Конструктивная деятельность в доу

Обновлено: 05.07.2024

Конструктивная деятельность — это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.

Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой - в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки — для игры, поделки — для украшения елки, для подарка маме и т.д.), поэтому должны соответствовать своему назначению.

Выделяются два типа детского конструирования: техническое и художественное.

В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают конструкции по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют их основные структурные и функциональные признаки: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т.п.

К техническому типу конструкторской деятельности относятся: конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; из крупногабаритных модульных блоков.

К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и из природного материала.

Конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников. Созданные постройки, поделки дети используют в игре, в театрализованной деятельности, а также в качестве подарка, украшения помещений, участка и т.п., что приносит им большое удовлетворение.

Детское конструирование, и особенно техническое, тесно связано с игровой деятельностью. Дети сооружают постройки (гараж для машины, рыцарский замок и т.п.) и играют с ними, неоднократно перестраивая их по ходу игры.

Учет особенностей игры и конструирования, их взаимосвязи необходим при определении форм и методов организации этих разных видов детской деятельности. Так, требования, предъявляемые к качеству конструкций, возводимых даже старшими детьми в процессе ролевой игры, неоправданны, поскольку это может ее разрушить. И наоборот, довольствоваться примитивными детскими постройками, поделками и не формировать целенаправленно полноценное конструирование как деятельность значит существенно обеднять развитие детей.

На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей.

Согласно Т. В. Лусс, при правильно организованной деятельности дети приобретают:

сооружать отдельные предметы из строительного материала — здания, мосты и т.д.;

делать из бумаги различные поделки — елочные игрушки, кораблики и т.д.;

целенаправленно рассматривать предметы,

сравнивать их между собой и расчленять на части,

видеть в них общее и различное,

находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей,

делать умозаключения и обобщения.

Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характера. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.

По мнению Л. А Парамоновой, конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений:

речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.), которые в других видах деятельности употребляются редко;

дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький), в точном словесном указании направления (над — под, вправо — влево, вниз — вверх, сзади — спереди, ближе и т.д.).

Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. Согласно Л. А. Венгер, в процессе этой деятельности формируются важные качества личности:

упорство при достижении цели,

Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе:

умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.);

работать дружно, не мешая друг другу.

Однако такое многостороннее значение в воспитании детей конструктивная деятельность приобретает только при условии осуществления систематического обучения, использования разнообразных методов, направленных на развитие не только конструктивных умений и навыков, но и ценных качеств личности ребенка, его умственных способностей.

занятия в детском саду

Идеальной для использования в дошкольном воспитании является деятельность, в которой присутствует ряд важных развивающих аспектов, и интеграция образовательных областей достигается легко. Одним из таких любимых и увлекательных для детей и воспитателей видов работы является конструирование. Кроме педагогических достоинств, занятия конструированием оставляют яркий эмоциональный след в памяти ребёнка, иногда сохраняющийся на всю жизнь. Именно поэтому перед воспитателем встают вопросы: как организовать занятия по конструированию для детей разного возраста, какие нюансы возникают в процессе работы, как грамотно составить конспект и помочь детям осваивать новые навыки с большим интересом.

Теоретические аспекты обучения конструированию в детском саду

Модным трендом современности является ориентация детей с раннего возраста на будущую перспективную профессию, на раннее развитие полезных прикладных навыков. Всё популярнее становятся клубы юных программистов и кружки робототехники для любого возраста. И дети, и взрослые всё чаще занимаются любительскими поделками и ремесленными хобби, различными художественно-прикладными занятиями, в которых также велик элемент конструирования.

Два мальчика, сидя за столом, рассматривают какое-то техническое устройство

Робототехника — наиболее перспективный и востребованный вид конструирования на сегодняшний день

Конструирование само по себе может стать одним из очень востребованных обществом элементов дошкольной подготовки, а воспитатели, способные творчески организовать такие занятия, без труда найдут себе применение не только в рамках детского сада, но и в других организациях.

Традиционно организация любого типа занятия начинается с постановки определённых целей, достижение которых будет свидетельствовать об успешности и эффективности мероприятий. В процессе занятий конструированием преследуются следующие цели:

  • образовательная (осваиваются новые слова и понятия, такие как названия конструируемых и моделируемых объектов, геометрических фигур, технических терминов, названия материалов и инструментов, техник работы и т. д.);
  • развивающая (развивается мелкая моторика, внимание и концентрация, логическое и пространственное мышление, трудовые индивидуальные и коллективные навыки, аналитические и творческие способности);
  • воспитательная (воспитывается желание работать и завершать начатое, интерес к коллективному и индивидуальному творчеству, любознательность и аккуратность).

Важной особенностью конструирования является тесная связь с игрой. Дети конструируют не для того, чтобы поставить готовое изделие на полку и потом восхищаться им или просто забыть про него. Они конструируют, чтобы играть, и начинают играть уже во время самого процесса конструирования. Этой игрой и следует управлять воспитателю. Необходимо грамотно использовать ход игры, задавать свой сценарий развития ролевых моментов и в зависимости от игры подбирать уместные виды, формы и техники конструирования.

Девочка строит дома из крупных модулей

Конструирование для ребёнка — это игра, в ходе которой он познаёт форму, цвет и другие характеристики объектов

Типы конструирования в ДОУ

В зависимости от возраста и состава группы (преобладания в детском коллективе девочек или мальчиков), особенностей её интересов (например, когда профессия родителей вызывает в детях явное любопытство) и просто для яркого разнообразия можно выбрать разные типы конструирования для проведения занятий. Например, возможен такой выбор:

Видео: художественное конструирование из бумаги

Формы конструирования

Формы организации обучения конструированию следует чередовать в зависимости от требований программы определённой возрастной группы.

Видео: конструирование по образцу в технике оригами

Рекомендации по обучению конструированию в детском саду

При планировании занятий с элементами конструирования следует учитывать ряд аспектов:

  • Размеры поделок. Не рекомендуется сразу выполнять поделки небольшого размера с миниатюрными деталями. Полезнее начинать с простых изделий, среднего или достаточно крупного размера с малым числом деталей (детали также должны быть достаточно крупными, не менее 6–7 см).
  • Сложность поделок, разнообразие применяемых техник. Начните с самых простых поделок и постепенно их усложняйте (вводите новые детали, уменьшайте размеры изделий). Этот же принцип касается и используемых техник. Правильным решением будет вводить новшества постепенно. Дети должны использовать уже освоенные техники (например, рисование) и новые (склеивание бумаги), комбинируя их. Так, модель дома можно будет склеить из бумаги (простой белый куб или призма), а далее нарисовать детали (окна, двери, фактуру стен). При дальнейшей работе нарисованные детали можно будет заменить деталями, изготовленными с использованием других техник (например, аппликацией из бумаги или приклеиванием иных материалов).
  • Доступность и лёгкость использования материала. Материал можно использовать разнообразный, но работа с ним не должна вызывать у детей затруднений. Он должен быть подготовлен к использованию и обработан заранее. Природные материалы лучше всего использовать не пересушенные и чистые (крупные сухие листья и стебли растений, крупные семена и шишки, орехи и жёлуди). Можно использовать ткань, обрезки текстиля или верёвок, салфеток и полиэтиленовой плёнки разных цветов. Рекомендуется избегать применения дорогостоящих и малодоступных материалов.

Дети стоят на улице с вёдрами, наполненными каштанами

Наиболее доступным является природный материал, который ребята с удовольствием соберут на прогулке

Воздержитесь от излишне эмоциональных восторгов в пользу работы одного творца, помните, что каждый ребёнок в группе — художник и творец. Похвалите каждого и даже замечания и предложения по доделке и переделке обязательно подайте в конструктивном ключе, как улучшение и так уже заслуживающей всяческого одобрения работы.

Будет ошибкой не контролировать обсуждение детьми работ других детей, важно мягко, но настойчиво пресекать обсуждения с пренебрежением или сильными негативными оценками, высмеиванием и переходом на личности.

Дети и воспитатель стоят с поднятыми вверх руками

В начале или середине занятия по конструированию рекомендуется провести тематическую физкультминутку

Что можно использовать в качестве мотивирующего начала занятия

Отличным вступлением для начала занятия, мотивирующим детей на активную творческую работу, будет игра и связанная с ней беседа, обсуждение будущего объекта конструирования (актуализация знаний детей о нём). Если дошкольники не сталкиваются с данным объектом в повседневной жизни, желательно использовать рисунки, натурные примеры и модели, видеоматериалы.

Примеры мотивирующего начала занятий для различных тем:

Будьте готовы к неожиданным вариантам (постройка воздушного шара или плота), в этом случае вы либо направляете детей на нужный вариант действий, либо имеете заготовку для конструирования предлагаемых вариантов.


В статье рассматриваются возможности и особенности развития конструктивной деятельности в дошкольном возрасте, дается характеристика видов конструктивной деятельности, обозначаются условия ее развития.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, типы конструирования.

На сегодняшний день изучение проблемы конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста является актуальным, в связи с тем, что данный вид детской активности значительно влияет на формирование практических форм мыслительной деятельности.

Конструктивная деятельность дошкольников больше, чем другие виды деятельности, подготавливает необходимую основу для развития творческих, познавательных, сенсорных способностей детей.

Вопрос конструктивной деятельности рассматривался авторами с разных точек зрения.

В. Г. Нечаева определяет конструирование как создание построек из деталей строительного материала, конструктора, изготовление игрушек и поделок из бумаги, картона, дерева, деталей различных конструкторов и другого материала [1, с. 21].

Исследования В. Г. Нечаевой, З. В. Лиштван показали, что благодаря конструктивной деятельности дети наиболее полно и точно начинают воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве и так далее) [6].

Многолетние экспериментальные исследования по изучению детского конструирования также проводила Л. А. Парамонова совместно с Г. В. Урадовских, О. А. Сафоновой, О. А. Христ. В ходе исследований Л. А. Парамоновой был сделан следующий важный вывод: результатом обучения является сформированность конструирования не только как практической творческой деятельности, но и как универсальной творческой способности, проявляющейся в других видах деятельности (изобразительной, игровой, речевой и т. п.). Она в своих работах описала детское конструирование и формы его организации, а также виды конструирования. Ей разработана педагогическая система формирования творческого конструирования.

Л. В. Куцакова, опираясь на материалы исследований Н. Н. Подьякова, Л. А. Парамоновой, Л. А. Венгера, А. Н. Давидчук, О. М. Дьяченко, Т. Г. Казаковой, Г. В. Урадовских, В. В. Холмовской, Л. В. Пантелеевой, разработала программу по данному виду деятельности. Исследователь предлагает дидактические игры и упражнения, дает подробные рекомендации по всем возрастным группам, включая ясельную.

Во всех работах по изучению данного вида деятельности авторами обращается внимание на то, что детское конструирование имеет свои особенности, одной из которых является его практическая направленность: дети создают поделки с целью использования их в игре, в качестве подарков взрослым и т. п. В то же время, практическая направленность конструкторской деятельности детей вовсе не исключает, а напротив, предполагает обязательную передачу в конструируемых объектах функций, закреплённых взрослым.

Процесс создание конструкций, особенно из строительного материала, тесно связан с игрой. Это вторая особенность детского конструирования, которая позволила ряду авторов (А. Н. Давидчук, З. В. Лиштван, В. Г. Нечаевой и др.) назвать его игрой со строительным материалом, объединив тем самым разные по своей сути деятельности детей: игру и конструирование.

Третьей важнейшей особенностью детской конструкторской деятельности является тесное взаимодействие мыслительных и практических действий. В работах Н. Н. Подьякова, Л. А. Парамоновой отмечается, что особую роль играют практические действия поискового характера, которые как бы являются источником мысли ребёнка.

Ещё одной существенной особенностью детского конструирования является насыщенность его яркими положительными эмоциями, что особенно свойственно деятельности, возникающей по инициативе детей. Возможность выразить своё отношение к миру, реализовать свои запросы и интересы, получить удовольствие от своих конструкций, поделок [5].

Выделяют два типа конструирования: техническое и художественное. В техническом дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают конструкции по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют их основные структурные и функциональные признаки: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т. д.

К техническому типу конструкторской деятельности относятся:

‒ конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрические формы);

‒ из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; из крупногабаритных модульных блоков.

С целью развития конструктивных способностей специалисты предлагают разные формы организации обучения конструированию.

Конструирование по образцу, разработанное Ф. Фребелем, заключается в том, что детям предлагают образцы построек и, как правило, показывают способы их воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании.

Исследования показали, что использование образцов — это необходимый и важный этап обучения, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек. Правильное обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способом анализа — умением определять в любом предмете основные части, устанавливать их пространственное положение, выделять отдельные детали и их части. Такой структурный анализ создает предпосылки у детей к формированию умения планировать свою деятельность по созданию конструкций с учётом их основных функций [3].

Направляя самостоятельную деятельность дошкольников на подбор и целесообразное использование деталей, можно успешно применять к качестве образца рисунки, фотографии, отображающие общий вид постройки (Ф. В. Изотова). Можно также предложить воспроизвести образец определённой конструкции, давая детям строительный материал, в котором отсутствуют определённые детали, составляющие эту конструкцию, и их следует заменить имеющимися (Этот тип задач предложен А. Н. Давидчук).

Следующая разновидность организации данного вида деятельности — это конструирование по моделям, разработанное А. Н. Миреновой и использованное в исследовании А. Р. Лурии. Суть работы заключается в следующем: детям в качестве образца предъявляется модель, в которой очертания отдельных составляющих её элементов скрыто (конструкция, обклеенная плотной белой бумагой). В данном случае ребёнку предлагают определённую задачу, но не дают способов её решения.

Постановка таких задач перед старшими дошкольниками является эффективным способом активизации их мышления. Конструирование по модели является усложнённой разновидностью конструирования по образцу [4].

Конструирование по условиям, предложенное Н. Н. Подьяковым заключается в следующем: детям не даётся образец постройки, определяются лишь условия, которым постройка должна соответствовать (например, возвести через реку мост определённой ширины для пешеходов и транспорта, гараж для легковых и грузовых машин и т. п.). Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов решения их не даётся.

В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить свою практическую деятельность достаточно сложной структуры.

Как показали исследования Н. Н. Подьякова, А. Н. Давидчук, Л. А. Парамоновой, данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию конструктивных способностей. Однако дети должны уже иметь определённый опыт. Этот опыт формируется, прежде всего, в конструировании по образцам и в процессе экспериментирования с разными материалами [4].

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам было разработано С. Леона Лоренсо и В. В. Холмовской. Авторы отмечают, что моделирующий характер самой деятельности, создаёт возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. Эти возможности могут успешно реализовываться в случае обучения детей сначала построению простых схем, отражающих образцы построек, а затем наоборот, практическому созданию конструкций по простым схемам, чертежам.

Однако дети, как правило, не умеют выделять плоскостные проекции объёмных геометрических тел (деталей строительного материала). Для преодоления таких трудностей были разработаны специальные шаблоны (В. В. Брофман), которые дети использовали для построения наглядных моделей (схем), отражающие их конструктивные замыслы.

В результате такого обучения у детей развивается образное мышление и познавательные способности [2].

Конструирование по замыслу по сравнению с конструированием по образцу обладает большими возможностями для развития творчества детей, для проявления их самостоятельности; здесь ребёнок сам решает, что и как он будет конструировать. Надо помнить, что создание замысла будущей конструкции и его осуществление — достаточно трудная задача для дошкольников: замыслы неустойчивы, часто меняются в процессе деятельности.

При организации обучения необходимо уделять особое внимание предварительному наблюдению, где обращается внимание детей на зависимость форм, размеров и местонахождения основных частей от их функционального назначения и анализу конструируемых объектов, определению их структуры, а также выделению объектов и их частей. Чтение художественной литературы, рассматривание картин, экскурсии помогут в этом.

Далее очень важно установить пространственное расположение частей по отношению друг к другу (перекрытие опирается на стены, а крыша на перекрытие). И, наконец, воспитатель вместе с детьми рассматривает каждую часть с точки зрения состава деталей и их расположения (стены сделаны из кубиков и кирпичиков, перекрытие из пластин и т. п.).

Всё обследование постройки должно вестись в той же последовательности, что и её создание (стены, окна, перекрытие, крыша). Это значительно облегчает детям планирование постройки и её воспроизведение.

Такое обследование обеспечивает формирования целостно-расчленённого представления о конструируемом объекте и имеет важное значение для формирования мыслительных процессов детей. Систематическое проведение анализа образцов способствует тому, что дети овладевают обобщённым способом анализа как конструируемых, так и других объектов [3].

Обобщенные представления о конструируемых объектах выступают как определённая система знаний о них. Например, все мосты имеют общие части как опоры, проезжая часть, перила и т. д., но в зависимости от практического использования мостов (пешеходный, автомобильный, железнодорожный) эти части могут существенно отличаться друг от друга по форме, размерам, расположению. Поэтому дети должны иметь возможность построить не один мост, а несколько разных по назначению.

Каждая предлагаемая тема должна быть представлена несколькими постепенно усложняющимися конструкциями одного и того же объекта (дома, мосты, машины).

Конструктивные способности у детей начинают формироваться, с раннего возраста. В этом возрасте конструирование слито с сюжетно-отобразительной игрой и выступает как её элемент, как средство, помогающее разыгрывать простые сюжеты. В старшем же дошкольном возрасте конструирование является или элементом сюжетно-ролевой игры, или полноценной конструкторской деятельностью, в которой используются игрушки, элементы игры, положительно влияющие на процесс самого конструирования.

В конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа: создание замысла и его исполнение. Особенностью конструктивного мышления даже у старших школьников является непрерывное сочетание взаимодействия мыслительных и практических актов. Замысел уточняется, изменяется в результате практических поисковых действий, что является положительным моментом для развития конструктивных способностей.

Источником замысла детей является окружающая жизнь, её богатая палитра: разнообразный природный и предметный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности и, в первую очередь, игра. Но восприятие окружающего часто у детей бывает поверхностным. Именно поэтому надо создавать условия для более глубокого освоения окружающего, для формирования у них умения видеть характерные особенности предметов, явлений, а также взаимосвязи и по-своему их передавать в конструкциях [2].

Таким образом, к необходимым условиям успешной деятельности относятся: наличие строительного материала: рисунков, иллюстраций, чертежей; оснащение кабинета для занятий творчеством, соблюдение правил по охране жизни и здоровья детей дошкольного возраста, создание интересной, увлекательной обстановки, умелое руководство педагогом конструктивными действиями дошкольников; использование различных форм обучения конструктивному умению, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, конструирование, строительный материал, вид деятельности, детское конструирование, дошкольный возраст, конструктивная деятельность, часть, практическая направленность, художественная литература.

Конструирование – один из важнейших интереснейших видов продуктивной деятельности, это практическая деятельность, направленная на получение определенного заранее задуманного реального продукта, соответствующего по функциональному назначению. В нем отражается окружающая действительность.

Особенность конструктивной деятельности заключается в том, что она, как игра, отвечает интересам и потребностям ребенка.

Актуальность проблемы развития конструктивной деятельности в группе детей младшего возраста состоит в том, что на данном этапе развития общества конструированию уделяется недостаточно времени и внимания и недостаточность методического обеспечения.

Проблема формирования интереса к конструированию у детей младшего возраста занимает значимое место в дошкольной педагогике, так как разнообразное конструктивное творчество дает возможность детям не только познавать окружающий мир, но и всесторонне развивать свои способности.

Но, однако, прослеживается интеграция конструктивной деятельности с другими образовательными областями: познавательное развитие, речевое развитие (выделены задачи по развитию конструктивных способностей детей), например в области познавательное развитие, обозначено ознакомление детей с цветом, величиной, формой (шар, кирпичик, кубик).

ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку, где происходит сохранение самооценки дошкольного детства. Каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности. Одним из условий правильного осуществления индивидуального подхода к ребенку является единство требований к нему.

Особенностями конструктивной деятельности детей младшего возраста является построение образовательного процесса с учетом дидактических принципов: наглядности, образности, доступности, посильности, практичности. Реализация названных принципов осуществляется через использование яркого и привлекательного материала, дидактических игр, игрушек, методически грамотно построенной конструктивной деятельности, сочетание разнообразных методов и приемов работы с детьми.

Организация конструктивной деятельности в режиме дня осуществляется в двух основных направлениях: совместной деятельности педагога и детей, самостоятельной деятельности. Объем образовательной нагрузки в режиме дня определен рабочей программой педагога, основанной на основе образовательной программы учреждения, осуществляется в виде непрерывной образовательной деятельности, которая систематически организуется в первой половине дня. Продолжительность непрерывной образовательной деятельности составляет12- 15 минут.

В свободное время дети заняты предметными играми, которые под руководством воспитателя плавно переходят в сюжетно-ролевую игру. Во время игры продолжаю учить детей конструировать. Но делаю это ненавязчиво, так, чтобы дети не чувствовали, что их обучают.

Первоначально использую объемное конструирование (игры со строительным материалом), так как детям в младшем возрасте нужно не только видеть из чего они будут сооружать постройки, но и обязательно потрогать те детали, которыми будут пользоваться.

На первоначальном этапе работы мной было проведено обследование детей с занесением результатов в мониторинговую карту. Изучив интересы и способности воспитанников, выяснилось, что не все дети могут различать строительный материал по форме, не знают название деталей, не умеют строить элементарные постройки.

Для успешного овладения игровой строительной техникой и существенной организацией работы по развитию конструктивной деятельности создана развивающая предметно-пространственная среда. Работу по организации развивающей предметно-пространственной среды постаралась построить в соответствии с ФГОС к условиям реализации образовательной программы.

  1. Мотивация к деятельности.
  2. Знакомство с новым материалом (детали строительного материала).
  3. Работа по усвоению знакомых деталей строительного материала.
  4. Показ образца (если постройка сложная, показ поэтапно).
  5. Самостоятельная деятельность детей (помощь).
  6. Идентификация с образцом.
  7. Обыгрывание постройки (подведение итога на основе результата).

Кроме систематических занятий провожу один раз в месяц занятие-закрепление, оно состоит из игровых заданий, которые направлены на закрепление знаний и умений и приобретение на их основе новых.

С целью развития конструктивных способностей в работе с детьми использую различные методы и приемы. Ведущими в обучении конструктивной деятельности являются наглядно-образные и наглядно-действенные: наблюдение, рассматривание предмета (обследование), образец, показ способов действия.

Основное место занимает использование образца, выполненного воспитателем, сопровождаемого показом и подробным объяснением процесса возведения постройки. Прежде чем обучать детей приемам создания той или иной постройки, знакомлю детей с реальным предметом, объясняю из каких частей он состоит, его практическое назначение. Пояснение часто сочетаю с наблюдением, показом способов и приемов выполнения работы (совет, напоминание, поощрение, из практических методов и приемов использую игровые упражнения). Для развития конструктивных навыков у детей использую различные игрушки, которые помогают детям хорошо ориентироваться на высоту и другие размеры постройки.

Одним из важных направлений развития конструктивной деятельности является взаимодействие с семьей. Общаясь с родителями, получаю возможность наметить пути действенной помощи семьи, дать конкретные советы.

Успешность осуществления работы прослеживается в постепенном подходе к овладению целевыми ориентирами:

- сооружают элементарные постройки по образцу;

- овладели простейшими приемами конструирования;

- различают детали по величине, форме, цвету;

- называют детали строительного материала (кубик, кирпичик, пластина, призма);

- выкладывают изображение по образцу;

- разворачивают игру вокруг собственной постройки;

- разбирают постройки и аккуратно выкладывают детали в коробки.

Результаты обследования детей в мае будут занесены в мониторинговую карту. Я хочу видеть своих воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями.

Следовательно, учитывая особенности конструктивной деятельности детей младшего возраста, можно успешно и качественно реализовывать задачи Образовательной программы группы и детского сада.

Читайте также: