятельностью на всех уровнях организации работы школы: администрации, педагогического коллектива, родителей учащихся, конечно, самих школьников.

Принцип временного развития связан с определением временного промежутка для каждого проекта, а также с этапами подготовки, организации и проведения, с мерами, предупреждающими неудачи и трудности. Принцип временного развития наиболее труден для учащихся, так как требует выработку таких качеств личности, как настойчивость в преодолении трудностей и достижение целей, выработку трудолюбия и т.д.

Основным отличием учебной проектно-исследовательской деятельности от научной является то, что в результате её, учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки проектирования, исследования, как универсального способа освоения действительности. Развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция учащегося.

Очень важно, что учащиеся на завершающем этапе получают удовлетворение от результатов своего труда, чувствуют атмосферу праздника оттого, что они доставили радость одноклассникам, сверстникам, родителям, учителю, ощутили потребность в тех изделиях, работах, которые они создали. Ребята понимают, как много они еще не знают и им предстоит узнать. У них появляется чувство ответственности перед своими одноклассниками, так как осознают, что если кто-то не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Дети видят, что существует множество вариантов решения одной и той же проблемы, и в этом случае проявляются их творческие способности. Работая в группе, они не боятся дать неправильный ответ, сделать неверный вывод.

Естественно, что ребенок, который только что перешагнул двери школы, самостоятельно не может его создать. В роли единомышленников, помощников выступают родители, которые помогают учащимся в поиске информации, в оформлении, в подготовке к презентации проекта. Роль учителя в управлении деятельностью, а не в подаче ее в готовом виде, в организации коллективных обсуждений при планировании, выборе пути решения, нахождении ошибок и способов их ликвидации, а не в навязывании своих. Для учащихся нужно быть равноправным партнером по учебному общению.

В комплекте учебников проектная деятельность выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников. Предполагается, что по мере освоения работы над проектами во внеурочное время в старших классах проектная деятельность может использоваться и как одна из форм учебной деятельности.

На специальных разворотах учебников представлены возможные варианты творческих, информационных и практико-ориентированных проектов. При этом на каждом из этих разворотов обязательно присутствует предложение создания собственного проекта учащегося. Детям предлагают для выбора проекты: создание игр на учебном материале, социально значимые (спектакль для детей детского сада, поздравление ветеранам, праздник для родителей и др.), частично исследовательские (найди исторический корень и др.). Сложность предлагаемых проектов возрастает от класса к классу в содержательном и организационном планах. Проекты в 1 классах могут выполняться индивидуально (как индивидуальный вклад в общее дело), не требуется коллективно распределённых действий. Во 2 классе содержание усложняется за счёт исследовательского характера действий, самостоятельной работой со словарями и созданием письменных текстов. Проекты 3 и 4 классов требуют от детей распределённых и согласованных действий, решения речевых коммуникативных задач. Из предлагаемых учебниками проектов ребенок может выбрать те, по отношению к которым у него возникнут личностно значимые цели.

Читайте также: