Докажите что развитие науки и философии просвещения связаны между собой история 8 класс кратко

Обновлено: 03.07.2024

Конечно, философия XVIII века неоднородна: в ней присутст­вует как материалистическая, так и идеалистическая мировоз­зренческие ориентации, атеистические и деистические взгляды. Часто идеализм и материализм, религия и наука идут рядом. Философия Просвещения была подготовлена работами П. Гассенди (1592-1655), его атомистическим материализмом, пропа­гандой идей Эпикура, в том числе его этики, критикой схоласти­ки, сочинениями Р. Декарта, критикой религиозного догматизма в работах П. Бейля (1647-1706).

Идеи Просвещения выражали интересы буржуазии, беспощадно критикуя отживающий феодально-крепостнический строй. Ос­новное направление критики - паразитирующий на темноте и невежестве масс образ жизни и нецивили­зованные порядки крепостничества.

Понятие Просвещения стало выражением общего процесса, постепенно охватившего ряд стран и, в первую очередь, Европу.

Характерные особенности Просвещения:

1. Рационализм как общая вера в разум;

2. Антиклерикализм (от греч. anti - против и лат. clericalis - цер­ковный) - направленность против засилья церкви (но не рели­гии) в духовной жизни общества;

3. Антиобскурантизм (от лат. obscurans - затемняющий) - борьба с мракобесием, с враждеб­ными науке и образованию силами.

Философия Просвещения известна, главным образом, своей социально-политической частью. В ней получили свое обосно­вание принципы буржуазного общества (свобода, равенство прав, частная собственность, представительное правление) вза­мен феодальных (зависимость, сословность, условная собствен­ность, абсолютизм). Социальные явления философия Просвещения объясняла законами природы: законы развития общества и законы природы отождествлялись.

А чтобы договор был обязателен для всех, нужна непреклонная власть, которая обеспечила бы следование закону. У Гоббса абсолютная власть сосредотачивалась в руках государства, которое есть Левиафан - смертный бог (название взято Гоббсом из книги Иова). Государство Гоббса по своему характеру абсолютистская организация, которая обладает такой силой власти, что внушает страх. Гоббс приносит в жертву государству свободу гражданина, делая это как бы в интересах последнего. Худшим из зол, считает Гоббс, является анархия, неизбежная при отсутствии государства.

Но государственная власть не может действовать по произволу, Локк выдвинул идею конституционного ограничения монархической власти и идею разделения властей.. Она делится у Локка на исполнительную, законодательную и судебную. Решающее значение, по его мнению, должна иметь сосредоточенная в парламенте законодательная власть. Правовая концепция Локка ставит во главу угла уважение и соблюдение гражданской самостоятельности индивида, уважение к конституции. В заключение следует отметить, что новый стиль философского мышления привел к выработке развитого юридического мышления.




Расцвет философии Просвещения приходится на восемна­дцатое столетие. Ее идейным центром становится предреволю­ционная Франция. Начало эпохи французского Просвещения XVIII в. связывают с появлением сатирических сочинений Вольтера (1694-1778, наст. имя Франсуа Мари Аруэ). Вольтер не внес в философскую мысль принципиально новых идей, од­нако антифеодальный и антиклерикальный пафос его произве­дений стал отправной точкой формирования новой идеологии.

Шарль Луи Монтескье (1689-1755) — один из основоположников географического детерминизма. Он считал, что климат, почва и состояние земной поверхности определяют дух народа и характер развития общества. Монтескье развивал концепцию функциональной роли религии, необходимой для поддержания порядка в обществе и его нравственности.

Ламетри доказывал несостоятельность де­картовой идеи о нематериальной бессмертной душе, считая душу функцией и проявлением деятельности мозга. Он ставит задачу опровергнуть взгляд Декарта на животное как на бесчувствен­ную машину и доказать, что человек такое же животное, как и другие высшие животные, и отличается от них лишь степенью развития ума. Однако человека он изучает как машину, опираясь на законы механики, ошибочно полагая, что исследование меха­ники тела человека автоматически приведет к раскрытию сущ­ности его чувственной и мыслительной деятельности.

Французские материалисты воспели царство разума, вечной справедливости и равенства. Равенство ими понималось как равенство граждан перед законом. Существен­нейшим из прав объявлялось право частной собственности.Весьма важным и глубоким у французских материалистов является рассмотрение роли личности в истории и роли среды в формировании личности.

Определяющее значение имеет культура, считает философ, ко­торая одновременно и стимулирует развитие общества и пред­стает результатом этого развития. Исторический прогресс — это направленное, поступательное развитие всего человечества из прошлого через настоящее в будущее. Общественный про­гресс — это развитие общества на конкретном этапе его суще­ствования, а также различных элементов культуры: науки, ре­месла, искусства, семейных отношений, государства, языка, религии.

Подведем некоторые итоги по философии Просвещения .

Просвещение – это большой и важный этап в истории культуры, философской и общественной мысли. Основные теории Просвещения - теория естественного права и общественного догово­ра подготовили будущие социально-политические преобразования. Согласно этой теории каждый участник общества должен свои личные интересы подчинить обществен­ным, отдав при этом часть своих гражданских прав государству, но государство при этом должно взять на себя заботу о человеке, обеспечив мир и согласие. Но так как власть не может выполнить свои обязательства перед народом, народ вправе сверг­нуть эту власть. Такую революционную теорию проводили самые радикальные идеологи Просвещения: Руссо, Дидро, Гельвеций и Гольбах.

Смистема философского мировоззрения просветителей включала в себя не только социальные, но и материалистические, и атеистические идеи, отражающие в себе математическое и описательное естествознание. Последующее развитие философии показало, что некоторые положения материалистического мировоззрения просветителей (отрицание бытия Бога, сведение разума к чувствам) являются такими же принимаемыми на веру догматами, как и отвергавшиеся ими положения христианства.

Значение эпохи Просвещения:

1) в философии оно выступало против всякой метафизики, содействовало развитию любого рода рационализма;

2) в науке способствовало развитию естествознания, достижения которого оно часто использовало для доказательства научной правомерности взглядов и веры в прогресс;

3) в области морали и педагогики проповедовало идеалы гуманности;

4) в политике, юриспруденции и общественно-экономической жизни проповедовало освобождение человека от несправедливых уз, равенство всех людей перед законом.

Идеоло­гия Просвещения легла в основу общественных преобразований, свершившихся в ходе буржуазных революций XVIII-XIX вв. Однако уже в конце ХVIII в., Фихте указал на отрицательные стороны Просвещения. В конце ХIХ в. возвращение к метафизике привело к частичному отходу от философии Просвещения.

Вопросы для самопроверки

(первый уровень понимания материала)

1. Какова главная цель Просвещения как течения в культуре и духовной жизни общества?

3. Назовите представителей французского и немецкого Просвещения и какова главная парадигма их учений?

Конечно, философия XVIII века неоднородна: в ней присутст­вует как материалистическая, так и идеалистическая мировоз­зренческие ориентации, атеистические и деистические взгляды. Часто идеализм и материализм, религия и наука идут рядом. Философия Просвещения была подготовлена работами П. Гассенди (1592-1655), его атомистическим материализмом, пропа­гандой идей Эпикура, в том числе его этики, критикой схоласти­ки, сочинениями Р. Декарта, критикой религиозного догматизма в работах П. Бейля (1647-1706).

Идеи Просвещения выражали интересы буржуазии, беспощадно критикуя отживающий феодально-крепостнический строй. Ос­новное направление критики - паразитирующий на темноте и невежестве масс образ жизни и нецивили­зованные порядки крепостничества.

Понятие Просвещения стало выражением общего процесса, постепенно охватившего ряд стран и, в первую очередь, Европу.

Характерные особенности Просвещения:

1. Рационализм как общая вера в разум;

2. Антиклерикализм (от греч. anti - против и лат. clericalis - цер­ковный) - направленность против засилья церкви (но не рели­гии) в духовной жизни общества;

3. Антиобскурантизм (от лат. obscurans - затемняющий) - борьба с мракобесием, с враждеб­ными науке и образованию силами.

Философия Просвещения известна, главным образом, своей социально-политической частью. В ней получили свое обосно­вание принципы буржуазного общества (свобода, равенство прав, частная собственность, представительное правление) вза­мен феодальных (зависимость, сословность, условная собствен­ность, абсолютизм). Социальные явления философия Просвещения объясняла законами природы: законы развития общества и законы природы отождествлялись.

А чтобы договор был обязателен для всех, нужна непреклонная власть, которая обеспечила бы следование закону. У Гоббса абсолютная власть сосредотачивалась в руках государства, которое есть Левиафан - смертный бог (название взято Гоббсом из книги Иова). Государство Гоббса по своему характеру абсолютистская организация, которая обладает такой силой власти, что внушает страх. Гоббс приносит в жертву государству свободу гражданина, делая это как бы в интересах последнего. Худшим из зол, считает Гоббс, является анархия, неизбежная при отсутствии государства.

Но государственная власть не может действовать по произволу, Локк выдвинул идею конституционного ограничения монархической власти и идею разделения властей.. Она делится у Локка на исполнительную, законодательную и судебную. Решающее значение, по его мнению, должна иметь сосредоточенная в парламенте законодательная власть. Правовая концепция Локка ставит во главу угла уважение и соблюдение гражданской самостоятельности индивида, уважение к конституции. В заключение следует отметить, что новый стиль философского мышления привел к выработке развитого юридического мышления.

Расцвет философии Просвещения приходится на восемна­дцатое столетие. Ее идейным центром становится предреволю­ционная Франция. Начало эпохи французского Просвещения XVIII в. связывают с появлением сатирических сочинений Вольтера (1694-1778, наст. имя Франсуа Мари Аруэ). Вольтер не внес в философскую мысль принципиально новых идей, од­нако антифеодальный и антиклерикальный пафос его произве­дений стал отправной точкой формирования новой идеологии.

Шарль Луи Монтескье (1689-1755) — один из основоположников географического детерминизма. Он считал, что климат, почва и состояние земной поверхности определяют дух народа и характер развития общества. Монтескье развивал концепцию функциональной роли религии, необходимой для поддержания порядка в обществе и его нравственности.

Ламетри доказывал несостоятельность де­картовой идеи о нематериальной бессмертной душе, считая душу функцией и проявлением деятельности мозга. Он ставит задачу опровергнуть взгляд Декарта на животное как на бесчувствен­ную машину и доказать, что человек такое же животное, как и другие высшие животные, и отличается от них лишь степенью развития ума. Однако человека он изучает как машину, опираясь на законы механики, ошибочно полагая, что исследование меха­ники тела человека автоматически приведет к раскрытию сущ­ности его чувственной и мыслительной деятельности.

Французские материалисты воспели царство разума, вечной справедливости и равенства. Равенство ими понималось как равенство граждан перед законом. Существен­нейшим из прав объявлялось право частной собственности.Весьма важным и глубоким у французских материалистов является рассмотрение роли личности в истории и роли среды в формировании личности.

Определяющее значение имеет культура, считает философ, ко­торая одновременно и стимулирует развитие общества и пред­стает результатом этого развития. Исторический прогресс — это направленное, поступательное развитие всего человечества из прошлого через настоящее в будущее. Общественный про­гресс — это развитие общества на конкретном этапе его суще­ствования, а также различных элементов культуры: науки, ре­месла, искусства, семейных отношений, государства, языка, религии.

Подведем некоторые итоги по философии Просвещения .

Просвещение – это большой и важный этап в истории культуры, философской и общественной мысли. Основные теории Просвещения - теория естественного права и общественного догово­ра подготовили будущие социально-политические преобразования. Согласно этой теории каждый участник общества должен свои личные интересы подчинить обществен­ным, отдав при этом часть своих гражданских прав государству, но государство при этом должно взять на себя заботу о человеке, обеспечив мир и согласие. Но так как власть не может выполнить свои обязательства перед народом, народ вправе сверг­нуть эту власть. Такую революционную теорию проводили самые радикальные идеологи Просвещения: Руссо, Дидро, Гельвеций и Гольбах.

Смистема философского мировоззрения просветителей включала в себя не только социальные, но и материалистические, и атеистические идеи, отражающие в себе математическое и описательное естествознание. Последующее развитие философии показало, что некоторые положения материалистического мировоззрения просветителей (отрицание бытия Бога, сведение разума к чувствам) являются такими же принимаемыми на веру догматами, как и отвергавшиеся ими положения христианства.

Значение эпохи Просвещения:

1) в философии оно выступало против всякой метафизики, содействовало развитию любого рода рационализма;

2) в науке способствовало развитию естествознания, достижения которого оно часто использовало для доказательства научной правомерности взглядов и веры в прогресс;

3) в области морали и педагогики проповедовало идеалы гуманности;

4) в политике, юриспруденции и общественно-экономической жизни проповедовало освобождение человека от несправедливых уз, равенство всех людей перед законом.

Идеоло­гия Просвещения легла в основу общественных преобразований, свершившихся в ходе буржуазных революций XVIII-XIX вв. Однако уже в конце ХVIII в., Фихте указал на отрицательные стороны Просвещения. В конце ХIХ в. возвращение к метафизике привело к частичному отходу от философии Просвещения.

Вопросы для самопроверки

(первый уровень понимания материала)

1. Какова главная цель Просвещения как течения в культуре и духовной жизни общества?

3. Назовите представителей французского и немецкого Просвещения и какова главная парадигма их учений?

Никак. Философия не относится к наукам, поскольку у неё нет ни своего предмета изучения, ни своих методов, и все её "законы" нельзя никак применить на практике поскольку они слишком общи и банальны. С использованием философии не было сделано ни одного открытия ни в одной прикладной науке.
Философия это такая же "наука", как теология

1 Александр Грушин УДАЛИТЕ ПОЖ СВОЙ недокоментарий!
2 ФИЛОСОФИЯ И НАУКА и даже религия тено переплетаютсо в сознании и в быту но взаимосвязь первых 2х можно определить так :
наука являетсо суть механикой определения окружающей среды и воздействия на нее
философия же определяет границы сознания в онном процесе и разрабатует новые методы
восприятия и работы с ними .. если оч коротко то наука это процессор системы
философия видеокарта!
а кстати религия - софт программы!
в реальности работает все именно так как я описал!

Эпоха Просвещения была интеллектуальным и философским движением, которое господствовало в мире идей в Европе в 17-19 веках.

Просвещение возникло из европейского интеллектуального и научного движения, известного как гуманизм эпохи Возрождения. Идеи Просвещения подорвали авторитет монархии и Церкви и подготовили почву для революций 18 и 19 веков. Различные движения 19-го века, особенно либерализм, имеют свои корни в эпохе Просвещения.

Во Франции центральными доктринами философов Просвещения были индивидуальная свобода и религиозная терпимость в противоположность абсолютной монархии и фиксированным догмам (обязательным правилам) римско-католической церкви. Для Просвещения характерен акцент на научном методе, как основном способе познания. Основными представителями эпохи Просвещения являются Гобс, Локк, Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо, Ломоносов, Кант. Они творили в различных сферах науки и искусства и их труды стали фундаментом современной цивилизации.

Философия эпохи просвещения принципы

История

Период Просвещения во всемирной истории относится к концу XVII — началу XIX века. Он начался после периода Возрождения. Если говорить кратко, особенности философии эпохи Просвещения сочетают в себе три ключевые понятия: ум, рационализм и науку. В основе эры — вера в человеческие возможности, особое внимание уделяется исследованиям и возрождению творческого познания, которое всячески пыталась убить инквизиция. Это стало началом научно-технического прогресса и общего развития человечества.

Основа эпохи

Развитие Просвещения охватило территории Западной Европы, начало революционного процесса произошло в Англии. Одним из сподвижников стал Локк, во Франции философия этого периода находилась на пике популярности благодаря деятельности Дидро, Монтескье, Ламетри, Руссо, Вольтера.

Философия эпохи просвещения кратко

В Германии также произошел всплеск активной просветительной деятельности и прогрессивных открытий. Что касается России и Северной Америки, то здесь Просвещение не успело проникнуть во все сферы общества, но благодаря деятельности учёных были сделаны шаги к будущему прогрессу.

Также для этой эпохи свойственен исторический оптимизм, благодаря которому и происходило непрерывное прогрессирующее движение идей. Наука стала основой развития общества, а история — примером прохождения человечеством разных испытаний и поисков истины.

Начало науки

В Великобритании движение просветителей было активным, что дало свои результаты, ведь здесь естественные науки не только подарили миру новые открытия, но и произошло развенчание религиозных мифов. Представители течения называли себя деистами — людьми, что не опровергают создания мира Богом, но дальнейшее развитие человечества не связывают религией. Английский деизм проповедовали только элитные представители общества, что добавляло течению важности.

Благодаря принципам, которые раскрывали представители эпохи просвещения, произошло становление промышленного производства, активное развитие инженерной отрасли.

Философия эпохи просвещения

А также разум способен спасти человека от ограничений и религиозного обмана. По мнению представителей Просвещения, социально-политический аспект общества невозможен без деизма, ведь вера — пассивное ожидание чуда свыше и полная бездеятельность, в то время как разум ищет пути развития и помогает человечеству двигаться вперёд.

Просвещенский материализм Франции

Если в Англии популярным было направление деизма, то во Франции акцентировали внимание на материализме. В основе всего физическая материя, которая определяет сущность всего живого, понятие божественного начала мира аннулируется, как и восприятие бога. Согласно учениям материалистов мир является бесконечным, неограниченным и вечным, пространство и время не имеют на него влияния.

Поскольку материя не держится на месте, а постоянно двигается, то и развитие человечества, как части материи, постоянно пребывает в динамике. Вскоре это привело к некому фатализму, ведь все предречено судьбой и освободиться от фатума нереально. Французский философ Дени Дидро отказался от этой догмы и проповедовал взаимосвязь между разными биологическими видами и возможными вариантами развития материи. Важными элементами прогресса материалисты считали:

Философия эпохи просвещения особенности

  • Силу воли.
  • Сознание просвещения.
  • Разум.

В России императрица Катерина II была ярким примером новаторства и цивилизованности в плане просвещения масс. Благодаря ей в то время акцентировалось внимание на образовании и изучении разных наук. Вольтер же отбрасывал наличие души в человеческом теле и считал его настоящим механизмом, которым управляют чувства и желания на уровне инстинктов.

Философия истории

Не только индустриальный прорыв был характерным для эпохи Просвещения. Произошло социально-правовое преобразование общества. Частная собственность, интересы человека и обозначение личностного пространства стали основой дальнейшего развития эпохи. На прорыв повлияли факторы:

  • Полный отказ от феодализма.
  • Наказания в виде лишения имущества и жизни.

Мыслители эпохи просвещения

Гердер и Кондорсе утверждали, что главное — это просвещение разума, ведь без него невозможна правильная расстановка жизненных приоритетов. Именно для этого выдающийся мыслитель Кондорсе предлагал увеличить количество печатания книг. Гердер же акцентировал внимание на природе, как основном элементе жизни.

Люди должны проявлять сострадание и сочувствие, быть ответственными за свои поступки перед другими. Деспотизм, по мнению философа, приводит к ожесточению и деградации общества, поэтому люди должны обожествлять изобретателей и присоединяться к научно-техническому прогрессу. Позже удалось сформулировать и назвать основные черты образца гуманности. Ими стали доброта, трудолюбие и образование.

Сомнения в образовании

Мыслители эпохи просвещения кратко

Не все самоотверженно шли за просветителями-философами, верующими в научно-технический прогресс. Хотя сила разума и науки были достойными поводырями в мире, выжившем после Инквизиции, этого было недостаточно для полного погружения человечества в эру Просвещения. Кроме исследователей, появились и сомневающиеся мыслители, для которых научная точка зрения была недостаточным аргументом для принятия важности материи.

Это имело и политический подтекст, ведь в неспокойное время близился социальный переворот. Одним из главных мыслителей, опровергающих материю, был Юм. Он считал, что чувства и эмоции намного ближе материи, поэтому человеческую жизнь и существование мира в целом можно объяснить только через внутренние переживания и ощущения. Поэтому теория Беркли была ему намного ближе, нежели доводы материалистов.

Читайте также: