Дмитрий самозванец анализ кратко

Обновлено: 03.07.2024

Валагин А.П. Вопрос и ответ: Русская литература. XVIII век. - Воронеж: "Родная речь", 1995

Анализ сюжетосложения трагедии Сумарокова.

В этой трагедии разрабатывается сюжетная схема, основу которой составляет выступление патриотически настроенных заговорщиков из дворян-аристократов против царя-тирана, угнетающего собственный народ с помощью иноземцев. Глубоко сочувствуя народу и пользуясь его поддержкой, заговорщики освобождают страну от власти тирана и засилья иноземцев.

Выбор подобного сюжета давал Сумарокову возможность постановки в трагедии серьёзных и злободневных политических проблем: престолонаследия, проблема зависимости власти монарха от воли подданных, проблема веры и др. Но решение и обсуждение их подчинено в пьесе центральному и наиболее важному для драматурга вопросу: о долге и обязанностях монарха перед подданными и государством.

Эта трагедия выделяется из общего драматического репертуара XVIII в. выбором исторической темы из недавнего прошлого русской истории - XVII в., тогда как большинство трагедий Сумарокова написано на сюжеты древнерусской истории.

Диалог и монолог в пьесе.

Диалоги, в особенности центральных героев, получают лирическую окраску. Нет повествовательных вставок.

Валагин А.П. Вопрос и ответ: Русская литература. XVIII век. - Воронеж: "Родная речь", 1995

Валагин А.П. Вопрос и ответ: Русская литература. XVIII век. - Воронеж: "Родная речь", 1995

Анализ сюжетосложения трагедии Сумарокова.

В этой трагедии разрабатывается сюжетная схема, основу которой составляет выступление патриотически настроенных заговорщиков из дворян-аристократов против царя-тирана, угнетающего собственный народ с помощью иноземцев. Глубоко сочувствуя народу и пользуясь его поддержкой, заговорщики освобождают страну от власти тирана и засилья иноземцев.

Выбор подобного сюжета давал Сумарокову возможность постановки в трагедии серьёзных и злободневных политических проблем: престолонаследия, проблема зависимости власти монарха от воли подданных, проблема веры и др. Но решение и обсуждение их подчинено в пьесе центральному и наиболее важному для драматурга вопросу: о долге и обязанностях монарха перед подданными и государством.

Эта трагедия выделяется из общего драматического репертуара XVIII в. выбором исторической темы из недавнего прошлого русской истории - XVII в., тогда как большинство трагедий Сумарокова написано на сюжеты древнерусской истории.

Диалог и монолог в пьесе.

Диалоги, в особенности центральных героев, получают лирическую окраску. Нет повествовательных вставок.

Валагин А.П. Вопрос и ответ: Русская литература. XVIII век. - Воронеж: "Родная речь", 1995

Вопрос № 2

Конфликт чувства и долга, характерный для классицизма как внутренний, в последней трети XVIII века, уже претерпев определенное количество изменений, окончательно принимает форму конфликта внешнего, политического. На предыдущих этапах развития трагедии в центре произведения стоял монарх, для которого разрешение этого конфликта было личным нравственным выбором. Теперь же категории чувства и долга олицетворяют разные персонажи: чувства – тиран, жаждущий абсолютной власти, а долг его, который он попирает, выражен в образе народа, который ждет от правителя его исполнения, и уже является полноценным действующим лицом.

Метод классицизма – метод отвлеченно-схематического показа идей, чувств и способностей. В русской драматургии, особенно в трагедиях Сумарокова, этот способ изображения утрачивается за счет принципа близости к действительности. Ни один персонаж, мотив, идея не остается схематичным, так как остро связан с современностью. За трагедийным монархом читатель видит реально существующего правителя.

Вопрос № 3

Анализ сюжетосложения трагедии Сумарокова.

Нарушая законы классицистической трагедии, Сумароков делает народ активным действующим лицом пьесы, а народное восстание — необходимым сюжетным звеном.

Вопрос № 4

Пространственно-временные границы пьесы расширяются за счет упоминаний исторических событий и лиц, вовлечения в спор об истинной вере и истинной власти других стран и народов. Согласно поэтике классицизма в трагедии мало действующих лиц — шесть главных персонажей, однако в ней ощущается мощное дыхание народной стихии. Мы слышим тревожный голос набата, "голоса граждан, неясное движение за стенами Кремля", узнаем, что царский дом окружен толпой народа, однако главная роль в решении исторических судеб страны связывается Сумароковым с образами просвещенных бояр, которые являются выразителями народной воли. Причины того, что смущается народ, и все волнуются, как бурей токи вод", кроются в антинародной политике Лжедмитрия, допустившего бесчинства поляков в Москве. Самозванец не скрывает своей враждебности ко всему русскому:

Здесь царствуя, я тем себя увеселяю,

Сыны отечества — поляки будут здесь;

Отдам под иго им народ российский весь.

Сложила Англия, Голландия то бремя

И пол-Германии: наступит скоро время,

Что и Европа вся откинет прежний страх.

И с трона свержется прегордый сей монах.

Символом нарастающего народного негодования становятся звуки набатного колокола, повергающие Лжедмитрия в смятение:

В набат бьют! Сему биенью что причина?!

В сей час, в сей страшный час, пришла моя кончина.

Вопрос № 5

В образе главного героя Сумароков вывел тип "антимонарха", который своим характером, поступками, мыслями и намерениями демонстрирует все то, чего не должно быть в монархе истинном, настоящем. Таким образом, идеальный облик просвещенного, гуманного монарха создается по принципу "от противного". Дмитрия, самозваного царя, восшедшего на русский престол путем обмана, интриг и с помощью польской армии, обличают не только положительные герои — Ксения, дочь боярина Шуйского, и князь Георгий Галицкий. Дмитрий Самозванец энергично и настойчиво выявляет собственные пороки:

Зла фурия во мне смятенно сердце гложет,

Злодейская душа спокойна быть не может.

Я к ужасу привык, злодейством разъярен,

Наполнен варварством и кровью обагрён.

В первом же явлении трагедии Дмитрий говорит, что он ненавидит русских: "Российский я народ с престола презираю". Дмитрий не уважает законов, так как считает, что высшая власть воплощается не в законе, а в "царской воле", которая, в свою очередь, диктуется не разумом, а "царской страстью". Одним из основных пороков тирана является его неуважение к личности:

Вы, ползущая тварь и черви на земле,

Внимайте рабственно монарше повеленье.

Следует подчеркнуть, что, осуждая Дмитрия за его злодейства, Сумароков не ставит ему в вину "самозванство". Устами одного из героев, Пармена, автор высказывает свое отношение к праву на престол. Не "порода" и не наследственное право являются основными условиями царствования, но личные достоинства монарха:

Когда бы ты не царствовал злонравно,

Димитрий ты иль нет, сие народу равно.

Характеры героев трагедии "Дмитрий Самозванец" (как и других пьес Сумарокова) лишены противоречивости, глубины, психологической сложности. В "Дмитрии Самозванце" нет героев, борющихся со своими пороками, страстями, преодолевающими искушение перед нравственным выбором и т.д. Конфликт между страстью и долгом не предполагает элементов психологической напряженности. Деление персонажей на положительных и отрицательных было резким и категоричным, лишенным оттенков и полутонов. Если Дмитрий — воплощение абсолютного зла, то Георгий и Ксения олицетворяют истинный патриотизм и являются носителями "разумных" чувств, а Пармен - воплощение долга и рассудительности.

Трагедии Сумарокова преследовали двоякую цель. С одной стороны, они служили "уроком царям", указывая, чего вправе требовать подданные (прежде всего, дворяне) от монархов. С другой — воспитывали самих дворян, внушая им сознание гражданского долга, любовь к отечеству, благородство, чувство собственного достоинства.

Вопрос № 6

Язык мой должен я притворству покорить:

Иное чувствовать, иное говорить,

И быти мерзостным лукавцам я подобен.

Вот поступь, если царь неправеден и злобен.

Ему вторит Шуйский, вставший во главе заговора против Лжедмитрия:

Когда имеем мы с тираном сильным дело,

Противоречите ему не можем смело.

Так истина должна до времени молчать.




Когда б не царствовал в России ты злонравно,

Димитрий ты иль нет, сие народу равно.

Народ, сорви венец с главы творца злых мук;

Спеши, исторгни скиптр из варваровых рук.

Нетвердо на главе моей лежит венец,

И близок моего величия конец.

Беги, тиран, беги. Кого бежать. Себя?

Не вижу никого другого пред собою.

Беги. Куда бежать. твой ад везде с тобою.

Убийца здесь; беги. Но я убийца сей.

Страшуся сам себя и тени я моей.

Конфликт Самозванца с самим собою, с подданными гипертрофирован и достигает вселенских масштабов:

Встают против меня и Бог, и человеки,

Разверсты пропасти, пылают адски реки.

С проблемой нравственного выбора сталкиваются и другие герои пьесы, например Ксения. Она может обмануть тирана и выиграть время перед восстанием, но остается непреклонной. От смерти ее спасает лишь вовремя пришедшие на помощь Пармен, Шуйский и Галицкий. Добродетель и разум торжествуют в пьесе:

Избавлен наш народ смертей, гонений, ран.

Не страшен никому в бессилии тиран.

Таким образом, характерными приметами трагедии Сумарокова являются и обращение к национальной исторической теме, а не к античной, как в западноевропейском классицизме, и благополучная развязка конфликта, связанная с верой писателя в возможность обуздания деспотизма.

Пространственно-временные границы пьесы расширяются за счет упоминаний исторических событий и лиц, вовлечения в спор об истинной вере и истинной власти других стран и народов. Согласно поэтике классицизма в трагедии мало действующих лиц — шесть главных персонажей, однако в ней ощущается мощное дыхание народной стихии. Мы слышим тревожный голос набата, "голоса граждан, неясное движение за стенами Кремля", узнаем, что царский дом окружен толпой народа, однако главная роль в решении исторических судеб страны связывается Сумароковым с образами просвещенных бояр, которые являются выразителями народной воли. Причины того, что смущается народ, и все волнуются, как бурей токи вод", кроются в антинародной политике Лжедмитрия, допустившего бесчинства поляков в Москве. Самозванец не скрывает своей враждебности ко всему русскому:

Здесь царствуя, я тем себя увеселяю,

Что россам ссылку, казнь и смерть определяю.

Сыны отечества — поляки будут здесь;

Отдам под иго им народ российский весь.

Сложила Англия, Голландия то бремя

И пол-Германии: наступит скоро время,

Что и Европа вся откинет прежний страх.

И с трона свержется прегордый сей монах.

Символом нарастающего народного негодования становятся звуки набатного колокола, повергающие Лжедмитрия в смятение:

В набат бьют! Сему биенью что причина?!

В сей час, в сей страшный час, пришла моя кончина.

Спасу престольный град, отечество избавлю:

Умру, но имени бессмертие оставлю.

Чрезмерность страсти, которая владеет душою героя, резкие перепады его настроения, сочетание в образе Лжедмитрия несочетаемого с позиций здравого смысла (царь-тиран, царь-самозванец) позволяют исследователям творчества Сумарокова усматривать в трагедии следы барочной традиции, восходящей к драматургии школьного театра. Влияние комедийного искусства, где хозяин и слуга — антиподы, сказалось на необычной функции в пьесе наперсника Лжедмитрия Пармена. Он не верный друг и исполнитель воли владыки, а его антагонист, обличающий Самозванца и оберегающий от тирана подданных.

Язык мой должен я притворству покорить:

Иное чувствовать, иное говорить,

И быти мерзостным лукавцам я подобен.

Вот поступь, если царь неправеден и злобен.

Ему вторит Шуйский, вставший во главе заговора против Лжедмитрия:

Когда имеем мы с тираном сильным дело,

Противоречите ему не можем смело.

Так истина должна до времени молчать.

Когда б не царствовал в России ты злонравно,

Димитрий ты иль нет, сие народу равно.

Народ, сорви венец с главы творца злых мук;

Спеши, исторгни скиптр из варваровых рук.

Нетвердо на главе моей лежит венец,

И близок моего величия конец.

Беги, тиран, беги. Кого бежать. Себя?

Не вижу никого другого пред собою.

Беги. Куда бежать. твой ад везде с тобою.

Убийца здесь; беги. Но я убийца сей.

Страшуся сам себя и тени я моей.

Конфликт Самозванца с самим собою, с подданными гипертрофирован и достигает вселенских масштабов:

Встают против меня и Бог, и человеки,

Разверсты пропасти, пылают адски реки.

С проблемой нравственного выбора сталкиваются и другие герои пьесы, например Ксения. Она может обмануть тирана и выиграть время перед восстанием, но остается непреклонной. От смерти ее спасает лишь вовремя пришедшие на помощь Пармен, Шуйский и Галицкий. Добродетель и разум торжествуют в пьесе:

Избавлен наш народ смертей, гонений, ран.

Не страшен никому в бессилии тиран.

Таким образом, характерными приметами трагедии Сумарокова являются и обращение к национальной исторической теме, а не к античной, как в западноевропейском классицизме, и благополучная развязка конфликта, связанная с верой писателя в возможность обуздания деспотизма.

Пространственно-временные границы пьесы расширяются за счет упоминаний исторических событий и лиц, вовлечения в спор об истинной вере и истинной власти других стран и народов. Согласно поэтике классицизма в трагедии мало действующих лиц — шесть главных персонажей, однако в ней ощущается мощное дыхание народной стихии. Мы слышим тревожный голос набата, "голоса граждан, неясное движение за стенами Кремля", узнаем, что царский дом окружен толпой народа, однако главная роль в решении исторических судеб страны связывается Сумароковым с образами просвещенных бояр, которые являются выразителями народной воли. Причины того, что смущается народ, и все волнуются, как бурей токи вод", кроются в антинародной политике Лжедмитрия, допустившего бесчинства поляков в Москве. Самозванец не скрывает своей враждебности ко всему русскому:

Здесь царствуя, я тем себя увеселяю,

Что россам ссылку, казнь и смерть определяю.

Сыны отечества — поляки будут здесь;

Отдам под иго им народ российский весь.

Сложила Англия, Голландия то бремя

И пол-Германии: наступит скоро время,

Что и Европа вся откинет прежний страх.

И с трона свержется прегордый сей монах.

Символом нарастающего народного негодования становятся звуки набатного колокола, повергающие Лжедмитрия в смятение:

В набат бьют! Сему биенью что причина?!

В сей час, в сей страшный час, пришла моя кончина.

Спасу престольный град, отечество избавлю:

Умру, но имени бессмертие оставлю.

Чрезмерность страсти, которая владеет душою героя, резкие перепады его настроения, сочетание в образе Лжедмитрия несочетаемого с позиций здравого смысла (царь-тиран, царь-самозванец) позволяют исследователям творчества Сумарокова усматривать в трагедии следы барочной традиции, восходящей к драматургии школьного театра. Влияние комедийного искусства, где хозяин и слуга — антиподы, сказалось на необычной функции в пьесе наперсника Лжедмитрия Пармена. Он не верный друг и исполнитель воли владыки, а его антагонист, обличающий Самозванца и оберегающий от тирана подданных.

Современные исследователи чаще всего отождествляют Лжедмитрия I с беглым монахом Григорием Отрепьевым из Чудова монастыря. Поддержку и сторонников он нашел в Польше, откуда и вышел с походом на Москву в 1605 году. Согласовав все нюансы с Боярской думой, 20 июня он торжественно въехал в столицу.

Уже при первой встрече московским ревнителям православия не понравилось, что царя повсюду сопровождали поляки. При этом многие обратили внимание, что он не по-московски прикладывался к образам. Однако это списали на то, что он много лет провел за границей и мог позабыть местные обычаи.

Только после этого он прошел обряд коронации, приняв символы власти из рук нового патриарха Игнатия и бояр.

Буквально сразу после восшествия на престол вокруг самозванца стали строить заговоры. Самое известное — противостояние Дмитрия Самозванца и Василия Шуйского. По доносу Шуйский был арестован за то, что распространял слухи, что царь на самом деле является расстригой Отрепьевым и планирует искоренение православия и разрушение церквей. Земский Собор приговорил его к смертной казни, однако сам Дмитрий его помиловал, отправив в ссылку.

В апреле 1606 года в Москву прибыла невеста Дмитрия Самозванца Марина Мнишек вместе с отцом. 8 мая состоялась коронация Марины Мнишек, молодые сыграли свадьбу.

Происхождение Лжедмитрия I

Историки до настоящего времени спорят, кем был на самом деле Лжедмитрий I. По официальной версии, считается, что он был сыном Богдана Отрепьева, дворянина из Галича. Григорий Отрепьев принял постриг и стал монахом Чудова монастыря, откуда сбежал, предположительно, в 1601 году. Выдав себя за чудесным образом спасшегося царевича, он был активно поддержан польскими аристократами, а также католической церковью.

Последующие годы (1603–1604) прошли в подготовке к его возвращению на российский престол. В это время Лжедмитрий I тайно принимает католическую веру и обещает в случае своего успеха ввести католичество на Руси. В своих обещаниях он готов оказать помощь Сигизмунду III в борьбе со Швецией, ну а Польше передать Смоленскую и Северскую земли.

Свержение самозванца

Самого Дмитрия в ту ночь разбудил колокольный звон. Бывший при нем Дмитрий Шуйский сообщил, что в Москве пожар. Лжецарь хотел вернуться к жене, но толпа уже выламывала двери, сметая личную охрану самозванца. Лжедмитрий вырвал алебарду у одного из стражников, попытавшись прогнать толпу. Верный ему Басманов спустился на крыльцо, пытаясь уговорить собравшихся разойтись, но был зарезан.

Когда заговорщики начали ломать дверь, Дмитрий пытался выпрыгнуть в окно и спуститься по лесам. Но оступился и упал, на земле его и подобрали стрельцы. Он был без сознания с вывихнутой ногой и разбитой грудью. Стрельцам он пообещал золотые горы за спасение, поэтому они не стали его отдавать заговорщикам, а потребовали, чтобы царевна Марфа еще раз подтвердила, что это ее сын. За ней отправили гонца, который вернулся, сообщив, что Марфа ответила, будто сын ее убит в Угличе. В самозванца выстрелили, а затем завершили начатое алебардами и мечами.

Поход Лжедмитрия на Россию

После подготовки он осенью 1604 года вместе со сводным польско-литовским отрядом вступает на русские земли в районе Чернигова. Действия самозванца были успешными, чему способствовало крестьянское восстание в южных землях. Лжедмитрий смог укрепиться в Путивле.

23 апреля 1605 года умирает Борис Годунов, власть переходит к его сыну Федору, который был свергнут 1 июня 1605 года в ходе восстания. Большая часть армии переходит на сторону самозванца. В Москву его войска вступают 20 июня. 30 июля он был венчан на царство. Венчание проходило в Успенском соборе Кремля.

Создание трагедии

Краткое содержание трагедии

Единственное, что заставляет страдать Дмитрия Самозванца у Сумарокова — это дочь боярина Шуйского по имени Ксения. Но она к нему равнодушна, к тому же царь женат на полячке Марине Мнишек. Правда, Лжедмитрия это особо не смущает, он все равно рассчитывает добиться расположения своей возлюбленной. Супругу же он рассчитывает отравить. Об этом замысле он рассказывает Пармену, который решает отныне всячески оберегать царицу.

Правление Лжедмитрия

Захватив власть, Лжедмитрий I начал проводить самостоятельную политику. В первую очередь он попытался заручиться поддержкой знати. Он учредил денежные и земельные оклады. Денег надо было много, и он решил эту проблему за счет пересмотра земельных прав монастырей.

Заметных успехов это не принесло, и пришлось поднимать налоги, так как надо было возвращать долги Польше. Все это обострило положение в стране. В это время заметно испортились отношения с Сигизмундом III. Лжедмитрий не спешил в полном объеме выполнять данные ранее обещания.

Сложная обстановка была и внутри страны. В результате сложился заговор, во главе которого встал Василий Шуйский. Общему раздражению горожан способствовало и присутствие множества поляков, съехавшихся на свадьбу самозванца с Марией Мнишек.

17 мая 1607 года в результате заговора бояр Шуйских Лжедмитрий I был убит. Тело лжецаря было сожжено, а прах смешан с порохом. Останки бывшего правителя были заправлены в пушку и полетели в сторону Польши – туда, откуда явился самозванец.

Народные волнения

Главный герой произведения сразу догадывается, кто стоит за мятежом. Это отец Ксении Шуйский. Он немедленно требует привести обоих к нему во дворец.

Шуйский всячески отрицает все обвинения. Он уверяет, что и сам, и весь народ верят в царя и любят его. Самозванец пользуется случаем и требует в доказательство преданности боярина отдать за себя Ксению. Девушка категорически против и с гордостью отказывается от этого предложения. Дмитрий начинает угрожать ей смертью, но даже это не заставляет ее изменить свое мнение. У нее есть жених по имени Георгий, она не в силах его забыть. Шуйский обещает царю повлиять на дочь и заставить ее передумать.

Когда отец и дочь остаются наедине, тот открывается ей, что в действительности собирается скоро свергнуть тирана, но до поры до времени нужно таиться и во всем с ним соглашаться. Шуйский убеждает Ксению притвориться, что она покорилась его воле. И Ксения, и Георгий соглашаются пойти на этот обман во благо Отечеству.

Дмитрий Самозванец в трагедии Сумарокова легко верит этой лжи. Правда, не может сдержаться и тут же начинает издеваться над поверженным соперником. Георгия это возмущает, хоть Ксения его и пытается остановить, он в лицо говорит царю все, что о нем думает, называя тираном, убийцей и самозванцем. Жениха Ксении приказывают заключить в темницу. После этого не может удержать себя в руках и девушка. Тогда самозванец, которого обуревает гнев, грозится казнить обоих молодых людей. Смягчить его удается только вовремя подоспевшему Шуйскому, который снова уверяет, что отныне Ксения больше не будет противиться желаниям царя. Он даже забирает у Дмитрия перстень, чтобы передать его дочери в знак любви монарха.

Боярин к тому же всячески убеждает самозванца, что сам является его верным соратником, самой надежной опорой трона. Под этим предлогом он берет на себя урегулирование вопроса с народными волнениями, которые снова начались после того, как Георгий оказался в заключении. В трагедии Сумарокова Дмитрий Самозванец не возражает против этого, но в то же время приказывает усилить собственную охрану.

Освобождение Георгия

Пармену удается в эту минуту слабости на него повлиять, чтобы освободить Георгия. Обсуждая царя с Шуйским, тот отмечает, что пусть даже нынешний царь и самозванец, но если он достойно выполняет свою миссию, то должен оставаться на престоле. После этого в очередной раз признается в верности царю. Но даже после этого Шуйский не доверяет чувствам наперсника Дмитрия, поэтому не решается ему раскрыться.

Ксения и Георгий снова встречаются с Шуйским. На этот раз они клятвенно ему обещают, что будут впредь терпеть все ругательства самозванца, чтобы случайно не выдать себя. Напоследок влюбленные клянутся, что останутся верными друг другу.

Ночь измены

Правда, упиваться своей победой ему долго не приходится. От начальника стражи поступает тревожная новость. Народ и дворянство ожесточены. Предстоящая ночь может оказаться решающей. Дмитрий призывает к себе Пармена.

В это время Ксения пытается хоть как-то заступиться за зачинщиков бунта, среди которых ее возлюбленный и отец. Но все напрасно.

Пармен пытается убедить царя, что единственный путь к спасению — это милосердное отношение к подданным и раскаяние. Но нрав царя не приемлет добродетели, на уме у него только злодейства. Поэтому Пармен получает приказ казнить бояр.

Когда приказ о смертном приговоре объявляют Георгию и Шуйскому, они с гордостью заявляют, что готовы принять смерть. Шуйский просит только об одном — проститься перед смертью с дочерью. Дмитрий соглашается на это только потому, что знает, это только усилит их страдания и мучения.

Ксению приводят к жениху и отцу, она трогательно с ними прощается. Девушка, по сути, лишается всех людей, которые составляли счастье в ее жизни. В отчаянии она просит зарубить ее мечом. Напоследок она бросается к Пармену, который уже собирался увести бояр в темницу. Она вопрошает, неужели и он сменил свой жалостливый нрав на злодейство? Тот никак не реагирует на ее мольбы, но втайне посылает мольбы на небо, чтобы исполнилась его заветная мечта о свержении тирана.

Развязка трагедии

Дмитрий в панике. Он требует от своей малочисленной стражи победить толпу, которая уже окружила царский дом, начинает строить план бегства. Но даже в эти минуты его страшит не приближающаяся погибель, а то, что он может умереть, не отомстив всем своим врагам. Весь свой гнев он вымещает на Ксении, заявляя, что дочь предателей должна погибнуть за отца и жениха.

Вооруженные заговорщики врываются в царские палаты как раз в тот момент, когда Дмитрий заносит кинжал над девушкой. И жених, и отец рады бы умереть вместо нее. Дмитрий согласен оставить Ксению в живых только при одном условии — ему должны вернуть корону и власть.

Шуйский на это не может пойти, верность Отечеству для него важнее. Георгий бросается к злодею, понимая, что не сможет успеть. Дмитрий уже готов заколоть Ксению, но в последний момент Пармен проявляет свою истинную сущность. С мечом наперевес он вырывает Ксению из рук самозванца. С проклятиями Дмитрий пронзает кинжалом собственную грудь и умирает на глазах у окружающих.

Димитрий Самозванец

Продолжение после рекламы:

Шуйский уверяет царя в том, что и народ, и сам он, Шуйский, любят Димитрия и послушны его воле. Тогда в доказательство покорности самозванец велит отдать за себя Ксению. Но девушка гордо отказывает ему: даже угроза смерти не может заставить её забыть своего жениха Георгия. Шуйский обещает царю переменить мысли дочери.

Как только Ксения остаётся наедине с отцом, тот открывает ей, что намерен вскоре свергнуть тирана с престола; но до времени нужно молчать и таиться. Шуйский просит дочь притвориться покорною Димитрию. Ксения и затем Георгий соглашаются на обман во имя блага отечества.

Брифли существует благодаря рекламе:

Димитрий и сам понимает, что своей кровожадностью восстанавливает против себя подданных и приближает конец своего царствования, но ничего не может с собой поделать.

Продолжение после рекламы:

Внезапно начальник стражи приносит весть, что и дворянство, и народ ожесточаются и, по-видимому, нынешняя ночь станет ночью измены. Димитрий немедленно зовёт к себе Пармена. Ксения пытается заступиться за зачинщиков бунта — своего отца и возлюбленного, но напрасно. И напрасно наперсник указывает царю путь к спасению — раскаяние и милосердие. Нрав Димитрия противится добродетели, у него на уме лишь новые злодейства. Пармен получает приказ казнить бояр.

Брифли существует благодаря рекламе:

Анализ произведения

В центре повествования Лжедмитрий I, злодей и изверг. Он убивает людей не задумываясь, без всякого зазрения совести. Более того, он ненавидит весь русский народ, которым взялся управлять. Он готов выполнить соглашение с поляками и отдать его во владения полякам. В его планах установить в России католичество и верховенство Папы Римского.

Сумароков в своем произведении категорически отказывается от чрезмерной строгости и принципов. Вместо этого он наглядно демонстрирует, какая судьба может ожидать монарха, если он будет действовать не в интересах своего народа.

Эти мысли были весьма смелыми для того времени. К тому же они подкреплялись сентенциями о злых царях, о царской власти в целом, все это произносили герои трагедии Сумарокова.

Димитрий Самозванец, Шуйский, Георгий, князь Галицкий; Ксения, дочь Шуйского; Пармен, наперсник Димитриев; Начальник стражи, Бояре и прочие.

В речах положительных героев (Ксении, Шуйского, Георгия, Пармена) создается образ добродетельного монарха, заботящегося о своих подданных, защитника народа, строго соблюдающего законность.

Действия героев, как и развязка трагедии (появление восставших), лишены какой-либо реальной мотивировки и являются результатом авторской воли.

Чужехват, дворянин; Сострата, дворянская дочь; Валерий, любовник Состратин; Ниса, дворянка и служанка Чужехватова; Пасквин, слуга Чужехватов; Палемон, друг покойного отца Валериева; Секретарь; Солдаты

Положительные персонажи комедий Сумарокова лишены жизненности, они часто выступают в комедиях в роли резонеров. Таков Валерий. Нравоучительным целям соответствовали и характерные для классицизма изобразительные имена отрицательных персонажей: тот же Чужехват.

Викул, дворянин; Хавронья, жена его; Флориза, бедная служанка; Касандр, граф; Дворецкий; Ниса, служанка Хавроньина; Егерь графа Касандра

Речевая характеристика персонажей помогает воссоздать облик и нравы провинциальных дворян. Язык персонажей очень выразителен, это не сглаженная, правильная речь дворянских салонов, а грубый, красочный, пересыпанный пословицами и поговорками, сродни простонародному, язык провинциального дворянства.

Шуйский уверяет царя в том, что и народ, и сам он, Шуйский, любят Димитрия и послушны его воле. Тогда в доказательство покорности самозванец велит отдать за себя Ксению. Но девушка гордо отказывает ему: даже угроза смерти не может заставить её забыть своего жениха Георгия. Шуйский обещает царю переменить мысли дочери.

Как только Ксения остаётся наедине с отцом, тот открывает ей, что намерен вскоре свергнуть тирана с престола; но до времени нужно молчать и таиться. Шуйский просит дочь притвориться покорною Димитрию. Ксения и затем Георгий соглашаются на обман во имя блага отечества.

Димитрий и сам понимает, что своей кровожадностью восстанавливает против себя подданных и приближает конец своего царствования, но ничего не может с собой поделать.

Внезапно начальник стражи приносит весть, что и дворянство, и народ ожесточаются и, по-видимому, нынешняя ночь станет ночью измены. Димитрий немедленно зовёт к себе Пармена. Ксения пытается заступиться за зачинщиков бунта — своего отца и возлюбленного, но напрасно. И напрасно наперсник указывает царю путь к спасению — раскаяние и милосердие. Нрав Димитрия противится добродетели, у него на уме лишь новые злодейства. Пармен получает приказ казнить бояр.

Пересказала К. А. Строева. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русский фольклор. Русская литература Ред. и сост. 1998. — 608 с.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Читайте также: