Экспертиза социальных проектов кратко

Обновлено: 02.07.2024

В совокупности различные виды оценивания решений или проектов решений в социальной сфере представляют собой социальную экспертизу.

Социальная экспертиза - исследование, проводимое специалистами (экспертами), включающее диагностику состояния социального объекта, установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его последующих изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработку рекомендаций для принятия управленческих решений и социального проектирования в условиях, когда исследовательская задача трудно формализуема.

Это определение соответствует четырем функциям социальной экспертизы:

· диагностическая функция - освидетельствование состояния социального объекта в момент исследования;

· информационно-контрольная функция - исследование информации о социальном объекте и его окружении с целью установить ее достоверность и внести соответствующие коррективы, если информация содержит искажения;

· прогностическая функция - выявление возможных состояний социального объекта в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе и возможных сценариев достижения объектом этих состояний;

· проектировочная функция - выработка рекомендаций по тематике экспертирования социального объекта для социального проектирования и принятия управленческих решений.

Социальные объекты - это люди, социальные общности, социальные институты и процессы, организации, социальные ценности, идеи, прямо или косвенно предусматривающие социальные изменения.

Основной целью общественной экспертизы является вовлечение общественности в процесс анализа, оценки, прогнозирования последствий деятельности основных институтов государства и общества и ее участие в социальном контроле над результатами этой деятельности.

Социальная экспертиза проводится, прежде всего, в том случае, когда нужно оценить позитивные или негативные последствия принятия нормативных правовых актов и других управленческих решений, а также когда предстоит принимать такие акты и решения по подготовленным проектам.

Под вненаучным знанием понимается совокупность специфических видов познания, лежащих за пределами науки и не ориентированных на познавательные критерии научности.

К вненаучному знанию относятся обыденное, мифологическое, религиозное, художественное знание. Каждый из указанных видов знания представляет собой до некоторой степени самостоятельный способ понимания мира, имеющий свои источники формирования и пополнения (например, для обыденного знания это сфера повседневности, жизненный опыт), свои базовые постулаты (например, для религии это идея разделения мира на естественную и сверхъестественную реальность) и свои специфические логические приемы и способы развертывания знания (например, для художественного познания это субъективно-авторская точка зрения).

Для проведения экспертизы социальных проектов и программ все эти виды знания, а также науки, изучающие общество, имеют большое значение.

Социальная экспертиза – это проводимая специалистами (экспертами) комплексное исследование, включающее диагностику состояния объекта исследования, установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его последующих изменения и влияния на другие соц объекты, а так же выработку рекомендаций для социального проектирования.

Основные функции соц экспертизы:

- диагностическая (оценка состояния объекта исследования и окружающей его действительности в момент исследования)

-информационно-контрольная (изучение информации об объекте и его окружении с целью установления её достоверности и внесения соответствующих корректив)

- пргностическая (прогнозирование изменения объекта исследования и влияние на другие объекты)

- проектировочная функция (выработка рекомендаций для соц проектирования)

Диагностическая функция по отношению к соц проекту предполагает оценку объективной действительности в условиях где вы начинаете реализовывать проект и условия соц среды в которой вы внедряете проект.

Ключевая задача соц. диагностики – выявить внешние существующие в настоящее время объективные препятствия для успешной реализации проекта и (или) условия которые делают проект востребованным.

Для проведения соц диагностики можно использовать:

- встречи с целевой аудиторией

Цель соц. экспертизы: установление соответствия деятельности органов государственной власти, других соц институтов социальным интересам граждан и задачам соц политики, а так же по формированию соц предложений по достижению этих соответствий.

Основные направления соц экспертизы:

- те, что отражают её предмет

1) выявление адекватности восприятия в общественных сознаниях подготовленного проекта

2) оценка опследствий для населения подготовленные к реализации проекта

3) установление соответствия реализованного проекта, его первоначальным замыслам

Практическое предназначение соц экспертизы состоит в способности экспертных оценок и предложений влиять с точки зрения их оптимизации

1) Рецензия (отзыв экспертов на материалы представленные для изучения)

а) консультирование (устное рецензирование без представления текста экспертного заключения)

2) мониторинг (регулярно-повторяющееся исследование одного и того же объекта по одной и той же методике). Позволяет выявить динамику развития объекта.

Мониторинг применяется для экспертной оценки соц проекта. В рамках текущего контроля за его реализацией.

Формы представления итогов соц экспертизы:

1) Экспертное заключение (письменные ответы на вопросы, которые обозначены в задании на эксперт.)

2) Проектная разработка (альтернатива соц. Проекту)

Социальная экспертиза – это проводимая специалистами (экспертами) комплексное исследование, включающее диагностику состояния объекта исследования, установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его последующих изменения и влияния на другие соц объекты, а так же выработку рекомендаций для социального проектирования.

Основные функции соц экспертизы:

- диагностическая (оценка состояния объекта исследования и окружающей его действительности в момент исследования)

-информационно-контрольная (изучение информации об объекте и его окружении с целью установления её достоверности и внесения соответствующих корректив)

- пргностическая (прогнозирование изменения объекта исследования и влияние на другие объекты)

- проектировочная функция (выработка рекомендаций для соц проектирования)

Диагностическая функция по отношению к соц проекту предполагает оценку объективной действительности в условиях где вы начинаете реализовывать проект и условия соц среды в которой вы внедряете проект.

Ключевая задача соц. диагностики – выявить внешние существующие в настоящее время объективные препятствия для успешной реализации проекта и (или) условия которые делают проект востребованным.

Для проведения соц диагностики можно использовать:

- встречи с целевой аудиторией

Цель соц. экспертизы: установление соответствия деятельности органов государственной власти, других соц институтов социальным интересам граждан и задачам соц политики, а так же по формированию соц предложений по достижению этих соответствий.




Основные направления соц экспертизы:

- те, что отражают её предмет

1) выявление адекватности восприятия в общественных сознаниях подготовленного проекта

2) оценка опследствий для населения подготовленные к реализации проекта

3) установление соответствия реализованного проекта, его первоначальным замыслам

Практическое предназначение соц экспертизы состоит в способности экспертных оценок и предложений влиять с точки зрения их оптимизации

1) Рецензия (отзыв экспертов на материалы представленные для изучения)

а) консультирование (устное рецензирование без представления текста экспертного заключения)

2) мониторинг (регулярно-повторяющееся исследование одного и того же объекта по одной и той же методике). Позволяет выявить динамику развития объекта.

Мониторинг применяется для экспертной оценки соц проекта. В рамках текущего контроля за его реализацией.

Формы представления итогов соц экспертизы:

1) Экспертное заключение (письменные ответы на вопросы, которые обозначены в задании на эксперт.)

Социальный проект подвергается экспертизам на всем протяжении его разработки и осуществления.

На стадии проработки концепции экспертно устанавливаются многие показатели, по которым предстоит измерять эффективность осуществления проекта. Оценка жизнеспособности проекта в значительной мере основывается на экспертных заключениях как в отношении проекта, так и в отношении социальной среды, в которую он внедряется. Диагностические и прогнозные исследования в социальной области без применения экспертных методов невозможны. При рассмотрении подготовленного текста проекта конкурсными комиссиями, инвесторами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, другими организациями, которые принимают по проекту управленческие решения, также проводится экспертиза. Экспертно оценивается проект в рамках текущего контроля за его реализацией. Наконец, завершение проекта, установление того, удалось ли его воплотить в соответствии с замыслом, также предполагает экспертизу.

При работе с социальными проектами могут применяться различные виды экспертизы постольку, поскольку в проекте предусматривается строительство, или требующая лицензирования деятельность, или вмешательство в окружающую природную среду. Так работают со всеми проектами. Но особенность социальных проектов состоит в том, что здесь ведущую роль играет социальная экспертиза — специальный вид экспертной работы.

Чаще всего социальная экспертиза ведется по следующим направлениям:

1. Эксперты оценивают социальные последствия для населения принятых и подготовленных к принятию социальных проектов.

2. При помощи экспертизы может быть установлено соответствие реализованного проекта его первоначальному замыслу, а также принятому по проекту управленческому решению;

3. Экспертиза может выявить адекватность восприятия в общественном сознании принятого или подготовленного проекта.

В некоторых случаях возникает необходимость вести экспертизу социальных проектов и программ, которые представлены теми или иными организациями в порядке объявленного конкурса . Тогда возникает специфическая экспертная задача по сопоставлению довольно разных текстов и предпочтению тех или иных из них. Выработка оснований для предпочтения ведется в зависимости от целевого назначения конкурса.

• социальную значимость проекта (программы): актуальность заявленной деятельности; ясность цели; оригинальность (новизну) замысла; правомерность, допустимость деятельности; социальные последствия;

• возможность развития проекта, его перспективность; возможность вос-произведения в иных условиях;

• масштаб планируемой деятельности: расчетную длительность и ритм мероприятия; круг лиц, которому адресован проект; соотношение детей (молодежи) и взрослых; число занятых в активных формах деятельности; необходимость в специальной подготовке кадров; долю средств на обеспечение сути проекта в общих планируемых расходах по проекту;

• реалистичность проекта (программы): способность молодежного, детского объединения реализовать конкурсный проект, подтвержденную предыдущей деятельностью; наличие подготовленных кадров или возможность по привлечению их со стороны; обоснованность места проведения мероприятий; обоснованность ожиданий от участников проекта;

• рациональность сметы расходов.

Порядок работы экспертных советов обычно таков:

1. Эксперты готовят заключения раздельно по каждому из конкурсных проектов (объем заключения от абзаца до 1,5 станицы; большие тексты заключений не вызывают одобрения, поскольку с ними труднее работать).

2. Когда по каждому проекту имеется несколько (не меньше двух, но обычно 4—5) заключений экспертов, собирается экспертный совет (5—7 авторитетных в данной области специалистов), рассматривающий все представленные проекты на основе полученных заключений. Участники заседания, разумеется, сами вели экспертизу проектов, и по каждому проекту минимум двое выступали авторами заключений.

3. Проекты разделяются на три группы: а) проекты, получившие все положительные оценки; б) проекты, получившие все отрицательные оценки, в) проекты, оцененные одними экспертами положительно, а другими отрицательно.


На стадии проработки концепции экспертно устанавливаются многие показатели, по которым предстоит измерять эффективность осуществле­ния проекта. Оценка жизнеспособности проекта в значительной мере основывается на экспертных заключениях как в отношении проекта, так и в отношении социальной среды, в которую он внедряется. Диагности­ческие и прогнозные исследования в социальной области без применения экспертных методов невозможны. При рассмотрении подготовленного текста проекта конкурсными комиссиями, инвесторами, органами госу­дарственной власти и органами местного самоуправления, другими орга­низациями, которые принимают по проекту управленческие решения, также проводится экспертиза. Экспертно оценивается проект в рамках текущего контроля за его реализацией. Наконец, завершение проекта, установ­ление того, удалось ли его воплотить в соответствии с замыслом, также предполагает экспертизу.

При работе с социальными проектами могут применяться различные виды экспертизы постольку, поскольку в проекте предусматривается строи­тельство, или требующая лицензирования деятельность, или вмешатель­ство в окружающую природную среду. Так работают со всеми проекта­ми. Но особенность социальных проектов состоит в том, что здесь веду­щую роль играет социальная экспертиза — специальный вид экспертной работы.

Чаще всего социальная экспертиза ведется по следующим направлениям, которые и отражают предмет экспертизы.

1. Эксперты оценивают социальные последствия для населения принятых и подготовленных к принятию социальных проектов.

2. При помощи экспертизы может быть установлено соответствие реализованного проекта его первоначальному замыслу, а также принятому по проекту управленческому решению;

3. Экспертиза может выявить адекватность восприятия в общественном сознании принятого или подготовленного проекта.

Рецензия — простое и наименее затратное экспертирование докумен­та, но оно не содержит всех преимуществ экспертной работы и может ввести принимающий решения орган в серьезное заблуждение относи­тельно истинного положения дел или перспектив доработки документа. В рамках данной модели может быть предусмотрен компенсирующий эти недостатки вариант. Его схема такова:

– рецензия заказывается нескольким не связанным между собой экспертам, причем заказ содержит перечень требований, включая формулировку вопросов, на которые эксперты должны ответить обязательно и однозначно;

– рецензии принимаются без каких либо ограничений по качеству, кроме пунктов, оговоренных в техническом задании;

–тексты рецензий обрабатываются социологическими методами, при­нятыми при обработке документальных источников, специально привле­ченными специалистами, перед которыми не ставятся собственно эксперт­ные задачи;

– итоги вторичной обработки экспертных оценок составляют акт экс­пертизы, рассматриваемый органом, заказавшим экспертное исследо­вание.

В рамках данной модели может рассматриваться и консультирование: фактически это рецензирование без представления текста экспертного заключения.

Применение мониторинга малоэффективно, если характер решаемых задач отличается разнообразием и несводимостыо к ограниченной лишь некоторыми параметрами сообщества, в отношении которого проводится мониторинг. Другая особенность мониторинга — выявление им своей эффективности лишь тогда, когда накапливается достаточный материал для сравнения изучаемых явлений или процессов.

В некоторых случаях возникает необходимость вести экспертизу со­циальных проектов и программ, которые представлены теми или ины­ми организациями в порядке объявленного конкурса. Тогда возника­ет специфическая экспертная задача по сопоставлению довольно раз­ных текстов и предпочтению тех или иных из них. Выработка оснований для предпочтения ведется в зависимости от целевого назначения кон­курса.

Эксперт устанав­ливает:

· социальную значимость проекта (программы): актуальность за­явленной деятельности; ясность цели; оригинальность (новизну) замыс­ла; правомерность, допустимость деятельности; социальные последствия;

· возможность развития проекта, его перспективность; возможность вос­произведения в иных условиях;

· масштаб планируемой деятельности: расчетную длительность и ритм мероприятия; круг лиц, которому адресован проект; соотношение детей (молодежи) и взрослых; число занятых в активных формах деятельности; необходимость в специальной подготовке кадров; долю средств на обеспечение сути проекта в общих планируемых расходах по проекту;

· реалистичность проекта (программы): способность молодежно­го, детского объединения реализовать конкурсный проект, подтвержден­ную предыдущей деятельностью; наличие подготовленных кадров или возможность по привлечению их со стороны; обоснованность места про­ведения мероприятий; обоснованность ожиданий от участников проекта;

· рациональность сметы расходов.

Эксперты готовят заключения раздельно по каждому из конкурс­ных проектов (объем заключения от абзаца до 1,5 станицы; большие тексты заключений не вызывают одобрения, поскольку с ними труднее работать).

Когда по каждому проекту имеется несколько (не меньше двух, но обычно 4—5) заключений экспертов, собирается экспертный совет (5—7 авторитетных в данной области специалистов), рассматривающий все представленные проекты на основе полученных заключений. Участники заседания, разумеется, сами вели экспертизу проектов, и по каждому проекту минимум двое выступали авторами заключений.

Социальная экспертиза – это исследование, которое направлено на изучение и анализ определенного социального объекта с целью установить его текущее состояние и вероятные изменения при последующем прогнозируемом воздействии. Данный вид экспертиз преимущественно необходим при принятии управленческих решений. Позволяет проводить социальное проектирование в том случае, если затруднительно формализовать исследовательскую задачу.

Специфика социальной экспертизы

Специфика социальной экспертизы

Общество в целом и коллективы людей на предприятиях, в отдельных населенных пунктах в частности, существуют одновременно в двух мирах или плоскостях. Один из них – это мир материальных вещей, другой – мир норм и ценностей.

Главная особенность, с которой приходится сталкиваться эксперту в рассматриваемом виде исследований, – существование человека в символизированном пространстве. Та реальность, которую он воспринимает и представляет, формируется посредством влияния ценностно-нормативных систем. Последние могут быть как общепринятыми, так и специализированными, которые формируются и существуют в узких и каких-то определенных группах.

Результат – у эксперта ограниченные возможности по использованию в исследовании каких-то нормативов и эталонов. Несмотря на это, именно социальная экспертиза может предоставить необходимые результаты, на основе которых принимаются объективные, взвешенные управленческие решения.

Организация социальной экспертизы требуется в следующих случаях, когда принимающему решение органу требуется прояснить вопрос относительно следующего:

  1. Масштабы последствий от принимаемого решения на определенную социальную группу людей (трудовой коллектив предприятия, жители конкретного населенного пункта, региона, страны или определенный срез общества, например, бюджетники, медики, госслужащие, предприниматели, пенсионеры и т.п.);
  2. Различия этих последствий для разных групп населения;
  3. Какое требуется ресурсное обеспечение для принимаемого решения.

При этом у принимающего решение субъекта, независимо от направления социальной экспертизы, существует желание:

  1. Получить прогноз последствий от принимаемого решения;
  2. Выработать аргументацию в защиту этого решения для его продвижения и утверждения;
  3. Подкрепить ее авторитетным и объективным мнение специалистов-экспертов.

Как правило, к социальной экспертизе прибегают в том случае, если есть несколько управленческих решений, которые противоречат друг другу. Поэтому требуется эксперт в качестве арбитра, с помощью которого выбирается оптимальный вариант.

Задачи социальной экспертизы

Задачи социальной экспертизы

Основная цель рассматриваемого исследования – привести в соответствие принимаемые управленческим органом решения к ожиданиям и интересам общества, нормам социальной политики. Этого удается достичь, решая следующие задачи:

  1. Получить аргументированное и объективное заключение эксперта, что принимаемые решения отвечают интересам общества, коллектива, не нарушают его социальную защиту;
  2. Выявить в этих решениях конкретные положения, которые приводят к негативным последствиям для населения или коллектива, оценить масштаб этих последствий;
  3. Сделать окончательный вывод о целесообразности принятия и внедрения таких решений;
  4. Получить конкретные предложения, направленные на решения определенных или выявленных социальных проблем.

Порядок проведения социальной экспертизы

Перед тем, как обратиться к эксперту заказчику необходимо:

  1. Выявить конкретную социальную проблему, для решения которой необходимо мнение эксперта;
  2. Определить конкретные цели и критерии социальной экспертизы;
  3. Установить форму, в которой должно представляться заключение эксперта.

Таким образом, заказчик формирует задание для эксперта. Главная особенность такой подготовительной работы – обеспечение результата (заключения), которое будет понятно даже неспециалистам.

Процедура заказа социальной экспертизы следующая:

  1. Определяется сама проблема;
  2. Устанавливаются варианта ее исследования, а также необходимость проведения самой экспертизы;
  3. Определяются цели и форма экспертизы.

После этого принимается решение о необходимости проведения экспертизы. Если оно принято, в таком случае:

  1. Выбирается модель проведения исследования специалистов, исходя из поставленных целей и задач;
  2. Подбирается необходимый специалист;
  3. Решение о проведении экспертизы оформляется письменным актом.

Особенность назначения экспертизы в том, что заказчика представляет организатор. Именно он предлагает модель проведения исследования, занимается подбором специалистов и другими организационными мероприятиями. И именно он несет ответственность перед заказчиком, а не эксперт.

  1. Полученные результаты должны сопоставляться с другими явлениями, фактами;
  2. Они должны поддаваться измерению, определены конкретные единицы меры;
  3. На них можно влиять, принимая определенные управленческие решения.

Полученное заключение эксперты предоставляют организатору. Последний согласует его с заказчиком. Заключение предоставляется в два этапа – неформатированном варианте и в виде проекта, преобразованного под указанный интерфейс.

Читайте также: