Экспертиза социальных проектов кратко
Обновлено: 02.07.2024
В совокупности различные виды оценивания решений или проектов решений в социальной сфере представляют собой социальную экспертизу.
Социальная экспертиза - исследование, проводимое специалистами (экспертами), включающее диагностику состояния социального объекта, установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его последующих изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработку рекомендаций для принятия управленческих решений и социального проектирования в условиях, когда исследовательская задача трудно формализуема.
Это определение соответствует четырем функциям социальной экспертизы:
· диагностическая функция - освидетельствование состояния социального объекта в момент исследования;
· информационно-контрольная функция - исследование информации о социальном объекте и его окружении с целью установить ее достоверность и внести соответствующие коррективы, если информация содержит искажения;
· прогностическая функция - выявление возможных состояний социального объекта в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе и возможных сценариев достижения объектом этих состояний;
· проектировочная функция - выработка рекомендаций по тематике экспертирования социального объекта для социального проектирования и принятия управленческих решений.
Социальные объекты - это люди, социальные общности, социальные институты и процессы, организации, социальные ценности, идеи, прямо или косвенно предусматривающие социальные изменения.
Основной целью общественной экспертизы является вовлечение общественности в процесс анализа, оценки, прогнозирования последствий деятельности основных институтов государства и общества и ее участие в социальном контроле над результатами этой деятельности.
Социальная экспертиза проводится, прежде всего, в том случае, когда нужно оценить позитивные или негативные последствия принятия нормативных правовых актов и других управленческих решений, а также когда предстоит принимать такие акты и решения по подготовленным проектам.
Под вненаучным знанием понимается совокупность специфических видов познания, лежащих за пределами науки и не ориентированных на познавательные критерии научности.
К вненаучному знанию относятся обыденное, мифологическое, религиозное, художественное знание. Каждый из указанных видов знания представляет собой до некоторой степени самостоятельный способ понимания мира, имеющий свои источники формирования и пополнения (например, для обыденного знания это сфера повседневности, жизненный опыт), свои базовые постулаты (например, для религии это идея разделения мира на естественную и сверхъестественную реальность) и свои специфические логические приемы и способы развертывания знания (например, для художественного познания это субъективно-авторская точка зрения).
Для проведения экспертизы социальных проектов и программ все эти виды знания, а также науки, изучающие общество, имеют большое значение.
Социальная экспертиза – это проводимая специалистами (экспертами) комплексное исследование, включающее диагностику состояния объекта исследования, установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его последующих изменения и влияния на другие соц объекты, а так же выработку рекомендаций для социального проектирования.
Основные функции соц экспертизы:
- диагностическая (оценка состояния объекта исследования и окружающей его действительности в момент исследования)
-информационно-контрольная (изучение информации об объекте и его окружении с целью установления её достоверности и внесения соответствующих корректив)
- пргностическая (прогнозирование изменения объекта исследования и влияние на другие объекты)
- проектировочная функция (выработка рекомендаций для соц проектирования)
Диагностическая функция по отношению к соц проекту предполагает оценку объективной действительности в условиях где вы начинаете реализовывать проект и условия соц среды в которой вы внедряете проект.
Ключевая задача соц. диагностики – выявить внешние существующие в настоящее время объективные препятствия для успешной реализации проекта и (или) условия которые делают проект востребованным.
Для проведения соц диагностики можно использовать:
- встречи с целевой аудиторией
Цель соц. экспертизы: установление соответствия деятельности органов государственной власти, других соц институтов социальным интересам граждан и задачам соц политики, а так же по формированию соц предложений по достижению этих соответствий.
Основные направления соц экспертизы:
- те, что отражают её предмет
1) выявление адекватности восприятия в общественных сознаниях подготовленного проекта
2) оценка опследствий для населения подготовленные к реализации проекта
3) установление соответствия реализованного проекта, его первоначальным замыслам
Практическое предназначение соц экспертизы состоит в способности экспертных оценок и предложений влиять с точки зрения их оптимизации
1) Рецензия (отзыв экспертов на материалы представленные для изучения)
а) консультирование (устное рецензирование без представления текста экспертного заключения)
2) мониторинг (регулярно-повторяющееся исследование одного и того же объекта по одной и той же методике). Позволяет выявить динамику развития объекта.
Мониторинг применяется для экспертной оценки соц проекта. В рамках текущего контроля за его реализацией.
Формы представления итогов соц экспертизы:
1) Экспертное заключение (письменные ответы на вопросы, которые обозначены в задании на эксперт.)
2) Проектная разработка (альтернатива соц. Проекту)
Социальная экспертиза – это проводимая специалистами (экспертами) комплексное исследование, включающее диагностику состояния объекта исследования, установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его последующих изменения и влияния на другие соц объекты, а так же выработку рекомендаций для социального проектирования.
Основные функции соц экспертизы:
- диагностическая (оценка состояния объекта исследования и окружающей его действительности в момент исследования)
-информационно-контрольная (изучение информации об объекте и его окружении с целью установления её достоверности и внесения соответствующих корректив)
- пргностическая (прогнозирование изменения объекта исследования и влияние на другие объекты)
- проектировочная функция (выработка рекомендаций для соц проектирования)
Диагностическая функция по отношению к соц проекту предполагает оценку объективной действительности в условиях где вы начинаете реализовывать проект и условия соц среды в которой вы внедряете проект.
Ключевая задача соц. диагностики – выявить внешние существующие в настоящее время объективные препятствия для успешной реализации проекта и (или) условия которые делают проект востребованным.
Для проведения соц диагностики можно использовать:
- встречи с целевой аудиторией
Цель соц. экспертизы: установление соответствия деятельности органов государственной власти, других соц институтов социальным интересам граждан и задачам соц политики, а так же по формированию соц предложений по достижению этих соответствий.
Основные направления соц экспертизы:
- те, что отражают её предмет
1) выявление адекватности восприятия в общественных сознаниях подготовленного проекта
2) оценка опследствий для населения подготовленные к реализации проекта
3) установление соответствия реализованного проекта, его первоначальным замыслам
Практическое предназначение соц экспертизы состоит в способности экспертных оценок и предложений влиять с точки зрения их оптимизации
1) Рецензия (отзыв экспертов на материалы представленные для изучения)
а) консультирование (устное рецензирование без представления текста экспертного заключения)
2) мониторинг (регулярно-повторяющееся исследование одного и того же объекта по одной и той же методике). Позволяет выявить динамику развития объекта.
Мониторинг применяется для экспертной оценки соц проекта. В рамках текущего контроля за его реализацией.
Формы представления итогов соц экспертизы:
1) Экспертное заключение (письменные ответы на вопросы, которые обозначены в задании на эксперт.)
Социальный проект подвергается экспертизам на всем протяжении его разработки и осуществления.
На стадии проработки концепции экспертно устанавливаются многие показатели, по которым предстоит измерять эффективность осуществления проекта. Оценка жизнеспособности проекта в значительной мере основывается на экспертных заключениях как в отношении проекта, так и в отношении социальной среды, в которую он внедряется. Диагностические и прогнозные исследования в социальной области без применения экспертных методов невозможны. При рассмотрении подготовленного текста проекта конкурсными комиссиями, инвесторами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, другими организациями, которые принимают по проекту управленческие решения, также проводится экспертиза. Экспертно оценивается проект в рамках текущего контроля за его реализацией. Наконец, завершение проекта, установление того, удалось ли его воплотить в соответствии с замыслом, также предполагает экспертизу.
При работе с социальными проектами могут применяться различные виды экспертизы постольку, поскольку в проекте предусматривается строительство, или требующая лицензирования деятельность, или вмешательство в окружающую природную среду. Так работают со всеми проектами. Но особенность социальных проектов состоит в том, что здесь ведущую роль играет социальная экспертиза — специальный вид экспертной работы.
Чаще всего социальная экспертиза ведется по следующим направлениям:
1. Эксперты оценивают социальные последствия для населения принятых и подготовленных к принятию социальных проектов.
2. При помощи экспертизы может быть установлено соответствие реализованного проекта его первоначальному замыслу, а также принятому по проекту управленческому решению;
3. Экспертиза может выявить адекватность восприятия в общественном сознании принятого или подготовленного проекта.
В некоторых случаях возникает необходимость вести экспертизу социальных проектов и программ, которые представлены теми или иными организациями в порядке объявленного конкурса . Тогда возникает специфическая экспертная задача по сопоставлению довольно разных текстов и предпочтению тех или иных из них. Выработка оснований для предпочтения ведется в зависимости от целевого назначения конкурса.
• социальную значимость проекта (программы): актуальность заявленной деятельности; ясность цели; оригинальность (новизну) замысла; правомерность, допустимость деятельности; социальные последствия;
• возможность развития проекта, его перспективность; возможность вос-произведения в иных условиях;
• масштаб планируемой деятельности: расчетную длительность и ритм мероприятия; круг лиц, которому адресован проект; соотношение детей (молодежи) и взрослых; число занятых в активных формах деятельности; необходимость в специальной подготовке кадров; долю средств на обеспечение сути проекта в общих планируемых расходах по проекту;
• реалистичность проекта (программы): способность молодежного, детского объединения реализовать конкурсный проект, подтвержденную предыдущей деятельностью; наличие подготовленных кадров или возможность по привлечению их со стороны; обоснованность места проведения мероприятий; обоснованность ожиданий от участников проекта;
• рациональность сметы расходов.
Порядок работы экспертных советов обычно таков:
1. Эксперты готовят заключения раздельно по каждому из конкурсных проектов (объем заключения от абзаца до 1,5 станицы; большие тексты заключений не вызывают одобрения, поскольку с ними труднее работать).
2. Когда по каждому проекту имеется несколько (не меньше двух, но обычно 4—5) заключений экспертов, собирается экспертный совет (5—7 авторитетных в данной области специалистов), рассматривающий все представленные проекты на основе полученных заключений. Участники заседания, разумеется, сами вели экспертизу проектов, и по каждому проекту минимум двое выступали авторами заключений.
3. Проекты разделяются на три группы: а) проекты, получившие все положительные оценки; б) проекты, получившие все отрицательные оценки, в) проекты, оцененные одними экспертами положительно, а другими отрицательно.
На стадии проработки концепции экспертно устанавливаются многие показатели, по которым предстоит измерять эффективность осуществления проекта. Оценка жизнеспособности проекта в значительной мере основывается на экспертных заключениях как в отношении проекта, так и в отношении социальной среды, в которую он внедряется. Диагностические и прогнозные исследования в социальной области без применения экспертных методов невозможны. При рассмотрении подготовленного текста проекта конкурсными комиссиями, инвесторами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, другими организациями, которые принимают по проекту управленческие решения, также проводится экспертиза. Экспертно оценивается проект в рамках текущего контроля за его реализацией. Наконец, завершение проекта, установление того, удалось ли его воплотить в соответствии с замыслом, также предполагает экспертизу.
При работе с социальными проектами могут применяться различные виды экспертизы постольку, поскольку в проекте предусматривается строительство, или требующая лицензирования деятельность, или вмешательство в окружающую природную среду. Так работают со всеми проектами. Но особенность социальных проектов состоит в том, что здесь ведущую роль играет социальная экспертиза — специальный вид экспертной работы.
Чаще всего социальная экспертиза ведется по следующим направлениям, которые и отражают предмет экспертизы.
1. Эксперты оценивают социальные последствия для населения принятых и подготовленных к принятию социальных проектов.
2. При помощи экспертизы может быть установлено соответствие реализованного проекта его первоначальному замыслу, а также принятому по проекту управленческому решению;
3. Экспертиза может выявить адекватность восприятия в общественном сознании принятого или подготовленного проекта.
Рецензия — простое и наименее затратное экспертирование документа, но оно не содержит всех преимуществ экспертной работы и может ввести принимающий решения орган в серьезное заблуждение относительно истинного положения дел или перспектив доработки документа. В рамках данной модели может быть предусмотрен компенсирующий эти недостатки вариант. Его схема такова:
– рецензия заказывается нескольким не связанным между собой экспертам, причем заказ содержит перечень требований, включая формулировку вопросов, на которые эксперты должны ответить обязательно и однозначно;
– рецензии принимаются без каких либо ограничений по качеству, кроме пунктов, оговоренных в техническом задании;
–тексты рецензий обрабатываются социологическими методами, принятыми при обработке документальных источников, специально привлеченными специалистами, перед которыми не ставятся собственно экспертные задачи;
– итоги вторичной обработки экспертных оценок составляют акт экспертизы, рассматриваемый органом, заказавшим экспертное исследование.
В рамках данной модели может рассматриваться и консультирование: фактически это рецензирование без представления текста экспертного заключения.
Применение мониторинга малоэффективно, если характер решаемых задач отличается разнообразием и несводимостыо к ограниченной лишь некоторыми параметрами сообщества, в отношении которого проводится мониторинг. Другая особенность мониторинга — выявление им своей эффективности лишь тогда, когда накапливается достаточный материал для сравнения изучаемых явлений или процессов.
В некоторых случаях возникает необходимость вести экспертизу социальных проектов и программ, которые представлены теми или иными организациями в порядке объявленного конкурса. Тогда возникает специфическая экспертная задача по сопоставлению довольно разных текстов и предпочтению тех или иных из них. Выработка оснований для предпочтения ведется в зависимости от целевого назначения конкурса.
Эксперт устанавливает:
· социальную значимость проекта (программы): актуальность заявленной деятельности; ясность цели; оригинальность (новизну) замысла; правомерность, допустимость деятельности; социальные последствия;
· возможность развития проекта, его перспективность; возможность воспроизведения в иных условиях;
· масштаб планируемой деятельности: расчетную длительность и ритм мероприятия; круг лиц, которому адресован проект; соотношение детей (молодежи) и взрослых; число занятых в активных формах деятельности; необходимость в специальной подготовке кадров; долю средств на обеспечение сути проекта в общих планируемых расходах по проекту;
· реалистичность проекта (программы): способность молодежного, детского объединения реализовать конкурсный проект, подтвержденную предыдущей деятельностью; наличие подготовленных кадров или возможность по привлечению их со стороны; обоснованность места проведения мероприятий; обоснованность ожиданий от участников проекта;
· рациональность сметы расходов.
Эксперты готовят заключения раздельно по каждому из конкурсных проектов (объем заключения от абзаца до 1,5 станицы; большие тексты заключений не вызывают одобрения, поскольку с ними труднее работать).
Когда по каждому проекту имеется несколько (не меньше двух, но обычно 4—5) заключений экспертов, собирается экспертный совет (5—7 авторитетных в данной области специалистов), рассматривающий все представленные проекты на основе полученных заключений. Участники заседания, разумеется, сами вели экспертизу проектов, и по каждому проекту минимум двое выступали авторами заключений.
Социальная экспертиза – это исследование, которое направлено на изучение и анализ определенного социального объекта с целью установить его текущее состояние и вероятные изменения при последующем прогнозируемом воздействии. Данный вид экспертиз преимущественно необходим при принятии управленческих решений. Позволяет проводить социальное проектирование в том случае, если затруднительно формализовать исследовательскую задачу.
Специфика социальной экспертизы
Общество в целом и коллективы людей на предприятиях, в отдельных населенных пунктах в частности, существуют одновременно в двух мирах или плоскостях. Один из них – это мир материальных вещей, другой – мир норм и ценностей.
Главная особенность, с которой приходится сталкиваться эксперту в рассматриваемом виде исследований, – существование человека в символизированном пространстве. Та реальность, которую он воспринимает и представляет, формируется посредством влияния ценностно-нормативных систем. Последние могут быть как общепринятыми, так и специализированными, которые формируются и существуют в узких и каких-то определенных группах.
Результат – у эксперта ограниченные возможности по использованию в исследовании каких-то нормативов и эталонов. Несмотря на это, именно социальная экспертиза может предоставить необходимые результаты, на основе которых принимаются объективные, взвешенные управленческие решения.
Организация социальной экспертизы требуется в следующих случаях, когда принимающему решение органу требуется прояснить вопрос относительно следующего:
- Масштабы последствий от принимаемого решения на определенную социальную группу людей (трудовой коллектив предприятия, жители конкретного населенного пункта, региона, страны или определенный срез общества, например, бюджетники, медики, госслужащие, предприниматели, пенсионеры и т.п.);
- Различия этих последствий для разных групп населения;
- Какое требуется ресурсное обеспечение для принимаемого решения.
При этом у принимающего решение субъекта, независимо от направления социальной экспертизы, существует желание:
- Получить прогноз последствий от принимаемого решения;
- Выработать аргументацию в защиту этого решения для его продвижения и утверждения;
- Подкрепить ее авторитетным и объективным мнение специалистов-экспертов.
Как правило, к социальной экспертизе прибегают в том случае, если есть несколько управленческих решений, которые противоречат друг другу. Поэтому требуется эксперт в качестве арбитра, с помощью которого выбирается оптимальный вариант.
Задачи социальной экспертизы
Основная цель рассматриваемого исследования – привести в соответствие принимаемые управленческим органом решения к ожиданиям и интересам общества, нормам социальной политики. Этого удается достичь, решая следующие задачи:
- Получить аргументированное и объективное заключение эксперта, что принимаемые решения отвечают интересам общества, коллектива, не нарушают его социальную защиту;
- Выявить в этих решениях конкретные положения, которые приводят к негативным последствиям для населения или коллектива, оценить масштаб этих последствий;
- Сделать окончательный вывод о целесообразности принятия и внедрения таких решений;
- Получить конкретные предложения, направленные на решения определенных или выявленных социальных проблем.
Порядок проведения социальной экспертизы
Перед тем, как обратиться к эксперту заказчику необходимо:
- Выявить конкретную социальную проблему, для решения которой необходимо мнение эксперта;
- Определить конкретные цели и критерии социальной экспертизы;
- Установить форму, в которой должно представляться заключение эксперта.
Таким образом, заказчик формирует задание для эксперта. Главная особенность такой подготовительной работы – обеспечение результата (заключения), которое будет понятно даже неспециалистам.
Процедура заказа социальной экспертизы следующая:
- Определяется сама проблема;
- Устанавливаются варианта ее исследования, а также необходимость проведения самой экспертизы;
- Определяются цели и форма экспертизы.
После этого принимается решение о необходимости проведения экспертизы. Если оно принято, в таком случае:
- Выбирается модель проведения исследования специалистов, исходя из поставленных целей и задач;
- Подбирается необходимый специалист;
- Решение о проведении экспертизы оформляется письменным актом.
Особенность назначения экспертизы в том, что заказчика представляет организатор. Именно он предлагает модель проведения исследования, занимается подбором специалистов и другими организационными мероприятиями. И именно он несет ответственность перед заказчиком, а не эксперт.
- Полученные результаты должны сопоставляться с другими явлениями, фактами;
- Они должны поддаваться измерению, определены конкретные единицы меры;
- На них можно влиять, принимая определенные управленческие решения.
Полученное заключение эксперты предоставляют организатору. Последний согласует его с заказчиком. Заключение предоставляется в два этапа – неформатированном варианте и в виде проекта, преобразованного под указанный интерфейс.
Читайте также: