Докажите что методы науки взаимосвязаны между собой кратко

Обновлено: 05.07.2024

Говоря о методах науки стоит отметить важную роль специфических методологических проблем научного познания. В этом может помочь анализ процесса научного исследования с методологической точки зрения. Вместе с тем существует необходимость дать сравнительную характеристику общенаучным методам исследования. Для этого нужно подвергнуть скрупулёзному разбору процесс научного исследования в общем и дать сравнительную характеристику общенаучным методам исследования, в частности.

Научный метод и его функции

Методология науки видит своей целью изучение сущности и структуры научных методов, а также их роли в процессе, который посвящён получению и обоснования научного знания.

Итоговый результат деятельности людей в любой её форме: научной, практической или какой-то иной – определяется тем, кто действует или на что данная деятельность направлена и тем, каким образом совершается такой процесс, какие способы, методы и приёмы используются для этого. В этом и состоит проблема метода.

Метод (в широком смысле слова) – это некоторая систематическая процедура, состоящая из последовательности определяемых операций, которые применяются для достижения поставленной цели, или, в крайнем случае, приближении к ней.

В первом варианте использование приёмов и операций, которые основываются на содержании метода, является достижение цели, а во втором методу характерно избавление от множества случайных проб и ошибок, от действия без дальнейшего видения.

Существует группа методов, для которых характерно подобие с математическими алгоритмами. Такие методы имеют строгий порядок исследовательских операций, путь к истине с их помощью носит автоматический характер, но только в том случае, если алгоритм данного метода реализован верно. Данные метода, по своему обыкновению, очень просто структурированы и могут быть использованы для решения определённых задач: сложение или умножение чисел, извлечение квадратного корня из числа и т.п.

К. Гедель доказал, что даже в элементарной математике не все содержательно установленные теоремы доказываются посредством формального пути, иными словами выводятся логически из аксиом.

В некоторой степени это имеет отношение и к сложным проблемам в области естествознания и социально-гуманитарных наук, в которых применяются метода, не дающие гарантий автоматического получения истины, но при этом они могут колоссально ограничить поле научного поиска, тем самым подсказывая правильное направление исследования. Более того, они способны дисциплинировать мышление и упростить поиск истины, в силу того, что их прямая функция в том, чтобы систематизировать знанием и выбрать правильное направление в достижении цели. Такие методы получили название эвристических или поисковых.

Понятие методологии имеет несколько значений. Выделяют два основных.

Методология – это система определённых способов и приёмов, которые используются в конкретной сфере деятельности (наука, политика, искусство и т.п.).

Методология – это учение о системе, общая теория метода, теория в действии.

Сфера методологии – устойчивая система (но необходимо понимать, что эта устойчивость весьма относительна), где инструменты и средства исследования: методы, принципы, научные ориентации и др. всегда в наличии и готовы к использованию.

Компонентный состав вооружения методов не разрабатывается для каждого частного случая отдельно, а является универсальным.

Основной функцией метода является упорядочивание и внутренняя организация процесса познания или практического преобразования определённого объекта деятельности. С этой точки зрения метод – это инструмент деятельности людей в любой сфере.

Есть основания полагать, что метод имеет две стороны, однако для научной литературы такое разделение не характерно.

  • Метод в качестве реализуемого способа определённой деятельности, даже познавательной. В данной роли он выступает как специфика применения определённых правил, приёмов, способов, норм познания и действия.
  • Метод в качестве теоретического отражения данного способа деятельности в науке о методах, иными словами в роли теоретической модели реальной деятельности с позиции её устройства и регулирования. В этом варианте метод выполняет функции системы предписаний принципов, требований, ориентирующих субъект деятельности на более эффективный способ решения поставленной задачи, а также на достижение поставленных целей в определённой сфере деятельности.

Иначе говоря, для второго варианта характерно рассмотрение инструмента деятельности, а для первого – использование данного инструмента. Важно это понимать и при рассуждениях о неадекватности метода относительно объекта деятельности, в случае, когда не удаётся достигнуть поставленной цели. Зачастую так бывает, что достижение цели невозможно в силу того, что метод не соответствует поставленной цели или он реализуется неправильно, и даже более того, противоречит его действительному содержанию. Даже самые лучшие предписания могут быть использованы неверно.

Наличие хорошего молотка ещё не гарантирует того, что неумелый пользователь действительно сможет забить гвоздь в доску.

Использование методов научного познания могут быть стихийным и сознательным. Становится понятным, что не только умелое, адекватное применение научных методов, которое основывается на понимании этих возможностей и границ, превращает научное познание в наиболее рациональную и эффективную структуру.

Метод заставляет исследователя быть дисциплинированным. Он направлен на то, чтобы упорядочивать деятельность по поиску истины, а также даёт возможность экономить силы и время, сокращать путь к истине.

Адекватный и неадекватный метод

Зачастую говорят об "истинном методе". Но необходимо понимать, что истина – это соответствие знаний об объекте самому объекту, в силу этого знания о методе могут носить истинный или ложный характер. По сути метод, рассматривается в качестве алгоритма деятельности, истинным или ложным он быть не может. Он может быть только адекватным, тот который соответствует познавательным целям, или неадекватным соответственно.

Адекватный метод является своеобразным компасом, которым помогал субъекту научного познания прокладывать путь к истине.

Ф. Бэкон называл адекватный метод в этой связи светильником.

Вместе с тем, подмена методов может негативно сказаться на ходе исследования, а то и вовсе обречь его на неудачу. Этому в прямой связи могут посодействовать приёмы аналогии, редуцирования, связанные с переносом особенностей и характеристик одной предметной сферы на другую, или с принципиальным упрощением таких характеристик.

Становится очевидным, что роль метода в научном познании достаточно велика, именно в силу этого важно не впадать в "методологический негативизм", иначе говоря недооценивать метод и методологические проблемы конкретной науки, принимая её за что-то второстепенное относительно "настоящей исследовательской работы".

При этом нужно понимать, что и впадать в "методологическую эйфорию" тоже не стоит, говоря о том, что метод более важный, нежели предмет исследования. Говорить методе, как об "универсальной отмычке", безошибочном и простом алгоритме научного открытия, значит возвращаться к позиции Ф. Бэкона, который полагал, что метод, разработанным им, является единственно верным и правильным автоматическим путём к истине. Но в ходе истории было доказано, что это не так.

Ф. Бэкон говорил: " Наш же путь открытия наук таков, что он немногое оставляет остроте и силе дарования, но почти уравнивает их".

Общая теория научного метода

Теория научного метода формировалась под воздействием внешних факторов. Здесь образовалась необходимость обобщения и разработки познавательных методов, средств и приёмов, которые применяются в философии и науке. Изначально разработка познавательных методов происходит в границах философской науки: диалектический метод Сократа и Платона, индуктивный метод Ф. Бэкона, рационалистический метод Р. Декарта, антитетический метод И. Фихте, диалектический метод Г. Гегеля и К. Маркса, феноменологический метод Э. Гуссерля и т.п.

В современном мире методология тесно связана с научными дисциплинами типа гносеологии, эпистемологии, диалектики и др., которые взаимодействуют с формальной логикой, исследующей логическую структуру знания, изучающую его формальные связи на языке символов и формул при отвлечении от определённого содержания высказываний.

Изначально мы говорим о логических средствах, которые используются применительно к анализу структуры "ставшего", готового научного знания, и только с ходом времени в сферу методологических интересов были включены проблемы роста, изменения и развития знания.

С начала периода Нового времени (XVI–XVII вв.), методологические идеи разрабатываются в том числе и в частных науках, а не только в философии. Здесь имеются в виду и механика, и физика, и химия, и история, а также ряд иных наук. "Методологическая компонента" стала необходимой для каждой науки, хотя этот факт не всегда в полной мере осознавался всеми её представителями.

С того времени во всех науках происходит переосмысление и изучение методов и форм научного познания, адекватных объекту и предмету её исследования. Не исключение и теория социальной работы. Являясь достаточно молодой наукой, которая находится на этапе своего становления и развития, она особенно остро ощущает на себе необходимость формирования системы научных методов, которые выглядели как наиболее адекватные в отношении объекта её исследования.

Постоянно увеличивается число публикаций по методологическим проблемам теории социальной работы и социальной работы, которая рассматривается как общественный феномен.

Любой научный метод проходит этапы формирования полагаясь на конкретные теории, которые являются его необходимой предпосылкой. Познавательная сила каждого метода интерпретируется посредством его содержательности, глубиной, фундаментальностью теории, которая впоследствии становится методом. Теория сжимается в метод, а метод расширяется до системы. Иначе говоря, применяется для последующего развития науки, углубления и развёртывания теоретического знания в качестве системы, его материализации, объективизации в практике.

Теория и метод

Теория и метод похожи между собой. Их сходство заключается в том, что они взаимосвязаны между собой и в своём единстве образуют отражение реальной действительности. Они превращаются друг в друга: теория, отражая действительность, превращается в метод с помощью разработки, формулирования вытекающих из неё принципов, правил, приёмов, которые назад превращаются в теорию, из-за того, что субъект применяет их как алгоритм познавательной и практической деятельности в окружающем мире по его собственным законам и правилам.

Теорема Пифагора является в этом отношении теорией, если рассматривать её с позиций теоретического обоснования свойств сторон прямоугольного треугольника. Однако, если данная теорема представляет собой часть исследования по вычислению параметров реальных объектов треугольной формы, то она приобретает очертания метода, руководящего принципа или алгоритма конкретной деятельности.

Эта система не имеет конечного тождества: процесс вычисления субъекта, в котором используется теорема Пифагора как метод, не интересует способ доказательства самой этой теоремы. В этой связи нельзя однозначно утверждать, что любая теория является методом познания и действия.

Отличия теории и метода

Существует перечень отличий теории и метода. Из основных выделяют:

  • Теория является результатом предыдущей исследовательской деятельности. Где метод – исходный пункт и предпосылка последующего научного исследования.
  • Главные функции теории – объяснение и предписание, метода – регуляция и ориентация познавательной деятельности.
  • Теория – научное знание, иными словами система идеальных образов, которые отражают сущность и закономерности объекта. Где метод – совокупность регулятивов дальнейшего познания: правил, предписаний и алгоритмов.
  • Цель теории в решении проблемы – установлении сущности объекта, метод в данном контексте направлен на выявление способов и механизмов данного решения.

Для выполнения методологической функции, теоретические абстракции должны быть подходящим видом трансформированы, преобразованы из объяснительных положений теории в регулятивные принципы метода: требования, предписания, установки.

Любой метод обуславливается в первую очередь собственным предметом. Иначе говоря, тем, что именно исследуется. Метод изменяется ровно так же, как и предмет.

Выдающийся физик В. Гейзенберг говорил о том, что в те времена, когда в качестве предмета естествознания выступала "природа как таковая", "научный метод, сводившийся к изоляции, объяснению и упорядочиванию", способствовал развитию науки.

Стоит отметить, что уже в конце XIX – начале XX в., когда в фокусе науки оказалась "сеть взаимоотношений человека с природой", научный метод оказался замкнутым в собственных границах. Выяснилось, что его действие меняет предмет познания, и как следствие метод получается отстранённым от предмета.

Именно поэтому нельзя разводить предмет и метод, видеть в методе только внешнее средство относительно исследуемого предмета, которое образуется независимо от этого предмета. Эта взаимосвязь метода и предмета становится обоснованием объективной стороны метода. Надо отметить, что каждый метод субъективен в том смысле, что может реализовываться конкретным индивидом, субъектом, для которого метод и предназначается.

Г. Гегель в своих трудах объективно отмечал, что метод является орудием, которое расположено на стороне субъекта средство, посредством которого он соотносится с объектом. В данном вопросе Г. Гегеля поддерживал Л. Фейербах, который говорил о том, что человек – центр всей методологии.

На примере истории развития науки очевидным становится отсутствие последовательности познавательных процедур, которые образуют логику открытия. Однако любой метод является лишь одним из многих факторов творческой деятельности познающего субъекта. Подобно логике и методу творческая деятельность детерминируется и системой иных факторов, в том числе которых сила и гибкость ума исследователя, его способность к критике, глубина его воображения, развитость фантазии и способность полагаться на собственную интуицию.

Роль метода в системе научного познания продиктована его основными характеристиками или аспектами. Каждому методу характерно три аспекта:

  • Объективно-содержательный аспект. Он выражает обусловленность метода предметом познания посредством теории.
  • Операциональный аспект. Он фиксирует зависимость содержания метода от объекта и от субъекта познания, от его компетентности и способности перевести соответствующую теорию в систему регулятивных норм, которые становятся в итоге методом.
  • Праксеологический аспект. Он состоит из свойств типа эффективности, надёжности, ясности, конструктивности и т.п.

Главными признаками научного метода являются объективность, воспроизводимость, эвристичность, необходимость, конкретность и др.

А. Уайтхед выдающийся британский философ и математик говорил о том, что любой метод задаёт "способ действий" с данными фактами, значимость которых определяется теорией.

Метод обуславливается теорией. Он всегда конкретен, поскольку применим только к теориям соответствующего вида. Более того А. Уайтхед утверждал, что метод представляет собой "удачное упрощение", однако при помощи любого метода можно открывать истины только определённого, подходящего для него типа и образовывать их в термины, которые продиктованы данным методом, а не каким-то абстрактным вообще.

Исходным методом эмпирического уровня познания является научное наблюдение , под которым понимается целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на чувственные способности человека (ощущение, восприятие, представление). Благодаря наблюдению исследователь получает знание о внешних сторонах, свойствах и признаках рассматриваемого объекта. С помощью наблюдения происходит чувственное отражение предметов и явлений внешнего мира, что приводит к накоплению некоторой первичной информации об объектах окружающей действительности. В наблюдении отсутствует деятельность, направленная на преобразование.

Теоретические аспекты методологии:

- Методология в литературе употребляется в двух значениях:

1) совокупность методов, применяемых в какой-либо сфере деятельности (науке, политике и т.д.);

Учение о научном методе познания.

-Научные исследования общественно-исторический процесс, является предметом гносеологии, субъективный процесс – деятельность по получению новых научных знаний

Что такое методология научных исследований?

- Методология научных исследований конкретной науки, в содержание которой включаются философские, общенаучные, частные и специальные методы познания.

- Методы научного исследования – способы изучения явлений и осуществления научного исследования (теоретические и эмпирические, общенаучные и методы конкретных наук).

- Методы научного исследования – совокупность приемов, способы реализации процедур исследовательского поиска и преобразования действительности

Общенаучные методы (эмпирический, теоретический, общелогический)

Эмпирический уровень научного знания .

1) Уровни научного познания. Традиционно принято различать два уровня научного познания: эмпирический и теоретический.

2) Структура эмпирического знания. Несмотря на близость понятий чувственного и эмпирического уровня знания между ними не может иметь место логическая выводимость одного вида знания из другого. Между этими уровнями знания существует другой тип отношений: логическое моделирование чувственных данных на некотором языке.

Структура эмпирического знания представлена следующими уровнями:

1. Первичным уровнем эмпирического знания является единичное эмпирическое высказывание, его содержание - это фиксация результатов единичных наблюдений (фиксируется точное время и место наблюдения);

2. Вторым, более высоким уровнем эмпирического познания являются факты. Они представляют собой индуктивные обобщения протоколов, это общие утверждения статистического или универсального характера. Факты символически выражаются в таблицах, графиках, диаграммах.

3. Третьим, еще более высоким уровнем эмпирического знания является эмпирические законы различных видов (функциональные, структурные, причинные, динамические, статистические).

4.Четвертым уровнем существования научного знания являются феноменологические теории. Они представляют собой логически организованное множество соответствующих эмпирических законов и фактов (например - небесная механика Кеплера).Различие между уровнями внутри эмпирического знания носят скорее количественный, чем качественный характер.

Существуют три основных метода получения нового знания:

- операциональный (указывается последовательность осуществимых операций, выполнение которых позволяет шаг за шагом вывить реальный смысл понятия);

- экспериментальный (исследователь задает вопрос интересующему его объекту и получает от него ответ);

Операциональный и экспериментальный методы образуют средства получения эмпирического знания. На операциональном уровне используются такие методы как - наблюдение, сравнение, измерение.

Методы эмпирического уровня научного познания .

- Наблюдение. В отличие от простого созерцания предполагает наличие замысла, целей и средств, с помощью которых субъект переходит от предмета деятельности (наблюдаемого явления) к продукту (отчету о наблюдаемом). Научное наблюдение должно отвечать следующим жестким требованиям: четкая постановка целей, выбор методики и разработка плана наблюдений, систематичность, контроль за корректностью и надежностью результатов наблюдений, обработка полученных данных. Результаты любого наблюдения, зафиксированные средствами любого языка представляют собой так называемые эмпирические высказывания, которые характеризуются тем, что отражают некоторое независимое от наблюдателя событие-имеют объективное содержание и способны выражать наблюдаемые события некоторым контролируемым способом.

- Сравнение. Осуществлять сравнение двух предметов возможно только по какому нибудь точному выделенному в них признаку, свойству или отношению. Сравнение имеет смысл лишь в рамках какого-нибудь качества.(К.Маркс - определение веса тела с помощью веса другого). Процедура сравнения предполагает существование такого взаимоотношения, в котором сравниваемые предметы выступают как качественно однородные.

- Измерение. Процедура, которая фиксирует не только качественные характеристики объектов и явлений, но и количественные аспекты. При этом предполагается наличие некоторого масштаба, алгоритма процесса измерения и измерительного устройства. Измерение есть процедура установления одной величины с помощью другой, принятой за эталон. Измерение можно понимать как процедуру сравнения двух величин, в результате которой экспериментально устанавливается отношение между величиной измеряемой и принятой за единицу измерения.

- Эксперимент. Ставится в тех случаях, когда необходимо изучить некоторое состояние предмета, которое не всегда наблюдается в естественных условиях. Исследователь воздействует на предмет исследования в специально подобранных условиях, а затем изучает его. В отличие от наблюдения, при постановке эксперимента возникает сначала необходимость достижения нужного состояния предмета,лишь затем, наблюдения за предметом.

Следует выделять два типа экспериментальных задач:

1. Исследовательский эксперимент, который связан с поиском некоторых зависимостей между некоторыми параметрами объекта.

2. Проверочный эксперимент, который применяется в случаях, когда требуется подтвердить или опровергнуть некоторое положение теории.

- Абстрагирование. Отвлечение частного, выделение общего. Идея метода, как особой формы познавательной активности ума, принадлежит Аристотелю. Он предполагает существование, например, кривизны как объективной универсалии", однако общее существует не вне чувственно воспринимаемых вещей (как у Платона), а неотделимо от них. Сторонники Платона полагали что абстракция есть постижение некоторых универсалий-особых форм соответствует реальность, носящая идеальный характер.

- Индукция - это метод движения мысли от менее общего знания к более общему. Исходными данными для индуктивных выводов обычно выступают либо множество высказываний, фиксирующих единичные наблюдения или множество фактов. Заключением же индуктивных выводов часто являются универсальные высказывания об эмпирических законах. (Пример - утверждение, каждая планета солнечной системы движется вокруг солнца. Индуктивное следствие - все планеты солнечной системы движутся вокруг солнца). Фальсификация. К. Поппер предложил новую модель взаимоотношения теории и опыта. Основная функция эмпирического опыта в науке состоит не с том, чтобы доказывать или подтверждать истинные гипотезы или теории, а в том, чтобы отвергать ложные научные гипотезы. Именно возможность потенциальной фальсификации знания является необходимым признаком его научности. Экстраполяция. Экстенсивное приращение знаний путем распространения следствий какой-нибудь гипотезы или теории из одной сферы человеческого знания на другие сферы.

Теоретический уровень – высший уровень научного познания. Включает факты, добытые эмпирическим путём, предшествующие развитию науки, а также логические выводы, добытые рассудком и разумом человека.

Объект теоретического уровня – идеализированный, несуществующий в реальности.

Методы:

-Аксиоматизация – в основе лежат аксиомы, т.е. утверждения, которые не требуют доказательств, и доказательство которых невозможно. Аксиоматизация в науке обозначает область знания, которая представляет единую дедуктивную систему, и содержание которой выведено из начальных аксиом. В настоящее время в качестве исходных аксиом могут быть избраны отдельные положения теории, из которой выводится всё остальное, т.е. аксиомы представляют соглашения учёных, которые придают элементам теории статус аксиомы.

- Гипотетико-дедуктивный метод – основан на выведении (дедукции) заключений из гипотез, истинное значение которых неизвестно. Отсюда знание носит вероятностный характер. Гипотетико-дедуктивный метод включает соотношение между гипотезами и фактами. Это соотношение является противоречивым: 1)от фактов нет логического пути к правильной гипотезе; 2)от гипотез к фактам существует множество логических построений. Дело в том, что путь от фактов к выводу гипотез – путь обобщения. Сами факты такого обобщения не подсказывают. Считается, что этот метод – путь установления гипотез. Этот метод используется в экспериментальных науках и опирается на эксперимент и логико-математические методы.Также к методам теоретического уровня относятся: анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, системно-структурный метод, синергетика и т.п.

Таким образом, философия науки является теоретической моделью эпохи, способствует нахождению решений глобальных проблем человечества на каждом этапе его развития.

1. взаимодействие социальной и практической функций науки Пример: Изобретение мобильных телефонов позволило сделать общение людей на расстоянии более доступным и простым.2. Взаимодействие мировоззренческой и познавательно-объяснительной функций науки.Пример: Эволюционное учение Ч.Дарвина изменило представления людей об окружающем мире.

Не к чему стремиться. Вы не испытали разных эмоций при выполнении какой-либо цели. Этот человек не знает каково быть счастливым и радоваться выполненной цели.

Как говорится, встречают по одежке, а провожают по уму. Человека судят по его одежде, волосам и лицу. Но самый важный фактор, который касается всех этих показателей - опрятность. И не важно, насколько можно он одет или какая навороченная у него причёска - если у вас приличная, чистая, поглаженная одежда и аккуратные, расчесанные и уложенные волосы, то вы будете восприниматься людьми лучше, чем модный человек с неаккуратными и грязными волосами, в модной мятой и запятнанной одежде.

Ответ:На самом деле наша страна в упадке и я считаю что революция добьёт её ! Нужна менять реформами и убрать коррумпируемое правительство .Только реформы спасут современную Россию ,а ещё сильный лидер способный её вести!

СРОООЧНАА 1. в современном международном разделе труда Россия выступает главным образом как поставщик а)энергетических ресурсов

Пожалуйста, помогите! :с Обществознание 10 класс, профиль. Политическая деятельность: Мотив Цель Средства Действия

Эссе на тему:Добро-то что служит сохранению и развитии жизни,зло-то что уничтожает жизнь или препятствует ей.

Эссе по обществознанию. Демократия- плохая форма правления, однако, ничего лучшего человечество не придумало

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4 НАУКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. Роль образования в жизни человека и общества

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Формирование умений анализировать, систематизировать информацию из различных источников, делать выводы и прогнозы

ВЫПОЛНИВ ДАННУЮ РАБОТУ, ВЫ БУДЕТЕ:

- определять роль науки и образования в жизни человека;

-ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации;

- развивать способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями;

объекты, предметы и области науки;

образовательные факторы, оказывающие влияние на формирование личности.

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Словарь по обществознанию: под редакцией Л.Н. Боголюбова и Ю.И. Аверьянова. - М., 2010.

Интернет-ресурсы

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ

Наука является основной формой человеческого познания.

Научное познание отличается от обыденного:

стремлением к максимальной объективности в описании изучаемых предметов и явлений;

особым (научным) языком, используемым для их описания;

специфическими способами обоснования истинности полученных знаний;

желанием получить знания, которыми удовлетворяются не только сиюминутные потребности общества, но и важные для будущих поколений.

Выделяют два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Главная задача эмпирического уровня описание предметов и явлений, а основная форма – научный факт.

На теоретическом уровне происходит объяснение изучаемых явлений.

Основными методами, используемыми в процессе эмпирического познания, являются методы наблюдения, эмпирического описания и эксперимента.

Наблюдение представляет собой изучение отдельных предметов и явлений. Наблюдение опирается на ощущение, восприятие, представление. Итогом наблюдения является эмпирическое описание.

Особое место среди методов научного познания занимает эксперимент. Эксперимент – это такой метод изучения явлений, который осуществляется в строго определённых условиях. Особым видом эксперимента является мыслительный эксперимент, при котором заданные условия являются воображаемыми, но обязательно соответствующими законом науки и правилам логики.

Из других методов можно выделить метод гипотезы, а также формулирования научной теории. Сущностью метода гипотезы является выдвижение и обоснование предположений. Целью проверки гипотезы является формулирование законов, объясняющих явление окружающего мира.

На основе проверки гипотез происходит построение научных теорий. Научной теорией называется логически непротиворечивое описание явлений окружающего мира.

Научное познание

Стремление человека к познанию привело к возникновению различных видов знания. Определенные знания о мире и человеке дают и миф, и искусство, и религия. Мы многое узнаем уже на уровне нашего обычного здравого смысла. Но существует специальный, существенно отличающийся от остальных, вид познавательной деятельности – наука.

Наука – это систематизированное познание действительности, опирающееся на наблюдение и изучение фактов и стремящееся установить закономерности исследуемых вещей и явлений

Например, биология изучает явления жизни, исследует распространение и развитие биологических видов, устанавливает законы наследственности и т. п.

Целью науки является получение истинного знания о мире. Высшей формой научного знания является научная теория.

Можно назвать много теорий, которые изменили представления людей о мире. Это, например, теория Коперника, теория всемирного тяготения Ньютона, теория эволюции Дарвина, теория относительности Эйнштейна. Такие теории формируют научную картину мира, которая играет важную роль в мировоззрении людей.

Но чтобы построить теории, ученые опираются на опыт, эксперимент. Особое развитие строгая экспериментальная наука получила в Новое время, начиная с XVII века. Современная цивилизация во многом опирается на достижения и практические приложения науки.

Формы и методы современного научного познания

Научное познание отличается от других форм познания тем, что ученые используют в познании многочисленные и хорошо разработанные методы. Ученые также тщательно проверяют результаты познания на практике, в эксперименте.

Рассмотрим некоторые основные методы научного познания подробнее. Различают эмпирические и теоретические методы науки.

Важнейшими эмпирическими методами является наблюдение, измерение и эксперимент.

Наблюдение в науке отличается от простого созерцания вещей и явлений. Ученые всегда ставят определенную цель и задачу для наблюдения. Они стремятся к беспристрастности и объективности наблюдения, точно фиксируют его результаты. В некоторых науках разработаны сложные приборы (микроскопы, телескопы и т.п.), позволяющие проводить наблюдения явлений, недоступных невооруженному глазу.

Измерение – это метод, с помощью которого устанавливаются количественные характеристики изучаемых объектов. Точное измерение играет большую роль в физике, химии и других естественных науках, однако и в современных социальных науках, прежде всего в экономике и социологии, широко распространены измерения различных экономических показателей и социальных фактов.

Эксперимент – это специально сконструированная ученым, “искусственная” ситуация, в которой наблюдаются и измеряются определенные явления. В научном эксперименте часто используется весьма сложная аппаратура.

Эмпирические методы, во-первых, позволяют устанавливать факты, во-вторых, проверять истинность гипотез и теорий посредством их соотнесения с результатами наблюдений и установленными в эксперименте фактами.

Возьмем, например, науку об обществе. В современной социологии важную роль играют эмпирические методы исследования. Социология должна основываться на конкретных данных о социальных фактах и процессах. Эти данные ученые получают с помощью разных эмпирических методов – наблюдений, социологических опросов, изучения общественного мнения, статистических данных, экспериментов по взаимодействию людей в социальных группах и т.п. Этим путем в социологии осуществляется сбор многочисленных фактов, которые кладутся в основу теоретических гипотез и выводов.

Ученые не останавливаются на наблюдении и установлении фактов. Они стремятся найти законы, которые связывают многочисленные факты. Чтобы установить эти законы, применяются теоретические методы. Это методы анализа и обобщения эмпирических фактов, методы выдвижения гипотез, методы рационального рассуждения, которые позволяют выводить одни знания из других.

Наиболее известными, классическими теоретическими методами являются индукция и дедукция.

Индуктивный метод – это метод вывода закономерностей на основе обобщения многих отдельных фактов. Например, социолог на основе обобщения эмпирических фактов может обнаружить некоторые устойчивые, повторяющиеся формы социального поведения людей. Это будут первичные социальные закономерности. Индуктивный метод – это движение от частного к общему, от фактов к закону.

Дедуктивный метод – это движение от общего к частному. Если у нас есть некоторый общий закон, то мы можем вывести из него более конкретные следствия. Дедукция, например, широко применяется в математике при доказательстве теорем из общих аксиом.

Важно подчеркнуть, что методы науки взаимосвязаны между собой. Без установления эмпирических фактов невозможно построить теорию, без теорий ученые имели бы только огромное количество несвязанных между собой фактов. Поэтому в научном познании различные теоретические и эмпирические методы используются в их неразрывной связи.

Выполните практические задания:

Используйте тематический словарь по обществознанию: под редакцией Л.Н. Боголюбова и Ю.И. Аверьянова. - М., 2010 и Интернет-ресурсы.

3 .Напишите, использовав алгоритм работы (приложение 1), эссе по теме: Роль образования в жизни современного человека и общества.

4. По результатам исследования сделайте вывод по теме практического занятия.

5. Ответьте на контрольные вопросы:

1) Назовите основные формы и методы современного научного познания

2) Докажите, что методы науки взаимосвязаны между собой .

КАРТА ОЦЕНИВАНИЯ

выполнения практической работы

Показатели и категории оценивания

• в полной мере обнаруживает понимание учебной информации

• проявляет частичное понимание учебной информации

• проявляет незнание большой части учебной информации

Определение верных суждений из предложенных

• делает правильный выбор всех верных суждений

• делает частично-правильный выбор верных суждений

• делает неправильный выбор верных суждений

Формулирование вывода по результатам исследования

• формулирует правильный вывод

• формулирует вывод с неточностями

• неправильно формулирует вывод

Максимальное количество баллов: 20

Перевод в отметку:

Если набрано менее 10 баллов, работа не оценивается.

Приложение 1

АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАД ЭССЕ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Эссе по Обществознанию – это рассуждение на определенную тему с приведением аргументов в защиту своего мнения.

Эссе необходимо писать по следующему плану:

Сформулировать смысл проблемы:

Обозначить свою позицию по отношению к точке зрения автора:

Теоретическая обоснованность – в рассуждении использование терминов, понятий, цитат, ссылок на источники или другие точки зрения.

Примеры – 2-3 шт. из истории, литературы, обществознания, собственного опыта.

Свои предположения о перспективах решения поднимаемой автором проблемы.

Представлена без пояснения собственная позиция (простое согласие или несогласие с суждением автора высказывания).

ИЛИ Собственная позиция выпускника не представлена.

Характер и уровень приводимых суждений и аргументов

Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал.

В ходе рассуждений раскрываются различные аспекты проблемы.

При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на теоретические положения и выводы, но без использования фактического материала.

ИЛИ Раскрыт один аспект проблемы (темы) и приведена аргументация с опорой на теоретические положения и фактический материал.

ИЛИ При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений выводов.

ИЛИ Раскрыты несколько аспектов проблемы при недостатке теоретической или фактической аргументации.

Перечислены несколько аспектов проблемы (темы) без аргументации.

ИЛИ Затронут лишь один аспект проблемы (темы), приведена только фактическая или только теоретическая аргументация.

Читайте также: