Какими вы видите улицы петербурга по которым бродил раскольников кратко

Обновлено: 05.07.2024

При этом, несмотря на почти фотогра­фическую точностью, Достоевский произвёл переворот в восприятии и художественном изображении Петербурга. Он подробно описывает нелициприятные явления того времени (такие как рост социального неравенства, пьянство, преступность, проституция), но вспоминает о пышных дворцах и садах только для того, чтобы сильнее подчеркнуть бедность, страдания и ропот нищего Петербурга.

Цитаты из романа описывающие Петербург

Обстановка

Улицы в Петербурге Достоевского усеяны питейными заведениями, из-за чего здесь можно увидеть много пьяных и нищих. Особенно в районе Сенной, где проживает Раскольников:

По вечерам в Петербурге бывает небезопасно, о чем Разумихин говорит своим сестре и матери:

При этом, в Петербурге проживает много иностранцев. В том числе Амалия Ивановна Липпевехзель, хозяйка квартиры в которой проживают Мармеладовы:

Климат

Правда на всех площадях были устроенны фонтаны освежающие воздух:

Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Чего стоят одни климатические влияния!

Возникает, как и у героя, чувство глубочайшего омерзения.

После посещения процентщицы чувство омерзения в Раскольникове усиливается, он отказывается от преступления и идёт в распивочную, где знакомится с Мармеладовым и помогает пьяному бывшему чиновнику дойти до дома. На следующий день после получения письма матери герой снова выходит на улицу и становится свидетелем отвратительной сцены. Он видит обманутую девочку в невменяемом состоянии, которую преследует какой-то господин. Раскольников даёт квартальному полицейскому последние деньги, чтобы тот доставил девочку домой.

Мы видим, что автор, изображая петербургские улицы, создаёт ощущение неустроенности, неустойчивости жизни, её непрочности. Мир кажется разрушенным.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

В этой статье представлен образ Петербурга в романе "Преступление и наказание", характеристика, описание города в цитатах.

Смотрите:
- Все материалы по роману "Преступление и наказание"
- Все статьи о Раскольникове

Образ Петербурга в романе "Преступление и наказание", характеристика, описание в цитатах

В 1860-е годы обстановка в Петербурге была не вполне благополучной: уровень преступности возрастал, увеличивалось количество бедного населения (как например, семья Мармеладовых), появлялось все больше женщин "непристойного поведения" (как Соня Мармеладова) и алкоголиков (Мармеладов).

На фоне нищеты активно развивалась деятельность ростовщиков (процентщиков), которые давали деньги под залог имущества (как например, старуха-процентщица).

Среди молодежи и "прогрессивного населения" набирали популярность такие явления, как нигилизм ("модное безверие" Раскольникова), социализм, коммунизм и идеи равенства полов (взгляды Лебезятникова), индивидуализм (Лужин) и т.д. Все эти новые явления нашли отражение в романе "Преступление и наказание".

Санкт-Петербург времен Достоевского — это центр всех "новостей, реформ и идей" страны, по словам господина Лужина:

". я убежден, что в Петербурге много народу, ходя, говорят сами с собой. Это город полусумасшедших. Если б у нас были науки, то медики, юристы и философы могли бы сделать над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый по своей специальности. Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Чего стоят одни климатические влияния! Между тем это административный центр всей России, и характер его должен отражаться на всем. " (Свидригайлов о Петербурге, часть 6 глава III)

Петербург середины XIX века — это крупный, густонаселенный город, из-за чего здесь нередко случается "толкотня":

"Был уже поздний вечер. Сумерки сгущались, полная луна светлела всё ярче и ярче; но как-то особенно душно было в воздухе. Люди толпой шли по улицам; ремесленники и занятые люди расходились по домам, другие гуляли; пахло известью, пылью, стоячею водой." (часть 3 глава VI)

Петербург времен Достоевского плотно застроен многоэтажными домами. Эти здания кажутся "громадными, теснящими и давящими", по словам Достоевского:

". его усталым глазам, привыкшим к городской пыли, к известке и к громадным, теснящим и давящим домам. " (часть 1 глава V)

По вечерам в Петербурге бывает небезопасно, поэтому женщинам не стоит одним ходить по улицам. Об этом в романе упоминает Разумихин:

". я вас обеих отведу к вам, потому что вам одним нельзя по улицам; у нас в Петербурге на этот счет…" (Разумихин сестре и матери Раскольникова, часть 3 глава I)

В Петербурге проживает множество иностранцев, которые держат свои лавки и т.д. Среди иностранцев есть и состоятельные люди, как например Амалия Ивановна Липпевехзель, хозяйка квартиры Мармеладовых:

". все эти петербургские иностранцы, то есть, главное, немцы, которые к нам откудова-то приезжают, все глупее нас. " (Катерина Ивановна Мармеладова о Петербурге, часть 5 глава II)

В Петербурге Достоевского живет много бедного населения. Так например, студент Раскольников снимает комнату в районе Сенной площади, где живут рабочие и ремесленники. Здесь же живут и другие главные герои. В этом районе много "грязи, вони и гадости", по словам самого Раскольникова:

"Он был до того худо одет. Впрочем, квартал был таков, что костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить. Близость Сенной, обилие известных заведений и, по преимуществу, цеховое и ремесленное население, скученное в этих серединных петербургских улицах и переулках, пестрили иногда общую панораму такими субъектами, что странно было бы и удивляться при встрече с иною фигурой. " (часть 1 глава I)

". почему именно, во всех больших городах, человек не то что по одной необходимости, но как-то особенно наклонен жить и селиться именно в таких частях города, где нет ни садов, ни фонтанов, где грязь и вонь, и всякая гадость." (Раскольников размышляет о районе Сенной в Петербурге, часть 1 глава VI)

Район Сенной площади был хорошо знаком самому Достоевскому, который жил в этой зоне в 1840-х и 1860-х гг. Благодаря этому он описывает этот район с "физиологической", невероятной точностью.

В районе Сенной, где проживает Раскольников, расположено много распивочных, из-за чего здесь в любое время дня можно увидеть много пьяных:

"Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины. " (часть 1 глава II)

"На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известка, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные, чухонцы-разносчики и полуразвалившиеся извозчики." (часть 2 глава I)

"Он находился на — ском проспекте, шагах в тридцати или в сорока от Сенной, которую прошел. Весь второй этаж дома налево был занят трактиром. Все окна были отворены настежь; трактир, судя по двигавшимся фигурам в окнах, был набит битком. В зале разливались песенники, звенели кларнет, скрипка и гремел турецкий барабан. Слышны были женские взвизги." (часть 6 глава III)

". а где тут воздухом-то дышать? Здесь и на улицах, как в комнатах без форточек. Господи, что за город. " (Пульхерия Александровна, часть 3 глава IV)

"Было часов восемь, солнце заходило. Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха. " (автор, часть 2 глава VI)

Состоятельные горожане летом живут за городом на дачах, а бедное население вынуждено дышать "вонючим" воздухом летнего Петербурга:

"На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу. " (часть 1 глава I)

Небогатые жители Петербурга часто снимают жилье в многоквартирных домах, которые полностью сдаются в аренду. Такие дома называются "доходными домами". Так, семья Мармеладовых и господин Лебезятников снимают жилье в доходном доме, хозяйкой которого является немка Амалия Ивановна Липпевехзель.

В доходных домах жилье сдается без кухни, поэтому квартирантам негде готовить себе еду. Обычно хозяева сами обеспечивают жильцов обедами. Например, Раскольников сначала получает обеды от хозяйки, но позже, из-за долгов за квартиру, лишается этого питания. Также жильцы могут питаться в трактирах, харчевнях:

". как и часто устраивается в таких домах, где много фабричных, артельных, извозчиков и проч. " (часть 2 глава II)

"Хозяйка моя добрая женщина, но она до того озлилась, что я уроки потерял и не плачу четвертый месяц, что не присылает мне даже обедать. " (Раскольников о хозяйке квартиры, часть 1 глава I)

"Он вспомнил об этом, проходя мимо одного съестного заведения, вроде харчевни, и почувствовал, что ему хочется есть. Войдя в харчевню, он выпил рюмку водки и съел с какою-то начинкой пирог." (часть 1 глава V)

Основным общественным транспортом в Петербурге в XIX веке являются извозчики. Богатое население ездит на своих собственных щегольских колясках, а бедные люди нанимают извозчиков (как современное такси), чтобы добраться в то или иное место:

"Посреди улицы стояла коляска, щегольская и барская, запряженная парой горячих серых лошадей. " (часть 2 глава VII)

"Встречались ему тоже пышные коляски, наездники и наездницы; он провожал их с любопытством глазами. " (часть 1 глава V)

В романе "Преступление и наказание" автор обозначает большинство улиц сокращенно, например, "С-й переулок", что означает Столярный переулок, "В-й проспект", что означает Вознесенский проспект и т.д. Эти сокращения легко расшифровать, если изучить карту Петербурга того времени. В Санкт-Петебурге до наших дней сохранились те самые здания, упомянутые в романе "Преступление и наказание". Например, до сих пор существуют:

    (Гражданская улица, 19, на углу Столярного переулка) (Набережная канала Грибоедова, 73, на углу Казначейской улицы) (Набережная канала Грибоедова, 104/25)

Это был цитатный образ Петербурга Достоевского в романе "Преступление и наказание", характеристика, описание города в цитатах.

Великолепием дворцов Петербурга восхищались известные поэты и прозаики, его старались запечатлеть на своих полотнах художники, им любуются туристы, и гордятся жители. Совершенно в другом качестве предстаёт перед нами Северная столица на страницах замечательной книги Фёдора Михайловича Достоевского. Автор, умело пользуясь деталями городского пейзажа, помогает понять читателю внутреннее состояние своих героев, людей, принадлежащих к низшему слою общества.

Раскольников и Петербург

Бедный студент Раскольников поселился в районе Сенной площади. Здесь нет красивых фонтанов, уютных садов. Заведения для пьянки и отдыха нищих, больных и мрачных. Прогулки по этой части города не вызывают восторга, более того они опасны для женщин: Разумихин предупреждает сестру и мать Григория, что без провожатого им нельзя идти по Сенной. Из распивочных выходит грязный спертый воздух. В домах вонь и смрад. Практически все важные события проходят на улицах:

  • Покаяние Григория;
  • Смерть Мармеладова;
  • Самоубийство Свидригайлова.

На улицах постоянно появляются дети. Читатель ощущает, что они лишние в этих сценах, но понимает, дети – часть трущоб Петербурга. Их будущее – нищенские углы темных комнат. Автор объясняет, как в уме Раскольникова могли появиться страшные мысли об убийстве. Жуткая обстановка, бездушный город не настраивали на светлые мысли. Они делали из добрых юношей преступников, из светлых девушек – падших продажных женщин.

Городские пейзажи Петербурга Достоевского

Страшная бесчеловечная теория Родиона Раскольникова зарождается в распивочной на Сенной. Там же происходит его встреча с несчастным Мармеладовым, над бедой которого потешаются завсегдатаи. За грязным столиком состоялась странная беседа Раскольникова со Свидригайловым. Вонь, грязь, пьяные, равнодушные к чужой боли лица окружают главного героя. Город будто подталкивает Раскольникова к преступлению, усугубляет его болезненное состояние после убийства.

Здесь нет места талантливым архитектурным сооружениям, отсутствуют зелёные парки и сады, не встречаются на пути прохожего прохладные фонтаны.

СПАДИЛО.РУ

Образ Петербурга как состояние души

Жилища персонажей

Желтый цвет

Социальное неравенство

Интерьеры квартир героев романа

Чаще всего в описаниях интерьера и пейзажа Фёдор Михайлович Достоевский использует жёлтый и серый цвет. Они символизируют тоску и безысходность. В жизни людей, живущих в этом Петербурге, нет места любви, счастью и красоте. Каждый, кто вынужден обитать в квартале для бедноты, выйдя утром из своей жалкой квартиры, видит унылые лица, серые облупленные стены домов, разбитую мостовую и огромное количество вывесок, зазывающих в питейные заведения. Ноги сами несут человека в распивочную, где за копейки можно напиться, излить душу и забыться над стаканом.

Контраст описания

Город особенный для восприятия при посещении поражает и читателя. Перед слушателями встают картины нищеты, преступности, пьянства, ростовщичества, распутства. Петербург переживал все новые тенденции, которыми наполнялась страна. В городе нашли место идеи разных молодежных направлений. Столица Российской империи 1860 года была центром пороков и прогрессивных явлений. Огромное количество учебных заведений привело к появлению новых классов – семинаристы, канцеляристы. Огромное количество населения меняет психологию жителя города. Свидригайлов видит в людях больных – полусумасшедших. Они разговаривают сами с собой, не находя людей, с кем можно поделиться мыслями, уходят в себя и начинают развивать абсурдные идеи, далекие от реалий жизни. Петербург – город резких изменений в климате. Они также отражаются на людях. Толкучка, духота ощущаются при чтении романа. Контраст создается даже с обстановкой, в которой находится человек, изучающий гениальный текст. Хочется открыть окно и вздохнуть полной грудью свежего воздуха. Давят дома, кажутся уже улицы, в души проникает страх, в глаза — пыль. Больше страниц описывают жизнь бедных, богатые проходят каким-то непонятным фоном, своей особой жизнью. Их город другой, общие только названия.

Сочинение 3

Петербург представляется читателю мрачным, не гостеприимным, чуждым. Грязные улицы переполнены нищими чиновниками и ремесленниками, для которых основным смыслом жизни стал пивной кабак, где каждый второй заглушает своё горе. Дворы автор сравнивает с бездонными колодцами, создающие угнетающую и давящую на людей атмосферу, из которой выбраться бедным жителям уже невозможно.

Этот серый пейзаж придаёт роману особый мрачный оттенок. В городе господствует пьянство, проституция, преступность, ростовщичество. От безысходности жители постоянно кончают жизнь самоубийством, чахнут от болезней присущих низким слоям общества и просто гибнут от душевных страданий.

Для большинства жителей их существование больше напоминает кошмарный сон, который никак не может закончиться. Почти все, кто относится к низшему слою населения Петербурга, живут в коммуналках, а из-за огромных долгов своим хозяевам они нередко остаются без пропитания. Обстановка в их комнатах такая жуткая, как и на улицах. Маленькие комнатки, больше напоминающие гробы, заставлены старой потрепанной мебелью; грязные жёлтые стены выражают уныние, вонь и полная разруха равняют такое жилище с сараем.

Петербург собрал в себе все пороки человечества: злость, лицемерие, жадность, подлость, жестокость. Кругом можно видеть только безмерное людские горе и их изувеченные судьбы.

Бедной Соне Мармеладовой приходится заниматься унизительной для девушки деятельностью, чтобы прокормить свою большую семью , при этом терпеть унижения от людей. Родион Раскольников решается на убийство старухи и ее сестры Лизаветы, а Аркадия Свидригайлова подозревают в убийстве жены и причастности к многочисленным самоубийствам. Каждый из героев имеет на душе какой-то грех.

В показанном Достоевским образе Петербурга, воплотилось авторское противоречие существующему злу и порочности, а также ненормальному устройству современного ему общества.

Другие сочинения: ← Творчество Есенина↑ ДругиеТеория Раскольникова и ее крах →

Вариант 2

Великолепными дворцами восхищались и другие авторы, и поэты, прозаики, которые хотели представить их на страницах своих произведений. Только Федор Михайлович Достоевский передает его образ совершенно по-другому, он пользуется маленькими деталями столицы, чтобы передать переживания героев, показать, как столица сказывается на жизни людей.

Начало произведения показывает, как душная атмосфера вонючего и пыльного города, сказывается на Раскольникова. Он живет в достаточно бедном квартале, несчастный и бедный студент, который не может найти вдохновения для творческого порыва.

Все маленькие улочки наполнены людьми, которые очень похожи на главного героя, их обличье очень бедное, но никто не удивляется подобному виду. Все трагические моменты будут ассоциироваться именно с узкими и грязными улицами, которые все время переплетаются между собой.

Именно город подталкивает Раскольникова на преступление, он буквально толкает его на угрызения совести, говорит ему, что он виноват в совершенном.

Мужчина бродит по пустым улицам, стараясь полностью забыться и отказаться от своих отрицательных мыслей, только вот вся атмосфера еще больше наталкивается его на отрицательные мысли.

Он пытается отыскать в нищем квартале хоть что-то, что могло радовать его глаз, все наводит его на изнурение. Приют Раскольникова тоже является небольшой каморкой, которая просто давит на него изнутри. В его пространство помещается только стол, небольшой старый диван, на котором он спал, и шкаф, где частично хранятся его вещи.

Комната похожа на гроб, где молодой человек старается собраться с мыслями, но постепенно превращает его из здорового мужчины в настоящего маниакального злодея.

Квартира Сони Мармеладовой тоже уродливой формы, она вынуждена жить в небольшой квартирке, которая заставляет ее искать внимания и любви на стороне. Она готова поддерживать и сострадать Раскольникову.

Влияние города на поступки героев


Достоевский с болью в душе показывает, каков он, настоящий уличный Петербург, и как в нем существуют миллионы несчастных людей. Им больше некуда идти, а условия жизни подталкивают к преступлениям, пьянству и безумству. Их трагедия начинается за стенами серых домов, где заканчивается богатое великолепие знаменитого города.

Петербург в произведении заставляет задуматься о теме социального неравенства. Эта проблема остро стояла в обществе Достоевского. Равнодушный город символизирует таких же людей. Им все равно на больных и безработных.

Хотите пройти похожий маршрут с гидом, записывайтесь на экскурсию по ссылке:

Схема маршрута Петербург Достоевского по следам Раскольникова

Маршрут по местам Достоевского на картинке с пометками из 11 значимых мест. Нулевой Сенная площадь. Конечная точка — дом Сонечки Мармеладовой.

Петербург Достоевского маршрут по местам Раскольникова Преступление и наказание

Маршрут по местам романа Преступление и наказание

Ещё два адреса не вошли в маршрут.

  1. Под номером 10 отмечено здание по адресу Вознесенский проспект 22, которое не вошло в маршрут. Здесь была гостиница Блюмера, где Разумихин снял номер для сестры и матери Раскольникова, когда те приехали в Петербург.
  2. В начале Вознесенского, дом 3-5 (доходный дом Гавриловой), был тот самый камень, под который Раскольников спрятал украденные у старухи деньги. Супруга Достоевского Анна Сниткина утверждала, что писатель лично показывал ей этот камень.

Поэтому, при желании, можете посетить ещё и эти два места.

А вот интерактивная карта маршрута Петербург Достоевского, можете перенести её на на свой смартфон.

Сенная площадь

Начало маршрута — Сенная площадь. Эта суетная площадь была источником сюжетов для многих произведений Достоевского.

Сенная площадь Петербург Достоевского

Сенная площадь

Именно здесь в трактире рядом с Сенной площадью Раскольников узнал из разговора студента и офицера о богатой старухе процентщице. А позднее на углу переулка Гривцова (тогда он назывался Конный) подслушал разговор сестры старухи Лизаветы из которого узнал о том, когда процентщица будет дома одна.

Сенная площадь Маршрут по Петербургу Достоевского

Суета на Сенной площади

На Сенной площади он не раз попытается раскаяться публично. Соня Мармеладова уговорила его выйти на площадь и покаяться. Он выйдет, встанет на колени посреди площади, но любопытная толпа испугает его.

Вид на Сенную площадь с канала Грибоедова

Вид на Сенную площадь с канала Грибоедова

Доходный дом купца Ивана Алонкина на Казначейской 7 — дом Достоевского

Наш путь лежит к дому, где жил Достоевский с 1864 по 1867 год. Это дом купца Н.И. Олонкина на улице Казначейская 7.

От Сенной площади переходим на другую сторону канала Грибоедова по Сенному мосту. Этого моста не было в те времена, поэтому наши герои обычно ходили по Кокушкину мосту, но мы к нему ещё вернемся.

Через первую же арку левее от моста выходим дворами на Казначейскую улицу.

Арка за Сенным мостом

Арка за Сенным мостом

Можно пройтись и по Столярному переулку, но дворами будет более аутентично.

На доме висит мемориальная табличка.

Казначейская 7 маршрут по следам Раскольникова

Казначейская 7, дом где жил в 1864-67 гг. Достоевский

Дом Раскольникова на Гражданской 19

На следующем перекрестке по Столярному переулку в угловом доме на Гражданской 19 и поселил Достоевский своего главного героя Родиона Раскольникова.

Дом Раскольникова на Гражданской 19

Дом Раскольникова на Гражданской 19

 Горельеф на доме Раскольникова маршрут преступление и наказание

Горельеф на доме Раскольникова

Район этот был депрессивный и один из самых бедных. Он и сейчас выглядит не парадно, однако по сравнению с 1990-ми здесь довольно уютно и чисто, есть общественные центры, уютные чистые ресторанчики. В двух шагах, например, Бертгольд центр со смотровой площадкой на крыше. Сейчас депрессивным район не назовёшь.

Бертгольд центр в двух шагах от дома Раскольникова

Бертгольд центр в двух шагах от дома Раскольникова

На учёбу Раскольников ходил через Благовещенский мост, что далеко отсюда. Но комнату для съема он выбрал здесь не только из-за дешевизны, но и ещё и просто из-за нехватки денег на приличную одежду. В более богатом районе он бы привлекал внимание своей нищенской одеждой. А здесь он просто сливался с толпой.

Петербург Достоевского: маршрут по местам романа

Гражданская улица, пересечение с Вознесенским проспектом, Раскольников мог пойти к старухе здесь и сократить путь, но пошёл в обход, чтобы запутать следы

Исследователи спорили, а точно ли этот тот самый дом Раскольниква. Ведь у него нет мансарды, и расстояние до дома старухи процентщицы в реальности длиннее. Но писатель хоть и был щепетилен в деталях, однако Петербург в романе не совсем тождественен настоящему. Достоевский иногда менял этажность домов и переносил их адреса.

В доходных домах обычно первые этажи не заселяли, на втором селились побогаче, выше — бедняки, а на мансарде — совсем нищие. Раскольников жил на мансарде. У реального дома нет мансарды, возможно и тогда её не было.

Ещё одна деталь, чтобы ощутить всю депрессивность тогдашнего района. Летом здесь была страшная вонь, так как канализации не было и всё скидывали в выгребные ямы. Если зимой это всё замерзало, то летом в жару был сплошной смрад. Запах доходил даже до императорского двора, неоднократно предпринимались попытки как-то бороться с этим. Но безуспешно. Все кто побогаче на всё лето уезжали из Петербурга за город на дачи. А таким как Раскольников приходилось жить и гулять среди всего этого смрада.

Ну и собственно теперь мы и начинаем тот путь, который проделал Раскольников от своего дома по Столярному переулку до места преступления — дома старухи процентщицы. Он специально выбрал путь в обход по Кокушкину мосту до Садовой, мимо Таврического сада, чтобы запутать следы. Хотя можно было пройти наискосок раза в два быстрее.

Маршрут Раскольникова до Кокушкина моста

Столярный переулок, путь к Кокушкину мосту на канале Грибоедова

Итак, идём от дома Раскольникова по Столярному переулку до Кокушкина моста.

Кокушкин мост — символ безысходности

Вот и мы направляемся от дома Раскольникова по Столярному переулку к Кокушкину мосту.

Кокушкин мост Вид с Кокушкина моста на Столярный переулок (справа), канал Грибоедова слева. по центру доходный дом Ратькова — Рожнова

Кокушкин мост, вид со стороны Сенного моста Кокушкин мост, вид со стороны Вознесенского моста. Слева доходный дом Ратькова — Рожнова, правее дом Зверькова-Никитина, где жил Гоголь

Место это привлекало многих писателей, в том числе Пушкина и Лермонтова. Гоголь жил здесь в угловом доме по адресу Столярный 18 (доходный дом Зверкова-Никитина), поэтому многое связано здесь и с ним.

Кокушкин мост примечателен ещё и тем, что с обоих сторон замкнутая перспектива, канал Грибоедова изгибается и взгляд упирается в дома. Многие считают это символом безысходности.

Замкнутая перспектива на канал Грибоедова с Кокушкина моста, вид на Сенной мост. По центру доходный дом Безобразовой Замкнутая перспектива на канал Грибоедова с Кокушкина моста, вид на Вознесенский мост

Юсуповский сад

От Кокушкина моста выходим на Садовую улицу и поворачиваем направо.

К Садовой от Кокушкина моста маршрут Достоевского

К Садовой от Кокушкина моста

Идём до Юсуповского сада.

Юсуповский сад по местам Достоевского

Юсуповский сад

Этот яркий оазис среди городской застройки расположен в начале проспекта Римского-Корсакова. Как раз в 1863 году его сделали доступным для всеобщего посещения. И это не осталось без внимания Достоевского. Тогда в Петербурге увлекались уплотнительной застройкой и было не продохнуть. Поэтому очень часто в интеллигентной среде обсуждались вопросы благоустройства города. Достоевский также любил порассуждать на эту тему.

Юсуповский сад, одно из любимых мест отдыха Достоевского

Юсуповский сад, одно из любимых мест отдыха Достоевского

Это лишний раз говорит о том, что Раскольников шёл на преступление скорее не из-за денег, а просто хотел поднять свою значимость.

В 1971 году 1,5 месяца рядом с Юсуповским садом, по адресу Римского-Корсакова дом 3, жила семья Достоевского. Они сняли эту квартиру, чтобы у их дочери была возможность гулять в саду в жаркие июльские дни.

Римского-Корсакова дом 3 , (левее желтого дома), здесь недолго жил Достоевский с семьёй

Римского-Корсакова дом 3 , (левее желтого дома), здесь недолго жил Достоевский с семьёй

Доходный дом Кушелёва, Садоввая 49, здесь жил Разумихин из романа Преступление и наказание

Доходный дом Кушелёва, Садоввая 49, здесь жил Разумихин из романа Преступление и наказание

Из Юсуповского сада налево по Садовой до дома со шпилем

Выходя из Юсуповского сада двигаемся налево по Садовой до дома со шпилем

Дом старухи процентщицы — канал Грибоедова 104

Далее мы подходим снова каналу Грибоедова, но с другой стороны. Идём мы к тому самому месту преступления. Дом где жила старуха процентщица, ростовщица Алена Ивановна — канал Грибоедова 104. Дом находится прямо у Харламова моста.

Дом старухи процентщицы канал Грибоедова 104

Дом старухи процентщицы, канал Грибоедова 104

Раскольников зашёл во двор со стороны Средней Подьяческой улицы.

Маршрут Раскольникова Средняя подьяческая к дому старухи процентщицы

Прямо — Проспект Римского-Корсакова, налево за домом 104 улица Средняя Подьяческая, туда и свернул Раскольников

Вы и сейчас можете пройти в открытую арку. Дом после ремонта, двор выглядит очень чисто, стены покрашены свежей краской, везде стеклопакеты. Так-что сейчас ничего общего с той обстановкой.

Двор дома старухи процентщицы Двор дома старухи процентщицы

Со двора выходим через другую арку на канал Грибоедова, как и сделал Раскольников.

Выход со двора старухи процентщицына канал Грибоедова

Выход со двора на канал Грибоедова

Внешне, со стороны канала Грибоедова, всё выглядит исторически достоверно.

Полицейский участок — канал Грибоедова 99, у Львиного моста

Двигаемся по набережной канала Грибоедова до Львиного моста. На другой стороне канала слева угловой дом по адресу канал Грибоедова 104. Здесь располагался полицейский участок, куда по адресу был прикреплён Раскольников.

Львиный мост и полицейский участок по роману Преступление и наказание Достоевского

Полицейский участок на канале Грибоедова 99, у Львиного моста

После этого Раскольников ещё два раза посещал полицейский участок. Оба раза пытался сознаться, но получилось только во второй раз не без помощи Сонечки Мармеладовой.

Вознесенский мост

Вознесенский мост по местам Раскольникова

Вознесенский мост

Достоевский детально описывает пейзажи города, которые можно было наблюдать с этого моста.

Вознесенский мост, где стоял Раскольников после преступления

Вознесенский мост, где стоял Раскольников после преступления, вид на Кокушкин мост

В это время его отвлекает сцена — Афросиньюшка бросилась с моста топиться. Городовой ринулся её спасть. У Раскольникова появились мысли, а не сделать ли тоже самое. Ему стало противно и он отбросил эти мысли. Суть в том, что после убийства он не почувствовал облегчения и не ощутил собственной значимости.

 Вознесенский мост, где стоял Раскольников и увидел как бросилась в воду Афросиньюшка, вид на Подьяческий мост

Вознесенский мост, где стоял Раскольников и увидел как бросилась в воду Афросиньюшка, вид на Подьяческий мост

И деньги ему стали не нужны. Он пошел по Вознесенскому проспекту, чтобы найти место куда их спрятать. По адресу Вознесенский дом 3-5 ( доходный дом Гавриловой ) он находит выемку под камнем и оставляет там деньги. Украденным он так и не воспользовался.

Чуть ближе, по адресу Вознесенский 22 была гостиница Блюмера, где разместились его мать и сестра. Разумихин снял для них там самый дешевый номер. Как отзывался сам Раскольников — здесь грязь и вонь. 20 июля он идёт туда с ними прощаться перед походов с повинной в полицию.

Это день Илии пророка. Идёт очистительный дождь. Свидригайлов из-за отвергнутой любви застрелился, а Раскольников раскаялся.

Дом Сони Мармеладовой на канале Грибоедова 73

Недалеко от Вознесенского моста, на углу канала Грибоедова и Казначейской улице стоит дом номер 73 тупым углом выходящий на канал. Считается, что именно здесь жила Соня Мармеладова.

Дом Сони Мармеладовой на канале Грибоедова 73

Дом Сони Мармеладовой на канале Грибоедова 73

Соня снимала здесь комнату и угловатость этого дома, передавшая такую же искривлённость комнате, символизирует неустроенную судьбу девушки.

Соня посвятила свою жизнь Богу и много сделала, чтобы Раскольников пришёл к раскаянию.

О чём подумать, куда идти дальше

На этом наш маршрут по местам Раскольникова заканчивается, но Петербург Достоевского продолжается. С великим писателем связаны и другие места Петербурга.

Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куда-нибудь да пойти. ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы его пожалели. Понимаете ли, понимаете ли вы… что значит, когда уже некуда больше идти.

Для продолжения знакомства с Петербургом Достоевского, предлагаю вам список интересных экскурсий:

Другие места Достоевского в Санкт-Петербурге

Полезные ссылки и информация

2021 год объявлен по решению ЮНЕСКО годом Достоевского. 11 ноября 2021 празднуется 200 лет со дня рождения великого русского писателя. Юбилей отмечается на государственном уровне, о чём издан соответствующий указ Президента.

Ещё больше об интересных местах и событиях в Санкт-Петербурге читайте в нашем Инстаграм - @p24p_ru и Телеграм канале.

А у нас есть ещё Дзен канал и группа в Вконтакте. Подписывайтесь там, где Вам удобнее!

Раз дочитали до конца, значит Вы молодец и любите Петербург, а Петербург любит Вас! Ценим, обнимаем, возвращайтесь к нам.

Да, не забудьте поделиться статьей с другом, нажав на кнопку социальной сети внизу. Возможно вместе вам проще будет решиться на путешествие и появятся новые идеи. Но только с одним другом, не распыляйтесь.

Читайте также: