Что должно быть в школьной столовой из оборудования

Обновлено: 07.07.2024

Задачу обеспечить бесплатным горячим питанием всех учащихся начальной школы с первого по четвертый класс обозначил Президент Российской Федерации Владимир Путин 15 января в своем Послании Федеральному Собранию.

Подробнее о проекте

В соответствии с задачей, поставленной Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию, все учащиеся младших классов должны быть обеспечены горячим питанием не реже одного раза в день, а в меню должны быть и горячее блюдо, и горячий напиток. Министерством просвещения Российской Федерации проведена соответствующая нормативная работа для того, чтобы эти нормы распространялись на все регионы уже с нового учебного года. Для реализации процесса обеспечения горячим питанием в федеральном бюджете выделено более 108 млрд рублей до 2023 года.

На практике законодательные изменения обязывают школы предоставлять качественное, здоровое и полноценное горячее питание. Оно должно быть сбалансированным, помогать детям восполнить энергию и способствовать их физическому развитию, отвечать всем стандартам и требованиям безопасности.

У регионов также появится возможность и необходимые инструменты, чтобы при разработке меню учитывать запросы детей с ОВЗ, тех, кто нуждается в диетическом питании, а также национальные, конфессиональные и местные особенности питания.

МКОУ "Ново-Дмитриевская СОШ" является муниципальным казенным учреждением, имеющим статус юридического лица. Школа работает в одну смену, количество учащихся 302. Горячим питание обеспеченны учащиеся начальных классов в количестве 151. Для питания учащихся в школьной столовой разработано примерное двухнедельное меню. Меню согласовано с главным врачом территориального Центра Государственного Санитарно-эпидемиологического контроля и утверждено директором школы. Меню составлено с целью обеспечения наиболее полноценного питания школьников разных возрастов при минимальной его стоимости. В меню довольно разнообразный ассортимент блюд.

Оборудование и организация работы школьной столовой.

По характеру производства столовая школы относится к типу-столов образовательного учреждения, работающая на продовольственном сырье и полуфабрикатах, она производит и реализует блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню. Продукты поставляет ИП Муталипов М.А. Столовая находится в здание школы и включают в себя следующие группы помещений:

Зал приема пищи; ( 70 посадочных мест);

умывальник для посетителей;

В состав производственного помещения столовой входит: заготовочный и доготовочный, моечная для столовой и кухонной посуды.

Для приготовления холодных блюд предусмотрены отдельные столы. Оборудование школьной столовой составляют электроплиты, бытовые холодильники для хранения молочной продукции (сметана, масло сливочное, молоко) и для мясной продукции (колбасы, сосиски, сардельки). Посуду моют ручным способом. В залах для приема пищи размещены столы стандартной облегченной конструкции и умывальники. Рядом с ними установлены электрополотенца и одноразовые полотенца. Штат работников столовой 2 человека: повар (1 чел.), кухонный рабочий (1 чел.).

Рабочий день начинается в 8 часов и заканчивается в 14:00

Контроль за качеством готовой продукции возложен на бракеражную комиссию школы. Повар осуществляет контроль поступившего в школу сырья. Результаты контроля записываются в специальном журнале. Режим технологического оборудования осуществляйся по мере необходимости с подписанием договора.

Организации обслуживания в школьной столовой.

Горячий завтрак школьники получают во время перемен. График питания в школьной столовой разработан на основании расписания занятий, утвержден директором школы. Посуда в столовой фарфора-фаянсовая и сортовая стеклянная.

Периодически члены родительского комитета Тарумовской школы посещают столовую. С их слов, «Наша столовая – это любимое место учеников. В ее обустройстве продумано все: от вкусной, качественной и, главное, полезной пищи до высококлассного сервиса. Здесь можно не только поесть и физически набраться сил к постижению наук, но и обогатиться духовной пищей: пообщаться в спокойной непринужденной обстановке с друзьями и одноклассниками. И, недаром, всех словно магнитом тянет в столовую. Попадая в просторный, красиво и со вкусом декорированный зал столовой, ты словно оказываешься в уютной теплой домашней обстановке, где пахнет ароматным хлебом. Столы и стулья приглашают поудобнее устроиться и отведать необычные блюда.

ПАМЯТКА ПО ПРОВЕРКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ГОРЯЧЕГО ПИТАНИЯ И СОБЛЮДЕНИЯ САНИТАРНО - ГИГИЕНИЧЕСКИХ НОРМ

I. Основные нормативно-правовые и методические документы по организации питания, размещенные на школьных сайтах в сети Интернет:

II. Документация пищеблока школы

На пищеблоке должна быть следующая документация:

- журнал бракеража готовой кулинарной продукции;

- журнал бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья;

- журнал здоровья (с включением в него данных осмотра на наличие гнойничковых заболеваний, сведений об отсутствии острых кишечных заболеваний, ангин, нахождении сотрудников на листке временной нетрудоспособности);

- санитарный журнал для фиксации результатов внутреннего и общественного контроля;

- перспективное меню, ежедневное меню, технологические карты;

- сборник технологических нормативов, рецептур блюд и кулинарных изделий, предназначенных для общественного питания;

- журнал проведения витаминизации третьих и сладких блюд;

- медицинские книжки работников пищеблока с отметкой о прохождении медицинских осмотров, наличии прививок против вирусного гепатита A, дизентерии Зоне, брюшного тифа;

- журнал регистрации вводного инструктажа на рабочем месте, инструкция по технике безопасности по всем видам работы;

- ассортиментный перечень блюд и изделий пищеблока;

- журнал учета температурного режима холодильного оборудования;

- журнал учета аварийных ситуаций (на системах энергоснабжения, водоснабжения, канализации);

- - журнал учета проведения проверок.

III.Документы по организации питания в школе

- Примерное десятидневное меню для учащихся 1- 4 классов;

-Положение о бракеражной комиссии;

-Приказ о создании бракеражной комиссии в Муниципальном казённом общеобразовательном учреждении;

-Положение о школьной столовой, о порядке и организации горячего питания;

-Приказ об организации питания в школе;

-Приказ о соблюдении санитарных норм в школьной столовой;

-Программа по совершенствованию организации горячего питания обучающихся на 2020- 2021 уч. год;

- График организации горячего питания;

-Акт проверки готовности пищеблока к началу учебного года;

IV. Основные требования к персоналу пищеблока

-Наличие личной медицинской книжки установленного образца, в которую вносятся результаты медицинских осмотров, лабораторных исследований, сведения о профилактических прививках (против кори, краснухи, дифтерии, вирусного гепатита A, дизентерии Зоне, брюшного тифа), отметка о профессиональной гигиенической подготовке и аттестации.

-Наличие следующих требований:

· к личной гигиене персонала;

· к оборудованию, инвентарю, посуде и таре в столовой.

· к условиям и технологии изготовления кулинарной продукции;

- Рекомендуемый перечень моющих средств, допущенных для мытья посуды на предприятиях общественного питания;

-Режим мытья столовой посуды ручным способом;

V. Обязанности медицинского работника по контролю за качеством питания в школе

- Приказ об ответственности медперсонала за соблюдение санитарных норм в пищеблоке школы.

-книга контроля правильности отбора и условий хранения суточных проб;

- контроль санитарного состояния пищеблока, контроль наличия дезинфицирующих растворов в пищеблоке;

VI. Организация общественного контроля за питанием в школы

- Положение о родительском контроле за организацией горячего питания в ОО;

-Приказ о создании родительского комитета по контролю за организацией горячего питания обучающихся;

Приказ 11.2 О создании комиссии по производственному и родительскому контролю организации горячего питания.docx (скачать)

Приказ 44 Об утверждении Порядка предоставления денежной компенсации на обеспечение бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.docx (скачать)

ПОЛОЖЕНИЕ об общественной комиссии по контролю за организацией и качеством питания обучающихся.docx (скачать)

График уборки помещений в целях предупреждения распространения коронавирусной инфекции.docx (скачать)

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра
просвещения СССР
Ф.Е.ШТЫКАЛО
19 августа 1974 г. N 74-м

Заместитель Министра
торговли СССР
В.Г.БЫЧКОВ
19 августа 1974 г. N 0152-75

Заместитель Министра
здравоохранения СССР -
Главный государственный
санитарный врач СССР
П.Н.БУРГАСОВ
15 августа 1974 г. N 1174-74

Заместитель председателя
Правления Центросоюза
Д.И.ГУДКОВ
15 августа 1974 г. N СП-145

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ

В соответствии с Директивами XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971-1975 гг. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление от 7 января 1972 г. N 30 "О некоторых мерах по улучшению торговли и ее технической оснащенности", в котором предусматривается в ближайшие годы обеспечить горячим питанием учащихся в каждой городской и сельской (средней) общеобразовательной школе.

Важнейшей задачей в организации школьного питания является создание материально-технической базы, которая позволила бы обеспечить учащихся городских и сельских общеобразовательных школ горячими завтраками, а занимающихся в группах продленного дня - и обедами. Школьники должны получать горячий завтрак во время второй и третьей перемен в два или три потока в зависимости от вместимости столовой и режима занятий. График работы школьной столовой устанавливается администрацией школы по согласованию с организацией общественного питания. Продолжительность перемен устанавливается в соответствии с уставом средней общеобразовательной школы.

Основным типом предприятия общественного питания в школах городов республиканского, краевого, областного подчинения является столовая системы государственной торговли, а в школах сельских районов - столовая, входящая в торговую организацию потребительской кооперации.

В соответствии с Приказом Минторга СССР от 30 октября 1965 г. N 11 рекомендовано колхозам организовать питание учащихся в общеобразовательных школах, находящихся на территории колхозов и отдаленных от предприятий общественного питания потребительской кооперации.

Столовые в школах организуются в зависимости от численности обслуживаемых учащихся (из расчета одно место на четырех школьников) и режима питания. Столовые в школах подразделяются на три вида: столовые, работающие на сырье; столовые-доготовочные, работающие на полуфабрикатах, вырабатываемых на других предприятиях общественного питания; столовые-раздаточные, реализующие горячие завтраки и обеды, изготовляемые другими столовыми. Буфеты реализуют в основном завтраки и буфетную продукцию.

Столовые, работающие на сырье, могут организовываться и в школах городов, но только по специальному разрешению местных советских органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы.

При отсутствии помещений для столовых в зданиях школ их можно пристраивать к учебным корпусам.

I. ОСНАЩЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ СТОЛОВОЙ ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ И ХОЛОДИЛЬНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ

Потребность школьной столовой в оборудовании определяется в зависимости от ее вместимости, численности учащихся, количества и ассортимента изготовляемой и реализуемой продукции и места нахождения. При расчете потребности в тепловом, механическом и холодильном оборудовании для школьной столовой следует руководствоваться соответствующими нормами технического оснащения, утвержденными Приказом Министерства торговли СССР от 26 ноября 1971 г. N 187 и Постановлением Правления Центросоюза от 23 июля 1973 г. N 118.

Обеденный зал школьной столовой, буфета оснащается необходимым количеством столовой посуды и приборов, столами с гигиеническим покрытием. Для мытья рук устанавливаются умывальники из расчета один кран или 0,6 м желобкового умывальника на каждые 20 мест в обеденном зале.

II. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЦИОНАЛЬНОМУ ПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ

Питание учащихся должно быть качественным, разнообразным и достаточным по количеству. При организации питания школьников и разработке комплексных пищевых рационов следует руководствоваться рекомендуемыми величинами физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии, принятыми для различных возрастных групп и утвержденными Главным санитарным врачом СССР 16 апреля 1968 г. N 735-68 (приводятся ниже).

в том числе животные

в том числе растительные

Белок входит в состав органов и тканей и играет исключительно важную роль в функциональных процессах организма. Белки содержатся как в животных, так и в растительных продуктах (крупе, муке, хлебе, картофеле). Наиболее полноценны белки животного происхождения, содержащиеся в мясе, рыбе, яйцах, твороге, молоке, сыре, так как они содержат жизненно необходимые аминокислоты. Недостаток белка в питании ведет к задержке роста и развития ребенка, снижает сопротивляемость организма неблагоприятным внешним воздействиям.

Жиры также входят в состав органов и тканей человека, они необходимы для покрытия энерготрат и процессов теплорегуляции; наличие жира в рационе делает пищу вкуснее и дает более длительное чувство насыщения.

Наиболее ценны молочные жиры (масло сливочное, жир молока), которые содержат витамины А и Д. В питании детей должно также содержаться и растительное масло - источник биологически важных ненасыщенных жирных кислот. Жир говяжий, и особенно бараний, имеет высокую температуру плавления, поэтому трудно переваривается.

Углеводы - главный источник энергии для организма. Они участвуют в обмене веществ, способствуют правильному использованию белка и жира.

Углеводы содержатся в хлебе, крупе, картофеле, овощах, ягодах, фруктах, сахаре, сладостях. Избыток в питании хлеба, мучных, кондитерских и крупяных изделий приводит к повышенному содержанию в рационе углеводов, что нарушает правильное соотношение между белками, жирами и углеводами, которое должно составлять 1:1:4 или 1:1:5.

Минеральные вещества принимают участие во всех обменных процессах организма (кроветворении, пищеварении и т.д.). Минеральные соли содержатся во всех продуктах (мясе, рыбе, молоке, яйцах, картофеле, овощах и др.). Особенно важно обеспечить растущий организм солями кальция и фосфора, которые входят в состав костной ткани. Соли кальция необходимы для работы сердца и мышц. Некоторые фосфорные соединения входят в состав нервной ткани. Основным полноценным источником кальция является молоко. Много кальция в овощах и корнеплодах, но кальций, содержащийся в растительных продуктах, хуже усваивается. Фосфор широко распространен в природе, содержится в муке, крупе, картофеле, яйцах, мясе. Средняя суточная потребность в кальции - 1 г, фосфоре - 1,5-2,0 г.

Железо входит в состав гемоглобина, способствует переносу кислорода в ткани. Содержится в говядине, печени, желтке яиц, зелени (шпинат, салат, петрушка и др.), помидорах, ягодах, яблоках. Суточная норма железа - 12-15 мг.

Большое значение имеет содержание в питании школьников необходимого количества витаминов. Они способствуют правильному росту и развитию ребенка, участвуют во всех обменных процессах и должны входить в рацион в определенных количествах.

Витамины группы A

Витамин A повышает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям, необходим для нормальной функции органов зрения, роста и размножения клеток организма. При его отсутствии замедляется рост, нарушается острота зрения, повышается заболеваемость, особенно верхних дыхательных путей, кожа лица и рук теряет эластичность, становится шершавой, легко подвергается воспалительным процессам. Витамин A в чистом виде содержится в сливочном масле, сливках, молоке, икре, рыбьем жире, сельди, яичном желтке, печени. Он может также образовываться в организме из провитамина A - каротина, который содержится в растительных продуктах (моркови красной, томате, шпинате, щавеле, зеленом луке, салате, шиповнике, хурме, абрикосах и др.). Суточная потребность в витамине A - 1,5 мг.

Витамин Д участвует в минеральном обмене, способствует правильному отложению солей кальция и фосфора в костях. Содержится в печени рыб и животных, сельди, желтке яиц, сливочном масле, рыбьем жире. Суточная потребность в витамине Д - не более 500 интернациональных единиц.

Витамины группы B

Витамин B1 (тиамин) принимает участие в белковом и углеводном обмене. При недостатке его в питании наблюдаются нарушения со стороны нервной системы (повышенная возбудимость, раздражительность, быстрая утомляемость). Витамин B1 содержится в хлебе грубого помола (ржаном, пшеничном), горохе, фасоли, овсяной и гречневой крупах, в мясе, яйцах, молоке. Белый хлеб и мука 30-процентного помола этого витамина не содержат.

Для покрытия потребности в витамине B1 рацион должен содержать ржаной хлеб (200 г). Суточная потребность в витамине B1 в зависимости от возраста от 1,5 до 2,5 мг.

Витамин B2 (рибофлавин) связан с белковым и жировым обменом, имеет большое значение для нормальной функции нервной системы, желудочно-кишечного тракта. При недостатке его в рационе нарушается всасывание жировых веществ, возникают кожные заболевания, появляются стоматиты, трещины в углах рта, нарушается деятельность центральной нервной системы (быстрая утомляемость). Витамин B2 содержится в молоке, яйцах, печени, мясе, овощах. Суточная норма - от 1,5 до 2,5 мг.

Витамин PP (никотиновая кислота) участвует в обменных процессах. Этот витамин широко распространен в природе, поэтому при разнообразном ассортименте продуктов рацион содержит достаточное количество витамина PP. Основным источником витамина является ржаной и пшеничный хлеб, томаты, картофель, морковь, капуста. Он содержится в мясе, рыбе, молоке, яйцах. Суточная потребность в зависимости от возраста от 20 до 25 мг.

Витамин C (аскорбиновая кислота) не только предохраняет от заболевания цингой, но и повышает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям, участвует во всех обменных процессах. При недостатке витамина C повышается восприимчивость к различным заболеваниям, падает работоспособность. Витамин C широко распространен в природе. Он содержится в зелени, в овощах, ягодах, фруктах. Хорошим источником витамина C являются картофель и капуста. Витамин C разрушается в присутствии кислорода воздуха, особенно при нагревании, легко растворяется в воде, поэтому для сохранения его в пище большое значение имеет правильная кулинарная обработка продуктов. Суточная потребность в витамине C - 60-70 мг.

Разнообразный ассортимент продуктов с достаточным количеством молока, молочнокислых продуктов, мяса, рыбы, яиц, овощей, зелени, фруктов и т.д. обеспечивает организм детей необходимым количеством белков, жиров, углеводов, минеральных солей, витаминов.

Вода входит в состав всех органов и тканей тела человека. Она составляет главную массу крови, лимфы, пищеварительных соков. Для удовлетворения потребности в воде (50 мг на 1 кг веса тела) в рацион школьника нужно включать жидкие блюда - чай, кофе, молоко, кисели, компоты, супы и т.д. Овощи, фрукты, ягоды содержат 80-95% воды. Однако следует избегать потребления избыточного количества жидкости, которая перегружает работу сердца, почек, а также способствует выведению из организма минеральных солей и витаминов.

Для лучшего усвоения пищи большое значение имеют ее вкусовые качества, разнообразие меню. Для повышения вкусовых качеств пищи и усиления ее сокогонного действия можно в небольших количествах использовать зелень и другие приправы (петрушку, укроп, лук, ревень, грибы, чеснок). Перец, горчицу, хрен можно употреблять в малых количествах в питании лишь старших учащихся, так как острые и пряные приправы могут вызывать не только раздражение вкусовых рецепторов, но и слизистой желудка, желчного пузыря, почек.

Наиболее правильной, прогрессивной формой организации рационального питания учащихся является приготовление и отпуск скомплектованных завтраков, обедов и полдников, разрабатываемых с учетом современных требований науки о питании. В школьных столовых на завтрак, обед и полдник могут быть предусмотрены единые комплексы для всех учащихся, однако количество пищи должно быть дифференцировано по возрастным группам за счет увеличения для учащихся старших классов норм отпуска первых блюд и гарниров.

В общеобразовательных школах дифференцированное питание может быть организовано в основном для двух возрастных групп учащихся. К первой группе следует отнести школьников I-V классов в возрасте 7-11 лет; ко второй - учащихся VI-VIII классов в возрасте 12-15 лет, а также учащихся IX-X классов. В школах, где нет групп продленного дня, организуется в основном одноразовое питание - школьный завтрак для учащихся первой смены или полдник - для учащихся второй смены.

Для школьников, посещающих группы продленного дня, должно быть организовано двухразовое питание: завтрак и обед, а в отдельных случаях (там, где учащиеся остаются в школе на более длительное время) также и полдник. В количественном отношении школьный завтрак (или полдник) должен составлять примерно 15%, обед - около 35% калорийности суточного рациона питания школьника.

Меню скомплектованных завтраков и обедов должно быть составлено так, чтобы каждое основное блюдо приготовлялось не чаще одного раза в неделю, за исключением блюд из молока и молочнокислых продуктов. В зимне-весенний период школьное питание следует витаминизировать, в частности, витаминами A и C.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Важнейшим показателем работы школьной столовой является правильная организация обслуживания школьников, которая должна создавать условия, способствующие лучшей усвояемости пищи и повышению работоспособности школьников, а также воспитывать культурные навыки приема пищи и поведения за столом.

На основе имеющегося опыта работы школьных столовых рекомендуется использовать следующие формы обслуживания учащихся:

А. Организация групповых (коллективных) завтраков и обедов для школьников I-V классов. При этой форме обслуживания обеденные столы заблаговременно сервируются, а за 10-15 мин до прихода учащихся дежурными подаются на столы завтраки или обеды. После приема пищи школьники сами относят использованную посуду к окну посудомоечного отделения или ставят на конвейер, тележки. Учащиеся приходят в зал организованно вместе с классным руководителем (учителем или воспитателем), который следит за порядком и поведением школьников за столом. За каждым классом закрепляются определенные столы, а за учащимися - места.

Б. Самообслуживание. Это наиболее удобная форма обслуживания школьников старших классов, когда учащиеся сами получают завтраки и обеды с раздачи.

В. Столы саморасчета. На отдельных столах расставляются холодные закуски и блюда, хлебобулочные изделия, молочнокислые продукты, термосы с горячими напитками (кофе, какао, чай). Учащиеся выбирают себе отдельные блюда и расплачиваются, опуская деньги в кассу-копилку.

Г. Обслуживание через буфет. При отсутствии в школе столовой обслуживание учащихся питанием организуется через буфет, в ассортименте которого предусматриваются холодные закуски, молоко и молочнокислые продукты, булочные изделия, горячие напитки, кисели, компоты, различные бутерброды, фрукты свежие, очищенные сырые овощи (морковь, брюква и др.), соки. Горячие блюда включаются в меню только в том случае, если для этого имеются необходимые условия (наличие торгового зала и посудомоечной, соответствующего оборудования и др.).

В буфетах подготавливаются комплексные завтраки, а также продукция, реализуемая через столы саморасчета. Для отпуска продукции в буфетах должен быть соответствующий инвентарь и приборы - щипцы, вилки, лопаточки.

Д. Обслуживание в классах. В виде исключения (до организации столовой) по согласованию с местной санитарно-эпидемиологической станцией допускается обслуживание учащихся I-III классов завтраками или полдниками в классных комнатах. В этих случаях завтраки и полдники должны состоять из несложных блюд, которые легко порционируются и не требуют для их раздачи большого количества посуды. Завтраки и полдники доставляются в классы на лотках, в корзинах или на тележках и раздаются учащимся. Парты (столы) во время завтрака должны накрываться индивидуальными салфетками учащихся.

При организации питания в классных комнатах должно быть выделено помещение для хранения и раздачи расфасованных завтраков и мытья посуды.

Организация тех или иных форм обслуживания учащихся питанием должна решаться по согласованию с местной санитарно-эпидемиологической станцией.

IV. ФОРМЫ РАСЧЕТОВ ЗА ПИТАНИЕ

Важную роль в улучшении обслуживания учащихся играет система расчетов за отпущенные завтраки и обеды. Наиболее приемлемой и упрощенной системой расчетов является абонементная система. Абонементная система удобна тем, что дает возможность лучше учесть количество питающихся, ускорить обслуживание и увеличить пропускную способность школьной столовой.

Абонементные книжки выдаются в необходимом количестве школьной столовой или буфетом специально выделенному руководством школы ответственному представителю, на которого возлагается обязанность вести учет питания. При этом одна абонементная книжка выделяется для расчетов за питание учащихся за счет средств бюджета и ведется ответственным представителем школы.

Абонементные книжки для расчетов за питание учащихся класса, группы за счет средств родителей могут выдаваться каждому классному руководителю и воспитателю группы продленного дня либо ответственному представителю школы, который оформляет расчеты за питание учащихся школы в целом.

Учащиеся старших классов могут получать питание по абонементам, применяемым в учебных заведениях.

В школе организованно питание обучающихся. Осуществление этой деятельности требует реализации продукции с очень высоким уровнем качества, потребительских свойств, строгим соблюдением санитарных норм и широким ассортиментом.

В столовой помещения распределены следующим образом:
✪ буфетно-раздаточный зал,
✪ обеденный зал на 40 посадочных места,
✪ моечная кухонной и столовой посуды.

Столовая школы работает в буфетно-раздаточном режиме. Списочная численность работающих 3 человека.

С целью осуществления контроля за организацией питания и качеством готовой продукции создана бракеражная комиссия, которая проводит следующие мероприятия:

✪ ежедневный контроль качества;
✪ регулярный контроль и количественный анализ горячим питанием учащихся;
✪ социологические опросы и анкетирование учащихся и их родителей по степени удовлетворенности организацией питания в школе.

Важную роль в организации контроля за качеством питания школьников играет медицинский работник. Он осуществляет постоянный (ежедневный) контроль за качеством питания, а также поступающего сырья и продуктов, следит за соблюдением санитарных требований к состоянию и содержанию школьной столовой, участвует в проведении витаминизации блюд, входит в состав бракеражной комиссии наряду с заведующей производством (повар-бригадир) столовой, представителем администрации школы, членами родительского и ученического комитетов. Без бракеража не поступает в реализацию ни одна партия приготовленных блюд и изделий. Готовую продукцию проверяют по мере ее изготовления, и результаты проверки записывают в бракеражном журнале.

Ежедневно контролируется медицинским работником школы и соблюдение норм хранения готовой продукции.

Периодический контроль за работой школьной столовой осуществляется представителями органов управления образованием, а также работниками Роспотребнадзора.

II. Охват питанием школьников

В школе ежемесячно анализируется охват питанием учащихся по классам по предоставлению соответствующей отчетности от классных руководителей.

III. Показатели культуры обслуживания

В столовой за каждым классом закреплены столы. Питание школьников организуют в соответствии с графиком, который разработан исходя из режима учебных занятий. Соблюдение посещения столовой контролирует дежурный педагог, дежурный администратор.

Контроль за работой школьной столовой осуществляется медицинским работником, администрацией школы, Попечительским советом.

Прием пищи обучающиеся осуществляют под присмотром классных руководителей.

Характеризуя уровень соблюдения профессиональной этики, необходимо отметить, что по результатам проверок в прошлом учебном году не было отмечено фактов нарушения санитарно-гигиенических требований.

IV. Показатели условий обслуживания

В школе уделено большое внимание укреплению и обновлению материально-технической базы школьной столовой.

В рамках реализации комплекса мер модернизации образования в 2008 году произведен капитальный ремонт буфетно-раздаточного зала, моечной, заменено все технологическое и холодильное оборудование.

Обеденный зал школьной столовой имеет удобную конфигурацию, эстетически оформлен, оборудован мебелью.

Столовая полностью укомплектована необходимой посудой. Ее чистоте уделяется повышенное внимание. Мытье и дезинфекция производятся с соблюдением всех норм санитарно-гигиенического режима, используются средства дезинфекции. В школе работает посудомоечная машина, обеспечивающая мытье и ошпаривание посуды.

В помещении столовой для мытья рук учащимся организовано специальное место.

V. Информированность родителей и учащихся об организации питания

С целью улучшения организации питания учащихся в школе проводятся мероприятия по следующим направлениям:
✪ подготовка и утверждение документов по организации питания;
✪ инструктивные совещания для классных руководителей;
✪ совещания при директоре;
✪ родительские собрания;
✪ сайт школы.

В школе проводятся опросы и анкетирования учащихся и их родителей по степени удовлетворенности организацией питания в школе.


Типовая форма 10-дневного меню для учащихся 1-4 классов, обучающихся в 1-ю смену г.Махачкала.pdf (скачать) (посмотреть)

Типовое 10-дневное меню для учащихся 1-4-х классов, обучающихся во 2-ю смену г.Махачкала.pdf (скачать) (посмотреть)

Необходимое оборудование для школьной столовой-01

Кухонное оборудование для школьной столовой — сложный выбор простых вещей

Купить для школьной столовой мебель несложно. В столовую нужны всего лишь столы на 4-6 мест с крышками, устойчивыми к температурным, химическим и прочим воздействиям, а также стулья или скамеечки с кронштейнами, чтобы облегчить процесс уборки в помещении. Заказ средств гигиены — умывалок, сушилок для рук, мыла и пр. тоже не вызывает затруднений.

А вот выполнение миссии — купить кухонное оборудование для столовой в школе — под силу только опытному профессионалу, постигшему все нюансы оснащения предприятий общепита и специфику разных видов техники. Мебель и оборудование разных типов для школьной столовой должны обеспечивать непрерывную жизнедеятельность и работоспособность кухни.

Подбор оптимального соотношения между ценой и качеством техники для кухни — тема, заслуживающая отдельного рассмотрения. Благо, сегодня рынок Украины не испытывает недостатка в оснащении любого типа:

    ; ;
  • нейтральном ;
  • электромеханическом;
  • посудомоечном.

Тепловое оборудование для школьной столовой (жарочные шкафы, мармиты, электроплиты) — принципы выбора

Главный принцип подбора теплового оснащения для школьной столовой — это соответствие мощности, производительности и технических особенностей оборудования числу учащихся в школе, разнообразию блюд в меню, а также площади и планировке помещения. Для обслуживания 100 и более человек, например, нужна полноценная линия раздачи. Рассмотрим различные виды теплового оснащения и оценим целесообразность использования каждого из них в определенных условиях.

  1. Электрические плиты служат для приготовления супов и вторых блюд, всевозможных гарниров, киселей, компотов и прочих напитков в наплитной посуде. Наличие духового шкафа позволяет обеспечить учащихся еще и свежей выпечкой. В маленьких школьных столовых электрические плиты вполне способны перекрыть потребность в тепловом кухонном оборудовании. Компактные модели с антикоррозийным покрытием и возможностью точной регулировки температуры не создают проблем в эксплуатации, просты в уходе, надежны и служат долго. Над плитой обязательно размещается вытяжка.
  2. Мармиты. Данное тепловое оснащение для школьных столовых просто незаменимо на линии раздачи , когда нужно сохранять готовые блюда (первые и вторые) в заданном температурном режиме.
  3. Пароконвектомат. Это современный вариант идеален для модернизации любой школьной столовой. Обжаривание продуктов горячим воздухом, приготовление на пару — самые полезные для детей способы обработки пищи. Негативное воздействие канцерогенов, как при традиционной жарке, здесь полностью исключено. Витамины и полезные свойства продуктов сохраняются в полной мере. Относительно высокая цена пароконвектомата компенсируется этим свойством, а также экономным расходом энергии и уменьшением времени на приготовление блюд, не говоря уже о сокращении доли ручного труда персонала.
  4. Электрические пищеварочные котлы. Этот тип оснащения оптимален в школах с большим числом учеников. В объемных котлах пища и готовится, и хранится. Количество и объем котлов рассчитывается на базе производственного плана и режима работы линии раздачи. Очень удобны в этом плане модели котлов, работающие в различных температурных режимах — подогрев, основное приготовление, кипение.
  5. Жарочное оборудование — электрические сковороды и жарочные шкафы . Используются для обжарки продуктов, для тушения и запекания до готовности.

Мебель и все виды теплового оснащения для школьной кухни могут размещаться самостоятельно или же как технологическая линия. Для выпечки хлеба, булочек, пирожков и кондитерки в школьной столовой может быть установлен пекарский шкаф с числом камер, соответствующим производственной программе приготовления мучных изделий.

Необходимое оборудование для школьной столовой-02

Выбираем холодильное оборудование (холодильники и пр.) для школьной кухни

Даже если школьная столовая совсем небольшая, а цикл приготовления пищи в ней не является полным, без холодильного оборудования , в котором будут храниться заготовки из мяса и рыбы, а также овощи и фрукты, она просто не сможет функционировать. Для столовых среднего и крупного размера понадобится оборудование из следующего списка.

  1. Холодильные и морозильные шкафы. В зале столовой может быть установлен демонстрационный холодильник со стеклянной дверью, а на самой кухне должно стоять оборудование с глухими дверями. Для мяса и рыбы нужно холодильное оснащение с минусовой температурой, для готовых блюд, овощей и фруктов — с околонулевой зоной.
  2. Холодильные столы. Их можно купить с целью охлаждения и хранения (временного) уже готовых блюд, а также для полуфабрикатов.
  3. Шокеры. В тех школах, где особенно заботятся о свежести и качестве продуктов, из которых готовится еда для учеников, шокеры становятся частью основного холодильного оборудования. Интенсивное охлаждение (шоковая заморозка) — превосходный способ сохранить вкус и пользу свежих продуктов.
  4. Холодильные витрины понадобятся в том случае, когда продажа десертов, мороженого или кондитерских изделий планируется непосредственно в зале столовой.

Технологическое промышленное кухонное оборудование — что нужно купить

Ко всей технике на кухне школьной столовой предъявляются те же требования, что и к остальному оборудованию, — качество, безопасность, производительность, соответствие санитарно-гигиеническим нормам. В списке необходимой техники такие позиции:

  • картофелечистки, значительно облегчающие труд поваров и сокращающие время на приготовление блюд из различных корнеплодов;
  • овощерезки, оптимизирующие процесс готовки и снижающие риск получения травм для персонала;
  • мясорубки и фаршемешалки совершенно незаменимы, когда нужно сделать фарш, поскольку в школьном меню неизменно в большом количестве присутствуют блюда из рубленого мяса и рыбы;
  • погружные и планетарные миксеры, а также тестомесы ставят на кухнях, где в больших количествах готовят выпечку для учащихся;
  • слайсеры тоже никогда не будут лишними, они постоянно востребованы для нарезки сыра, колбасы, хлеба, рыбы и прочих продуктов.

Чтобы в короткое время обслужить сотню и больше учеников, кухня в школьной столовой должна быть оснащена мощным, надежным и безотказно работающим технологическим оборудованием.


Нейтральное и посудомоечное оснащение столовой — от мойки, вытяжки до специальной мебели

Мойка и дезинфекция посуды — важнейшая составляющая рабочих процессов в кухне. Соблюдение гигиены и санитарных норм неизменно остается главным принципом обслуживания, и выполнение этих задач зависит от подбора нейтрального оснащения. Лучший материал для него — износостойкая и безопасная нержавеющая сталь. Составляющие элементы стандартного набора для школьной кухни:

  • моечные ванные (мойки от 1 до 3 секций); (для мучного, разделки мяса и рыбы, для сбора мусора и т. д.); ; ; (открытые и закрытые);
  • вытяжки и вентиляционные зонты ; ;
  • посудомоечные машины .

Отдельной категорией оборудования для школьной столовой часто становится линия раздачи. В нее входят мармиты супов и вторых блюд, прилавки, витрины, тепловые и холодильные столы, кассовое место.

Независимо от размера школьной столовой, ее формата и особенностей технологических процессов, компания DSTO готова предложить комплексный подход к решению любых вопросов по подбору мебели из нержавейки и всех видов оборудования. В каталоге компании вы найдете лучшие предложения, а квалифицированные консультанты помогут вам определиться с выбором оборудования, которое позволит рационально использовать производственные площади, оптимизировать рабочие процессы и вывести на новый уровень качество сервиса.

Покупка оптимально подходящей для школьной столовой техники возможна даже при ограниченном бюджете, благодаря индивидуальному подходу к каждому заказчику и конкурентным, максимально демократичным для рынка Украины ценам на профессиональное брендовое оборудование.

Читайте также: